Персонаж против автора

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Звездой бестселлера я быть
Посмертно не хочу!
Писатель, учтите!
Я тоже вас могу убить,
Я с вами не шучу —
И вы не шутите!

»
Король и Шут, «Писатель Гудвин»
Из заставки «Comix Zone»

С треском, скрежетом и громом рухнула четвёртая стена, и из густого облака пыли навстречу ошарашенному автору вышел его любимый персонаж. И выражение его лица не предвещало ничего хорошего. Видите ли, за двенадцать лет успеха, десяток романов (шесть из которых стали бестселлерами года по версии «Нью-Йорк Таймс»), а также с полдюжины рассказов и четыре короткие повести, у него накопилась к своему создателю уйма вопросов. Например, за каким чёртом понадобилось убивать его жену и ребёнка, почему девушка, которая ему нравилась, предпочла его лучшего друга, и так ли уж надо было упоминать в четвёртой книге, что в детстве его изнасиловал в задницу школьный завхоз? Словом, бедный писатель сразу понял, что его сейчас будут бить. Может быть, даже ногами. Может быть, даже насмерть.

С другой стороны, а как иначе-то? Если судьба авторским произволом будет к герою слишком благосклонна, публике произведение быстро наскучит. С другой стороны, для автора всё это лишь игра воображения, а вот герой его милостью страдает по-настоящему. Особенно если писатель меры не знает.

Стойте, а кто сказал, что это герой? Может, это злодей! Которому осточертело, что герой волею автора и по законам жанра в тысячу первый раз набил ему морду и сорвал тысяча второй коварный план. И если уж так требовалось его «очеловечить», подкинув вескую причину для перехода на тёмную сторону силы, почему это обязательно должен был оказаться энурез?!

В общем, вы уже поняли: автору со своими персонажами лучше не встречаться. Особенно если он создает ужастики. Об этом написано множество книг и снято множество фильмов, создатели которых сами уж тем более не пожелали бы такой встречи.

Важное уточнение: этот троп посвящён исключительно противостоянию воплотившегося вымышленного персонажа со своим создателем. Доктора Франкенштейны и изготовители всевозможных обидчивых роботов идут куда-нибудь ещё. Равно как и персонажи, мирно попивающие со своими создателями чаёк.

Более обширный троп — Творчество меняет реальность. См. также Четвёртая стена тебя не спасёт и Пигмалион против Галатеи.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Леонид Треер, «Происшествие в Утиноозёрске» — с прикрученным фитильком. Журналист Алексей Бандуилов пытается написать роман, но ему никак не даётся образ главного героя.
«

Постепенно Алексей привык к Гломову и даже полюбил его, как мать любит самое трудное дитя. Но иногда, засиживаясь за столом допоздна, до тех пор, пока не начинало плыть перед глазами, видел вдруг Бандуилов в углу живого Гломова, который смотрел на него с укором.
«Что ты со мной делаешь? — жалобно спрашивал Гломов. — Зачем ты развел меня с женой? Зачем держишь меня по ночам в лаборатории, заставляешь грубить людям и наживать ежедневно врагов? Я хочу жить нормально. Слышишь, отпусти меня…»
Тогда Бандуилов вздыхал, как бы давая понять, что он сочувствует своему герою, но изменить его судьбу не может, прекращал работу и отправлялся домой…

»
— роман так и не был написан
  • Юрий Яковлев, «Страсти по четырем девочкам. Мистерия» о трагической судьбе Тани Савичевой, Анны Франк, Садако Сасаки и Саманты Смит — внутримировой пример: Арлекин и Пьеро восстают против Рассказчика (т. е. самого автора) из-за описываемой им несправедливости.
  • Виктор Пелевин, «t». Протагонист в финале вот-вот выберется наружу и продемонстрирует непротивление злу насилием литнеграм, пишущим роман «t».
  • Повесть Андрея Максимова «Не стреляйте в Сочинителя Историй!»: во время приступов чахотки Р. Л. Стивенсон вступает в ожесточённые споры с самым знаменитым своим персонажем — Долговязым Джоном Сильвером. В конце примиряется с ним и оба уходят в Вечность.
  • Александр Золотько, «Анна Каренина-2». Дочь Алексея Вронского и Анны Карениной, Анна собирается отомстить писателю Льву Толстому за глумление над памятью матери. Из-за её действий и угроз, а так же рекомендаций горе-друзей, он совершает свой знаменитый предсмертный побег из Ясной Поляны.
  • Антон Орлов, «Убийца наваждений» — одним из персонажей второго плана является «мастер рамги»[1] Инора, которая выпускает свои произведения под мужским псевдонимом и имеет некоторые другие общие черты с самим «Антоном Орловым». Её пытается убить морок, сформировавшийся по образу и подобию одного мерисьюшного персонажа из раннего произведения периода «талантливой юности»[2]. К счастью, один из её поклонников (протагонист) является опытным специалистом по развоплощению этих самых мороков.
  • Юрий Дружков, «Приключения Карандаша и Самоделкина» — простуженный Карандаш в бреду нарисовал пирата Буль-Буля и шпиона Дырку, а те ожили (как и всё, нарисованное Карандашом) и начали творить злодеяния.
  • В откровенно хулиганской поэме неизвестного автора «Винни-Пух — и х%й бы с ним» получивший вместо мёда фугас в задницу Винни от души посылает всех на х%й, после чего обещает прописать всем «п%%дян» и убить самого автора. (Неужели тот скрывает своё имя из страха?..)
  • Цикл Лукьяненко и Буркина «Остров Русь»: субверсия, в одном из эпизодов третьей книги овладевший локальным всемогуществом Стас думает, что выбрался в реальный мир, где Буркин и Лукьяненко пишут книги про него. За это он сначала пытается призвать их к ответу, а потом вообще с досады превращает в кресла. В итоге, правда, оказывается, что этот мир — не реальность, а другая книга, Буркин и Лукьяненко же в нём никакой «Сегодня, мамы» никогда не писали и даже друг друга раньше не видели (хотя после объяснений, возможно, напишут — если у них будет на это время, что не факт, потому что Стас, покидая мир книги, спихнул на них узурпированный им пост «народного диктатора»).
  • Ольга Голотвина, рассказ «Это мои герои!» — инверсия: после того, как автор под конец жизни переписал трагические истории своих героев, заменив их на счастливые, те спасают его от смерти.
  • Михаил Веллер, «Транспортировка» — в процессе написания рассказа его персонажи оказываются в комнате соавторов (впрочем, толком непонятно, кто у кого в комнате оказался). Заканчивается это для соавторов плохо, так как создавалась антиутопия.
  • Виталий Ручинский, «Возвращение Воланда или Новая Дьяволиада» — субверсия: в финале автор повести о мистическом кролике, укус которого вызывает у людей острейшее воспаление совести, сам решает встретиться в реальности с этим персонажем.
  • «Берегись автомобиля» Брагинского и Рязанова (повесть, в которую в ожидании съёмок был переделан сценарий будущего фильма) — в конце повести описывается её обсуждение цензорами, на котором возникает спор, должен ли Деточкин на суде быть оправдан или же получить срок. Стороны никак не могут договориться, и неожиданно в помещение в сопровождении двух конвойных входит сам Деточкин и требует, чтобы его судьба наконец была решена. Кстати, председательствует на обсуждении ещё один персонаж повести (в фильме не фигурирует).
  • Марина Потоцкая, рассказ «Барсундук» — мальчик Слава, будучи в плохом настроении, слепил из пластилина зверя Барсундука, представив его в детском саду как злого зверя, живущего в холодильнике. Ночью он встретил в холодильнике ожившего и очень грустного Барсундука, который сказал ему, что он вовсе не такой. На следующий день Слава представляет его уже как самого доброго зверя. Под троп подпадает потому, что ГГ не только смастерил флеботического бунтаря, но и сам придумал ему характер.
  • Наталья Ипатова, цикл фанфиков «Нарния: утраченные сказания» — в пятой части цикла вся компания Пэвенси приходит к Льюису и только мягкосердечием Люси не устраивает «любимому» автору выговор с занесением в грудную клетку (но на словах всё же много интересного Льюис о себе узнаёт). Позднее предотвращает апокалипсец в Нарнии, много интересного в процессе высказав про автора и его «замечательные» познания в чём-либо кроме богословия, а заодно за не менее замечательные способности к логическому мышлению.

На других языках[править]

  • Большой любитель этого тропа Стивен Кинг:
    • «Тёмная половина» — писатель Тад Бомонт противостоит своему ожившему литературному псевдониму Джорджу Старку. А вот нехрен было его «умерщвлять» и «хоронить». Тем более, что под именем Старка Тад выпускал кровавые триллеры о похождениях отморозка Алексиса Машины, который был альтер-эго Старка. Основано на реальных событиях.
    • «Секретное окно, секретный сад» — с переподвывертом. Тут герой также противостоит выдуманному южанину Джону Шутеру. На самом деле у него просто раздвоение личности, вызванное стрессом из-за измены жены. Опять основано на реальных событиях.
    • «Последнее дело Амни» — тут обнаглевший писатель сперва начал менять привычный сеттинг по своему произволу, потом и вовсе вытолкнул крутого детектива Амни в реальный мир, а сам занял его место в мире воображения. Оправившись от шока и впервые в жизни просравшись, причём в штаны, Амни клянется отомстить создателю.
    • С прикрученным фитильком — в opus magnum «Тёмная Башня»: сам Кинг при виде своих героев натурально обоссался, но они и не собирались причинять ему вред, совсем наоборот. Хотя руки у них прям чесались.
  • Р. Л. Стайн любит этот троп не меньше:
    • «Таина пишущей машинки» — всё, что Зэкки Бичем писал на старой пишущей машинке, сбывалось. Беда в том, что писал он исключительно ужастики про огромного монстра-пожирателя.
    • «Доктор Маньяк против Робби Шварца» — Робби рисует комиксы исключительно про суперзлодеев, дескать, они гораздо интереснее супергероев. Когда же они взяли его в оборот, Робби об этом горько пожалел.
  • Брет Истон Эллис, «Лунный парк» — в жизнь самого Брета Истона Эллиса вторгается его самый знаменитый персонаж, «американский психопат» Патрик Бейтман.
  • «У. С.» Лесли Поулса Хартли — писателя преследует придуманный им злодей, обвиняя в том, что он изобразил его в исключительно чёрных тонах, не дав ни малейших смягчающих обстоятельств.
  • Немецкая писательница Корнелия Функе — «„Чернильная“ трилогия» («Чернильное сердце», «Чернильная кровь», «Чернильная смерть»). Созданный писателем Мортимером персонаж Сажерук (Staubfinger) очень недоволен тем, что, по задумке мастера, до финала книги не доживёт, и периодически задумывается о том, как этого избежать.
  • Роберт Хайнлайн «Число зверя» (сильно с прикрученным фитильком) — персонажи высмеивают этого бумагомараку Хайнлайна и его бездарный «Чужак в чужой стране». IRL Хайнлайн был далеко не в восторге от того, что «Чужак…» внезапно стал иконой хиппи.
  • Джаспер Ффорде, «Неладно что-то в нашем королевстве или Гамбит минотавра» — внутримировой пример. Политик Хоули Ган, на самом деле являющийся книжным персонажем, сбежавшим из произведения местной писательницы Дафны Фаркитт, разворачивает крупномасштабную кампанию по уничтожению всех произведений Фаркитт, так как желает избавиться от всех упоминаний о своём «книжном» прошлом — в противном случае его вернут обратно в книгу.
  • Скальци, «Люди в красном»: выбравшиеся из мира сериала, эпигонствующего «Звёздному пути», краснорубашечники требуют от сценариста этого сериала немедленно прекратить их убивать и вообще закрыть сериал хэппи-эндом. Сценарист в шоке, но требование выполняет.

Кино[править]

  • Антология «Дом, где капает кровь» — писателя преследует выдуманный им жуткий злодей. Впрочем, на самом деле, его изображает театральный актёр — любовник жены писателя. Но он в итоге так вжился в роль, что троп отыгрывается почти без аверсии.
  • Экранизации «Тёмной половины», «Секретного окна» и «Последнего дела Амни».
  • «Ужастики» по мотивам творчества Р. Л. Стайна — деревянный болванчик Слэппи жаждет отомстить Стайну за то, что тот держал его и других придуманных монстров в заточении. В итоге он их всех выпускает и устраивает «папочке» — и всему городу заодно — большой шурум-бурум.
  • «Ужас подземелья» — нарисованный художником комиксов Колином Чилдрессом монстр ожил и погубил своего создателя. Много лет спустя фанатка Чилдресса возобновляет его серию и снова воссоздаёт монстра, который теперь угрожает уже ей.
  • «Последний киногерой» — зигзаг с прикрученным фитильком, но по сути близко. Выбравшись в реальный мир, Бенедикт решил убить Арнольда Шварценеггера, потому что тогда исчезнет и сыгранный им крутой коп, враг Бенедикта на киноэкране.
    • Сам коп со Шварценеггером тоже столкнулся и отчитал его: мол, из-за тебя моя жизнь — сплошная слезогонка и подвиги, за которые я не получаю вообще ничего.
  • С прикрученным фитильком — фильм «Остров Ним». Писательница Александра Ровер, трусливое и безвольное создание, ради компенсации создаёт себе героическое альтер-эго — археолога Алекса Ровера (копиркин Индианы Джонса) и пишет о нём книги. Во время фильма она неоднократно конфликтует с Алексом и в конце концов расстаётся.
  • «Персонаж» — само название уже как бы намекает. Главный герой начинает слышать закадровый голос, комментирующий каждое его действие, и вскоре выясняет, что он всего лишь персонаж книги. которую прямо сейчас пишет известная писательница.
  • «Необыкновенная история на Рождество» (2017) — вначале Диккенсу было очень легко бичевать бессердечного скрягу-кровопийцу, а робкие попытки Скруджа высказаться перед создателем в свою защиту вызывали у него лишь насмешку. Но чем персонаж становился живее, тем большую власть обретал над своим создателем, доводя его до отчаянья. В свою очередь, Диккенс благодаря ему понял, что его герой — не воплощение бессердечия, каким задуман был изначально, а живой человек, во многом похожий на него самого и способный на раскаянье и угрызения совести.
  • «Лига джентльменов: Апокалипсис» (2005) — сценарист скетч-шоу решает уйти из команды. Узнав об данном обстоятельстве трое самых странных и гротескных жителей Ройстон Вейзи развязывают против него кампанию террора по эту сторону реальности.
  • «Дэдпул-2» — в начальных титрах Дэдпул по полной костерит авторов фильма за убийство Ванессы и даже называет их «настоящими злодеями фильма».
  • «Разлучённые души» — художнику-комиксисту не то приснился, не то явился жуткий гуттаперчевый мим из его старого комикса «Циркачи», способный самым невероятным образом выворачивать своё тело. С фитильком, ибо мим ограничился одними пуганиями и не сделал своему создателю ничего по настоящему плохого.
  • «Кошмар на улице Вязов-7» (Wes Craven's New Nightmare) — с Фредди Крюгером приходится бороться в основном актрисе, игравшей в 1 и 3 фильмах, но и Уэс Крейвен в стороне не остался. Режиссёр сыграл тут самого себя, актриса Х. Лэнгенкемп — тоже.
  • «Ассасин: Битва миров» — субверсия: вместо персонажа с автором враждует прототип. Писатель пишет книгу в жанре восточного героического фентези и по мере написания публикует отрывки в сети. При этом все неприятности, происходящие с главгадом книги, тут же в реальном мире отражаются на местном олигархе. Так что олигарх-прототип нанимает киллера, чтобы тот убил писателя до того, как книга будет закончена.

Телесериалы[править]

  • В одном из эпизодов «Баек из склепа» нарисованные художником самих «Баек» монстры внезапно оживают и жрут людей. Не сказать, впрочем, чтобы они были очень уж против самого художника.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Данный наследник» (5 серия). Нечистый на руку владелец ночного клуба Ник Бойер открыл тайный банковский счёт на имя несуществующей мисс Лисы Джеру (Лисой звали его мать, а Джеру — его любимый сорт виски) и годами наполнял его краденными деньгами. Но в один прекрасный день девушка по имени Лиса Джеру явилась в банк и сняла с этого счёта 500 тысяч долларов. Субверсия: Она была не вымышленным персонажем, который мистическим образом воплотился в реальности, а сменившим пол Ником из будущего. Да и против «автора» она ничего не имела, скорее даже наоборот. Но с точки зрения Ника это выглядело именно как наш троп.
  • «Мастера ужасов», эпизод «Валери на лестнице» — писатели противостоят монстру, которого сами же и выдумали (и убили на бумаге).
  • Французский сериал ужасов «Марианна» (нет, не та, где богатые тоже плачут, и вовсе не экранизация «литературной мыльной оперы» от Ж. Бенцони): писательница Эмма Ларсимон, известность которой принёс цикл ужастиков о ведьме Марианне, вынуждена противостоять этой самой ведьме уже в реальной жизни — ведьма требует продолжать серию, поскольку читатели поддерживают её жизненную силу.
  • Supernatural — с прикрученным фитильком: местный Единый Бог позиционируется именно что писателем, который создаёт множество миров и разыгрывает в них различные сюжеты ради собственного развлечения, а те, что ему не понравились — бросает, как неудачные черновики. В финале 14-го сезона, когда его «любимые персонажи», братья Винчестеры, окончательно узнают об этом, они лично высказывают ему всё, что о нём думают: «Это тебе не история — это наша жизнь! Бог ты там или нет — катись к Дьяволу!» Богу такое отношение не понравилось, и он решил закончить историю, устроив апокалипсис.
  • «Парк Авеню, 666» — журналистка Энни Морган, уставшая писать скучные никому не интересные некрологи, решила добавить в них изюминки и превратила очередного усопшего в героя Америки и секретного суперагента ЦРУ. А заодно сочинила для него врага — безжалостного русского киллера Кандинского (фамилию позаимствовала у знаменитого художника), скрывающегося от правосудия за границей. Очень скоро за ней пришёл Кандинский (в точности такой, как описана Энни), очень недовольный тем, что информация о нём попала в СМИ.
  • Король и шут (сериал) — с прикрученным фитильком. Вселенную, в которой приключаются сказочные Князь и Горшок, сочинил ещё в детстве Андрей Князев — но главенствующий там Колдун принявший в реальном мире облик демонического Шута, после того, как герои перешли ему дорогу, решил отыграться на Горшке как на более склонном к порокам типаже.

Мультфильмы[править]

«

Самый вредный из людей —
Это сказочник-злодей.
Вот уж врун искусный.
Жаль, что он невкусный…

»
  • «Случай с художником» — ближе к финалу главного героя, художника-абстракциониста, преследуют искажённые персонажи с его же картин. После этого абстракционист закаялся создавать такие картины — хоть они и в большой моде, и неплохо оплачиваются пресыщенными богачами — и обратился к реалистическим традициям живописи.
  • «В стране невыученных уроков» — двоечник Витя Перестукин, конечно, тот еще автор, но все же весь мультфильм посвящен его общению с собственным творчеством. Плотоядная корова собиралась сожрать, да и полтора землекопа выражались (тот, который целый — у него было чем выражаться) очень определенно. Хорошо, что, на счастье Вити, они не знали своего создателя в лицо.
  • Mortal Kombat Legends: Cage’s Match — тут скорее «автор против персонажа». Постановщик этого полнометражного мультфильма Этан Сполдинг в реале решил приколоться — и в мультфильме вывел самого себя в качестве одного из второстепенных антагонистов: внутримирового злого демона. Который замаскировался под человека по имени «Этан Сполдинг», внедрился в человеческое общество и чисто для вида делает неплохую карьеру в голливудской анимации (ну, вы же смотрели «Бэтмен: Нападение на Аркхэм», «Аватар: Легенда об Аанге»?), а по зову сердца и адского «долга службы» — творит злодеяния, в частности в отношении протагониста. За это внутримировой демон, легендированный как «Этан Сполдинг», был убит нафиг.

Мультсериалы[править]

  • «Animator vs. Animation» — анимированный человечек восстаёт против своего создателя и уничтожает ему окна программ, значки и элементы интерфейса на компьютере. В продолжениях они прекрасно поладили, а затем аниматор вообще почти перестал появляться.
  • «Extreme Ghostbusters» — популярный автор комиксов придумал монстров-краньяков и стал ими одержим в самом что ни на есть буквальном смысле. Они перенеслись в мир живых и приковали автора к пишущей машинке, дабы тот не мог ни сбежать, ни даже перестать печатать. Всё написанное о них сбывается, и жертва не может избежать начертанной напечатанной судьбы, что является их главным преимуществом… Но и главной слабостью, по той же причине.
  • Было нечто подобное и в «Настоящих охотниках за привидениями» — сначала со страниц комиксов выбрался супергерой Стальной Капитан и начал творить добро и причинять справедливость, а потом следом за ним выбрался и его противник-злодей (имени которого автор правки не помнит). И хотя разбираться с проблемой пришлось Капитану и охотникам, автор комикса им тоже весьма помог.
  • «Город Собак» — персонаж комикса Эйс частенько пререкается со своим автором Эллиотом относительно поворотов сюжета. Вредить ему, однако, не стремится.
    • Хотя в одной из серий Эйса обвинили в исчезновении Эллиота, который оказался в нарисованном мире.
  • «Американский папаша» — с прикрученным фитильком, поскольку тут скорее имеет место раздвоение личности. Один из «персонажей» Роджера зажил собственной жизнью и даже нанял крутого профессионального киллера для устранения настоящего Роджера, не подозревая, что делит с ним одно тело.
  • «Футурама» — Бендер решает стать фолк-певцом и в поисках сюжетов отправляется жить среди железнодорожников. Там он знакомится с роботом-машинистом по имени Большой Вагон и пишет о нём песню. По сюжету девушку Большого Вагона по имени Джизабель уводит городской пижон, после чего разъярённый Вагон преследует обидчика на поезде и насмерть давит его. Вскоре сюжет песни начинает воплощаться в реальности: Большой Вагон находит девушку Джизабель, а та изменяет ему с Бендером. И теперь в полном соответствии с песней Большой Вагон гоняется за Бендером на своём поезде, пытаясь его убить. И ему даже рельсы для этого не нужны. А всё дело в том, что Бендер удалённо подключён к 3D-принтеру, который и печатает персонажей прямо из его головы.
  • «Spiderman: The Animated Series» (1994—1998) — в финальной серии Человек-Паук попадает в наш мир (куда возвращает своего двойника-актёра) и встречает Стэна Ли. С прикрученным фитильком — он просто после откровенного разговора оставляет создателя на крыше небоскреба без задней мысли, но спуститься оттуда пожилому человеку действительно будет трудновато, равно как и объяснить, каким образом он туда забрался.

Комиксы[править]

  • Deadpool — пародия на троп (потому что интонация, с какой всё подаётся, неприкрыто балаганная). Дэдпул то и дело пререкается с авторами, троллит, подначивает и критикует их… а однажды пошёл и просто всех их убил.
    • Доктор Дум тоже как-то раз явился из комикса в реальность за Стэном Ли, чтобы спросить с него за то, что в течение стольких лет редакция выставляла его злобным диктатором-самодуром. Стэн изрядно струхнул, но нашелся и сказал, что он уже давно далеко не главное лицо в корпорации и даже не смог ничего сделать, когда на роль Виктора фон Дума в фильме «Фантастическая Четверка» взяли Джулиана МакМэхона. Доктор Дум с презрением раздавливает в кулаке DVD-диск с фильмом и отправляет Стэна Ли обратно в реальный мир со словами, что тот абсолютно бесполезный старик.
  • «Экслибриум»:
«

— Значит, в конце книги меня убивает мой лучший друг, потому что… это «отличный маркетинговый ход»?..
— Ага! В хорошей истории всегда должен быть трагичный конец!

»
— А потом и писательница, и заказчик отправились в книжку. Выживут — расскажут, как ощущения.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — Эндрю Хасси, собственно создатель Хоумстака, также является и полноправным персонажем собственного комикса и совершенно не желает избегать конфликтов со своими же персонажами.

Аниме и манга[править]

  • «Re:Creators» — большинство творений вполне поладили со своими создателями, однако Алистерия Февральская автора едва не прикончила за то, какой мрачный и жестокий мир тот создал. На счастье автора, он смог объясниться, успев переобуться в полёте, с «Ну читателям же нравится мрачняк, вот и гнал чернуху» на «Этот мир такой мрачный, и надо подарить луч надежды тем, кто считает, что у них всё плохо, так как у вас ещё хуже, но вы сопротивляетесь», в итоге Алистерия его не убила, но потом таки жестоко выпорола. А вот создательнице Блитца Токера повезло меньше: он шарахнул в неё из огнестрела — хорошо ещё, бронежилет спас. Маганэ сразу убила своего создателя — не то чтобы она была недовольна своим образом или миром, просто она поехавшая маньячка по сюжету. И даже добрейшей души принцесса Селезия при первой встрече со своим творцом была к нему настроена довольно агрессивно, хотя это быстро прошло.
  • Сатоси Кон, «Опус»: завязка истории такова — популярный мангака наконец-то собирается выпустить последнюю главу своей работы, где один из главных героев погибает в поединке с главгадом. Вот только паренёк-персонаж с таким сюжетным ходом категорически не согласен и, открыв портал из мира манги в мир реальный, крадёт рисунок, где запечатлена его гибель. Мангаке ничего не остаётся, как отправиться в погоню в собственное произведение… А в самом-самом конце мангака является уже к самому автору, Сатоси Кону, и требует любой ценой завершить работу. Увы, но, к сожалению, не сложилось…
  • В фандоме очень распространена шутка, что у Гэна Уробути было бы очень немного шансов пережить встречу с героями своих произведений.

Видеоигры[править]

«

Я всех живей
На целый век!
Ты, создатель,
Предатель!
Хей! Нам от нужды
Лекарства не найти!
Теперь скорее
Сделай нам машину
И умри!

»
— Фанатская песня по игре «Bendy and the ink machine»
  • «Comix Zone»! См. иллюстрацию. Страшный злодейский предводитель Мортус, выдуманный комиксистом Тёрнером, вылез из комикса, «предъявил своему автору по понятиям» и затащил его в этот самый комикс, решив там погубить (чтобы самому получить с этого силу, достаточную для водворения его, Мортуса, в реальный мир). Хорошо, что Тёрнер в реале обучался боевым искусствам!..
  • «Bad Dream: Fever» — программист желает создать идеальную игру, но почему-то получается чем дальше, тем хуже. Автор желает получившуюся игру стереть и начать заново, а ментор протагониста — восстановить из резервной копии старую версию игры почти без глюков. Пытаясь избегнуть уничтожения мира и себя вместе с ним, протагонист борется с авторским произволом и интерфейсом игры.
  • «Bendy and the ink machine» — в какой-то степени. Речь идёт о художнике-мультипликаторе и нарисованном им мультяшке, ставшем монстром.
  • «Alan Wake» — чтобы сбежать от Тёмной Сущности и спасти свою жену, Алан пишет рукопись о том, как он сбегает от Тёмной Сущности и спасает свою жену, события которой начинают происходить в реальности. Так что, по всей видимости, большинство врагов в игре являются сабжем. Также в игре есть намёк на то, что сам Алан является персонажем Томаса Зейна, который когда-то давно проделал нечто подобное.
  • «Alan Wake's American Nightmare» — чтобы остановить своего злого двойника, стремящегося занять его место в реальности, Алан проникает в эпизод сериала «Найт Спрингс» с похожим сюжетом, сценарий к которому он когда-то написал. Тут уже все перонажи, встречаемые Аланом (за исключением того самого двойника), придуманы им самим.
  • «HITMAN™» и «HITMAN™ 2»с прикрученным фитильком. В миссии «Автор» кампании «Нулевой пациент» можно убить писателя, одевшись его персонажем.

Музыка[править]

  • Король и Шут — «Писатель Гудвин» (см. эпиграф). Истории, которые создаёт писатель, становятся реальностью в его вселенной. Один из персонажей этого не выдерживает и убивает писателя.
  • Похожее событие происходит в песне Сергея Калугина «Абраксас» (другое название — «Скульптор лепит автопортрет»). Только вместо писателя, очевидно, скульптор, а история имеет достаточно мистический подтекст.
  • Тэм Гринхилл — «Песня обиженных героев» (посвящение Сапковскому): персонажи мечтают отомстить автору. Страшно представить, какие планы вынашивают персонажи Джорджа Мартина
  • Альбина Джанабаева — клип «Самое главное». Писательница пишет роман, но герои редактируют сюжет так, как им надо.
  • Красная плесень — «Спящая красавица». Под конец, утомлённый своими приключениями Иван с помощью физического воздействия заставил сказочника переписать сказку так, чтобы она поскорей закончилась.
  • Kaito, «Murderoid» — некая девушка раньше писала песни с помощью программы-вокалоида Кайто. Но после того как она вышла замуж и забросила творчество, Кайто не выдержал такого предательства и зарезал девушку. С прикрученным фитильком, так как жертвой стала не создатель, а всего лишь владелица.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation -- метахудожественные произведения в целом и Хаб Мерфи Закона, в частности. Метанарратив во вселенной Фонда -- это событие, явление, вещь или сущность, которая взаимодействует с реальным миром Фонда по правилам художественных произведений, либо наоборот. Книжный персонаж, путешествующие по книжным же мира, артефакты способные превратить реальные события в дешёвую нуарную пьесу -- это все сюда. С другой стороны стоит Отдел Патафизики -- фондовский научный отдел, оперирующий объективной реальностью Фондоверса как вселенной, работающей по законам художественного нарратива (что, в общем-то, так и есть)

Реальная жизнь[править]

  • Если вы считаете, что Вася из восьмой квартиры — поц и хам, не стоит писать книгу, где Вася под своим именем будет выведен как поц и хам. Потому что в таком случае вы напрямую познакомитесь с темой этой статьи, когда Вася начистит вам табло или подаст в суд. По крайней мере Люська с работы, если вы опубликуете свои грязные фантазии о ней хотя бы мизерным тиражом, точно подаст. Ибо нефиг. Точно так же поступит герой написанной вами биографии знаменитости (или его здравствующие родственники), если вы позволите себе лишнего. Впрочем, можно действовать гораздо тоньше, а чтоб никто не догадался — поставить предупреждение: «Все события и персонажи в данном произведении являются вымышленными, всякое совпадение с реальными событиями, местами и лицами является случайным» (которое вроде как придумали на случай действительных совпадений). Однако если вы живёте при тоталитарном режиме, никакие уловки не помогут — тут как бы на ровном месте не прикопались, углядев в описанных вами антагонистах представителей действующей власти.
      • Именно так произошло с американским журналистом Клиффордом Ирвингом, написавшим автобиографию Говарда Хьюза от лица самого Хьюза. Он почему-то полагал, что миллиардер-затворник этим не заинтересуется. Миллиардер-затворник так заинтересовался, что Ирвинг сел на полтора года.
    • В англо-саксонской правовой системе всё конкретно — оскорблённый прототип должен подать на вас в суд, после чего три независимых свидетеля должны подтвердить, что они узнали прототипа и что он изображён оскорбительно. А вот о мёртвых можно писать всё, что угодно — репутация умирает вместе с человеком.
    • В других странах всё хитрее. Эпическое «Банкетное дело» в Японии продолжалось пять лет. Кандидат в губернаторы Токио Хатиро Арито потратил пять лет, чтобы доказать, что главный герой «После банкета» Юкио Мисимы — это он и есть. Эпическое бодание в суде двух выпускников юрфака Токийского университета было увенчано штрафом, который так и не был выплачен по случаю безвременной смерти истца в возрасте восьмидесяти лет.
  • Отчасти троп Прогнуться под фанатов — тоже об этом. Ведь что, в сущности, происходит: ваш персонаж оказывает влияние на тысячи разных людей, превращая их в свою личную армию, которая яростно отстаивает его право на жизнь, достоинство и личное счастье. Воистину, есть в этом нечто жутковатое. Характерен пример нешуточной борьбы Конан Дойла с Шерлоком Холмсом: Конан Дойл негодовал, что на фоне «бульварного чтива про супердетектива» меркнут другие его истории, и попытался убить Холмса, сбросив в Рейхенбахский водопад — однако общественность взбунтовалась, вплоть до того, что автору начали угрожать. Война длилась несколько лет и закончилась сокрушительным поражением автора — знаменитый сыщик благополучно возвратился в свою квартиру на Бейкер-стрит, фанаты ликовали. Говорят, что сэр Артур сдался, когда его (хоть и очень вежливо и тактично) попросила воскресить персонажа сама королева Виктория.
  • Творческий метод Чарльза Диккенса — он всерьёз вступал в беседы и даже перепалки со своими персонажами, как если бы те стояли перед ним во плоти.

Примечания[править]

  1. Рамга — это что-то вроде движущейся манги, которая создаётся внутри волшебной рамки
  2. В реальной жизни аналогичное «произведение» никогда не издавалось и было уничтожено самим автором.