Узнаваемая классическая музыка: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
 
(не показано 6 промежуточных версий 4 участников)
Строка 11: Строка 11:
** «[[yt:C5WTGOdOek0|Лунная соната]]», точнее, её начало. Кодификатор [[Печальная фортепианная мелодия|печальной фортепианной мелодии]]. Третья часть тоже известна, но меньше.
** «[[yt:C5WTGOdOek0|Лунная соната]]», точнее, её начало. Кодификатор [[Печальная фортепианная мелодия|печальной фортепианной мелодии]]. Третья часть тоже известна, но меньше.
** «[[yt:7ESB1rZs5wA|К Элизе]]». Знакома каждому, у кого в руках хоть раз была почти любая музыкальная шкатулка.
** «[[yt:7ESB1rZs5wA|К Элизе]]». Знакома каждому, у кого в руках хоть раз была почти любая музыкальная шкатулка.
* [[Вольфганг Амадей Моцарт]] — много чего: от весёленьких «[[yt:NPbA79R2XRM|Маленькой ночной серенады]]», «[[yt:M_2naJAAPb4|Турецкого марша]]» и [[yt:7EKKRmoVOWE|арии Папагено]] из «Волшебной флейты» — до надрывно-трагического [[yt:MlAuHoRXLes|Реквиема]] (особенно его 7 часть — Lacrimosa).
* [[Вольфганг Амадей Моцарт]] — много чего: от весёленьких «[[yt:NPbA79R2XRM|Маленькой ночной серенады]]», «[[yt:M_2naJAAPb4|Турецкого марша]]» и [[yt:7EKKRmoVOWE|арии Папагено]] и особенно (особенно!) [[yt:YuBeBjqKSGQ|Царицы Ночи]] из «Волшебной флейты» — до надрывно-трагического [[yt:MlAuHoRXLes|Реквиема]] (особенно его 7 часть — Lacrimosa).
* Иоганн Себастьян Бах: «[[yt:ho9rZjlsyYY|токката и фуга ре-минор (BWV 565)]]» — кодификатор [[Зловещая органная музыка|зловещей органной музыки]].
* Иоганн Себастьян Бах: «[[yt:ho9rZjlsyYY|токката и фуга ре-минор (BWV 565)]]» — кодификатор [[Зловещая органная музыка|зловещей органной музыки]].
** «[[yt:eUtCC5VPwBs|Ария]]» (неправильно — «Воздух») из оркестровой сюиты № 3 ре мажор. Вторая композиция, с которой ассоциируется Бах. Так и хочется представить золотистое предзакатное небо и старинный осенний парк…  
** «[[yt:eUtCC5VPwBs|Ария]]» (неправильно — «Воздух») из оркестровой сюиты № 3 ре мажор. Вторая композиция, с которой ассоциируется Бах. Так и хочется представить золотистое предзакатное небо и старинный осенний парк…  
** Его же [[yt:XADP9owKW44|органная хоральная прелюдия фа-минор]]. На ум сразу приходит фильм «Солярис» Андрея Тарковского, где эта тема в аранжировке Э.Артемьева сопровождает самые медитативные кадры: [[yt:UEkC9hoeDsI|невесомость в библиотеке, «Охотников на снегу» Брейгеля]], [[yt:Il6Wz87xg8w|текущую воду, «возвращение» Криса]]…
** Его же [[yt:XADP9owKW44|органная хоральная прелюдия фа-минор]]. На ум сразу приходит фильм «Солярис» Андрея Тарковского, где эта тема в аранжировке Э.Артемьева сопровождает самые медитативные кадры: [[yt:UEkC9hoeDsI|невесомость в библиотеке, «Охотников на снегу» Брейгеля]], [[yt:Il6Wz87xg8w|текущую воду, «возвращение» Криса]]…
** [[yt:v=PhRa3REdozw|Органная фуга соль-минор]] стараниями [[Sabaton|шестерых весёлых шведов]] теперь намертво прибилась к песне про [[Красный Барон|Красного Барона]]. Заходите на Ютуб, почитать комментарии, а там с первых строк уже «And he's flying HIGHER!»
** И, конечно, «[[yt:9aFUuHIdV1o|Шутка]]» из оркестровой сюиты № 2. Лёгкая, изящная, стремительная, немного печальная.
** И, конечно, «[[yt:9aFUuHIdV1o|Шутка]]» из оркестровой сюиты № 2. Лёгкая, изящная, стремительная, немного печальная.
* Франц Шуберт — «[[yt:sE1WoMocTlw|Аве, Мария]]» <del>«Деус Вульт!»</del>.
* Франц Шуберт — «[[yt:sE1WoMocTlw|Аве, Мария]]» <del>«Деус Вульт!»</del>.
Строка 21: Строка 22:
** «[[Полёт валькирий]]». Если что-то величественно и пафосно летит по небу, нужна эта музыка. Есть с ней, к сожалению, и [[Нацист|неприятная ассоциация]].
** «[[Полёт валькирий]]». Если что-то величественно и пафосно летит по небу, нужна эта музыка. Есть с ней, к сожалению, и [[Нацист|неприятная ассоциация]].
** [[yt:SRmCEGHt-Qk|Увертюра]] из оперы «Тангейзер». Использовалась в пропагандистских материалах нацистов (например, в съёмке посещения Гитлером выставки «арийского искусства», показанной в фильме «Обыкновенный фашизм»), поэтому ассоциируется в том числе с тоталитарным искусством Рейха и нацизмом вообще.
** [[yt:SRmCEGHt-Qk|Увертюра]] из оперы «Тангейзер». Использовалась в пропагандистских материалах нацистов (например, в съёмке посещения Гитлером выставки «арийского искусства», показанной в фильме «Обыкновенный фашизм»), поэтому ассоциируется в том числе с тоталитарным искусством Рейха и нацизмом вообще.
** И [[yt:k0nCiWr9PHU|свадебный марш из «Лоэнгрина»]], который на западе используют примерно как у нас марш Мендельсона.
** И [[yt:k0nCiWr9PHU|свадебный марш из «Лоэнгрина»]], который на Западе используют примерно как у нас марш Мендельсона.
* Карл Орф — «[[yt:GXFSK0ogeg4|O Fortuna]]», открывающий (и закрывающий) номер из кантаты Carmina Burana. Самый известный пример [[Зловеще-пафосное песнопение|зловеще-пафосного песнопения]]. Куда менее известно, что там ещё много частей, которые не все такие мрачные (есть и застольные, и любовные). Да и эта песня по тексту не столько мрачная, сколько жалобная — на музыку положены слова средневековой песенки проигравшегося в пух и прах студента, который клянёт переменчивую судьбу.
* Карл Орф — «[[yt:GXFSK0ogeg4|O Fortuna]]», открывающий (и закрывающий) номер из кантаты Carmina Burana. Самый известный пример [[Зловеще-пафосное песнопение|зловеще-пафосного песнопения]]. Куда менее известно, что там ещё много частей, которые не все такие мрачные (есть и застольные, и любовные). Да и эта песня по тексту не столько мрачная, сколько жалобная — на музыку положены слова средневековой песенки проигравшегося в пух и прах студента, который клянёт переменчивую судьбу.
* Георг Фридрих Гендель:
* Георг Фридрих Гендель:
** Хор «[[yt:usfiAsWR4qU|Аллилуйя]]» из оратории «Мессия». Торжественный пафос в лучшем виде!
** Хор «[[yt:usfiAsWR4qU|Аллилуйя]]» из оратории «Мессия». Торжественный пафос в лучшем виде!
** «[[yt:JSAd3NpDi6Q|Сарабанда]]». Этот фрагмент (а вернее, четвёртая часть из сюиты ре-минор для клавесина) был использован Стэнли Кубриком в фильме 1975 года «Барри Линдон», и с тех пор стал очень популярен в случаях, когда нужно создать торжественное настроение для трагического события.
** «[[yt:JSAd3NpDi6Q|Сарабанда]]». Этот фрагмент (а вернее, четвёртая часть из сюиты ре-минор для клавесина) был использован Стэнли Кубриком в фильме 1975 года «Барри Линдон», и с тех пор стал очень популярен в случаях, когда нужно создать торжественное настроение для трагического события. А ещё именно её играет на гитаре [[Смешарики|Чёрный Ловелас]].
* Рихард Штраус, «[[yt:IFPwm0e_K98|Also sprach Zarathustra]]» («Так говорил Заратустра», вступление «Рассвет»). Телепрограмма «Что? Где? Когда?» десятилетиями использует начало этой симфонической поэмы в своей заставке, а Стэнли Кубрик позаимствовал его для своей «Космической одиссеи».
* Рихард Штраус, «[[yt:IFPwm0e_K98|Also sprach Zarathustra]]» («Так говорил Заратустра», вступление «Рассвет»). Телепрограмма «Что? Где? Когда?» десятилетиями использует начало этой симфонической поэмы в своей заставке, а Стэнли Кубрик позаимствовал его для своей «Космической одиссеи».
* Иоганн Штраус-старший осчастливил этот мир «[[yt:eab_eFtTKFs|Маршем Радецкого]]», которым всегда заканчивается новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Образец бравурного марша, достойный Палаты мер и весов.
* Иоганн Штраус-старший осчастливил этот мир «[[yt:eab_eFtTKFs|Маршем Радецкого]]», которым всегда заканчивается новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Образец бравурного марша, достойный Палаты мер и весов.
Строка 37: Строка 38:
** Музыка из балета «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик]]». На Новый год/[[Рождество]] от неё деваться некуда. Вас не радуют гирлянды? Ёлки надоели? От мандаринов воротит? Ничего, мы заставим вас проникнуться новогодней атмосферой! Сеанс «[[yt:468onQOJSl8|Феи Драже]]», или «[[yt:9a4DnEWXMHM|Вальса цветов]]», или чего-нибудь ещё направит вас на нужную колею!
** Музыка из балета «[[Nusknacker und Mausekönig|Щелкунчик]]». На Новый год/[[Рождество]] от неё деваться некуда. Вас не радуют гирлянды? Ёлки надоели? От мандаринов воротит? Ничего, мы заставим вас проникнуться новогодней атмосферой! Сеанс «[[yt:468onQOJSl8|Феи Драже]]», или «[[yt:9a4DnEWXMHM|Вальса цветов]]», или чего-нибудь ещё направит вас на нужную колею!
** «Лебединое озеро». Разные мелодии оттуда (особенно «[[yt:C2JWhiUVBYc|Танец маленьких лебедей]]» и «[[yt:EoFXHgyAjUQ|Адажио]]») стали чуть ли не музыкальной темой жанра балета как такового. Ну, и по настроению тоже могут использоваться. У живших в СССР ассоциируется либо с трауром по кому-то из первых лиц государства, либо с путчем 1991 года.
** «Лебединое озеро». Разные мелодии оттуда (особенно «[[yt:C2JWhiUVBYc|Танец маленьких лебедей]]» и «[[yt:EoFXHgyAjUQ|Адажио]]») стали чуть ли не музыкальной темой жанра балета как такового. Ну, и по настроению тоже могут использоваться. У живших в СССР ассоциируется либо с трауром по кому-то из первых лиц государства, либо с путчем 1991 года.
** «[[yt:1kascyn7O74|Увертюра 1812 года]]». [[Оркестровая бомбёжка]] в буквальном смысле!
** «[[yt:1kascyn7O74|Увертюра 1812 года]]». [[Оркестровая бомбёжка]] в буквальном смысле! Где еще в качестве музыкальных инструментов могут использоваться колокола и [[педаль в пол|'''пушки''']]?
** Ну и конечно, ария Германна из «Пиковой дамы». Что наша жизнь? Игра!
** Ну и конечно, ария Германна из «Пиковой дамы». Что наша жизнь? Игра!
* Николай Римский-Корсаков — «[[yt:xQf5jt94nds|Полёт шмеля]]». Два компонента — полёты и нервность. Вообще, изначально было не отдельным произведением, а лишь интермедией в опере «Сказка о царе Салтане», и даже названия своего не имело, но в результате запомнилось больше, чем вся опера. Это ещё и измеритель музыкальной виртуозности: сможешь сыграть «Полёт шмеля» — ты крут!
* Николай Римский-Корсаков — «[[yt:xQf5jt94nds|Полёт шмеля]]». Два компонента — полёты и нервность. Вообще, изначально было не отдельным произведением, а лишь интермедией в опере «Сказка о царе Салтане», и даже названия своего не имело, но в результате запомнилось больше, чем вся опера. Это ещё и измеритель музыкальной виртуозности: сможешь сыграть «Полёт шмеля» — ты крут!
**Также две арии из оперы «Садко»: [https://www.youtube.com/watch?v=miN4w16ruds варяжского гостя] и [https://www.youtube.com/watch?v=oJEU_DeGWEg индийского гостя]. Первую [[Викинги|по понятным причинам]] любят перепевать металлисты.
** Также две арии из оперы «Садко»: [https://www.youtube.com/watch?v=miN4w16ruds варяжского гостя] и [https://www.youtube.com/watch?v=oJEU_DeGWEg индийского гостя]. Первую [[Викинги|по понятным причинам]] любят перепевать металлисты.
** И «Шехерезада», [https://www.youtube.com/watch?v=kXcaYs7UHcg обработку которой] делали не кто иные как Deep Purple.
** И «Шехерезада», [https://www.youtube.com/watch?v=kXcaYs7UHcg обработку которой] делали не кто иные как Deep Purple.
* Михаил Глинка — «[https://www.youtube.com/watch?v=wpKIO2horoE Славься]», торжественная финальная песня из оперы «Иван Сусанин». Имела шансы стать гимном, но в итоге гимном почему-то сделали другую мелодию Глинки, «Патриотическую песнь» [[Морская свинка|без слов]]. С ней субверсия — она гораздо менее узнаваема и ассоциируется даже не с Глинкой, а с [[Лихие девяностые|лихими 90-ми]].
* Михаил Глинка — «[https://www.youtube.com/watch?v=wpKIO2horoE Славься]», торжественная финальная песня из оперы «Иван Сусанин». Имела шансы стать гимном, но в итоге гимном почему-то сделали другую мелодию Глинки, «Патриотическую песнь» [[Морская свинка|без слов]]. С ней субверсия — она гораздо менее узнаваема и ассоциируется даже не с Глинкой, а с [[Лихие девяностые|лихими 90-ми]].
* Сергей Прокофьев — зловеще-пафосный «[[yt:DUmq1cpcglQ|Танец рыцарей]]» из балета «Ромео и Джульетта».
* Сергей Прокофьев — зловеще-пафосный «[[yt:SyDo3h1Tu7c|Танец рыцарей]]» из балета «Ромео и Джульетта».
* Александр Порфирьевич Бородин — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», точнее, [[yt:xsr10HnL0e0|песня половецких девушек]] оттуда. Её часто поют соло: «Улета-ай ты на крыльях ве-етра-а…»
* Александр Порфирьевич Бородин — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», точнее, [[yt:xsr10HnL0e0|песня половецких девушек]] оттуда. Её часто поют соло: «Улета-ай ты на крыльях ве-етра-а…»
* Георгий Свиридов — «Время, вперёд!» [[yt:GcfK_YH-MBo|Отрывок из шестой части]] этой сюиты долгое время звучал в заставке программы «Время» на советском Центральном телевидении. Собственно [[высокая чистая медь]] из проигрыша используется для иллюстрации того, как «наш паровоз вперёд летит», а остальная часть звучит более авангардно и обычно звучит за кадром каких-нибудь документалок о великих стройках.
* Георгий Свиридов — «Время, вперёд!» [[yt:GcfK_YH-MBo|Отрывок из шестой части]] этой сюиты долгое время звучал в заставке программы «Время» на советском Центральном телевидении. Собственно [[высокая чистая медь]] из проигрыша используется для иллюстрации того, как «наш паровоз вперёд летит», а остальная часть звучит более авангардно и обычно звучит за кадром каких-нибудь документалок о великих стройках.
* Альфред Шнитке. Вопреки тому, что утверждает статья, одно его произведение всё же растаскано на заставки к передачам и документальным фильмам и вообще на слуху — [[yt:yy-n3axaBEU|танго из оперы «Жизнь с идиотом»]].
* Альфред Шнитке. Вопреки тому, что утверждает статья, одно его произведение всё же растаскано на заставки к передачам и документальным фильмам и вообще на слуху — [[yt:yy-n3axaBEU|танго из оперы «Жизнь с идиотом»]].
** Не только танго. Почти весь саундтрек к фильму Элема Климова «Агония» был растаскан на музыкальные цитаты.
** И не только танго. «Парабабабам... Парабарабум...». Да, «Полёт» из «[[Сказка странствий|Сказки странствий]]», грустный, лиричный, но при этом наполняющий душу теплотой.
* Владимир Вавилов. Никому не известный при жизни лютнист прославился посмертно, когда «классические произведения» с его пластинки растащили по консерваториям... и обнаружили, что нигде больше они не встречаются. «Аве Мария Каччини» (которую Вавилов вообще-то даже не выдавал за Каччини, как-то само прилипло) и «Канцона и танец Франческо Ди Милано» (более известная как «Город золотой» «Аквариума») — это всё он.
* Владимир Вавилов. Никому не известный при жизни лютнист прославился посмертно, когда «классические произведения» с его пластинки растащили по консерваториям... и обнаружили, что нигде больше они не встречаются. «Аве Мария Каччини» (которую Вавилов вообще-то даже не выдавал за Каччини, как-то само прилипло) и «Канцона и танец Франческо Ди Милано» (более известная как «Город золотой» «Аквариума») — это всё он.


Строка 71: Строка 74:
** Менее известная мелодия — «[[yt:734ASLzlyHk|Шествие гномов]]» ([[У нас странные гномики|таких]]).
** Менее известная мелодия — «[[yt:734ASLzlyHk|Шествие гномов]]» ([[У нас странные гномики|таких]]).
** «[[yt:ii2Adi2iFRM|Песня Сольвейг]]». Её поют даже рэперы!
** «[[yt:ii2Adi2iFRM|Песня Сольвейг]]». Её поют даже рэперы!
* Фридерик Шопен: «[[yt:M_tAh3ekEgQ|Траурный марш]]» — no comments. Изначально — лишь часть его фортепианной сонаты № 2. Под эту музыку хоронили многих и многих, в том числе самого Шопена.
* Фридерик Шопен: «[[yt:M tAh3ekEgQ|Траурный марш]]» — no comments. Изначально — лишь часть его фортепианной сонаты № 2. Под эту музыку хоронили многих и многих, в том числе самого Шопена.
** Причём далеко не все слышали его полностью. Ту часть, на которую шутники кладут слова «Ту-104 — самый лучший самолёт», знают все, но поставьте своим знакомым тот фрагмент, который в приведённом выше видео начинается с 3:39 и спросите, что это.
** Причём далеко не все слышали его полностью. Ту часть, на которую шутники кладут слова «Ту-104 — самый лучший самолёт», знают все, но поставьте своим знакомым тот фрагмент, который в приведённом выше видео начинается с 3:39 и спросите, что это.
** Не отстает и [[yt:KvPTvPBY-E4|Этюд до-минор № 12 aka Революционный]]. Что, уже хочется на баррикады?
** Не отстает и [[yt:KvPTvPBY-E4|Этюд до-минор № 12 aka Революционный]]. Что, уже хочется на баррикады?
* Камиль Сен-Санс:
* Камиль Сен-Санс:
** «[[yt:YyknBTm_YyM|Dance Macabre]]», или в переводе, «Пляска Смерти». Полагается представлять [[Смерть с косой|Смерть]], играющую на скрипке и поднимающую [[скелет]]ов на танцы до первых петухов. Абстрагированно может быть темой разного таинственного и/или страшного<ref>Кстати, когда Карлсон в образе дикого, но симпатичного привидения преследует жуликов, играет именно она, причём в аранжировке из американского телешоу ужасов (с вычетом звуков сексуального характера, зато нотки Шопена оставили).</ref>. Программа «Что? Где? Когда?» использует эту музыку (тема окончания игры) в обработке группы Ekseption.
** «[[yt:YyknBTm YyM|Dance Macabre]]», или в переводе, «Пляска Смерти». Полагается представлять [[Смерть с косой|Смерть]], играющую на скрипке и поднимающую [[скелет]]ов на танцы до первых петухов. Абстрагированно может быть темой разного таинственного и/или страшного<ref>Кстати, когда Карлсон в образе дикого, но симпатичного привидения преследует жуликов, играет именно она, причём в аранжировке из американского телешоу ужасов (с вычетом звуков сексуального характера, зато нотки Шопена оставили).</ref>. Программа «Что? Где? Когда?» использует эту музыку (тема окончания игры) в обработке группы Ekseption.
** «Карнавал животных»: мелодии для льва, кур и петухов, антилоп, черепах, слона, кенгуру, рыб, персонажей с длинными ушами (это «И-а» подразумевает [[На тебе!|музыкальных критиков]]), кукушки, птиц, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|пианистов]], ископаемых (тут Сен-Санс пародирует свою собственную «Пляску Смерти») и самая известная — лебедя (не умирающего, в отличие от поставленного на эту музыку балетного номера). Сен-Санс боялся, как бы его не запомнили больше всего за эту несерьёзную музыку. Ну, ему не так уж и не повезло, это лишь его вторая по известности композиция.
** «Карнавал животных»: мелодии для льва, кур и петухов, антилоп, черепах, слона, кенгуру, рыб, персонажей с длинными ушами (это «И-а» подразумевает [[На тебе!|музыкальных критиков]]), кукушки, птиц, [[Поджог, убийство и переход на красный свет|пианистов]], ископаемых (тут Сен-Санс пародирует свою собственную «Пляску Смерти») и самая известная — лебедя (не умирающего, в отличие от поставленного на эту музыку балетного номера). Сен-Санс боялся, как бы его не запомнили больше всего за эту несерьёзную музыку. Ну, ему не так уж и не повезло, это лишь его вторая по известности композиция.
* Жорж Бизе — создатель оперы «[[Кармен]]». То-ре-адор, смелее в бой! В отличие от Сен-Санса, на всемирную известность своей оперы он вряд ли обиделся бы, особенно учитывая, как сокрушительно она [[Отомщено временем|провалилась на премьере]].
* Жорж Бизе — создатель оперы «[[Carmen|Кармен]]». В отличие от Сен-Санса, на всемирную известность своей оперы он вряд ли обиделся бы, особенно учитывая, как сокрушительно она [[Отомщено временем|провалилась на премьере]]. В порядке возрастания известности:
* Густав Хольст, сюита «Планеты». Особенно пьеса [[yt:L0bcRCCg01I|«Марс, Войну приносящий»]] — по образу и подобию которой делали «Имперский марш» и ещё много чего. А его же «[https://youtu.be/T0Fx24Xzc3U?t=190 Юпитера]» неприкрыто цитирует Говард Шор во «Властелине колец».
** Хабанера «У любви, как у пташки, крылья…»
** Энергичная увертюра, стилизованная под испанскую гитару.
** Ну и, конечно же: «То-ре-адор <s>объелся помидор</s>, смелее в бой!»
* Густав Хольст, сюита «Планеты». Особенно пьеса «[[yt:L0bcRCCg01I|Марс, Войну приносящий]]» — по образу и подобию которой делали «Имперский марш» и ещё много чего. А его же «[https://youtu.be/T0Fx24Xzc3U?t=190 Юпитера]» неприкрыто цитирует Говард Шор во «Властелине колец».
* Сэмюэль Барбер — «[[yt:KylMqxLzNGo|Адажио для струнных]]». Да, это ХХ век, но вполне тянет на классику, не говоря уж об узнаваемости.
* Сэмюэль Барбер — «[[yt:KylMqxLzNGo|Адажио для струнных]]». Да, это ХХ век, но вполне тянет на классику, не говоря уж об узнаваемости.
* «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Из балета «Гаянэ», а [[Популярное заблуждение/Музыка|вовсе не «Спартак»]]! ([[Не в ладах с историей|какие у Спартака сабли, ну?]])
* «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Из балета «Гаянэ», а [[Популярное заблуждение/Музыка|вовсе не «Спартак»]]! ([[Не в ладах с историей|какие у Спартака сабли, ну?]])
* Юлиус Фучик. [[Нет, не тот]], что написал «Репортаж с петлёй на шее». Фамилию композитора можно не знать, зато его «[[yt:sdN_PVh9I8M|Выход гладиаторов]]» широко известен и прочно ассоциируется с парадом-алле в цирке.
* Юлиус Фучик. [[Нет, не тот]], что написал «Репортаж с петлёй на шее». Фамилию композитора можно не знать, зато его «[[yt:sdN PVh9I8M|Выход гладиаторов]]» широко известен и прочно ассоциируется с парадом-алле в цирке.
* [[Чудо одного трека|Михал Клеофас Огиньский]]. Полонез «[[yt:tziH_rWlLcs|Прощание с родиной]]».
* [[Чудо одного трека|Михал Клеофас Огиньский]]. Полонез «[[yt:tziH rWlLcs|Прощание с родиной]]».
* О существовании композитора Жака Оффенбаха знают далеко не все, а вот его [[yt:4Diu2N8TGKA|канкан]] из оперетты «Орфей в аду» слышал каждый и вряд ли представляет этот танец под другую мелодию.
* О существовании композитора Жака Оффенбаха знают далеко не все, а вот его [[yt:4Diu2N8TGKA|канкан]] из оперетты «Орфей в аду» слышал каждый и вряд ли представляет этот танец под другую мелодию.
* Антонин Дворжак, [[yt:89jOPAGJq-M|Симфония № 9, четвёртая часть]]. Под неё происходит что-нибудь непередаваемо эпичное. Металлисты просто обожают делать её обработки.
* Антонин Дворжак, [[yt:89jOPAGJq-M|Симфония № 9, четвёртая часть]]. Под неё происходит что-нибудь непередаваемо эпичное. Металлисты просто обожают делать её обработки. У Rhapsody она играется под названием Wizard’s Last Rhymes, у Accept — Samson and Delilah, например.
* Не совсем классика, но постепенно ею становится: творчество Эндрю Ллойда Веббера.
* Не совсем классика, но постепенно ею становится: [[мюзикл|творчество Эндрю Ллойда Веббера]].
** «Призрак оперы»: собственно [[yt:EGb4hj-EXt0|тема призрака]]. Тадададавниз, тудум, тададавверх! Также довольно известна продолжающая её «[[yt:d3NIK-nsI2g|Music of the Night]]».
** «Призрак оперы»: собственно [[yt:EGb4hj-EXt0|тема призрака]]. Тадададавниз, тудум, тададавверх! Также довольно известна продолжающая её «[[yt:d3NIK-nsI2g|Music of the Night]]».
** «Эвита»: «[[yt:Bi3_PSqmRUY|Не плачь по мне, Аргентина]]».
** «Эвита»: «[[yt:Bi3 PSqmRUY|Не плачь по мне, Аргентина]]».
** «Кошки»: [[yt:MWoQW-b6Ph8|Memory]], более всего известная в исполнении Барбры Стрейзанд и в инструментальных переложениях. Интересно, многие в курсе, что это песня старой облезлой кошки Гризабеллы?
** «Кошки»: [[yt:MWoQW-b6Ph8|Memory]], более всего известная в исполнении Барбры Стрейзанд и в инструментальных переложениях. Интересно, многие в курсе, что это песня старой облезлой кошки Гризабеллы?
* Пока еще менее классик, но тоже близится к этому — [[w:Уильямс,_Джон_(композитор)|Джон Уильямс]]. «Имперский марш» из «Звездных войн», заглавная мелодия многочисленных «Гарри Поттеров» и многие другие его произведения сейчас не менее известны, чем перечисленные выше. 5 полученных «Оскаров» и 52 номинации даром не проходят.
* Пока ещё менее классик, но тоже близится к этому — [[w:Уильямс, Джон (композитор)|Джон Уильямс]]. «Имперский марш» из «Звездных войн», заглавная мелодия многочисленных «Гарри Поттеров» и многие другие его произведения сейчас не менее известны, чем перечисленные выше. 5 полученных «Оскаров» и 52 номинации даром не проходят.
** Ему на пятки наступает другой живой классик — Ганс Циммер со своим протеже Клаусом Бадельтом. Писали много что много для чего, но узнаваемыми стали после «[[Пираты Карибского моря|Пиратов Карибского моря]]», и теперь «He’s a Pirate» настойчиво цитируется в любом саундтреке «про пиратов» вообще.
* Мотет «Te Deum» Жана-Марка Шарпантье: начало этого произведения является гимном системы «[[Популярное заблуждение|Евровидение]]».
* Мотет «Te Deum» Жана-Марка Шарпантье: начало этого произведения является гимном системы «[[Популярное заблуждение|Евровидение]]».



Текущая версия на 21:50, 29 октября 2024

Стереотипно (и зря!) считается, что классическая музыка — это что-то такое непостижимое, понятное только твердолобой элите. Тем не менее, есть предостаточно классических мелодий, которые знают все (или многие), и «о чём оно» — понятно всем. В фильмах, изредка в играх (а иногда, в виде упоминаний, даже в книгах) может использоваться для создания определённого настроения (и подчёркивания значимости этого настроения), или для создания видимости интеллектуальности (и чтобы все поняли, что это та самая интеллектуальная музыка, какого-нибудь Шнитке никто не узнает), либо просто потому что за права платить не надо, за качество беспокоиться не нужно, а что-нибудь более редкое автор не вспомнил. Да и ещё много применений может быть.

Нередко узнаваемая классическая мелодия бывает по совместительству музыкальным триппером.

Примеры[править]

Немецкие классики[править]

  • Людвиг ван Бетховен:
    • Пятая симфония. Первых четырёх нот с лихвой хватит: все сразу поймут, что произошло что-то роковое, внезапное, тяжёлое, шокирующее (как сам Людвиг называл это место, «Судьба стучится в дверь»). Если после рокового известия нужно и дальше нагнетать обстановку, то после этих четырёх нот можно проигрывать и следующие ноты, они тоже вполне узнаваемые.
    • Девятая симфония, а если точнее, её часть, называемая «Ода к Радости». Тут и радость, и пафос, и торжество, опционально — с хором. Нередко используется в саркастическом смысле, для создания бафоса: когда по уровню драйва подходит, а вот по степени пафосности и торжественности и/или радости — нет.
    • «Лунная соната», точнее, её начало. Кодификатор печальной фортепианной мелодии. Третья часть тоже известна, но меньше.
    • «К Элизе». Знакома каждому, у кого в руках хоть раз была почти любая музыкальная шкатулка.
  • Вольфганг Амадей Моцарт — много чего: от весёленьких «Маленькой ночной серенады», «Турецкого марша» и арии Папагено и особенно (особенно!) Царицы Ночи из «Волшебной флейты» — до надрывно-трагического Реквиема (особенно его 7 часть — Lacrimosa).
  • Иоганн Себастьян Бах: «токката и фуга ре-минор (BWV 565)» — кодификатор зловещей органной музыки.
  • Франц Шуберт — «Аве, Мария» «Деус Вульт!».
  • Рихард Вагнер:
    • «Полёт валькирий». Если что-то величественно и пафосно летит по небу, нужна эта музыка. Есть с ней, к сожалению, и неприятная ассоциация.
    • Увертюра из оперы «Тангейзер». Использовалась в пропагандистских материалах нацистов (например, в съёмке посещения Гитлером выставки «арийского искусства», показанной в фильме «Обыкновенный фашизм»), поэтому ассоциируется в том числе с тоталитарным искусством Рейха и нацизмом вообще.
    • И свадебный марш из «Лоэнгрина», который на Западе используют примерно как у нас марш Мендельсона.
  • Карл Орф — «O Fortuna», открывающий (и закрывающий) номер из кантаты Carmina Burana. Самый известный пример зловеще-пафосного песнопения. Куда менее известно, что там ещё много частей, которые не все такие мрачные (есть и застольные, и любовные). Да и эта песня по тексту не столько мрачная, сколько жалобная — на музыку положены слова средневековой песенки проигравшегося в пух и прах студента, который клянёт переменчивую судьбу.
  • Георг Фридрих Гендель:
    • Хор «Аллилуйя» из оратории «Мессия». Торжественный пафос в лучшем виде!
    • «Сарабанда». Этот фрагмент (а вернее, четвёртая часть из сюиты ре-минор для клавесина) был использован Стэнли Кубриком в фильме 1975 года «Барри Линдон», и с тех пор стал очень популярен в случаях, когда нужно создать торжественное настроение для трагического события. А ещё именно её играет на гитаре Чёрный Ловелас.
  • Рихард Штраус, «Also sprach Zarathustra» («Так говорил Заратустра», вступление «Рассвет»). Телепрограмма «Что? Где? Когда?» десятилетиями использует начало этой симфонической поэмы в своей заставке, а Стэнли Кубрик позаимствовал его для своей «Космической одиссеи».
  • Иоганн Штраус-старший осчастливил этот мир «Маршем Радецкого», которым всегда заканчивается новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Образец бравурного марша, достойный Палаты мер и весов.
  • А его сын Иоганн Штраус-младший — кучей вальсов, самый известный из которых — «На прекрасном голубом Дунае». Считается неофициальным гимном Вены.
  • Иоганнес Брамс. Самая знаменитая его вещь — венгерский танец (номер пять, если быть точными). Да и колыбельная не отстаёт.
  • Ференц Лист — «Венгерская рапсодия» (№2). По классике жанра один мультяшный персонаж обязан исполнить её до конца несмотря ни на что, а второй постоянно ему мешает.
  • Феликс Мендельсон — свадебный марш из увертюры «Сон в летнюю ночь» известен настолько, что даже не требует музыкальной иллюстрации (но она всё-таки будет).

Русские классики[править]

  • Пётр Ильич Чайковский — пожалуй, король тропа:
    • Музыка из балета «Щелкунчик». На Новый год/Рождество от неё деваться некуда. Вас не радуют гирлянды? Ёлки надоели? От мандаринов воротит? Ничего, мы заставим вас проникнуться новогодней атмосферой! Сеанс «Феи Драже», или «Вальса цветов», или чего-нибудь ещё направит вас на нужную колею!
    • «Лебединое озеро». Разные мелодии оттуда (особенно «Танец маленьких лебедей» и «Адажио») стали чуть ли не музыкальной темой жанра балета как такового. Ну, и по настроению тоже могут использоваться. У живших в СССР ассоциируется либо с трауром по кому-то из первых лиц государства, либо с путчем 1991 года.
    • «Увертюра 1812 года». Оркестровая бомбёжка в буквальном смысле! Где еще в качестве музыкальных инструментов могут использоваться колокола и пушки?
    • Ну и конечно, ария Германна из «Пиковой дамы». Что наша жизнь? Игра!
  • Николай Римский-Корсаков — «Полёт шмеля». Два компонента — полёты и нервность. Вообще, изначально было не отдельным произведением, а лишь интермедией в опере «Сказка о царе Салтане», и даже названия своего не имело, но в результате запомнилось больше, чем вся опера. Это ещё и измеритель музыкальной виртуозности: сможешь сыграть «Полёт шмеля» — ты крут!
  • Михаил Глинка — «Славься», торжественная финальная песня из оперы «Иван Сусанин». Имела шансы стать гимном, но в итоге гимном почему-то сделали другую мелодию Глинки, «Патриотическую песнь» без слов. С ней субверсия — она гораздо менее узнаваема и ассоциируется даже не с Глинкой, а с лихими 90-ми.
  • Сергей Прокофьев — зловеще-пафосный «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта».
  • Александр Порфирьевич Бородин — «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь», точнее, песня половецких девушек оттуда. Её часто поют соло: «Улета-ай ты на крыльях ве-етра-а…»
  • Георгий Свиридов — «Время, вперёд!» Отрывок из шестой части этой сюиты долгое время звучал в заставке программы «Время» на советском Центральном телевидении. Собственно высокая чистая медь из проигрыша используется для иллюстрации того, как «наш паровоз вперёд летит», а остальная часть звучит более авангардно и обычно звучит за кадром каких-нибудь документалок о великих стройках.
  • Альфред Шнитке. Вопреки тому, что утверждает статья, одно его произведение всё же растаскано на заставки к передачам и документальным фильмам и вообще на слуху — танго из оперы «Жизнь с идиотом».
    • Не только танго. Почти весь саундтрек к фильму Элема Климова «Агония» был растаскан на музыкальные цитаты.
    • И не только танго. «Парабабабам... Парабарабум...». Да, «Полёт» из «Сказки странствий», грустный, лиричный, но при этом наполняющий душу теплотой.
  • Владимир Вавилов. Никому не известный при жизни лютнист прославился посмертно, когда «классические произведения» с его пластинки растащили по консерваториям... и обнаружили, что нигде больше они не встречаются. «Аве Мария Каччини» (которую Вавилов вообще-то даже не выдавал за Каччини, как-то само прилипло) и «Канцона и танец Франческо Ди Милано» (более известная как «Город золотой» «Аквариума») — это всё он.

Итальянские классики[править]

  • Джоаккино Россини:
  • Джузеппе Верди — Аида, «Триумфальный марш». Уникально тем, что самый известный отрывок произведения находится не в начале/конце, а примерно в середине композиции.
  • Томазо Альбинони — «Адажио соль минор». Идеально подходит для создания слезогоночной атмосферы. В виде песни сто раз перепето всеми от Сары Брайтман до Николая Баскова (последний ею одно время и был больше всего известен), вариантов текстов тоже куча. А самое интересное то, что сам Альбинони это произведение не писал! Это мистификация: менее известный Ремо Джадзотто выдал своё творение за «забытую классику, обнаруженную в архивах».
  • Антонио Вивальди — весь цикл «Времена года», особенно — Allegro non molto из «Зимы». Как и «Полёт шмеля» Римского-Корсакова, является показателем мастерства скрипача: сумеешь сыграть — ты крут!
  • Никколо Паганини — «Каприс №24», мелодия для скрипки, хорошо известна металлистам как вступление к песне «Арии» «Игра с огнём».
  • Витторио Монти. Мы говорим Монти — подразумеваем чардаш. Хуже того, обратное тоже верно[1]. А ведь Монти даже не венгр!
  • В последнее время создатели боевиков полюбили арию Калафа «Nessun Dorma» из оперы «Турандот» Дж. Пуччини.
  • Ария Канио «Vesti la giubba» из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы» (известная у нас как «Смейся, паяц, над разбитой любовью»). Для придачи большего трагизма какому-нибудь печальному событию.
  • Луиджи Денца: вы вряд ли помните его имя, но точно слышали арию «Funiculì, Funiculà». Менее известно, что это рекламная песня, рекламировавшая собственно фуникулёр.

Прочие классики[править]

  • Эдвард Григ:
    • Конечно же, «В пещере Горного короля»! Эти до жути таинственные и загадочные ноты, постепенно переходящие в неистовый драйв, вот уже более ста лет не отпускают умы и неизменно служат музыкальной темой разным троллям, гномам и прочей нечисти, в основном связанной с подземельями. Кстати, изначально, в опере «Пер Гюнт» эта композиция была со словами и в таком виде вполне соответствовала уже этому тропу.
      • Слова там такие:
« «Slagt ham! Kristenmands søn har dåret Dovregubbens veneste mø!»[2] »
— всего одна строчка, но с каждым разом всё яростнее и неистовее.
    • «Утро». Солнышко медленно выплывает из-за зелёного холма, лёгкий туман, тихо поют птички… Кто-то может ошибочно думать, что это начало вышеупомянутой темы Горного короля: мол, сначала было тихо-мирно, а уж потом пришли тролли. Хотя это действительно из той же оперы.
    • Менее известная мелодия — «Шествие гномов» (таких).
    • «Песня Сольвейг». Её поют даже рэперы!
  • Фридерик Шопен: «Траурный марш» — no comments. Изначально — лишь часть его фортепианной сонаты № 2. Под эту музыку хоронили многих и многих, в том числе самого Шопена.
    • Причём далеко не все слышали его полностью. Ту часть, на которую шутники кладут слова «Ту-104 — самый лучший самолёт», знают все, но поставьте своим знакомым тот фрагмент, который в приведённом выше видео начинается с 3:39 и спросите, что это.
    • Не отстает и Этюд до-минор № 12 aka Революционный. Что, уже хочется на баррикады?
  • Камиль Сен-Санс:
    • «Dance Macabre», или в переводе, «Пляска Смерти». Полагается представлять Смерть, играющую на скрипке и поднимающую скелетов на танцы до первых петухов. Абстрагированно может быть темой разного таинственного и/или страшного[3]. Программа «Что? Где? Когда?» использует эту музыку (тема окончания игры) в обработке группы Ekseption.
    • «Карнавал животных»: мелодии для льва, кур и петухов, антилоп, черепах, слона, кенгуру, рыб, персонажей с длинными ушами (это «И-а» подразумевает музыкальных критиков), кукушки, птиц, пианистов, ископаемых (тут Сен-Санс пародирует свою собственную «Пляску Смерти») и самая известная — лебедя (не умирающего, в отличие от поставленного на эту музыку балетного номера). Сен-Санс боялся, как бы его не запомнили больше всего за эту несерьёзную музыку. Ну, ему не так уж и не повезло, это лишь его вторая по известности композиция.
  • Жорж Бизе — создатель оперы «Кармен». В отличие от Сен-Санса, на всемирную известность своей оперы он вряд ли обиделся бы, особенно учитывая, как сокрушительно она провалилась на премьере. В порядке возрастания известности:
    • Хабанера «У любви, как у пташки, крылья…»
    • Энергичная увертюра, стилизованная под испанскую гитару.
    • Ну и, конечно же: «То-ре-адор объелся помидор, смелее в бой!»
  • Густав Хольст, сюита «Планеты». Особенно пьеса «Марс, Войну приносящий» — по образу и подобию которой делали «Имперский марш» и ещё много чего. А его же «Юпитера» неприкрыто цитирует Говард Шор во «Властелине колец».
  • Сэмюэль Барбер — «Адажио для струнных». Да, это ХХ век, но вполне тянет на классику, не говоря уж об узнаваемости.
  • «Танец с саблями» Арама Хачатуряна. Из балета «Гаянэ», а вовсе не «Спартак»! (какие у Спартака сабли, ну?)
  • Юлиус Фучик. Нет, не тот, что написал «Репортаж с петлёй на шее». Фамилию композитора можно не знать, зато его «Выход гладиаторов» широко известен и прочно ассоциируется с парадом-алле в цирке.
  • Михал Клеофас Огиньский. Полонез «Прощание с родиной».
  • О существовании композитора Жака Оффенбаха знают далеко не все, а вот его канкан из оперетты «Орфей в аду» слышал каждый и вряд ли представляет этот танец под другую мелодию.
  • Антонин Дворжак, Симфония № 9, четвёртая часть. Под неё происходит что-нибудь непередаваемо эпичное. Металлисты просто обожают делать её обработки. У Rhapsody она играется под названием Wizard’s Last Rhymes, у Accept — Samson and Delilah, например.
  • Не совсем классика, но постепенно ею становится: творчество Эндрю Ллойда Веббера.
    • «Призрак оперы»: собственно тема призрака. Тадададавниз, тудум, тададавверх! Также довольно известна продолжающая её «Music of the Night».
    • «Эвита»: «Не плачь по мне, Аргентина».
    • «Кошки»: Memory, более всего известная в исполнении Барбры Стрейзанд и в инструментальных переложениях. Интересно, многие в курсе, что это песня старой облезлой кошки Гризабеллы?
  • Пока ещё менее классик, но тоже близится к этому — Джон Уильямс. «Имперский марш» из «Звездных войн», заглавная мелодия многочисленных «Гарри Поттеров» и многие другие его произведения сейчас не менее известны, чем перечисленные выше. 5 полученных «Оскаров» и 52 номинации даром не проходят.
    • Ему на пятки наступает другой живой классик — Ганс Циммер со своим протеже Клаусом Бадельтом. Писали много что много для чего, но узнаваемыми стали после «Пиратов Карибского моря», и теперь «He’s a Pirate» настойчиво цитируется в любом саундтреке «про пиратов» вообще.
  • Мотет «Te Deum» Жана-Марка Шарпантье: начало этого произведения является гимном системы «Евровидение».

Примечания[править]

  1. С пятидесятипроцентной точностью: «Венгерский танец номер пять» Брамса — тоже чардаш.
  2. Перевод Анны и Петра Ганзен
  3. Кстати, когда Карлсон в образе дикого, но симпатичного привидения преследует жуликов, играет именно она, причём в аранжировке из американского телешоу ужасов (с вычетом звуков сексуального характера, зато нотки Шопена оставили).