Ляпис Трубецкой

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Ляпис Трубецкой» (белор. «Ляпіс Трубяцкі») — белорусская рок-группа из Минска, весьма популярная в СНГ в девяностых и нулевых годах, обладательница всевозможных премий, любимица публики и критиков. Бессменным фронтменом группы и автором подавляющего большинства её песен в течение всего времени её существования был Сергей Михалок. Большая часть песен группы написана на русском языке, хотя и белорусскоязычных также немало[1] «Ляписы» просуществовали 24 года, с 1990 по 2014, на данный момент коллектив расформирован, а его участники занимаются другими проектами, хотя к старому своему творчеству периодически возвращаются (см. ниже).

О группе[править]

Старый, добрый «Ляпис».

Создан «Ляпис» был ещё в 1990 году, и долгое время его деятельность ограничивалась редкими концертами, а музыканты больше внимания уделяли другой работе. Популярность пришла к «Ляпису» в 1996 после того, как группе предложили записать студийный альбом, в результате чего она весьма быстро стала популярна сначала на родине, а вскоре и за её пределами. Название своё коллектив, как несложно догадаться, получил в честь персонажа романа Ильфа и Петрова, горе-поэта из «Двенадцати стульев». Творчество группы чётко делится на два периода: до выхода альбома «Капитал» (2007 год) и после. Ранний «Ляпис» исполнял в основном шуточные и просто несерьёзные песни в стиле «камеди-рок» (сами музыканты называли это «стёб-роком») с примесью фолка, и основной темой текстов были любовные отношения, счастливые и не очень. С 2007 же года группа резко перешла от стёбно-попсовой тематики к социально-политической, с прославлением левых и анархических ценностей, и от очевидных простеньких текстов к метафорам и символизму, заодно постепенно утяжелив музыку до полноценного ска-панка. Само собой, сатирические политизированные тексты не могли положительно повлиять на отношение со стороны властей, поэтому «Ляписы» успели некоторое время побыть персонами нон-грата в родной Беларуси.

В 2014 году было официально объявлено о роспуске просуществовавшей 24 года группы. «Ляпис Трубецкой» разделился на два коллектива: «Trubetskoy» под предводительством Павла Булатникова и «Lyapis» «BRUTTO» во главе с Сергеем Михалком. Кроме того, ещё в 2010 Михалок задумывался о том, что публика скучает по его старым, ещё не политизированным песенкам и подумывал о создании отдельного проекта для них, так что уже в 2016 году расформированный было «Ляпис Трубецкой» был «воскрешён» как группа «Ляпис-98», занимающаяся милым сердцу слушателей «клоунским репертуаром». И, как будто этого мало, тот же Михалок, решив поэкспериментировать с новым стилем, в 2018 году возглавил проект «Drezden», играющий синти-поп с приятными электронными мелодиями и заумными текстами.

Состав[править]

Полный список многочисленных музыкантов «Ляписа» доступен в Википедии, нашу же статью длинный перечень вида «имя-инструмент-годы» только затянет, однако троих наиболее долгоиграющих в обоих смыслах участников следует здесь отметить.

  • Сергей Михалок. Вокалист, автор песен, гитарист и аккордеонист. Бывший глава и фронтмен «Ляписа Трубецкого», ныне занимается вышеупомянутыми «Ляпис 98», «BRUTTO» и «Drezden». Сын военного, поэтому успел попутешествовать, когда семья переезжала в места службы отца: родился в Дрездене, детство провёл на Алтае и в Норильске, и лишь в восьмидесятых наконец оказался в Минске. Кроме музыки и активной гражданской позиции, известен как телеведущий в составе комического дуэта с художником Алексеем Хацкевичем — «Саша и Сирожа», в котором авторы изображают этаких белорусских Бивиса и Баттхеда, в своеобразной манере беседующих на всевозможные темы.
  • Павел Булатников. Второй фронтмен, давний институтский приятель Сергея, приглашённый в группу в 1997 году и исполнявший многие из её песен в дуэте с Михалком или один (в частности, именно он пел на концертах «Почему любовь уходит», хотя в альбоме её исполняет Михалок). Из инструментов играл разве что на перкуссии, — хотя на гитаре играть умеет, в «Ляписе» «не сыграл ни ноты». До «Ляписа» был вокалистом минской группы «Лицей» (не путать с некогда популярным девичьим трио, которое исполняло песни про «Паровозик-облачко» и «Осень-осень»). Ныне поёт в группе «Trubetskoy».
  • Руслан «Пан» Владыко, бессменный гитарист на протяжении всего существования группы, также аккордеонист и клавишник, сооснователь «Ляписа Трубецкого» и просто «Трубецкого». К сожалению, в 2020 году скончался, пролежав полгода в коме после того, как был избит неизвестным грабителем.

Дискография[править]

  • 1996 — Ранетое сердце. Хотя дебютный альбом был издан только в Беларуси и только на кассетах, он стал прорывом группы и принёс ей большую популярность и ряд наград на родине, открыв дорогу к дальнейшим вершинам. Знаменитые «Ау» и «Зеленоглазое такси» впервые появились именно в нём.
  • 1998 — Ты кинула. Первый альбом, выпущенный в России и на CD, а также первый альбом с участием Булатникова. Рабочим названием было весьма говорящее «Лечу в Москву», а выпуск уже записанного альбома задержался на полгода, поскольку за перспективную группу «воевали» несколько издателей, а сами музыканты не могли выбрать, кому из них «продаться». Так или иначе, этот альбом стал очень популярен по всему СНГ, прославил Ляписов такими мегахитами, как «В платье белом», «Евпатория», заглавная «Ты кинула» и переизданная «Ау», так что вполне может считаться альфа-альбомом.
  • 1999 — Красота. Альбом имел успех, хотя слушатели, ожидавшие второго «Ты кинула», были озадачены: в «Красоте» стёба стало куда меньше и тексты части песен весьма серьёзны, к тому же удивляло, что и несколько вокальных партий исполнил Павел Булатников («Яблони», «Берёзки»). А ещё Михалок в ходе работы над этим альбомом растолстел и отрастил усы и волосы, в результате чего и сформировался тот «клоунский» образ, которым артист поначалу успешно пользовался, и от которого в итоге пришлось долго избавляться.
  • 2000 — Тяжкий. Говорящее название говорит нам, что группа решила «утяжелиться» в плане музыки, избавляясь от ярлыка «попсарей». Сами музыканты утверждают, что слово «тяжкий» означает на неком белорусском сленге просто «хороший, сильный». «Тяжкий» был принят публикой лучше «Красоты», Артемий Троицкий назвал его лучшим альбомом года, хотя часть радиостанций и телеканалов весьма неохотно брали в эфир материал альбома.
  • 2001 — Юность. Очень успешный и популярный альбом, его можно, пожалуй, назвать бетой. Хиты «Сочи» и «Голуби» — это именно оттуда, и клипы на эти песни в этот раз крутили очень часто («Голуби» так и вовсе стали самым ротируемым клипом года).
  • 2004 — Золотые яйцы. С этого альбома «Ляписы» перешли к ска-панку, пытаясь наконец-то отделаться от былой славы. Михалок всерьёз собрался начать новую жизнь, бросил пить, понемногу стал качаться, сбрасывать вес и постригся налысо в знак всего вышеперечисленного, даже бороду сбрил. Чуть-чуть начала проступать тема политики — пока что только в виде мечты о волшебном мире из песни «Рамонкi». Новый материал публике понравился, и за группой закрепилась репутация полноценного ска-коллектива.
  • 2006 — Мужчины не плачут. Песни для кино. Стоит упомянуть этот альбом, хотя сами музыканты не считают этот его номерным. Это сборник записанных в 2004—2005 годах песен для саундтреков к кинофильму «Последний забой» и сериалу «Мужчины не плачут», в том числе и несколько переделанных под атмосферу этих фильмов песен из предыдущих альбомов. Записан был сходу, без монтажа (как бы «концерт в студии»). Звучит это всё сильно похоже на «русский шансон» и заметно выбивается из общего стиля группы.
  • 2007 — Капитал. Первый альбом трилогии «Агитпоп», ознаменовавший собой начало нового, идейного «Ляписа». Часть песен стала куда злободневнее и обстебала любителей наживы (в том числе и деятелей шоу-бизнеса, включая самих себя), другие же песни, впрочем, вполне укладываются в ещё старую тематику группы. Таким образом музыканты привлекли внимание новых, более неформальных слушателей, и в то же время ухитрились не растерять старых. По сути, этот альбом, единогласно названный критиками лучшей работой группы, можно считать второй альфой. Заглавную песню похвалил на своём сайте никто иной, как лично Егор Летов, а это о многом говорит, с учётом того, как он относился к русскому року в целом. Кстати, этот альбом стал первой работой «Ляписов», переизданной на виниле (в 2013 году)
  • 2008 — Manifest. Продолжение агитпоповской темы. Половина этих песен была написана на той же волне вдохновения, что и «Капитал», и многие из них уже тогда исполнялись на концертах. Альбом стал первой работой группы, за месяц до выхода на диске официально выложенной авторами для свободного скачивания в Интернете («Ляписы» стали первыми из популярных исполнителей СНГ, кто такое проделал). И верно, ведь странно было бы продолжать наживаться на продаже дисков, при этом критикуя общество потребления. Последующие альбомы также выкладывались в первую очередь в интернете.
  • 2009 — Культпросвет. Заключительный альбом трилогии «Агитпоп», причём записанный в строжайшем секрете и выпущенный неожиданно для поклонников в качестве сюрприза. В общем-то, всё то же, что и в двух предыдущих альбомах — прославление анархо-либеральных ценностей, «на тебе!» в сторону потребительства и мечты о лучшем мире. Предполагалось, что этот альбом станет заключительным в творчестве «Ляписа», однако впоследствии хлопцы решили продолжить совместное творчество ещё на несколько лет.
  • 2011 — Весёлые картинки. Тексты более лиричные, чем в предыдущей тройке альбомов, весьма метафоричные. Михалок начиная с самой обложки альбома журит слушателя за пристрастие ограничиваться «красивой картинкой» и призывает вникнуть во внутреннюю суть, которая бывает куда интереснее (на обложке изображён «Виртувианский человек» в виде типичной картинки из гламурного журнала). Кроме прочего, «Весёлые картинки» содержат каверы на «Африку» группы «Комитет охраны тепла», фронтмен которой скончался незадолго до выхода альбома, и на летовский «Зоопарк».
  • 2012 — Рабкор. После лиричной передышки «Ляписы» снова взялись за своё, и новый альбом переплюнул предыдущую политическую трилогию по злости и воинственности, тут Михалок даже заматерился в нескольких песнях. Кроме прочего, присутствует песня «Не быць скотам!» на стихи Янки Купалы, белорусского «Наше всё».
  • 2014 — Матрёшка. Финальный аккорд перед роспуском группы. Будучи любителями революций, «Ляписы» выступили на Евромайдане (песня «Воины света» стала даже его неофициальным гимном) и как следует поругали в песнях родную и российскую власть, в результате чего некоторые концерты в России были отменены. После этого альбома участники решили, что теперь уже всё сказали, так что закрыли группу и занялись описанными в начале статьи сольными проектами.

Тропы[править]

  • А 220 не хочешь? Заглавная героиня песни «Канаплёва», когда к ней подвалили гопники, не растерялась, схватила ножик и всех порезала (насколько серьёзно, не сказано, но известно, что её в итоге посадили). Также не повезло шпане из песни «Дядя Витя» — этот самый дядя оказался бывшим десантником.
  • Абсурдный рефрен. Песня «Цыки-цык», в которой припев состоит из слов, собственно, «цыки-цык», а ещё «вау-вау-вау». Куплеты, впрочем, тоже отдают абсурдом, но хотя бы состоят не из междометий.
  • Амнезия. «Саня-Таня». Главный герой помнит только ветер, вечер, какую-то девчонку, крик и свет, остальное — нет, включая то, где его дом. Вкупе с тревожной мелодией, песенка звучит как-то жутковато — что там случилось-то?
  • Анархисты — как уже говорилось, вторая половина творчества ЛТ во многом воспевает анархическое мировоззрение. «Двенадцать обезьян», «Анархо-турист», «Буревестник», «Танк», «Ружовыя акуляры» и прочее. «Навошта гэтыя межы, калі за іх рэжуць? Навошта гэтыя гімны, калі за іх гінуць?» Естественно, по мнению авторов, Анархия — мать порядка, и когда она придёт, жить станет лучше, жить станет веселей.
  • Антропоморфная персонификация — например, Любовь, которая приходит в разных платьях по сезону, или коварный Капитал.
  • Безответная любовь — нередкое для раннего «Ляписа» явление: «Ты кинула», «Почему любовь уходит», «Красота», «Голуби», «Снежная королева», «Раинька»… И, до поры, до времени «Спорт прошёл» — в этом случае, впрочем, герой всё-таки объяснился с возлюбленной, которая и знать не знала, что он по ней сохнет, после чего всё стало хорошо.
  • Билингвальный бонус. Русскоязычному слушателю не всегда понятны песни на белорусском (а также польском — «Курвы»). Украиноязычным, кстати, понятнее (многие слова в этих языках похожи), но всё равно не всегда — например, слово «цмок» в украинском означает разве что «чмок», а не то, что оно означает в белорусском.
  • Бедный — хорошо, богатый — плохо. О, в позднем творчестве они это полюбили. «Капитал», «Свежий ветер», «Пульс эпохи», «Броненосец»… В творчестве BRUTTO тема только продолжилась.
  • Большой Брат следит за тобой — «Телевизор». «Не смотри телевизор! Не слушай радио! Не читай газет! Старший Брат очень близко». Хотя песня скорее о промывании мозгов в промышленных масштабах при помощи пропаганды и дезинформации.
  • Босоногий поневоле. Герой песни «Яблони» пришёл к возлюбленной босиком, потому что роса замочила его сандалии.
  • Высокоточный матснаряд. В ранних альбомах изредка встречались ругательства не особо тяжкие или же запиканные. Но в альбоме «Рабкор» разошлись: скажем, песни «Броненосец», «Железный» или «Путинарода» время от времени щеголяют матерком. Брутто эту некультурную привычку тоже впоследствии перенял.
  • Вуглускр — весьма своеобразно название полуофициального сборника танцевальных ремиксов «Ляписдэнс» — будто с французским артиклем. Покойный Задорнов по этому поводу однажды повеселился, наивно полагая, что авторы названия не заметили, как оно звучит.
  • Грустный клоун. Прямо-таки эталонным грустным клоуном представляется главный герой песни «Шут». Напуганный пьяный клоун из песни «Клоуна нет» тоже явно не весел. А «Жлоб» начинается с самобичевания лично автора: «Я устал притворяться веселым клоуном!».
  • Девушка выбрала друга — «Дружбан» весь об этом.
  • Духовность — это хорошо. Так считает герой песни «Я верю» (и, видимо, сам автор), поэтому верит сразу во всех: и в Иисуса, и в Мухаммада, и в Кришну, и в Будду, и вообще в Гелиоса с Тором (и, видимо, в Вицлипуцли, судя по упоминанию колибри).
  • Инопланетяне — встречать таковых всю песню готовится главный герой песни «НЛО». Видимо, всё-таки сбылась его мечта — в конце песни мальчик куда-то исчез вместе с «энлэо».
  • Комически точные числа — вызывают улыбку размышления героини песни «Дождь льёт» о том, что если она заболеет и умрёт, то нерадивый возлюбленный будет плакать по ней ровно две недели. Почему именно две недели — неизвестно.
  • Кража невесты — «Сочи». «Украду тебя, украду ночью. Увезу тебя, увезу в Сочи…»
  • Красавица Икуку. Песня «Золото-магнит» изначально называлась «Золотом огни» и в таком виде исполнялась на концертах. То ли поклонникам в ней слышалась эта «скрипка-лиса», то ли самим авторам, но в итоге решили так и переделать эту строчку, и теперь в ней уже чётко слышно именно «магнит».
    • Строчка «Где были только ты и я» песни «Евпатория» вызывает вопрос: кто такой Толька?
    • А в песне «Пульс эпохи» в строчке «Мы формируем эпоху» слышится немного другое — мол, формируем и по…фиг. Видимо, сделано нарочно, поскольку песня и так довольно злая.
    • Чего далеко ходить: по запросу текста песни «Зевс» первой ссылкой выдаётся подборка какого-то не особо эрудированного слушателя, который расслышал «Кальтенбруннер, Ведьма с Блэр», как «картер Брунер, Бизнес Блэр»…
  • Крутой гей. Заглавный герой песни «Андрюша», обнаружив в себе гейские наклонности, вряд ли совсем потерял гоповский нрав и навыки, приобретённые за годы молочения груши и чьих-то физиономий. Получилась любимая поговорка Карлсона — «гей-гоп».
  • Маленькая вещь на память. Героиня песни «Лебёдушка» вручила мужу-моряку платок в качестве «амулета». Платок море ей вернуло, а вот мужа — оставило себе.
  • Мужчины не плачут — собственно, песня «Мужчины не плачут» из альбома «Мужчины не плачут», представляющего собой саундтрек к сериалу «Мужчины не плачут». В других песнях есть инверсии: например, герой песни «Ты кинула» плачет и плачет под смех друзей коварной возлюбленной. А в песне «Юность» подсвечено: «Знаю, мальчики не плачут, но сегодня я в слезах».
  • На тебе!. Поначалу официально доставалось разве что попсе да и то слегка (сами-то что играли). Хотя на концертах издавна исполняли песенку из фильма про Буратино, заменяя в припеве «Бу-ра-ти-но» на «Лу-ка-шен-ко» — но эта песня, в общем-то, и не злобная. А вот во второй половине творческого пути «Ляписов» прорвало, и они высказали всё, что думают о «сильных мира сего» в целом и властях некоторых стран в частности, а также о коммунистах («Красный факел») и предавших идеалы вчерашних панках («Священный огонь»).
  • Названо по имени — полным-полно: «Серый», «Саня», «Петька-морячок», «Ася», «Нина», «Канаплёва», «Дядя Витя», «Андрюша» (за последнюю Андрюши автору «очень признательны» — по крайней мере те, которые не геи). С фитильком — ремикс на песню «Мужчины не плачут», названный «Жека».
  • Народная этимология. В песне «Мистер Лох» автор проявляет завидные познания в этой науке, объясняя, что «В „адидасе“ корень „ад“ / В „макдональдсе“ корень „мак“ / „Кара“ — корень слова „карат“, / „Зола“ у „золота“ знак…» Что характерно, насчёт золы и золота угадал: эти слова действительно находятся в родстве, хоть и в очень древнем.
  • Наше всё — один из хитов «Ляписа», «Не быць скотам» представляет собой положенное на музыку стихотворение Янки Купалы. В творчестве «Брутто» также имеются песни «Годзе» и «Будзь смелым» на стихи того же Купалы, а также «Наша возьме» на стихи не менее уважаемого белорусами Якуба Коласа.
  • Не дождалась. Главного героя песни «Серый» возлюбленная не дождалась и вышла замуж (впрочем, не дивно — из тюрьмы-то, куда он попал за дело). Похоже, что Серый по возвращении этого не пережил.
  • Неправый суд — засудил Канаплёву за то, что она посмела отбиваться ножом от гопников. Просто «один из порезанных хулиганов оказался сыном депутата, и судья относился к делу предвзято, ♬♩♫♪рас!».
  • Неприязнь создателя к своему творению — в песне «Жлоб» автор убивается по поводу того, что старые песни сведут его в гроб, и что он из-за них не рок-звезда, а попсовый жлоб.
  • Неформал — это здорово — «Рок-пупсы», хотя и не без иронии. «Весь мир любит рок! Komm zu mir! Hande hoch!»
  • Отличница и хулиган. «Серый» и его Вера, конечно же. А в песне «Гоп-хип-хоп» рассказчик объясняет такой отличнице, почему подобные отношения ни к чему хорошему не приводят.
  • Ашыпка нарошна — Михалок для пущего веселья поначалу частенько коверкал слова, создавая образы недалёких простачков из деревни или с городской окраины. Особо чудно смотрится родительный падеж от аббревиатуры «НЛО» в финале соответствующей песни.
  • Пацаны с раёна. Любимая тема Михалка: «Серый», «Гоп-хип-хоп», «Канаплёва», «Мужчины не плачут», «Дядя Витя» и прочее. Герой песни Брутто «Веселей» вовсе бродит по тёмным подворотням, чтобы нарваться на гопников и выдать им, хм, пилюлей.
  • Песня про времена года: конечно, «В платье белом» — про времена года и соответствующие платья Любви. Также «Ливни осенние» про осень, «Красивая» про весну, «Метелица» и «Огоньки» про зиму, и прочее.
  • Песня о деньгах — «Капитал», а также самоироничные «Золотая антилопа» и «Харэ».
  • Песня про меня. Много песен про «Ляпис Трубецкой» — например, «Лазерное солнце», «Харэ», «Трубецкой» или «Lyapis Crew» — в основном, опять же, самоироничные.
  • Поединок оборотней. Конечно, песня «Ау» упомянута тут шутки ради, но ведь так это и выглядит: она станет цветком, а он — пчёлкой, она розеткой — он штепселем, она Испанией — а он Мадридом
  • Приворот — рассказчик в песне «Некрасавица» предполагает, что заглавная героиня его друга именно приворожила. Ведь других способов его к себе привлечь не было: не только некрасивая, а ещё дура дурою, лишена художественного вкуса и ест без хлеба колбасу.
  • Псевдомилый злодей. «Капитал», у которого лицо — Мадонна, а внутри он из тухлых груш, и гнилое нутро — не главный его минус.
  • Путает пословицы и метафоры. Рассказчик в песне «Гоп хип-хоп» утверждает, что мать плохого гопника трудится, «как пчёлка в колесе». В колесе обычно бегает белка, а пчёлка просто трудится.
  • Рабочая песня — «Котлован». Видимо, тот, о котором писал Платонов, поскольку песня, несмотря на задорную музыку, звучит зловеще. «Бульдозеры, как носороги, ярость в красных глазах. Мы роем себе берлоги — нас гонит под землю страх. Роем, роем и роем — вперёд, к дьяволу в пасть. Строим, строим и строим, глотая камни и грязь».
  • Реклама наркотиков. «Манифест» гласит, что в идеальном ляписовском мире марихуану будут выращивать на клумбах и раздавать бесплатно. А вот к тяжёлым наркотикам Михалок относится с порицанием — в начале девяностых сам чуть не помер от передозировки меткатинона (это который «джефф — белая кровь»).
  • Романтический снег — в песне «Снежная королева» так и кружится, к тому же герой ещё и мечтает с заглавной героиней покататься на лыжах да санках. А вот в песне «Метелица» романтичность снега ограничена тем, что метель названа белой красавицей — герой как-то неромантично кутит в ресторане и вспоминает тюремные нары.
  • Русалки. Где-то поют в песне «Русалки». По мнению рассказчика, возлюбленная, по которой он тоскует, тоже где-то там с ними — утонула она, похоже (хотя при прослушивании песни это не сразу доходит).
  • Рэпер в кустах. Не без стёба применено в песне «Канаплёва», когда герой цитирует «рэпуху», якобы сочинённую его другом-эмси. В конце песни «Красота», впрочем, речитатив используется всерьёз.
  • Самодиссонирующая песня. Развесёлая песня на белорусском языке «Чотка нам у лесе» о том, как падружачак у лесе сожрали ваўкi, оставив лишь кровавые ошмётки. Не менее задорно звучит антиутопия «Зевс» о том, как люди жуют людей (не уточнено, это в переносном смысле или в прямом). А бруттовский «Мяч» почему-то звучит очень грустно, хотя это песня про то, как хорошо играть в мяч.
  • Секс по пьяни — «Не давай», параллельно с антирекламой спиртного.
  • Сказочный мир. В позднем «Ляписе» Михалок частенько в метафорических целях упоминает всевозможных персонажей легенд, книг и фильмов. Тут вам и Папа Карло с Джельсомино («Свежий ветер»), и Мальчиш-Кибальчиш с Чиполлино («Анархо-турист»), и Урфин Джюс с лесными орками («Бесы»), и персонажи греческой мифологии с Фредди и Ганнибалом («Зевс») и снова герои сказки про Буратино вместе с пьяным Айвенго и… Пилой («Принцесса»), и деятели всех религий и мифологий сразу («Я верю»)… Не менее сказочно выглядит и «придуманный мир» песни «Рамонкі», в котором вместе пляшут пьяные Буш и Ясир Арафат, а Фидель Кастро заплетает васильки в бороду Че Геваре.
  • Смищной аксэнт. Для русскоязычного уха в целом звучит забавно старательно подчёркнутый для комичности акцент Михалка с его белорусским гыканьем и цыканьем. Песня «Лучше, чем в Париже» исполняется с кавказским акцентом со всеми полагающимися «слющий, да?». Также в песне «Керчь-2» Булатников произносит фразу «Ай, маладэц!».
  • Снеговик. Заплакал, устал и растаял в печальной песенке «Огоньки».
  • Снежная королева — в одноимённой песне. Герой песни как раз мечтает, чтобы эта королева хоть немного разморозилась.
  • Спортсмен. «Спорт прошёл», хоть главный герой в итоге со спортом попрощался. «Светлячки», где фигурируют боксёры и качки. «Дядя Витя» настоятельно рекомендует слушателям заниматься борьбой и бежать эстафеты. В идеальном мире «Манифеста» по ОРТ будут крутить бокс и баскетбол, а по НТВ — хоккей и футбол!
    • А после «Ляписа» Михалок вовсе разошёлся в плане пропаганды ЗОЖ: первый альбом «Брутто» критики за все эти турнички даже ругнули. «Гири», «Мяч», «Рэгби» и прочее.
  • Так не доставайся же ты никому! — «Лётчик и моряк». Лётчик до того приревновал девушку к моряку, что угнал секретный самолёт и напал на катер, на котором катались эти двое. «Подлетает прямо к голубочкам, и смеётся прямо им в лицо / И таран жестокий совершает, хотя, в общем, был не подлецом». Все трое погибли.
  • Танки — это круто. Настолько круто, что герой песни «Танк» вообще в танке живёт. «Крушу железным забралом машины, столбы и киоски. Не трогаю только птиц, собак, котов и березки».
  • Темнее и острее — естественно поздний Ляпис по сравнению с ранним. Конечно, и в раннем творчестве были грустные песни, но сравните ту же «Меланхолию» со, скажем «Лилипутом».
  • Типа я Тарковский. Попытки подобных авторов снять нечто философически-угарное от души обстёбаны в песне «Клип».
«

Посреди леса стоит гроб,
А в нём голая красотка.
Слева белый ангел, справа чёрный ангел,
Они пьют водку.
Летит мотылёк и несёт весы,
Вдруг с неба молния — бабах!
Чувиха просыпается, звучат басы,
А у неё чёрное сердце в руках!

»
— Можно было бы и снять, да сложно будет искать в интернете клип с названием «Клип».
  • Тяжкий труд не помогает — несколько песен о рабочих, которые пашут, как кони, а лучше им не становится. «Уголёк», «Нафта», «Молох». «Вкалывай, парень, как заводной. Молох подарит мир и покой!»
  • Унылый дождь — «Ливни осенние», «Дождь льёт». Персонаж песни «Вернись» также грустит, когда «льётся дождь».
  • Ханы, виноградники и курорты. Крым упоминается неоднократно: «Был в Керчи», «Евпатория», «Керчь-2». А также названный в песнях «Чаечки» и «Фабричная» придуманный Александром Грином город Зурбаган — его Гринландия как раз с Крыма и срисована.
  • Хикикомори. «C дома я не выхожу больше года» — жалуется герой песни «Нина». Бедняга питается одной картошкой, дружит с кошкой и вздыхает по этой неведомой Нине.
  • Цинизм — это удел лузеров — в песне «Нигилист» обстебали в хвост и гриву некоего «мамкиного ценника», ещё и злобным глистом обозвали.
  • Чего не сделаешь ради любви. Герой песни «Спорт прошёл» ради любимой бросил спорт (хотя, если честно, спорт он вообще-то бросил раньше, пока страдал от безответной любви). А уж в песне «Ты кинула» персонаж на какие жертвы шёл — даже глупую собачку выгуливал!
  • Шары из стали — почти в прямом смысле, только не из стали. У героя песни «Золотые яйцы» неприличная часть тела с рождения в прямом смысле из золота — звенят, сверкают, ещё и раскалённые на ощупь. Мало того, он ещё и невесту себе нашёл, у которой из золота другие детали. «На машине они едут, не включая фары».
  • Шрамы от цензуры. Песни «Грай» и «Belarus Freedom» на родине музыкантов в 2011 году запретили крутить по радио. Впрочем, в этот список попало много чего — от «Перемен» Цоя до… «Феллини» Васильева (в последней лично Президент усмотрел рэкламу наркотыкаў).
    • Забавнее, что песню «Андрюша» не хотели брать в радиоротацию уже в России под тем предлогом, что якобы в ней плохо говорят об Андрюшах о геях. При том, что к песне можно придраться скорее наоборот, за пропаганду гомосексуализма, ведь в ней прямым текстом сказано, что гомосексуализм — дело нормальное и вообще в латентной форме свойствен всем.
  • Эффект Реквиема по мечте. Чаще всего с «Ляписами» путают «Жуков» и «Леприконсов», также нередко им приписывается песня Алексина «Страшная» — конкретно в ней голос очень похож[2]. Проблема и с каверами: «Африку» считают ляписовской песней, поскольку многие ни про какой «Комитет охраны тепла» не слышали, зато ляписовских «Саню-Таню» приписывают перепевшему её «Элизиуму». И "Кинула" в исполнении "аварийцев" туда же.
  • Я буду ждать тебя. «Дождь льёт» о девушке, тщетно ждущей возлюбленного под дождём. «Лебёдушка» о том, как жена ждёт моряка — тоже тщетно, но тут история уже куда более трагичная.
  • Язык Ржевского. Большую часть песни «Розочка» герой растекается перед возлюбленной романтическими метафорами про розы, грозы и слёзы, а в итоге видимо, поняв, насколько внимательно его слушают, заканчивает словами «В твоих руках бокал / Прекрасного вина… БУХАЙ, Я ВСЁ СКАЗАЛ!!!». А в коде слышен ещё и возглас «Fuckin' shit!».

Примечания[править]

  1. Кроме того, Михалок хорошо говорит по-украински, что можно наблюдать в каверах на «Скрябіна» и «Гадюкиных» или в исполненной уже в составе «BRUTTO» песне «Середні віки» на стихи Сергея Жадана).
  2. Возможно, путаница возникла из-за того, что существует две разные песни, известные как «Страшная» с очень похожими текстами припевов, но совершенно разными сюжетами и музыкой. По первой строчке первого куплета: «Я шел по улице веселый и счастливый…» и «Я уже закончил школу, научился целоваться…»