Ретрокинез

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Retconjuration. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Ретроспективное изменение событий по принципу «всегда так было», своего рода внутримировой реткон. Часто идёт рука об руку с путешествиями во времени, но может существовать и отдельно от них. Изначальный порядок вещей при этом обычно помнит только очень ограниченное количество лиц, зачастую в виде дежа вю и смутных сомнений в происходящем. Часто встречается в форматах "стереть из реальности конкретного человека" и "влияние на точку бифуркации, после которой все события пошли по совсем другой колее". Интересной особенностью такой манипуляции историей является то, что она идёт, так сказать, по наиболее удобной лыжне, и даже сам меняющий зачастую не может предсказать, каким образом будут развиваться прочие события.

Ретрокинез — это именно изменение реальности, если задача состоит в том, чтобы просто убедить кого-то, что ничего не изменилось и всегда так было, это газлайтинг. Отличается от реткона тем, что ретрокинез — это событие внутримировое, а реткон — это переписывание автором канона уже законченного произведения; тем не менее, ретрокинез может использоваться в качестве обоснуя реткона.

Примеры

Литература

  • Владислав Кузнецов «Кембрийский период» — именно так жители Камбрии объясняют себе некоторые из способностей главной героини, известной им под именем сиды Немайн. Захотела сида, чтобы в город был потайной ход, построенный еще римлянами — и он всегда тут был, хотя много поколений горожан про него и не слыхали. Хотя Немайн просто попаданка, которая знает типовую архитектуру римских укреплений, на месте которых и выросли города Камбрии. На самом деле, все ещё сложнее: если с потайным ходом было просто совпадение, то некоторые из слов и заявлений Немайн задним числом сделали правдой те, кто обеспечил её «попадание»: некие богоподобные сущности, по-видимому — достаточно развитые инопланетяне, которые на «ты» с пространством-временем.
  • «Колесо времени» — Гибельный огонь, заклинание, стирающее жертву из истории. Также есть тер’ангриал[1], вокруг которого этот эффект срабатывает беспорядочно.
  • Мэтт Рафф, «Мираж» — после того, как 9/11/2001 христианские фундаменталисты-смертники из недоразвитой западной теократии атаковали башни-небоскрёбы всемирного торгового центра в Багдаде, Соединённые Штаты Аравии вторгаются в Христианские Штаты Америки в рамках общей программы по войне с террором и походу дела находят такие артефакты, как номер Нью Йорк Таймс от 9 сентября 2001 года из нашего мира. На самом деле оказывается, что в нашем мире американский солдат нашёл в пустыне бутылку с джинном и загадал тому, чтобы войны США с Ираком никогда не было. Джинн интерпретировал его желание достаточно креативно.
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир» — йети могут оставлять «закладку» в пространстве времени, работающее примерно как быстрое сохранение и загрузка. Умирая или попадая в беду, они загружаются.
  • Урсула ле Гуин, «Резец небесный» — Джорджу Орру снятся сны, которые переписывают реальность, причём он один помнит, как всё было раньше.
  • Аластер Рейнольдс, «Ковчег спасения» — экспериментальный сверхсветовой двигатель опасен именно этим. Подойдя к нему слишком близко, можно исчезнуть не только из настоящего момента, но и из всей временной линии.
  • Факап — когда лаксианин уходит из вселенной, он уходит из неё целиком — со всем, что когда-либо сделал. Появляется новый таймлайн, в котором этот разумный никогда не существовал. Намекается, что когда-то таким же образом Бог покинул этот мир — в результате возникла «атеистическая реальность», где люди и всё сущее появились естественным образом (в отношении людей, впрочем — если считать естественной генную и социальную инженерию тагорян).
  • Фредерик Браун, «Ничего не случилось». Протагонист-злодей обнаруживает у себя способность бесследно убивать людей — не только трупы убитых им исчезают, но и все окружающие мгновенно забывают об их существовании. Но на свою беду, он не один с такой способностью…
  • Anathem Нила Стивенсона: «Мне как-то попалась такая бойкая формулировка: риторы умели менять прошлое и делали это с удовольствием; инкантеры могли изменять будущее, но прибегали к своему умению крайне неохотно». Поскольку роман во многом посвящён квантовой механике и идее Мультивселенной, правда оказывается изящнее, чем простое колдовство: инкантеры и риторы могут выбирать в Мультивселенной тот её вариант, где события развиваются нужным для них образом.

Сетевая литература

  • A Practical Guide To Evil:
    • Местного СФК Китая двести лет никогда не существовало.
    • Кэт выторговывает у фей кольцо ретроспективно[2], чтобы создать нарратив, что это подарок её исчезнувшего отца.
  • This Used To Be About Dungeons — проклятие, накладываемое жрецом бога пустоты Кесбина, лишает цель чего-то. В исполнении архиепископа цель вообще никогда не существовала.

Комиксы

  • Sandman — любое разумное существо, которое видит сны, способно менять реальность, нужно только, чтобы примерно один и тот же сон приснился критической их массе. Когда-то кошки правили миром, а люди были их питомцами и пищей, но как-то тысяче людей одновременно приснилось, что люди правят миром, и реальность изменилась так, что мир кошек никогда и не существовал.
  • The Department of Truth» — примерно как в примере выше, чем больше людей во что-то верят, тем оно реальнее. И если, например, наберётся критическая масса плоскоземельщиков, то окажется, что Земля всегда была плоской и миллионы учёных, политиков, космонавтов и пилотов по всему миру всегда участвовали в заговоре по сокрытию этого факта. Собственно, заглавный Департамент Правды следит за тем, чтобы такого не происходило.
  • Во вселенной Марвел такая способность периодически есть у Локи, вплоть до влияния на сам нарратив.

Видеоигры

  • Achron — стратегия, геймплей которой целиком основан на этом: ваш соперник атаковал вас танками? Вернитесь в прошлое, снесите его танковый завод, и построенные на нём танки никогда не существовали.
  • City of Heroes — устройство под названием «психохронометр» было успешно применено злодеем, чтобы превратить своего врага-героя в верного союзника. Швы в его биографии из-за этого достаточно заметны.
  • Command & Conquer: Red Alert — помимо самой концепции серии (путешествие во времени с убийством ключевой личности в истории, после чего события пошли по совсем другой колее), геймплейно таким образом работают хронолегионеры, которые разом стирают юниты или здание из истории. Разумеется, здесь имеется расхождение сюжета с геймплеем, потому что после удаления танкового завода построенные им танки никуда не денутся и убитые ими юниты тоже не воскреснут.
  • Story of Seasons: Pioneers of Olive Town — развод игрока с супруго(й/м) так реализован — предложения о женитьбе никогда не было, если у вас был ребенок, то его тоже никогда не было.
  • TES — изменение заглавных Древних Свитков способно безо всяких путешествий во времени изменить реальность по принципу «всегда так было». Например, Серый Лис — персонаж-маска, коллективное имя носителей капюшона Ноктюрнал. Носители этого имени прокляты за кражу артефакта у, собственно, Ноктюрнал и для всех превратились в нелицо — никто их не помнит, включая близких (тоже своего рода ретрокинез касаемо отдельных личностей). Один из Серых Лисов смог переписать Древний Свиток, и в результате оказалось, что проклятие лежит на уже покойном первом Сером Лисе, а остальные свободны от него.
    • Прорыв Дракона — общее название нескольких ретрокинетических парадоксов, данное в честь эпитета Акатоша «Дракон Времени». Самый известный из них — так называемая Деформация Запада в финале Daggerfall'а, когда в разных частях империи видели шесть разных Нумидиумов.
  • 7 дней лета — «откат», одна из способностей Дёма и Юли. В игре говорится, что «откат» смещает применяющего в «соседнее квантовое состояние», но очевидно, что не всё так просто, потому что «откат» затрагивает весь мир, включая воспоминания всех прочих персонажей, и только смутные обрывки воспоминаний или сны могут поведать о других вариантах развития событий. Добрая половина всех странных прыжков во времени и откатов событий в других сюжетных линиях связана либо с неосознанным применением этой способности другими главными героями, либо с вмешательством кого-то из обладающих этой способностью.
  • Pathfinder: Wrath of the Righteous – путь Эона как раз про это. Хотя способность по очевидным причинам сюжетная, а не геймплейная.

Настольные игры

  • Dungeons & Dragons:
    • Заклинание под названием spellstrike даёт магу переписать только что произошедшие события так, чтобы чужое заклинание не сработало.
    • При достаточном навыке обращения с истинными именами можно вычеркнуть одно из них из истории, вместе с носителем этого имени. Ещё бы работала вся эта система…
  • Exalted — ката ускользания, один из приёмов, доступных Звёздным Избранным. Если использующий его персонаж сразу понял, что вляпался в бой или спор, который был плохой идеей, то его там никогда не было. Травмы, которые он уже успел получить, остаются, но им находится другое объяснение.
  • Mage: the Awakening — магам школы времени доступны заклинание, позволяющее переиграть прошлый ход, временное переписывание собственной истории (тебе нужно взломать пароль? Ну что ж, теперь все юношеские годы ты потратил на изучение компьютерных систем, а не кун-фу) и так далее.
  • Warhammer 40000 — Орикан-Предсказатель — некронский астролог, предсказания которого всегда сбываются (потому что он меняет прошлое так, чтобы произошло ровно то, что он нагадал).

Аниме, манга, ранобэ

  • Bleach — Цукусима использует свою катану как метафорическую закладку в летописи истории. Порезав человека, он может стать его давним другом, которому тот доверил знания о всех своих секретах, а порезав землю под ногами — ретроспективно провести в этом районе несколько часов на расстановку ловушек.
  • Chainsaw Man — дьяволы (представляющие в этом сеттинге персонификацию концепции, которая вызывает страх у людей), съеденные дьяволом бензопил, никогда и не существовали, и концепция, олицетворяемая ими, тоже. Нацистов, атомных бомб, СПИДа, и еще многих болезней, катастроф и других страшных вещей просто никогда не было.
  • Puella Magi Madoka Magica — Мадока загадывает желание, чтобы девочки-волшебницы никогда не становились ведьмами, и стирает из реальности саму себя.

Интернет-проекты

  • SCP Foundation — очень распространённая история, при том, что стандартные путешествия во времени достаточно редки. Об изменённом прошлом, как правило, не помнит вообще никто, и приходится искать швы.
    • SCP-280-JP — сферический горизонт событий диаметром в данный момент размером чуть меньше метра. Чем больше масса материи, которую он поглотил, тем большими были его размеры в прошлом. Для стороннего наблюдателя это выглядит как «чем больше скормить ему массы, тем он становится меньше». Результаты можно себе представить.
    • SCP-140 — летопись, попадание чернил (или любого другого красителя, включая, например, кровь) на страницы которой превращается в продолжение текста. Летопись описывает хроники империи Дэва — могущественного и крайне жестокого режима, обладающего оккультными знаниями. Империя дэвитов более не существует, но, если изначально дэвиты исчезли около 8 века до н. э., то сейчас, согласно летописи они были разбиты Чингисханом, причём археологические находки подтверждают, что и история мира переписывается с отражением этих изменений.
    • SCP-2140 — изображение, увидев которое, человек не просто становится лояльным сотрудником Фонда, а всегда таковым и был. Вы штурмуете охраняемый объект врага? Покажите охранникам картинку, и окажется, что они были двойными агентами, заранее сюда внедрёнными на этот случай.

Реальная жизнь

  • Эксперименты с отложенным выбором. Если фотон ведет себя так, как прошедший к детектору по одному из возможных путей, тогда «здравый смысл» (который Уилер и другие подвергают сомнению) говорит, что он должен был пройти двухщелевое устройство в виде частицы. Если же фотон ведет себя так, как прошедший через два неразличимых пути, то он должен был пройти двухщелевое устройство как волна. Если же изменить экспериментальную установку в момент времени, когда фотон находится в пути, то фотон должен изменить свое первоначальное «решение» относительно того, быть ли ему волной или частицей. Уилер указал, что, если эти предположения применить к устройству космических размеров, то решение о наблюдении фотона, принятое в последнюю минуту на Земле, может изменить ранее принятое решение, которое было сделано миллионы или даже миллиарды лет назад.

Примечания

  1. магический артефакт узкой направленности
  2. с труднопереводимой на русский язык формулировкой I wish to have it, and I wish to always have had it (что-то вроде «Желаю — да будет оно у меня, и да будет так, чтобы оно и с самого начала у меня было»).