Бесклассовая ролевая система: различия между версиями
ЗаяцВолк (обсуждение | вклад) |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{WIP}} | {{WIP}} | ||
Бесклассовая ролевая система (тут и далее '''БРС''') | Бесклассовая ролевая система (тут и далее '''БРС''') — это система прокачки, где игроки не ограничены предустановленными ролями. Поскольку специализации размыты, то это в теории позволяет создать весьма интересного персонажа. | ||
Но есть у БРС свои особенности и минусы. | Но есть у БРС свои особенности и минусы. | ||
Строка 7: | Строка 7: | ||
== Раскачка == | == Раскачка == | ||
В БРС чаще всего встречаются 2 системы повышения навыков: | В БРС чаще всего встречаются 2 системы повышения навыков: | ||
# через очки | # через очки умений — поднял уровень и '''повысил те навыки, которые хочешь'''. | ||
# через | # через опыт — '''чем пользуешься, то качается'''. | ||
Какая система лучше? Ответ тут, как ни странно, не очевиден. | Какая система лучше? Ответ тут, как ни странно, не очевиден. | ||
=== Раскачка через очки === | === Раскачка через очки === | ||
* <font color="green">Преимущества</font> | * <font color="green">Преимущества</font> — простота реализации, удобство в использовании и, самое главное, — нет гринда c ожиданием. | ||
* <font color="red">Недостатки</font> | * <font color="red">Недостатки</font> — нереалистичность и бредовость. Как можно стать великим магом, убивая ржавой вилкой крыс в канализации? | ||
* <font color="purple">Узкие места</font> | * <font color="purple">Узкие места</font> — навыки/характеристики так или иначе повышающие выдаваемые очки за уровень становятся первой целью манчкинов. | ||
=== Раскачка через опыт === | === Раскачка через опыт === | ||
* <font color="green">Преимущества</font> | * <font color="green">Преимущества</font> — реалистичность и логичность. Без труда не вытащишь и ктулхутёнка из ведра, ведь так? | ||
* <font color="red">Недостатки</font> | * <font color="red">Недостатки</font> — сложности балансировки. Мало кому хочется ковать 100500 кинжалов, чтобы стать легендарным кузнецом. Некоторые навыки таким способом качать крайне проблематично, а другие слишком легко. | ||
* <font color="purple">Узкие места</font> | * <font color="purple">Узкие места</font> — какой опыт учитывать для повышения каждого навыка? От чего зависит эффективность раскачки меча (нанесенный урон, количество сверженных врагов?), а алхимии (редкость использованных ингридиентов, количество зелий?) и так далее. | ||
== [[Жертва сверхспециализации|Сверхспециализация]] == | == [[Жертва сверхспециализации|Сверхспециализация]] == | ||
Строка 45: | Строка 45: | ||
== Нестандартные примеры == | == Нестандартные примеры == | ||
* [[Ведьмак 3]] | * [[Ведьмак 3]] — вроде бы обычная система с очками умений, но количество активных умений жестко ограниченно, что позволяет делать [[что это было?|очень]] [[что за фигня, автор?|странные действия]] как с точки зрения внутримировой логики, так и с точки зрения [[метагейминг]]а. Геральт может изучить всё, но использовать может только 12 заранее выбираемых умений (позже 16). Сначала он великий мечник, но вот он сбежал за угол и перераспределил все активные умения в алхимию, забыв при этом все свои финты и приёмчики с мечом. Почему? Зачем? Из-за бед с башкой Геральт заработал [[обоснуй|ограничение на оперативную память]] что ли? | ||
* [[Fable 3]] | * [[Fable 3]] — все умения тут покупаются за деньги. | ||
* Spellforce — в первой игре система вроде бы бесклассовая, но прокачка умений напрямую привязана к характеристикам (нельзя повысить навык, требующий ловкости, если ловкость ниже определённого порога), а очков навыков за уровень выдают мало, из-за чего развивать больше двух деревьев навыков (и больше трёх веток в каждом дереве) контрпродуктивно. В сиквеле оставили два очень ветвящихся дерева навыков с узкими специализациями в самом конце — воинские и магические навыки, и привязали открытие новых умений к количеству вложенных в каждую ветку скиллпоинтов, что породило огромный простор для [[мультикласс]]ов. | |||
{{Nav/Ролевые игры}} | {{Nav/Ролевые игры}} |
Версия 17:37, 5 марта 2025
Бесклассовая ролевая система (тут и далее БРС) — это система прокачки, где игроки не ограничены предустановленными ролями. Поскольку специализации размыты, то это в теории позволяет создать весьма интересного персонажа.
Но есть у БРС свои особенности и минусы.
Раскачка
В БРС чаще всего встречаются 2 системы повышения навыков:
- через очки умений — поднял уровень и повысил те навыки, которые хочешь.
- через опыт — чем пользуешься, то качается.
Какая система лучше? Ответ тут, как ни странно, не очевиден.
Раскачка через очки
- Преимущества — простота реализации, удобство в использовании и, самое главное, — нет гринда c ожиданием.
- Недостатки — нереалистичность и бредовость. Как можно стать великим магом, убивая ржавой вилкой крыс в канализации?
- Узкие места — навыки/характеристики так или иначе повышающие выдаваемые очки за уровень становятся первой целью манчкинов.
Раскачка через опыт
- Преимущества — реалистичность и логичность. Без труда не вытащишь и ктулхутёнка из ведра, ведь так?
- Недостатки — сложности балансировки. Мало кому хочется ковать 100500 кинжалов, чтобы стать легендарным кузнецом. Некоторые навыки таким способом качать крайне проблематично, а другие слишком легко.
- Узкие места — какой опыт учитывать для повышения каждого навыка? От чего зависит эффективность раскачки меча (нанесенный урон, количество сверженных врагов?), а алхимии (редкость использованных ингридиентов, количество зелий?) и так далее.
Сверхспециализация
Преимущество БРС «качай что хочешь» одновременно является и её слабостью.
Например, может получиться персонаж, бьющий белку в глаз из автомата за 10 км, но не способный при этом стрелять из пистолета. Или Чёрный ловелас, способный соблазнить даже дорожный столб, но при этом не могущий в обычное общение.
К счастью, эту проблему можно лечить группировкой навыков — например, в самом начале качается условный ближний бой, который включает в себя и автоматически качает мечи, алебарды, нунчаки и прочий холодняк. А уже после достижения порогового значения допускается специализация. Полюбилась тонфа? Да качай себе на здоровье. Персонаж в любом случае не будет жопоруком в ближнем бою.
Впрочем, возможен и другой подход — вы не повысите навыки стихосложения выше 50 %, пока не прокачаете каллиграфию и основы троповодства хотя бы на 25 %.
Неявное классирование
Примеры БРС
Примеры игр с собственной БРС
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
- Серия The Elder Scrolls
- Код доступа: Рай/Власть закона
- The Outer Worlds
Нестандартные примеры
- Ведьмак 3 — вроде бы обычная система с очками умений, но количество активных умений жестко ограниченно, что позволяет делать очень странные действия как с точки зрения внутримировой логики, так и с точки зрения метагейминга. Геральт может изучить всё, но использовать может только 12 заранее выбираемых умений (позже 16). Сначала он великий мечник, но вот он сбежал за угол и перераспределил все активные умения в алхимию, забыв при этом все свои финты и приёмчики с мечом. Почему? Зачем? Из-за бед с башкой Геральт заработал ограничение на оперативную память что ли?
- Fable 3 — все умения тут покупаются за деньги.
- Spellforce — в первой игре система вроде бы бесклассовая, но прокачка умений напрямую привязана к характеристикам (нельзя повысить навык, требующий ловкости, если ловкость ниже определённого порога), а очков навыков за уровень выдают мало, из-за чего развивать больше двух деревьев навыков (и больше трёх веток в каждом дереве) контрпродуктивно. В сиквеле оставили два очень ветвящихся дерева навыков с узкими специализациями в самом конце — воинские и магические навыки, и привязали открытие новых умений к количеству вложенных в каждую ветку скиллпоинтов, что породило огромный простор для мультиклассов.