Готика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Готика — одно из направлений романтизма, возникшее в конце 18-начале 19 века. Название произошло от типичного места действия — старинных готических построек (см. выше). Смесь ряда литературных жанров: собственно готики, мистики, триллера, саспенса и ужасов. В некоторых случаях ещё и детектива. Готика старой школы по меркам нынешнего искушенного читателя — достаточно примитивное явление, многие могут ее найти заштампованной. Но именно эти штампы породили нынешнюю готическую литературу.

В конце 19 века фактически слилась с символизмом и декадансом, что привело к значительной эволюции жанра (например, мораль из ригидной стала серобуромалиновой, а вместо народного фольклора времён Средневековья стали использоваться языческие и оккультные мотивы ещё дохристианского происхождения).

Атмосфера готического романа

Литературный готический роман возник под влиянием готики настоящей — культурного явления Западной Европы эпохи Средневековья, существовавшего между Темными Веками и Возрождением. Действие готического романа происходит в 13-15 веках н. э. или в месте, которое сохранило характерные черты вопреки времени.

Характерные внешние черты готики: острые концы в аксессуарах и предметах быта, острые высокие шпили и арки в архитектуре. Все стремится ввысь, вверх, подчеркивая доминирование духовного над материальным. Доминируют мрачные мотивы смерти и посмертных страдания, отвергаются все плотские радости. Частый мотив живописи и скульптуры: адские муки, черти, грешники. Декоративных элементов либо нет совсем, либо они крайне скудные, исключение — религиозные атрибуты и утварь. Цветовая гамма оптимистическая: желтый стал основным цветом. Только через несколько веков он станет цветом дьявола и чумы. В моде болезненная бледность и худощавость. Женщины стараются уменьшить свою грудь, в некоторых местах до накладных железных пластин, никаких декольте. Носят шляпки-конусы и остроносую обувь. Мужчины тоже подчеркивают свою стройность, утягивая себя и стремясь к идеалу тонкого во всех смыслах кавалера. Идеал фигуры для обеих полов S — образный, живот выпячен вперед, плечи узкие. Сложных многослойных платьев пока нет, ткани простые и грубые у всех без исключения.

Место действия произведения в готическом стиле — всегда какой-нибудь готический замок.

Люди в эпоху готики жили даже по меркам авторов готического романа 18 века очень бедно и тесно, включая высшую аристократию вроде герцогов и королей. У них мало мебели в принципе, а вся имеющаяся — жесткая. Сундуки заменяют стулья и табуретки, столы. Есть и каменная мебель, сверхмассивные скамьи. Кровати металлические. Деревянных вещей мало, в основном всякие аксессуары — дерево плохо переносит атмосферу Средневековья. Стекло в окнах — крайне, крайне редкое явление, потому что оно невероятно дорогое, его заменяют ставни. Готический замок каменный, холодный и темный. А ещё и вонючий и кишащий паразитами, потому что в нем царит жуткая антисанитария. В туалет ходят в дырку в полу из специальных выпирающих из стены башенок — гардеробов, туда же вешают одежду от паразитов. Моются (хорошо если вообще) в бочках, а летом — в речке. Одежду не стирают никогда, только чистят.

Стены замка прикрываются гобеленами, на которых хозяйка замка может чего-нибудь вышить своими руками. В моде мотивы военных подвигов хозяев и охота. Обязательно должна быть капелла, в которой все обитатели замка регулярно молятся. В замке в норме живет прорва народа, которая должно этот замок поддерживать, сам хозяин и его семья занимает сравнительно небольшие апартаменты. Как минимум пара сотен постоянных обитателей, и это мы рассматриваем ещё замок какого-нибудь мелкого аристократа вроде барона.

Дух готического романа всегда мрачный… ну, по меркам современных читателей точно. В 18 веке готический роман возник на почве тоски по прежней душевной чистоте, которую сменила развращенность и сверхнасыщенность материальными благами (как видим, эта идея не новая). В Средневековье люди жили мало, умирали часто и помногу. Особенно дети, хорошо если до 16 лет доживал один из трех. Кладбища занимали весьма значительный процент городской площади. Люди, вынужденные жить в этом кошмаре, относились к своей жизни и здоровью совсем не так, как сейчас. Куда более легче. Они считали свою плоть несущественной и верили словам священникам больше, чем первым ученым. Священник обещал им рай в случае правильного поведения, а ученый… но это совсем другая история. Для готического романа характерны идеи греха, соблазна и последующего наказания, при чем все соблазны идут от разума и тела.

Такова атмосфера классического готического романа 18 — начала 19 века.

Признаки готического романа

  • Жанр произведения «размытый». Есть элементы ужасов, мистики и детектива.
  • Ригидная, старомодная мораль. Помним, что произведения писались в конце 18 и в 19 веке.
  • Силы Ада и Рая обязательно присутствуют и действуют ради зла и добра. Они могут быть нематериальными, но так или иначе есть всегда.
  • Добро всегда добро, зло всегда зло. Отклонения и рассуждения неприемлимы.
  • Строгий черно-белый сеттинг.
  • Зло и добро четко обозначено внешне, зачастую ещё и с цветной кодировкой.
  • Светлые персонажи всегда как минимум симпатичные, а то и вовсе писаные красавцы, в светлых одеждах. Злые в основном уродливые или как минимум в чем-то эклектичные в темных мантиях.
  • Даже если по каким-то причинам добрый персонаж переходит на темную строну, он этого не переносит. Либо находит способ вернуться к добру, либо убивает себя. Либо убивают его, если он не спешит каяться. Если переносит и смиряется, меняем жанр на «неоготику» или какой-нибудь ещё.
  • Зло должно быть наказано. Всегда. Сериал «След» и детективы в этом не оригинальные.
  • Кающийся злодей как следствие, в качестве альтернативы только смерть.
  • Часто он в чёрном, она в белом, ещё и «красавица и чудовище».
  • Дева в беде. Повсеместно.
  • Девственность — это сила.
  • Эротики нет вообще и совсем. Никаких глубоких вырезов, мелькающих ножек и даже поцелуев. Неприлично! Постельные сцены именно про постель, с натянутым до шеи одеялом. А вы что подумали? Кровать предназначена для сна! В поздних экранизациях романов есть отступления, но не слишком большие.

Примеры

Литература

  • Хорас Уолпол «Замок Отранто» (1764 года) — первый роман — основоположник направления готических романов 18 века
  • «Вампир» от Байрона (1819 года) — первый роман посвящённый вампиру
  • Писали преимущественно этим жанре: А. Редклиф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч. Р. Мэтьюрин, М. Шелли, Б. Стокер.
  • Отметились несколько раз: Байрон, Готорн, Гофман, Гюго, Мериме, Уайльд.
    • Ч. Р. Метьюрин, «Мельмот Скиталец». Толстый кирпич о 39 главах, 4 тома. Из-за размера и сложности не входит ни в одну программу для чтения. Состоит из различных рассказов, объединенным общей сюжетной линией. Роман стал источником вдохновения для многих авторов позднего поколения. К примеру, «Портрет Дориана Грея» Оскара Уальда — прямая аллюзия на сюжет. Так же повлиял на творчество Оноре де Бальзака «Вековечный, или Два Берингельда», А. С. Пушкина, первые строки «Евгения Онегина» которого прямо перекликаются с введением в роман, и даже М. А. Булгакова, его Иван Бездомный из «Мастера и Маргариты» — аллюзия на Стентона. К. Э. Вагнер создал свой цикл о Кейне под впечатлением от романа.
  • Анна Редклиф. Писала в отдельном направлении «готического романа напряжения». «Сицилийский роман», «Роман в лесу», «Удольфские тайны». А вот «Итальянец» — обычный готический роман.
  • Б. Стокер «Дракула». Представлять не нужно.
  • Мери Шелли, «Франкнштейн». Тоже представлять не нужно.
  • Стивенсон, «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда»
  • Толстой Алексей Константинович: «Амена», «Упырь», «Семья вурдалака».
  • Эдгар Аллан По.
  • Гёте: «Фауст», «Коринфская невеста» и многое другое.
    • Впрочем с «Фаустом» не ясно. Это сложнейшее философское произведение которое писалось и переписывалось десятилетиями. В нём есть готическая составляющая, но она не самая крупная и далеко не самая важная.
  • «Ленора» Готфрида Бюргера, а также созданные по её мотивам «Людмила» и «Светлана» Жуковского.
  • «Вампир» Джона Полидори.
  • Гоголь, «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Видеоигры

Нео-Готика

(link)

Суть!

Отделилась от Готики старой школы, отбросив черты жанра ужасы, саспенса, детектива, триллера. Главным героем часто является не жертва, а сам вампир. Это не значит, что в классической готике не было произведений с главными героями — чудовищами — были (Франкенштейн, Варни-Вампир), но там особое внимание уделялось личной рефлексии протагониста, которая и являлась источником атмосферы ужаса. Существуют, однако, современные произведения, построенные по формуле «Варни» — например, настольная ролевая игра Vampire: the Masquerade (а вот видеоигра VtM: Bloodlines уже чисто нео-готика).

Отличительная черта современной готики — повышенная внешняя мрачность. В видеоряде преобладает черный плюс красный или желтый цвет, что сближает ее с нуаром. Герои часто бледные, даже если они люди. Если в готике старой школы акцент делали на духовные мучения, то в новой на конкретно-материальные, телесные. В отличие от темного фэнтези, в готике нет победившего вселенского зла, общая атмосфера ближе к черно-белой или даже серо-белой.

Поджанры современной готики:

  • Собственно готика. Редкий.
  • Вампирский роман.
  • Роман про оборотней, часто совмещён с вампирским.
  • Готика-мистика: адская. Про демонов и искушения.
  • Готика-мистика: привидения.
  • Сказочная готика по мотивам мрачных средневековых сказок.
  • Прочая нечисть вроде фейри. Встречается редко.

Так же стоит упомянуть отдельный недавно появившийся жанр: киберготика. Она же — отдельное направление молодежной субкультуры, появившейся в 1990 году. Является смесью киберпанка, антиутопии и постапокалипсиса с одной стороны и готическим направлением с другой. Общее содержание: вампиры в 432 веке.

Атмосфера современной готики

Современная готика сосредоточенна на внутренних переживаниях персонажа, его чувствах и эмоциях и посвящена прежде всего поиску самого себя в этом мире. Строгую ригидную мораль сменила современная гибкая, поэтому главным героем может оказаться и злодей, и герой с сомнительной репутацией. В ней нет четких полюсов добра и зла, хотя чёрная и белая краска все ещё присутствуют, разбавленные серой. Ангелы могут быть храмовниками, а демоны иметь архетип утренней звезды. Нелюди переходят из разряда чудовищ в часть это мира и наделяются человеческим качествами вроде способности любить или сострадать. Бог все ещё незримо присутствует, но может занять откровенно наплевательскую, а то и враждебную, позицию, к созданному им миру. Герой может сомневаться в своей вере или искать помощь другого бога, не рискуя сразу записаться в чернильно-чёрного злодея.

Строгую аскетичность готики XIV—XVI века сменяют современные декорации. Персонаж современной готики живёт в современном мире с техникой и моралью, близкой к современной постмодернисткой. События прошлого если и рассматриваются, то касаются относительно недавнего прошлого XVIII—XIX века, о более древних событиях упоминается вскользь. Встречаются откровенные эротические постельные сцены, зашедшие значительно дальше поцелуев, а некоторые приближаются к порнографическим. Есть и сцены подробно и правдоподобно описанного насилия. Впрочем, обычно их не слишком много: важнее показать внутренний мир персонажа. Если перейти грань — получится либо тёмное фэнтези, либо крайне низкопошибная пародия, которых пруд пруди. И ещё: в готике следует крайне осторожно применяют комические моменты, если используют их вообще. Иначе получится деконструкция и вся атмосфера уйдет.

Пример: падший ангел во плоти, думающий о раскаянье — ещё готика. А вот курящий и пьющий ангел-бабник, наслаждающийся своим положением, при этом неискренне изображающий раскаянье — уже деконструкция и «низкое фэнтези». Падший ангел, употребляющий чужие души на обед, завтрак и ужин против злого бога, собирающегося уничтожить мир — «тёмное фэнтези». Падший ангел в форме демона, который расчленяет прохожих и держит в страхе город — «ужасы».

В готике новой, как и старой, сильны мотивы угрызений совести, выбора, греха и наказания, возмездия. Если раньше зло наказывали высшие силы через своих проводников, теперь зло побеждается руками простых смертных. Ну или не совсем простых. Или даже не смертных. Но все равно оно побеждается.

Признаки нео-готики

  • ПАФОС. Ну куда же без него!
  • Викторианская внешняя стилистика.
    • Характерная для вампирских романов одежда: сложные платья с корсажами и многослойными юбками для женщин, строгие закрытые тёмные костюмы с высоким воротником для мужчин.
    • Характерное место событий: уже современный город, но с сохранившимися частными особняками, закрытыми клубами и прочими старыми строениями, которым не один век, обставленных внутри антикварной мебелью.
    • В настольных и видеоиграх уже стало отдельным элементом (само)пародии: персонаж нарочито одевается в одежду по моде прошедших веков и сохраняет у себя в доме такую же обстановку, даже если это его явно выделяет из толпы с риском для жизни!
  • Христианские мотивы: распятия, особенно серебряные, нательные кресты. Органные мотивы и песнопения. Черепа и кости как символы смерти и бренности плоти.
  • Атмосфера упадка, тоски и грусти по былому величию и прежнему блеску. Что-то ушло навсегда, его не вернуть. Отсюда же:
  • Все оттенки серого. Великие подвиги и великие герои остались в далёком прошлом. Нынешние герои и злодеи — их далёкие потомки, которые лишь хотят достичь прежнего уровня.
  • Рефлексирующие персонажи. Склонные к самоанализу, колебаниям, сильным эмоциям. Все оттенки чувств и эмоций, отношений, стремящиеся к мрачной гамме.
  • Мотивы потустороннего: Ада и Рая, Судьбы. Размышления персонажей и автора о награде и наказании за поступки, их правомерности.

Примеры

Литература

  • Смешанная и переходная готика:
    • Ширли Джексон, автор сборника «Лотерея». Стал родоначальником «психологической готики».
    • Анджела Олив Картер — основательница смежного направления «магического реализма»: смеси драмы, готики и мрачной средневековой сказки. В России известна по сборнику новелл «Кровавая комната». Так же написала «Shadow Dance» и «Magic Toyshop».
    • Тэнит Ли — мастер и основатель направления «мистическое фэнтези». «Замок Тьмы», «Кровавый Камень», «Тайные книги Парадиза», «Тайные книги Венеции», «Кровавая Опера».
    • «Дикая охота короля Стаха» Владимира Короткевича, стилизированная под Анну Радклифф.
  • Современная готика, прямая наследница готического романа:
    • Фрэнк Пол Уилсон, роман «Застава», 1981 год. Суперхит.
    • Грэм Мастерсон, самый популярный в мире современный автор «чистой» готики. Написал бесцеллер «Маниту». Так же автор романов «Prey», «Spirit», «The Chosen Child», «Trauma». (извините, с переводом названий у меня проблема. Кто знает — дополните, пожалуйста. В России они мало известны.).
    • Брайан Ламли, цикл «Titus Crow», «Некроскоп» о десяти томах (книжная полка). Ещё один мастер пера.
    • Рэмзи Кэмпбелла называют «современным Лафкрафтом». Его произведения: «The Doll Who Ate His Mother», «To Wake the Dead», «The Hungry Moon».
    • Джеймс Херберт, автор «The Dark», «The Magic Cottage», «Sepulchre». Он же автор романов «Крысы» и «Логово» о гигантских крысах.
  • Современные вампирские романы, отделившиеся от классического готического романа:
    • Том Холланд, стилизировал романы под классическую готику. «Вампир: История лорда Байрона», «Раб своей жажды».
    • Энн Райс: «Вампирские хроники», любовный роман в готической обстановке. Этого автора здесь хорошо знают.
    • Лорел Гамильтон: «Запретный плод», первый роман из цикла об Аните Блэйк. Сам цикл — гибрид нуара, детектива, городского фэнтези фэнтези и любовного романа.
  • Современная демоническая готика:
    • Денис Уитли. На русский язык переводится редко, а зря. Его книги оцениваются очень высоко.
      • «И исходит дьявол». В России известен как «Против Тьмы». Толстый роман о борьбе с демонами нескольких героев.
      • «Дочь Сатаны». Девочку 15 лет спасают от жертвоприношению демону отцом. По мотивам снят фильм, который обвиняли в педофилии из-за обнаженного тела несовершеннолетней. В остальном качественный фильм.
      • «Сатанист». Продолжение «Дочери Сатаны». Герой зачищает логово сатанинского культа. И эту книгу в чем только не обвиняли, хотя она является качественным романом.

Кино

  • Готичная «киноверсия» «Красной Шапочки» (2011 г.). Красная Шапочка, которая носит кроваво-красный плащ с капюшоном — оборотень, как и её бабушка. Ловить волка приезжают не простые охотники, как в сказке, а охотники за оборотнями.
    • Убить того, кого любишь. Охотник за оборотнями убил свою жену за то, что она оказалась оборотнем. Главгад-оборотень убил свою дочь, когда узнал, что она рождена не от него. А ведь дочерью явно дорожил: вырастил, да и оборотнем сделать хотел, чтобы вместе жить и охотиться.
  • «Битлджус»
  • «Эдвард Руки-Ножницы»
  • «Ворон»
  • Киносага «Другой мир», в роли главной героини — вампир.

Музыка

  • Из металла, «чистая» готика:
    • Готик-рок. Почему и как, очевидно.
    • Готик-метал.
    • Дарк-фолк
  • Пограничные с жанром «Тёмное фэнтези»:
    • Дум-метал
  • Прочее:
    • Дарквейв
    • Этереал-вейв
    • Дарк-фолк