Бесклассовая ролевая система: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 47: Строка 47:
* [[Ведьмак 3]] — вроде бы обычная система с очками умений, но количество активных умений жестко ограниченно, что позволяет делать [[что это было?|очень]] [[что за фигня, автор?|странные действия]] как с точки зрения внутримировой логики, так и с точки зрения [[метагейминг]]а. Геральт может изучить всё, но использовать может только 12 заранее выбираемых умений (позже 16). Сначала он великий мечник, но вот он сбежал за угол и перераспределил все активные умения в алхимию, забыв при этом все свои финты и приёмчики с мечом. Почему? Зачем? Из-за бед с башкой Геральт заработал [[обоснуй|ограничение на оперативную память]] что ли?
* [[Ведьмак 3]] — вроде бы обычная система с очками умений, но количество активных умений жестко ограниченно, что позволяет делать [[что это было?|очень]] [[что за фигня, автор?|странные действия]] как с точки зрения внутримировой логики, так и с точки зрения [[метагейминг]]а. Геральт может изучить всё, но использовать может только 12 заранее выбираемых умений (позже 16). Сначала он великий мечник, но вот он сбежал за угол и перераспределил все активные умения в алхимию, забыв при этом все свои финты и приёмчики с мечом. Почему? Зачем? Из-за бед с башкой Геральт заработал [[обоснуй|ограничение на оперативную память]] что ли?
* [[Fable 3]] — все умения тут покупаются за деньги.
* [[Fable 3]] — все умения тут покупаются за деньги.
* Spellforce — в первой игре система вроде бы бесклассовая, но прокачка умений напрямую привязана к характеристикам (нельзя повысить навык, требующий ловкости, если ловкость ниже определённого порога), а очков навыков за уровень выдают мало, из-за чего развивать больше двух деревьев навыков (и больше трёх веток в каждом дереве) контрпродуктивно. В сиквеле оставили два очень ветвящихся дерева навыков с узкими специализациями в самом конце — воинские и магические навыки, и привязали открытие новых умений к количеству вложенных в каждую ветку скиллпоинтов, что породило огромный простор для [[мультикласс]]ов.
* Spellforce — в первой игре система вроде бы бесклассовая, но прокачка умений напрямую привязана к характеристикам (нельзя повысить навык, требующий ловкости, если ловкость ниже определённого порога), а очков навыков за уровень выдают мало, из-за чего развивать больше двух деревьев навыков (и больше трёх веток в каждом дереве) контрпродуктивно. В сиквеле оставили два очень ветвящихся дерева навыков (воинские и магические) с их группировкой и узкими специализациями в самом конце, и привязали открытие новых умений к количеству вложенных в каждую ветку скиллпоинтов, что породило огромный простор для [[мультикласс]]ов.


{{Nav/Ролевые игры}}
{{Nav/Ролевые игры}}

Версия 17:40, 5 марта 2025

Dw-worker.jpgСтройплощадка, наденьте каску!
Эта статья сейчас в процессе написания. Автор планирует нечто объёмное и застрачивает сюда текст по частям. Пожалуйста, дождитесь завершения работы, и только потом редактируйте: не создавайте неудобства себе и автору.


Бесклассовая ролевая система (тут и далее БРС) — это система прокачки, где игроки не ограничены предустановленными ролями. Поскольку специализации размыты, то это в теории позволяет создать весьма интересного персонажа.

Но есть у БРС свои особенности и минусы.

Раскачка

В БРС чаще всего встречаются 2 системы повышения навыков:

  1. через очки умений — поднял уровень и повысил те навыки, которые хочешь.
  2. через опыт — чем пользуешься, то качается.

Какая система лучше? Ответ тут, как ни странно, не очевиден.

Раскачка через очки

  • Преимущества — простота реализации, удобство в использовании и, самое главное, — нет гринда c ожиданием.
  • Недостатки — нереалистичность и бредовость. Как можно стать великим магом, убивая ржавой вилкой крыс в канализации? Частично решается привязкой навыков к атрибутам персонажа.
  • Узкие места — навыки/характеристики так или иначе повышающие выдаваемые очки за уровень становятся первой целью манчкинов.

Раскачка через опыт

  • Преимущества — реалистичность и логичность. Без труда не вытащишь и ктулхутёнка из ведра, ведь так?
  • Недостатки — сложности балансировки. Мало кому хочется ковать 100500 кинжалов, чтобы стать легендарным кузнецом. Некоторые навыки таким способом качать крайне проблематично, а другие слишком легко.
  • Узкие места — какой опыт учитывать для повышения каждого навыка? От чего зависит эффективность раскачки меча (нанесенный урон, количество ударов, количество сверженных врагов?), а алхимии (редкость использованных ингредиентов, количество зелий?) и так далее.

Сверхспециализация

Преимущество БРС «качай что хочешь» одновременно является и её слабостью.

Например, может получиться персонаж, бьющий белку в глаз из автомата за 10 км, но не способный при этом стрелять из пистолета. Или Чёрный ловелас, способный соблазнить даже дорожный столб, но при этом не могущий в обычное общение.

К счастью, эту проблему можно лечить группировкой навыков — например, в самом начале качается условный ближний бой, который включает в себя и автоматически качает мечи, алебарды, нунчаки и прочий холодняк. А уже после достижения порогового значения допускается специализация. Полюбилась тонфа? Да качай себе на здоровье. Персонаж в любом случае не будет жопоруком в ближнем бою.

Впрочем, возможен и другой подход — вы не повысите навыки стихосложения выше 50 %, пока не прокачаете каллиграфию и основы троповодства хотя бы на 25 %.

Неявное классирование

Примеры БРС

Примеры игр с собственной БРС

Нестандартные примеры

  • Ведьмак 3 — вроде бы обычная система с очками умений, но количество активных умений жестко ограниченно, что позволяет делать очень странные действия как с точки зрения внутримировой логики, так и с точки зрения метагейминга. Геральт может изучить всё, но использовать может только 12 заранее выбираемых умений (позже 16). Сначала он великий мечник, но вот он сбежал за угол и перераспределил все активные умения в алхимию, забыв при этом все свои финты и приёмчики с мечом. Почему? Зачем? Из-за бед с башкой Геральт заработал ограничение на оперативную память что ли?
  • Fable 3 — все умения тут покупаются за деньги.
  • Spellforce — в первой игре система вроде бы бесклассовая, но прокачка умений напрямую привязана к характеристикам (нельзя повысить навык, требующий ловкости, если ловкость ниже определённого порога), а очков навыков за уровень выдают мало, из-за чего развивать больше двух деревьев навыков (и больше трёх веток в каждом дереве) контрпродуктивно. В сиквеле оставили два очень ветвящихся дерева навыков (воинские и магические) с их группировкой и узкими специализациями в самом конце, и привязали открытие новых умений к количеству вложенных в каждую ветку скиллпоинтов, что породило огромный простор для мультиклассов.