Потомки проклянут вас: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
Aulsberg (обсуждение | вклад) (→Кино) |
||
Строка 42: | Строка 42: | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Романовы. Венценосная семья» — после того как | * «Романовы. Венценосная семья» — после того как большевики расстреляли царскую семью, зрителю показывают канонизацию мучеников и тысячи верующих, собравшихся в храме. | ||
* Куда тоньше эти трагические события раскрыты в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» — здесь Юровский ещё при жизни с разочарованием понимает, что хладнокровное убийство беззащитных людей не помогло ему войти в историю, что он так и остался обыкновенным палачом, крошечным винтиком в государственной машине. То есть, в историю-то он вошёл, но место там занимает отнюдь не почётное, чай не Чапаев и не Будённый. | * Куда тоньше эти трагические события раскрыты в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» — здесь Юровский ещё при жизни с разочарованием понимает, что хладнокровное убийство беззащитных людей не помогло ему войти в историю, что он так и остался обыкновенным палачом, крошечным винтиком в государственной машине. То есть, в историю-то он вошёл, но место там занимает отнюдь не почётное, чай не Чапаев и не Будённый. | ||
* «Раба любви» (см. видео) — Ольга Вознесенская, преследуемая казаками, принявшими её за революционерку, озвучивает троп: «Господа… вы звери… Вы звери, господа… Вы будете прокляты своею страной… Солдаты…». В наши дни отношение к красному и белому движению порождает многочисленные споры (а натворили дел, объективно, и те, и другие), однако на момент выхода фильма предсказание героини полностью соответствовало официальной советской историографии, и в кинотеатрах детишки беляков [[Чересчур вовлечённый зритель|жёваной бумагой обстреливали]]. | * «Раба любви» (см. видео) — Ольга Вознесенская, преследуемая казаками, принявшими её за революционерку, озвучивает троп: «Господа… вы звери… Вы звери, господа… Вы будете прокляты своею страной… Солдаты…». В наши дни отношение к красному и белому движению порождает многочисленные споры (а натворили дел, объективно, и те, и другие), однако на момент выхода фильма предсказание героини полностью соответствовало официальной советской историографии, и в кинотеатрах детишки беляков [[Чересчур вовлечённый зритель|жёваной бумагой обстреливали]]. | ||
* «Ганс Вестмар. Один из многих» — с точки зрения авторов фильма, троп в чистом виде. Протагонист, гитлеровский штурмовик Ганс Вестмар, погибает, коммунисты едва не срывают его похороны. А затем нам показывают триумфально марширующих по Берлину штурмовиков СА, среди которых незримо шагает дух протагониста, а рабочие-коммунисты переходят на сторону НСДАП. Но мы знаем, чем в итоге всё это закончилось для нацистов, так что получилось [[зигзаг]]ом. | |||
* «Сфинкс» (1980) — в прологе верховный жрец Египта, царский архитектор и будущий фараон Менефта, поймав расхитителя гробниц, велит четвертовать его лошадьми. Несчастный, которого на преступление толкнула нищета, успевает проклясть своих мучителей, крикнув, что рано или поздно все гробницы будут разграблены, а величие Египта — посрамлено. Собственно сюжет фильма крутится вокруг расхищения исторического наследия [[Тени былого величия|некогда великой культуры]] [[Иваны, родства не помнящие|собственным народом]], так что проклятье, безусловно, сбылось. Трагизма добавляет то, что [[Антизлодей|Менефта]] действовал в полном соответствии с [[Изменившаяся мораль|моралью своего времени]] и [[Благонамеренный экстремист|действительно заботился о будущем своей страны]]. | * «Сфинкс» (1980) — в прологе верховный жрец Египта, царский архитектор и будущий фараон Менефта, поймав расхитителя гробниц, велит четвертовать его лошадьми. Несчастный, которого на преступление толкнула нищета, успевает проклясть своих мучителей, крикнув, что рано или поздно все гробницы будут разграблены, а величие Египта — посрамлено. Собственно сюжет фильма крутится вокруг расхищения исторического наследия [[Тени былого величия|некогда великой культуры]] [[Иваны, родства не помнящие|собственным народом]], так что проклятье, безусловно, сбылось. Трагизма добавляет то, что [[Антизлодей|Менефта]] действовал в полном соответствии с [[Изменившаяся мораль|моралью своего времени]] и [[Благонамеренный экстремист|действительно заботился о будущем своей страны]]. | ||
* «[[Неуловимые мстители|Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые]]» — когда полковник Кудасов предлагает подельникам присвоить корону после похищения и неплохо на ней нажиться, штабс-капитан Овечкин отказывается, замечая: «Россия мне этого не простит!». | * «[[Неуловимые мстители|Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые]]» — когда полковник Кудасов предлагает подельникам присвоить корону после похищения и неплохо на ней нажиться, штабс-капитан Овечкин отказывается, замечая: «Россия мне этого не простит!». |
Текущая версия на 14:19, 26 марта 2023
« | — Государь, — продолжал, возвышая голос, Морозов, — новый шут твой перед тобою. Слушай его последнюю шутку! Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом; но минует твое зверское царенье, и останется на земле лишь память дел твоих, и перейдет твое имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не настанет Страшный суд Господень! | » |
— Заслуженно или нет, реального Иван Васильевича до сих пор реабилитировать не могут |
(link)
Господа, вы звери!Злодей одержал сокрушительную победу. Отважный герой был торжественно четвертован на площади под град тухлых яиц и ликующие выкрики толпы. Его прелестная возлюбленная, изнасилованная сперва самим злодеем, а после всей злодейской конницей, всей злодейской ратью, злодейским поваром, злодейским конюхом и злодейским котом, не вынеся горя и позора, наложила на себя руки. Из верной собачки героя сделали шапку, и её изнасиловал, э-э, простите, износил злодейский сынок. В учебники вся эта история вошла как блистательная победа над гнусными бунтовщиками.
Но не переживайте! Ведь со временем справедливость восторжествовала! Никто не забыт, ничто не забыто, и сегодня, открыв учебник истории, вы прочтёте под портретом злодея, какая это была гнусная скотина и больной извращенец. А на площади герой в бронзе простирает руку в светлое будущее, другой рукой обнимая тонкий стан своей милой, и бронзовая собачка крутится у их ног… Нет, что вы, я не плачу, то есть, плачу, конечно, но это светлая грусть!
Троп можно реализовать двумя способами:
- Непосредственно показать триумф исторической справедливости спустя много-много лет;
- Один из героев озвучивает неизбежность того, что мы и так уже знаем из учебников истории.
Надтроп — Хороший плохой конец. Родственные (иногда и смежные) тропы — Отложенное возмездие, Отомщено временем, Нагадили посреди берлоги, Герой умер, но дело его живёт.
Противоположный троп — Историю пишут победители. Ведь тот, кто управляет настоящим, — управляет прошлым.
Примеры[править]
Театр[править]
« | Рейстлин: |
» |
— Последнее Испытание |
Литература[править]
- Михаил Лермонтов в «Смерти поэта» грозит виновникам заглавного события приблизительно этим, только не от потомков, а от ещё более высокого Судии.
- Оноре де Бальзак, «Пьеретта»:
« | Ни одно из действующих лиц, повинных в смерти Пьеретты, не чувствует ни малейшего угрызения совести. (…) Чтобы представить себе эту же историю в широких масштабах, достаточно было бы перенести ее в средние века, на такую обширную арену, как Рим того времени, где прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу таких же интриг и по тем же почти причинам, что свели в могилу Пьеретту. Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают Папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей. Согласитесь, что закон мог бы служить превосходной защитой для общественных плутней, не будь Божественной справедливости. | » |
— В данном случае под троп попадает лишь приведённая автором история Беатриче, так как несчастную крестьянскую девчонку будут помнить только её близкие |
- А. К. Толстой, «Князь Серебряный» (см. эпиграф).
- «1984» — уничтожение инакомыслящих производится таким образом, чтобы никто из них не мог утешиться нашим тропом. Тем не менее слово «was» (т. е. «была») в отношении Партии в приложении о Новоязе позволяет надеяться, что потомки её всё же снесли к хренам.
- Песнь Льда и Пламени — восстание Баратеона вылилось примерно в это. Потому что Эйрис Второй при всех своих достоинствах тиранил только тех, кто попадался непосредственно под руку, не шатая при этом само государство, а вот правление Роберта Первого вылилось в трогательное сочетание финансового кризиса с династическим. Откуда и поползли среди голодающей и замордованной черни шепотки, что «при Таргариенах такой херни не было». И даже сир Барристан Селми, попавший было под очарование молодого Роберта и немало своим авторитетом поспособствовавший его победе, позже признаёт, что сильно ошибался.
- Захар Прилепин, «Обитель»:
« | Отпусти Афанасьева, сучья пасть, тебя проклянут в веках за меня! – вдруг раздался сумасшедший крик. Колокольчик смолк, раздалась матерная брань, и скоро выстрел, потом ещё один, и ещё один... | » |
Кино[править]
- «Романовы. Венценосная семья» — после того как большевики расстреляли царскую семью, зрителю показывают канонизацию мучеников и тысячи верующих, собравшихся в храме.
- Куда тоньше эти трагические события раскрыты в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» — здесь Юровский ещё при жизни с разочарованием понимает, что хладнокровное убийство беззащитных людей не помогло ему войти в историю, что он так и остался обыкновенным палачом, крошечным винтиком в государственной машине. То есть, в историю-то он вошёл, но место там занимает отнюдь не почётное, чай не Чапаев и не Будённый.
- «Раба любви» (см. видео) — Ольга Вознесенская, преследуемая казаками, принявшими её за революционерку, озвучивает троп: «Господа… вы звери… Вы звери, господа… Вы будете прокляты своею страной… Солдаты…». В наши дни отношение к красному и белому движению порождает многочисленные споры (а натворили дел, объективно, и те, и другие), однако на момент выхода фильма предсказание героини полностью соответствовало официальной советской историографии, и в кинотеатрах детишки беляков жёваной бумагой обстреливали.
- «Ганс Вестмар. Один из многих» — с точки зрения авторов фильма, троп в чистом виде. Протагонист, гитлеровский штурмовик Ганс Вестмар, погибает, коммунисты едва не срывают его похороны. А затем нам показывают триумфально марширующих по Берлину штурмовиков СА, среди которых незримо шагает дух протагониста, а рабочие-коммунисты переходят на сторону НСДАП. Но мы знаем, чем в итоге всё это закончилось для нацистов, так что получилось зигзагом.
- «Сфинкс» (1980) — в прологе верховный жрец Египта, царский архитектор и будущий фараон Менефта, поймав расхитителя гробниц, велит четвертовать его лошадьми. Несчастный, которого на преступление толкнула нищета, успевает проклясть своих мучителей, крикнув, что рано или поздно все гробницы будут разграблены, а величие Египта — посрамлено. Собственно сюжет фильма крутится вокруг расхищения исторического наследия некогда великой культуры собственным народом, так что проклятье, безусловно, сбылось. Трагизма добавляет то, что Менефта действовал в полном соответствии с моралью своего времени и действительно заботился о будущем своей страны.
- «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые» — когда полковник Кудасов предлагает подельникам присвоить корону после похищения и неплохо на ней нажиться, штабс-капитан Овечкин отказывается, замечая: «Россия мне этого не простит!».
- «Покаяние» (1984) — эталонный пример: Варлаам Аравидзе репрессировал всю семью главной героини и мирно умер в своей постели. После этого его труп не находил покоя — героиня постоянно его выкапывала. Внук Варлаама, горячо любивший деда, застрелился, узнав о его прошлом, а сын, защищавший отца до последнего, сам после этого скинул его тело с обрыва и проклял. Грузины — они темпераментные.
- «Троцкий» (1993) — именно эту фразу говорит Льву Давидовичу один из расстреливаемых.
Мультфильмы[править]
- «Тайна Коко» — главный гад мультфильма Эрнесто де ла Крус отравил своего друга Гектора, лишив того возможности вернуться к семье, и присвоил все его песни себе. Через много лет после его смерти правда вскрылась, честное имя Гектора было восстановлено, а разозлённые фанаты Эрнесто испоганили могилу их бывшего кумира.
Мультсериалы[править]
- ExoSquad — зигзаг: в речи перед Ген Асамблеей, дабы убедить людей создать новое последнее поколение неосапиантов Марсэла именно этим и обосновал действия Фейтона: дескать, если бы неосапианты имели детей, которые могли бы их осудить их деяния, то Фейтону сложнее было бы установить свой «новый порядок», потому что искусственно созданные неосапианты лишены связи поколений и у них практически отсутствует понятие коллективной памяти.
Музыка[править]
- Лаэртский:
- «Деревенский парень Федька» — получив по яйцам вилами от заглавного героя, кулацкий сын Миколка не только обосрался, но и после позорного бегства был «Россией проклят» — явно ироническая отсылка к «Рабе любви». С прикрученным фитильком, так как возмездие настигло злодея ещё при жизни.
- «В защиту негров» — шутки ради, лирический герой ради спасения бедных негров от холода снимает носки с подруги, объясняя это тем, что если негры от холода вымрут, потомки им этого не простят. «Ты ж, сибирская бабища, без носков походишь, сука!»
Реальная жизнь[править]
- Йонас Норейка, полицай и один из главных организаторов геноцида евреев в Литве, казнённый советскими властями в 1946 году, в настоящее время на своей родине практически оправдан и многими почитается как герой. Однако его родная внучка Сильвия Фоти, с энтузиазмом взявшаяся писать о своём дедушке, которого считала героем и борцом за независимость Литвы, ознакомившись с документами пришла в ужас, и в 2021 году выпустила книгу о чудовищных преступлениях Норейки.