Дмитрий Быков: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Доперенос с дестройплощадкафикацией. Смело дополняйте)
м
 
(не показаны 4 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{stub|больше информации об авторе (кто таков, чем знаменит), хотя бы краткие описания романов, больше тропов богу тропов}}
{{stub|больше информации об авторе (кто таков, чем знаменит), хотя бы краткие описания романов, больше тропов богу тропов}}
[[Файл:Bykov.jpg|мини]]
[[Файл:Bykov.jpg|мини]]
'''Дмитрий Львович Быков''' (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в [[Москва|Москве]]) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов [[Сытые нулевые|2000-х]] и [[Эпоха айфона и мемов|2010-х]] годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать».
'''Дмитрий Львович Быков'''<ref>признан иноагентом</ref> (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в [[Москва|Москве]]) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов [[Сытые нулевые|2000-х]] и [[Эпоха айфона и мемов|2010-х]] годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать». Даже играл в «Свою игру», правда всего [http://svoya-igra.org/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B9%20%D0%91%D1%8B%D0%BA%D0%BE%D0%B2/ два раза].
 
Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен [[смердяков|деятельностью]], приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, [https://oboguev.livejournal.com/7095500.html что ею он занимался отнюдь не всегда].


== Избранные произведения ==
== Избранные произведения ==


=== Романы ===
=== Романы ===
* 2005 — Эвакуатор
* 2005 — Эвакуатор
* 2006 — ЖД
* 2006 — ЖД
Строка 23: Строка 24:


=== Поэтические сборники ===
=== Поэтические сборники ===
* 1992 — Декларация независимости
* 1992 — Декларация независимости
* 1994 — Послание к юноше
* 1994 — Послание к юноше
Строка 51: Строка 51:
** [[Не в ладах с историей]] — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
** [[Не в ладах с историей]] — если кто из нацистских лидеров и рассчитывал на снисхождение, то точно не Юлиус Штрейхер, который отказался от предложения адвоката косить под невменяемого.
* [[Белая Россия]] — поэма «Версия»
* [[Белая Россия]] — поэма «Версия»
* [[Гражданская война в России]] с переходом в [[Гулаги и рабы]] — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления.
* [[Гражданская война в России]] с переходом в [[Гулаги и рабы]] — трилогия «Оправдание», «Орфография», «Остромов или Ученик чародея». И отдельно — роман «Июнь» про конец 1940 — начало 1941 года. Как правило, встречается в преувеличенно-фантастическом виде, с окрасом постмодернисткого глумления.
* [[Красное зло]] в лице [[Красный Октябрь|Красного Октября]] — ария [[Владимир Ленин|Ленина]] из [[Остап Бендер|гениально задуманной, но пока ещё]] [[змеебарсук|не написанной]] оперетты «Варшавянка». Впрочем, она сполна [[Il fascismo eterno|применима к любой диктатуре]], отнюдь не только коммунистической:
{{note|Ария Ленина|'''Ленин''' (''поначалу плавным речитативом'')''':'''
 
Сейчас художники нередко уверяют,
 
Что можно в схватке быть [[из двух зол ни одно выбирать не стоит|на третьей стороне]],
 
Коллег-борцов они фальшиво укоряют
 
За подчинение диктату, то есть мне!
 
Они намерены поддержку обрести в нас,
 
Они расчётливо играют в объективность,
 
Внушая прочим и себе,
 
Что можно в [[классовый конфликт|классовой борьбе]]
 
Остаться чистыми, играя на трубе,
 
Бе! Бе!
 
 
Да полноте!
 
Который год нам?
 
Кому вы врёте, любезные друзья?
 
Жить в обществе
 
И быть свободным,
 
И быть свободным от общества нельзя!
 
Нельзя смотреться замечательно по нашим временам,
 
Нельзя сочувствовать мечтательно обеим сторонам,
 
Не стоит сетовать в печати на бардак и тарарам,
 
[[готтентотская мораль|Нельзя сочувствовать рабам,
 
А только нам, нам, нам!]]
 
 
 
А то вот есть ещё любители такие,
 
Что и к борьбе не призывали испокон,
 
Что опасаются разнузданной стихии,
 
Но верят истово в порядок и закон.
 
Они кричат, что не по нраву никому мы,
 
Напоминают нам об участи [[:w:Парижская Коммуна|коммуны]],
 
А ведь она — ''comment ça va'' —
 
Лишь в том была и неправа,
 
Что слишком верила в красивые слова.
 
 
[[я хороший, мне всё можно|Находчивым
 
И сумасбродным
 
Всегда приятна кровавая резня]]!
 
Жить в обществе
 
И быть свободным,
 
И быть свободным от общества нельзя!
 
А тем, кто болен милосердием по нашим временам,
 
Остерегая нас с усердием ходить по головам,
 
Тот ближе к [[пастырь добрый|Тихонам и Сергиям]], чем к Марксу или нам,
 
Гуманность выбросьте к хренам,
 
Не то съедят, ням, ням!
 
 
 
А то вот есть ещё поборники свободы,
 
А то вот есть ещё сторонники добра —
 
Как бы поклонники тропической погоды
 
Во [[поморы и купцы|льдах Архангельска]] и в [[город, которого нет|городе Петра]]!
 
Они уверены в плодах своих утопий,
 
Они намерены [[Россия — часть Запада|тут сделать, как в Европе]],
 
Чтобы невинность соблюсти
 
И «Капитал» приобрести,
 
Как бы подсахарить, прости, родные шти!
 
 
 
Вам хочется
 
Быть самым модным,
 
Но это крайне опасная стезя!
 
Жить в обществе
 
И быть свободным,
 
И быть свободным от общества нельзя!
 
У нас [[гулаги и рабы|холодная, огромная, бездомная страна]],
 
У нас [[эти злобные русские|традиция погромная]], и нам она верна,
 
А если вам мила укромная, уютная весна,
 
Мы с грациозностью слона
 
Пошлем вас на, на, на!
 
 
 
(''Сrescendo, на авансцене.'')
 
Вы с творчеством
 
Антинародным
 
Хотите выжить, над бездною скользя!
 
Жить в обществе
 
И быть свободным,
 
И быть свободным от общества нельзя!
 
Нельзя свободным быть от общества, избравши роль творца,
 
Нельзя свободным быть от отчества, когда вы сын отца,
 
А несогласные растопчутся до самого конца,
 
Хоть вы от пяток до лица
 
Такая ца-ца-ца!}}
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
* [[Ловушка для сердобольных]] — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать [[Аномальная зона|аномальную зону]]. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
* [[Специально коверкает язык]] — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
* [[Специально коверкает язык]] — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
* [[Супружеская измена]] — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
* [[Супружеская измена]] — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
{{q|noanon=1|Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,
{{q|noanon=1|Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.<br />
Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.<br>
Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,<br />
Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,<br>
Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,<br />
Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,<br>
Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,<br />
Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,<br>
[[Разрушение четвёртой стены|Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор]].}}
[[Разрушение четвёртой стены|Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор]].}}
* [[Такой сильный, что уже слабый]]:
* [[Такой сильный, что уже слабый]]:
Строка 78: Строка 236:
Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.|Пасхальное}}
Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.|Пасхальное}}


{{Nav/Евреи}}
{{Nav/Персоналии}}
{{Nav/Персоналии}}
{{Nav/Книги}}
{{Nav/Российское искусство}}

Текущая версия на 15:30, 8 марта 2024

Bykov.jpg

Дмитрий Львович Быков[1] (при рождении Дмитрий Львович Зильбертруд, р. 20 декабря 1967 г. в Москве) — российский писатель, поэт, публицист, издатель и педагог, один из самых известных и плодовитых российских литераторов 2000-х и 2010-х годов, трижды лауреат премии «Большая книга» и дважды — «Национального бестселлера». Активно выступает с лекциями по русской и мировой литературе. Бывший член «Ордена куртуазных маньеристов» (1989—1992). Вёл ряд передач на нескольких телеканалах. Издавал в 2008—2010 годах журнал «Что читать». Даже играл в «Свою игру», правда всего два раза.

Несмотря на то, что в настоящее время Быков наиболее известен деятельностью, приведшей к зачислению его в «иностранные агенты», следует помнить, что ею он занимался отнюдь не всегда.

Избранные произведения[править]

Романы[править]

  • 2005 — Эвакуатор
  • 2006 — ЖД
  • 2008 — Списанные
  • 2014 — Квартал: Прохождение

О-трилогия[править]

  • 2000 — Оправдание
  • 2003 — Орфография
  • 2010 — Остромов или Ученик чародея

И-трилогия[править]

  • 2012 — Икс
  • 2017 — Июнь
  • 2021 — Истребитель

Поэтические сборники[править]

  • 1992 — Декларация независимости
  • 1994 — Послание к юноше
  • 1996 — Военный переворот
  • 2000 — Отсрочка
  • 2003 — Призывник
  • 2005 — Письма счастья
  • 2007 — Последнее время
  • 2010 — Отчёт
  • 2010 — Новые письма счастья
  • 2011 — На самом деле
  • 2011—2012 — Гражданини поэт (цикл стихов на злобу дня в исполнении Михаила Ефремова)
  • 2012 — Новые и новейшие письма счастья
  • 2013 — Блаженство
  • 2015 — Ясно. Новые стихи и письма счастья
  • 2017 — Если нет: новые стихи

Литературоведение и биографии[править]

  • 2005 — Пастернак (в серии «Жизнь замечательных людей»)
  • 2008 — Был ли Горький? (сценарий документального цикла «Горький. Живая история» для Пятого канала)
  • 2009 — Булат Окуджава (в серии «Жизнь замечательных людей»)
  • 2014 — Советская литература. Расширенный курс

Тропы и штампы в творчестве[править]

« Вот думал Штрайхер, что его не тронут, когда придёт заслуженный провал: другие боссы нации утонут, а он же никого не убивал! Он, ничего дурного не содеяв, присядет, может быть, на пару лет, — он просто призывал мочить евреев, но это же свобода слова, нет? Он действовал правительству в угоду, он был сопротивляться не готов, он попросту транслировал народу известия! Из тыла и с фронтов!.. Он журналист, пропагандист, и баста! Но объяснил международный суд, что он довольно сильно ошибался, и эти аргументы не спасут. »
— «Открытым текстом»
  • Ловушка для сердобольных — «Можарово». По какой-то причине пассажирским поездам приходится проезжать аномальную зону. Ни в коем случае не стоит смотреть в окна — местные твари создадут именно тот образ, к которому труднее всего остаться равнодушным.
  • Специально коверкает язык — «Эвакуатор». Главные герои (Игорь и Екатерина) ради развлечения разговаривают между собой на ломаном языке.
  • Супружеская измена — самое знаменитое неполитическое стихотворение, «Баллада о кустах». Юмореска на тему влюблённых и мужа, который сидит рядом в кустах с ружьём:
« Я сижу в кустах, моя грудь в крестах, моя голова в огне,

Все, что автор плёл на пяти листах, довершать поручено мне.
Я сижу в кустах, полускрыт кустами, у автора на виду,
Я сижу в кустах и менять не стану свой шиповник на резеду,
Потому что всякой Господней твари полагается свой декор,
Потому что автор, забыв о паре, глядит на меня в упор.

»
«

Хорошо, говорю. Хорошо, говорю я им. Поднимаю лапки, нет разговору. Но допустим, я буду неслышен, буду незрим, уползу куда-нибудь в щёлку, в нору, стану тише воды и ниже травы, как рак. Превращусь в тритона, в пейзаж, в топоним. Нет, они говорят, никак. Нет, они отвечают, никак-никак. Только полная сдача и смерть, ты понял?

Хорошо, говорю. Хорошо же, я им шепчу. Всё уже повисло на паутинке. Но допустим, я сдамся, допустим, я сам себя растопчу, но допустим, я вычищу вам ботинки! Ради собственных ваших женщин, детей, стариков, калек: что вам проку во мне, уроде, юроде? Нет, они говорят. Без отсрочек, враз и навек. Чтоб таких, как ты, вообще не стало в природе.

Ну так что же, я говорю. Ну так что же-с, я в ответ говорю. О как много попыток, как мало проку-с. Это значит, придётся мне вам и вашему королю в сотый раз показывать этот фокус. Запускать во вселенную мелкую крошку из ваших тел, низводить вас до статуса звёздной пыли. То есть можно подумать, что мне приятно. Я не хотел, но не я виноват, что вы всё забыли! Раз-два-три. Посчитать расстояние по прямой. Небольшая вспышка в точке прицела. До чего надоело, Господи Боже мой. Не поверишь, Боже, как надоело.

»
— Двенадцатая баллада
« Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:

— Погибло всё. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зёрна. — Предатель ты. — Подослан ты. — Он был неправ. — Неправ?! — Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес… Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда ещё чуть-чуть — и всё бы.

»
— Пасхальное
  1. признан иноагентом