Ловушка для любопытных

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Schmuck Bait. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

Дверь была закрыта, и не было никаких сомнений в том, что человек, ее закрывший, очень хотел, чтобы она таковой и оставалась. Дюжина гвоздей, вогнанных в наличники, и приколоченные крест-накрест доски недвусмысленно намекали на это. Кроме того, до нынешнего утра дверь пряталась за книжным шкафом. — Ты что, не видел надпись? — спросил декан. — Полагаю, ты даже ее прочёл. Смею напомнить, она гласит следующее: «Не открывать ни при каких обстоятельствах». — Конечно, прочёл, — кивнул Чудакулли. — Иначе зачем бы мне было открывать эту дверь? — Действительно, зачем? — поинтересовался профессор современного руносложения. — Чтобы узнать, почему она была закрыта[1].

»
— Санта-Хрякус
Maou no Hisho демонстрирует

Ловушка для любопытных — это невероятно очевидная ловушка, которая сама себе приманка. Например, большая красная кнопка под надписью «Не нажимать!». Или подозрительно нетронутый сундук в опустошенном подземелье. Или комната, полная удивительно реалистичных статуй.

Ловушка для любопытных может быть основана на притягательности запретного плода, или просто на человеческом любопытстве, и рассчитана на ловлю жанрово несмекалистых.

Если хотите увидеть более развёрнутое описание, ни в коем случае не нажимайте Alt-F4!

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Пародия на троп в анекдоте, в котором родители, уезжая на дачу, предупредили Вовочку, чтобы он ни в коем случае не читал большую черную книгу, спрятанную в нижнем ящике гардероба. «Вернулись родители и увидели страшное. Не послушался их Вовочка. Как сидел за компьютером, так и сидит!». ©

Литература[править]

  • Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес» — знаменитые надписи на пирожке и бутылочке, которые привлекли Алису: «Съешь меня», «Выпей меня».
  • Д. Х. Чейз, «Чародейка» — явившись спасать девушку из лап мафии, герой замечает в комнате хитрый механизм, соединённый с наручником на вделанной в стену цепи. Несмотря на очевидность назначения этой штуки и предостережение девушки, герой не может удержаться и не потрогать её (штуку, а не девушку), после чего наручник защёлкивается на его запястье, а в комнату вбегает громила. Хорошо хоть, «адская машина» оказалась довольно хрупкой.
  • Стивен Кинг, Кладбище домашних животных — Зловещее место функционирует именно по такому принципу: рядом с проходом туда расположено кладбище домашних животных убитых дорогой. А что если пройти по тропинке и посмотреть что в конце тропы? А что если похоронить там своего погибшего домашнего любимца? Он вернулся! А теперь как насчет того, чтобы хоронить там людей?
    • Кто написал данную ересь, явно книгу не читал. В книге прямым текстом рассказано, что осквернённый вендиго микмакский могильник работал по совершенно иному принципу - человек хоронивший там своих животных, затем испытывал непреодолимое желание показать кому-либо другому, потерявшему своего животного, необычные свойства могильника. Джад в детстве узнал о могильнике от алкоголика, который его ночью отвёл. Затем Джад отвёл на могильник Луиса. И алкоголик, и Джад, потом сильно раскаивались и говорили что не хотели говорить о секрете, но это было выше их сил
  • Ялмар Тесен, «Опасное соседство» — с прикрученным фитильком. Именно так чёрный леопард попался в ловушку, но там была приманка — туша овцы.
  • Классик экспрессионизма Густав Майринк, чёрноюмористический рассказ «Фиолетовая смерть». Человечество оказалось перед угрозой гибели после того, как экспедиция принесла из Тибета заклинание, немедленно убивающее того, кто его слышит (включая произносящего). Единственный выживший член экспедиции (глухонемой, умеющий читать по губам) передал заклинание газетчикам, и те опубликовали его. На весь мир. С указанием «ни в коем случае не читать вслух».
  • Роберт Шекли, «Абсолютное оружие».
  • Андрей Белянин, «Тайный сыск царя Гороха» — не стоит читать разбросанные по кабинету Кощея документы вслух, иначе «…быть тебе серым заюшкой, удалым, молодым, оборотистым». ©
    • В одном из продолжении таким же образом (только в бараний образ) попадается и записавшийся в опергруппу царь, а следом за ним — снова сыскной воевода, ставший искать, что же зачитал Горох.
  • Престон Дуглас, Чайльд Линкольн, «Меч карающий». И сам артефакт, и способ его хранения, и ловушки на пути к нему вполне подходят под описание. Как, впрочем, и весь сюжет целиком.
  • Йожо Нижнанский, «Кровавая графиня» — знаменитая железная девушка в замке Эржебет Батори. Со смертельным сюрпризом.
  • ELLC — монстры-мимики. Классический мимик из подземелья — стандартный сундук, внутри зубастая пасть и длинный подвижный язык. А легендарный эльфийский маг Ивран Тол-Сарот разработал метод превращения любых предметов в мимиков. Среди его созданий — боевые мимик-гардероб и мимик-дом.
  • Клайв Стейплз Льюис, «Хроники Нарнии». Ну не надо было маленькому Дигори Керку звонить в волшебный колокольчик, под которым написано «Выбирай, чужеземец! Если ты позвонишь в колокол — пеняй на себя. Если не позвонишь — терзайся всю жизнь». Потому что этим колокольчиком он разбудил ту самую Джадис.
  • Михаил Бабкин, «Слимп» — один шаман поручил вору спереть у другого шамана волшебную книгу, предупредив, что открывать её ни в коем случае нельзя. Тот, конечно, открыл — а на первой странице было написано небольшое такое заклятие типа «кто книгу сопрёт, того молния убьёт». До заказчика бедняга добрался, преследуемый бьющими из-под земли молниями. Повезло ему, что он был неграмотен и заклинание подействовало не в полную силу. А из-под земли молнии вылетали потому, что книгу вор держал вверх ногами.

Кино[править]

  • Звёздные войны — во время пребывания на Эндоре Чубакка, увидев висящую на дереве мясную тушу, заинтересовался «зачем её повесили?», решил из любопытства её потрогать… и угодил в ловушку, которую поставили эвоки на местного хищника.
  • «Воздушная торпеда (фильм)» — в тайнике камеры наркобарона обнаружена тяжеленькая коробочка с надписью «не открывать». Открываем!
  • «Пятый элемент» — «Я не люблю воинов: слишком узколобые и их дело безнадёжно. Я люблю убийц, умных и без затей, — такие сразу спросят, зачем на этом оружии красная кнопка». (Далее следует взрыв).
  • «Мама и папа, спасите мир!» — световая граната, сделанная специально для жителей планеты идиотов. Любой, кто её поднимет, тут же исчезнет во вспышке света, а граната и одежда останутся на месте, для следующего любопытного. А самое зверское — фраза «подними меня» на гранате. В общем, так повстанцам удаётся укокошить целый взвод врага (по одному), а последний ещё и подкрепление зовёт.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца». Так Уилл и попал в ловушку дикарей: вот тебе верёвочка, куда она ведёт, ты и иди.

Мультфильмы[править]

  • Короткометражка «Альма» — так ловит своих жертв магазин кукол.
  • Lion King — «Симба, не ходи на кладбище слонов».

Аниме и манга[править]

  • В одном из эпизодов Slayers: — «Гаури, видишь эту кнопку?» — «Ага». — «На карте написано: Не нажимать!» — «Уже нажал…» — (срабатывает ловушка). Пять минут спустя: «А эту кнопку видишь?» — «Ага. Жать не буду, понял, не дурак» — «Тут написано: не нажав, не проходи!» — «Уже прошел…» — (снова ловушка).
  • JoJo's Bizarre Adventure — превратив Хаято в книгу, Рохан, к своему удивлению, обнаружил на его страницах предупреждение: «С этого момента НЕ читать!» Благодаря стенду, у него был шанс сдать назад и не запустить ловушку Киры… но это ж Рохан! Он с такими предостережениями не сталкивался и, естественно, стал листать дальше, чтобы разобраться. Ну и нарвался на Bite the Dust, поджидающий добычу.
    • Впрочем, природная любознательность Рохана и раньше грозила ему смертью. Непонятная комната в туннеле? Пойду проверю и никого с собой не возьму! Подозрительный тип всеми силами прячет свою спину от чужих глаз? Обязательно надо посмотреть, что у него на спине!
    • К слову, Bite the Dust — первоклассная ловушка для любопытных. Кто расспрашивает «заминированного» человека о Йошикаге Кире, тому хана. Сразу и без вариантов — стенд молниеносно проникает в жертву и подрывает её. Потом, правда, запускается временная петля, но детонация врага Киры произойдёт строго по расписанию. А потом можно отозвать стенд и разорвать петлю, сделав все эти смерти свершившимся фактом.
    • Чтобы завершить тему Bite the Dust, вспомним его аналог — из восьмой части, которая служит «переосмыслением» четвёртой. Главный врач Сатору Акефу тоже не любит излишний интерес к своей персоне, и его стенд заточен под истребление любопытных. Каждый, кто пожелал выяснить настоящую личность старика (просто пожелал — даже не предпринял активных действий), ходит по лезвию бритвы. Стенд автоматически отыщет наглеца и устроит ему «Пункт назначения», делая смертельно опасным что угодно вплоть до капель дождя (!!!) Получается, что главврач особо не прячется, но преследовать его — чертовски опасная затея. А как не преследовать, если он претендует на фрукт-макгаффин? В лоб проблема не решается — Джоске вынужден искать другой путь (где-то за кадром символично заиграл опенинг «Chase» из четвёртой же части).
  • Kakurenbo — дети, ни в коем случае не ходите вечером в заброшенную часть города, там демоны охотятся на детей! А теперь послушайте внимательно, как именно туда пройти. Это чтобы вы знали, куда нельзя ходить!

Видеоигры[править]

  • Мимики во всех производных от системы DnD.
  • Silent Storm — за некоторыми закрытыми дверями находится вражеский солдат/офицер. Ни в комнате, ни у солдата нет приличного лута, а из дерьмового огнестрела он всё равно вас нашпигует свинцом. Только припасы, пули и время потеряете.
  • The Neverhood: единственный способ умереть в игре — прыгнуть в дыру с надписью «Не прыгай сюда».
  • Mogeko Castle — вариант с особым цинизмом (и садизмом). Нам прямым текстом говорят: «Эта кнопка открывает клетку с безумными Могеко. Ты умрёшь, если надавишь на неё, всё равно нажать? Да/Нет» Но мы же играем по хардкору? Мы должны увидеть все концовки!
  • Fallout: New Vegas — хранилище Сьерра-Мадре и терминал внутри, содержащий два файла — «личные данные» создателя казино и стирающееся после прочтения письмо к его возлюбленной о том, что попытка открыть «личные данные» навеки запечатает любопытного вора в хранилище. Можно наплевать на предупреждение, всё равно полезть туда и получить нестандартный гейм-овер. А можно, взяв всё, что сможете унести, заманить туда больно охочего до древних знаний Главного Гада дополнения — с предсказуемым результатом. И затем наслаждаться его истерикой по радио.
  • Skyrim — сундук рядом со Стеной Слов в Обители Раннвейг, который так привлекает горе-мародеров, что они не замечают люка на полу.
  • Dark Souls 2 — в цитадели Алдии есть выключатель, окруженный очень большим количеством записок с призывом не нажимать его. И что же? Выключатель действительно не стоит нажимать (игрок получит на свою голову изрядно досаждающего врага, и останется без линейки побочных квестов).
  • Doom 3 — по ходу игры можно найти шкафчик под специфическим номером 666 с бумажкой, на которой написан трехзначный код. Даже написано «Открывать осторожно». Ну и конечно же, этот шкаф вполне можно открыть!
    • По прибытии в одну из лабораторий Дельта голос Бетругера[2] скажет, что нам сюда и откроет двери в шахту лифта, можно прыгнуть, голос посмеется.
  • Space Quest I — в первой части игры Роджер Вилко сбегает с разрушающегося корабля «Аркада» на спасательной капсуле. На приборной панели три кнопки: одна для установки курса, вторая — для включения двигателя. Третья же кнопка помечена как «Эту кнопку нельзя нажимать никогда!!!». Разумеется, можно нажать, из-за чего Роджер войдет в такую гиперсветовую скорость, что прорвет ткань времени-пространства и потерпит крушение где-то в параллельном средневековом мире[3]. Закадровый комментатор цинично отметит: «Вот ты и снова умер. Тебя же предупреждали: нельзя нажимать».
  • Uninvited — в процессе хождения по катакомбам можно найти яму. Если в нее заглянуть, закадровый текст предупредит нас, что на дне ямы сидит «здоровенный паук, с хлебницу размером» и посоветует нам туда не лезть. А потом еще и второй раз посоветует, если вы все же решите рискнуть. В третий раз он советовать ничего не будет; протагонист залезет в яму, его встретит паук, а закадровый текст отметит: «Ну, надо же, какие дела. Здоровенный паук».
    • Чуть более обманчивая ситуация ранее по сюжету: в коридоре дома с привидениями мы встречаем женщину, стоящую к нам спиной. В этой локации еще и музыка играет спокойная… и ничего не говорит игроку о том, что женщина — тоже привидение, и порвет вас на куски, если подойти ближе.
  • Serious Sam — боксёрская перчатка на одном из уровней, для активации которой нужно начать рычаг. ИНЕРТАН подсвечивает, что она брошена тут Менталом в расчёте на любопытство Сэма. Но ей можно воспользоваться, чтобы укокошить появившегося из засады рептилоида — достаточно лишь не стоять на траектории перчатки, а отойти чуть вбок и нажать рычаг.
    • Здесь же всевозможные «секретки» в стиле «подними таблетку (+1 к здоровью) и получи бонус — стаю врагов на голову»
  • Resident Evil — во многих играх серии (включая последний RE7) то и дело попадаются висящие на стене ружья (некоторые квестовые предметы тоже бывают с подвохом). Того, кто их схватит, тотчас замуруют в комнате, ненавязчиво предлагая вернуть предмет на место и идти своей дорогой… а потом вернуться с муляжом и подменить им ценную вещь. В некоторых случаях игрока-ворюгу не просто запирают, а оставляют наедине с активированной ловушкой.
    • Именно так добывается дробовик в самой первой игре, про особняк. Предварительно стоит отыскать сломанный где-то в окрестностях и подменить им ценную находку.
      • Можно и не добывать, если мы играем за Джилл. Прибежит напарник и откроет дверь снаружи. А может и не прибежать.
  • В Demonophobia есть аналогичная вышеуказанной ловушка. Если в самом начале игры зайти в комнату с постаментом, снять с него шарик и попытаться уйти, дверь заблокируется, а потолок начнет опускаться и в итоге раздавит главную героиню. А всего-то нужно было — прийти с муляжом шарика и подменить его на постаменте. Но тут уже вернуть шарик не выйдет — придется полминуты смотреть, как главная героиня обреченно ждет, когда ее раздавят.
  • Getting Over It With Bennett Foddy — ближе к концу нелёгкого маршрута вам попадётся змея с табличкой «По змее не кататься». Тот, кто из любопытства таки решил попробовать (а также тот, кто случайно свалился на змею, пытаясь преодолеть следующее препятствие), прикатится по змее в самое начало игры.
  • C&C Generals: Zero Hour — простые террористы из GLA могут минировать всевозможные сооружения. Противник, желающий эти сооружения занять, получит БУМ!
  • Fallen London — во всех играх по вселенной их полно. В собственно Fallen London есть даже специальный квест, на каждом этапе утыканный просьбами разработчиков его не проходить и методично уничтожающий персонажа вплоть до полной, абсолютной, в смысле вообще неиграбельности.
  • SOMA — в самом начале игры любопытный игрок может открыть дверь, за которой кто-то упорно стучится так, что стены трясутся. С вполне закономерным итогом.
  • Самый первый «Prince of Persia» — где-то на 4-5 уровнях есть плиты, при наступании на которые решётка перед носом игрока захлопнется мгновенно, а также есть кувшинчик, не добавляющий, а наоборот снижающий здоровье. Есть и интересная зеленая бутылка, пить из которой тоже не стоит — изображение на экране перевернется; к счастью, на том же уровне есть и вторая, которая вернет перспективу обратно.
    • Во втором такие фокусы тоже имеются. Один огненный меч чего стоит.
  • Вангеры — Механический Мессия и его функция «Счастливчик». Все функции перепробовали, ух и лютый артефакт! А вот последняя функция «Счастливчик» — проверка на честность от Наблюдателей; попробуйте активировать эту функцию, и досрочно закончите сюжет игры, из-за чего Наблюдатели обидятся и забракуют ваше прохождение игры, ибо нечего читерить при создании монады.
  • S.T.A.L.K.E.R.: Тени Чернобыля — знаменитая подстава «купи рейлган за 1000 рублей». Впрочем, тут с фитильком, ибо вся банда выносится тремя гранатами.
  • The Legend of Kyrandia — в третьей игре серии Гюнтер, плохая сторона совести главного героя, то и дело будет заблаговременно комментировать некоторые его попытки сделать что-то опасное в стиле «Лучше не надо, а то я не ручаюсь», с понятным результатом для главного героя, если он их все-таки попробует сделать. Ну что такого в том, чтобы подразнить белку на помойке в начале игры? Ну и что с того, что белки в мире Кирандии — опасные и очень агрессивные хищники?
    • В последней главе третьей игры, когда Малкольм возвращается обратно в оккупированную Кирандию, у Германа в магазине можно купить нож. Предупредят нас и тут. А потом еще и выдадут сообщение во весь экран: «детям до 37 лет это смотреть нельзя». Вот и результат: едва Малкольм постарается взять нож, тот тут же взлетит в воздух и заколет его со всеми подробностями.
  • Evil Genius — можно поставить на базе и такие. Выглядит как большая красная кнопка которая при нажатии намертво защемляет руку.
  • Cyberpunk 2077 — захотелось купить эксклюзивного брейнданса «всего за 16 000 эдди» у уличного торговца? Сюрприз, мазафака! Добро пожаловать в ту самую квартиру «мусорщиков», из которой вы спасали вместе с Джеки Сандру Дорсет в начале игры. Только теперь Ви голый, без оружия и один, а «мусорщиков» вокруг в два раза больше. Впрочем, если хорошо прокачаться к тому времени, то удивятся (последний раз в жизни, правда) сами торговцы органами.
  • Atelier Rorona — именно это министр пытается провернуть с Ророной, прислав ей бутылек с надписью «не открывать». Тут у игрока два варианта: Открыть или нет. Если не открывать, то министр подофигеет и скажет: «я недооценил её ум».

Визуальные романы[править]

Настольные игры[править]

  • Dungeons and Dragons — целое семейство монстров-мимиков. Стандартный мимик — сундук, внутри зубастая пасть.
    • Ну и как же можно не упомянуть меметичную голову в стене с распахнутым чёрным ртом из модуля Tomb of Horrors! Там сфера аннигиляции.
    • А ГМы-самоделкины могут вообще отжигать по полной. Как вам например монета, которая при попытке живого существа её подобрать руками (в том числе в перчатках, но не если воспользоваться щипцами) кастует на него Disintegrate? Если не присматриваться, выглядит это, как будто подобравший телепортировался…
  • EXIT-квест: Затерянный остров. В конце игры может остаться одна единственная карта загадки. Стоит ее развернуть... И к итоговому потраченному времени прибавляются штрафные 2 минуты.
  • Warhammer 40,000 — пополам с профессиональным риском. Для многих инквизиторов поворот на левую дорожку начинается с решения: «Ничего не будет если я прочту пару страниц этой книги Абсолютного Зла. Я ведь знаю, с чем имею дело». А Тзинч (или еще кто) весело потирает свои щупальца.

Реальная жизнь[править]

  • Однажды в Германии нужно было снести здание. Подрывники заложили заряды… и отдали его на растерзание телевизионщикам. Те поставили невдалеке кнопку с надписью «Не нажимать». Говорят, за нажавшим бежали несколько километров, чтобы фотографию отдать сказать ему: «Мужик, не пугайся, это было шоу, жди свою физиономию по телевизору!»
  • В компьютерной безопасности есть понятие «honeypot» — место, в которое нельзя добраться через пользовательский интерфейс, но легко через исходный код. Каждый, кто добрался до приманки, объявляется роботом и банится (в т. ч. по ip, что доставляет немало неудобств, если ip динамические и под раздачу попадает мирный юзер).
    • В качестве honeypot может выступать много чего — смысл в том, что злоумышленник сам туда полез, его не звали, а значит, с ним можно (этично) делать все, что угодно. Например, это может быть Wi-Fi точка доступа с паролем 123, подключившийся к ней клиент-кульхацкер автоматически атакуется и, при наличии уязвимостей в его системе, получает порцию радости, до захвата контроля над системой включительно. Естественно, его трафик сниффается и всякие интересности сохраняются для последующего разбора. Особенно актуально было до распространения Windows 7 и повсеместного внедрения HTTPS, сейчас уже не так здорово…
    • В качестве инструмента сетевой безопасности — во внутренней сети представлена относительно беззащитная система, заведомо не имеющая ценности, но обвешанная анализаторами. Именно она будет атакована и взломана в первых рядах. Результат — своевременная тревога и получение ценной информации о том, как и откуда нас пытаются поиметь.
  • На войне категорически запрещается трогать предметы и открывать закрытые двери до прибытия сапёров. Заминировано может быть что угодно — даже патроны заряжают тротилом!
    • Есть легенда про ловушку на английских офицеров — слегка перекошенные картины. Офицер, как истинный аристократ, рефлекторно поправляет картину — и нет офицера.
      • Другая версия утверждает, что эту ловушку ставили на эсэсовцев. Не мог педантичный немец с нордическим характером стерпеть такой беспорядок.
    • Еще одна распространенная ловушка — кошка, запертая в шкафу. Неопытный боец, услышав мяуканье из шкафа, решает её выпустить, и, открыв дверь, подрывает заботливо припасённую противником гранату.

Примечания[править]

  1. Данный разговор может создать вполне достаточное впечатление о человеческой цивилизации. По крайней мере о том, чем она жила до того, как переселилась на дно морское, в резервации или обратилась в дымящиеся кучки пепла. (Прим. автора)
  2. Точнее говоря, его фамилия из немецкого, Betrüger. И означает «обманщик / мошенник».
  3. Причем не в абы каком: это мир квеста Conquests of the Longbow про Робина Гуда, созданного той же компанией.