Хороший царь, плохие бояре: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(→‎Русскоязычная: орфография)
 
(Новая страница: «{{Q|В московском театре «Содружество актёров Таганки» идёт музыкальная сказка «Чиполлино» по произведению итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари (1920—1980) «Приключения Чиполлино». Однако сюжет сказки изменён. Революции в конце не происходит, п...»)
Строка 1: Строка 1:
{{Q|В московском театре «Содружество актёров Таганки» идёт музыкальная сказка «Чиполлино» по произведению итальянского писателя-коммуниста [[Джанни Родари]] (1920—1980) «Приключения Чиполлино». Однако сюжет сказки изменён. Революции в конце не происходит, просто ходоки добираются до Его Высочества принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц отменяет собственные несправедливые указы и остаётся и дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи — овощами. Благодать!|http://maysuryan.livejournal.com/44615.html}}
{{Q|В московском театре «Содружество актёров Таганки» идёт музыкальная сказка «Чиполлино» по произведению итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари (1920—1980) «Приключения Чиполлино». Однако сюжет сказки изменён. Революции в конце не происходит, просто ходоки добираются до Его Высочества принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц отменяет собственные несправедливые указы и остаётся и дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи — овощами. Благодать!|http://maysuryan.livejournal.com/44615.html}}
{{Q|Какие ж у зверей пошли на это толки? — <br />Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.
{{Q|Какие ж у зверей пошли на это толки? — <br />Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.
|[[Иван Крылов]] стебается над тропом}}
|[[Иван Крылов]] стебается над тропом}}
{{Q|На стеблях травы жили крошечные букашки. Старшие из них учили младших: «Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран – опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас бы сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр справедлив – он отомстил бы за нас».|Притча}}
{{Q|На стеблях травы жил крошечные букашки. Старшие из них учили младших: «Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран – опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас бы сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр справедлив – он отомстил бы за нас».|Притча}}


Имеется царь. Он [[искусный государь]] и выдающийся правитель, умный, отважный, прислушивающийся к своему народу и действительно знающий, что нужно его стране.
Имеется царь. Он [[искусный государь]] и выдающийся правитель, умный, отважный, прислушивающийся к своему народу и действительно знающий, что нужно его стране.
Строка 11: Строка 11:
Другой вариант объяснения — государь считает, что вероятные преемники этих министров окажутся не лучше, но эти уже нахапали вволю и теперь воруют в меру, а новые начнут хапать «с нуля».
Другой вариант объяснения — государь считает, что вероятные преемники этих министров окажутся не лучше, но эти уже нахапали вволю и теперь воруют в меру, а новые начнут хапать «с нуля».


Могло также встречаться в условиях, когда царь — хотя скорее всего, он ещё этого титула не носит, — и не обладает такой уж большой властью, чтобы приструнить их (взять хотя бы [[Круль, пся крев и краковяк|Речь Посполитую]] или средневековый [[Господин Великий|Великий Новгород]]). А бояре вовсе не чувствуют себя его слугами, обязанными неукоснительно слушаться. Напротив, они могут себе многое позволять, а при желании и свергнуть этого самого «царя» вполне открыто, или [[Рокош|устроить бунт]] и навязать ему свои условия. И в этом случае цели правителя и его высокопоставленных подданных действительно могут сильно отличаться. На самом-то деле, такие взаимоотношения между правителем и знатью, выросшие из [[Старше, чем феодализм|родоплеменной военной демократии]], на протяжении многих веков были гораздо более типичны, чем представления об абсолютной монархии, где «бояре» подразумеваются не более чем слугами царя.
Однако значительно чаще мы имеем дело с «верой в [[добрый король|доброго царя]]», идущей снизу. Мол, бояре просто не рассказывают царю о творящемся в государстве воровстве и произволе, а вот если добраться с челобитной, да открыть ему глаза… В истории несть числа людям, писавшим письма или прорывавшимся на приём на самый верх. И судьба их зачастую была печальной, и жизнь короткой (в виде особо тонкого издевательства жалоба сверху спускалась на рассмотрение по существу… как раз тому, на кого была подана). Либо, царь действительно добрый, просто [[глупый король|глуп и безволен]].
 
Однако значительно чаще мы имеем дело с «верой в [[добрый король|доброго царя]]», идущей снизу. Мол, бояре просто не рассказывают царю о творящемся в государстве воровстве и произволе, а вот если добраться с челобитной, да открыть ему глаза… В истории несть числа людям, писавшим письма или прорывавшимся на приём на самый верх. И судьба их зачастую была печальной (в виде особо тонкого издевательства жалоба сверху спускалась на рассмотрение по существу… как раз тому, на кого была подана). Как вариант, царь действительно добрый, просто [[глупый король|глуп и безволен]], а то и вовсе декоративная фигура без реальной власти.
 
В каком-то смысле противотроп — [[Королевства — хорошо, а империи — плохо]] (когда хорошей считают местную национальную элиту, а зависимость от центральной власти — чем-то плохим).
 
Версия тропа для религии: [[Хороший бог, плохие верующие]]. Близкий случай — [[Гадский подручный хуже хозяина]], когда «царь» ни разу не хороший, вот только «бояре» ещё хуже.
 
Противотоп: [[Рыба гниёт с головы]] – когда напротив, царь плохой, а бояре хорошие.


== Пятиминутка реальности ==
== Пятиминутка реальности ==


Как всякий устойчивый миф, этот появляется не на пустом месте. Единоличный монарх действительно очень часто является естественным стратегическим союзником простонародья — по принципу «[[Враг моего врага]]». Потому что главными конкурентами и претендентами на его место являются именно непосредственные подчинённые — и соответственно, на головы этих подчинённых он в первую очередь обрушивает все репрессии, ну а те отвечают ему полной взаимностью. Тиранить народ напрямую у царя попросту нет возможности — ведь все его указы пойдут по цепочке вниз через тех же бояр. Если же бояре тиранят народ по собственному почину, не согласовав это с царём, то понятно, что первое лицо будет недовольно.
Как всякий устойчивый миф, этот появляется не на пустом месте. Единоличный монарх действительно очень часто является естественным стратегическим союзником простонародья — по принципу «[[Враг моего врага]]». Потому что главными конкурентами и претендентами на его место являются именно непосредственные подчинённые — и соответственно, на головы этих подчинённых он в первую очередь обрушивает все репрессии, ну а те отвечают ему полной взаимностью. Тиранить народ напрямую у царя попросту нет возможности — ведь все его указы пойдут по цепочке вниз через тех же бояр. Если же бояре тиранят народ по собственному почину, не согласовав это с царём, то понятно, что первое лицо будет недовольно, и сердобольность его здесь совершенно ни при чём — просто кусок мимо рта уплывает.


Кроме того, монарх, как правило, действительно знает о положении дел в государстве исключительно по докладам министров/визирей/бояр. А те объективно заинтересованы представлять всё в максимально выгодном для себя свете. Так что представление о том, что бояре скрывают от царя правду, не так уж далеко от истины. Если какой-нибудь Гарун аль-Рашид бродит по городу переодетым, то в поисках не приключений, а хоть каких-то альтернативных источников информации. У монархов более современных для тех же целей имеется личная разведка. Но чтобы она работала хорошо, надо самому хоть немного понимать в искусстве управления.
Кроме того, монарх, как правило, действительно знает о положении дел в государстве исключительно по докладам министров/визирей/бояр. А те объективно заинтересованы представлять всё в максимально выгодном для себя свете. Так что представление о том, что бояре скрывают от царя правду, не так уж далеко от истины. Если какой-нибудь Гарун аль-Рашид бродит по городу переодетым, то в поисках не приключений, а хоть каких-то альтернативных источников информации. У монархов более современных для тех же целей имеется личная разведка. Но чтобы она работала хорошо, надо самому хоть немного понимать в искусстве управления.


А ещё можно вспомнить короля Богемии и Венгрии Владислава II Ягеллона по прозвишу «Добже» aka «Bene», что по-русски дословно «Ладно» (или если использовать украинизм «Добре»). Заслужил своё прозвище тем, что на любые предложения аристократии он отвечал «Добже». А вот для народа он таким добрым по-факту не был. Но крупнейшее крестьянское восстание, вспыхнувшее в его правление, аристократы подавили самостоятельно без его участия — вот уж действительно выглядело «король — добрый, магнаты — злые». Похожим образом поступил Карл Мудрый дав подавив крестьянское восстание Карлу Злому, а затем … амнистировав выживших восставших, таким образом получив поддержку народа, а самое главное — он сберёг от боёв свою армию, так что Карлу Злому с его изрядно поредевшей в боях армией, пришлось поспешно убираться обратно, так и не получив французскую корону, ради которой он и вторгся во Францию давить чужое восстание.
А ещё можно вспомнить короля Богемии и Венгрии Владислава II Ягеллона по прозвишу «Добже» aka «Bene», что по-русски дословно «Добре». Заслужил своё прозвище тем, что на любые предложения аристократии он отвечал «Добже». А вот для народа он таким добрым по-факту не был. Но крупнейшее крестьянское восстание, вспыхнувшее в его правление, аристократы подавили самостоятельно без его участия — вот уж действительно выглядело «король — добрый, магнаты — злые».


Ну и не забываем про то, что если царь действительно ни на что не годится, ему проще всего обвинять во всех провалах своих подчиненных.
Ну и не забываем про то, что если царь действительно ни на что не годится, ему проще всего обвинять во всех провалах своих подчиненных.
Строка 33: Строка 25:
== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Театр]] ===
=== Театр ===
* Пьесы, где [[король под прикрытием|правитель инкогнито странствует]] и смотрит, как живет его народ — «Мера за меру» у Шекспира, «Счастливые нищие» у Гоцци.
* Пьесы, где [[король под прикрытием|правитель инкогнито странствует]] и смотрит, как живет его народ — «Мера за меру» у Шекспира, «Счастливые нищие» у Гоцци.
* Мольер, «Тартюф» — [[бог из машины|помощь в финале приходит от королевского эмиссара]], который и арестовывает Тартюфа, а пострадавших героев милует, несмотря на компрометирующие бумаги.
* «Недоросль» Фонвизина — барыня Простакова и её брат с [[говорящее имя|говорящей фамилией]] Скотинин — плохие, царский чиновник Правдин — хороший. Причём Правдин пресекает деятельность Простаковой и Скотинина не самоуправством, а с опорой на царский указ.
* Фонвизин, «Недоросль» — барыня Простакова и её брат с [[говорящее имя|говорящей фамилией]] Скотинин — плохие, царский чиновник Правдин — хороший. Причём Правдин пресекает деятельность Простаковой и Скотинина не самоуправством, а с опорой на царский указ.


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Иван Андреевич Крылов, «Пестрые овцы» (см. второй [[эпиграф]]) — желающий устроить [[геноцид]] против этих самых овец Лев по совету [[хитрая лиса|Лисы]] выдает им самые лучшие луга… и назначает начальниками [[злой и страшный серый волк|волков]]. Все как по маслу: овцы ликвидированы, репутация Льва самая лучшая, ''басня сорок лет лежит среди неизданного''.
* Иван Андреевич Крылов, «Пестрые овцы» (см. второй эпиграф) — желающий устроить геноцид против этих самых овец Лев, по совету Лисы, выдает им самые лучшие луга… и назначает начальниками волков. Все как по маслу: овцы ликвидированы, репутация Льва самая лучшая, басня сорок лет лежит среди неизданного.
** А также басня «Мирон»:
{{q|pre=1|noanon=1|
Видать случалось часто мне,
Как доступ не легок в высокие палаты;
‎Да только всё собаки виноваты —
‎Мироны ж сами в стороне.}}
* Иван Лажечников, «Ледяной дом» — Анна Иоанновна выведена доброй, но слабохарактерной, а Бирон со товарищи — типичными [[Омерзительная свадьба|плохими боярами]], которые пользуются ее мягкотелостью.
* Иван Лажечников, «Ледяной дом» — Анна Иоанновна выведена доброй, но слабохарактерной, а Бирон со товарищи — типичными [[Омерзительная свадьба|плохими боярами]], которые пользуются ее мягкотелостью.
* Аркадий Аверченко, рассказ «Слепцы». Король на неделю уступает трон писателю AVE, который в разговоре с ним неосторожно заявил: «Я бы на вашем месте…». Пока отданный AVE приказ доходит до непосредственных исполнителей, он успевает претерпеть удивительные метаморфозы, меняя смысл на совершенно противоположный. «Одним моим критиком меньше», — кричит король вслед AVE.
* Аркадий Аверченко, рассказ «Слепцы». Король на неделю уступает трон писателю AVE, который в разговоре с ним неосторожно заявил: «Я бы на вашем месте…». Пока отданный AVE приказ доходит до непосредственных исполнителей, он успевает претерпеть удивительные метаморфозы, меняя смысл на совершенно противоположный. «Одним моим критиком меньше», — кричит король вслед AVE.
* Мария Семёнова, «[[Волкодав]]»:
* Мария Семёнова, «[[Волкодав]]»:
** Сонмор, «ночной правитель» (глава организованного преступного мира) Нарлака, солидный и всеми уважаемый человек, который извёл под ноль всю неорганизованную преступность в столице. Однако на окраинах страны некоторые его подчинённые творят его именем откровенный беспредел и дерут с народа за «крышу» по три шкуры, укрывая лишние денежки в своём кармане. Впрочем, вполне вероятно, что Сонмор временами вызывает таких молодцов для объяснения, после чего их ''находят завёрнутыми в собственные шкуры, вывернутые наизнанку''.
** Сонмор, «ночной правитель» (глава организованного преступного мира) Нарлака, солидный и всеми уважаемый человек, который извёл под ноль всю неорганизованную преступность в столице. Однако на окраинах страны некоторые его подчинённые творят его именем откровенный беспредел и дерут с народа за «крышу» по три шкуры, укрывая лишние денежки в своём кармане. Впрочем, вполне вероятно, что Сонмор временами вызывает таких молодцов для объяснения, после чего их ''находят завёрнутыми в собственные шкуры, вывернутые наизнанку''.
** Глузд, князь Галирада и отец кнесинки Елень. Сам пользуется в городе всеобщим уважением, однако его «левая рука» боярин Лучезар — [[полное чудовище]], и в дружину свою людей набирал [[Армия воров и шлюх|по образу и подобию своему]]. Фанатский [[обоснуй]]: скорее всего, при князе он сдерживал себя и раскрылся, когда князь уехал по делам. А заодно и распробовал [[антиреклама наркотиков|наркотического порошка]]. В общем, князь действительно ничего не знал, иначе бы не доверил ему отвезти свою единственную дочь к жениху через дикие земли.
** Глузд, князь Галирада и отец кнесинки Елень. Сам пользуется в городе всеобщим уважением, однако его «левая рука» боярин Лучезар — [[полное чудовище]], и в дружину свою людей набирал [[Армия воров и шлюх|по образу и подобию своему]]. Фанатский обоснуй: скорее всего при князе он сдерживал себя и раскрылся, когда князь уехал по делам. А заодно и распробовал наркотического порошка. В общем, князь действительно ничего не знал, иначе бы не доверил ему отвезти свою единственную дочь к жениху через дикие земли.
* [[Вейская Империя]] — государь Варназд поначалу был капризным самоуверенным засранцем, а потом ему помогла [[оздоровительная порка]], он согласился со своей чисто декоративной ролью и [[аристократ-работяга|стал посвящать время рисованию]], в чем достиг немалых успехов. От управления государством он сознательно держится подальше, всем рулит негодяй Шаваш. [[Субверсия]], потому что Шаваш при всем своем негодяйстве действительно искусный правитель.
* Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — точно в описание. Царь Горох умён, проницателен да и человек неплохой, но откровенно побаивается бояр, с которых вполне станется сместить его с трона, и поэтому вынужден строить из себя самодура и стараться им угодить. Сами же бояре способны думать лишь о своей выгоде, причём сиюминутной, а живущий по закону лейтенант Никита им как кость поперёк горла. Боярин Кашкин — самый прогрессивный, и Никиту уважает, правда и не всегда доволен фамильярностью «сыскного воеводы» и царя-батюшки. Позже Митьке удаётся приструнить молодых бояр, которые всегда становятся перед ним навытяжку.
* «[[Сварог]]» — Сварог неоднократно подсвечивает, что всевозможные министры не возвышенные бессребреники, думающие лишь о служении государству, а просто люди, способные и обмануть, и своровать, и действовать исключительно в своих интересах. Стоит отметить, что как раз у него в ближайших сподвижниках откровенных мерзавцев и уж тем более некомпетентных не наблюдается. Впрочем, ему хорошо — внутренний [[люди-плюс|ларский]] детектор лжи позволяет отлично отсеивать неподходящих людей.
* «[[Сварог]]» — Сварог неоднократно подсвечивает, что всевозможные министры не возвышенные бессребреники, думающие лишь о служении государству, а просто люди, способные и обмануть, и своровать, и действовать исключительно в своих интересах. Стоит отметить, что как раз у него в ближайших сподвижниках откровенных мерзавцев и уж тем более некомпетентных не наблюдается. Впрочем, ему хорошо — внутренний [[люди-плюс|ларский]] детектор лжи позволяет отлично отсеивать неподходящих людей.
** Внезапно, инверсия в Снольдере до прихода собственно Сварога: министры в большинстве своём действительно работают и пекутся о стране (как минимум статус самого прогрессивного государства обязывает), а вот король и принцы… эх.
** Внезапно, инверсия в Снольдере до прихода собственно Сварога: министры в большинстве своём действительно работают и пекутся о стране (как минимум статус самого прогрессивного государства обязывает), а вот король и принцы… эх.
* «[[Вейская Империя]]» — государь Варназд поначалу был капризным самоуверенным засранцем, а потом ему помогла [[оздоровительная порка]], он согласился со своей чисто декоративной ролью и [[аристократ-работяга|стал посвящать время рисованию]], в чем достиг немалых успехов. От управления государством он сознательно держится подальше, всем рулит негодяй Шаваш. [[Субверсия]], потому что Шаваш при всем своем негодяйстве действительно искусный правитель.
* Олег Дивов, «[[Именно то, что написано на упаковке|Сталин и дураки]]».
* Андрей Белянин, «[[Тайный сыск царя Гороха]]» — точно в описание. Царь Горох умён, проницателен да и человек неплохой, но откровенно побаивается бояр, с которых вполне станется сместить его с трона, и поэтому вынужден строить из себя самодура и стараться им угодить. Сами же бояре способны думать лишь о своей выгоде, причём сиюминутной, а живущий по закону лейтенант Никита им как кость поперёк горла. Боярин Кашкин — самый прогрессивный, и Никиту уважает, правда и не всегда доволен фамильярностью «сыскного воеводы» и царя-батюшки. Позже Митьке удаётся приструнить молодых бояр, которые всегда становятся перед ним навытяжку.
* «[[Хроники странного королевства]]» — хоть этот цикл и часто обвиняют в [[Королевства — хорошо, а республики — плохо|воспевании аристократии]], по факту все умные и полезные ставленники [[Искусный государь|короля Шеллара]] — те, кто получил свою должность за заслуги (как, например, Флавиус, который ни разу не дворянин по рождению, но дослужился до главы госбезопасности). В то время как «цвет ортанского дворянства» — сборище бездельников, кичащихся заслугами предков и заинтересованных только в увеличении собственных привилегий.
* «[[Хроники странного королевства]]» — хоть этот цикл и часто обвиняют в [[Королевства — хорошо, а республики — плохо|воспевании аристократии]], по факту все умные и полезные ставленники [[Искусный государь|короля Шеллара]] — те, кто получил свою должность за заслуги (как, например, Флавиус, который ни разу не дворянин по рождению, но дослужился до главы госбезопасности). В то время как «цвет ортанского дворянства» — сборище бездельников, кичащихся заслугами предков и заинтересованных только в увеличении собственных привилегий.
* Олег Дивов, «[[Именно то, что написано на упаковке|Сталин и дураки]]».
* Николай Блинов, «Третий класс купил колбас» — Сталин на самом деле очень скромный. Он очень разозлился бы, узнав о культе личности. Но ему не говорят.
* Николай Блинов, «Третий класс купил колбас» — Сталин на самом деле очень скромный. Он очень разозлился бы, узнав о культе личности. Но ему не говорят.
* Валерий Поволяев, «Адмирал Колчак» — якобы все подчинённые Колчака злоупотребляли своей властью исключительно без его ведома, а сам он никогда ничего не приказывал. И людей-то казнили без его приказов, и золотой запас России чехи увезли также самовольно, и со своими соратниками Колчак ничего сделать якобы не мог…
* Валерий Поволяев, «Адмирал Колчак» — якобы все подчинённые Колчака злоупотребляли своей властью исключительно без его ведома, а сам он никогда ничего не приказывал. И людей-то казнили без его приказов, и золотой запас России чехи увезли также самовольно, и со своими соратниками Колчак ничего сделать якобы не мог…
* Константин Костин, «Ксенотанское зерно». Король, генерал Вальтер Нец, не является таким уж поборником справедливости. Налоги и поборы при нём не уменьшились, а даже увеличились, разбойники продолжали орудовать по лесам и нечисть никуда не исчезла. Вот только он железной рукой навёл порядок в стране, где налёты банд на городки были обыденностью, и [[Голову с плеч|доступными методами]] объяснил дворянской вольнице, что закон ко всем относится, а не только быдлу. Дворянам же наплевать на всё, кроме «свободы» (под которой они понимают [[Сословная мораль|дворянскую вседозволенность и безнаказанность]]), ради которой они готовы стакнуться с любой нечистью.


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* «[[Двенадцатицарствие]]» Фуюми Оно — в одной из историй главная героиня почти отыграла этот троп: министры оклеветали одного из губернаторов, не сдавшегося прежней — фальшивой — королеве, подставили его товарищей и едва не вынудили Ёко (героиню и королеву) таки стать их марионеткой. Но. Девушка решила сама разобраться, что происходит в ее стране. И тайно ушла из дворца наблюдать за жизнью подданных, раскрыла заговор и все поняла.
* [[Jack London|Джек Лондон]], «Время-не-ждёт» — протагонист, перебравшись с Аляски в Сан-Франциско (?), встречается с одним из клана Гугенхаммеров, с чьей фирмой протагонист в Клондайке бился не на жизнь, а на смерть. Элам Харниш считает, что этот-то «король» — точно хороший, а «перегибы на местах» — инициатива «бояр». Впрочем, чуть позже Гугенхаммер сотоварищи чуть не «обул» протагониста на 11 млн.
* Януш Корчак «Король Матиуш Первый» — заглавный герой честно пытается быть хорошим королём, но по малолетству, следуя чересчур высоким идеалам и доверившись не тем людям, наворотил таких дел…
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — [[субверсия]] во времена Эзара. Сам правитель… да, он [[искусный государь]]. А также тот ещё макиавеллист, способный ради блага империи угробить тысячи людей, только чтобы устроить зачистку реакционной военщины и гэбни во главе с собственным сыном-психопатом (и ладно бы еще понимающим, что государством управлять — это не на троне в короне сидеть). Однако министерство политического воспитания — реакционеры, что для отсталого Барраяра подобно смерти и ведёт к судьбе полуколонии какой-нибудь развитой державы. А вот к правлению Грегора аристократия уже хорошая: после прошлого императора и [[регент]]ства Эйрела Форкосигана, их усилиями ''плохие'' аристократы просто ''кончились''.
* «[[Сага о Форкосиганах]]» — [[субверсия]] во времена Эзара. Сам правитель… да, он [[искусный государь]]. А также тот ещё макиавеллист, способный ради блага империи угробить тысячи людей, только чтобы устроить зачистку реакционной военщины и гэбни во главе с собственным сыном-психопатом (и ладно бы еще понимающим, что государством управлять — это не на троне в короне сидеть). Однако министерство политического воспитания — реакционеры, что для отсталого Барраяра подобно смерти и ведёт к судьбе полуколонии какой-нибудь развитой державы. А вот к правлению Грегора аристократия уже хорошая: после прошлого императора и [[регент]]ства Эйрела Форкосигана, их усилиями ''плохие'' аристократы просто ''кончились''.
* «[[Плоский мир]]» — патриций Витинари необычайно умён, действует исключительно во благо Анк-Морпорка и Диска вообще, да и по меркам тирана и наёмного убийцы он очень даже хороший человек. А вот всевозможные главы Гильдий, на которых он опирается, подобным похвастать в большинстве своём не могут. Однако же в данном случае речь идёт скорее о взаимовыгодном сотрудничестве, ибо обе стороны в целом устраивают друг друга.
* «[[Плоский мир]]» — патриций Витинари необычайно умён, действует исключительно во благо Анк-Морпорка и Диска вообще, да и по меркам тирана и наёмного убийцы он очень даже хороший человек. А вот всевозможные главы Гильдий, на которых он опирается, подобным похвастать в большинстве своём не могут. Однако же в данном случае речь идёт скорее о взаимовыгодном сотрудничестве, ибо обе стороны в целом устраивают друг друга.
** «Глиняные ноги» — вот здесь как раз часть аристократии и глав Гильдий пытается убрать Витинари и заменить его добрым и послушным королем… Шнобби Шноббсом. В итоге Шноббс сам сбегает от участи марионетки, а командор Ваймс обезвреживает главного вдохновителя заговора и сожжением архива лишает аристократию всякой опоры на биографии и генеалогию.
** «Глиняные ноги» — вот здесь как раз часть аристократии и глав Гильдий пытается убрать Витинари и заменить его добрым и послушным королем… Шнобби Шноббсом. В итоге Шноббс сам сбегает от участи марионетки, а командор Ваймс обезвреживает главного вдохновителя заговора и сожжением архива лишает аристократию всякой опоры на биографии и генеалогию.
*** Ну, Шноббс сбежал не от участи марионетки (он даже и понятия такого не знает), но в ужасе перед Ваймсом (семейное дело которого — рубить головы оборзевшим королям). А что до биографий и генеалогий, то любой член любого благородного семейства знает их наизусть.
* «[[ПЛиО]]». Король Эйрис II Безумный, потомок множества инцестуальных поколений — маньяк-параноик (особенно последние годы), а в быту — бешеный зверь, насиловавший свою королеву и дравший её своими отрощенными ногтями (!), так что [[преторианцы|личная охрана]] едва сдерживалась, чтобы не кинуться на короля. А когда стало очевидно, что его вот-вот свергнут — король решил всю столицу пожечь напалмом (буквально), чтобы [[Так не доставайся же ты никому!|она никому не досталась]], хорошо, что нашёлся [[Цареубийца|добрый человек]] и предотвратил это. В общем, свой меч в почку этот псих бесспорно заслужил… Но всё ли так просто? Нет. Как обычно у Джорджа Мартина — [[деконструкция|не всё]]. В течение всего своего правления, но особенно в первой его половине, Эйрис, лютой ненавистью ненавидящий своё дворянство, как мог старался облегчить жизнь народа, а от дворян требовал единого порядка и беспрекословного повиновения самодержавной власти (что многим из них не особенно нравилось), и если вдруг чего не того — сразу карал благородных, в том числе казнил их [[Это ж надо было додуматься!|весьма необыкновенными]] [[Топливо ночного кошмара|способами]]. {{spoiler|Что характерно — именно дворянство потом и свергнет его режим и его династию…}} Поэтому простонародье ВНЕЗАПНО любило Эйриса, надеялось на него и относилось к нему в духе тропа. Показано, что через многие годы после его смерти, в ходе гражданской Войны Пяти Королей, когда лорды беспределили, представитель простонародья заявил: «А вот при короле Эйрисе так бы не было!».
** Разве не Эйрис назначил десницей Тайвина, который похерил реформы Эйгона V? Дайте упоминание его хороших дел и санкции против дворянства.
* Эддингс, [[The Elenium and the Tamuli]] — император Тамули, с любопытным нюансом. Он действительно хороший и умный, только вот его роль при дворе — почти исключительно декоративная. Поэтому император старательно [[Прикинуться шлангом|косплеит безмозглого вертопраха]], а тем временем копит силы для переворота.
* «[[Хонор Харрингтон]]» — протекторат Грейсон: мудрый, просвещенный и абсолютно положительный лорд-протектор Бенджамин Мэйхью и куча лордов поменьше, из которых половина реакционные узколобые фанатики, а вторую половину просто гнать в светлое будущее пинками под зад. Следует заметить, что до Бенджамина, почти вся власть была в руках лордов, так что им есть за что его ненавидеть.
* «[[Хонор Харрингтон]]» — протекторат Грейсон: мудрый, просвещенный и абсолютно положительный лорд-протектор Бенджамин Мэйхью и куча лордов поменьше, из которых половина реакционные узколобые фанатики, а вторую половину просто гнать в светлое будущее пинками под зад. Следует заметить, что до Бенджамина, почти вся власть была в руках лордов, так что им есть за что его ненавидеть.
** В Королевстве Мантикоры, всё не настолько плохо. Да, Елизавета III обычно показана умной и рассудительной, однако она также известна своей вспыльчивостью и ненавистью к хэвенитам. Многие дворяне действительно нормальные люди, но хватает отморозков и реакционеров. Когда наёмники хэвенитов убили премьер-министра, и на смену ему пришёл член оппозиции, то вспыльчивость королевы привела к небывалому объединению против неё всех фракций оппозиции. Упс!
** В Королевстве Мантикоры, всё не настолько плохо. Да, Елизавета III обычно показана умной и рассудительной, однако она также известна своей вспыльчивостью и ненавистью к хэвенитам. Многие дворяне действительно нормальные люди, но хватает отморозков и реакционеров. Когда наёмники хэвенитов убили премьер-министра, и на смену ему пришёл член оппозиции, то вспыльчивость королевы привела к небывалому объединению против неё всех фракций оппозиции. Упс!
*** А с третьей стороны, как раз после этого объединённые фракции оппозиции осрамились так, что ни в сказке сказать, ни пером описать. И потеряли куда больше политического веса куда меньше времени, и нанесли государству куда меньше ущерба), чем если бы приходили к власти по очереди, сменяя друг друга после глобальных провалов. Так что возможно, королева вспылила весьма расчётливо, прекрасно понимая перспективу: одна фракция ещё может, делая хорошую мину при плохой игре, удержать власть, альянс нескольких, не имеющих никаких точек соприкосновения, кроме противостояния королеве, развалится с катастрофическими последствиями для всех учстников.
* Эддингс, [[The Elenium and the Tamuli]]: император Тамули, с любопытным нюансом. Он действительно хороший и умный, только вот его роль при дворе — почти исключительно декоративная. Поэтому император старательно [[Прикинуться шлангом|косплеит безмозглого вертопраха]], а тем временем копит силы для переворота.
* [[ПЛиО]]. Король Эйрис II Безумный, потомок множества инцестуальных поколений — маньяк-параноик (особенно последние годы), а в быту — бешеный зверь, насиловавший свою королеву и дравший её своими отрощенными ногтями (!), так что [[преторианцы|личная охрана]] едва сдерживалась, чтобы не кинуться на короля. А когда стало очевидно, что его вот-вот свергнут — король решил всю столицу пожечь напалмом (буквально), чтобы [[Так не доставайся же ты никому!|она никому не досталась]], хорошо, что нашёлся [[Цареубийца|добрый человек]] и предотвратил это. В общем, свой меч в почку этот псих бесспорно заслужил… Но всё ли так просто? Нет. Как обычно у Джорджа Мартина — [[деконструкция|не всё]]. В течение всего своего правления, но особенно в первой его половине, Эйрис, лютой ненавистью ненавидящий своё дворянство, как мог старался облегчить жизнь народа, а от дворян требовал единого порядка и беспрекословного повиновения самодержавной власти (что многим из них не особенно нравилось), и если вдруг чего не того — сразу карал благородных, в том числе казнил их [[Это ж надо было додуматься!|весьма необыкновенными]] [[Топливо ночного кошмара|способами]]. {{spoiler|Что характерно — именно дворянство потом и свергнет его режим и его династию…}} Поэтому простонародье ВНЕЗАПНО любило Эйриса, надеялось на него и относилось к нему в духе тропа. Показано, что через многие годы после его смерти, в ходе гражданской Войны Пяти Королей, когда лорды беспределили, представитель простонародья заявил: «А вот при короле Эйрисе так бы не было!». ''Автор книг, в меру своих знаний, сделал отсылку на Иоанна Грозного?..''
* Януш Корчак «Король Матиуш Первый» — заглавный герой честно пытается быть хорошим королём, но по малолетству, следуя чересчур высоким идеалам и доверившись не тем людям, наворотил таких дел…
* Джек Лондон «Время-не-ждёт» — протагонист, перебравшись с Аляски в Сан-Франциско (?), встречается с одним из клана Гугенхаммеров, с чьей фирмой протагонист в Клондайке бился не на жизнь, а насмерть. Элам Харниш считает, что этот-то «король» — точно хороший, а «перегибы на местах» — инициатива «бояр». Впрочем, чуть позже Гугенхаммер сотоварищи чуть не обул протагониста на 11 миллионов.
* «[[Двенадцатицарствие]]» Фуюми Оно — в одной из историй главная героиня почти отыграла этот троп: министры оклеветали одного из губернаторов, не сдавшегося прежней — фальшивой — королеве, подставили его товарищей и едва не вынудили Ёко (героиню и королеву) таки стать их марионеткой. Но. Девушка решила сама разобраться, что происходит в ее стране. И тайно ушла из дворца наблюдать за жизнью подданных, раскрыла заговор и все поняла.
* Кэтрин Куртц, цикл о дерини — Синхил Халдейн через «[[Я этого не просил|не могу]]» был не самым плохим королём и пытался в меру силу подготовить своих сыновей к правлению. Однако его окружение за исключением семейки Макрори и их друзей представляло собой неиллюзорный серпентарий.
* Кэтрин Куртц, цикл о дерини — Синхил Халдейн через «[[Я этого не просил|не могу]]» был не самым плохим королём и пытался в меру силу подготовить своих сыновей к правлению. Однако его окружение за исключением семейки Макрори и их друзей представляло собой неиллюзорный серпентарий.
* [[The Interdependency]] — Имперо Кардения действительно старается хоть как-то сохранить остатки человечества в эпоху предстоящего катаклизма. Да и до этого ничего плохого подданным не желала, хотя реформистского рвения у неё тоже не наблюдалось. Но при таких «благородных» домах легче удавиться, чем принести людям хоть какую-то пользу! Нохамапитаны там, конечно, самые заметные и отмороженные, но если бы они одни были такими…
* [[The Interdependency]] — Имперо Кардения действительно старается хоть как-то сохранить остатки человечества в эпоху предстоящего катаклизма. Да и до этого ничего плохого подданным не желала, хотя реформистского рвения у неё тоже не наблюдалось. Но при таких «благородных» домах легче удавиться, чем принести людям хоть какую-то пользу! Нохамапитаны там, конечно, самые заметные и отмороженные, но если бы они одни были такими…
* «[[Божественная комедия]]» — Гай Скрибоний Курион, который посоветовал Цезарю перейти Рубикон и начать гражданскую войну, за свой совет отправился в девятую щель восьмого круга ада, в то время как сам Цезарь находится в тихом и мирном лимбе.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 85: Строка 65:
* «[[Зорро]]» (1975 г. с А. Делоном в гл. роли) — Диего де ла Вега в должности губернатора (под именем друга) отыгрывает роль доброго царя, а главный плохой боярин — полковник Уэрта. Только де ла Вега знает, что народ бедствует, посему сначала отправляется на разведку, а потом отыгрывает альтер-эго Зорро. А для маскировки Зорро еще и угрожает убить губернатора.
* «[[Зорро]]» (1975 г. с А. Делоном в гл. роли) — Диего де ла Вега в должности губернатора (под именем друга) отыгрывает роль доброго царя, а главный плохой боярин — полковник Уэрта. Только де ла Вега знает, что народ бедствует, посему сначала отправляется на разведку, а потом отыгрывает альтер-эго Зорро. А для маскировки Зорро еще и угрожает убить губернатора.
* «Робот-полицейский» (1987) — глава зловещей корпорации OCP — «добрый старичок», который ни сном ни духом о том, что творит его правая рука Дик Джонс, вовсю сотрудничающий с бандитским авторитетом Кларенсом Бодиккером. Впрочем, в сиквеле перестал быть добрым (а значит, и не был таким — просто культивировал такой свой имидж; да и то сказать, добряки во главе таких [[мегакорпорация|суперкорпораций]] не оказываются).
* «Робот-полицейский» (1987) — глава зловещей корпорации OCP — «добрый старичок», который ни сном ни духом о том, что творит его правая рука Дик Джонс, вовсю сотрудничающий с бандитским авторитетом Кларенсом Бодиккером. Впрочем, в сиквеле перестал быть добрым (а значит, и не был таким — просто культивировал такой свой имидж; да и то сказать, добряки во главе таких [[мегакорпорация|суперкорпораций]] не оказываются).
* «Дон Сезар де Базан» — королю надо избавиться от опасного смутьяна, но в то же время не вызвать недовольство народа. Тогда он, по совету министра, оглашает указ о помиловании — через час после свершившейся казни. Указ якобы задержали в канцелярии.
* «Слуга народа» — такова ситуация у Голобородько: президентом он стал, а вот правительство тот еще подарок, не говоря уже о премьер-министре Юрии Ивановиче Чуйко. Правда, в итоге сумел переломить ситуацию, найти своих людей и привести их к власти.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «[[Слуга народа]]» — такова ситуация у Голобородько: президентом он стал, а вот правительство тот еще подарок, не говоря уже о премьер-министре Юрии Ивановиче Чуйко. Правда, в итоге сумел переломить ситуацию, найти своих людей и привести их к власти.
* «Нереальная история», сюжетная ветка «Артем Добрый». [[Педаль в пол]] — царь добр настолько, что и мухи не обидит, в то время как у бояр народ мрет, как те же мухи. При этом в этом боярском серпентарии уважение вызывает лишь вечно пытающийся свергнуть царя Борис Годунов своим масштабом личности и умом, в то время как остальные лишь и могут, что воровать да неловко оправдываться, нагло пользуясь царской добротой. Начинаешь подозревать, что Иван Грозный был добрейшей души и величайшего терпения царь, раз не перебил всю эту шоблу — так как даже агнеца Артема Доброго они так достали, что царь пару раз приказал казнить бояр (чему подивился даже соратник Грозного Феофан), а также покалечить а одного отпинал лично. Собственно, в основном на этом тропе юмор сюжетной ветки и основывается.
** Справедливости ради, Чуйко человек не злой и весьма компетентный. Если его держать в узде, пользу приносит немалую.
* «Нереальная история», сюжетная ветка «Артём Добрый». [[Педаль в пол]] — царь добр настолько, что и мухи не обидит, в то время как у бояр народ мрет, как те же мухи. При этом в этом боярском серпентарии уважение вызывает лишь вечно пытающийся свергнуть царя Борис Годунов своим масштабом личности и умом, в то время как остальные лишь и могут, что воровать да неловко оправдываться, нагло пользуясь царской добротой. Начинаешь подозревать, что Иван Грозный был добрейшей души и величайшего терпения царь, раз не перебил всю эту шоблу — так как даже агнеца Артема Доброго они так достали, что царь пару раз приказал казнить бояр (чему подивился даже соратник Грозного Феофан), а также покалечить а одного отпинал лично. Собственно, в основном на этом тропе юмор сюжетной ветки и основывается.
 
=== [[Мультфильмы]] ===
* «Солдатский долг» — Петр Первый пытается строить город-корабль, да только вот бояре-казнокрады могут его по миру пустить, а [[Верность до конца|верного до конца]] солдата, поставленного царскую казну охранять, пытаются пред вспыльчивым Петром подставить. Даже победив бояр солдат отказывается стать у Петра министром потому что для него что бояре, что петровские придворные все одни и те же «воровские рожи». [[С прикрученным фитильком| Фитилек прикручен]], все таки Петр отнюдь не привычный добрый царь, хоть и достаточно ответственный.
* «[[Иван Царевич и Серый волк]]» — Первый министр царя. [[С прикрученным фитильком]], ибо Министр служил Тени, которая его и толкала на злодеяния, а так он скорее нейтрально-положительный.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[Аватар: Легенда об Аанге]]» — Царь Земли.
* [[Аватар: Легенда об Аанге]] — Царь Земли.  


=== [[Комиксы]] ===
=== Комиксы ===
* «Земля королей. 13 карт» — Зонтик промахнулся два раза с чиновниками. Вначале он назначил 5 министров, которые распустились из-за его слабохарактерности. Второй раз он создал Алебарда — снова промах: вместо решения проблем тот построил культ личности и [[теократия|теократию]].
* Земля королей. 13 карт — Зонтик промахнулся два раза с чиновниками. Вначале он назначил 5 министров, которые распустились из-за его слабохарактерности. Второй раз он создал Алебарда, снова промах, вместо решения проблем тот построил культ личности и теократию.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* «[[Overlord (anime)|Overlord]]» — В королевстве Ре-Эстиз идёт борьба между королевской фракцией во главе с [[добрый король|добрым и старым королём Ланпосой III]] и дворянской фракцией основу которой составляют жадные и трусливые дворяне.
* «[[Overlord (anime)|Overlord]]» — В королевстве Ре-Эстиз идёт борьба между королевской фракцией во главе с [[добрый король|добрым и старым королём Ланпосой III]] и дворянской фракцией основу которой составляют жадные и трусливые дворяне.
* Akame ga kill (аниме) — [[субверсия]]. Сначала кажется, что троп играется почти прямо, и юный император — марионетка в руках всемогущего премьер-министра, кажется, что шанс исправиться у него всё же есть, но {{spoiler|он слишком погряз в манипуляциях министра, фактически став в последних двух сериях его оружием и убивает немало народу. Именно он убивает Тацуми, тем не менее империя всё равно проигрывает. В конце гильотинирован революционерами, но свою вину вполне осознал и взошел на эшафот добровольно.}}
* Akame ga kill (аниме) — субверсия. Сначала кажется, что троп играется почти прямо, и юный император — марионетка в руках всемогущего премьер-министра, кажется, что шанс исправиться у него всё же есть, но {{spoiler|он слишком погряз в манипуляциях министра, фактически став в последних двух сериях его оружием и убивает немало народу. Именно он убивает Тацуми, тем не менее империя всё равно проигрывает. В конце гильотинирован революционерами, но свою вину вполне осознал и взошел на эшафот добровольно.}}
* «[[Двенадцатицарствие]]» — когда Йоко только уселась на трон, то долго не могла разобраться, в чем ей врут, как ею вертят и т. д. Понимая, что что-то идет не так, инкогнито уезжает из дворца и наводит порядок, по пути примкнув к восстанию доведенных до ручки простых людей.
* [[Двенадцатицарствие]] — когда Йоко только уселась на трон, то долго не могла разобраться, в чем ей врут, как ею вертят и т. д. Понимая, что что-то идет не так, инкогнито уезжает из дворца и наводит порядок, по пути примкнув к восстанию доведенных до ручки простых людей.


{{Nav/Аристократы и дегенераты}}
{{Nav/Аристократы и дегенераты}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Политика}}
{{Nav/Власть}}

Версия 11:35, 8 апреля 2022

« В московском театре «Содружество актёров Таганки» идёт музыкальная сказка «Чиполлино» по произведению итальянского писателя-коммуниста Джанни Родари (1920—1980) «Приключения Чиполлино». Однако сюжет сказки изменён. Революции в конце не происходит, просто ходоки добираются до Его Высочества принца Лимона и подают ему всеподданнейшую челобитную. После чего принц отменяет собственные несправедливые указы и остаётся и дальше править своим волшебным королевством. Благородные фрукты остаются фруктами, а тупые овощи — овощами. Благодать! »
http://maysuryan.livejournal.com/44615.html
« Какие ж у зверей пошли на это толки? —
Что Лев бы и хорош, да всё злодеи волки.
»
Иван Крылов стебается над тропом
« На стеблях травы жил крошечные букашки. Старшие из них учили младших: «Посмотрите на этого тигра, который лежит неподалеку. Это добрейшее существо, он никогда не делал нам ничего плохого. А вот баран – опаснейший хищник: приди он сюда, сейчас бы сожрал бы нас всех вместе с травой, на которой мы живем. Но тигр справедлив – он отомстил бы за нас». »
— Притча

Имеется царь. Он искусный государь и выдающийся правитель, умный, отважный, прислушивающийся к своему народу и действительно знающий, что нужно его стране.

И у него имеются министры и советники, помогающие управлять страной — тупые, мерзкие, думающие только о себе коррупционеры. Они регулярно проваливают свои задачи, задерживают и перекраивают неудобные для них законы, а от слов «служить народу» у них кислая мина и хмыканье. В результате тень от их паршивости падает и на государя, ибо получается логично — раз он всех их терпит, не приструнивает и не выгоняет, значит, и сам немного того.

Почему же терпит и не приструнивает? Скорее всего, эти министры помогли ему взойти на престол, вообще всячески поддержали ну или просто остались в наследство от отца. У них неслабое влияние, деньги и сила, и ещё неизвестно, кто кого приструнит. Возьмут да отравят, а потом расплачутся, чай, нашего дорогого правителя кто-то отравил, наверняка злобные иноземцы, а на трон взойдёт удобная для всех марионетка. Нет уж, лучше не трогать, и так сдюжим. Другой вариант объяснения — государь считает, что вероятные преемники этих министров окажутся не лучше, но эти уже нахапали вволю и теперь воруют в меру, а новые начнут хапать «с нуля».

Однако значительно чаще мы имеем дело с «верой в доброго царя», идущей снизу. Мол, бояре просто не рассказывают царю о творящемся в государстве воровстве и произволе, а вот если добраться с челобитной, да открыть ему глаза… В истории несть числа людям, писавшим письма или прорывавшимся на приём на самый верх. И судьба их зачастую была печальной, и жизнь короткой (в виде особо тонкого издевательства жалоба сверху спускалась на рассмотрение по существу… как раз тому, на кого была подана). Либо, царь действительно добрый, просто глуп и безволен.

Пятиминутка реальности

Как всякий устойчивый миф, этот появляется не на пустом месте. Единоличный монарх действительно очень часто является естественным стратегическим союзником простонародья — по принципу «Враг моего врага». Потому что главными конкурентами и претендентами на его место являются именно непосредственные подчинённые — и соответственно, на головы этих подчинённых он в первую очередь обрушивает все репрессии, ну а те отвечают ему полной взаимностью. Тиранить народ напрямую у царя попросту нет возможности — ведь все его указы пойдут по цепочке вниз через тех же бояр. Если же бояре тиранят народ по собственному почину, не согласовав это с царём, то понятно, что первое лицо будет недовольно, и сердобольность его здесь совершенно ни при чём — просто кусок мимо рта уплывает.

Кроме того, монарх, как правило, действительно знает о положении дел в государстве исключительно по докладам министров/визирей/бояр. А те объективно заинтересованы представлять всё в максимально выгодном для себя свете. Так что представление о том, что бояре скрывают от царя правду, не так уж далеко от истины. Если какой-нибудь Гарун аль-Рашид бродит по городу переодетым, то в поисках не приключений, а хоть каких-то альтернативных источников информации. У монархов более современных для тех же целей имеется личная разведка. Но чтобы она работала хорошо, надо самому хоть немного понимать в искусстве управления.

А ещё можно вспомнить короля Богемии и Венгрии Владислава II Ягеллона по прозвишу «Добже» aka «Bene», что по-русски дословно «Добре». Заслужил своё прозвище тем, что на любые предложения аристократии он отвечал «Добже». А вот для народа он таким добрым по-факту не был. Но крупнейшее крестьянское восстание, вспыхнувшее в его правление, аристократы подавили самостоятельно без его участия — вот уж действительно выглядело «король — добрый, магнаты — злые».

Ну и не забываем про то, что если царь действительно ни на что не годится, ему проще всего обвинять во всех провалах своих подчиненных.

Примеры

Театр

  • Пьесы, где правитель инкогнито странствует и смотрит, как живет его народ — «Мера за меру» у Шекспира, «Счастливые нищие» у Гоцци.
  • «Недоросль» Фонвизина — барыня Простакова и её брат с говорящей фамилией Скотинин — плохие, царский чиновник Правдин — хороший. Причём Правдин пресекает деятельность Простаковой и Скотинина не самоуправством, а с опорой на царский указ.

Литература

Русскоязычная

  • Иван Андреевич Крылов, «Пестрые овцы» (см. второй эпиграф) — желающий устроить геноцид против этих самых овец Лев, по совету Лисы, выдает им самые лучшие луга… и назначает начальниками волков. Все как по маслу: овцы ликвидированы, репутация Льва самая лучшая, басня сорок лет лежит среди неизданного.
  • Иван Лажечников, «Ледяной дом» — Анна Иоанновна выведена доброй, но слабохарактерной, а Бирон со товарищи — типичными плохими боярами, которые пользуются ее мягкотелостью.
  • Аркадий Аверченко, рассказ «Слепцы». Король на неделю уступает трон писателю AVE, который в разговоре с ним неосторожно заявил: «Я бы на вашем месте…». Пока отданный AVE приказ доходит до непосредственных исполнителей, он успевает претерпеть удивительные метаморфозы, меняя смысл на совершенно противоположный. «Одним моим критиком меньше», — кричит король вслед AVE.
  • Мария Семёнова, «Волкодав»:
    • Сонмор, «ночной правитель» (глава организованного преступного мира) Нарлака, солидный и всеми уважаемый человек, который извёл под ноль всю неорганизованную преступность в столице. Однако на окраинах страны некоторые его подчинённые творят его именем откровенный беспредел и дерут с народа за «крышу» по три шкуры, укрывая лишние денежки в своём кармане. Впрочем, вполне вероятно, что Сонмор временами вызывает таких молодцов для объяснения, после чего их находят завёрнутыми в собственные шкуры, вывернутые наизнанку.
    • Глузд, князь Галирада и отец кнесинки Елень. Сам пользуется в городе всеобщим уважением, однако его «левая рука» боярин Лучезар — полное чудовище, и в дружину свою людей набирал по образу и подобию своему. Фанатский обоснуй: скорее всего при князе он сдерживал себя и раскрылся, когда князь уехал по делам. А заодно и распробовал наркотического порошка. В общем, князь действительно ничего не знал, иначе бы не доверил ему отвезти свою единственную дочь к жениху через дикие земли.
  • Вейская Империя — государь Варназд поначалу был капризным самоуверенным засранцем, а потом ему помогла оздоровительная порка, он согласился со своей чисто декоративной ролью и стал посвящать время рисованию, в чем достиг немалых успехов. От управления государством он сознательно держится подальше, всем рулит негодяй Шаваш. Субверсия, потому что Шаваш при всем своем негодяйстве действительно искусный правитель.
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — точно в описание. Царь Горох умён, проницателен да и человек неплохой, но откровенно побаивается бояр, с которых вполне станется сместить его с трона, и поэтому вынужден строить из себя самодура и стараться им угодить. Сами же бояре способны думать лишь о своей выгоде, причём сиюминутной, а живущий по закону лейтенант Никита им как кость поперёк горла. Боярин Кашкин — самый прогрессивный, и Никиту уважает, правда и не всегда доволен фамильярностью «сыскного воеводы» и царя-батюшки. Позже Митьке удаётся приструнить молодых бояр, которые всегда становятся перед ним навытяжку.
  • «Сварог» — Сварог неоднократно подсвечивает, что всевозможные министры не возвышенные бессребреники, думающие лишь о служении государству, а просто люди, способные и обмануть, и своровать, и действовать исключительно в своих интересах. Стоит отметить, что как раз у него в ближайших сподвижниках откровенных мерзавцев и уж тем более некомпетентных не наблюдается. Впрочем, ему хорошо — внутренний ларский детектор лжи позволяет отлично отсеивать неподходящих людей.
    • Внезапно, инверсия в Снольдере до прихода собственно Сварога: министры в большинстве своём действительно работают и пекутся о стране (как минимум статус самого прогрессивного государства обязывает), а вот король и принцы… эх.
  • Олег Дивов, «Сталин и дураки».
  • «Хроники странного королевства» — хоть этот цикл и часто обвиняют в воспевании аристократии, по факту все умные и полезные ставленники короля Шеллара — те, кто получил свою должность за заслуги (как, например, Флавиус, который ни разу не дворянин по рождению, но дослужился до главы госбезопасности). В то время как «цвет ортанского дворянства» — сборище бездельников, кичащихся заслугами предков и заинтересованных только в увеличении собственных привилегий.
  • Николай Блинов, «Третий класс купил колбас» — Сталин на самом деле очень скромный. Он очень разозлился бы, узнав о культе личности. Но ему не говорят.
  • Валерий Поволяев, «Адмирал Колчак» — якобы все подчинённые Колчака злоупотребляли своей властью исключительно без его ведома, а сам он никогда ничего не приказывал. И людей-то казнили без его приказов, и золотой запас России чехи увезли также самовольно, и со своими соратниками Колчак ничего сделать якобы не мог…

На других языках

  • «Сага о Форкосиганах» — субверсия во времена Эзара. Сам правитель… да, он искусный государь. А также тот ещё макиавеллист, способный ради блага империи угробить тысячи людей, только чтобы устроить зачистку реакционной военщины и гэбни во главе с собственным сыном-психопатом (и ладно бы еще понимающим, что государством управлять — это не на троне в короне сидеть). Однако министерство политического воспитания — реакционеры, что для отсталого Барраяра подобно смерти и ведёт к судьбе полуколонии какой-нибудь развитой державы. А вот к правлению Грегора аристократия уже хорошая: после прошлого императора и регентства Эйрела Форкосигана, их усилиями плохие аристократы просто кончились.
  • «Плоский мир» — патриций Витинари необычайно умён, действует исключительно во благо Анк-Морпорка и Диска вообще, да и по меркам тирана и наёмного убийцы он очень даже хороший человек. А вот всевозможные главы Гильдий, на которых он опирается, подобным похвастать в большинстве своём не могут. Однако же в данном случае речь идёт скорее о взаимовыгодном сотрудничестве, ибо обе стороны в целом устраивают друг друга.
    • «Глиняные ноги» — вот здесь как раз часть аристократии и глав Гильдий пытается убрать Витинари и заменить его добрым и послушным королем… Шнобби Шноббсом. В итоге Шноббс сам сбегает от участи марионетки, а командор Ваймс обезвреживает главного вдохновителя заговора и сожжением архива лишает аристократию всякой опоры на биографии и генеалогию.
  • «Хонор Харрингтон» — протекторат Грейсон: мудрый, просвещенный и абсолютно положительный лорд-протектор Бенджамин Мэйхью и куча лордов поменьше, из которых половина реакционные узколобые фанатики, а вторую половину просто гнать в светлое будущее пинками под зад. Следует заметить, что до Бенджамина, почти вся власть была в руках лордов, так что им есть за что его ненавидеть.
    • В Королевстве Мантикоры, всё не настолько плохо. Да, Елизавета III обычно показана умной и рассудительной, однако она также известна своей вспыльчивостью и ненавистью к хэвенитам. Многие дворяне действительно нормальные люди, но хватает отморозков и реакционеров. Когда наёмники хэвенитов убили премьер-министра, и на смену ему пришёл член оппозиции, то вспыльчивость королевы привела к небывалому объединению против неё всех фракций оппозиции. Упс!
  • Эддингс, The Elenium and the Tamuli: император Тамули, с любопытным нюансом. Он действительно хороший и умный, только вот его роль при дворе — почти исключительно декоративная. Поэтому император старательно косплеит безмозглого вертопраха, а тем временем копит силы для переворота.
  • ПЛиО. Король Эйрис II Безумный, потомок множества инцестуальных поколений — маньяк-параноик (особенно последние годы), а в быту — бешеный зверь, насиловавший свою королеву и дравший её своими отрощенными ногтями (!), так что личная охрана едва сдерживалась, чтобы не кинуться на короля. А когда стало очевидно, что его вот-вот свергнут — король решил всю столицу пожечь напалмом (буквально), чтобы она никому не досталась, хорошо, что нашёлся добрый человек и предотвратил это. В общем, свой меч в почку этот псих бесспорно заслужил… Но всё ли так просто? Нет. Как обычно у Джорджа Мартина — не всё. В течение всего своего правления, но особенно в первой его половине, Эйрис, лютой ненавистью ненавидящий своё дворянство, как мог старался облегчить жизнь народа, а от дворян требовал единого порядка и беспрекословного повиновения самодержавной власти (что многим из них не особенно нравилось), и если вдруг чего не того — сразу карал благородных, в том числе казнил их весьма необыкновенными способами. Что характерно — именно дворянство потом и свергнет его режим и его династию… Поэтому простонародье ВНЕЗАПНО любило Эйриса, надеялось на него и относилось к нему в духе тропа. Показано, что через многие годы после его смерти, в ходе гражданской Войны Пяти Королей, когда лорды беспределили, представитель простонародья заявил: «А вот при короле Эйрисе так бы не было!». Автор книг, в меру своих знаний, сделал отсылку на Иоанна Грозного?..
  • Януш Корчак «Король Матиуш Первый» — заглавный герой честно пытается быть хорошим королём, но по малолетству, следуя чересчур высоким идеалам и доверившись не тем людям, наворотил таких дел…
  • Джек Лондон «Время-не-ждёт» — протагонист, перебравшись с Аляски в Сан-Франциско (?), встречается с одним из клана Гугенхаммеров, с чьей фирмой протагонист в Клондайке бился не на жизнь, а насмерть. Элам Харниш считает, что этот-то «король» — точно хороший, а «перегибы на местах» — инициатива «бояр». Впрочем, чуть позже Гугенхаммер сотоварищи чуть не обул протагониста на 11 миллионов.
  • «Двенадцатицарствие» Фуюми Оно — в одной из историй главная героиня почти отыграла этот троп: министры оклеветали одного из губернаторов, не сдавшегося прежней — фальшивой — королеве, подставили его товарищей и едва не вынудили Ёко (героиню и королеву) таки стать их марионеткой. Но. Девушка решила сама разобраться, что происходит в ее стране. И тайно ушла из дворца наблюдать за жизнью подданных, раскрыла заговор и все поняла.
  • Кэтрин Куртц, цикл о дерини — Синхил Халдейн через «не могу» был не самым плохим королём и пытался в меру силу подготовить своих сыновей к правлению. Однако его окружение за исключением семейки Макрори и их друзей представляло собой неиллюзорный серпентарий.
  • The Interdependency — Имперо Кардения действительно старается хоть как-то сохранить остатки человечества в эпоху предстоящего катаклизма. Да и до этого ничего плохого подданным не желала, хотя реформистского рвения у неё тоже не наблюдалось. Но при таких «благородных» домах легче удавиться, чем принести людям хоть какую-то пользу! Нохамапитаны там, конечно, самые заметные и отмороженные, но если бы они одни были такими…

Кино

  • «Багдадский вор» (1940) — добрый багдадский султан Ахмад не имеет ни малейшего понятия, как живут его собственные подданные. Чтобы внести ясность в этот вопрос, переоделся нищим и «пошёл в народ», чем не замедлил воспользоваться визирь и колдун Джафар, приказавший схватить и казнить «самозванца».
  • «Зорро» (1975 г. с А. Делоном в гл. роли) — Диего де ла Вега в должности губернатора (под именем друга) отыгрывает роль доброго царя, а главный плохой боярин — полковник Уэрта. Только де ла Вега знает, что народ бедствует, посему сначала отправляется на разведку, а потом отыгрывает альтер-эго Зорро. А для маскировки Зорро еще и угрожает убить губернатора.
  • «Робот-полицейский» (1987) — глава зловещей корпорации OCP — «добрый старичок», который ни сном ни духом о том, что творит его правая рука Дик Джонс, вовсю сотрудничающий с бандитским авторитетом Кларенсом Бодиккером. Впрочем, в сиквеле перестал быть добрым (а значит, и не был таким — просто культивировал такой свой имидж; да и то сказать, добряки во главе таких суперкорпораций не оказываются).
  • «Слуга народа» — такова ситуация у Голобородько: президентом он стал, а вот правительство тот еще подарок, не говоря уже о премьер-министре Юрии Ивановиче Чуйко. Правда, в итоге сумел переломить ситуацию, найти своих людей и привести их к власти.

Телесериалы

  • «Нереальная история», сюжетная ветка «Артем Добрый». Педаль в пол — царь добр настолько, что и мухи не обидит, в то время как у бояр народ мрет, как те же мухи. При этом в этом боярском серпентарии уважение вызывает лишь вечно пытающийся свергнуть царя Борис Годунов своим масштабом личности и умом, в то время как остальные лишь и могут, что воровать да неловко оправдываться, нагло пользуясь царской добротой. Начинаешь подозревать, что Иван Грозный был добрейшей души и величайшего терпения царь, раз не перебил всю эту шоблу — так как даже агнеца Артема Доброго они так достали, что царь пару раз приказал казнить бояр (чему подивился даже соратник Грозного Феофан), а также покалечить а одного отпинал лично. Собственно, в основном на этом тропе юмор сюжетной ветки и основывается.

Мультсериалы

Комиксы

  • Земля королей. 13 карт — Зонтик промахнулся два раза с чиновниками. Вначале он назначил 5 министров, которые распустились из-за его слабохарактерности. Второй раз он создал Алебарда, снова промах, вместо решения проблем тот построил культ личности и теократию.

Аниме и манга

  • «Overlord» — В королевстве Ре-Эстиз идёт борьба между королевской фракцией во главе с добрым и старым королём Ланпосой III и дворянской фракцией основу которой составляют жадные и трусливые дворяне.
  • Akame ga kill (аниме) — субверсия. Сначала кажется, что троп играется почти прямо, и юный император — марионетка в руках всемогущего премьер-министра, кажется, что шанс исправиться у него всё же есть, но он слишком погряз в манипуляциях министра, фактически став в последних двух сериях его оружием и убивает немало народу. Именно он убивает Тацуми, тем не менее империя всё равно проигрывает. В конце гильотинирован революционерами, но свою вину вполне осознал и взошел на эшафот добровольно.
  • Двенадцатицарствие — когда Йоко только уселась на трон, то долго не могла разобраться, в чем ей врут, как ею вертят и т. д. Понимая, что что-то идет не так, инкогнито уезжает из дворца и наводит порядок, по пути примкнув к восстанию доведенных до ручки простых людей.