Критики могут ошибаться

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.

Nostalgia Critic раскрывает троп

Итак, вы читаете рецензию на новый фильм и замечаете, что тайтл собрал много положительных оценок. Вы идёте на премьеру фильма, ожидая увидеть шедевр, заходите в кинотеатр, смотрите и выходите оттуда… с весьма недовольным лицом. «Что за фигню я только что посмотрел!», кричите вы. А ведь в рецензиях всё было просто прекрасно! Но оказалось, критики были абсолютно неправы.

Мнения критиков и простых зрителей/читателей/геймеров совпадают далеко не всегда. Довольно часто случается, что критики из самых престижных изданий начинают восхвалять произведение, которое простые зрители или геймеры возненавидят. Или наоборот, хулить произведение, у которого вскоре появится толпа фанатов. И дело не в том, что критикам занесли или они не смотрели — нет, они всё написали как думают, но противопоставили себя публике-дуре и из-за узости своих вкусов и воззрений оказались в меньшинстве.

Пересекается с тропом Проблема противоположных оценок, но в этом тропе речь идет об отличиях мнений между критиками и публикой, а не между фанатами.

Почему так происходит?[править]

Стоит не забывать, что критики — это не какие-то инопланетяне, это тоже зрители, только более опытные и пресытившиеся. Поэтому они скорее разгромят произведение, где повторяется то, что они уже сто раз видели (становления супергероев, избранные с тёмными властелинами, семья переезжает в новый дом с привидениями и т. д.), и перехвалят то, которое сумеет удивить даже знатока (деконструкцией, обманом ожиданий, поднятием важных тем или даже шоком и эпатажем). Критику скорее понравится что-то странное, артхаусное или социально значимое, а не экранизация вашей любимой игры с пострелушками.

А ещё — критики работают на СМИ, которым для привлечения внимания нужны громкие заголовки про шедевры и провалы. Поэтому критики склонны порой к крайним оценкам — «нормальный» фильм превращается в шедевр, «такой себе» — в худший отстой, какой видел свет. А система Rotten Tomatoes, которая делит все отзывы на «кино» и «говно», это усугубляет.

В некоторых случаях раскол во мнениях может произойти из-за ошибки с целевой аудиторией: автор пытался создать что-то одно, передал своё творчество соответствующим критикам — а народ предпочёл найти в его творчестве нечто совсем иное. Вариант с педалью в пол — конъюнктурные творенья. Автор создаёт произведение, которое отстаивает некие идеалы; критики хвалят результат, потому что считают, что это правильно; зритель плюётся, потому что эта «повесточка» ему поперёк горла.

Однако «простые зрители» тоже далеко не всегда правы и могут не понять произведение, которое позже будет считаться классикой. Или, что бывает чаще, схавать откровенную халтуру под соусом спецэффектов, популярной франшизы или имени режиссёра-«гения». А на любое несогласие критиков со своим мнением начинает кричать, что критиков якобы «купили»: если хвалят, то создатели фильма, а если ругают… ну, видимо, конкуренты!

В реальности мнение простого критика слишком незначительно, чтобы заниматься прямым подкупом и рисковать, что какой-нибудь жаждущий славы критик сольёт в сеть переписку об этом. У правообладателей вместо этого есть куча непрямых способов заранее расположить к себе критиков (спецпоказы, ключи в Стим, встречи со звёздами, фуршеты) — впрочем, как и фанатов (старый добрый фансервис, спецпоказы для фан-клубов, розыгрыши ключей). И конечно, ни то, ни другое не гарантирует восторгов, если произведение совсем плохо.

Примеры[править]

Литература[править]

Кино[править]

  • Яркость — разгромные рецензии критиков и высокие оценки (а также мгновенно сложившийся фандом вселенной) у зрителей.
    • А разгадка одна. Это плагиат хорошего фильма от ЭТОГО ЖЕ РЕЖИССЁРА. Есть такое кино «тренировочный день». Всё то же самое, но без магии и дыр в сюжете. Ясное дело, что при плагиате хорошего кино достоинства этого кино не стираются полностью. Но если ты критик, и знаешь фильмографию режиссёра, то подход «сплагиачу самого себя, только добавлю магию, не позаботившись о том, как оно должно стыковаться с изначальным сюжетом» их коробит.
      • Плагиат - не то слово. Нельзя сплагиатить у самого себя. Плагиат - это кража, а свое не крадут. Это скорее перепев, то есть ретеллинг.
        • Причём ретеллинг хороший-годный, с хорошо прописанными персонажами, крутый экшеном и удачным сочетанием атмосферы загнивающего ЭлЭй с фэнтези. Причём стоит заметить, что вообще то удачных примеров полнометражных фильмов в жанре городского фэнтези, за последние лет 10 - крайне мало, ещё и в жанре боевика.
  • Тарковский как автор вообще и его «Сталкер» в частности. Всё как в шутке: критики нахваливают творчество Андрея Арсеньевича, потому что нифига не поняли и вообще боятся обвинений в безграмотности и тупости. Со стороны тех же зрителей отношение ОЧЕНЬ неоднозначное и контрастное — от «это шедевр!» до «какая-то тягомотина».
  • «Эффект бабочки» 2003 г. — критики оценили фильм не очень позитивно, зато обычным зрителям он понравился.
  • «Троя» 2004 г. — фильм получил довольно прохладные отзывы критиков из-за расхождения с оригиналом. Зато обычные зрители отнеслись к нему куда благосклоннее.
  • Бэтмен против Супермена: 27 процентов на Томатах уже стали мемом и именем нарицательным, но самое смешное в том, что после выхода расширенной версии некоторые из критиков САМИ признали свои оценки ошибкой и даже извинялись перед режиссёром.
  • «Город грехов 2: Женщина, ради которой стоит убивать» — несомненно, в сиквеле уже нет новизны оригинала, и актёрский состав не такой звёздный, да и лучшие графические новеллы ушли на первый фильм. Да, вторая часть объективно хуже первой. Это факт. Но от этого она не перестаёт быть прекрасным фильмом, и зрительские оценки это подтверждают. Воу-воу, критики, палехче! За что единицы с двойками, откуда столько негатива?
    • Правда, этот фильм при бюджете в 65 миллионов собрал в прокате меньше 40.
  • Фильм Warcraft 2016 года. Не такая уж плохая экранизация игры была разгромлена критиками и на данный момент имеет всего 28% свежести на Rotten Tomatoes. А вот зрительский рейтинг куда позитивнее — целых 77%.
  • Перезапуск «Охотников за привидениями» 2016 года — критики в целом фильм похвалили (опасаясь гнева феминистической тусовки), зато зрители не постеснялись сказать всё что думают. Есть надежда, что кассовый провал похоронит идею таких перезапусков на корню.
    • А вот в России мнения критиков разделились. Либеральная тусовочка типа «Сноба» фильм хвалила, более консервативная («Российская газета») — нет. На Канобу даже посредственную порнопародию оценили выше оригинала! В среднем получилось более или менее объективное «так себе».
  • «Меч короля Артура» Гая Ричи 2017 г. — критики разгромили фильм, из-за чего он провалился в прокате. А вот обычные зрители отнеслись к нему благосклоннее.
    • А в России и критики, и зрители отнесли к фильму гораздо теплее.
  • «Боевой ангел Алита» 2019 г., товарищи! Для этого зрелищного и драматичного боевика-долгостроя создатели выжали из первоисточника почти всё лучшее, что можно было вписать в хронометраж. Зрители оценили их старания на ура, а вот критики что-то «постеснялись»...
  • «Ричард III», дизельпанк-версия 1995 года — критики хвалили фильм на все лады, но зрители оказались другого мнения, так что амбициозный фильм безнадёжно провалился, едва-едва собрав в прокате треть бюджета.
  • Война Бесконечности же! Кто же мог подумать, что один из самых лучших фильмов по вселенной Marvel получит 68 баллов от критиков.
  • «Замерзшая из Майами» (2009) — критики разнесли фильм за вторичность и простоватость, заодно проехавшись по необычной внешности Рене Зеллвегер, сыгравшей в нем главную роль, но в прокате фильм собрал 30 миллионов долларов при бюджете в 8 и получил хорошие отзывы от зрителей, оценивших милую и добрую комедийную мелодраму. Не в последнюю очередь именно благодаря блестящей игре Рене.

Телесериалы[править]

  • «Падение Трои» 2018 года. Критики выставили сериалу аж 67% свежести, зато зрители были куда категоричнее в своём негодовании. 25% на Rotten Tomatoes и 1.4 балла на IMDb на старте. В данный момент рейтинг дорос до 3,8 и судя по динамике оценок имеет место накрутка.
  • «Зачарованные» 2018 года. Практически идентичная ситуация. Целых 70% положительных рецензий от критиков, 27% от зрителей, и оценка 3,8 на IMDb.

Мультсериалы[править]

  • «Спаун» (1997-1999) — рейтинг критиков составляет всего 19%, и это при всенародной любви и запредельной оценке обычных зрителей в 8,1 на IMDb.

Видеоигры[править]

  • Многие конвейерные франшизы вроде Assasin’s Creed или Call of Duty снискивают похвалу со стороны престижных игровых изданий, в то время как игроки предпочитают называть данные франшизы «конвейерным мусором». С фитильком, потому что даже в подобных конвейерных франшизах встречаются достойные игры.
    • Ну и не марсиане ж их раскупают, благодаря чему франшизы всё ещё на плаву.
  • Вопреки распространённому мнению, журнал PSExtreme, давший игре Bubsy 3D какую-то свою награду, действительно существовал. Неудивительно, что он умер и был навеки забыт.
  • Dragon Age 2 получила весьма положительные отзывы от критиков, в то время как игроки (впрочем, меньшая их часть) остались недовольными.
  • Final Fantasy — все, к чему прикасается Мотору Торияма, становится сабжем. Так, Final Fantasy X-2 оказалась фансервисной игрой и чисто развлекательной продукцией (в отличии от оригинальной Final Fantasy X, которая оказалась произведением искусства и обладает глубоким сюжетом). Естественно, увидев жалкую пародию на «Ангелов Чарли» фанаты были возмущены. Но критики остались в целом вполне довольными, как и в случае с Final Fantasy XIII. Кстати, игра вышла впервые в Японии до слияния Square и Enix, у последней которой была очень шедевральная Valkyria Profile. Так что если винить во всех грехах, так это лично Мотору, а не слияние студий.
    • Впрочем, относительно других его проектов, таких как Front Mission Evolved и MindJack и игроки, и критики были единодушны в своём негодовании.
    • Final Fantasy Crystal Chronicles: The Crystal Bearers — критики оценили игру не очень высоко, зато фанаты серии в целом остались довольны.
    • Не фансервисом единым жива вторая десятка, а всё негодование исключительно от сравнения с приквелом. Автор правки любит обе части и заявляет: если и винить за что-то вторую, как продолжательницу первой, так только за блицбол, в котором от игрока немногое зависит.
  • Sonic the Hedgehog — да, есть действительно ужасные игры вроде Sonic 2006 или Sonic Forces. Но порой критики успевают обругать и вполне играбельные части. Так, например, Sonic Heroes (любимая игра детства автора данной статьи, и не его одного) получила средние оценки от рецензентов, но в неё все равно с удовольствием играют фанаты. Да и судя ко всему критики предпочитают восхваливать только те части, которые максимально похожи на игры эпохи Sega Mega Drive.
  • Star Wars Battlefront 2! Игру погубили лутбоксы и ужасный баланс разряда «Pay-2-win».
  • Earthbound — кто знал, что облитая негативной критикой с ног до головы RPG станет культовой и одной из наиболее влиятельных игр своего времени?
  • Критики успели обматерить переход червяков в 3D. Хоть игра и сильно отличается от классических двухмерных червей, но в ней был интересный самобытный геймплей. Локации, где происходят сражения, весьма интересны. А сложность повышена, а качество отменное. Серьезно, что плохого в переходе на 3D?
    • Данный пример делит пополам с тропом Раньше трава была зеленее, поскольку фанаты предпочитают сражения на двухмерных процедурно-генерируемых, но однообразных ландшафтах, которые по виду больше напоминают очередной шедевр абстрактного искусства. Самая любимая часть «Червяков» автора данной правки — Worms Ultimate Mayhem. Кстати, многие фанаты до сих пор сидят на стареньком «Армагеддоне».
    • А ещё тут раскол фанатского сообщества — тем, кто начал с части в 3D, она очень понравилась, даже больше, чем предыдущие части в 2D. Однако разработчики оказались на стороне фанатов 2D. Так что новые трехмерные «Червячки» вряд ли выпустят в ближайшее время.
  • Игры серии The Legend of Zelda на печальной известной Philips CD-i. В свое время эти «щЫдевры» получили высокие оценки от критиков. Чтобы убедиться в их убогости, достаточно только посмотреть на видеоролики, где Линк из молчаливого бисёнена превратился в уродливого болтуна. MAH BOI!!! This peace is what all true warriors strive for!
  • «Мор. Утопия» — один из первых примеров на постсоветском пространстве. Наиболее распространенный и популярный в 2005 г. журнал о компьютерных играх «Игромания» сделал упор на недостатках (вполне объективных) и поставил 5\10. Тем не менее, фанаты заваливали редакцию письмами, сама игра долго держалась в топ-5 популярных игр и в итоговом материале «Лучшие игры 200 %» игре посвятили отдельную колонку в стиле «да, мы все еще считаем игру сырой, но рады реакции игроков и желаем Ice-Pick Lodge дальнейших успехов». К слову, принадлежавший к тому же издательскому дому «Техномир» журнал «Лучшие компьютерные игры» оказался с самого начала на стороне фанатов.
  • Black&White 2 — критики высоко оценили «работу над ошибками» предыдущей части, однако игра провалилась в продажах из-за, по мнению игроков, все еще слишком медленного и скучного геймплея.
  • Fallout: New Vegas — критики оценили последнее дополнение, Lonesome Road, как очень слабое, а Улисса обозвали «безликим и неинтересным». Игроки не оценили данное утверждение (а автор правки — особенно): сам Разлом был показан в игре достаточно атмосферно, а тяжелый и давящий голос Улисса дополнил и без того мрачное положение дел.
  • Five Nights at Freddy's. Пополам с тропом Проблема противоположных оценок. Игры серии получили положительные оценки даже со стороны престижных изданий, но у данной франшизы появилась целая армия хейтеров.
    • Правда тут всему виной не качество самой игры, а её фэндома, в своё попортившее интернет-пространство своим «тварчиством». В саму же игру для хейта играть необязательно.
  • Days Gone. Экшн о выживании байкеров в постапокалипсисе критики приняли холодно, но зато игрокам он очень даже зашёл.
  • Demon's Souls — была обругана не только японскими критиками, но даже руководством выпускавшей её Sony. Однако на Западе внезапно выстрелила, так что Миядзаки с командой начали делать духовного наследника уже вместе с Bandai Namco.

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

  • Танки Т-34 и КВ-1 в конце 1941 года передали в США для ознакомления. Машины были испытаны на Абердинском полигоне, и американские эксперты составили о них разгромный отчёт (как справедливо заметил М. Свирин, достаточно лукавый). Тем не менее, в бою эти танки проявили себя грозными машинами, а вот самый современный на момент испытаний американский танк M3 Lee — мягко говоря, не очень.
    • Отчёт об испытаниях того же Т-34 в Кубинке даже более разгромный — плохая эргономика и обитаемость, устаревшая конструкция ходовой части, низкая надёжность. В началу 1941 года Т-34 считался неудачной временной машиной, которую планировалось заменить на Т-34М, имевший торсионную подвеску вместо свечной, новую коробку передач, измененную форму корпуса, увеличенную башню с командирской башенкой, более толстую броню и ещё множество усовершенствований. Из-за неудачного начала войны освоить производство Т-34М не удалось, отдельные элементы (башня, коробка передач) внедрялись на Т-34 в 1942-43 годах.
    • Впрочем, как это часто случалось с военной техникой, в процессе выяснилось, что лучший танк - не тот, у которого лучшие качества, а умеренно приличный, но при этом тот, который можно производить тысячами в кустарных условиях.