Басурман

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Басурман — третий и последний из Великих исторических романов И. И. Лажечникова, написанный в 1838 году. Как правило, знают о нём только те, кто хоть сколько-нибудь с знаком с творчеством этого писателя. Интересная деталь: если в первых двух книгах можно без труда найти вымысел, то в правду «Басурмана» верится безоговорочно во многих деталях.

Сюжет[править]

Действие сюжета происходит при Иване III, задумавшем обьединить разрозненные княжества в одну Московскую Русь. Рвётся он к единоличной власти тихонько, но не жалея крови, и решает дать своей стране на первое время «наружное образование». Поэтому в Москву толпами приезжают различные ремесленники, и среди них — любимец великого князя, итальянец Аристотель Фиоравенти. Намного позже туда прибывает протагонист, молодой лекарь Антон Эренштейн, выходец из знатного рода, и устраивается на постой в большом каменном доме воеводы Василия Фёдоровича Образца. Несмотря на прекрасные внешние и внутренние данные, бедолагу презирают и ненавидят все и вся, кроме того же Аристотеля с сыном Андрюшей, а также самого правителя.

Вскоре Антон влюбляется в Анастасию, дочь своего хозяина, причём взаимно и на всю жизнь. Но эта любовь, увы, разбивается о дремучую косность окружающих. Не помогает даже возникшая дружба с Хабаром, братом девушки, и примирение с закоренелым германофобом Образцом. А уже при лечении татарского царевича Каракачи он оказывается жестоко подставлен своими врагами из московского боярства и казнён через усекновение головы. Судьба невесты лекаря плачевна: не выдержав такого удара, она накладывает на себя руки.

Основные персонажи[править]

Антон Эренштейн — заглавный герой, именуемый на Руси «басурманом» из-за махровой в те времена ксенофобии. Родной сын барона Эренштейна и его супруги Амалии, воспитывавшийся по стечению обстоятельств итальянским лекарем Антонио Фиоравенти и выучившийся такому же ремеслу. Добр, отважен, умён и благонравен, великолепно образован и очень красив. Поселившись в Московии, всё старался доказать аборигенам, что он не колдун и не монстр, а обычный человек. Страстно полюбил Анастасию и сдружился с Хабаром.

Рудольф Альберти (Аристотель) Фиоравенти — брат Антонио, отец Андрюши. Подлинный Житель Страны Эльфов, выделяющийся даже на фоне своего бурного века. Любимец Ивана III и неповторимый гений зодчества. Одержим идеей построить исполинский храм Богородицы, из-за чего яростно спорит с оппонентами (в том числе с собственным покровителем). Обожает сына и мечтает, чтобы тот стал воином. Непомерно честолюбив и ревнив по отношению к своему занятию, хоть и старается скрывать это.

Анастасия Васильевна Симская — единственная дочь Образца, девушка редчайшей красоты, ума и богобоязненности. Живёт в своём тереме, откуда выходит достаточно редко, и то для игр с подругами. Общается преимущественно с мамкой, хотя видится также с отцом и братом, в которых души не чает. Была предметом страсти княжича Ивана, однако дала ему от ворот поворот. Всей душой влюблена в Антона, считая до поры до времени, что «очарована» им. После свидания и обоюдного признания в чувствах оказалась помолвлена с ним и начала грезить о свадьбе. Увы, хэппи-энда не получилось…

Иван Васильевич Симский (Хабар) — брат Анастасии и достойный наследник великого отца во всех отношениях. Не уличён ни в каких пороках, исключая разгул и буйство. Настоящий богатырь и удалец, местный чемпион кулачных боёв и любитель выпить. Нежно любит сестру и родителя и пытается не огорчать их своими похождениями. Тайно встречается с юной гречанкой Гаидой, наложницей деспота Андрея Палеолога. Кстати, с Антоном он подружился после того, как тот вылечил его возлюбленную.

Андрей Фиоравенти (Андрюша) — сын Аристотеля, крестник Анастасии, заменяющий Образцу внука. Мальчик лет четырнадцати, мечтающий о ратной славе. Невзирая на возраст, участвовал в покорении Твери, заслужив почёт и уважение. Частенько служит для отца сиделкой чудака, когда того слишком уж «заносит» в фантазиях о громадном храме. Очень привязан к Эренштейну и своей крёстной, будучи поверенным для них обоих.

Василий Фёдорович Образец — престарелый воевода, один из лучших воинов своей эпохи, владелец уникального каменного дома в Москве. Любящий отец Анастасии и Хабара, религиозный и набожный старик. Потеряв на войне старшего сына, обзавёлся лютой германофобией. Ненавидел и сторонился Антона, однако когда узнал о любви дочери к нему, сменил гнев на милость, хоть и не сразу. Незадолго до конца романа он умер, успев узнать о победе Хабара на поле.

Иван III Васильевич — русский правитель, собирающий потихоньку все окрестные земли под крыло Москвы. Это искусный государь-макиавеллист, не считающийся ни с чем, когда речь идёт о выгодах государства. Обрисован автором с поразительной исторической точностью. В каком-то роде отражает троп Я хороший, мне всё можно: например, готов сгноить в тюрьме собственного брата за то, что тот не отдал ему права на Углич. Тем не менее, он не лишён человечности и может проявлять благодушие и снисходительность.

Григорий Андреевич Мамонглавгад романа, влиятельный и богатый боярин. Это ярко выраженное полное чудовище без каких-либо достоинств, кроме ума и несомненной храбрости. Потерпев неудачу в сватовстве своего сына к Анастасии, затаил жажду мести её семье, а особенно Хабару. Лучший друг Русалки и протеже Поппеля. Ради смерти врагов он готов был на любые авантюры, но после рокового случая стал панически бояться орлов, отчего бесславно продул поединок с наследником Образца.

Михайло Яковлевич Русалка — задушевный друг Мамона и тёмная лошадка среди бояр. Государь опирается на него в своих грязных политических делах, вследствие чего этот старик привык ко всему. Невероятно хитёр и коварен, умеет подсластить даже самую горькую словесную пилюлю и выбраться сухим из опасных дрязг. Невинно выглядящий злодей чистейшей воды (именно он подставил Антона по заказу своего приятеля и сгубил Каракачу).

Амалия Эренштейн — пожилая баронесса королевских кровей, мать заглавного героя, любящая его самоотверженно и беззаветно. Довольно бедна: проживает в полуразваленном замке и имеет не более трёх душ (впрочем, преданность этих людей госпоже не знает границ). Неграмотная, но очень добрая, искренняя и простодушная женщина с горячим сердцем. Пережила в молодости страшную трагедию, говорить о которой не любит.

Барон Эренштейн — безымянный вельможа, супруг Амалии и отец Антона. Первые пять лет брака был образцом рыцаря в сияющих доспехах, но и тогда отличался надменностью и громадным честолюбием. Отдав первенца простому лекарю, открыл свою истинную натуру козла и стал адским папашей из-за желания «не позорить фамилию». Позже сделал родного племянника преемником собственного титула и богатства и послом на Руси. Кстати, давняя ссора барона с Фиоравенти и заварила всю сюжетную кашу.

Антонио Фиоравенти — итальянский лекарь, уродливый телом и красивый душой, настоящий мастер своего дела. Гордый и честный человек, не терпящий оскорблений даже от аристократии. Лютейший враг барона Эренштейна. Вследствие хитрого плана забрал его сына и воспитал, заменивши малютке отца и сделав из него искусного врача. Любит своего брата Аристотеля, но тревожится за судьбу его.

Тропы и штампы[править]

  • Адский папаша — барон Эренштейн. Извести своего отпрыска он не пытался, а всего лишь желал, чтобы о существовании того не узнал никто, а особенно император. Но под троп подпадает целиком и полностью.
  • Буйный силач — Хабар, один из наиболее удачно выведенных персонажей. Страстный любитель кулачных боёв, выпивки и красивых женщин, хотя развратником не является.
  • Верные слуги — Ян, Якубек и Любуша для баронессы и её сына.
  • Вечная любовь — у Антона и Анастасии.
  • Генерал-шахматист — великий князь, что подсвечивается Стефаном Волошским.
  • Гнусный алкаш — Андрей Палеолог (в трактовке автора).
  • Добрый доктор — Фиоравенти и Антон.
  • Жертвенный агнец — протагонист, погибший из-за подлой подставы.
  • Избалованный ребёнок — царевич Каракача, приятель Андрюши.
  • Житель Страны Эльфов — Аристотель выделяется даже на фоне похожих личностей.
  • Искусный государь — Иван III, с закосом в макиавеллизм. Расчётливый, жестокий и неприятный тип, при этом обладающий несомненной гениальностью и своеобразной харизмой.
  • Как брат и сестра — Хабар и Селинова (его бывшая любовница) после примирения.
  • Каков родитель, таково и дитя — Антон просто копия своей матери во всех отношениях, а его брат Фердинанд (умерший от горячки в 23 года) был вылитый отец.
    • Дети Образца также очень похожи на него.
  • Козёл — Эренштейн-старший.
  • Крутой дедуля — собственно, сам Василий Фёдорович, воевавший в молодости, как герой мифов Древней Греции.
  • Крутой шкет — 14-летний Андрюша участвовал в покорении Твери и ходил на опасные задания. И что характерно, никаких сведений о том, ранен он был или нет, не приводится.
  • Куда заводит местьначалось всё с того, что барон унизил уродливого лекаря из Падуи, а тот затаил страшную обиду и отомстил за себя, спасши жену врага от смерти при родах и потребовав себе младенца в воспитанники. Клятву, которую дал Эренштейн, пришлось исполнить. И потом всё заверте…
  • Любимый дядюшка — барон для своего племянника и, по сути, Аристотель для Антона.
  • Мессия — Антон, один из эталонов тропа.
  • Мудр не по годам — Андрюша судит о большинстве вещей, как взрослый, и предпочитает бегать на досуге в дом Образца или путешественника Афанасия Никитина.
  • Названые братья — он и ГГ.
  • Наивный идеалист — Антон, ставший таковым благодаря воспитанию и душевной непорочности.
  • Не в ладах с историей — во все поля: различные огрехи допускаются в целях обеспечения хорошего восприятия романа и сюжетных «увязок».
  • Невинно выглядящий злодей — Русалка выглядит как «дедушка-божий одуванчик», однако за этим обликом кроется сущность коварного и беспринципного интригана.
  • Непоколебимая чистота — Анастасия. Просто Анастасия.
  • По нарастающей — началось всё с давней ссоры барона Эренштейна с Фиоравенти, а закончилось хорошим плохим концом, поскольку умерли почти все основные персонажи.
  • Полное чудовище — Мамон же! Никакими достоинствами, помимо храбрости и ума, он не обладает, зато пороков имеет великое множество.
  • Православие — это круто — коренная идея всего романа.
  • Самоуверенный мерзавчик — Николай Поппель, племянник и наследник барона. Действительно, очень самонадеянный парень, пытается состряпать себе на Руси репутацию хорошего дипломата и посла, а на деле ведёт себя как мальчишка, который вступил первый раз в свет.
  • Сиделка чудака — Андрюша для отца.
  • Слишком хорош для этого мира — увы, Анастасия с Антоном.
  • Убить гипотенузу — ревнивая Селинова задумала извести «подлую гречанку» (Гаиду) и попыталась отравить её. Хорошо ещё, что лекарь поспел вовремя и сумел излечить бедняжку.
  • Хорошая девушка — вышеупомянутая возлюбленная Хабара, чуть не умершая от яда.
  • Хорошие родители — баронесса, Аристотель и Образец. Все трое души не чают в своих детях.
  • Целомудренный герой — Антон. Образец из палаты мер и весов, хранить вечно.