Зимовье Зверей

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Зимовье Зверей» — рок-группа из Санкт-Петербурга, основанная поэтом Константином Юрьевичем Арбениным (род. 21 ноября 1968) и музыкантом Александром Вальтеровичем Петерсоном (род. 8 января 1967) в 1994 году. Петерсона заинтересовали песни Арбенина, и летом 1995 года был записан дебютный альбом «Города, которых не стало». Группа существовала с 1994 по 2009 год; в декабре 2018 года Арбенин (уже без Петерсона, занятого другими проектами) снова возродил группу в обновлённом составе, куда вошёл, в частности, Вадим Курылёв из «ДДТ». Музыку «Зимовья Зверей» сложно причислить к какому-то конкретному стилю — характеризовать его можно как смесь из акустического рока, бардовской песни и театрального шансона; визитной карточкой группы также являются сложные, витиеватые, наполненные художественными образами и интересными приёмами тексты.

Дискография[править]

  • «Города, которых не стало» (1995);
  • «Число человека» (1996);
  • «Плечи» (1997);
  • «Свидетели» (1997);
  • «Оба неба» (1998, концертный);
  • «Родословная» (1999);
  • «Вещи со своими именами» (1999);
  • «Возвращение именных вещей» (1999);
  • «Конец Цитаты» (2001);
  • «Антиутопия» (2002);
  • «На третьем римском» (2002);
  • «Как взрослые» (2006);
  • «Всегда готов к рок-н-роллу» (2008);
  • «Новейшая хронология» (2018).

Особенно стоит отметить музыкальные сказки, коих группа записала целых две:

  • «Свинопас» (1999), по мотивам одноимённой сказки Андерсена.
  • «Звери ищут лето» (2003), по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей».

Тропы и штампы в творчестве группы[править]

  • «В запой!»:
    • Алкогол-ик! — ближе к финалу припев «я уверен в себе, я доволен собой» начинает звучать так: «я ув-верен… и-ик, я дов-волен… и-ик…».
    • Антиреклама спиртного — где-то между антирекламой и рекламой.
    • Мазохистское танго — для привлечения внимания возлюбленной (по-видимому, водительницы «скорой помощи» не то психиатрички, не то наркологички) лирический герой не придумал ничего лучше, чем «героически» организовать себе запой. Эпик фэйл: приехала другая бригада.
  • В ожидании любви — «Ассоль и Серый».
  • Война — это кошмар — «Довоенный билет»:
«

Я б военный билет сдал обратно в дорожную кассу, Обменял бы на память идущие в сердце бои, Но солдат безымянный с пробитой звездою на каске В незакрытых глазах прячет званье и имя мои…

»
«

Пусть стекают богатства несметные В мой сундук, как в бездонную чашу. Я бессмертней Кощея Бессмертного — Я над златом цвету, а не чахну!

»
  • «Романс»:
    • Говорить высоким штилем. Лирический герой обращается к бывшей возлюбленной исключительно на «вы» и очень корректно по форме, но столь же глумливо по смыслу.
    • Ты и вы — «Но всё к чертям! Вы больше мне не ты».
  • Романтизация самоубийства — субверсия: «Выпадая из окна». Первые строчки кажутся откровенным призывом к самоубийству, но чем дальше, тем меньше на это похоже, а под конец уже прямо поётся: «И живи, живи, живи!».
  • «Свинопас»:
    • Крохотное королевство — сначала описывается само место действия: «Королевство было небольшое, а Король был с тонкою душою», затем уже Свинопас, рассказывая о своём прошлом, выжимает педаль в подклет: «Дело в том, Ваше Высочество, что я же не всегда был свинопасом. Когда-то я был самым настоящим принцем, да. Но мне это не очень нравилось. Королевство у меня было небольшое — меньше, чем вот этот скотный двор, а забот было выше крыши».
    • Умею есть омары и садиться в Бентли — «Но я умею струны ворошить, мотив плести и звуки извлекать — а ты умеешь только сладко жить, интриги шить и грязью попрекать…». Принцесса-то настоящая, да ещё, поди, с многовековой родословной — да вот только королевство обеднело настолько, что приходится искать в браке спасение от голодной смерти.
  • Симпатичная хрюшка — «Поросёнок».
  • Штирлиц — «Судьба резидента».

Тропы и штампы, связанные с группой[править]

  • Диссонирующее спокойствие (классический состав) — Егор Мажуга, особенно на контрасте с энергичным и эмоциональным Александром Петерсоном.
  • Самодиссонирующая музыка — часто бывает субверсия. У Арбенина имеются песни с достаточно философским и/или текстом, но с бодрым, лёгким мотивом: «По дантевским местам», «Иждивенческая баллада», «Чуть больней» и др. В некоторых чувствуется настроение в духе «я буду смеяться, чтобы не заплакать».
    • Педаль в лицо, лицо в асфальт: мажорная, развесёлая, прямо-таки летящая песенка «Выпадая из окна».
  • Эффект альфы — «Джин и тоник». Бетой может считаться «Выпадая из окна».