Макгаффин: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(Новая страница: «{{TVTropes|MacGuffin|MacGuffin}} {{Q|Неважно, что это за вещь; важно, что все хотят ею обладать.|Альфред Хичкок}} '''Макга́ффин''' — предмет, вокруг которого закручивается сюжет. Макгаффин является источником конфликта между персонажами, но сам по себе в...»)
Строка 4: Строка 4:


Сам термин и концепцию макгаффина ввёл в оборот режиссёр Альфред Хичкок в 1935-м году в своём фильме «Тридцать девять ступеней». В 1966-м году в интервью Франсуа Трюффо он проиллюстрировал его с помощью истории:
Сам термин и концепцию макгаффина ввёл в оборот режиссёр Альфред Хичкок в 1935-м году в своём фильме «Тридцать девять ступеней». В 1966-м году в интервью Франсуа Трюффо он проиллюстрировал его с помощью истории:
{{Q|{{Перевод|Это может быть шотландским именем, взятым из истории о двух мужчинах в поезде. Один спрашивает: «Что это там у вас на багажной полке?» Другой отвечает: «Да это же Макгаффин». Первый спрашивает: «Что такое Макгаффин?». «Ну», — отвечает другой, — «это аппарат для поимки львов на шотландских нагорьях». Первый говорит: «Да ведь на шотландских нагорьях нет никаких львов!» А второй отвечает: «Ну, тогда это не Макгаффин!» Понимаете, Макгаффин — это ничего не значит.|It might be a Scottish name, taken from a story about two men in a train. One man says «What’s that package up there in the baggage rack?», and the other answers «Oh that’s a McGuffin». The first one asks «What’s a McGuffin?». «Well», the other man says, «It’s an apparatus for trapping lions in the Scottish Highlands». The first man says «But there are no lions in the Scottish Highlands», and the other one answers «Well, then that’s no McGuffin!». So you see, a McGuffin is nothing at all.}}|Интервью Хичкока}}
{{Q|{{Перевод|Это может быть шотландским именем, взятым из истории о двух мужчинах в поезде. Один спрашивает: «Что это там у вас на багажной полке?» Другой отвечает: «Да это же Макгаффин». Первый спрашивает: «Что такое Макгаффин?». «Ну», — отвечает другой, — «это аппарат для поимки львов на шотландских нагорьях». Первый говорит: «Да ведь на шотландских нагорьях нет никаких львов!» А второй отвечает: «Ну, тогда это не Макгаффин!» Понимаете, Макгаффин — это ерунда.|It might be a Scottish name, taken from a story about two men in a train. One man says «What’s that package up there in the baggage rack?», and the other answers «Oh that’s a McGuffin». The first one asks «What’s a McGuffin?». «Well», the other man says, «It’s an apparatus for trapping lions in the Scottish Highlands». The first man says «But there are no lions in the Scottish Highlands», and the other one answers «Well, then that’s no McGuffin!». So you see, a McGuffin is nothing at all.}}|Интервью Хичкока}}


Критерий, по которому можно определить, макгаффин перед вами или нет, прост. Надо только подставить вместо этого предмета какой-нибудь другой, и посмотреть, получится ли тот же сюжет. К примеру, «Двенадцать стульев»: представим, что в стул зашиты не [[Головоломка мадам Петуховой|брильянты мадам Петуховой]], а, скажем, карта с указанием, где зарыто золото Колчака. Будет тот же сюжет? Да легко. Ну, может, вместо отстроенного клуба самый конец чуть-чуть декоративно изменится. Ну, сами мимолётные описания бриллиантов придётся убрать, а название главы «Бриллиантовый дым» сменить. И всё. Следовательно, перед нами макгаффин.
Критерий, по которому можно определить, макгаффин перед вами или нет, прост. Надо только подставить вместо этого предмета какой-нибудь другой, и посмотреть, получится ли тот же сюжет. К примеру, «Двенадцать стульев»: представим, что в стул зашиты не [[Головоломка мадам Петуховой|брильянты мадам Петуховой]], а, скажем, карта с указанием, где зарыто золото Колчака. Будет тот же сюжет? Да легко. Ну, может, вместо отстроенного клуба самый конец чуть-чуть декоративно изменится. Ну, сами мимолётные описания бриллиантов придётся убрать, а название главы «Бриллиантовый дым» сменить. И всё. Следовательно, перед нами макгаффин.
Строка 113: Строка 113:
* [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]]: на протяжении первой половины игры в роли макгаффина выступает платиновая фишка. Герой — курьер, который должен был отнести её куда надо, а её, вот беда-то, отобрали; следовательно, надо забрать обратно и доставить. Макгаффином фишка остаётся до тех пор, пока не оказывается в руках у Курьера; тогда-то он узнаёт её истинное назначение (дискета с софтом для армии боевых роботов) и получает доступ к её потребительским свойствам.
* [[Fallout/Fallout: New Vegas|Fallout: New Vegas]]: на протяжении первой половины игры в роли макгаффина выступает платиновая фишка. Герой — курьер, который должен был отнести её куда надо, а её, вот беда-то, отобрали; следовательно, надо забрать обратно и доставить. Макгаффином фишка остаётся до тех пор, пока не оказывается в руках у Курьера; тогда-то он узнаёт её истинное назначение (дискета с софтом для армии боевых роботов) и получает доступ к её потребительским свойствам.
* Один из самых ярких примеров — Анкарский Саркофаг из [[Vampire: The Masquerade — Bloodlines]]. Всю игру практически все встречные [[вампир]]ы и многие люди, а может и сам(а) ГГ носятся с ним, как с писаной торбой, и всё ради чего? Ради древнего гроба! Ничего ценного — ни [[артефакт]]ов, ни знаний, ни даже волшебной кровушки Древнего — тот непоймикто, который был в саркофаге, уже почти до состояния скелета ссохся. Да и вообще, это не Древний, а просто [[Именно то, что написано на упаковке|мумифицированная мумия]], {{spoiler|только её поменяли на детонатор и пару ящиков C4}}.
* Один из самых ярких примеров — Анкарский Саркофаг из [[Vampire: The Masquerade — Bloodlines]]. Всю игру практически все встречные [[вампир]]ы и многие люди, а может и сам(а) ГГ носятся с ним, как с писаной торбой, и всё ради чего? Ради древнего гроба! Ничего ценного — ни [[артефакт]]ов, ни знаний, ни даже волшебной кровушки Древнего — тот непоймикто, который был в саркофаге, уже почти до состояния скелета ссохся. Да и вообще, это не Древний, а просто [[Именно то, что написано на упаковке|мумифицированная мумия]], {{spoiler|только её поменяли на детонатор и пару ящиков C4}}.
** Ну да, как же, всего лишь потенциальная кровь настолько могущественного вампира, что любого неоната превратит в старейшину, старейшину — сразу в патриарха, а этого самого патриарха — почти в самого Каина. Да и «вампир ссохся» звучит примерно так же, как «[[колобок]] повесился». Не самые могучие сородичи могут впадать в спячку на тысячетелетия, лишь бы не нашли и не высосали/выжгли. И по пробуждении максимум почесаться и пойти покушать. Что уж говорить об их прародителе…
** Ну да, как же, всего лишь потенциальная кровь настолько могущественного вампира, что любого неоната превратит в старейшину, старейшину — сразу в патриарха, а этого самого патриарха — почти в самого Каина. Да и «вампир ссохся» звучит примерно также, как «колобок повесился». Не самые могучие сородичи могут впадать в спячку на тысячетелетия, лишь бы не нашли и не высосали/выжгли. И по пробуждении максимум почесаться и пойти покушать. Что уж говорить об их прародителе…
* Бриллианты в [[GTA/Grand Theft Auto IV|GTA IV]] и в его дополнениях. В конце концов они достаются бомжу, подобравшему их на помойке.
* Бриллианты в [[GTA/Grand Theft Auto IV|GTA IV]] и в его дополнениях. В конце концов они достаются бомжу, подобравшему их на помойке.
* [[The Black Heart]]: все герои хотели завладеть Чёрным Сердцем — мистическим артефактом, способным дать его владельцу невероятное могущество. Однако в итоге оно досталось истинному антагонисту игры — принцу Яносу.
* [[The Black Heart]]: все герои хотели завладеть Чёрным Сердцем — мистическим артефактом, способным дать его владельцу невероятное могущество. Однако в итоге оно досталось истинному антагонисту игры — принцу Яносу.

Версия 22:33, 27 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья MacGuffin. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Неважно, что это за вещь; важно, что все хотят ею обладать. »
— Альфред Хичкок

Макга́ффин — предмет, вокруг которого закручивается сюжет. Макгаффин является источником конфликта между персонажами, но сам по себе в сюжете не участвует (а значит, его потребительские свойства совершенно не важны). Например, бриллианты в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» — классический макгаффин.

Сам термин и концепцию макгаффина ввёл в оборот режиссёр Альфред Хичкок в 1935-м году в своём фильме «Тридцать девять ступеней». В 1966-м году в интервью Франсуа Трюффо он проиллюстрировал его с помощью истории:

« Это может быть шотландским именем, взятым из истории о двух мужчинах в поезде. Один спрашивает: «Что это там у вас на багажной полке?» Другой отвечает: «Да это же Макгаффин». Первый спрашивает: «Что такое Макгаффин?». «Ну», — отвечает другой, — «это аппарат для поимки львов на шотландских нагорьях». Первый говорит: «Да ведь на шотландских нагорьях нет никаких львов!» А второй отвечает: «Ну, тогда это не Макгаффин!» Понимаете, Макгаффин — это ерунда. »
— Интервью Хичкока

Критерий, по которому можно определить, макгаффин перед вами или нет, прост. Надо только подставить вместо этого предмета какой-нибудь другой, и посмотреть, получится ли тот же сюжет. К примеру, «Двенадцать стульев»: представим, что в стул зашиты не брильянты мадам Петуховой, а, скажем, карта с указанием, где зарыто золото Колчака. Будет тот же сюжет? Да легко. Ну, может, вместо отстроенного клуба самый конец чуть-чуть декоративно изменится. Ну, сами мимолётные описания бриллиантов придётся убрать, а название главы «Бриллиантовый дым» сменить. И всё. Следовательно, перед нами макгаффин.

А вот если во «Властелине Колец» вместо Единого кольца подставить, скажем, сильмарилл Феанора — получится ерунда. Следовательно, перед нами не макгаффин.

Подвиды:

  • Золотой унитаз — абсурдный или просто очень повседневный предмет, ценность которого обусловлена лишь тем, что он на самом деле сделан из драгоценного материала.
  • Макгаффин-контейнер — ценность представляет не сам макгаффин, а нечто спрятанное внутри него. Педаль в пол — если читатель никогда не узнаёт, что внутри макгаффина.
    • Головоломка мадам Петуховой — целая куча макгаффинов-контейнеров, а ценность спрятана внутри какого-то одного; остаётся перепробовать все методом научного тыка.
  • Фальшивый макгаффин — в действительности бесполезный предмет, часто играет роль красной сельди.
  • Слитый макгаффин — а этот вполне себе настоящий, и даже вроде что-то делает, но его реальная роль в сюжете несопоставима с разведённой вокруг него шумихой.
  • Странный макгаффин — этот предмет действительно ценен… с точки зрения того, кто его спрятал, а представления о ценном у него странные.
  • Своевольный макгаффин — его ни за что не найдёшь, если он сам не захочет, чтобы ты его нашёл.
  • Ходячий макгаффин — в роли макгаффина выступает не предмет, а живое существо/персонаж.
  • Макгаффин-место — макгаффином является определённое место само по себе.

Действия с макгаффином:

Примеры

Общие случаи

Литература

  • А. Н. Толстой, «Золотой ключик, или Приключения Буратино» — золотой ключик. Карабас-Барабас знает, какую дверь им открыть, но не знает, где она. Когда узнаёт (от Буратино), ключика у него уже нет. Буратино, получив ключик, ищет адрес места с нужной дверью, находит и открывает нужную дверь. Что за дверью, никто не знает, говорят, что там — счастье. Перед этим на двери оказывается портрет самого Буратино. Откуда, интересно, он там взялся?
  • Роберт Браунинг, «Роланд до Замка Чёрного дошёл» — да-да, та самая баллада, которая вдохновила Стивена Кинга на «Тёмную Башню». Педаль в асфальт: протагонист кладёт всю свою жизнь на то, чтобы найти Чёрный Замок — и в последних строках таки находит. Но никто не объясняет, что, собственно, в этом замке такого ценного.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу» — первая часть так и называется: «Суета вокруг кота дивана». Для Корнеева это транслятор магического поля, для Редькина — возможное вместилище легендарного «Белого тезиса», для зав. АХЧ Камноедова — предмет инвентарный № такой-то, не подлежащий порче и разбазариванию.
  • Сепульки из рассказов о Ийоне Тихом также вполне макгаффин.
  • В. Крапивин, трилогия «Острова и капитаны» — повесть Курганова о путешествии Крузенштерна, в первую очередь. Вся трилогия вращается вокруг неё. В первой части Толик становится первым её читателем и спасает последний экземпляр повести, когда автор, разочаровавшись было, уничтожил остальные. Во второй части выросший Толик рассказывает другим о пропавшей рукописи. В третьей — его сын Егор разоблачает лже-писателя, присвоившего авторство книги себе, и добивается, чтобы повесть напечатали. Помимо неё в трилогии встречается и ещё несколько предметов, годящихся на роль сабжа:
    • Старый корабельный хронометр, доставшийся Толику от Курганова, а после принадлежащий ещё нескольким героям, каждый из которых не променял бы его ни на какие сокровища.
    • Учебная граната, едва не присвоенная Гаем в Севастополе.
    • Машинка «Ундервуд», на которой в своё время была напечатана повесть Курганова, а в третьей части через много рук доставшаяся братьям Ямщиковым.
    • Сами газеты, «Новости Находки», которые не дал уничтожить Егор.
  • Лоис М. Буджолд, «Союз капитана Форпатрила» — брошенная подземная база цетагандийцев на Барраяре Никто точно не знает, что там, но все, кто про неё слышал, сразу хотят её найти.
  • Б. Акунин, «Детская книга» — райское яблоко, которое выглядит как круглый радужный алмаз. Вокруг этого алмаза крутится весь сюжет.
    • «Детская книга для девочек», написанная позже, тоже использует этот артефакт для сюжета.
  • Джонатан Страуд, «Трилогия Бартимеуса. Амулет Самарканда» — угадайте что? Амулет Самарканда.
  • «Чёрная эстафета» Вохи Васильева — классическая гонка за макгаффином. Что характерно, нам так и не расскажут, что именно макгаффин представляет из себя.
  • ГПВ (Глюкозно-полисахаридное ведёрко) в серии книг Лемони Сникета «33 несчастья». Как и в «Чёрной эстафете», на протяжении всей серии ни читатели, ни сами персонажи так толком и не выясняют, что же такого ценного спрятано в нём, но все желают его заполучить.
    • В сериале указано, что там сахар, скрещенный с хреном, что является противоядием от медузообразного мицелия. Правда, узнают Бодлеры это только в самом конце…
  • Чайна Мьевилль, «Шрам» из цикла «Бас-Лаг: Нью-Кробюзон» — магическая статуэтка Сайласа Феннека, за которой охотятся гриндилоу, в оригинале называется «magus fin» (почти «макгаффин»). В конце концов выясняется, что статуэтка — даже не макгаффин, и гриндилоу на самом деле ищут другой предмет.
  • Алан Гарнер, «Волшебный камень Бризингамена» — камень Огнелёд, поддерживающий чары Фундиндельва и, соответственно, сон короля под холмом. Сьюзен всю книгу носила его на браслете.
  • Бо́льшая часть творчества Дмитрия Емца.
  • М. Уэйс, Т. Хикмэн, «Камень Владычества» — собственно, Камень Владычества. Нет, в разобранном виде он очень даже функционален. Но вот когда начиная с конца первого тома все рвутся его собрать… Выглядит это примерно так же естественно, как желание Боромира завладеть Единым Кольцом ради спасения Гондора. Ну, получишь ты Кольцо, дальше-то что делать будешь? С чего вдруг после этого под твои знамёна соберётся неведомо откуда взявшаяся армия?.. Но отсутствие логики у Боромира хотя бы объясняется психотропным влиянием того же Кольца. Что же до Камня — тут авторам пришлось придумать обоснуй: есть-де пророчество о том, что тот, кто соберёт все части Камня, получит от богов крутую ачивку и много плюшек (без конкретики). Но вот беда: собирать Камень начинают ещё до пророчества. Что Хельмос собирался с ним делать во время обороны города — одним богам известно.
  • Дмитрий Овсянников «Осколки Сампо». Само Сампо, откуда ни посмотри! Внутри мира даже его создатели, Вяйнямёйнен и Ильмаринен, принявшись за работу, до конца не представляли, что это такое. Ильмаринен и в народной традиции действовал методом научного тыка. ИРЛ даже сказители, певшие руны о Сампо, не могли определить этот загадочный предмет, что рождало у исследователей карельского эпоса довольно любопытные гипотезы. Волшебной мельницей Сампо стало уже в адаптациях. Не представляют себе Сампо и главные герои романа, занятые его поиском. Внезапно четкое представление имеют викинги, занятые тем же — но в их распоряжении с самого начала находится одна-единственная, уже адаптированная версия легенды о Сампо. Значение и природа Сампо раскрывается лишь в конце романа.
  • Терри Гудкайнд, цикл «Меч Истины». Сам меч же! Будь это Вилка Истины, стреляющая заклинаниями, сюжет бы не изменился. И «танец со смертью» тут ни при чём, это классический архетип «помощь героев прошлого».
  • Георгий Садовников, «Продавец приключений» — блямбимбомбам. Пример из палаты мер и весов: никто не знает, что это такое и где находится, но все его ищут.
  • «Обречённые» Сергея Тармашева — чемодан Ферзя с уликами на его подельников. Полторы книги герой гоняется за ним, и даже видит на расстоянии вытянутой руки. Но что именно там - не показывают.
  • «Повелитель Ночи» Спуриэра Саймона — корона Нокс, завещанная Кёрзом Зо Сахаалу. Весь сюжет крутиться вокруг попыток последнего получить своё - и, соответственно, попыток эльдар корону украсть. Сама по себе корона является артефактом и помогает справляться с влиянием хаоса, но каких-то сногсшибательных свойств не имеет и ценна больше как символ.
  • «Восход чёрного солнца» Драко Локхарда — шифровка Ри, как и артефакт Пояс Богов, который с её помощью можно найти. Весь «Восход тёмного солнца» значительная часть персонажей пытается его достать, а Ри, соответственно, донести своё сообщение до людей короля. И в итоге всё кончается провалом: король оказался вассалом Элирании, шифровка была прочитана Альтаиром, из-за чего обретённый артефакт достался заметившему партию приключенцев Наследнику, а драконы — разбросаны по измерениям. А Ри, уставшая быть с кем-то и решившая достать Пояс лично, спустя месяцы в джунглях нашла только Джихана, рассказавшего ей о том, что никакого Пояса на месте уже нет.

Кино

  • «Невероятные приключения итальянцев в России» — клад, зарытый бабушкой Ольги.
  • «Джентльмены удачи» (1971) — золотой шлем Александра Македонского.
  • «Гардемарины» — архив Бестужева.
  • «Криминальное чтиво» — чемоданчик для мистера Уоллеса.
  • «День Доктора» — супероружие Сущность момента может быть ещё и ходячим макгаффином.
  • «Миссия невыполнима 3» — некий ценный секретный предмет под кодовым названием «кроличья лапка» — настолько откровенный макгаффин, что ни герой, ни зрители так и не узнают, что же это такое и в чём его ценность.
  • «Кодер» — субверсия: диск с секретными данными, за которым весь фильм идёт охота, выглядит сущим макгаффином, пока в последних кадрах не выясняется, зачем именно был нужен этот диск, после чего весь сюжет предстаёт в новом свете.
  • «Команда „А“», киноверсия 2010 г. — комплект клише для печати «совсем как настоящих» американских долларов. Ни разу не использован по назначению.
  • «Люди в чёрном» — миниатюрная галактика, за которой охотится инопланетный жук (вернее, таракан).
  • «Флешка»: собственно, флешка. Она же слитый макгаффин. И слитый финал заодно.
  • «Трасса 60» — аверсия: посылка, которую главгерой должен был доставить, на сюжет не влияла.
  • «Корона и дракон» — Фолерика, рог единорога и единственное оружие, способное уничтожить дракона.
  • «Часто задаваемые вопросы о путешествиях во времени» — действие разворачивается вокруг оставленной на столе в баре записки. Что на ней — неизвестно, но все персонажи, увидев ее, приходят в восторг, а авторов почитают едва ли не за святых.
    • «Рок-н-рольщик» — похожий эффект производила картина Омовича, на поисках которой частично завязан сюжет.
  • «Плохие времена в отеле „Эль Ройял“» — содержимое плёнки, которую прятал у себя Майлз. Точнее, содержимое известно — компромат на некую публичную личность, умершую незадолго до событий фильма. Зритель так и не узнает, кто это.
    • Секс Джона Кеннеди и Мэрилин Монро, который случился незадолго до смерти первой (да и второй пережил её всего на год)?
    • Секс Мартина Лютера Кинга — «любителя много говорить» — и некой особы? События в фильме происходят в 1969 г., о чем говорит выступление Никсона по телевизору, а Кинга убили в 1968).
  • «Трансформеры» — все 5 фильмов Майкла Бэя: Куб в первом, Матрица Лидерства во втором, Космический мост в третьем, Зерно в четвёртом, Посох в пятом.
  • «Жмурки» — чемодан с героином, из-за которого и началась вся история.

Телесериалы

  • «Гостья из будущего» — конечно же, миелофон! — с фитильком, потому как Алиса юзает аппарат по прямому назначению во время поисково-спасательной операции.
  • «Пан или пропал» — загадочное «письмо Эдека», оказавшееся дискетой с компьютерной игрушкой, в которой закодирован номер счёта с награбленными деньгами.
  • «Учитель в законе», третий сезон («Возвращение»). Коробочка с редкими и сверхдорогими жёлтыми алмазами. В финале первой арки Ваня по незнанию выбросил их в мусорный контейнер, приняв за простые стекляшки (!).
  • «Гримм» — то, что гриммы охраняли несколько веков от желающих им завладеть. Один из ключей с частью карты к нему Ник получил в первой же серии. В 5-м сезоне оказывается куском деревяшки, обладающим способностью излечивать смертельные раны. В 6-м сезоне оказывается недостающей частью посоха в руках Разрушителя.
  • «Великолепный век» и «Кёсем» — любимое кольцо Хюррем-султан вполне тянет на сабж. Изначально было просто красивым подарком от Сулеймана, а после смерти Хюррем превратилось в символ женской власти, которым некоторые настолько сильно жаждали обладать, что не гнушались и снять его прямо с трупа предшественницы.

Мультфильмы

Комиксы

  • DC Comics — уравнение Анти-Жизни, которое так упорно ищет Дарксайд. Однажды Дарксайд узнал о существовании уравнения жизни, дающего свободную волю, и сделал вывод, что должно существовать и уравнение анти-жизни, позволяющее поработить волю любых разумных существ. Нет никаких точных данных, что оно действительно существует (по крайней мере, в основной вселенной DC), а даже если существует, неизвестно, верна ли теория Дарксайда.
  • В комиксах о черепашках-ниндзя издательства Archie неоднократно фигурирует Тарнстоун — сфера, с помощью которой можно менять окружающую реальность одним усилием воли. Изначально Тарнстоуном владела инопланетянка Черубе, а Крэнг пытался его отобрать. В конечном итоге камнем завладели Сыновья Безмолвия и скрылись с ним в другом измерении. Через несколько лет они телепортировали к себе Донателло и вручили Тарнстоун ему, чтобы посмотреть, что он сможет с ним сделать. Но сила артефакта едва не свела черепашку с ума, и от безумия его смог спасти только биоробот Сарнат. Решив, что только он может владеть такой силой, Сарнат отсылает Донателло к его братьям, а Сыновей Безмолвия — в другой уголок вселенной. Таким образом, у Тарнстоуна наконец появился достойный хранитель, и он никогда не попадёт в дурные руки.

Веб-комиксы

  • Oglaf — сыграно зигзагом с волшебной шкатулкой, заставляющей желать ее содержимое.

Аниме и манга

  • Sailor Moon — Серебряный Кристалл (1 сезон), три талисмана, образующие Святой Грааль, а затем и он сам (3 сезон).
  • Hack//Roots — субверсия: «Virus Core», таинственный предмет, способный изменять структуру игры без вмешательства администратора, разыскивается героями почти половину сезона, но в итоге оказывается ловушкой, а охота на деле велась за уникальным игроком, которого невозможно было ни поймать, ни победить в честном бою.
  • Sagrada Reset — камешек, владелец которого мог управлять всеми способностями
  • Alexander Senki: платоногедрон. Что это вообще за штука? Читайте: «Философия четырёх элементов Платона содержит в себе особый математический смысл, позволяющий обнаружить принцип строения всей вселенной в твёрдом теле — платоногедроне. Артефакт был создан Платоном в подземельях Самофракии при помощи архит гномона. Таким образом, всё основано на четырёх элементах (земле, огне, воде и воздухе), а первичным принципом вселенной является Сфера. В последствии, весь мир был помещён в платоногедрон, который стал его истиной и истоком всего порядка». Вот так! Понимайте как знаете.
  • JoJo's Bizarre Adventure : во второй части это Красный Камень, в четвёртой — Стрелы, в седьмой — Святой Труп (являющийся трупом самого Иисуса).
  • Golden Kamuy — похищенное золото айнов, которое ищут герои.
  • Атака Титанов — тот самый подвал, до которого удалось добраться лишь в конце третьего сезона.
  • One Piece — обозначенное в названии сокровище, чтобы оно собой не представляло.

Видеоигры

  • Leisure Suit Larry Goes Looking for Love (in Several Wrong Places): в руки Ларри Лаффера случайно попадает спрятанный в музыкальный инструмент шпионский микрофильм, за которым охотятся КГБ и учёный-злодей. При этом сам Ларри (в отличие от игрока) понятия не имеет, чем именно он обладает (попытка как-то использовать микрофильм приводит к сообщению «вы не знаете, что у вас есть микрофильм и не можете его использовать»). В конце концов микрофильм так же случайно уничтожается.
  • Fallout 2: героя посылают на поиски артефакта под названием Г. Э. К. К., с помощью которого старейшина рассчитывает возродить деревню. Когда герой возвращается с Г. Э. К. К.ом, деревня оказывается уничтоженной. По факту, его работу мы наблюдаем только в финальной заставке.
  • Fallout: New Vegas: на протяжении первой половины игры в роли макгаффина выступает платиновая фишка. Герой — курьер, который должен был отнести её куда надо, а её, вот беда-то, отобрали; следовательно, надо забрать обратно и доставить. Макгаффином фишка остаётся до тех пор, пока не оказывается в руках у Курьера; тогда-то он узнаёт её истинное назначение (дискета с софтом для армии боевых роботов) и получает доступ к её потребительским свойствам.
  • Один из самых ярких примеров — Анкарский Саркофаг из Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Всю игру практически все встречные вампиры и многие люди, а может и сам(а) ГГ носятся с ним, как с писаной торбой, и всё ради чего? Ради древнего гроба! Ничего ценного — ни артефактов, ни знаний, ни даже волшебной кровушки Древнего — тот непоймикто, который был в саркофаге, уже почти до состояния скелета ссохся. Да и вообще, это не Древний, а просто мумифицированная мумия, только её поменяли на детонатор и пару ящиков C4.
    • Ну да, как же, всего лишь потенциальная кровь настолько могущественного вампира, что любого неоната превратит в старейшину, старейшину — сразу в патриарха, а этого самого патриарха — почти в самого Каина. Да и «вампир ссохся» звучит примерно также, как «колобок повесился». Не самые могучие сородичи могут впадать в спячку на тысячетелетия, лишь бы не нашли и не высосали/выжгли. И по пробуждении максимум почесаться и пойти покушать. Что уж говорить об их прародителе…
  • Бриллианты в GTA IV и в его дополнениях. В конце концов они достаются бомжу, подобравшему их на помойке.
  • The Black Heart: все герои хотели завладеть Чёрным Сердцем — мистическим артефактом, способным дать его владельцу невероятное могущество. Однако в итоге оно досталось истинному антагонисту игры — принцу Яносу.
  • Око Магнуса в линии квестов Коллегии магов в Skyrim — некий могущественный артефакт, чья сущность, происхождение и предназначение (а также, в общем, и большинство способностей) так и остаются неясными. В конце, после того, как свихнувшийся по артефакту злодей едва не устроил катастрофу, его тупо забирают в неизвестном направлении местные монахи ордена Псиджик, причём не ясно, что мешало им это сделать с самого начала.
  • Portal — в конце эксперимента вы обязательно получите тортик.
  • Dungeon Crawl Stone Soup — Orb of Zot. Конечная цель игры — вернуться с ним на поверхность, так же за ним охотятся другие приключенцы, которых можно встретить в подземелье. Что делает и зачем вообще нужен этот артефакт, так и останется неизвестным.
  • BlazBlue — Гримуар Лазурного Пламени, он же БлейзБлю. Артефакт, изменяющий реальность в соответсвии с желаниями обладателя. Из-за попыток сначала призвать, а затем открыть Лазурные Врата, за которыми он находится, и начался весь сыр-бор в серии.
  • Горн из Mass Effect 3 — центральным стержнем игры является его постройка, а когда он наконец построен, он не работает как предполагалось.
    • Mass Effect 1 — Канал, средство для возвращения Жнецов. На самом деле демоверсия ретранслятора