Товарищ-коммунист

Материал из Posmotrelisu
(перенаправлено с «Товарищ коммунист»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Chummy Commies. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Этот человек — твой друг, он сражается за свободу!

После Октябрьской революции правящие элиты капстран стали бояться коммунизма. По многим причинам — и одной из них был светлый образ борца за светлое будущее, на некоторое время захвативший умы писателей. Но экспорта революции не получилось, СССР перешёл к индустриализации, и вопрос на некоторое время завис в воздухе.

С началом Второй мировой симпатии к Советскому государству снова усилились, и на этот раз их проявляли не только представители прогрессивное общественности, но и официоз. СССР был в составе антигитлеровской коалиции и более того — на него свалилась основная тяжесть борьбы с Германией и её европейскими союзниками. Теперь комми уже не плохие и не угроза всему миру, а люди, которые сами сражаются с угрозой всему миру, причём угрозой, которая к тому моменту уже сожрала почти всю Европу и сделала селфи на фоне Эйфелевой башни. Поэтому западная пропаганда начала плодить сотнями плакаты и фильмы, разъясняя работникам оборонпрома, для кого те делают снаряды, сумки, самолёты и так далее — «для наших друзей, сражающихся с проклятыми фашистами». На этом, в принципе, риторика и заканчивалась.

После войны случился второй поворот на 180. Сначала Черчилль высказался о железном занавесе, а потом в США началась такая штука, как маккартизм, с «охотой на ведьм» (т. е. всех, кто был левее центра, записывали в коммунисты и всячески портили жизнь). Первыми под раздачу попали как раз те, кто делал одобренную государством просоветскую военную пропаганду. Но и в этих условиях были люди, которые по инерции (комиксы про Капитана Америку) или из чувства протеста (а большинство недовольных маккартизмом было как раз из сферы средств пропаганды — журналисты, киношники и т. д.) показывали советских людей в положительном ключе — или, по крайней мере, в более положительном, чем принято. Может быть, солдаты Востока и Запада вынуждены объединиться против общего врага. А иногда они — просто положительные персонажи, которые всего лишь выросли в другой социально-экономической системе.

В 1957 году Маккарти умер и перестал разжигать, охота на ведьм прекратилась. После запуска первого искусственного спутника Земли американцы были перепуганы и предубеждены против «красных». А тут ещё Карибский кризис и ряд эпатажных выходок Хрущёва. А потому сами американские коммунисты переквалифицировались в пацифистов, чтоб не зашибли.

В 1964 году Хрущёва снимают и СССР объявляет о разрядке международных отношений. И разрядка таки начинается, даже ввод советских войск в Прагу в 1968-м не слишком ей помешал[1]. А уж после энергетического кризиса 1973, когда именно СССР выручает Запад по части поставки нефти, вообще мир-дружба-жвачка. Правда, продолжалась идиллия ровно до 1979 года и ввода советских войск в Афганистан с последующим взаимным бойкотом Олимпийских игр в Москве и Лос-Анжелесе. Некто Рейган и вовсе обзывает СССР империей зла. Попытки простой американской школьницы Саманты Смит примирить стороны терпят неудачу: она всего на год переживёт своего коллегу по переписке Юрия Андропова.

Прошло время. Берлинская стена разрушена, старые идеи немножко поистрепались, Горбачёв предлагает дружить, и как-то так в 1980-х начинаются робкие попытки задружить главгероев с коммунистами. Киношникам идея понравилась, потому как круче брутального «красного» может быть только брутальный «красный» на стороне добра и с лицом Арнольда Шварценнегера. Продлились мир-дружба-жвачка недолго: эксперимент по введению демократии в России закончился расстрелом Верховного Совета в 1993 г.

Сейчас на Западе «хорошие комми» не очень популярны, хотя отдельные творцы всё же пытались представить себе сосуществование звёздно-полосатых американцев и красных русских в одной вселенной («Агенты АНКЛ»-2015 — ремейк и переосмысление сериала 1960-х). Но из-за «красной волны» по всему миру, произошедшей как реакция на поправение политики, есть все шансы увидеть в недалёком будущем в каком-нибудь художественном произведении товарища-коммуниста, помогающего товарищам демократам выкинуть на помойку истории «зелёных» и «коричневых». Следует заметить, что в США симпатизировать «красным» могут, только если это простые люди: рабоче-крестьянские пролетарии, интеллигенты, опционально низовые солдаты и милиционеры. В то, что партийный функционер или силовик (особенно высокопоставленный) может быть хорошим, там не верит практически никто. В лучшем случае там есть единственный нормальный человек, которому всё остальное правительство ставит палки в колёса.

Образ борца за светлое будущее в произведениях на территории стран победившего капитализма, как правило, откровенно клюквенный, ибо живых примеров из-за железного занавеса не было видно, а белые эмигранты на данную роль не годились. Если представить коммунизм в виде инъекции, то потребитель полной дозы тут же приобретал такие черты характера, как отсутствие чувства юмора, всю мощь Царь-Бомбы в виде крутизны, нетерпимость к определённым категориям населения и правам человека в отношении этой самой категории населения, а также выносливость, брутальность и бессердечность в хорошем смысле слова. Этот билд крайне удачно помогал главному герою преодолевать трудности, порождённые бюрократизированным цивилизованным миром. Инъекция поменьше просто наделяла персонажа загадочной русской душой со всеми вытекающими качествами навроде смекалки, умения чинить технику кулаком и шапкой-ушанкой со встроенной красной звездой. Минимальная инъекция просто включала чит «бесконечные патроны». (Нет, перк «цитаты Маркса и Ленина по команде» в комплект не входит — а то мало ли что! незачем растягивать хронометраж. Более того, часто подчёркивается, что данный персонаж — бывший коммунист; впрочем, он вполне мог разочароваться именно из-за расхождения слов с делами в советском обществе.)

Внимание: это не относится к произведениям, написанным в самих социалистических странах; это именно взгляд снаружи. Кроме того, если рассматривается политика, то нужно хоть сколько-то положительное мнение о самом коммунистическом обществе, а не просто одиночные персонажи. Хотя если это не затрагивается, то можно и персонажей самих по себе.

Сопричастные тропы — Красная угроза, где коммунисты выставлены плохими тоталитарными негодяями, и Благородный русский эмигрант, который ни разу не коммунист, а хороший он или плохой — зависит от ситуации.

Про хороших русских вообще, без идеологического разделения на красных и белых — Русский богатырь.

Где встречается[править]

Литература[править]

  • «Контакт» Карла Сагана, где основным соперником США в попытках найти контакт с инопланетянами становится СССР, строящий точно такую же установку. Но главный соперник, ответственный за советский проект, помог полностью получить данные с Веги и порой даже оказывает больше помощи американским учёным, чем всё правительство США.
  • «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — охотник на репликантов Рик Декард воспринимает новость о прибытии коллеги из СССР без удивления и неприязни, и настроение у него поначалу рабочее.
  • «2010: Одиссея Два» Артура Кларка — среди положительных героев немало коммунистов (тем более, что в 1968 г. никто не знал, что случится с СССР), а сюжет продолжения сосредоточен вокруг совместной американо-советской миссии.
    • Примерно то же самое в его же серии книг «Рама».
      • Если автору правки не изменяет память, СССР всплывает только во второй книге. Да и то в результате ряда совпадений единственный товарищ коммунист почикан насмерть медицинским роботом, когда ни отменить миссию, ни найти ему замену уже не удастся.
        • Упоминаются несколько проходных персонажей, граждан СССР и в третьей, и соответственно её прямом продолжении, четвёртой. И да, кроме почиканного генерала Борзова во второй книге была и его коллега, космонавтка Ирина Тургенева.
    • Во многих произведениях Кларка русские показаны либо равноправными партнёрами проектов, либо достойными и самыми сильными противниками в космической гонке. Буквальный пример — космическая регата в «Солнечном ветре».
  • Джерри Пурнелл, «Легион Фалькенберга» — СССР не распался, а заключил с США альянс (известный как СоВладение) для освоения космоса; это позволило на какое-то время мирно разделить сферы влияния на Земле. К сожалению, ко времени действия романа альянс уже трещит по швам, и в руководстве обоих сторон появляются фракции, выступающие за возвращение к активному противостоянию. Но тут уж обе стороны хороши, причём американские шовинисты выведены гораздо подробнее. Хватает и здравомыслящих людей с обоих сторон; один из наиболее значимых персонажей из них — гранд-адмирал Сергей Лермонтов.
  • Гарри Гаррисон вообще довольно хорошо относился к русским. Если где и появляются как злодеи, то там обычно и американцы тем же маслом мазаны.
    • «Цель вторжения — Земля» — американцы довольно легко и непринуждённо работают с коллегами из СССР. У главных персонажей (американский вояка и русская переводчица) чуть было не завязывается роман, однако некоторые обстоятельства препятствуют этому. А в конце формируют совместный отряд из солдат из Денвера и Томска, которые были уничтожены пришельцами, для штурма вражеской базы.
    • В трилогии «Звёзды и полосы» русский офицер даже помогает американцам шпионить за британцами.
  • Мерль, роман «Мальвиль» о французском постапокалипсисе — одним из основных положительных героев является несгибаемый французский коммунист Мейсонье.
  • Серия детективов М. К. Смита о советском следователе Ренько, хотя в описании советской действительности немало дикой клюквы.
  • У Франсиса Карсака в «Робинзонах Космоса» вполне себе коммунистические работяги.
  • Майкл Гир, «Звёздный Удар». В главных героях числится целый отряд советского спецназа, во главе с майором Стукаловым. Ребята серьёзные, профессиональные, не чуждые любви к ближним своим. Пусть даже это и пилотессы из ЦРУ. Сам Виктор даже примерит роль жертвенного льва.
  • «Мы — живые» — товарищ Таганов, по-настоящему идейный коммунист. Готов положить жизнь за рабочий класс.
  • Примо Леви, автобиографический роман «Передышка». Впрочем, ничего удивительного в том, что у человека, которого солдаты Красной Армии освободили из Освенцима, эти самые солдаты будут вызывать восхищение.
« Безобидные в мирное время и беспощадные на войне, русские сильны внутренней дисциплиной, основанной на единстве и любви друг к другу и к родине, а потому более крепкой, чем беспрекословная, бездумная дисциплина немцев. Живя среди них, легко понять, почему именно их дисциплина, а не дисциплина немцев одержала в конечном счёте победу. »
— Цитата из романа
  • Стюарт Слейд «The Big One». Из-за кардинального изменения политических полюсов США не просто стали союзником для СССР, но и послали своих солдат сражаться на Советской земле против Третьего Рейха. Поэтому «товарищи-коммунисты» встречаются на каждом шагу. В дальнейшем, СССР оставался для США союзником, чей статус колебался от «верный друг» до «наш сукин сын».
    • Его же «Salvation War». Русские быстренько разобрались с прибывшим герольдом Ада и присоединились к коалиции Человечества. Русские инженеры в рекордные сроки построили «Шоссе в Ад», от Багдада до точки прорыва. А позже, на берегах реки Стикс, русские танки и мотострелки встали плечом к плечу с немецкими и американскими союзниками. И да, Слейд очень благожелателен к России.

Сетевая[править]

  • Сергей Ким, цикл «Интервенция» — советская экспедиция на Эшарре, отрезанная от Земли после Карибского кризиса с последующим смещением Хрущёва. Таки да, как и полагается локальной компартии, в фэнтезийном мире у них открыты двери для всех униженных и угнетённых имперским бытом. Но ввиду собственной малочисленности и социальной отсталости всех местных, кто ниже аристократии по роду, разжечь пламя мировой революции они даже и не пытались, а ради собственного выживания пришлось стать терпимее к действующему в Империи рабовладельческому строю.

Кино[править]

« — Мы не американская полиция, так что если вы будете и дальше гнать наркоту в мою страну, то однажды, проснувшись утром, вы найдёте свои яйца в стаканчике у кровати. »
— Иван Данко, «Красная жара»
  • «Облик грядущего» 1936 года. Герберт Уэллс предсказал мировую войну с массовым применением ОМП, (которая, однако, подзатянулась), и запуск человека в космос, правда, не на ракете, а из пушки, но главное — он показал мир победившего коммунизма, с башнями, тогами, телевизорами с плоским экраном и прочими интересностями задолго до Ефремова. При этом Уэллс в СССР был, и не раз, и даже общался с вождями народов.
  • «Миссия в Москву» — американский фильм, в котором внезапно освещается с положительной стороны Большой Террор. Это ответ американской пропагандистской машины на вопрос о том, как в условиях войны идеологически сориентировать граждан на помощь Советам. По ходу фильма американский дипломат наблюдает за процессами, в ходе которых Сталин чистит страну от разных личностей вроде Тухачевского, и убеждается в том, что они все реально виновны, и вообще нацистские шпионы, заговорщики, ставящие целью госпереворот. Кстати, в это самое время в самих США происходила чистка от японцев (считалось, что каждый японец — потенциально шпион, саботажник и предатель, и плевать, если он японец в четвёртом колене — их сгоняли в концлагеря).
    • И целый ряд других голливудских пропагандистских фильмов тех лет про сражающихся с нацизмом русских: «Мальчик из Сталинграда», «Северная звезда», «Три русские девушки», «Песнь о России», «Дни славы», «Контратака» и т.п.
  • «Путешествие» (1959) — в фильме про застрявшую в мятежной Венгрии англичанку с диссидентом внезапно очень нейтрально, почти благожелательно показаны все русские. А особенно — великолепный советский майор товарищ Зуров, который пьет водку, грызет стаканы, танцует под народную и обожает своего казачьего коня. Даже влюбляется в англичанку и до последнего не хочет ей зла. Здесь даже РежимЪ почти не ругают! А чего ожидать, если фильм снимал питерский еврей Анатолий Литвак, а Зуров — это блестящий Юл Бриннер?
  • «Агент 3S3: резня под солнцем» (1966) — агент а-ля Джеймс Бонд должен вырвать ученого-атомщика из рук Сикейроса, диктатора островной карибской республики Сан-Фелипе. Ему помогают британский и советский агенты.
  • В кино 1960-х коммунисты и капиталисты регулярно входили в ситуативный союз против общего врага — Китая:
    • «Председатель» — американского профессора недобрые американские военные посылают на самоубийственную миссию против китайского дракона лично к Мао Цзэдуну. Помощь информацией оказывает советский помощник министра сельского хозяйства товарищ Шертоф.
    • «О'кей, Евтушенко» — албанско-китайские маоисты похищают советского генерала. Ми-6 и КГБ объединяют усилия в борьбе.
    • «Бамбуковая летающая тарелка» — американский и советский отряды, нашедшие НЛО в Китае, объединяются, чтобы его не получило главное мировое зло — китайский дракон!
  • «Мозг ценой в миллиард долларов» — шпионский триллер, не лишённый очарования и юмора. Положительный персонаж, полковник Сток, пытается уберечь главного героя, агента британской разведки Палмера, от непредвиденных обстоятельств — тот то попадёт к латвийской бандитской шайке «борцов за свободу» с исходом устроенной советскими военными засады, то последует за безумным магнатом-антикоммунистом в его заранее провальном «крестовом» походе на эту самую Советскую Латвию. Кроме того, полковник не лишён воспоминаний и гордости за историю отечества — вспомнит, как дотрагивался до самого Ленина, что Шостакович писал симфонию в условии голодного блокадного Ленинграда, а также что в Латвии были пособники нацистов, жестоко расправлявшиеся с людьми.
    • Полковник Сток встречается и в предшествующем фильме «Похороны в Берлине».
  • «Психоаналитик президента» — советский разведчик Кропоткин не только ближайший друг спецагента ЦРУ, не только помогает главному герою скрываться от спецслужб США, но и считает, что из-за конвергенции Америки и СССР скоро между ними исчезнут противоречия.
  • «Русские идут! Русские идут!» — фильм-пародия на штампы Холодной войны, где советские подводники, севшие на мель вблизи американского острова, успевают подружиться с местным населением.
    • И его явное идейное продолжение «Русские» (1987) про честного советского моряка, попавшего в плен к американским школьникам из-за неудачной шпионской схемы своего комиссара.
  • «Метеор» — своеобразный «Армагеддон» периода разрядки, советский ученый помогает американцам сбить несущийся к планете метеорит.
  • «Космическая одиссея 2010»: советско-американский экипаж корабля «Алексей Леонов» совместно покоряет космос!
  • «Убийство на Луне» — майор Кириленко не только положительный герой, но и коммунист, агент КГБ и честный следователь военной прокураторы СССР, который настолько могуч в будущем, что сдаёт Америке в аренду прииски на Луне.
  • Ряд боевиков рубежа 1980-90-х, когда советские военные и изредка милиционеры объединялись с американцами против общей угрозы.
    • «Красная жара» же! Как можно сделать персонажа Арнольда Шварценеггера с большой пушкой ещё круче? Только сделав его вдобавок коммунистом!
    • «Железный орёл 2» (1988) и «Отряд Дельта 3» (1991) — американцы и русские вместе громят исламских террористов.
    • «Братья по оружию» (1992) — отряд «Дельта» и советский ВДВ вместе громят наркокартель.
    • «Heroes Stand Alone» (1990) — противостоящий американскому спецназовцу советский полковник ВДВ Медев показывает себя достойным противником, и в итоге соперники расходятся почти друзьями.
    • «Последний приказ» (1990) — вместо ядерной войны США и СССР выставляют на полигоне американского дезертира и советского спецназовца-супербойца Сергея Свачкова. В конце вопреки воле властей они мирятся.
  • «Сталинград. Враг у ворот» — за общей клюквой и антисоветчиной как-то забывается, что снайпер Зайцев и комиссар Данилов всё-таки коммунисты. Хотя последний по воле сценаристов почти отрёкся и бросился под пулю.
  • «Агенты А.Н.К.Л.» — Курякин. Да, он агент КГБ, но нам не раз показывают, что он достаточно добрый парень, да и к тому же никогда не трогает невиновных (хамы и толстые тролли считаются виновными). Хотя его начальник из КГБ намного менее альтруистичен, но всё-таки он слабо отличается в этом от своего коллеги из ЦРУ. Сам фильм создан по сериалу 60-х годов.
  • В последние годы этот тренд выражается в южнокорейском кино в виде совестливого и честного разведчика КНДР, которого пытается подставить собственное бесчеловечное правительство, — даром что сама КНДР всё равно при этом изображается как откровенный Мордор.
    • «Объединённая зона безопасности» (2000) — тут даже демаршей в сторону КНДР нет, северокорейский солдат, с которым побратался протагонист, в самом начале спас его (!), лейтенант-северянин козлит скорее по мелочам, а единственный по-настоящему гнусный персонаж — южнокорейский генерал, типичный «ястреб».
    • «Двойной агент» (2003) — работа северокорейского двойного агента в Южной Корее и его товарищей показана так уважительно, что им трудно не восхищаться, даже если в итоге его сдаёт КНДР за мнимое предательство.
    • «Небесный легион» (2005) — отряд южнокорейского и северокорейского спецназа попадает в XVI в. и помогает будущему герою корейского народа Ли Суншину победить японцев. Практически все геройски погибают в финальной битве смертью храбрых.
    • «Как один» (2012) — экранизация реальной истории о совместной победе сборной по пинг-понгу от двух Корей над сборной Китая в 1991 г.
    • «Выпускник» (2013) — почти аналогично «Двойному агенту», тем более что героя заставили быть шпионом, угрожая жизнью сестре.
    • «Берлинское дело» (2013) — здесь борьба северокорейского агента в Берлине объяснена предательством его продажного коллеги, который подставил его, чтобы скрыть свою работу на разведку Израиля.
    • «Подозреваемый» (2013) — обвинённый в убийстве директора корпорации северокорейский разведчик вместе с южнокорейским спецназовцем в ходе расследования узнают, что виновником всех бед был продажный лидер местных силовиков, пытавшийся скрыть формулу, с помощью которой КНДР избавится от голода.
    • «Тайная миссия» (2013) — тут целых три агента-подростка, которые пытались в ходе жизни на Юге найти себя.
    • «Красная семья» (2013) — а тут ещё и целая фальшивая семья!
    • «Стальной дождь» (2017) — северокорейский разведчик и южнокорейский советник вместе пытаются предотвратить госпереворот в КНДР, угрозу Третьей мировой и убийство северокорейского Главнокомандующего. Редкий случай, когда КНДР изображена нищим, но все же не таким злобным государством, а общий вывод сводится к необходимости сотрудничества двух стран ради денуклериализации полуострова.
    • «V.I.P.» (2017) — два следователя, с Севера и Юга, расследуют серию жестоких убийств девушек по обе стороны границы детьми власть предержащих.
    • «Кооперация» (2017) — два следователя, с Севера и Юга, охотятся за беглым северокорейским пограничником, который утянул из КНДР клише для печатания американских долларов, с помощью которых коммунисты пытались обрушить американскую экономику.
  • «Шпионский мост» — после главного героя лучшим персонажем безусловно является советский разведчик Рудольф Абель, пусть это и оттенено мерзким советским руководством.
  • «После Валькирии: Рассвет четвёртого Рейха» — в годы войны в Восточной Пруссии американскому разведотряду помогает капитан спецназа ГРУ Александр Кульков и его адъютант Толстой, оставляющий на трупах фашистов листки с серпом и молотом. Оба круты как Рабочий и Колхозница.
    • «Отряд героев» — почти о том же, рядового Дмитрия Пужарского американцы уважают, даже когда выяснилось, что он их тайный конкурент по добыче атомных секретов.
  • «Форма воды» — учёный Роберт Хоффстетлер, он же Дмитрий Мосенков, был хорошим советским разведчиком… Пока его не расстреляли за буржуазный гуманизм.
  • «Да здравствует Цезарь!» — внутримировой пример: актёра хотят привлечь местные коммунисты в свой кружок за «неосторожное» участие в фильме, в котором хорошо говорится о коммунизме.
  • Джеймс Бонд — генерал Гоголь. Несмотря на репутацию жёсткого ГБшника, достаточно разумен, политически нейтрален и симпатизирует ГГ.
  • «Кровавое судно» (2019). В 1944 г. группа военных-союзников, спасшихся на плоту от взрыва корабля, набредает на немецкий корабль-призрак. Самым крутым среди них неожиданно является русский снайпер Александр Теплов — меткий, умный, находчивый, отважный, очень живучий и скромный как настоящий солдат. С ним может посоперничать разве что австралийский ветеран Тобрука (да, кино австралийское, так что англичанам и американцам там тоже досталось).
  • Совершенно внезапно — в чешско-словацко-украинском артхаусе «Раскрашенная птица». Сцены с советскими солдатами показаны как наиболее светлые моменты на пути героя — мальчика Йоськи.
  • «Черная вдова» — Александр Шостаков aka Красный Страж. Старый пузан-суперсолдат носит татухи с именем Карла Маркса, клянется в верности партии... Кажется, он до сих пор даже не в курсе, что СССР не существует.

Телесериалы[править]

  • «Команда А» (s4e14) — агент КГБ Дмитрий Шастович, который вместе с командой А спасает мир от бешеного советского террориста.
  • «Агент Макгайвер» (s4e14) — Макгайвер вместе с русскими представителями ищет золото из упавшего американского самолета, им противостоит полусумасшедший американский полковник. Предыдущие сезоны посвящены строго противоположному.
  • «Звёздный путь» — хотя сериал создан во время Холодной войны, но вся Федерация живёт именно по принципам утопического коммунизма, и никто из людей не против. Сериал ещё примечателен тем, что сделал русского одним из ключевых персонажей.
    • В серии «Окончательная победа» (The Omega Glory) персонажи попадают на постапокалиптический мир, который пошёл параллельно Земле и даже имел своих аналогов США (даже со звёздно-полосатым флагом) и коммунистов (только китайцев). Обе группы выродились в варварские подобия племён: янги (янки, разумеется) и комы (коммунисты).
  • «Агенты А.Н.К.Л.» — в оригинальном сериале 1960-х примерно то же самое, что и в фильме. В 60-х, Карл! Когда США, не успев отойти от войны в Корее, вляпались в войну во Вьетнаме, причём и там, и там были советские добровольцы!
  • «Доктор Кто» — в 3 серии 26 сезона отряд советских красноармейцев в годы Второй мировой пытается похитить шифровальную машинку у британских военных. Когда выясняется, что это проделки противника Доктора, союзники объединяются. А капитан Зорин настолько крут, что с помощью веры в революцию может противостоять вампирам.
  • «Американцы» — живущие долгие годы в Америке советские разведчики Филип и Элизабет всё-таки так и не предали Родину, хотя сценаристы долго их к этому склоняли. Да и вообще, идейных или хотя патриотичных русских тут много.
  • «Вавилон-Берлин» — коммунисты показаны, в целом, очень даже положительно. Тут вам и доктор Фёлькер, бескорыстно лечащая неспособных заплатить пациентов, и тот самый Ганс Литтен из «Красной помощи», на одном энтузиазме стремящийся выигрывать дела неимущих людей против беспощадной государственной машины, и сочувствующий коммунистам бесстрашный журналист Самуэль Каттельбах, и примкнувшая к коммунистам (хотя, как знать) юная аристократка Мари фон Зеегерс. Даже эпизодические берлинские коммунисты показаны в основной массе как борцы за справедливость и народное счастье. То же можно отнести и к советским гражданам, присутствующим в сериале. Троцкист Алексей Кардаков и вверенные ему партизаны пусть и показаны несколько наивными, но честно уверенные в том, что их дело правое, борцами за дело революции. Даже нарциссичный советский дипломат Трохин и агенты ГПУ, преследующие Кардакова, показаны больше как злодеи по должности, борющиеся за свою правду.
  • «Острые козырьки» — один из друзей Томми Шелби, Фредди, коммунист. Так же коммунистические взгляды разделяла Эйда. Сам Томми считает, что коммунисты слишком наивны, но не каким-то вселенским злом. А вот антикоммунисты показаны в лучшем случае бизнесменами, решившими сэкономить на оплате труда, а в худшем отморозками, на фоне которых бандиты кажутся ангелами.
  • «Товарищ детектив» — краткое определение этого американского сериала (это современный сериал, а то, что в комментариях появляются фразы типа «умели же в Румынии снимать кино» — признак того, что авторам удалось воссоздать атмосферу): попытайтесь представить себе «Красную жару», снятую коммунистами в социалистической Румынии 1980-х в качестве ответа на американское пропагандистское кино. Получилось удивительное сочетание американского полицейского боевика, клюквы и довольно убедительного советского антуража. Главные герои — два детектива-коммуниста — героически охотятся за маньяком, пытающимся убийствами, террором, джинсами, видеокассетами и пепси-колой утвердить в Румынии капитализм.
  • «Ради всего человечества» — в альтернативных 1970-х, где космическая гонка не закончилась, коммунисты первыми высадились на Луну. Презирая их за отсутствие демократических идеалов, американцы надрываются, чтобы оставить их позади. Каков же был разрыв шаблона американского астронавта, когда он обманом взял в плен забредшего ему на базу русского космонавта, и оказалось, что русские — нормальные люди! Он даже Элвиса слушает!
    • Во втором сезоне русские уже не такие добропорядочные (цензура, жучки, сбитый «Боинг», то-сё…). Но они уж не хуже американцев, которые беспринципно устроили на Луне маленькую победоносную войну с перестрелками.
  • «Айрис» — южнокорейский сериал о том, как спецслужбам обеих стран приходится противостоять общему врагу — могущественной террористической организации «Ирис». Северокорейцы показаны как профессионалы и патриоты, которым здорово мешают радикальные группировки в их рядах.
  • «Королевство двух сердец» — в альтернативной Южной Корее победила монархия. Монарх женится не абы на ком, а на капитанше северокорейского спецназа. Главные злодеи, покушающиеся на монархию — оружейные магнаты.
  • «Crash Landing on You» (2019) — девушка из Южной Кореи на параплане случайно залетает в КНДР. Местный пограничник (сын генерала) решает не сдавать неудачницу местной гэбне, а отправить домой по-тихому. В ходе сериала, естественно, влюбляются друг в друга.
  • «Ход королевы» — и СССР в целом, и советские шахматисты в частности выглядят вполне дружелюбно и достойно.
  • «В поле зрения» — в сериале фигурируют не советские, а вполне современные российские политические активисты-коммунисты Жировы, показанные достойными порядочными гражданами, тогда как правительственные и властные структуры, что в России, что в США, показаны с негативной стороны.
  • «Детектив Раш» — в этом детективно-историческом сериале коммунисты показаны хорошими людьми, которые часто становятся жертвами плохих.

Комиксы[править]

  • G.I. Joe. Вы думали, в ура-патриотической американской франшизе красные будут непременно негодяями? А вот и нет.
  • Колосс же!
  • Журнал «ЖОЖ» ― маскот сего журнала Жоженя и её «старшая коллега» Марксаша.
  • Капитан Америка. В принципе, этот славный капитан побывал на всех сторонах конфликта второй мировой — и за американцев, и за коммунистов, и даже за нацистов (подо что потом пришлось подгонять обоснуй про параллельные вселенные).
    • Советский ответ Капитану Америке — Красногвардеец. Их было трое, и ни один из них не был злодеем.
  • Spider-Man Noir. В нуарной версии США времён Великой репрессии тетушка Мэй стала активной коммунисткой и борцом за социальные права.
  • What if?.. «Что если Фантастическая Четверка образовалась в СССР?» — в альтернативной вселенной Советский Союз запустил космический корабль с четырьмя людьми на борту Натальей Романовой, Петром и Ильяной Распутиными и Родионом Ричардсом в самом конце правления Сталина. Полет обернулся катастрофой, но космонавты выжили, обрели суперсилы и с подачи Виктора фон Дума стали Невероятными Социалистическими Стражами Свободы (НССС). Наталья Романова стала гуманоидной электроволной (электрический аналог Человека-Факела), Петр Распутин — Колоссом из живой стали (аналог Существа с возможностью принимать человеческий облик), Ильяна — невидимкой (аналог Сью Шторм), а Родион Ричардс — открывать порталы для своих конечностей и тела целиком на любые дистанции. Сталина четверка исключительно уважала, а вот Хрущова вместе с верхушкой ЦК после Карибского Кризиса они уничтожили и сами возглавили Страну Советов, которая в этой вселенной не развалилась впоследствии.
  • Blacksad, часть 3. Русский художник Сергей Литвак. Несмотря на то, что является советским шпионом (явная отсылка к Рудольфу Абелю), выписан с симпатией.
  • Superman: Red Son — весь об этом. Здесь Супермен вырос в СССР и намерен построить/спасти мир через построение коммунизма.
  • Комикс по вселенной «Хищника» (1990). Хищник прилетел на сей раз на север Сибири и вырезал советский гарнизон. США срочно послали спецназ на место с тем самым Датчанином. Ему приходится объединяться с командиром русских лейтенантом Лигачевой (в оригинале Ligatchev), и они сражаются против обеих сторон конфликта, чтобы уничтожить инопланетян.
  • «Пацаны» — отставной супергерой Василий Воришкин по прозвищу Колбаса Любви. Друг главным героям и один из немногих действительно положительных супергероев в произведении, без каких-либо тёмных сторон.

Видеоигры[править]

  • Fallout: США воевали с Китаем, но при этом у них были очень тёплые отношения с СССР, учитывая, что посол в Лос-Анджелесе получил одно из мест в Убежище.
    • Кроме того, есть потомки китайских коммунистов в Сан-Франциско, и они действительно неплохие парни, учитывая, что они не торгуют наркотиками и не занимаются работорговлей, а наоборот, ищут способы восстановить довоенные технологии.
  • С прикрученным фитильком — как ни странно, но Command & Conquer: Red Alert, несмотря на то, что в целом игра про противоположный троп. Но в Yuri’s Revenge и в Red Alert 3 в некоторых миссиях Советы и Союзники объединяются против общего противника. И да: Советы здесь плохиши, но обаятельные и прикольные плохиши.
  • Call of Duty, миссии за советские войска — это именно этот троп. Кроме того там есть некто Виктор Резнов, постоянно выручающий протагониста из разных непростых жизненных ситуаций типа пребывания в ГУЛАГе (крепость ГУЛАГ, на полном серьёзе).
    • Modern Warfare 3 — протагонист Юрий, и Николай на «крокодиле».
    • Modern Warfare (2019) — Николай.
  • «Singularity» — Виктор Барисов, замечательный дядька и гениальный учёный. А ещё убеждённый коммунист, искренне желающий изменить мир по заветам Маркса-Ленина, но без излишнего кровопролития и насилия, при помощи науки и элемента Е-99. Думаете, он прекраснодушный идеалист без связи с реальностью? Тем не менее, в хорошей концовке у него получается это сделать.
  • Jagged Alliance — Иван Долвич.
« Хорошо, я буду работать на тебя, проклятый капиталист! »
— Диалог при найме Ивана
  • Sigma theory — коммунистические ячейки здесь террористы и немногим отличаются от каких-нибудь якудз (Хотя и получше исламистов), но вот лучшая дочь советского строя под позывным «Красный меч» персонаж положительный, стремящийся к благу для всего человечества.
  • Кризис в Кремле — можно, сохраняя в СССР соцстрой, установить вполне дружеские отношения с США — вплоть до открытия «Макрональдса», СЭЗ и совместного разоружения.
  • China: Mao's Legacy — китайские коммунисты могут задружиться с западными капиталистами ещё сильнее советских в игре выше и даже Сянган с Аомынем убедить вернуть.
  • World in Conflict — Шведское творение: СССР напал на США. Ожидаете клюквы про загрядотряды и террориризование населения, про гулаги и прочее? Про то, как армия клоунов СССР разбивается о мощь демократии? А вот как раз армией клоунов здесь сделали США. У них полный разлад в армии и дезертирство, судя по репликам, в порядке вещей. Сплошь зря загубленные жизни и прочее… А то, что они сбросили атомную бомбу на свой же город… СССР тут показан максимально белым и пушистым, насколько возможно: никаких заградотрядов и причих клише. Генералы возмущаются проколом разведки и им ничего за это не случается, жестокость одного из генералов оправдана: его семья погибла в бомбардировке. Даже борьба советской армии с американскими партизанами была представлена не как карательная операция (как это делают обычно), а как защита инфраструктуры и коммуникаций от саботажа. А миссия с эвакуацией раненых советских солдат вообще нечто из ряда вон выходящее…
  • Hearts of Iron 4 (моды) - если в оригинальной игре (по мотивам Второй мировой, если что) Советы пока единственные кто может убивать не военных и вообще Paranoia, то в большинстве популярных модов (например, red flood, equestria at war и т.д.) они зачастую вполне адекватная и светлая сторона конфликта (как минимум по умолчанию).

Настольные игры[править]

  • Red planet — псевдокоммунистический СССР не лучше капиталистов, но вот марсианское общество коммунисты правильные и вообще очень хорошие люди (к тому же играть предстоит именно за них).
    • В самом начале книги уточняется, что всё это просто игра по мотивам советской научной фантастики с примесью «привычной американской НФ», а в реальном мире коммунизм — это убийство 15-60 миллионов только СССР, изнасилования, prisons and gulags; что уж говорить про Китай и Вьетнам с их governments and armies (намёк на войну во Вьетнаме?)!
  • Именно в таком тоне описывается СССР и РККА в «GURPS красная волна» из цикла, посвящённого Второй мировой. Более того, указывается что в штрафбаты попадали за уголовные или военные преступления (причём к штрафникам могли относиться не так, как предписано начальством), многие комиссары «отлично проявили себя как защитники Родины и талантливые руководители, умеющие править скорее пряником, чем кнутом», а «советские граждане в массе своей готовы были пойти на всё ради своей Отчизны» (впрочем, не всегда ради коммунизма или России)… Ну и на закусочку вот вам характеристика тов. Джугашвили: «деспотичный правитель, обладающий, тем не менее, целым рядом политических достоинств».

Примечания[править]

  1. Казалось бы, повод для нового витка Холодной войны идеальный, но не тут-то было. Как раз в то же время в США убит Мартин Лютер Кинг — и это в то время, когда добрые американцы сами жгут флаги своей страны в знак неприятия войны во Вьетнаме. В Западной Европе (особенно во Франции) прокатывается Молодёжная революция, одним из символов которой стал убитый годом раньше Эрнесто Че Гевара, а также «тройное М» — Маркс, Мао, Маркузе. В таких условиях валить всё на СССР стало как-то не с руки — засмеют.