Тимур Шаов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Удивлённый Горбунков.jpgСемён Семёныч, ну кто так верстает, а?
При чтении этой статьи Саурон порвал себе око, потому что она совершенно неудобочитаема. Разбейте текст на красивые абзацы, расставьте иллюстрации как положено, уберите лишние зачёркивания, отформатируйте спойлеры в соответствии с нашей политикой и впредь верстайте нормально, хорошо?
Тимур Султаныч, работающий не по специальности.

Тимур Султанович Ша́ов — российский врач-гастроэнтеролог, впрочем, всем, кроме своих пациентов, куда более известный как поэт и бард. Родился 14 июля 1964 г. в Черкесске, ныне столице Карачаево-Черкесии.

С детства Тимур был практически обречён на известность как минимум в узких кругах: родился в семье изобретателя Султана Азамат-Гиреевича Шаова и историка Розы Абдул-Хамидовны Джанибековой, главы Карачаево-Черкесского научно-исследовательского институт истории, языка и литературы; дед Абдул-Хамид Шершенбиевич Джанибеков — известный учёный-этнограф, один из создателей ногайской письменности, автор первых ногайских букварей и грамматик; муж двоюродной сестры — легендарный космонавт Владимир Джанибеков (взял фамилию жены — отчасти для благозвучности, отчасти «чтобы она не пропала»). Старший брат — Мурат Шаов, главврач психиатрической клиники. Вслед за братом на путь медицины встал и сам Тимур, поступив в Ставропольский медицинский университет. Во время педагогической практики в музыкальном училище научился основам музыки, стал учиться писать песни. На пятом курсе университета с Тимуром произошёл несчастный случай — он сломал ногу. Будучи прикованным к кровати и маясь от безделья, Тимур написал песню о происшествии — «Я себе сломал ногу́», которая вышла в тираж. После окончания института двенадцать лет работал в станице Зеленчукской, параллельно с этим всерьёз увлёкся бардовской песней, в 1995 стал лауреатом Грушинского фестиваля. В 1997 начали появляться первые кассетные издания его творчества, в 1999 он переезжает в Подмосковье, в 2002 — в Москву, и отдаёт себя музыке полностью, издавая новые альбомы с периодичностью в два-три года.

В отличие от большинства бардов, петь произведения Шаова столь же нелегко, как склонять его фамилию. Содержание стихов Тимура Султановича практически всегда — юмор или сатира, цели которой разнятся от коррумпированных судей и бандитов-политиков до псевдонаучных фриков и некомпетентных сотрудников авиалиний. Регулярно встречаются песни, не ставящие целью высмеять что-то, но и в них всегда видны нотки самоиронии. Типичный герой Шаова — слабохарактерный небогатый интеллигент, любящий зарыться в томик Бодлера или попить пива с друзьями и не любящий стирать носки, он достаточно умён и наблюдателен, чтобы подмечать беды, творящиеся вокруг него, но не знает, как что-либо изменить — персонаж, в котором легко угадывается сам Тимур. С музыкальной точки зрения Шаов работает на стыке жанров: помимо бардовской песни и шансона вмешивается рок, рэп, фолк (причём и разнообразных народов России, и китайский, мексиканский, индийский), в его аранжировках используются цимбалы, виолончель, тромбон, китайская флейта, най, контрабас и много других затейливых инструментов, но главными остаются всегда голос и гитара.

Творчество Шаова растаскано на цитаты, а сам он является обладателем ряда премий (в т. ч. «Бард России» от фонда памяти Высоцкого) и членом союза литераторов России.

Женат большую часть своей жизни (сошёлся со своей женой, абхазской грузинкой Мананой, ещё в университете), имеет троих детей.

Тропы и штампы[править]

  • Авторская песня — и сам Шаов работает в этом жанре, и другие исполнители нередко им бывают упомянуты.
  • Антисказка — «Сказки нашего времени».
  • Береставляет пуквы — частенько. «Мне в начале той недели предсказамус настрадал…»
  • Бонус для гениев:
    • «И Вальсингам болеет в Горках втихаря» — это про Ельцина и его любовь сидеть в загородной резиденции, а Вальсингам — из пушкинского «Пира во время чумы».
    • «Оружье пролетариата — это грипп» — намёк на скульптуру «Булыжник — оружие пролетариата» 1927 г.
    • «Философия» — комичность использования героями философских терминов неочевидна, если не знать, что они на самом деле значат.
  • Бонус для современников: очень много в произведениях конца девяностых-начала нулевых.
    • Пассаж про министра без трусов из бани в «Крысолове» — это про ельцинского министра юстиции Ковалёва, на которого сняли компромат в бане с девочками.
    • «И гордо заявляет „Я сама“» — была такая передача в 1990-х.
    • Бог войны, купивший «колесницу класса люкс» («О кризисе древнегреческой государственности») — намёк на министра обороны Павла Грачёва и скандал с покупкой двух «Мерседесов» (по разным версиям — то ли они были куплены незаконно, то ли с нецелевым использованием бюджета, то ли по документам для нужд министерства, а фактически лично для министра).
  • Борец за нравственность — «Разговор с критиком».
  • Водит, как псих — «Поворотники».
  • Готтентотская мораль:
    • «Хам» — герой жалуется на хамов, которые топчутся по ногам, лезут без очереди и ругаются матом, потом сам поступает так же, но ему можно, его же хам довёл.
  • Гурман-порно — «Вредная песня», «Славно», «Ода пиву» и так далее.
  • Дружественные фэндомы — Шаова весьма уважает и порой цитирует (особенно «Астрологическую») Андрей Кураев. Некоторая часть паствы отца протодиакона подсела на данного певца именно по его наводке.
  • Зачем оскорблять животных — «Менты». «Зачем обижать козлов?».
  • Зашёл в аптеку царь Додон — едва ли не любимый троп Тимура Султановича, наряду с другими способами опосредованной передачи нецензурных выражений.
    • «Кто стучится в дверь ко мне»: «Вот так всю жизнь меня наё. Бывали дни весёлые, гулял я молодец».
    • «Патриотический марш»: «Насра… Нас радуют свершенья трудовые! Не ссы… Не сыпятся с небес на нас блага! Насса… На самом деле мы же мирные, не злые».
    • «Суррогаты»: «А на работу — как на плаху, от рассвета до заката. Вместо „здрасьте“ — „иди нафиг“. Вместо денег — зарплата».
  • Зелёная басня — «Чему нас жизнь учит».
  • Зомбоящик — «Телевизор» и пр.
  • Зыбучий грёбаный песец:
    • «Кто стучится в дверь ко мне»: «Бывали дни весёлые, гулял я молодец, тихонечко, легонечко подкрался к нам амбец».
    • «Волшебство виски»: «Get out, people от меня»
  • Классическая музыка — это скучно — мнение, над которым сокрушается герой «По классике тоскуя». Сам он придерживается противоположных взглядов.
  • Ковидная эпоха — «Хрень».
  • Козёл-мизантроп — мизантроп Костюхин из одноимённой песни. Весь день смотрит в окно и думает о прохожих плохое, заодно хохоча над неприятными происшествиями.
  • Королева бреется — «мумузикл» «О чём молчал Герасим». Пел за всех, в том числе барыню, Муму и Герасима[1].
  • Криптоистория — целая песня посвящена стёбу над работами криптоисторика Николая Фоменко:
«

Не могли построить египтяне Пирамиды — это труд великий. Так могли пахать лишь молдаване Или, в крайнем случае, таджики.

»
— «Развивая Фоменко»
  • Ксеномания:
    • «Тевтонская песня» — герой начитался немецких газет и возомнил себя немцем.
    • «Хамсин» — герой съездил в Израиль на отдых и стал вести себя как еврей.
  • На тебе! — ну а чего ещё ожидать от творчества сатирика.
    • «Развивая Фоменко» — Фоменко лично и криптоисторики в целом.
    • «Былина о попсе» — великий борец с попсой Юрий Шевчук.
  • Могучий бык — «Коррида в Барселоне», «Мечтательный пастух».
  • «Невыносимый гений» — «И на Солнце бывают пятна». Герой объявляет себя таковым, когда родные предъявляют ему за свет в туалете и разбросанные носки, и сравнивает себя с другими гениями в истории.
  • Неадекватное возмездие:
«

Население в неврозе, в подмосковном Клину Тракторист Иван Степанов укусил за нос жену <...> Прокурор просил полгода, а судья дал двадцать пять. У судьи ни к чёрту нервы, мог и на фиг расстрелять.

»
— «Большой невроз»
  • Не пиф! Не паф! — переписанным финалом (с прямой цитатой из пьесы «Добрый человек из Сычуани») заканчивается «Баллада о модернизации».
  • Неуправляемый питомец — «Любовь к домашним животным» иллюстрирует вариант с няшными детенышами хищников. Домашние уговорили отца семейства завести питомца, опираясь на «китайский зодиак»: «Щас год Тигра на дворе, заведём тигрёнка!». В конечном итоге прожорливого, многогадящего и половозрелого с подозреваемой тягой к хозяевам зверя еле избавились, отвезя и выпустив в тайге, но опасаясь, что найдет дорогу домой (и не зря — судя по прессе, животинку позже видели под Тамбовом, что гораздо ближе, но вроде как встроился там в биоценоз). Проходит около десяти лет с начала неудачного опыта, «Скоро будет год Быка, что же — брать телёнка?». Лирический герой заранее против аналогичных экзерсисов, соглашаясь максимум на котёнка, а лучше «кильку заведу, в собственном соку».
  • Они выкололи мне глаза — «Любовь к искусству у монархов так бывает странна… Барма и Постник, берегите глаза». Также финал песни «Правда глаза колет».
  • Опосредованная передача ругательств:
    • «О судьбе интеллигенции»: «И совсем, бедняги, похудели. Но без буквы „п“ и буквы „д“». Ещё и повторяется несколько раз, для закрепления.
    • «Дельтапланеристы»: «Я летаю над лугами, над лесами и полями, над приличными людЯми, над столичными…» Многозначительное молчание легко заполнить.
    • «Из Америки с любовью»: «Все живут тут как в деревне, околачивают груши». Чем именно околачивают груши в этом народном выражении, значащим «бездельничать», читатель и сам знает.
  • Пейсы, кашрут и день субботний — «Песня гоя».
  • Песня про железную дорогу — «Транзитный поезд через Украину» («Наш плацкартный вагончик полон граждан унылых…»).
  • Просветлённый валенок:
    • Герой-резонёр Шаова в «Шао-дэ-дзин», «Деревенька» и пр. Автобиографический момент.
    • «Мечтательный пастух».
    • «Астрологическая»
  • Развесёлые ромалэ — «Цыганская».
  • Россия, которую мы потеряли:
«

Где кареты, дамы, балы, Беломраморные залы, Пётр Ильич, Фёдор Михалыч, Где «бонжур, пардон, мерси»?

»
— «Разговор с Богом в переполненном троллейбусе»
  • Рулон Обоев — «Это что за остановка — Византия или Рим? А с перрона отвечают: „Вихады, пагаварым“».
    • Милиционеры, шерстящие лиц кавказской национальности в поисках таких личностей, регулярно встречаются после переезда поэта в Москву. Видимо, сказывается личный опыт.
  • Смесь французского с нижегородским:
«

Вир зинд геборн дас мерхен сделать былью, Преодолеть ди шпере унд ди вайт. Вернунфт нам дал стальные флюгельхенде, А вместо херца — аузенбордмотор!

»
— «Тевтонская песня»
  • Снобы против жлобов — регулярный мотив в произведениях Шаова, причём, как правило, герой с гордостью причисляет к первым, но по факту является куда ближе к вторым, чем ему хотелось бы.
  • Странные вещи на фотографии — «Правда глаза колет» про фотографа, обладавшего способностью показывать истинную суть людей. Закончилось для него всё соответственно названию.
  • Уже не торт:
«

Кто же сможет помешать злому шабашу — На Руси теперь орлы жужжат мухами: Богатырь Гребенщиков ищет Шамбалу, Макаревич-богатырь стал стряпухою.

»
— «Баллада о попсе»
  • Хумус, киббуцы и хайтек — «Хамсин», «Письмо израильскому другу».
  • Цитата-бастард — «Афоризмы, выписки, цитаты», шутки ради — все цитаты перевраны или приписаны не тому.
  • Эскапизм — «Любовное чтиво»: героиня использует это самое чтиво, чтобы отвлечься от постылой реальности.
  • Это был только сон — «Романс ревнивца». Герою приснилось, что ему изменяет жена, но всё-таки он решил купить пистолет и отменить командировку.
  • Красавица Икуку: «Сотвори себе кумира, бо я сам пустоголовый». Типа, извини уж, у меня не хватает мозга тебе кумира сотворить — займись этим сам. А на самом деле в тексте стоит «пой осанну, спи голодный».
    • Он же сравнивает соседа дядю Мишу с Конфуцием, но с каким эпитетом? Навороченный? Замороченный? Нет, всего лишь «доморощенный».



Примечания[править]

  1. «

    — Вы спросите: чего же я молчу? Да разговаривать не очень-то хочу. О чем и с кем? Вот с этой сворой холуёв? О, как презрительно молчание моё!

    »
    — А он вовсе не немой, а молчаливый Боб!