Исторические мелодии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В магазине:
— Бутылку пива, пожалуйста.
— Паспорт есть?
— Нет.
— Тополиный пух?
— Жара, июль.
— Понятно. Вам какое?

»
— Креативный способ определения возраста человека

Исторические мелодии — это те же географические напевы, только вышедшие из употребления и ассоциирующиеся с какой-то из известных эпох прошлого. Музыка, присвоенная определённой исторической эпохе и ставшая её музыкальным лейтмотивом.

Доисторическая эпоха[править]

Древний мир[править]

(link)

Древнейшая записанная нотами композиция — хурритский гимн богине Никкал — в исполнении, внезапно, группы Nightwish
  • Древний Египет — барабаны, бубен (не такой, как у якутов, а как в симфоническом оркестре), гобой, характерная мелодия, известная ещё с «Аиды» Верди. [1]
    • Очень часто древний Египет изображается под арабскую народную музыку, что формально неправильно, но неизбежно — ну, не знаем мы, что они там играли в этом древнем Египте. А так хоть географическая привязка есть.
  • Древняя Греция — кифара, арфа, клюквенно-древний вариант сиртаки. (На самом деле никакого сиртаки в Древней Греции не было, но у аудитории данная мелодия однозначно ассоциируется с Грецией, новой или древней).
  • Древний Рим — торжественные марши под звуки труб и/или торжественный хор на латыни. Ну ещё немного что-то струнное.
  • Кельты — кельтская арфа, скрипка, волынка.
    • На самом деле кельтская музыка в современном виде сформировалась в Средневековье, но некоторые её элементы существовали ещё во времена римлян. Например, джига сейчас — это весёлая пляска, которую обычно танцуют на праздниках, но у древних кельтов джига была ритуальным танцем[2]. А ещё кельты изобрели психотронное оружие, вернее, использовали в этом качестве музыкальный инструмент-рог, который римляне называли карниксом. По свидетельствам древнегреческих историков, в битве при Теламоне, когда наиболее активно использовался карникс, римляне впадали в ужас. Сейчас звук карникса не вызывает такой ужас, как две тысячи лет назад, но всё равно немножко пугает.

Средние века[править]

  • В Западной Европе — два основных лейтмотива: католические церковные песнопения на латыни и некая усреднённая «средневековая народная музыка». Реже используются подлинные средневековые песни и мелодии бардов, менестрелей и трубадуров. Но поскольку среди них тех, которые пользовались бы всеобщей узнаваемостью, кроме Зелёных рукавов и аутентичной песенки за авторством самого Генриха VIII, почитай, нет, то можно подложить клюковку — и пипл не заметит подмены.
    • Ближе к Ренессансу — «Wir sind der Geyer Schwarze Haufen!» и прочие походные песни. Что интересно, характерную маршевую мелодию к означенной песне прикрутили только в начале ХХ в.
  • Византия — православные молитвы и литургии на греческом. Иногда музыка такая же, как и в Древнем Риме. Наследница Римской империи, чо.
  • Русь — русская народная музыка. Причём не просто образца Средневековья (в отличие от Западной Европы, у нас средневековой светской и народной музыки, кроме разве что былин, не сохранилось), а именно та «классическая» народная музыка а-ля ансамбль Александрова, которая к настоящей русской народной музыкой имеет отдалённое отношение.
  • Викинги — различные варианты духового рога. Барабаны. Хор даёт +50 к викингнутости, если он на каком-то из германских языков, ещё +25 — если в тексте упоминаются Один, Вальгалла, Иггдрасиль и Фенрир. Сегодня существует такой жанр, как дарк-фолк, в котором скандинавские мотивы очень распространены, причем исполняются в случае наличия вокала — на аутентичных языках, на худой конец — на современных скандинавских.
  • Ближний восток — см. Географические напевы.

Новое время[править]

С этого раздела уже начинаются знаменитые и узнаваемые музыкальные произведения, ассоциирующиеся с историческими событиями.

  • C начала XVII века, на протяжении Золотого (1650—1697) и Серебряного (1697—1722) века пиратства и примерно до конца XIX века появляется основная масса сохранившихся морских шанти. Точнее, не появляется, а записывается и публикуется — сколько они до этого ходили в изустной передаче, одному Богу известно.
    • «Maid of Amsterdam» — самое начало XVII века.
    • «The Sweet Trinity» — 1635.
    • «Spanish Ladies» — 1796.
    • «Drunken Sailor» — 1839.
    • «Blow the man down» — 1860-е.
  • Война за независимость США — «Янки дудль».
  • Великая Французская революция — «Марсельеза».
  • Царская Россия — «Боже, царя храни», «На сопках Маньчжурии» (см. ниже) или подобный вальс. «Весна священная», конкретнее «Пляски щеголих». Они используются, когда надо показать индустриализацию. Да не только в России, но и в мире вообще.
  • Отечественная война 1812 года — «Солдатушки, бравы ребятушки», «Взвейтесь, соколы, орлами» и другие солдатские песни того времени.
  • Гражданская война в США:
    • С синей стороны — «Боевой гимн Республики».
    • С серой стороны — «Dixie».
  • Япония (условно-музейная, но особенно начиная с периода Мэйдзи) — Sakura, sakura.

Новейшее время[править]

Царская Россия/Революции 1917 г./Гражданская война в России[править]

  • Русско-японская война:
    • Марш «Тоска по Родине».
    • Казачья песня «За рекой Ляохэ», в Гражданскую переделанная в «Там, вдали, за рекой».
      • Разве есть доказательства, что «За рекой Ляохэ» действительно появилась раньше, чем «Там, вдали, за рекой»? Вот, например, про «Смело мы в бой пойдём» известно, что это переделка, и автор правки еще в детстве, в 1980-е, слышал от деда оригинал — «Смело мы в бой пойдем за Русь святую». А про песню «За рекой Ляохэ» не только автор правки, но и, похоже, никто не слышал до 2000 года.
    • Вальс «На сопках Маньчжурии» (ассоциируется с русско-японской, хотя написан после нее).
    • «Варяг» же!
  • Революция 1905 года и Февральская революция — снова «Марсельеза», но уже с русскими словами.
  • Октябрьская революция и Гражданская война. Оооо, тут не на один альбом наберётся…
    • С красной стороны:
      • «Интернационал».
      • «Варшавянка» (aka «Вихри враждебные»).
      • «Смело, товарищи, в ногу».
      • «Как родная меня мать провожала».
      • «Яблочко».
      • «По долинам и по взгорьям».
      • «Там, вдали, за рекой».
    • С белой стороны… (кстати, многие известные песни с обеих сторон имеют одну и ту же мелодию):
      • «Прощание славянки».
      • «Марш дроздовцев» (та же мелодия, что у «По долинам и по взгорьям»).
      • «Марш сибирских стрелков» (опять эта же).
      • «Песнь о Вещем Олеге».

Страны Запада[править]

  • Рубеж XIX—XX вв. — регтайм. Лейтмотив — «Артист эстрады» Скотта Джоплина (не имеет с Фредериком Шопеном ничего общего), а также «Диксиленд».
  • Очень большой отрезок времени с 1920-х по начало 1960-х — джаз. Естественно, в разное время джаз будет различаться. В 1920-30-е также встречаются свинг и чарльстон, а в 1950-е — лёгкая симфоническая музыка, которая у американцев вызывает ассоциацию с рекламой, показывавшейся тогда перед киносеансом.
    • Для Латинской Америки и Восточной Европы с ними смело конкурировали танго. Начало «La Cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса куда только не вставляли (хотя ему принадлежит только первая часть: вторую буквально за один вечер склеил из наработок Роберто Фирпо, а третья и вовсе попытка сыграть по памяти отрывок из оперы Верди «Трубадур»).
  • 1950-е — ранний рок-н-ролл, ритм-энд-блюз.
  • 1960-е — психоделический рок в исполнении цветастых хиппи.
  • 1970-е — диско и фанк (и у исполнителей непременно причёска «афро»), реже прог-рок, хард-рок (в исполнении повзрослевших хиппи), ранняя электронная музыка,.
    • Латинская Америка 1960-80-е гг. — «Команданте Че Гевара», «Эль пуэбло унидо, хамас сера венсидо» и другие революционные песни.
  • 1980-е — новая волна, синтипоп (и вообще всё, что с синтезаторами), глэм-метал и хэви-металл. Для американцев еще и непременно AOR (Adult Orient Rock).
  • 1990-е — хип-хоп, рэп, техно и гранж.
  • 2000-е — альтернативный рок, бритпоп, рэп.
  • 2010-е — синтвейв, дабстеп, разные виды рэпа.

Германия, 1933-45[править]

Самое удивительное, что большинство песен, звучавших в Германии при Гитлере и воспринимаемых нами как «однозначно фашистские», таковыми не являются. Тем не менее традиции-ассоциации-штампы никуда не денешь.

  • «Песня Хорста Весселя» — гимн НСДАП. До сих пор запрещена в Германии.
  • «Ein Heller und ein Batzen», «Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren…» и «Schwarzbraun ist die Haselnuss…». Золотая тройка старых солдатских песен. Все три известны задолго до Гитлера. В словах, само собой нет ничего нацистского — и даже ничего агрессивного. Обычные солдатские марши с простой мелодией, незамысловатыми словами и бесконечными «люли-люли» в припеве — надо же как-то коротать долгую дорогу… Но когда в памяти возникает одна из этих песен, то невольно представляешь себе беспощадное июльское солнце, пыльную степную дорогу, сожжённую траву, сожжённые дома, шагающих бодрых молодчиков с закатанными рукавами и со «шмайсерами» наперевес… Ассоциации вещь живучая.
  • Еще более зловещая слава у песни «Erika». Какой-то умник поставил ее звуковым фоном к кинохронике штурма Варшавы в 1939. С тех пор она воспринимается только как Марш кованых сапог. В то время как в тексте одна сплошная лирика.

(link)

Позитивная версия «Ein Heller und ein Batzen» номер раз

(link)

…и номер два
  • «Лили Марлен» — похабная, по выражению Геббельса, песня. Ее исполняли по-разному. Вначале как сентиментальную любовную песенку — мягко и лирично. Потом ей придали ритм военного марша.
  • «Herbei zum Kampf…», он же «Авиамарш». Парадокс: мелодия написанная в СССР евреем Хайтом, стала одной из любимых песен в нацистской Германии.
  • «Ich hatt' einen kameraden» — «Был у меня товарищ» — грустная песня, написанная еще в годы Наполеоновских войн. Слова почти дословно совпадают с нашей «Служили два товарища, ага…».

СССР/Россия[править]

  • 1920-1930-е — как и на Западе, джаз. Особенно если исполняет оркестр Цфасмана, а на вокале — Леонид Утёсов. Важное отличие — присутствие патриотических песен. Лейтмотив — «Широка страна моя родная» или «Утомлённое солнце»[3].
    • Если речь идет о более лихой и разгульной стороне НЭПовского СССР (что-то типа «Двенадцати стульев»), то популярный тогда городской романс, аналог и предок нынешнего шансона («Бублички», «Кирпичики», «Шарабан-американка»), или стилизация под него («А впрочем, для здоровия полезны холода»).
  • Предвоенные годы: «Если завтра война», «Принимай нас, Суоми-красавица», «Njet, Molotoff!», «Три танкиста», «Броня крепка…».
  • Великая Отечественная Война — вой сирены, симфония № 7 и № 8 Шостаковича. «Вставай, страна огромная», «Песня защитников Москвы». Фронтовые песни «В землянке», «Смуглянка», «Давно мы дома не были», «Эх, дороги», «Песня артиллеристов».
  • По поводу марша «Прощание славянки» всё сложнее. В 1930-е годы он практически не звучал, потому что на нём всё ещё висела стигма белогвардейского. Сам Агапкин дирижировал оркестром на параде 7 ноября 1941 г — но ЕГО марш не исполнялся (во всяком случае в хронику Парада не попал). То же и на Параде Победы, когда оркестр Агапкина входил в состав Сводного оркестра. Реально известность к маршу пришла уже в 1950-е годы.
  • Послевоенные 1940-е и 1950-е — легкая симфоническая музычка. Лейтмотив — «Футбольный марш» Матвея Блантера.
  • «Оттепель» — лёгкая поп-музыка и ранняя электроника от Вячеслава Мещерина. Практически обязательно звучит фоном в фильмах про эпоху (да и в фильмах эпохи).
  • 1960-е — с полётом человека в космос симфоническая музыка становится увереннее и пафоснее, а в плане лёгкой музыки доминирует джаз или авторские песни под гитару. Появляются первые рок-группы: как и подпольные/самодеятельные, так и официальные, они же ВИА. Также появляется электронная музыка: в 1958 году заканчивается разработка АНС — первого советского синтезатора в современном понимании. Именно его можно услышать во многих советских фильмах 1960-х-начала 1970-х. Лейтмотивы — «Время, вперёд» и «А нам всё равно» Ю. Никулина.
  • 1970-е — электронная музыка, бардовские песни, сёрф-рок а-ля Григорий Гладков. Лейтмотив — «Трус не играет в хоккей» и «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» (она же «Мистер Трололо») Эдуарда Хиля, электронная музыка ВИА «Зодиак» и «Бумеранг». Часто встречается советское пианино «Сонет», по звуку напоминающая клавесин.
  • 1980-е — засилье электронной музыки, диско и русского рока. Лейтмотив — «Белые розы» гр. «Ласковый май», «Всё идёт по плану» Летова и «Группа крови» «Кино».
  • 1990-е — русский рок, русская попса, блатная песня, шансон.
  • 2000-е — рок а-ля «Сплин» или «Ранетки»
  • 2010-е — андерграундный рэп а-ля Pharaoh или Оксимирон, пост-панк и поп-панк

Примечания[править]

  1. Человеку-без-пробелов большая просьба пробить сюда ссылочку на ютюб или википедию. В таком формате, как это сделано в «Географических напевах» для «Азиатского музыкального эффекта»
  2. Да ну? Это на какие источники вы ссылаться изволите? Например, в древнеирландском не то, что ритуальных танцев не было, там и слова-то «танцевать» не имелось.
  3. В оригинале — «To ostatnia niedzelia», польская песня, написанная в 1935 г. К слову сказать, это и было то самое «танго смерти», под которое в лагерях уничтожения евреев гнали в газовые камеры (а вовсе не тема из «Реквиема по мечте»)