Псевдоодноместность
Игры полны всяких условностей. Танк, управляемый одним человеком. Линкор, для захвата контроля над которым достаточно одного телепата. Мобильная крепость, которую можно лишить экипажа одним выстрелом. Это и есть псевдоодноместность — когда техника или здание ведут себя так, как будто ими управляет один-единственный человек.
Не путать с тропом Минимальный экипаж. Там управление транспортом силами небольшой группы людей (как частный случай — одним человеком) вызвано какими-то объективными для произведения причинами: отказ от резервов, или каждый член экипажа берет на себя несколько ролей, или автоматизация, или еще что-то в этом роде. Реалистично ли это в каждой конкретной ситуации — второй вопрос, но эта причина называется или по крайней мере предполагается. Здесь же речь о явной условности. Грубо говоря, когда яхтсмен в одиночку отправляется в кругосветку — это туда, а когда один человек одновременно ведет танк и стреляет из главного калибра, при этом, речь идет о танке с ТТХ, схожим с реальными — сюда. На грани между тропами находятся случаи, когда объяснение присутствует или подразумевается, но нереалистично до абсурда.
Примеры[править]
![]() | Да миллион раз же было! Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка? |
Литература[править]
- Евгений Прошкин «Война мёртвых» — нормальные люди не способны нормально управлять тамошним танком — внимания хватает только на роль стрелка или на роль водителя. Протагонист, конечно, не из нормальных.
Кино[править]
- Форсаж 8 — для контроля российской атомной субмарины достаточно одного хакера. Он же может взломать и дистанционно управлять несколькими сотнями автомобилей.
- Рэмбо 3 — танком вполне может управлять один человек.
- С фитильком — "Золотой глаз". На ходу Бонд не стреляет.
Музыка[править]
- Клип «Кабаре-дуэт „Академия“» «Обиделась». Пародия (как и весь клип) — под конец мультяшная Л. Милявская гоняется за А. Цекало на танке. Управляет в одиночку.
- Она села на место мехвода, а чтобы рулить танком, одного мехвода и достаточно. А вот чтобы из него стрелять, нужен ещё 1 человек, если есть автоматическое заряжание, и 2, если нет; чтобы стрелять на ходу, нужно соответственно 2-3 чел, если из пулемёта, то 2, а чтобы вести при этом не дакку — полный экипаж. Если у мехвода есть пулемёт — наша Милявская, если изловчится, сможет ехать на танке, стреляя куда-то в сторону Цекало.
- И вообще это пародия на эпизод из фильма «Золотой глаз», где Джеймс Бонд дрифтовал на угнанном танке по Ленинграду.
Видеоигры[править]
- В шутерах миссии на танке бывают двух видов — когда игрок управляет и стреляет (сабж) или когда игрок только стреляет, а управляет танком кто-то другой.
- Игры серии Command and Conquer — тропнеймер. Телепаты, с одинаковой легкостью контролирующие сверхтяжелый танк, но не способные захватить более одного пехотинца, снайпер, одним выстрелом убивающий всех в танке, пехотинцы, в одиночку управляющие тяжелой техникой…
- Фанатский обоснуй для угонщиков: забравшись в танк, он угрожает экипажу бомбой.
- Starcraft II — невральный паразит может контролировать даже крейсера терранов. Что, весь экипаж подвергнут ресоциализации и слепо стреляет по своим, и некому в рубке настучать по голове явно свихнувшемуся капитану? И у протоссов так же?
- Обоснуй: в корабль запускается не один паразит, а такая их куча, чтобы у терранов на весь экипаж хватило, а у протоссов — на то, чтобы паразиты сами поворачивали все детали механизма.
- Operation Flashpoint — с фитильком, но все же. Техника в норме имеет вполне реалистичный (за исключением внезапного автомата заряжания в американских танках) экипаж, каждый член которого отвечает за свою область. Но из-за того, что перемещение с места на место внутри машины работает мгновенно, можно воевать на танке в одиночку, пересаживаясь в башню, чтобы произвести выстрел, и возвращаясь на место мехвода одним нажатием клавиши. Это не так эффективно, но возможно.
- Battlefield 3-4 — в основном боевом танке два места. Причем одно из них — это сразу и мехвод, и наводчик башни, а второе — командир, управляющий турельным пулеметом на башне.
- В Battlefield 2 точно так же — все танки строго двухместные.
- Call Of Duty — в миссиях на танке якобы присутствует весь экипаж, но, по факту, игрок все делает сам.
- Когда как. В Modern Warfare III в единственной миссии с танком герой — только пулемётчик, даже из главного орудия пострелять не дают.
- Valkyria Chronicles — до сих пор не ясно, сколько человек должно входить в экипаж Эдельвейса. Подразумевается что двое: водитель и командир, он же наводчик, он же радист (очевидно именно поэтому никто кроме Велкина на этом месте работать не может), заряжание осуществляется автоматически. Но в одном из роликов Велкин, высунувшись из люка, отдает приказ выстрелить из орудия и вряд ли это может сделать водитель.
- Grand Theft Auto — во всех играх серии военная техника одноместная.
- С фитильком — новая техника из GTA 5 и GTA Online, вроде нано-танка khanjali и броневика APC включает несколько человек экипажа, но все кроме мехвода рулят дополнительными орудиями, являясь бортстрелками. Мехвод рулит машиной и главным калибром.
- серия Mercenaries — стрелять из турели танка или БТРа может один только главный герой, однако за турель технички или гантрака нужно обязательно ставить кого-нибудь.
- Commandos: любой наземной техникой Водитель управляет в одиночку, потому что больше никто ничего не может делать, кроме как тупо сидеть в ней. Аналогично — с водным транспортом и Моряком.
- К началу второй игры все прочие бойцы тоже получили права.
- Crysis — когда герою дают танк, то он одновременно управляет и стреляет. А с лодками и машинами зигзаг — на низких уровнях сложности можно одновременно управлять и стрелять, несмотря на то, что ясно видно, что пулемёт даже не возле руля, на высоких — можно делать только что-то одно.