Ногу свело!

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В Костиной комнате в два часа ночи От скуки зелёной пищит тамагочи. Всё, допищался: едва рассвело, Костя врубает «Ногу свело!»

»
— Народное

«Ногу свело! » — московская рок-группа, основанная в 1987 году и прославившаяся в 1990-е. В принципе, «Нога» привлекла внимание буквально с первого же своего альбома — публике понравились чернушно-стёбные тексты и оригинальный подход к музыке, да и тенор бессменного фронтмена Максима Покровского тоже многих «цепляет». Классика новой волны российского рока.

Стиль, в котором играет «Ногу свело!», в целом вертится вокруг рок-музыки, но не цепляется за что-то конкретное, варьируя от панка или хардухи до поп-рока или вовсе танцевальной электронщины. Тексты также бродят по всем осям координат от милой лирики до вопиющей чернухи, причём тема текста не обязательно сочетается с настроением музыки — в общем, Покровский от души дурачится и троллит. Что касается состава, то достаточно отметить, что Макс является единственным постоянным участником, вокалистом, басистом и автором большинства песен.

Дискография[править]

Пожалуй, именно эта песня выглядит «золотой серединой» в творчестве «Ногу свело!» (а ещё лидером на стримингах). Лирика и жесть в одном флаконе. А вы думали, в начале статьи будет «Хару Мамбуру»? Она будет, но позже.

  • 1990 — 1:0 в пользу девочек (на самом деле 1989, первая запись долгое время считалась утраченной)
  • 1992 — Капризы манекенщиц (почти весь на английском и тарабарском, на русском только «Баба-автомат»)
  • 1993 — Хару Мамбуру (альбом опять же на английском и англомарсианском, но сама заглавная песня резко сделала группу знаменитой и протащила её на радио и в телевизор; в следующем альбоме перезаписана в том виде, в котором крутится по радио по сей день)
  • 1995 — Сибирская любовь
  • 1997 — Счастлива, потому что беременна: Синий альбом
  • 1999 — Счастлива, потому что беременна: Зелёный альбом
  • 1999 — Каллы
  • 2000 — Бокс
  • 2002 — В темноте
  • 2005 — Идём на Восток!
  • 2014 — Съешь моё сердце
  • 2017 — Материки моей планеты
  • 2021 — Парфюмерия

Плюс огромная куча синглов, в том числе и таких, песни из которых в альбомах не издавались — та же «Матная песня», к примеру. Клипов у «Ноги» на январь 2023 и вовсе шесть десятков (на некоторые песни аж по два, как на ту же «Хару Мамбуру»), причём Макс часто выпускает новые песни сразу в виде клипов на Ютубе.

Что здесь есть[править]

В целом[править]

«Голый клоун», юбилейный[1] концерт 2004 года. Цветовая гамма под цвет настроению. Кстати, в альбомной версии песни клоуна заставили есть бумажки, а не то, что было упомянуто в концертной версии и предполагалось по изначальному замыслу.

  • Чёрный юмор и в целом чернуха — о да, у группы много вполне мирных текстов, но полно такого где юмор зачастую зашкаливающе циничен. Кто сказал, что грешно смеяться над больными людьми? Персонажи песен Макса (особенно ранних) нередко имеют физические дефекты от карликовости до серьёзной инвалидности, болеют всякими болячками, наслаждаются извращениями, страдают от унижений, иногда творят утрированные злодейства в стиле стишков-садюшек, да и вообще нередко мрут раньше, чем зритель успевает к ним привязаться. Но, что характерно, всё это воспринимается вполне себе «миленько» — не в последнюю очередь благодаря исполнению (см. ниже).
  • Самодиссонирующая песня — текст может быть жутковатым или хотя бы повествовать о страшных, грустных или отвратительных вещах, а музыка и вокал — мелодичными и/или весёлыми. А иногда бывает наоборот — песня о нормальных вещах, а музыка атональная, или же вокалист начинает неожиданно вопить (см. ниже ещё раз).
  • Перейти на КРИК — встречается нередко. Покровский может как проорать всю песню или хотя бы куплет, так и внезапно рявкнуть одно слово посреди строчки.
  • Кавер-версия — хватает в репертуаре. Например, есть такие песни, как «На заре ты её не буди», «Горная лирическая», «На Тихорецкую». Даже «Ave Maria» в варианте Шуберта имеется. Впрочем, Покровский часто действует в своей привычной манере (см. выше два раза) — в той же «На заре» музыка, мягко говоря, жестковата для романса, а в «На Тихорецкую» куплет про матроса исполняется в стиле «орато».
  • Светлее и мягче / Темнее и острее — в целом позднее творчество до 2022 года намного мягче по сравнению с ранним. Однако, такие сравнения можно проводить даже в рамках одного альбома — посреди жести выскакивает что-то мирное или наоборот.
  • Вывих мозга — абсурдистских песен тут хватает. К примеру, «Кровавые мальчики», каждая строчка из куплетов которой выглядит как сюжет для сюрреалистичной картины, а если вам мало, то получи́те ещё и припев…
  • Отрастить бороду — в позднем творчестве Покровский постепенно занялся критикой того, что ему не нравилось на родине. Особенный размах критика приобрела в 2022 году.
  • Кстати, иногда Покровский в песнях ругается матом, хотя и не особо часто. В последнее время чаще, чем раньше.
    • Высокоточный матснаряд в «День рождения», «Пора прощаться, 2020», «Поколение Z» и ещё где-то.
    • Особняком упомянем «Русский алфавит», в котором Макс с невинным видом произносит буквы, сливающиеся в интересные комбинации — «МДК ПШ НХ! (Что бы это значило?) ГВН ПДРС! (Это просто буквы алфавита!)» или что-нибудь вроде «РЖД БДСМ». Когда слушатель уже расслабился, под конец песни автор прямым текстом заявляет, что в алфавите «Букв просто дохуя!»
    • «Матная песня» представляет из себя матомную бомбу — хотя матерное слово в ней только одно, трехбуквенное, зато оно повторяется пятьдесят один раз, причём в ней хуй рекурсивно посылают на него же. А в «Заебали» припев состоит в основном из двух слов — совсем матерного и просто грубого.
  • Теперь банановый! — с оговоркой. «Нога» не из тех групп, которые слепо относятся к ремиксам или перезаписям песен, а также съёмкам по два клипа на одну и ту же песню — такие приёмы используются очень осознанно, а то и с подковыркой. Клипы на «Хару Мамбуру», киношный и мультяшный, друг друга стоят (и поди пойми, какой из них на самом деле смотрится более жутко). Т.н. «караоке-версия» «Матной песни» на самом деле содержит весь вокал Покровского, предлагая караокерам исполнять то, что осталось (то есть, хором кричать «хуй, хуй, хуй!»). А песня «Бензин» существует в двух вариантах в пределах одного сингла — спокойном и яростном, причём оба варианта могут исполняться в рамках одного и того же концерта.

В остальном[править]

  • Билингвальный бонус — у «Ноги» много песен на английском, есть на немецком («Фройляйн», например). Но педаль в пол в песне «Деньги» — для понимания всего текста нужно быть полиглотом. Текст представляет собой мешанину из строчек на как минимум девяти языках (перечислены в порядке появления в песне): русский, украинский, польский, казахский, английский, немецкий, французский, турецкий, итальянский. Иногда языки смешиваются в пределах одной строчки — «Per favore dammi i теңге!»
  • Бла бла бла — в клипе «Гимн обречённых» пропаганда, несущаяся в уши телезрителей с экранов «зомбоящиков», а также изо рта дивного монстра с телом Чужого и головой киношного Голлума, выглядит как цепочка символов «череп и кости».
  • Буллинг — «Лысая девочка». Одноклассники, включая рассказчика, от души «чморят» девочку, которая по каким-то причинам лысая. В общем, тут троп «Короткая стрижка — сильная женщина» не работает от слова «совсем».
  • Благородный волк — «Волки», романтичная песня про волчью любовь. Хотя строчка «вся холодна, тень не видна» заставляет задуматься, настоящие ли это волки-то? Также, возможно, о волках песня «Игры с огнём», где видовая принадлежность героев не упомянута, но типаж «благородного хищника» фигурирует.
  • Гей-вариант— «Лилипутская любовь-2». На этот раз песня про любовь не карлика и горбуньи, а… юнги и боцмана.
  • Грустный клоун — жизнь главгероя песни «Голый клоун», мягко говоря, очень невесела. Послушать песню можно выше.
  • Гуро — в песне «Мясной отдел» Покровский продавил педаль в пол в плане чернухи. Герой песни потрошит сначала кого-то, потом сам себя — текст, достойный каких-нибудь деятелей жанра death-metal.
  • Дохлые детишки — в альбоме «1.0 в пользу девочек» есть пара примеров. В песне «Мочилово» злая бабка убивает детишек во дворе метко метаемым утюгом (к утюгу привязана верёвка, так что он многозарядный). В «Стихотворении-3» адский папаша давит педаль в пол в обоих смыслах.
  • Дровосексуализм — «Кукла». Правда, фигурирующий в песне неодушевлённый предмет и так предназначен для, хм, сексуализма, так что на минималках.
  • Заливать горе — в песне «Чёрная-рыжая» обе бывшие возлюбленные лирического героя после того, как он ушёл от них к блондинке (от обеих одновременно), были вечно пьяные, пока не умерли.
  • Замороженный Север — где-то там обитают герои песен «Сибирская любовь» и «(Печальная) Лариса». По поводу севера во второй песне утверждается, что там «ночью и днем мороз», «белый медведь убьёт», и «каждый второй пьёт». А песня «Чукотка» не совсем про Чукотку (в куплетах идёт перекличка из множества городов огромной РФ), но в припевах фигурируют «Чукотка, Камчатка, Таймыр, Находка», где «Сегодня на ужин водка, а может быть чья-то кровь».
  • Зелёная басня — «Клязьма» про одноимённую реку в Московской области. После неё может вылезти прыщ (правда, почему-то только у девочек).
  • Зловещая латынь вперемешку с Canis Latinicus — «Недуги». Латинская часть текста состоит из названий болезней и частей тела (впрочем, русская тоже), а также непонятных латинозвучащих сочетаний. Зловеще звучит в основном благодаря музыке.
  • Зловещий музыкант — трио бородатых скелетов в шляпах с завязанными в бантик «георгиевскими ленточками» из клипа «Гимн обречённых».

А вот обещанная великая и ужасная «Хару Мамбуру».

  • «Идиллическая беременность» — слушайте, да тут аж два альбома названы «Счастлива, потому что беременна». В песнях «Счастлива, потому что беременна» и «Life is Ringing» (первая тоже на английском, несмотря на русское название) играется напрямую. В «280 дней» из первого «СПЧБ» — хм, не совсем. Нет, не мрачно или кошмарно, просто как в реальности — радостно и с неудобствами, «not great, not terrible».
  • Имитация языка — шедевральная «Хару-Мамбуру»! Никакого смысла в ней нет, о чём сам Макс множество раз говорил, и всё равно кажется, что она на «англо-марсианском». К примеру, в тексте первого медленно-зловещего куплета явно проступает «she’s a great, I know! Powwwer!» (во втором медленном куплете текст отличается, но там тоже можно что-то услышать, наверное). А множество раз повторяемую строчку «рамамба хару мамбуру» можно расценивать примерно как произнесённое с полным ртом жвачки «remember horror in da room» — особенно после просмотра мультяшного клипа (см. ниже «Получилось страшно»). В целом имитация английского языка действительно имеет место: Покровский специально старался воссоздать ощущение из детства, когда слушаешь англоязычную песню, почти ничего по-английски не зная.
  • Капитан Очевидность — если в слове «Клязьма» «я» заменить на «и», То получится «клизьма». Правда, смешно? Хи-хи.
  • Камео — Масяня в клипе «Гимн обречённых (Гойда, орки!)» — как-никак, сам «батя» Масяни Олег Куваев рисовал. Там же присутствует также карикатура на Путина, Киркорова и Охлобыстина. А, кроме того, там есть отсылка к «Безумному Максу».
  • Ковидная эпоха — «Пора прощаться, 2020» о «прелестях» ковидной эпохи с масками, вакцинами и самоизоляциями. «COVID, расслабься — твоя взяла» — обращается Макс к вирусу.
  • Колыбельная песня — «Колыбельная песня», «Рождественская колыбельная», также немного колыбельности присутствует в «Четыре друга». А ещё есть зловещая колыбельная «Часики», которая в основном про смерть и её неизбежность, а также про сифилис и СПИД. В конце ещё и колокол несколько раз звенит.
  • Крысбургеры — бульон из лягушек и жаб, упоминаемый в обеих версиях песни «Я — не последний герой». К тому же, ещё и ядовитый. Основано на реальных событиях, см. ниже «Робинзонада».
  • Лицемерие и Неудачная басня — в песне «С Новым годом, сынок» Покровский вместе с Зулейхой Хаматовой плачется о погибших в ходе СВО русских солдатах. Всё бы ничего, вот только в вышедшем перед этим «Гимне обречённых» эти самые русские солдаты неиронично изображены в качестве орков. Ты бы уж определился, Макс, кто они — жертвы бросившего их в огонь режима или кровожадные монстры.
  • Мастер испортить вечеринку — седые волшебники, упоминаемые в песне «Кровавые мальчики» хотят оригинальным образом испортить праздник: «завтра гирлянды а также флажки / они превратят в потроха и кишки!».
  • На тебе! Повсеместное обилие рекламы от души обстёбано в песне «Рекламное место сдаётся!»: «Музыка предназначена для заполнения пауз между рекламными роликами».
  • Название-розыгрыш — «Элегия». И ведь, что характерно, можно натянуть на определение «эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни». Просто элегии у тех, кто вообще знает такое слово, как-то не ассоциируются с помойками, плевками на голову и сбиванием птиц молотком.
    • Ряд песен носит русскозычные названия, а текст у них на самом деле на английском — например, «Счастлива, потому что беременна», «Пляжный рок-н-ролл», «Весточка» и вообще почти весь альбом «Капризы манекенщиц».
    • В альбоме «Каллы» нет песни «Каллы» (которая на тот момент уже была раскручена на радио). Она появляется в альбоме «Бокс» в следующем году.
  • Названо по имени: «(Печальная) Лариса», «Ольга», «Петрушка», «Сестричка Рита». И несколько географических названий — «Чукотка», например, или «Ангара».
  • Напыщенный турок — злые османы фигурируют в песне «Идём на Восток» — ещё бы, ведь она записана для саундтрека к фильму «Турецкий гамбит» про войну 1877-78 годов.
  • Не в ладах с биологией — песня «Свинка-свинка» утверждает, что летом все животные, насекомые и даже птички потные. Во-первых, насекомые и птички — тоже животные. Во-вторых, они не потеют. И, кстати, позвольте прицепиться к песне «Часики»: что бы там ни писал Ершов в своём шедевре, но кит — не рыба.
  • Не повезло с ФИО — «My Name is Dick». Если кто не знал, «Дик» когда-то было уменьшительно-ласкательным от имени «Ричард», а сейчас почему-то значит «пенис». Хотя не сказать, что обладателю имени из песни прям не повезло — почему-то его все любят.
  • Ненавидит праздник — главгерой песни «День рождения». Он плоховато уродился, потому подумывает повеситься, подкрепляя свою решимость ругательством.
  • Новый год — в песне «С Новым годом, землячки» Макс поздравляет с новым 2004 и наркоманов с сутенёрами, и жучков с паучками, и даже музыкальные инструменты. Песня уже тогда заметно пессимистическая, но несравнима с новогодними песнями времён «сезона Всадников Апокалипсиса» — «Пора прощаться, 2020» и «С Новым годом, сынок».
  • Одетые, но раздетые — хоть клоун из песни «Голый клоун» и заявлен, как голый, у него как минимум имеются подтяжки, за которые его подвесил один силач, а значит, скорее всего, и штаны, этими подтяжками удерживаемые.
  • Одноногая собачка — неоднократно, причём умышленно. Пара примеров:
    • «Московский романс». Вокзальный попрошайка, некий неместный, со непонятным акцентом и немного странным грамматикой обращается к прохожим настолько жалостливо, что просто педаль в пол продавливает (кстати, Покровский говорил, будто правда слышал эту или похожую песню от настоящих попрошаек). Особенно весело с учётом обычая среди поклонников во время исполнения этой песни на концертах бросать на сцену монетки. Макс (15-летний концерт): (поёт) «На перроне дедушка лежит, с рахитом и… (подбирает очередную монету) пятнадцать рублей!». Впрочем, ещё веселее от того, что эта песня едва не поехала на Евровидение-1994, отсеявшись лишь в финале национального отбора. Говорят, песню специально «зарезали», а то очень уж актуальна была
    • Вышеупомянутая «День рождения» в ту же степь. У главгероя какая-то болячка, из-за чего у него заедает челюсть и «бесполезно болтается» язык. «Кап-кап-кап, это слюнки закапали… в кухне папа с мамой заплакали…» Не дивно, что главгерою жить, мягко говоря, не хочется.
    • «Не жилец» — песенка про то, как у кого-то умер пёсик, а потом и котик. Впрочем, тут исполнение миленькое и весёленькое, а у Макса такой голос, будто он из последних сил старается не ржать.
  • От каменного пояса до Тихого океана — чем-то Покровскому те края нравятся, и время от времени он их воспевает в песнях. К примеру «Сибирская любовь» или идущие прямо подряд в альбоме «Съешь мое сердце!» песни «На Байкал», «Чукотка» и «Ангара».
  • Персонификация:
    • «Реки», о том, как реки любезничают друг с другом (наверное, у рек своя телепатия). Наталья Ветлицкая озвучивает Волгу, Лену, Тунгуску и Двину, а Макс — Иртыш, Урал, Дон и Днепр. Интересно, что по мнению рек они сами стоят на месте, а мимо них плывут города — жаль, вода в указанных реках течёт с разной скоростью, а то и в разных направлениях (что подсвечено в песне), так что считать их неподвижными относительно друг друга нельзя, а то б получилась оригинальная и немного мозговыносящая система отсчёта.
    • Сифилис и СПИД из песни «Часики», как бы они ни выглядели, явно разумны и умеют летать над планетой.
  • Песня про дорогу — «5 километров». При чём тут именно пять километров, непонятно, — герои явно куда-то едут в автомобиле на высокой скорости и всю ночь.
  • Погребение заживо — см. выше в клипе «Наши юные смешные голоса».
  • Получилось страшно — многих в детстве пугал тот из клипов на «Хару Мамбуру», который мультяшный. Если точнее, это смотрелось жутковато-завораживающе. Пожалуй, избалованные какими угодно зрелищами последующие поколения не поймут, но в начале 90-х даже такая музыка для большинства имела именно такой оттенок.
  • Предсмертная песня — «Последнее танго» от лица убитого мафиози. Кстати, замочили его в ванной (санузел скорее всего совмещён, так что…)
  • Проституция — героиня песни «Апрель» всё мечтает стать актрисой, но зарабатывает на панели. Надо сказать, довольно грустная для «Ноги» песня, типичный для Макса чёрноюморной стёб как-то не заметен.
  • Ребёнок в память о нём — «Лилипутская любовь». счастливый брак между лилипутом и горбуньей прервался после трагической гибели лилипута, но от него остался сын. Причём получилось так, что «Яблоко от яблони далеко падает» — в физическом плане: парень вырос баскетболистом и, наверное, подразумевается, что рост соответствующий (впрочем, известно достаточно много баскетболистов сравнительно невысокого роста для этого вида спорта, но всё равно крутых).
  • Робинзонада — «Не последний герой». Версия-2003 написана в ходе участия Макса в реалити-шоу «Последний герой» и отображает стёбно-утрированное восприятие среднестатистическим участником своего участия в этом проекте. В 2004 вышла вторая версия с другим текстом, герой которой уже вспоминает о приключениях на острове.
  • Роман-учебник, то есть, песня-учебник — «Для студентов медицинских вузов». В прямом смысле учебник — Максим нараспев и с выражением зачитывает из учебника анатомии фрагменты, описывающие процесс глотания и слезовыделения. Даже само название явно взято из аннотации к книге.

«Гимн обречённых» aka «Гойда, орки!». Рисовал клип Олег Куваев, внимательные могут увидеть камео Масяни.

  • Связали и заткнули — в «Измажемся» лирический герой требует связать его, связать его, верёвками связать и лизать его, лизать его, немедленно лизать.
  • Сказочный мир — такое снится сыну героя песни «Колыбельная песня». Правда, интересно вот что: в сказочном саду бродят Бэтмен, Робин Гуд и сам… маркиз де Сад. Интересно, как в сон затесался старый извращенец, о котором детям вообще знать не положено.
  • Скурвился — Покровский с начала СВО регулярно выдаёт антироссийские песни, начиная от довольно тихих «Нам не нужна война» и «Россия, назад» и вплоть до лютой клюквы «Поколение Z» и «Гойда, орки!»
  • Снафф-видео — в «Стихотворении-4» описаны попытки некоего «дяденьки» не упасть с крыши и сопровождающиеся лютым гуро в виде отрывающихся частей тела. Наблюдавшие «вживую», в том числе рассказчик и бабки на лавке, вдоволь посмеялись, а потом вовсе оказалось, что «эту смерть один любитель кинокамерой снимал». Рассказчик с удовольствием два раза пересмотрел всю эту жесть ещё и на записи.
  • Убитая игрушка — опять «Кукла» и опять на минималках. Во-первых, «игрушка», мягко говоря, для взрослых. А во-вторых, не убитая, а так, «раненая» — прямо в песне сказано, что отломанная каким-то образом рука куклы лечится при помощи клея.
  • Чекистско-бандитский мордор — педаль в пол в песне «Гимн обречённых (Гойда, орки!)»
  • Школа-помойка — в «Стихотворении-1» вообще чернуха «педаль в пол». Если точнее, там школа для глухонемых, детский дом для душевнобольных, интернат для слепых и общежитие карликов злых). Взаимоотношения между обитателями данных учреждений отвратительные, педагог-садист тоже прилагается. В песне «Лысая девочка» труба пониже, дым пожиже, но школота тоже весьма гадкая.
  • Эффект Телепорно — Макс в песне «(Белые) Каллы» прицепился к тому, кто додумался назвать красивые цветы таким некрасивым словом (если что, претензии к Карлу Линнею — греческое название цветка сделал официальным именно он).
  • Эстетика девяностых ― «Хару Мамбуру». Бонусные очки за тот самый псевдоиностранный язык, имитирующий то, как для ребёнка звучит песня на английском или другом языке (псевдоиностранщина ― это вообще одна из главных характерных черт девяностых).
  • Я — Наполеон — обитатели заглавного учреждения из песни «Дурдом» живут хорошо и весело, даже лабают «хард, металл и авангард» от «зари и до зари». Так вот, «Наполеон» у них талантливейший бард, а Ньютон «танцует рэп» (хип-хоп или брейк, видимо — в те времена рэп от рэперских танцев отличали примерно как рокеров от байкеров).
  • Язык хмыканий — припев песни «Весточка» звучит примерно как «Я! У! Ха-ха-ху! Ыыы!». Куплеты — на несколько странном английском. Песня «Сандуновские бани» и «Уа-Уо (Хрустальная ваза)» целиком состоят из междометий

Примечания[править]

  1. Отсчёт от первого альбома.