Обязательные побочные способности

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Required Secondary Powers. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Набор менее заметных суперспособностей, без которых основная работать не будет, или будет, но так, что лучше и не работала бы
« Медведь идёт по тропинке. Навстречу выбегает Ёжик.
Ёжик: Я — самый сильный!
(Медведь пинает Ёжика.)
Ёжик: Но лё-ё-ооооооооогкий!
»
— Анекдот
« «Её уничтожат некоторые любопытные физические явления» — краткий ответ на большой процент вопросов, присылаемых в этот блог. »
— https://chtoes.li/ (переводной блог с ответами физика на вопросы вроде «Что будет, если бейсбольный мяч полетит с субсветовой скоростью?»)
Abilki.jpg

Вы получили суперспособности? Поздравляем! Хотя нет, пока не поздравляем. Видите ли, если вы живете не в мире с мультяшной физикой и на вас действуют вполне себе наши законы природы, то ваш новый дар может оказаться невероятно отстойным, если в придачу к основной пафосной и блестящей суперспособности у вас не окажется целой пачки побочных суперспособностей, призванных давать ответ (или хотя бы обоснуй) на вопрос въедливого читателя: «А почему это наш новый супергерой не разэтосамывается ужасным образом под действием <вставить закон физики>, когда применяет свои силы?»

Нет, автор, конечно, может повести рукой как Оби-Ван и заявить: «Это очень сильное колдунство!», но учтите: публика нынче привередливая, и раз за разом выезжать на сильном колдунстве или рояле из кустов безнаказанно не выйдет, подавление недоверия будет падать, а наш супергерой рискует превратиться в Мэри Сью/Марти Стю. Можно вообще проигнорировать такие вопросы (или не заметить их совсем, если автор молодой и талантливый), но это еще хуже. А с новыми абилками можно разнообразить повествование, подарить герою пару козырей в рукаве или новых испытаний. Так что, авторы, не ленитесь — возьмите несколько школьных учебников (или откройте Википедию), калькулятор и навешайте на героя дополнительных плюшек. Ну или тарашек, если вы конкретно укажете, что вот этих способностей у героя нет.

И еще, на заметку героям: джинн-буквалист обязательно попытается надуть вас на предмет побочных способностей. Так что лучше наймите юриста, прежде чем загадывать желание. А то рискуете, к примеру, попросить способность летать, прыгнуть со скалы, а потом на вашем изувеченном теле найдут билет на самолет или лицензию пилота. Ну, или попросите себе кого-то вроде пассажира из Worm, который возьмет на себя решение всех побочный проблем и предоставит вам дополнительные вычислительные мощности для адекватного пользования способностью.

Примеры обязательных побочных способностей[править]

Общее: возможность сознательно отключать свою способность, иначе постоянное использование дара может предоставить владельцу хлопот.

Физическая суперсила[править]

  • Очень твёрдое тело. Можно стальным ломом приподнять автомобиль? А стеблем подсолнуха той же длины и толщины? Сломается? А ведь вес и плечо рычага одинаковые! Какой смысл в способности поднять автомобиль над головой, если при этом ваши позвонки войдут друг в друга, а руки вырвутся из плеч (после чего упавший автомобиль ещё вас и раздавит)?
  • Супер-метаболизм или источник энергии. Тут всё понятно — чем больше груз, тем больше на его подъём тратится энергии. Nota bene: эта ОПС необходима чуть ли не для всех нижеописанных суперабилок, поэтому далее мы её упоминать не будем — просто считайте, что она по умолчанию нужна.
  • Третий закон Ньютона. При подъёме особо больших грузов вы рискуете банально уйти в землю, которая не выдержит возросшего давления. Или, если взялись за груз не там, он может перекатиться и утащить вас за собой. Или, в драке с таким же силачом, вы можете уподобиться ёжику из анекдота. Который самый сильный, самый крутой, самый (получает пинка от медведя, улетает на другой конец леса)… но очень лёгкий. Чтобы этого не произошло, вам нужно как-то «заякориться» в пространстве — или с помощью левитации, или просто нагнать огромную массу. Да, если ты Пеппилотта, это не значит, что Индейский Петух не положит тебя на лопатки. Просто поднимет, как бронзовую статую, и перевернёт в правильную позу. И даром что даже мизинец тебе согнуть не сможет.
  • Упрочнение груза. Самая паскудная ОПС. Ну, предположим вы-то не только суперсильный, но и суперпрочный. Но груз-то ведь нет! Он конструктивно не рассчитан на то, что его будут держать на весу за хвост или хобот. Он может порваться, сложиться, рассыпаться, или вы в него вдавитесь, как в землю. Сложно сказать, что тут можно сделать, но у телекинеза обычно таких проблем нет.
  • Намного более тонкая моторика. Суперсилу придётся суперточно дозировать микродозами, иначе разнесёте всё вокруг себя. И особенно осторожны будьте с теми, кто вам дорог.
  • Очевидное решение проблемы — суперсила, основаная не на физической составляющей вашего тела, а представляющая из себя что-то вроде контактного телекинеза, распространяющегося на вещи, к которым вы прикасаетесь, и защищающая ваше тело от внешнего давления. В комплекте также дает физическую неуязвимость — но не неуязвимость от болезней или старения. Также вам постоянно стоит помнить о том, что в ваши легкие должен поступать воздух.

Суперскорость[править]

  • Возможность быстро ускоряться и тормозить, сверхчеловеческие рефлексы. Пробегать стометровку за две секунды — безусловно, круто, но если вам надо для этого надо взять пятикилометровый разгон, а потом столько же тормозить, это сильно ограничивает полезность абилки. И при этом вы просто вымахнете в воздух с малейшего холмика или даже с кривизны Земли.
  • Устойчивость к перегрузкам — вытекает из предыдущей. Причем перегрузки на вас будут действовать такие, которые обычного человека размазали бы по асфальту (на секунду, предельная скорость свободного падения в плотных слоях воздуха не больше 60 м/с). И, кстати, проверьте, что ваша одежда тоже их выдерживает, если не хотите в буквальном смысле выскакивать из штанов при каждом ускорении.
  • Берегите глаза. Автор данной правки с содроганием вспоминает день массового вылета крылатых муравьёв, когда он выехал кататься на велосипеде без очков. А умножьте скорость хотя бы в 10 раз… Бррр. Ещё один автор напоминает, чтобы при скоростях от 40 км/ч закрывали визор мотошлема, а лёгкие каски оставили для мотовелосипедов с их тридцаткой. Это была всего лишь бронзовка и то даже через визор проняло, а если бы был майский жук, да в незащищённое лицо?
    • А если жук-олень? Они, конечно, при полёте сохраняют вертикальное положение тела, но насекомое крупное и увесистое.
  • Трение и аэродинамика — трение вообще будет и вашим врагом, и вашим другом.
  • Если разгоняетесь быстрее звука — берите способность для гашения ударной волны тем или иным образом. Иначе вам будет можно бегать/летать только вдали от нормальных людей — ну, при условии, что вы не хотите их всех поубивать.
  • Скорость реакции — допустим, вы можете уклониться от пули, но что толку, если вы ее не заметите? Или если не обратите внимание на внезапно выросшее посреди дороги препятствие.
    • Так как скорость реакции помимо скорости действия включает только скорость передачи сигнала в нервной системе, она способна породить суперинтеллект на основании просто того, что обладатель суперскорости может растягивать время решения задач. Кстати, о растягивании — неуправляемая суперскорость мысли приводит к необходимости сознательно подстраиваться под всеобщую тормознутость, а управляемую можно просто не успеть включить.
  • Потенциальная и кинетическая энергия объектов, с которыми вам придется манипулировать на сверхскорости. Допустим, обычный человек хочет остановить пулю на лету или изменить ее траекторию. Приходится контактировать своим (не сверхпрочным) телом с ней… неприятно получится, прямо скажем. Неприятно потому что скорости взаимодействующих тела и пули очень ощутимо отличаются. То же самое, если вы попытаетесь на бегу что-то быстро цапнуть: ваша рука столкнется с целью на той скорости, с которой вы бежите, и… хрясь, перелом о зонтик! (это не говоря о том что воздух тоже будет давать весьма заметное сопротивление, и при определенных скоростях будет сопоставим с бетоном по твёрдости). Так что вместе со сверхскоростью берите заодно уже и сверхсилу. Да, вместе со всеми ее дополнительными абилками.
  • Кстати, про аэродинамику и термодинамику. При сжатии газы имеют свойство нагреваться. Разогнавшись посильнее, вы будете сжимать воздух перед собой настолько сильно, что его температура подрастёт. Потом ещё немного. Потом на вас вспыхнет одежда, а затем сам воздух перед вами превратится в плазму.
  • Загоним педаль в пол. Разгонимся до релятивистских скоростей. И внезапно обнаружим, что молекулы кислорода и азота из воздуха врезаются в тело, как будто они выпущены из ускорителя частиц, и начинают реагировать с телом на атомном уровне. Ядерный синтез, распад, выделение энергии вагонами, альфа-бета-гамма-радиация, превращение отдельных атомов кожи (а если разогнаться посильнее — то и жирового слоя под ней) в чёрт знает что. Как в релятивистском бейсболе.

Полёт[править]

Общие (нужны для любого типа полёта):

  • Достаточный задел по грузоподъёмности, чтобы с комплектом повседневного ношения можно было выделывать фигуры пилотажа, и хоть пару десятков килограммов можно было поднять и пролететь «блином». Без этого полёт непрактичен.
  • И заодно — аэродинамичная одежда и «багажник». Летать-то вам придётся как минимум со скоростью спринтера, иначе — полёт ограничивается расстояниями, привычными для пешего хода.
  • Снова-таки, защита глаз! Если скорость за пятьдесят — защита всего тела.
  • Энергии нужно не много, а очень много! Легкоатлеты бегут не столько силой, сколько техникой. А подъём — это чистые mgh, попробуйте пробежать по 100-метровому эскалатору Киева или Петербурга, ну или хотя бы по 63-метровому московского «Парка Победы». Для полёта нужно в разы больше, только лучшие велогонщики мира смогли удержаться в воздухе на мускулолёте.
    • Последнее, правда, связано с низким КПД мускулолёта: для того, чтобы удерживаться на одном месте в воздухе, никакого mgh не нужно, да и в целом, если поднять (без учёта потерь) стокиллограммовое тело автора этой правки на высоту, где он уже начнёт испытывать проблемы с дыханием, его потенциальная энергия прирастёт примерно на 1000 килокалорий — столько же он израсходует, практически не запыхавшись, за три часа бодрой ходьбы. Вот только готовы ли вы подниматься с такой скоростью?
  • Крайне желательны навигационные приборы, удерживаемые не руками. Если летишь за горизонт — нужно знать азимут на точку назначения, выдерживать его в полёте и корректировать в зависимости от ветра и ошибок навигации.
  • Суперзрение, позволяющее увидеть с высоты то, что вам надо. Не зря говорят «орлиный глаз».

Для левитации или антигравитации нужны:

  • Если подъёмная сила действует на всё тело до последней клетки — жизнеспособность с этой самой силой: чтобы сердце работало, желудок не вывернуло, и так далее.
  • А если нет — достаточная сбалансированность этих самых сил, чтобы не перевернуться. Ну и, конечно, антигравитационный орган должен быть прикреплён достаточно прочно, ведь на нём висит всё остальное. Аналогично, вертолёт висит на втулке несущего винта, а самолёт — на центроплане.
  • Антигравитация по определению даёт движение вверх-вниз. Для горизонтального полёта нужно нечто другое.
  • А ещё надо помнить, что вас притягивает не только Земля, но и Луна, и Солнце. Вы это точно учитывали?

Для аэродинамического полёта нужны:

  • Движитель, несущие поверхности, управляющие поверхности.
  • Предельное облегчение всего, что можно. Средних размеров собака весит 30 кг, аналогичный по размеру альбатрос — всего 8 кг.
  • Если есть машущие крылья — нужны мощнейшие мышцы, которые ими машут. И мышцы надо к чему-то прикреплять (у птиц эта кость называется киль). Да-да, классические ангелы должны были бы выглядеть как практически кубические «качки́», причём ручки-ножки хиленькие и лёгкие, а на спине — несколько гор мяса, переходящих в крыло.
  • Ах да. Центр тяжести должен быть в пределах хорды крыльев, иначе летун перевернётся. Упомянутый «багажник» не должен сильно смещать ЦТ.
  • Если полёт вертолётный — винт нужен достаточно большой, чтобы тело не мешало. И не забудьте про управление — рулевой винт (как вариант: двухвинтовая схема) и автомат перекоса.
  • Перевод во взлётно-посадочную конфигурацию. К чему полёт, если для старта нужна катапульта, а посадка — носом в землю? Надо погасить скорость, «выпустить шасси» (или что-то другое, на что можно сесть), «выпустить закрылки» (перевести крыло в конфигурацию, обеспечивающую управление на малых скоростях). Кстати, разработчики вертолётов формата «кресло с мотором» выяснили, что на ноги садиться невозможно, пришлось приделывать настоящее шасси.

Физическая неуязвимость[править]

  • Невосприимчивость к болезням и ядам. Согласитесь, не очень приятно помереть от аппендицита, плавно переходящего в перитонит, оттого, что врачи сломали алмазный бур, пытаясь вскрыть ваш неуязвимый живот. Для Супермена и его земляков, например, приходится брать криптонитовые скальпели.
  • На всякий случай убедитесь, что неуязвимость не распространяется на ваши омертвевшие части — волосы, ногти… выделения. Если ваши волосы ломают ножницы по металлу, то через несколько лет супергеройской карьеры вам придется сменить имя на «Человек-Карабас-Барабас». Впрочем, многие супергерои все же справляются с такой проблемой — Супермен, например, бреется собственными лучами из глаз, Хэнкок — прямо ногтями (а ногти, видимо, обгрызает), а Зелгадис стрижется кусачками и бреется напильником (хорошо закаленному слесарному инструменту его волосы все-таки поддаются). Супергермиона из «Гарри Поттера и методов рационального мышления» вынуждена обрубать ногти мечом Гриффиндора. Хорошо хоть он ей теперь по весу как перочинный ножик, но его надо одалживать у владельцев и вообще, маникюр оглоблей с себя ростом… хммм.
  • И ещё, если вы имеете дело с любителями взрывчатки, и, особенно, тяжёлой артиллерии, приготовьтесь к тому, что вам постоянно придётся вылезать из воронок и нижних этажей домов. Вы неуязвимы, а то, по чему вы ходите — нет.

Регенерация[править]

  • Опять неуязвимость к болезням. Пациент, зарастающий прямо во время операции — неприятность, к которой большая часть хирургов совершенно не готова.
    • А ещё такой персонаж не сможет нормально напиться, если не будет вливать в себя крепкий алкоголь в режиме нон-стоп.
    • Кроме того, обезболивающие тоже не будут действовать.
      • Кто сказал? Опиаты по своим свойствам очень похожи на эндорфины. Они должны действовать.
    • Есть неприятность похуже. Полная регенерация "убирает" в том числе и память: нервные клетки таки восстанавливаются.
  • Источник массы. Если вам надо быстро залечить маленький порез или пулевую рану, тело может взять нужный материал отовсюду понемножку. А если надо регенерировать руку — 18 % массы тела? Как бы вам не пришлось есть людей. Хотя, возможно, вы просто обойдетесь огромным количеством говядины.
    • На самом деле не такая уж фантастическая вещь: мы же с вами растем, часто превращаясь из трехкилограммового комочка в здоровенную тушу, а что это долго, так у нас так в коде записано. А растем мы за счет деления клеток, которым для этого нужна энергия, а энергию вырабатывают их же органеллы. А ученые уже давно говорят, что энергии может выделяться гораздо больше, чем выделяется обычно, так что если есть способ усилить и контролировать этот процесс, то будет и масса.
      • Автор предыдущей правки, похоже, подзабыл, что клеткам для деления нужна не только энергия, а еще и какой-никакой запас аминокислот и т. п. для достройки недостающего. Иначе выходит гомеопатическая биология: количество митохондрий, рибосом и тому подобного уменьшается с каждым делением в 2 раза… а что тогда, собственно, работает? Так что да, жрать вы при активной регенерации будете ОЧЕНЬ много. Ну, или нужен бесконечный источник энергии (и способ ее конвертации в материю). И да, кстати, митохондрии тоже не из ниоткуда энергию берут: окисление — великая вещь, но требует топлива.
  • «Самовправляющиеся» переломы и раны. Незаметная, но оччччень важная ОПС: представьте себе, что вы сломали руку, но через секунду она срослась… почти под прямым углом, и осколок кости торчит наружу. Придется ломать обратно и вправлять… причем у вас будет только секунда, пока опять не срастется неправильно. Травмированные органы могут вообще срастись вместе или вокруг инородного тела.
    • Наличие шаблона, по которому будет восстанавливаться организм. В принципе это решение предыдущей проблемы: все несоответствующее шаблону будет ассимилироваться или выводиться за его пределы, в том числе осколки костей, а отсутствующее вырастать заново. У вышеупомянутого Логана в фильме череп просто «выплюнул» пулю. Правда, возникает проблема воспроизводства в случае жесткого (неизменного) шаблона. Размножатся человеческая раса с такой особенностью сможет только делением… пополам… топором, т.е вегетативно, поскольку организм будет считать отклонением беременность, а динамически изменяемый шаблон чреват накоплением ошибок. Также проблема восстановления папиллярного узора на вновь отросшем пальце не сравнится с проблемой сохранения памяти и личности после регенерации мозга, разнесенного из крупнокалиберного пулемёта. Возможное решение — «мягкий шаблон», когда сами лечатся травмы и какой-нибудь там рак, но на естественные изменения вроде беременности реген не действует. Сложно, но возможно. В конце концов, отращивают же ящерицы хвост, и размножаться при этом не перестают.
  • Возможность включать и отключать сверхбыструю регенерацию волевым решением. Вариант, позволяющий заменить большинство ОПС выше. Ложимся на операцию? Реген не нужен. Идём бить морды? Включаем обратно.

Превращение[править]

  • Багаж перевертыша. Как и в предыдущем примере, надо что-то делать с массой тела — или добавить ее для более крупных форм, или куда-то отложить на метафорическую полочку для более мелких.
  • Сохранение разума. Убедитесь, что ваш разум останется человеческим даже в мозгах того зверя, в которого вы превратились, а то неловко получится. Причем эффект редко бывает мгновенным (ударился о землю, сделался волком, задрал коня, сожрал царевну и убежал в лес) — чаще постепенным (любил превращаться в медведя, принимал все больше медвежьих повадок, пока не остался медведем). С другой стороны, у человека нет инстинктов и моторики, чтобы пользоваться птичьими крыльями, слоновым хоботом и даже кошачьим хвостом, так что или долго и муторно их нарабатывать (а куда их девать, когда снова обернёшься человеком?), или всё же позволить себе частично думать, как зверь (постоянно осаживая себя напоминанием о «как»).
    • Отлично обыграно во вселенной ПЛиО. У тамошних оборотней существует кодекс поведения: не задерживаться в звере долго (чтобы суметь вернуться), не жрать людей (чтобы не стать каннибалом), не совокупляться с временными «сородичами» (чтобы не стать зоофилом). И это при том, что оборотни переселяют в тело зверя разум, а не изменяют тело сами. Кстати, есть факультативное дополнение: не овладевать травоядных, чтобы не стать трусом (причём агрессивным и истеричным трусом).
  • Принципиальная возможность вернуться в человеческий облик. Если ваша трансформация вызывается вербальным заклинанием, не стоит превращаться, например, в дерево, у которого нет голосовых связок, легких и рта — а то будешь баобабом тыщу лет, пока помрёшь. Да и в облике волка, медведя или тигра членораздельно произнести заклятие человеческим языком сложновато. Так что если выбираете вербальную формулировку сами — выбирайте классику, «Абыр, абыр, абырвалг!» Проверено временем. Не прогадаете.
  • Если превращаешься в неодушевлённую и тем более неорганическую субстанцию, то два предыдущих пункта возводятся в квадрат.
  • И, конечно же, потребуется идеальное знание биологии или использование полностью готовых шаблонов. Если забыть наладить производство какого-то фермента или неправильно соединить нейроны, может получиться, мягко говоря, некомфортно.

Киборг[править]

  • Проблема отторжения. Тело киборга может воспринять имплант как застрявшее в организме инородное тело, и начать реагировать всякими радостями вроде воспалений, отмираний и нововобразований. Поэтому придется делать его из экзотических материалов, или глушить иммунную систему супрессантами, что, однако, чревато кучей болезней и осложнений. Впрочем, создатели киборга могут пойти на компромисс и найти/вывести гуманоида с хитровыдуманной иммунной системой (привет, братья Дентоны).
    • В лучевой медицине существует термин «химера». Это пациент, с намеренно убитой имунной системой с целью замены… костного мозга. Метод, на первый взгляд, работал превосходно, врачи успели получить премии, но через год-два, пообжившийся в чужих костях костный мозг-донор… начинал считать окружающее его тело чужеродным! Все пациенты очень быстро сгнивали заживо.
  • Лавина модификаций. Часто может быть так, что при киборгизации одного органа потребуется изменить кучу других, сцепленных с ним функционально. Если поставить человеку сверхсильные руки, но не трогать плечевые суставы, ключицы-лопатки, позвоночник и таз, то при попытке поднять автомобиль… смотри «физическая суперсила» выше.
  • Проблема регенерации. Импланты ломаются и вообще имеют ограниченный срок работы.
  • Проблема веса получившейся тушки. Автору правки доводилось читать историю парня, которого натурально собрали по частям после неудачного прыжка с парашютом. В целом живёт полноценной жизнью, но в гостях предпочитает садиться на пол — при средней комплекции чувак стал весить под полтораста килограмм, так что стандартный стул может попросту под ним сломаться. И мебель портить не хочется, тем более чужую, и с размаху грохнуться на пол собранному по частям организму точно не полезно. Та же история с прочей мебелью, а также, например, велосипедами.

Манипуляция энергиями[править]

Всяческие лазеры, кинетические пендели, магия стихий и тому подобное.

Прежде всего, разумеется, нужна неуязвимость к излучаемой энергии, чтобы лучи из глаз не вырывали веки, пламя из рук не сжигало пальцы, и так далее. Если энергия не появляется сразу там, откуда пускается, а вначале проходит через другие части тела, например собирается по всему организму — требуется защитить и эти каналы, иначе вместо выстрела получится самовозгорание той или иной степени тяжести. Обыгрывается в сериале Marvel «Агенты Щ. И. Т.а».

Кроме того, человек — далеко не робот, созданный для идеально точных движений. Даже самая твёрдая рука слегка дрожит, что легко проверить при помощи обыкновенной лазерной указки или даже фонаря, а глаза постоянно совершают саккады. И если на близких расстояниях или при стрельбе короткими вспышками это не столь критично, то в остальных ситуациях попытка прожечь аккуратную дырочку в объекте будет заведомо провальной. Чтобы этого избежать, необходимо или научиться жёстко фиксировать стрелялку в пространстве, или вообще перестроить опорно-двигательный аппарат на самом фундаментальном уровне, от принципа работы мышц до двигательных отделов мозга.

Также, направленные излучения вообще очень капризны в плане траекторий, прозрачности материалов и прочего, поэтому желательно иметь широкие познания в геометрии, оптике и прочей физике. Или поступать как Скотт Саммерс aka Циклоп — у него есть побочная интуитивная способность вычислять углы отражения, так что он может провернуть трижды безумный рикошет и попасть в цель. Не пытайтесь играть с ним в бильярд — разденет догола.

Невидимость[править]

  • Возможность видеть, когда свет проходит сквозь вашу сетчатку. Собственно, это одна из самых старых ОПС и обсосана уже везде, где только можно.
  • Еда. Которая будет видима, пока не переварится. И самому невидимке обидно, и собеседникам не очень приятно разговаривать с отвратительным полупереваренным месивом в форме желудка, висящим в воздухе.
    • Подсвечено в «Пятом путешествии Гулливера» Владимира Савченко. Там есть даже глотаемые кишечные украшения.
    • И не только еда, но и отрастаемые «мёртвые» волосы/ногти. А что вы будете делать с грязью на теле?
    • Еда - это еще ничего. А вот, кхм, продукты жизнедеятельности до расставания с ними...
  • Невидимая одежда.
    • Собственно, часть вышеперечисленных проблем отпадает, если ваша невидимость базируется не на суперпрозрачности вашего тела, а на суперспособности искривлять пространство так, чтобы свет проходил мимо вас. Но и в этом случае нерешенным останется четвертый вопрос:
  • Как ни странно, одна из проблем невидимости — в том, что люди вас не видят. А раз не видят — значит, вас там и нет. Результат — отдавленные невидимые ноги, попытки сесть в «пустое» кресло, ну и апофеоз — сбитый машиной невидимка. Обычно такое решается «защитой расстоянием» — просто не суйтесь туда, где на вас могут наступить. Но для ленивых можно заменить невидимость на незаметность — люди вас таки видят, но не обращают внимания или не запоминают.
    • Силверберг «Увидеть невидимку» — как раз об этом. Причём невидимость не физическая, а чисто социальная…
    • В этом заключается суперспособность Чертенка из Worm — её сила воздействует на мозг окружающих, из-за чего ее никто не воспринимает — она может забрать предмет из ваших рук и вы придете в замешательство, куда вы его дели. Но она все еще видна на камерах.
  • И ещё одна, вечно забываемая — тело испускает уйму тепла, поэтому тот, кто невидим даже в инфракрасном диапазоне, рискует буквально свариться в собственном соку. Большинство невидимок, к счастью, ограничивается видимым спектром, но исключений тоже немало. И даже пусть основная часть тепла отводится воздухом (из-за чего в вакууме возникают серьёзные проблемы с теплоотводом), но отводящий тепло от невидимки воздух опять-таки на отлично проявит его фигуру в тепловизоре! Да и турбулентность создаст заметную, не как горячий воздух над костром, но всё равно очень даже заметную.
  • А еще в невидимости будет мало толку, если у вас заметный даже для человека запах и вы не умеете двигаться идеально тихо. Если умеете — надо учитывать еще движение воздуха.
    • Для более чувствительных к звуку и запаху существ надо пахнуть еще меньше и двигаться еще тише, а еще есть биение сердца…

Невосприимчивость к ядам и наркотикам[править]

  • Неплохая суперспособность, но с двумя минусами. Что вы навсегда лишитесь радости потребления алкоголя и табака — это, может, и к лучшему, во всяком случае, не повредит. А вот все операции, если что, будут без анестезии… А стоит задепрессовать — то хоть месяцами, хоть годами глотай амитриптилин, депрессия никуда не исчезнет. Так что к ней пакетом лучше сразу брать невосприимчивость и к болезням тоже — а лучше физическую неуязвимость, со всем комплектом вместе. Чтоб не бояться похода к зубному.
    • Кстати, как насчет естественных наркотиков, которые вырабатывает наше тело — эндорфинов? Если организм невосприимчив и к ним, то плохо дело. Например, адские муки наркотической ломки имеют причиной как раз отсутствие эндорфинов[1].
    • Впрочем, если с эндорфинами у вас всё в норме, то и опиаты таки будут на вас действовать. У них сходная молекулярная структура, и едва ли получится настроить организм так, чтобы он отличал вводимый извне морфий или героин от вашей «внутренней дури».
    • Ну или у вас скорее механизм, чем организм. И вместо медиаторных веществ — значения в статусных регистрах контроллера. И боль отключается галочкой «повреждения приняты к сведению, устраним позже, больше не выводить это сообщение».
    • Впрочем, есть ещё один выход: сделать невосприимчивость не «качественной», а «количественной». Пусть организм перестаёт реагировать на опиаты, если их слишком много, то есть больше, чем может быть естественных эндорфинов. Но с настройкой этой системы (в частности, с определением порогового значения) придётся повозиться изрядно…
      • А это уже Майкл Крайтон «Человек-терминал» (начиналось всё с лечения диабета, но — недотестировали).
    • Либо попросите к своей способности привязанный к ней ИИ, который будет все это учитывать.

Гигантские размеры[править]

  • Снова Очень твёрдое тело, ибо Закон квадрата-куба неумолим. С другой стороны, отсюда вытекает троп Большой — значит, неуязвимый: если кайдзю может сделать шаг и не растечься под собственным весом, то его туша обладает колоссальным запасом прочности и чихать он хотел на ваши 200 мм снаряды.
  • «Медленные» движения. Огромное, хм, существо будет обладать колоссальной инерцией, а значит — все движения будут выглядеть, как под водой, в лучшем случае. И к этому надо приноровиться.
    • Кроме того, скорость нервного импульса конечна и измеряется десятками метров в секунду. Пятисотметровый морской змей почувствует, что за что-то зацепился хвостом, хорошо если через 5-10 секунд.
      • Обоснуй: синапсы монстра не химические, а электрические (проще говоря, его нервы — это кабеля, и скорость передачи сигнала в них такая же, как если бы он передавался по проводам). Это влечёт свои проблемы: такая нервная система более грубая, она не регулируется нейромедиаторами за полным отсутствием таковых, но низкую скорость реакции устраняет. А регулировать можно на уровне самих сенсоров или уже в центре обработки.

Бессмертие[править]

Здесь всё зависит от того, что мы называем этим словом, ведь это не какое-то тривиальное качество. Несколько наиболее очевидных вариантов можно изучить в статье «Дефективное бессмертие». В целом же полностью исключить возможность превращения бессмертия в участь хуже смерти не всегда удается даже богам (Локи в курсе). Хотя известен рассказ, где иммунитет к ситуациям хуже смерти был особым условием договора с Дьяволом, — но если бессмертие не предмет договора, а особая способность, этого, разумеется, не провернешь.

Мгновенное перемещение в пространстве или времени[править]

Прыжок в пространстве-времени создает проблемы с точки зрения теории Эйнштейна, однако в логике вымышленного мира это можно легко обойти. Но есть и другие сложности.

Допустим, вы умеете перемещаться — а ваша одежда тоже умеет или в новой точке вы окажетесь нагим? Если всё, что на вас надето, тоже перемещается, то чем, скажем, контактирующая с вашим телом одежда отличается от пола, контактирующего с ногами? Вам в любом случае придется либо контролировать границы перемещаемой области своей волей, либо обзавестись чем-то вроде компьютера, который будет определять эти границы довольно замысловатым образом.

Кроме того, что если в точке назначения уже что-то есть, и ваше тело пересечется в пространстве с другим предметом[2]? Чтобы избежать этого, придется обзавестись способом заранее видеть пункт назначения или каким-то другим сложным механизмом. Но даже если там нет чего-то твёрдого, там наверняка есть молекулы воздуха — не в вакуум же вы собрались прыгать? Придется их куда-то девать.

К тому же есть ещё проблема, вытекающая из предыдущей. От какой системы измерения отталкивается ваша способность? Если от какого-нибудь стационарного портала или машины времени, то ничего страшного, но вот если от «всеобщего эфира» или «единой системы межпространственных координат», то вам придётся как-то корректировать место вашего «приземления». Земля-то вращается, а зависнуть в бесконечном космическом вакууме никому не хочется. Причём вращается не только Земля, но и солнечная система, и Млечный Путь и скопления галактик…

  • Можно допустить существование некой фундаментальной инерции, которая при перемещении во времени автоматически обеспечивает соответствующее перемещение в пространстве, как если бы объект проделал весь путь естественным путём. Но не припоминается случаев подсветки.
  • В космологии и релятивистской физике вообще концепция пространства-времени объединяет пространство и время в одну абстрактную Вселенную. А рассмотрение времени и пространства отдельно допустимо в нерелятивистской классической механике. Концепция «всеобщего эфира» или «единой системы межпространственных координат» же не имеют смысла ,т.к. пространство искривляется, а наша вселенная расширяется (именно за счет растяжения пространства, а не разлета объектов в ней, как многие почему-то думают). Автор правки считает что раз уж было принято решение обходить проблемы с теорией Энштейна (а не обходить скорее всего не получится) в рамках вымышленного мира, то обходить их надо до конца и не затрагивать космологию и релятивистскую физику.

И вообще, какую (и относительно ЧЕГО) вы будете иметь скорость при телепортировании в/из движущегося автомобиля, вершины качающегося небоскрёба, или просто в отдаленную местность (направление вращения земной поверхности в разных точках — разное, да и абсолютная величина скорости зависит от широты).

  • В рамках законов физики реального мира телепортация в ее распространенном понимании нарушает сразу множество законов (закон сохранения энергии, закон сохранения момента импульса, основы теории относительности). Чтобы хоть как то свести проблемы с физическими законами к минимуму надо чтобы вектор и величина скорости телепортируемого объекта относительно всех остальных объектов не менялась в процессе телепортации. Таким образом имеем несколько проблем: во время телепортации объект нельзя развернуть, ведь тогда для какой-нибудь составляющей его элементарной частицы вектор скорости относительно какого-нибудь объекта поменяется (а телепортироваться вниз головой на другую сторону планеты не очень приятно), и телепортация между движущимися относительно друг друга точками пространства. Телепортироваться из медленно движущейся машины на обочину - это пол беды, как-нибудь да получится затормозить. А вот если надо телепортироваться с планеты А на планету Б? телепортируемого просто размажет или об планету Б или об ее атмосферу. Единственный логичный выход который видит автор правки - это телепортироваться в космическом корабле с орбиты одной планеты на орбиту другой, приземлиться и при необходимости телепортироваться уже по планете.

Ещё одна проблема помельче — резкое изменение температуры и давления после прыжка. Эволюция вас к такому не готовила, правда? Резкое и значительное изменение давления вполне способно существенно навредить, менее значимые всё равно оставят неприятные ощущения и в старости дадут о себе знать.

  • Некоторые проблемы устраняются, если навык работает по принципу обмена местами одинаковых областей пространства (например, сфера диаметром 3 метра).
    • Тогда пострадать могут окружающие (и предметы, и люди) на месте старта и финиша, если им не повезёт оказаться на границе области (Терминатора все помнят?).
  • Также проблем можно избежать, если в вашем мире есть всеосязающий ИИ (или Бог, взявший на себя эту функцию), который корректирует вашу способность в пределах мира или какой-то территории, чтобы вы не убились раньше времени.
  • Также избегает всех перечисленных проблем следующий метод "телепортации": телепортируемый объект идеально сканируется, после чего уничтожается, информация об отсканированном объекте передается в место телепортации и там собирается точно такой же объект. Однако встает проблема гуманности телепортации живых организмов подобным образом, потребности в колоссальном количестве энергии для сборки объекта (E=mc^2), а так же проблемы передачей информации (нужен надежный канал связи, передача данных может занимать время).

Телепатия[править]

В большинстве случаев военного или боевого применения этой способности вам не помешает иметь предохранители против лишней эмпатии, в противном случае слишком глубокое понимание мыслей и мотивов противника может обернуться несвоевременным ему сочувствием. Не всегда помеха, но в разгар боя может оказаться излишним. Полное же сканирование разума и памяти врага может вообще привести к загрузке копии его личности в твой собственный мозг.

Предохранители от лишней эмпатии, в свою очередь, также могут оказаться опасными: что есть «лишнее» и не захочется ли тебе со временем отключить эмпатию целиком? В результате мы и имеем неоднократно описанное в литературе расслоение сверхтелепатов на два типажа: сочувственные мягкие альтруисты «а-ля профессор Ксавье» — и безжалостные манипуляторы.

Да и в принципе неплохо было бы уметь отключать чтение мыслей. Неконтролируемое чтение мыслей всех людей даже на не слишком большом расстоянии сведёт вас с ума исключительно быстро. А даже один «взгляд» в мысли какого-нибудь маньяка может привести к тому, что вместо героического превозмогания вы будете свершенно некиногенично опустошать желудок в ближайших кустах.

Где и как встречаются[править]

Присутствуют, с обоснованиями[править]

  • «Avatar: The Last Airbender» — маги огня иммунны к собственному огню (но не к чужому!), а маги земли не расшибают руки-ноги о гигантские валуны.
  • Onepunch-Man – к сверхсиле и сверхскорости Сайтамы прилагается сверхпрочность, умение относительно точно дозировать урон, высокая выносливость, и высокая реакция. А ещё он по ходу мощный псионик. Вот что с человеком спорт делает.
  • Сериал «Человек-невидимка» 2000 года — невидимость здесь поставляется по принципу «всё включено». Герою вживляют искусственную железу, которая вырабатывает синтетический гормон (кодовое название «амальгама»), который выделяется через поры кожи и покрывает тело и одежду плёнкой, в толще которой свет переотражается, огибая тело. Искривляется только видимый свет, ультрафиолет проходит насквозь, сдвигаясь при этом в видимую область — т. е. невидимки видят в ультрафиолете, а также друг друга в виде цветных контуров. Дэриен может сознательно включать и выключать железу (хотя ее частенько глючит, а под адреналином она сама включается), покрывать амальгамой только часть тела, и наоборот — распространить ее на другие предметы. Его хватает примерно на шесть квадратных метров, это три-четыре человека, мусорный бак, большая дверь, мотоцикл, а вот автомобиль ему уже не по зубам. Правда, однажды, работая в паре с другой невидимкой, они таки сделали его машину невидимой, но ничем хорошим это не кончилось — когда Дэриену накладывали швы, он соврал, что снова пробежал сквозь стеклянную дверь с фотоэлементом.
  • Вселенная DC — Супермен и многие другие супергерои. Возможность не проваливаться под землю с небоскребом на плечах, возможность швырять авианосцы на десятки километров, не улетая самому из-за Третьего закона Ньютона: «Действию всегда есть равное и противоположное противодействие». Возможность летать по городу на скорости в тысячи километров в секунду, не уничтожая свою одежду и не вызывая массовых разрушений, все это объяснено наличием «ауры», защитного энергополя, которое пронизывает тело Супермена, выходя за пределы кожи на несколько миллиметров, защищая таким образом не только тело, но и одежду[3]. Передвижение грандиозных объектов на феноменальных скоростях, удары, не способные сломать стену, но оглушающие существ, способных выжить при взрыве планеты объяснены наличием «неосознанным тактильным телекинезом», способностью подсознательно при прикосновении покрывать предметы телекинетическим полем, которое защищает переносимые предметы от разрушения и не позволяет энергии ударов вызывать человеческие жертвы.
    • Когда Супермену требовалось хирургическое вмешательство, это было неплохим нагнетением драмы (а в случае с банальными походами к дантисту — комедии), его оперировали под лампами имитирующими свет красной звезды. Иногда, как альтернативу, берут криптонитовый скальпель.
  • Вселенная MarvelЛюди Икс, помимо вышеупомянутого Циклопа.
    • Росомаха — сложный случай. Откуда он берет массу для регенерации — неизвестно. А затем безумные ученые взяли и превратили его основную способность в ОПС, установив ему адамантиевый скелет путем заливки расплавленного металла в кости, и только регенерация помогла ему пережить процедуру. Правда, его невосприимчивость к наркотикам привела к тому, что процедуру проводили без анестезии…
    • Ртуть — его тело хорошо приспособлено для суперскорости. А в фильмах для защиты глаз носит очки.
    • Капитан Америка наделен улучшенной регенерацией, и пытаться напоить его — пустой перевод продукта. Неизвестно, подействовали бы на кэпа лекарства типа антидепрессантов, но у него, к счастью, очень устойчивая психика.
    • Ну и Халк оттуда же. Полный набор: к громадной даже по меркам Марвел суперсиле приложено твердое тело на грани неуязвимости, поверх этого имеется регенерация на той же грани, а на вопрос, откуда берется энергия и масса для этого всего, выдан обоснуй «откуда-то из неизвестного другого измерения». Регенерация, правда, не без греха: в одном выпуске Халк запихивал кишки обратно в распоротый живот, и его собственная рука вросла в быстро зажившее пузо — пришлось выдергивать, чтобы зажило как положено.
  • Prototype — прямо не сказано, но много где намекается, что все несчастные, сожранные протагонистом-метаморфом вместе с обмундированием, утрамбовываются в его биомассу до плотности урана, а сам он представляет собой ком такой сверхсжатой плоти, в форме человека и весом тонны полторы, так что малейший прыжок раскалывает асфальт под его ногами. Это само по себе безумное допущение прекрасно объясняет все способности героя — отращивать каменные кулаки размером с арбуз, клинки, разрубающие танки, шипы, щупальца, щиты, метание грузовиков в вертолеты и Rage-bar — при суперударе он просто сбрасывает «излишнюю» массу, с побочным эффектом типа «умри все живое» в радиусе ста метров.
    • Там же, тоже намёками, но куда более туманными — подавляющее большинство абилок протагониста основано на управлении гравитацией (о некоторых сказано прямо, а вообще обратите внимание на «волны» при каждом мощном ударе, прыжке и иже с ними), что автоматически снимает вопрос о том, как эти ребята не разваливаются.
  • «Монстры против пришельцев» — Сьюзен Мёрфи выросла в десять раз, но в мульте прямо сказано и показано, что метеоритный флеботинум вдобавок наделил ее тело неимоверной силой и прочностью — намного больше, чем пропорционально положено даже при таких размерах.
  • Shingeki no Kyojin — местные гиганты, не смотря на свою силушку, очень легкие и хрупкие для своей весовой категории, так как представляют собой кипящие сгустки сверхплотного газа. Взамен гиганты достаточно легкие, чтобы не испытывать проблем с перемещением, а работающая по шаблону регенерация искупает хрупкость. Ну и возможность жить лишь за счет солнечного света. С оборотнями, способными превращаться в гигантов — превращение занимает пару секунд — та же петрушка (кто не в курсе — оборотни не превращаются сами а создают гигантское тело, в которое упаковывается человеческое).
  • «Лабиринты Ехо» — преступник завладел плащом-невидимкой (точнее, плащом, отводящим глаза всем присутствующим). В результате сэр Кофа Йох, обладавший тактическим ясновидением, сбил его своим транспортным средством.
  • Повелевающая льдом Эльза из Frozen не боится холода (что, впрочем, не помешало ей успешно простудиться в Frozen Fever — холод холодом, а микробы микробами) и может бегать по льду на (ледяных же!) каблуках, не поскальзываясь (в детстве, в обычной обуви, таки поскользнулась, да так, что… собственно, с этого ее злоключения и начались).
  • Фильм «Я, робот» — главному герою вместо потерянной в аварии левой руки поставили неуязвимый, сверхчеловечески сильный киберпротез. Чтобы крутая конечность не оторвалась к чертям, пришлось заменить ему половину грудной клетки (хотя, возможно, ее все равно надо было менять из-за травмы, заодно решили ради опыта сделать руку посильнее). Кроме того, герой — обжора и сладкоежка, а по его фигуре не видно; должно быть, рука требует больше калорий.
  • Portal — наглядный пример, что иногда и простого обоснуя достаточно. Когда бета-тестеры заинтересовались, почему Челл не получает урона, пролетев через порталы несколько километров и грохнувшись о пол, Valve подумали и «обули» девушку в специальные ботинки. На каком флеботинуме работают чудо-сапожки, таки осталось неизвестным, но все остались довольны объяснением, так что по факту они работают на правиле прикольности. IRL обувка с аналогичными амортизирующими свойствами — так называемые боки — существует, но намного более громоздка и представляет собой длинные прочные рычаги с пружинами, крепящиеся к ботинкам. На предельную скорость падения стандартные боки не рассчитаны, но теоретически можно сделать именно такие…. по габаритам побольше самого носителя. А Челл, на минуточку, из порталов вылетает и боком, и раком, и бьётся не только об пол ногами, но и об стенки задницей и об углы морской звездой. И хрен бы ей чего сделалось! Койот из «Койота и Бегунка» завидует смертной завистью.
  • Хроники странного королевства — играется по-разному. Пройдемся по пунктам:
    • Физическая суперсила — у всех, у кого она есть, есть и очень прочное (но все же разрушаемое особо мощными атаками) тело. Прочих ОПС не замечено, но и вкладывают ее силачи в основном в удары, а не таскание автомобилей.
    • Полет — работает по принципу левитации. При этом развивать скорость выше скорости бегуна никто из летунов-людей (к драконам не относится) не пробует: для перемещения на большие расстояния есть телепорт.
    • Регенерация — решается просто-напросто тем, что это активная способность: это не позволяет регенерировать в состоянии потери сознания, но когда регенерация не нужна, она и не работает.
    • Превращение. Сохранение разума — отдельная способность для всяческих оборотней, обеспечиваемая отдельным артефактом или заклинанием. Те, кто меняет облик под действием магии, впрочем, сохраняют разум в любом случае. О «багаже» ничего не сказано, но интересно, что магические превращения всегда происходят в животное меньшей массы, чем естественный облик.
    • Киборг. Информации о том, как решается проблема отторжения, нет, но есть как минимум один случай человека, у которого эту проблему решить не получилось. Лавина модификаций преодолевается за счет того, что модификации не заменяют органы, а поддерживают их (как уже в наше время работают кардиостимуляторы).
    • Манипуляция энергиями — интересный случай. Неуязвимой к излучаемой энергии становится только та часть тела, через которую она излучается. Например, заклинание Пылающих Рук не оставит ожога на руках самого мага, но злые южные москиты становятся его злейшими врагами, ибо забыв про заклинание и попытавшись москита прихлопнуть, можно нанести себе тяжелые ожоги.
    • Невидимость базируется на искривлении пространства и принадлежит к стихии Воздуха (есть также особый вариант с иллюзиями). А вот избегание контакта и защита от слуха и обоняния не обеспечиваются никак. Собственно, сторожевые собаки являются самым простым и дешевым средством обнаружения невидимок.
    • Неуязвимость к ядам — включает описанные недостатки, но действует лишь короткое время после приема специального препарата. Постоянно — только у нежити.
    • Гигантские размеры — поставляются с очень твердым телом. Кроме того, из гигантов не отличаются неуклюжестью только драконы.
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — почти вся магия сделана сложной, заклинания учитывают множество дополнительных факторов, и магу не приходится об этом задумываться. Например, аппарация не позволяет прыгнуть в уже занятую чем-то точку пространства (или оказаться в космосе из-за движения земли). Даже местная машина времени настолько безопасна, что некоторые ученики пользуются ей без проблем и возражений со стороны преподавателей. «Но при этом сама по себе магия — весьма непростая штука. Запирающее заклинание и удерживает дверь закрытой, и мешает трансфигурировать петли, и отражает заклинания Фините Инкантатем и Алохомора. Все составляющие призваны выполнять одну задачу: это можно назвать ориентацией на цель, проще говоря — заклинание имеет предназначение». В оригинальных книгах Роулинг, похоже, всё обстоит так же (как и вообще традиционно в литературной магии), но в фанфике на попытках это проанализировать и сделан весь акцент. И да, если пользоваться слишком мощными средствами «низкого уровня», у чрезмерно перекачанной всякими сверхспособностями девочки возникнут как минимум проблемы с маникюром, да и обнимать своего обожаемого друга придётся очень-очень осторожно, чтобы рёбра ему не поломать.
  • Рассказ Лиона Спрэг де Кампа «Аристотель и оружие». Протагонист изобретает машину времени, которая способна перемещать его и в пространстве. Если хронопутешественник должен перенестись в место, которое уже занято каким-то объектом, машина времени это просчитывает и переносит его в точку чуть выше. Таким образом, путешествуя в прошлое, главный герой оказался на дереве.
  • RWBY — все ОПС укладываются в одно слово: аура. Аура — это «продолжение души», что-то типа силового поля, защищающего тело бойца от почти любого урона (оглушить вроде бы можно), в том числе и от побочных эффектов своих же сверхспособностей вроде суперскорости. А вот если аура закончилась — все, тело начнет получать травмы, как положено, а абилка тупо не заработает. Аура также распространяется и на оружие, что объясняет, почему все эти сложнейшие механизмы и острейшие клинки не портятся даже после нескольких часов избиения ими монстров. Да что там клинки, в одной из серий герои устроили побоище едой, при этом со всей дури рубились на батонах, как на парных мечах, а брошенный аки дротик лук-порей втыкался в каменный пол…
  • Worm — суперспособности обеспечиваются шардом - биологическим заводом размером с континент, находящимся на альтернативной Земле. Там же находится и вычислительный центр соответствующей мощности. Правильно запрограммированный шард учтёт все побочки и использует отдельные механизмы для их нейтрализации. Проблема в том, что программируют шарды отнюдь не люди, а Сущности — а у них свои интересы, и они нарочно оставляют в сверхспособностях «дыры», чтобы подтолкнуть носителей к тому, что им нужно. А нужен им конфликт в худших традициях социал-дарвинизма.
  • Павел Шумил, «Слово о Драконе» — регенерация драконов включает «восстановление по шаблону». Например, неправильно сросшиеся кости через какое-то время сами выправляются. «Не знаю, как так получается, но проверено на опыте. Где не надо, рассосётся, где надо, нарастёт».
  • Метавселенная Рудазова тем и славится, что у любой сверхспособности существует правдоподобный обоснуй. Всё, что не противоречит Трём Законам, имеет право на существование.
  • Wakfu — элиатропы создают магические червоточины и носятся через них как наскипидаренные, с сохранением импульса и кинетической энергии. Также они могут протащить через них кого-нибудь ещё, но стараются этого не делать — от мгновенной смены направления гравитации все остальные расы сваливаются с морской болезнью, а вот они сами это даже не замечают. Дезориентация в пространстве тоже отсутствует.
  • Mashle: Magic and Muscles — умелые маги обладают тонким контролем над своей собственной магией. Например, Лайо Глянц может видеть там, где его магия света ослепляет всех остальных, а Дот Барретт может подорвать себя вместе с противниками, смягчив удар лишь для самого себя.
  • «G.I. Joe: Дезертиры» — близнецы-телепаты Томакс и Скамот, помимо коллективного майндконтроля над окружающими людьми, её имеют и побочную способность к тактильной эмпатии: любую боль, что чувствует один, как свою собственную почувствует и второй. Возможно, это из-за того, что они родились как сиамские близнецы, но были вовремя разделены хирургически.

Отсутствуют, с последствиями[править]

  • Реальная жизнь: мышцы человека куда сильнее, чем кажется, но по умолчанию у людей стоит блок, ограничивающий сознательно развиваемое усилие на уровне примерно трети от максимально возможного. Все как раз из-за недостатка прочности — слишком мощно сократившаяся мышца может порваться, оторваться от кости или сломать саму кость. Под адреналином или из-за психического расстройства блок может слететь, и тогда появляются матери, сбрасывающие автомобили со своих детей, и тщедушные психи, которых не могут удержать несколько здоровых санитаров. После приложения таких усилий у матерей и психов потом всё дико болит и могут вообще оторваться мышцы от костей.
    • Также существует такая вещь, как автоперелом: от судороги или еще чего мышца напрягается так, что ломает соответствующую кость.
      • Разного рода медитации в некоторых восточных единоборствах как раз и имеют целью научиться снимать этот блок — и именно во избежание автопереломов и т. п. последствий обучают им только уже весьма продвинутых учеников. Часто используется школа тигра, волка и т. п. хищника: именно благодаря отсутствию данного блока гепард развивает скорость 120 км/ч, пума прыгает на 4 м в высоту, волк уносит на спине теленка вчетверо тяжелее себя, лев ударом лапы ломает шею буйволу всемеро тяжелее себя и т. п.
  • Ещё немножко реальной жизни — мозгиии! У всех млекопитающих они по меркам животного мира феноменально могучие, но это настолько прожорливая штука, что звери стараются ими пользоваться как можно реже. И вообще, за четыре миллиарда лет мы, видимо, являемся первым разумным видом на всей планете. Зато по сравнению с остальной природой это такая сила, что никакому Супермену не снилось!
    • А конкретно у человека размер этих самых мозгов привел к тому, что младенец должен рождаться изрядно недоделанным, иначе голова уже ну никак не пролезет (и так с этим регулярные проблемы, особенно у худощавых женщин и крупных детей).
  • Досье Дрездена — в основном отсутствуют. Маг вынужден брать энергию из окружающей среды или собственных эмоций, а, скажем, огонь, вызванный заклинанием, ничем не отличается от вызванного спичкой. Кроме того, руке Гарри больно аукнулось отсутствие у его щита способности задерживать не только горящий напалм, но и тепло от него. Однако, кое-что все же есть — перевертыш может добавить себе массы в виде эктоплазмы, а когда Гарри безо всякого посоха превратил свою ладонь в ацетиленовую горелку, которой прожег насквозь динарианку Тессу, он ни разу не обжегся.
    • При создании новых заклинаний магу часто приходится прописывать ОПС вручную. Молли может стать невидимой с помощью магии иллюзий, но, попытавшись шпионить за Гарри и Мерфи, получила по шее от последней и лекцию о том, что надо ещё маскировать свой шум, запах, тепло тела и своё взаимодействие с окружением — от первого. Браслет-оберег, который его так подвел, Гарри в итоге апгрейдил, добавив возможность блокировать практически любое физическое воздействие — или все одновременно.
    • Когда Гарри стал Зимним рыцарем, ему выписали бонусы к суперсиле: его ткани прочнее, чем у обычных людей, и быстрее восстанавливаются. А ещё он не получает урона от холода (хотя по-прежнему терпеть его не может) и не скользит на льду.
      • Если верить его личному доктору впрочем, особенности восстановления тканей у Гарри обусловлены тем, что он волшебник. И оно не то чтобы быстрее, а «происходит без накапливающихся ошибок», что не в последнюю очередь объясняет долгожитие магов. А суперсила Зимнего рыцаря по мнению все того же Уолдо Баттерса происходит из снятия физических блоков (о которых можно почитать в самом верхнем примере) и в долго перспективе владельцу ничего хорошего не сулит.
  • BioShock 2 — Маленькие Сестрички обладают настолько феноменальной регенерацией, что фактически неуязвимы для любого оружия и суперспособностей. Однако игрок может найти аудио запись с дневником доктора, в котором описан случай с упавшей с большой высоты Сестричкой. Пока врачи до неё добежали, кости успели срастись под неправильным углом, причиняя девочке страшную боль. врачам пришлось несколько раз ломать ей кости, чтобы поставить ей все на место.
  • RimWorld – с дополнением "Биотехнологии" был добавлен и сабж. Если кратко, местные генные фишки и побочные способности к ним берутся отдельно. Можешь жить на подножном корме? А как будешь справляться с отравлением? Ура, мы получили ген на бессмертие... А может лучше к этому добавить ген на вечную молодость, ну так на всякий случай?
  • Fate/Zero — несмотря на то, что сверхскорость Кирицугу обеспечивается через разные временные потоки, перегрузки по нему вполне бьют. Уже на двухкратном ускорении он вскоре начинает испытывать адскую боль; трехкратное же он решился использовать только потому, что у него был артефакт, тут же заживлявший раны.
  • «Доктор Кто», зигзаг. Физиология Повелителей времени со всей их экзотической биологией — это сплошное онижепришельцы, зато в последнем сезоне прибор невидимости не помог Дэнни Пинку остаться незаметным. Доктор говорил что-то об искажении световых волн, но истина может быть куда прозаичней.
    • Угу, Повелители времени с их фантастической физиологией и умением экономно расходовать кислород могут выжить в вакууме без последствий для себя, но сорок секунд в полном вакууме и при низкой температуре даже сверхживучего Доктора оставили без зрения.
  • «Моя геройская академия» — Мидория получает от Всемогущего (местный Супермен) физическую суперсилу… без очень твердого тела, и теперь любая попытка эту суперсилу использовать ломает герою кости, даже несмотря на специально для этого пройденный 10-месячный курс тренировок. Справедливости ради стоит заметить, что Всемогущий прекрасно осведомлен об этом недостатке т. к. свою суперсилу он тоже получил в подарок и у него были ровно те же самые проблемы.
    • Это не только у главного героя так; почти всем персонажам их различные способности так или иначе осложняют жизнь. Можешь выключать чужие абилки, просто посмотрев противнику прямо в глаза? Моргаешь — всё возвращается на круги своя, вот и играй вечно в гляделки и мучайся с хроническим конъюктивитом. Повелеваешь огнем и льдом? Смотри, не поджарься и не отморозь себе что-нибудь ненароком! Умеешь генерировать электричество? Не перестарайся, а то и самого замкнет! Гравитацией управляешь? Твоему вестибулярному аппарату придется несладко…
  • Цикл о Земноморье Урсулы Ле Гуин. Волшебники умеют превращаться в зверей и птиц, при должной подготовке это несложно. Но прибегают к этому только в случае действительно острой необходимости: инстинкты животного постепенно вытесняют человеческий разум.
  • Durarara — Шизуо очень силен, но у него полно переломов от чрезмерного использования своей суперсилы.
  • Jessica Jones — неуязвимый Люк едва не умер от сотрясения мозга, потому что врачи не могли пробить его череп, чтобы откачать лишку жидкости и снять давление на мозг. Умная медсестра догадалась сделать это через глаз.
    • Luke Cage — педаль в пол: что делать, если тело парня с суперрегенерацией и суперпрочной кожей таки пробили спецпулей, и рана тут же заросла поверх нее, и ткани невозможно рассечь никаким скальпелем? Беднягу пришлось буквально кипятить в растворе соляной кислоты!
  • Сериал «Супергёрл» — протагонистка, будучи начинающей супергероиней и плохо умея пользоваться способностями, косячит: то дунет на пожар — и он разгорится ещё сильнее, то возьмётся за корабль, чтобы его передвинуть — и отломает его край.
    • То же самое у Барри из «Флэша». Он хоть и быстрый, но зачастую получает от более медленных врагов. А всё потому, что он целиком надеется на скорость. Правда Оливер из «Стрел» ему потом преподаёт урок, и Барри немного учится тактике боя (позже даже избивает двух солдат-профессионалов АРГУСа без способностей). Даже упоминается, что его тело обладает огромной выносливостью (попробуйте побегать 600 км без остановки), однако при этом он обжора и запросто съедает три десятка гамбургеров за раз.
  • Игра-roguelike ADOM — главный герой может приобрести способность телепортации… но она будет случайно активироваться и забрасывать его в случайную точку карты. Это может быть очень неудобно, если, например, герою нужно заняться сложной магией и какое-то время не отвлекаться. Чтобы контролировать телепортацию, нужно раздобыть другую, отдельную способность.
  • Charlotte — Дзёдзиро Такадзё может быстро разгоняться, но вот с торможением есть проблемы. Из-за этого он уже не помнит сколько раз попадал в больницу. Чтобы снизить процент риска, он носит определённую защиту, плюс пытается поддерживать своё тело в форме.
  • Touhou Project — Фудзивара-но Моко умеет управлять огнём, а вот иммунитета к нему не имеет. В итоге, во время боя она обжигается не хуже противника. Впрочем, Моко с её ретроактивным бессмертием это только на руку: Зачем сражаться израненной, если можно быстро сжечь своё тело и сразу же возродиться полностью здоровой?
  • Телесериал «Приключения Синдбада» — ученый изобрел средство превращения в гиганта. При этом дополнительно приобрел и сверхинтеллект за счет увеличения объема мозга. Но провалился под землю под собственным весом.
  • А. Грин, «Гатт, Витт и Редотт». Суперсила. «Дерево, пробив течение реки, прошло в ее дно на глубину двухсот метров и обратилось в пыль, и в этой же бешеной воронке земли и воды мгновенно исчез Гатт, увлеченный силой собственного удара, и от него не осталось ничего.»
  • Дэйв Волвертон, «Властители Рун». Необходимые побочные способности (если таковые существуют) нужно приобретать дополнительно. Человек с увеличенной силой или скоростью движений рискует переломать себе кости; проблема частично решается увеличенной регенерацией, но кость при этом срастается как есть, криво.
  • Ольга Ларионова, «Чакра Кентавра» — способность обитателей Джаспера к телепортации работает только на уже известное место.
  • Альфред Бестер, «Тигр, тигр» — способность к телепортации (джантированию) доступна всем желающим. Но при этом существуют и тюрьмы — в темноте, под толщей земли и единственный способ сбежать — джантировать вслепую, что приводит к взрыву, когда тело тело человека оказывается впечатано в твердую породу.

Отсутствуют… ну и черт с ними! (сильное колдунство или Онижепришельцы!)[править]

  • Girl Genius: Искры собирают приблуды, которые нарушают законы физики пачками, при этом часто собирают их руками, таская центнерные детали. Как? Чудеса науки, педаль в пол. Смиритесь.
  • Resident Evil: G-вирус поможет вам отрастить огромный орган и положить его на закон сохранения массы. С другими ОПС для регенерации — как повезет. Шерри Биркин повезло, регенерация не начинается, пока не удалены мешающие объекты, а кости складываются как положено (правда, судя по ее реакции, процесс исцеления на порядок болезненнее самой раны). Ее отцу не повезло, регенерация превратила его в сильного и быстрого монстра… а затем из сильного и быстрого монстра пересобрала в ползучий желудок.
  • «Многоярусный мир» Ф. Х. Фармера. Как работает чудо-технология Лордов? А шут ее знает. Они и сами не знают, если честно.
    • Ну как «не знают»… Обывателям это не нужно, они учились пользоваться артефактами, а не создавать их (а вы сможете без гугла снять инфракрасный фильтр с камеры своего смартфона? а с гуглом?). А изобретатели были когда-то давно, их уже не осталось.
  • «Люди Икс: дни минувшего будущего» и «Люди Икс: Апокалипсис»: эпичные пробеги Ртути под «Time in a bottle» и «Sweet Dreams» абсолютно не считаются с физическими реалиями. Вплоть до того, что песни в плеере у него крутятся с той скоростью, с которой он бежит, а не с объективной. Да здравствует правило крутизны!
    • Впрочем, для скорости проигрывания песни возможен обоснуй в виде того, что Ртуть не просто обладает сверхскоростью, а изменяет течение времени в том куске пространства, где находится его тело, одежда и плеер. Правда, это порождает кучу физических проблем с взаимодействием с окружающим миром. Однако до чего же крута эта сцена кинематографически!
      • Конечно, можно не натягивать сову на глобус и предположить, что плеер просто проигрывает песни с увеличенной скоростью — как при перемотке кассеты. Да здравствует Бритва Оккама!
        • Плеер по схематике не может обеспечивать корректное воспроизведение частотного диапазона, поднятого вверх в 2-3-… раз. А ускоренная перемотка и равномерная протяжка ленты мимо головки — совершенно разные режимы работы. Бритвой тоже надо уметь пользоваться.
  • «Энканто» забивает болт на последствия.
    • Дар Пеппы не особо-то с жизнью совместим. От малейших отрицательных эмоций на нее льет дождь даже под крышей! Там климат, конечно, не сибирский, но даже в 20 градусов постоянно оказываться мокрой - гарантированное переохлаждение.
    • Антонио - понимает речь животных в деревне, живущей натуральным хозяйством. Каждая курица перед забоем ему расскажет о своих ощущениях. А его лесные друзья должны друг друга есть. Да мальчик должен себя ощущать, как в зоне боевых действий.
    • Долорес - со своим суперслухом должна просто рехнуться. Прикиньте, слышать все!! И как сосед ночью какать пошел - тоже.

Примечания[править]

  1. Организм принимает действие наркотиков за действие эндорфинов и даёт команду остановить их производство — «и так перебор, куда уж больше!». А потом принятая доза кончает действовать, а собственных запасов нет… Ну а при длительном приёме соответствующие железы могут и вовсе выйти из строя — своя же иммунная система загнобит их за «непослушание».
  2. Телефраг в Quake (Шаб-Нигурра подтвердит) и в Unreal Tournament, упоминание в «Двери в лето» Хайнлайна.
  3. Включая плащ, ага. (В Супергерл было сказано, что плащ сшит из той ткани, в которую был завернут Кларк при полёте на землю, так что она по определению пуленепробиваемая)