 | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья When All You Have Is a Hammer…. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
 | Короче, Склихосовский! Как бы много способностей и возможностей не было бы у пользователя тропа, любую проблему он будет решать одним единственным методом (как правило физической силой). |
«
|
Тот, кто хорошо владеет молотком, везде склонен видеть гвозди
|
»
|
— А. Маслоу
|
«
|
Если надо забить гвоздь, не надо умничать, надо лупить со всей дури!
|
»
|
— Сержант Кремень
|
«
|
Как посчитать устойчивость столика с одной ножкой? Вот по такой формуле… Как посчитать устойчивость столика с четырьмя ножками? Отпилить три ножки и воспользоваться формулой из предыдущего параграфа.
|
»
|
— В точных науках тоже знают толк в тропе
|
У персонажей в любом сеттинге, как правило, довольно ограниченный набор возможностей, а их противники достаточно сильны, чтобы с ними нельзя было справиться без стратегии. Но, как правило, стратегия сводится к «найти способ стукнуть посильнее и стукнуть». Или «стукнуть как обычно, но по роже». Или может быть подано более замысловато: «О черт, тут нужно заклинание „Снять неуязвимость“, а я не владею магией. Надо овладеть. А потом — стукнуть».
Наиболее вопиюще этот штамп проявляется в сюжетах, когда на словах герои побеждают злодея какой-нибудь силой дружбы, верой в светлое будущее или чем-нибудь столь же туманно-философским, а на деле это выглядит как бомбежка главгада самыми разрушительными из доступных заклинаний. Такое свойственно RPG и прочим играм, сила дружбы в цифрах не выражается (ну да, мы же не в The Sims играем, хотя в Mass Effect лояльность командиру влияет на шансы последующего выживания и способности персонажа), а заклинание «Огонь-III» — очень даже.
Примеры
- Далёкая гейПарадуга Леонида Каганова — Михалыч, бывший кладбищенский сторож, решает все проблемы с точки зрения своего опыта: на уроках труда — учить варить могильные ограднки резкой, сваркой и покраской; на уроках географии — начинает урок с «все мы когда-нибудь в землю ляжем», во время истории с магнитами раз за разом предлагает что-нибудь порезать, покрасить или сварить. Тем веселее, что в конце концов молоток таки помог там, где не помогло всё остальное.
- V значит вендетта — у канцлера Адама Сатлера, похоже, программа «сто бед — один ответ», и этот ответ — насилие и подавление.
- «Армагеддон» — игра с тропом: «Вот так мы решаем все проблемы на русской космической станции!!!».
- «Олдбой» (2003) — троп раскрыт дословно.
- «Drive» — опять же, Водитель предпочитает молоток всяким огнестрелам и колюще-режущим.
- «Папа, сдохни» — главный герой принес на встречу с отцом девушки молоток… явно не для того чтобы забивать им доски.
- «Звёздные войны» — Империя и Звезда Смерти. В оригинальной трилогии присутствовало в разумных пределах, в сиквелах пошло вразнос. Сперва МЕГА-ЗС, способная уничтожить аж пять планет за раз через пол-галактики (это как минимум — а научные расчеты дают цифру измеряемую как минимум в тысячах и миллионах), потом лазерный таран (!) на основе технологии ЗС, а под конец — сотни, тысячи Стар Дестроеров, и у каждого по пушке от ЗС! И ЧСХ ничего, буквально ничего из этого толком не помогает!
- WALL-E — первоначальное стандартное решение любой проблемы для робота ЕВА — стрелять по ней из встроенной в руку пушки.
- Педаль в пол с M-O: чистить загрязнения — его единственное умение, by design.
- My Little Pony: Friendship is Magic: сила «дружбомагии» позвлояет одолеть подавляющее большинство злодеев и решить немало проблем. Именно то, что написано на упаковке.
- Считать Элементы Гармонии обычным разрушительным заклинанием ошибочно. Кризалис проверяла.
- Тем забавнее что в комиксах происходит аверсия, единственный раз когда там смогли использовать Элементы Гармонии они гармонизировали своих носительниц, а не цель. Против остальных Элементы не применялись в связи с различными обстоятельствами.
- Кунг-фу Панда: Секреты Неистовой Пятёрки — Старый Мастер Гадюка (отец Гадюки из Неистовой Пятёрки) славился своими ядовитыми клыками, которыми мог расправиться с целыми отрядами противников. Пока буквально не обломал зубы об одного воина-гориллу в тяжёлой броне. А вот его дочь, с рождения не обладающая ядом и тогда умевшая лишь танцевать с шёлковой ленточкой, устроила злобной обезьяне 220, скрутив врага в бараний рог (при момощи этой самой ленточки).
- Наруто, конечно же. Этот сериал даже породил отдельный мем «Нарутотерапия» — метод психологической обработки врага, который сводится к набиванию ему морды в сочетании с самым пафосным монологом о дружбе и отваге. Для набивания морд используются два основных инструмента — клоны и Расенган.
- One Piece — Луффи прокачивается от арки к арке. Но каждый раз это сводится к тому же — изобретению нового, ещё более сильного удара, которым только и удаётся вырубить босса. Хотя в Новом мире ему пришлось в срочном порядке качать Волю наблюдения. Но и ВД ему нужна для того, чтобы знать, где ударят, и ударить самому.
- Собственно, это же касается всех мугивар, в том числе Усоппа, который-таки время от времени использует молоток. Надувной, но всё же.
- Heavy Object — нет такой проблемы и задачи, которую бы Квенсер Барботаж не решил бы с помощью взрывчатки.
- Mahou Shoujo Madoka Magica — Хомура решает все проблемы с помощью оружия и остановки времени. Увы, кроме Вальпургиевой Ночи.
- Pokemon — Мяут из команды R. Иногда у него бывают приступы героизма, но в целом дерется он плохо и неохотно. Все нормальные покемоны применяют четыре атаки, а Мяут с первых сезонов орудует когтями и ничему другому учиться не хочет. По его собственной версии, не может — якобы пожертвовал боевыми навыками ради умения разговаривать.
- Здесь же — Воббафет (любой — не только тот, что у Джесси). Может поглощать и отражать чужие атаки… а вот сам нападать, извините, не умеет. И обучить его этому нельзя. Троп обоснован.
- Пикачу Эша. Практически для любой проблемы решение одно — ударить током да посильнее.
- Тайнамо — главный покемон Элизы [1] — использует аж целый один приём. И это Tackle («Толчок») — банальнейший таранный удар, которым многие покемоны владеют с самого начала! Впрочем, Тайнамо и так неплохо, поскольку скорость зашкаливает, а сила «Толчка» позволяет вбивать противников в стены или в землю, словно гвозди. Но защита у этой малявки никакая. Совсем.
- Bleach — главный герой, будучи шинигами/квинси/пустым/подчинителем/чертом в ступе, в принципе может многое. Де-факто применяет дополнительные абилки лишь по большим праздникам. В остальное время у него всё просто: Гецуга Теншоу проложит путь в светлое будущее!
- Совсем клинический случай — Зараки Кенпачи. У него даже Гецуги нету — один только меч (в шикае и банкае — просто дрын еще большего размера)! «Могу рубить, могу не рубить». — «А можешь одолеть мальца с силой воображения, который кастует метеориты, порталы в космос и многое другое, от чего нормальный шинигами кони двинет?» — «Могу, но это надо много рубить!»
- При всём том сам он не прочь лишний раз подсветить, что побеждает в первую очередь за счёт ошибок противника, а не своей ни в какие ворота не лезущей грубой силы: то противник очевидного не увидит, то под удар подставится, то целенаправленно надорвётся — тактическим гением Зараки-тайчо, конечно, не блещет, но голову по прямому назначению использовать вполне умеет. Да, он умеет рубить, но он это очень хорошо умеет.
- Death Note — у Лайта в распоряжении артефакт, способный убить любого человека, чьи имя и лицо известны Лайту. Да, хитрые планы строить приходится, но итогом всех хитрых планов все равно становится убийство оппонентов с помощью той самой тетради.
- Дополнительные очки за то что для убийства оппонентов или преступников из всего великого множества способов умерщвления Лайт практически всегда использует только один — сердечный приступ через 40 секунд. Проявлял бы больше фантазии и разнообразия, ну или хотя бы делал смерть не мгновенной, а через пару дней, глядишь и не спалился бы во второй же серии аниме.
- Пандемию смертей среди преступников так и так заметили бы
- Да он специально выбирал только один метод, что бы люди заметили закономерность и начали бояться этого «вершителя справедливости»
- Dorohedoro — Син. Просто Син.
- Педаль в пол до обретения контроля над своим дымом — тогда у него буквально был только молоток.
- Golden Kamuy — в буквальном смысле. Усами заперли без оружия с двумя убийцами в свинарнике, так он выхватил у одного из нападавших молоток и забил обоих.
- Onepunch-Man: главный герой все проблемы решает кулаком по морде. С такой силой удара ему ничего другого и не требуется.
- «Juuni Taisen» — та же проблема, что у Самурая из примера выше. Бык — супермечник, который умеет рубить противников в лапшу. В этом деле он лучший, но каких-либо хитрых приёмов не имеет. Слился, когда вместо живых противников пришлось сражаться с мертвяками, дерущимися и после расчленения
(а серебряный меч Бык прихватить не догадался).
- Справедливости ради, здесь половина Воинов делает ставку на что-то одно: рукопашку, бомбы, огнемёт, пулемёт и т. д. Кролик потому и получает преимущество, что собирает зомби с разнообразными прижизненными способностями и так компенсирует свои слабости.
- Вообще-то двоих зомби они с Тигрицей победили, да и план для победы над Кроликом он уже придумал, но не знал про Обезьяну.
- JoJo's Bizarre Adventure — не смотря на все гениальные планы главных героев, в основном их суть сводится к тому, чтобы только добраться до противника (и обезвредить суперспособности противника если они включились). Вражина попал в радиус атаки станда/кулака с хамоном/Томмигана? А нам больше и не надо!
- Hokuto no Ken — Главный герой Кенширо просто бьёт противников, чтобы они взрывались или по-другому умирали болезненной смертью. При этом, если просто так его убить не удаётся, в отличие от других героев сёнэнов, он даже не проходит тренировки, а просто бьёт немного по-другому, и они дохнут как положено.
- Tomb Raider (2013) — большинство проблем в игре решаются ледорубом. Буквально. Даже древняя демоническая императрица изгоняется ледорубом по темечку.
- Вообще-то путем втыкания в грудь горящего факела, но ледоруб используется много и часто.
- "Герои Меча и Магии 3" - только "молоток" есть у непрокаченных героев с магией, в борьбе с медленными нейтралами забрасывающими их пресловутой народной "волшебной стрелой". А когда маг разучивает вызов элементалей и при этом его фантазия атрофируется в силу лени игрока/действительной эффективности/хитрого плана/ужасающей демонстрации - появляется другой молоток. И ещё с огнеупорными существами самое милое дело всех палить Армагеддоном.
- Hitman: Blood Money (хотя можно и к предыдущим сериям игры применить) — многие, очень многие. даже новички, проходили игру в стиле «Когда есть только удавка».
- Duck Tales (старый и переиздание) — все проблемы дядюшка Скрудж решает посредством трости по темечку или тростью с разворота.
- Indiana Johnes and the Emperor’s Tomb — оружия в игре достаточно. Недостаточно к нему патронов, поэтому большую часть своих проблем Инди решает посредством рук, ног и верного кнута. Ввалить дракону, правда, ими не получится, но тут уж ничего не попишешь — он летучий.
- Проще перечислить, где этот троп НЕ встречается…
- Программисты вне естественной среды обитания часто склонны решать при помощи кода и электроники задачи, которые гораздо проще решаются верёвкой и палкой. И даже в естественной среде по мере снижения порога вхождения в программирование те задачи, для которых достаточно написать десяток строк нормального кода, всё чаще решаются скрученными вместе при помощи
синей изоленты мышекодерства библиотеками из интернета.
- Субверсия с языком Common Lisp. Это очень выразительный и гибкий язык, но с библиотеками все очень плохо даже когда они есть. «Каждый разработчик на Лиспе писал собственную библиотеку для <подставить задачу>». Да и сам Лисп это всего семь базовых функций, а все остальное лишь их комбинации.
- Кто-то похоже путает common lisp co scheme. Уж с чем чем, а с библиотеками в коммон лиспе проблем не было, одна монструознейшая CLOS чего стоит, проблемы были с производительностью, жадностью до памяти и кучей несовместимых реализаций. А вот схема - да, образец минимализма, стандартизирована, есть быстрые реализации (в том числе и полностью компилируемые), зато с библиотеками полнейший швах.
- Столлмановский GNU EMACS[3] (Emacs'овский диалект Лиспа был одним из основных источников Common Lisp'а) до сих пор критикуется за тяжеловесность и попытки запихать туда всё что можно, порождая расшифровки типа Eight Megabytes And Constantly Swapping[4] и Eventually malloc()s All Computer Storage.
Примечания
- ↑ Отсебятина аниме — в играх у неё немного другая команда и другая, страшно неприятная тактика.
- ↑ Так называемое «10-е правило Гринспена». Причём в полном соответствии с принципом Арнольда наиболее распространённую его формулировку (с поправкой про собственно интерпретатор Лиспа) предложил не Филип Гринспен, а Роберт Моррис.
- ↑ Generally Not Used Except by Middle Aged Computer Scientists
- ↑ Из времён когда компьютеры были большими, а память — маленькой, и 8М — это было ого-го!
Штампы |
---|
Особые штампы | Вседозволенность • Игры со штампами • Кнопки и рычаги • ЛитРПГ • Планеты • Художественная вольность • Явления и идеи
См. также: Штампы по темам |
---|
Сюжетные элементы | Аварийная замена дипломата • Австралия с барского плеча • Ай, молодца! • Ай, молодца, злодей! • Антивосставательная фича • А остальные куда смотрели? (Мама, у нас в подвале партизан) • А родители не знают • Бейсбольный эпизод/Папа не пришёл на бейсбол • Без страховки vs Тайная страховка • Битва за душу • Богатые тоже плачут (Голливудская нищета • Мелкий жемчуг) • Боже, какой пустяк! • Братство распалось • Буллинг • Был никем, стал кошмаром • Варенье на завтра • В жизни всё бывает • Взрослые не верят в волшебство • Внутри тонущего автомобиля • Вознестись на высший уровень существования • Враг в отражении/Маньчжурский агент/Помидор в зеркале/Помидор в яблочной шкуре • Враг мой (Временный союз) • Всё было розыгрышем • Вся слава досталась не тому • Вторжение в ад/Сегодня мы штурмуем небеса • Выдумка не врёт • Выкинули на мороз • Вышел за хлебом • Гейс • Герой и его X • Герой пришел на готовое • Геройская красная кнопка • Гордыня визиря • Да ты не слушаешь меня • День сурка • Дискотека (Выпускной бал • Школьные танцы) • Докопались • Дорогой ценой • Драматическая болезнь • Драматическая немота • Древний заговор • Дружба начинается с поражения • Есть только один способ проверить • Жёлтый чемоданчик • Задолбало быть примерным! • Заколдованный круг • Замена золотой рыбки • Замесить и нарубить • Звонок мужу на работу • Злой рок • Знакомое лицо под маской • Игра в реальном мире • Игры азартные и не очень (Игра в ножики • Лотерея) • Идея фикс • Избиение младенцев • Изгнание • Инстинкт старшего брата • Ироничное эхо • Источник власти • Каждому предложили своё • Каждую серию • Караул, спасают! (Невероятно отстойная благодарность) • Кнопка сброса • Когда есть только молоток • Кома • Компаньон из подсознания • Конец карьеры из-за травмы • Конец света, как мы его знаем • Конфликт победителей • Королевская битва • Корона в конце пути • Коронный момент • Краденое Солнце • Красная сельдь • Дразнить Ктулху/Ктулху с побитой мордой/Разбудить Ктулху • Купленный пиар • Ложная тревога • Лох против козла • Лучше бы ты окончил колледж • Люди имеют свою цену • Маленький герой и большая война • Маловато будет! • Манипуляция воспоминаниями • Метод утёнка • Милый — значит, злодей • Момент характеристики • Моська лает на слона • Мыши плакали, кололись…/Танцы на граблях/Усложняю эксперимент (Мазохистское танго) • Мэнгст • Моисей в тростниках • На обиженных воду возят • Неизвестность пугает больше • Видали мы вашего Х (У тебя нет преимущества) • Они опять убили Кенни) • Не тебя ждём • Одной смерти мало • Они все были плохие • Первый контакт • Перенос личности в чужое тело (Обмен телами) • Поворот не туда • Погоня • Поймай их всех! (Время собирать камни • Головоломка мадам Петуховой) • Полундра • Попал — пропал • Пора свести счёты • Постельный кастинг • Поступай неправильно • Приехал не в тот город (Не туда пацаны заехали • Поворот не туда) • Проблема доверия • Пробуждение спящего гиганта • Проснулся — и ты звезда YouTube • Прощай, Алиса • Пуффендуй • Разбитый идол (кризис веры) • Раздевание равносильно поражению • Раздеть, чтобы унизить • Ребёнок в память о нём • Ребёнок один дома/Спрятавшийся ребенок • Рыльце в пуху • Роковое падение • Сам себя перехитрил vs Эффект Доктора Всезнайки • Синдром Марии-Антуанетты • Скованные одной цепью • Скомпрометированность • Скупая мужская слеза • Слив компромата • Слить моральную дилемму • Сломать стоика/Сломать милашку • Служба в награду • Случайное попадание • Спасти в последний момент • Список болезней • Список врагов • Список проблем • Спрятано на виду (Лист прячут в лесу • Спрятаться не на виду • Хранится в дерьме) • Сразу в эпилог • Средний палец • Судьба-индейка • Судьбоносный грузовик • Так просто, что уже сложно • Тени былого величия (В тени колосса) • Только один лишний билет • Тот, который не стрелял • Традиционное гостеприимство • Ты лучше, чем думаешь • Ты уволен • Умереть может каждый • У страха глаза велики (Женщины боятся мышей • Фобия) • Укол в шею • Участь хуже смерти (Но я должен кричать) • Ходячая мишень • Цель оправдывает средства • Что-то пошло не так (Фиаско)/Всё пошло слишком так (Горшочек, не вари!) |
---|
Типичные действия | А нам всё равно • Асимметричная метаморфоза • А тут будет дверь • Беги или умри • Бремя лидера • Бросить собаке кость • Бросить трубку • Визжит, как девчонка • Всё бросил и побежал • Вкусить запретный плод • Водит, как псих • Войти через окно • Гамбит (Гамбит Арагорна • Гамбит Бэтмена • Гамбит Ксанатоса • Гамбит Танатоса) • Диссонирующее спокойствие • Добровольно снять погоны • Желудок — лучший карман • Заболтать до смерти • Забрать домой • Засунуть лампочку в рот • Захватить мир • Здесь был Вася • Злобный плевок • Идиотский план • Император охреневает • Инициация • Из пушки по воробьям • Иудин поцелуй (Издевательский поцелуй) vs Поцелуй на удачу • Из полымя • Ищем клады • Крик в небеса • Кроссдрессинг • Ласково прикоснуться к ране • Лизать нож • Ловушка для самозванца • Массовый гипноз • Медвежьи объятия• Наблюдать за спящим • На колени перед Зодом vs На колени перед Фродо • Нажать на все кнопки • Нарушение правил • Нарушить приказ • Насмешливые аплодисменты • Обратный допрос • Одноразовый козырь • Одноразовый план • Оздоровительная порка (не помогла) • Остановка времени • Отвлечь с помощью женщины • Отказ от рукопожатия • Оторву твой длинный… • Отрастить крылья • Ошибка Ботвинника • Ошибка слепого • Пешеход сбил машину • Плохие новости по-хорошему/Здесь живёт вдова Рабинович?• Перекрасить кумира • Подтянуться на руках • Поездить на монстре • Пойдёшь первым • Покарать гонца • Поплыл, как топор • Притворяться тем, кем являешься • Проскочить в закрывающуюся дверь • Прятаться за улыбкой • Разбить зеркало • Разминулись • Разрубить Гордиев узел • Самоубийственно выглядящий прыжок • Сам себе парикмахер • Свободу попугаям! • С глаз долой — с фоток вон • Сейчас как извинюсь • Сидеть на пианино • Снять обручальное кольцо • Согласиться по инерции • Спасти мир • Спустили на него его же собак • Тащить за шиворот • Тогда пригласим такого же • Убежать в закат • Убийственный взгляд • Укушен собственной собакой • Уничтожение денег • Упасть в воду • Усердие не по разуму • Фирменный знак • Фэйспалм • Хитрый план • Хорошие сапоги, надо брать • Цыганочка с выходом • Эффект рыжей кошки • Ядерная дезинфекция |
---|
Охрана | Неправильно (Во лошаки! • Неохраняемый пульт охраны • Полуслепые стражники • Эффект штурмовика • Камеры слежения) • Правильно (Мясные ворота • Стражники-экстрасенсы • Суперстража) |
---|
Награды | Взятие образца ДНК как награда • Отказаться от награды (расчётливый отказ от награды) • Сам путь — награда • Фальшивая награда • Отказ от силы |
---|
Выбор | Друг или золото? • Либо это, либо то • Ложная дихотомия выбора • Подбросим монетку? • Садистский выбор (Роковая клятва) • Явно искусственная ловушка • Отказ от силы |
---|
Вероятность | Магнит для неприятностей • Нарушитель теории вероятностей • Хроническое невезение • Эффект Пуаро |
---|
Исчезновение/появление персонажа | Посадить в автобус (Автобус вернулся/Автобус разбился) • Нелицо • Помните нового мышонка?/Что стало с мышонком? • Ретгон • Синдром Чака Каннингема |
---|
Самопожертвование | Бессмысленное самопожертвование vs Пережить самопожертвование • Героическое самопожертвование vs Злодейское самопожертвование • Тупое самопожертвование |
---|
Позы | Герои в позе пьеты • Герой в распятой позе • Герой в гробу • Поза вознесения • Поза трёх обезьян • Поза эмбриона • Раскинуть руки как крылья • Фирменная поза
Забросить на плечо • Нести как невесту (Запрыгнуть на руки) • Нести на спине |
---|
← | Основы |
---|