Заявленная слабость
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Informed Flaw. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
Автор прямо говорит, что персонаж имеет определённую слабость или порок, фракция плоха в каком-то определённом ремесле или навыке, инструмент плох в масштабах от "не мочить водой, использовать специальное топливо" до круто, но непрактично, а то и вовсе непрактично. А потом наступает час икс, когда та самая проблема должна всплыть... и она не всплывает. Как будто о ней забыли. А то и наоборот — штука, о которой идёт речь, оказывается весьма крута именно там и именно тогда, когда должна была бы быть бесполезна. Трус дерётся, как лев, маг, низведённый до смертного, колдует, тяжёлый боевой многоножник бодро бегает по болотам, а футуристическое, редкое оружие заряжается патронами от мелкашки и чинится первым встречным реднеком на коленке. В общем, слабость была заявлена — но так заявленной и осталась, по ходу действия никак себя не проявив.
В отношении нечисти — ОНО НЕ ДЕЙСТВУЕТ!!!. Если слабость грозила сыграть заметную роль в сюжете, но так и не — получается подвид ружья Бондарчука. Если персонаж заявлен некрасивым, но не показан им — Голливудское уродство.
Примеры
Литература
- Обитатели холмов: кролики заявлены (что соответствует реальности) робкими, цепенеющими перед опасностью и плохо приспособленными к путешествиям. Что делает большая часть персонажей большую часть сюжета? Путешествует, сражается и героически превозмогает!
- «Хроники странного королевства». Шеллар неловкий и неуклюжий. И драться не умеет. Ага-ага.
- Это скорее внутрисюжетное. О неумении драться мы знаем в основном от самого Шеллара, а он тот ещё перфекционист: для него «не умею» вполне может означать «умею, но не в совершенстве, а всего-то на достойном уровне», или «не умею драться так же хорошо, как и Элмар».
- Для него скорее подразумевается "мгновенно вырубить вместо того чтобы устраивать драку". А может имелось ввиду владение холодным оружием, с которым у Шеллара III реально(позор семьи) не ахти.
- Это скорее внутрисюжетное. О неумении драться мы знаем в основном от самого Шеллара, а он тот ещё перфекционист: для него «не умею» вполне может означать «умею, но не в совершенстве, а всего-то на достойном уровне», или «не умею драться так же хорошо, как и Элмар».
Кино
- «Защитники» — утверждается что Лер проиграл Куратову потому, что у него не было под рукой камней, только это вранье, камни у него были, Куратов просто был больше и сильнее, когда герою подогнали костюм с запасом камней, ему это не помогло.
- «Звёздные войны» — в самих фильмах такое тоже есть. Тускены, которые были прозваны не очень меткими ребятами, в Скрытой Угрозе показывают настоящий мастер-класс снайперской стрельбы.
- То, что они в среднем меткостью не славятся, не значит, что некоторые отдельные стрелки не могли достичь высокого уровня.
- «Шерлок Холмс. Игра теней» — инспектор Лестрейд охарактеризован Холмсом, как возможно самый никчёмный сыщик Скотланд-Ярда. Между тем в фильме никчёмность Инспектора никак вообще не показана и не обосновано.
Аниме и манга
- Напополам с фанатскими интерпретациями, но все равно — часто бывает, когда то ли автор, то ли публика преувеличивают слабости персонажа по сравнению с тем, что реально показано в произведении. В народе Синдзи стал синонимом максимально пассивного, саморазрушающегося героя, который вообще ничего не может делать. Однако, по сериалу, Синдзи хоть и имеет проблемы с головой (впрочем, возможно, даже они естественны для его ситуации и возраста), однако же, лучший пилот NERV, который, хоть и психует, но выполняет свою работу. Юки, хоть и нытик, ради той же Юно готов на многое. Отдельная педаль в пол, когда копиркиным Синдзи заявляют Хиро — который сам рвется в бой, не боится 02 и, вообще, не похоже, что имеет проблемы с социализацией (в детском саду был маленьким лидером, который придумал всем настоящие имена).
- Bleach: Яхве — практически неуязвимому лидеру квинси — необходим полноценный сон каждую ночь. До рассвета его покой охраняет Юграм Хашвальт — грандмастер штернриттеров (когда он сам успевает спать, не объясняется, скорее всего ему тупо не нужно спать). И противникам Яхве приходила в голову простая мысль: если главгад спит без задних ног и отдает силу ближайшему помощнику, надо успеть прикончить его ночью. Но как-то так сложилось, что убийцы дважды вламывались к Императору, а тот оба раза бодрствовал и готов был покарать обидчиков. Похоже, он спит не так уж крепко.
- Re:Zero kara Hajimeru Isekai Seikatsu — протагониста Нацуки Субару позиционируют как забитого неудачника и хикикомори. Однако, если посмотреть на его действия в параллельном мире: социальные навыки у Субару на вполне среднем уровне (с большинством персонажей он общается без серьёзных (поначалу) трудностей), робким или безвольным юношу тоже не назовёшь, да и физически не так уж беспомощен (сумел отметелить трёх гопарей (двое из которых были покрупнее самого парня) в переулке, пусть и не с первой попытки). А все проблемы в отсутствии знаний и навыков (таких как магия, или владение оружием) в чужом для него мире. Даже возникает вопрос: почему при не таких уж и плохих данных ГГ не смог обустроиться в своей родной вселенной?
- Во втором сезоне дали ответ — Субару всегда сравнивал себя с отцом (соседи-доброхоты со словами "Ты же Его сын, всё-таки!" тоже внесли свою лепту), который во всём был лучше него, что и заставило его стать полу-хикки.
- Fate/Stay Night и Zero: Упоминается, что Сейбер особенно уязвима для оружия, предназначенного убивать драконов. Пока что «в кадре» она ни разу не противостояла кому-то с таким оружием (вообще, противостояла: свойством поражения драконов обладает один из основных клинков Гильгамеша, — но нигде не упоминается, чтобы что-то из его оружия, кроме, конечно, Эа, было более эффективно против неё, чем остальное).
Видеоигры
Подтроп к «Геймплей вразрез с сюжетом», ситуация, обратная «заявленной способности». NPC заявлен как лишённый магии или просто слабый, но когда дело доходит до боя, отлично дерётся и/или использует магию, а какое-либо уязвимое место оказывается вовсе не уязвимым, или средство, заявленное как чрезвычайно эффективное против этого противника, не работает.
- Славится этим серия The Elder Scrolls. Много там персонажей, которые по сюжету слабые, больные или просто трусливые и не умеющие драться. Но стоит в пределах города появиться диким животным, мраккультистам, а то и драконам, самоотверженно бросаются в бой с ними. Правда, скорее всего их убьют.
- Серия Gothic тоже славится этим.
- В третьей части можно встретить множество персонажей в мантии магов огня. Рассказывая о себе, они говорят вещи вроде: «я — алхимик», «я — простой повар», а если спросить «почему ты носишь мантию мага огня», можно услышать в ответ: «до войны я был великим магом огня, но после того как Ксардас уничтожил рунную магию, я лишился своих сил. Мантия — всё, что осталось от моего былого величия». Попробуйте атаковать этих «простых ремесленников» и получите в ответ нехилых файерболов.
- Как и в The Elder Scrolls, простые крестьяне и горожане самоотверженно бросаются на бандитов, диких зверей и здоровенных орков.
- Вообще, на ранних стадиях второй части многие персонажи, которые по сюжету слабее протагониста и которых он с лёгкостью побеждает, на самом деле его сильнее. Просто у них хуже оружие и доспехи.
- И еще за них не играет прожженый проходимец, не гнушаюшийся грязными приемами. Это не мешает подавлению недоверия, так как полностью ложится в историю — ненужность плотнику или рыбаку дорогих доспехов, оружия и умения им пользоваться. Как и то, что герой для достижения своих целей исхитряется на всякие неконвенционные методы — а порядочному стражнику в голову не придет красться по крышам и оттуда засыпать воров стрелами.
- Undertale — Санс носит издевательское звание «самого слабого врага в игре», имеет всего 1 hp, 1 очко защиты и 1 очко атаки. Вот только хиты и защита компенсируются уклонением, единичка урона наносится не разово, а непрерывно, игнорируя «Кадры Милосердия». При этом каждая атака вешает эффект так называемого «Кармического Возмездия», который наносит всё ту же единицу урона в секунду. Посему он считается сильнейшим боссом, и от его атак неподготовленному человеку будет очень трудно увернуться.
- Starcraft — в кампании дополнения Brood War Королева Клинков глумится над командирскими способностями адмирала Дю Галла, утверждая, что покойный Стуков был в два раза дороже. Конечно, способность КК врать в лицо оценил бы сам Майкл Корлеоне, но даже если и принять эти слова за истину, то получается троп. Во-первых, во вступительном ролике дополнения Дю Галл как раз предстаёт куда более мудрым и уравновешенным руководителем, чем Стуков, да и далее по ходу кампании он проявляет большую осмотрительность касательно Дурана, чем Стуков (ибо предатель — всегда предатель). Во-вторых, провести столь успешную кампанию — влететь в сектор Копрулу, отжать у Доминиона флот, этим же флотом свергнуть Менгска, а потом докучи подчинить себе неокрепший Сверхразум — это таки надо уметь. Исходя из этого, гибель Стукова из-за неожиданного доверия Дурану и последующий легкомысленный «зевок» пси-аннулятора больше выглядит как ловля идиотского мяча, ведь надо ж было сценаристам как-то проиграть ОЗД.
- Описание характеристик в Divinity, просто описание характеристик в Divinity. Например, в Divinity 2 ваша сила в начале описывается эпитетом: «Скрюченная бабулька свалит вас с ног одним ударом клюки. Какие еще приключения?! Даже поход за молоком становится для вас настоящим испытанием». А ловкость: «Вы обладаете грацией и подвижностью хромой табуретки. Деревенский лекарь говорит, что одеревенение суставов — болезнь неизлечимая, и предлагает вырезать вам гланды». При том, что мы уже в начальной деревне валим серьёзных бандитов, гоблинов (которые тут выглядят весьма сурово), волков и т. д. Более того, чтобы докачаться до более-менее приличных эпитетов, вам нужно либо по полной вбухивать очки в какую-либо характеристику, либо играть до финала.
- В Divine Divinity разработчики явно проставили неправильные градации для описаний характеристик «атака» и «защита», в результате описания начинающиеся со слов «Да уж, ты не боец» герой будет носить вплоть до самого конца игры.
- В Fallout 2 есть Улучшенный огнемёт, который вовсе не требует улучшенного топлива в обязательном порядке — можно использовать и обычное, что бы ни говорилось в описании.
- Star Wars: The Old Republic: педаль в асфальт и камнем сверху. В сюжетной линии ситха на Нар-Шадаа вашего героя заманивают в ловушку, в которой не действует Сила. В диалоге в этом можно убедиться, выбрав опцию поджарить противника молнией. Но на последующем бое это… не сказывается никак! Да, можно, как положено по сюжету, победить противника в поединке на световых мечах. Но и закидать его заклинаниями вам не помешает никто.
Настольные игры
- Warhammer 40,000: согласно бэку, солдаты Имперской Гвардии побеждают только благодаря своей численности и бронетехнике, а в малых количествах почти что бесполезны. Наверное, именно поэтому в любой книге по вселенной они будут действовать небольшой группой с парочкой ржавых танков. А как иначе превозмогать?
- Ну и да, в настолке гвардейцы действительно многочисленны и любят бронетехнику, но, смотря на их эффективную боевую мощь, для их определения в голову лезет не «пушечное мясо», а «непроницаемая стена огня стоящая на пути мерзких ксеносов».
Суперспособности и магия | |
---|---|
Происхождение |
Магия (Sorcery) • Антимагия (Гаситель сверхспособностей (Криптонит повсюду) • Магоед • Твоя магия здесь бесполезна) • Антирегенерация • Аспект • Бытовая магия • В руках государя целебная сила • Ведьмовство (Гадание, приворот, заговор) • Вклиниться в чужой спеллкаст • Герметическая магия • Данный свыше дар • Друидизм • Инициация • Источник магии (Альтернативный источник силы/Мана/Мидихлорианы) • Магия вероятностей • Магия крови • Магия подобна радиации • Маг-фу • Матемагия • Метамагия (суперспособности к суперспособностям) • Нацистский оккультизм vs Советская магия vs Колдуны из НАТО • Некромантия • Не магия • Оммёдо • Призыв духов • Псионические способности • Расовая магия • Религия — это магия • Родомагия • Сексуальная магия • Сила денег • Стандартные магические проблемы (Психологические эффекты магии) • Супергеройство • Суповой набор заклинаний • Техномагия (Технология получения суперспособностей • Чудеса от науки) • Чернокнижие • Шаманизм • Шкала комфортности бытия магом • Шкала могущества богов • Шкала могущества магов • Шкала способностей персонажей Превращение: Асимметричная метаморфоза • Анимагия vs Оборотень (Поединок оборотней) • Доппельгангер • Окаменение • Превратить в животное |
Форм-фактор | Адаптация к урону • Астральная проекция • Всеведение • Всемогущество • Дальновидение • Дурной глаз • Дышит в космосе • Желание • Звукоимитатор • Изменение реальности (Всесильная бюрократия) • Внутреннее зрение/Нечеловеческое зрение • Копирование сверхспособностей/Скопировать материю • Кроме мордобития — никаких чудес • Левитация • Летучий кирпич • Лучи из глаз • Люди-плюс • Монстр-жижица • Невидимость (Гад-невидимка • Хороший невидимка) • Не чувствует боли • Няшная суперсила • Очень твёрдое тело • Волшебный барьер • Отражение урона/Перенос урона • Паразит сверхспособностей/Даритель сверхспособностей/Убил — забрал способность • Регенерация (утебяжрегенерация) • Руки-ножницы • Самокопирование • Самоуничтожение • Сверхчувствительные чувства • Сверхэластичность • Симпатическая магия • Созидание/Призыв и Магия Материи (трансфигурация) vs волшебная дезинтеграция • Стенолаз • Суперскорость • Технопатия • Убойное дыхание • Управление голосом • Ураганный чих • Физическая неуязвимость • Физическая суперсила • Хождение сквозь стены • Ядовитая персона |
Элементалистика | Ветродуй • Взрывная сила • Всех замочу (Ледяная душа • Заморозить и разбить) • Геокинез (Кристаллокинез) • Игра с огнём (Мощь лавы • файербол и его история • Ходячий крематорий • Холодное пламя vs. Адский и Солнечный огонь) • Мастер бумаги • Окаменение • Повелитель металла • Погодная магия • Пятая стихия/Пятый элемент (эфир • пустотная сингулярность) • Распад и гниение vs Биомагия • Сила лепестков • Сила природы • Человек-сонар/Вибромантия • Шок и трепет (псих-электрик) vs. Не электричество • Ща как засвечу (Мощь Солнца) vs Тёмная энергия |
Экзистенциалика | Божественный бэкап • Внепричинность • Демонология (режим демона) • Магическое подчинение • Магия иллюзий • Магия имени (Истинное имя • тот, кого нельзя называть) • Манипуляция воспоминаниями • Массовый гипноз • Похититель душ/Похитители тел • Предсказание • Принудительный сон • Ретрокогниция vs Ясновидение (тактическое • ясновидящий детектив) • Семантическая сверхспособность • Творчество меняет реальность/Эмоциональное миротворение • Телепатия |
Структуристика | Алхимия • Артефакторика (исходный код Мироздания • программный язык Мироздания) • Магия воображения • Манипуляция возрастом • Музыка — это магия • Телепортация (боевая • через ад • экстренная) • Телекинез • Чародей-тополог |
Управление временем | Мастер времени (Вернуться и переиграть • Остановка времени) • Ретрокинез |
Маги и Ко. |
Алхимия (Фулканелли) • Армия магов • Архимаг/Маг широкого профиля • Астролог • Боевой маг/Военный маг/Колдун и стрелок • Босоногий маг • Варлок • Ведьма (Баба-Яга) • Верховный маг • Гадалка (Слепой прорицатель) • Звероуст • Добрый волшебник vs Злой колдун • Карга vs Прекрасная волшебница (Готическая волшебница • Милая ведьмочка) • Изобретатель заклинаний • Лидер и маг • Лич • Магл • Маг-недоучка • Маг-разбойник • Медиум • Нарушитель теории вероятностей • Некромант (Некромант-изобретатель) • Неуклюжий маг • Придворный маг vs Чернокнижника вызывали? • Ребёнок со сверхспособностями • Робот-маг • Следопыт • Сноходец • Спирит • Телосложение (в отличной боевой форме • толстый • хлипкий) • Убийца магов • Чудак со сверхспособностями/Просветлённый со сверхспособностями Волшебники против ведьм • Миллионер-оккультист • Президент-супергерой • Смертный не может быть так крут vs Реалистичные суперспособности • Тело не по навыкам (Для магии нужна сила) |
Магические предметы и вещества |
Аксессуар для трансформации • Бездонный мешок • Бутылочка зелья • Волшебная книга (Гримуар • Книга заклинаний • Книга запретных знаний • Книга судеб и пророчеств) • Волшебная палочка • Волшебная татуировка • Волшебное зеркало • Волшебный цветок • Карты Таро • Ковёр-самолёт • Магический колокол • Магический пейджер • Ловушка виртуальности • Множитель силы • Непонятная штуковина • Рука славы • Священное древо • Средство Макропулоса • Филактерия • Фэнтезийные металлы (Адамантиум • Метеоритное железо/Холодное железо • Мифрил • Орихалк • Проклятое золото • Серебро — светлый металл) • Фэнтезийные неметаллы (Адский камень • Вечный лёд • Ихор • Обсидиан • Философский камень • Энергетические кристаллы)
|
Магические места | Агентство паранормальных исследований • Азкабан • Аномальная зона • Башня мага • Волшебный водоём • Дом-бестиарий • Магазинчик, которого вчера здесь не было • Мистический лес (Чудесный лес • Тёмный лес) • Проклятый старый дом • Чужеродное место • Школа волшебства |
Прочее |
Аврорат • Автозащита • Активация через страдание • Антимист-фильтр • Без пяти полуночная спецспособность • Бесконечная выносливость • Борьба внутри (Прочь из моей головы!) • Вернуть силу • Взрослые не верят в волшебство • Волшебная аптека • Деньги тоже сверхспособность • Жертва сверхспециализации • Запретная магия • Забыл про сверхспособности (Сюжетоломающая способность) • Заявленная способность (Заявленная опасность / Заявленное проклятие / Заявленный интеллект) vs заявленная слабость • Иммунитет к магии • Как использовать суперсилу • Маги — мудрые • Магией владеют дети • Магическая ломка • Магию может победить только магия vs Сила против магии • Магом можно только родиться vs. Магия — фэнтезийная наука • Магия против науки • Магия уходит vs. Пришествие магии • Магия — это плохо • Магл под опекой мага • Магутор сломался • Медитация/Азиатские волшебные мантры • Ментальная защита • Может, магия, а может, реальность vs Внезапная мистика • Мозаика сверхспособностей • Морально нейтральная сила • Моя способность — совсем не это • Название заклинания произносится вслух • Не в ладах со всемогуществом • Невероятно клёвое проклятие vs Невероятно отстойный дар (Ироничная способность • Не такой уж отстойный дар) • Незамеченное чудо • Нестандартное использование магии (Эффект Мантона) • Неуправляемая сила (Аварийная трансформация • Конечность или жизнь) • Низведён до простого смертного (до крутого смертного) • Новая сила взамен старой • Носитель • Обязательные побочные способности (бессонница) • Одолжить ману • Оккультрёп • Орёл — сверхсила, решка — могила • Отметина мага/Одарённый — значит, с недостатком • Ошибка в ритуале • Парадокс магократии • Плохие силы, хорошие люди • Подцепить паранормальщину • Портал (живой портал) • Правило 34 для сверхспособностей • Пространство берёт своё • Роман магла с магом • Сверхспособности — это плохо • Сила ёжика • Скомбинировать сверхспособности (летучий кирпич) • Сорвать ритуал • Стазис-броня • Суперсилы провоцируют конфликты • Тошнотворная суперсила • У магии нет инерции vs Проклятие-паразит (Инкубационный период проклятия) • Уровень силы • Фиговая суперспособность • Цвета магии • Человек массового поражения • Хозяин своего тела • Шкала могущества магов
|
← | Комиксы • Штамп • Основы |