Неизменяемый ландшафт
Обычно в стратегиях можно снести все здания, а вот изменить ландшафт — фиг! Даже мощнейшие взрывы не оставляют воронок. Классический пример — Starcraft: ядерная ракета сносит все войска и все постройки в зоне поражения, а вот траве и деревьям хоть бы хны.
Родственный троп для шутеров — пуленепробиваемый картон, причём и в шутерах ландшафт неизменяемый.
Нечто подобное наблюдалось в классической анимации, где подвижные и неподвижные объекты рисовались разными художниками на разных листах целлюлоида в разных стилях (для лучшего контроля подвижных изображений у них должны быть четкие контуры и ограниченная цветовая палитра), поэтому часто заранее видно, какие объекты в данной сцене будут двигаться, а с какими ничего не случится.
Где встречается необоснованно
- Starcraft. Могли же хотя бы деревья как-то реагировать на творящийся атомный беспредел! Неужели они в этих мирах настолько абсурдно-выносливы?..
- В сиквеле деревья, трава и прочее уже прекрасно на всё реагируют. Упала ядерка — сгорели. Землю залила слизь зергов — всохли.
Где НЕ встречается
- Оригинальный FarCry. Гранаты и ракеты оставляют в песке пляжа довольно воронки, которые могут использоваться в качестве окопа.
- Dune II. После взрывов остаётся много-много воронок.
- Emperor: Battle for Dune — ландшафт можно выстрелами и взрывами сильно испортить. В книге именно так и сделали.
- Серия Command and Conquer, включая Red Alert. Очень много ландшафтных объектов разрушаемо. Начиная со второй части в земле остаются вмятины.
- Spore — можно заниматься терраформингом, меняя климат и атмосферу, а можно и создавать и срывать горы, рыть и закапывать моря…
- Age of Wonders — изрядную часть ландшафта можно видоизменить соответствующей магией или техникой. Но есть и неизменяемые участки.
- Sid Meier's Civilization II+: Ядерное оружие способно превращать регионы в пустыни. Глобальное потепление также изменяет ландшафт. Также практически любой ландшафт способны изменить инженеры.
- Идейные наследники Total Annihilation, такие как Spring и Supreme Commander, поддерживают терраморфинг: зона соприкосновения противостоящих войск очень быстро превращается в лунный ландшафт, а применение вундервафельных вооружений, которых тут хватает, приводит к ещё более впечатляющим результатам (особенно когда снаряд атомной пушки падает в центре вражеской базы посреди нескольких термоядерных реакторов).
- Supreme Commander — можно ломать лес, валуны и обломки техники, а мощная артиллерия, стратегические бомбардировщики и «ядерные» взрывы оставляют вполне себе воронки. Также, поскольку карты здесь не идеально ровные как во многих других RTS, при начале постройки здания может измениться ландшафт под ним если он был с небольшим уклоном, что иногда приводит к невозможности построить что-либо рядом. А на одной фанатской карте даже нашли эксплойт для её перекрытия от наземных юнитов таким способом.
- Transport Tycoon. Добротный денежный мешок может даже тропический океан превратить в зелёный оазис, всё ради вас, дорогие людишк… долгосрочные капиталовложения в развитие региона.
- В Dawn of war 2 и её аддонах большая часть окружения разрушаема. Конечно, горы или леса, ограничивающие локацию, вы не уничтожите, но вот мост или ничейные здания и укрепления — вполне. Также в первой части снаряды оставляют солидные воронки и следы применения оружия.
- Myth (не аркада а стратегия) — бомбы гнома имеют свойства оставлять настоящие вмятины на ландшафте
- Salem (MMO) — игрок способен изменять ландшафт кроме болота и воды.
- Haven and Hearth(MMO) — игрок способен изменять ландшафт кроме болота, воды и гор.
- WarCraft III — с фитильком. Валить лес и разрушать некоторые детали ландшафта (например, крепостные стены) могут рабочие и осадные орудия, а от последних на земле на какое-то время остаётся след (например, воронка от разрыва бомбы или файербола). Ну и, разумеется, порча, которую здания нежити распространяют, а других наций наоборот, аннулируют. Но вот повышение-понижения уровня земли или воды возможно только по скриптам — в TFT есть для этого инструменты.
- Вангеры — изменяемость ландшафта впечатляет и по нынешним временам. Причём игра может сохранять все изменения, и если не отключить это специально, они накопятся до превращения уровня в непролазный кошмар.
- «Периметр» — от создателей предыдущего пункта, в той же вселенной и похожими свойствами уровня, и вообще большая часть геймплея на этом построена: строить и добывать энергию можно только на идеально ровной поверхности средней высоты изначального ландшафта. Сделали подкоп под здание — оно получает урон, перепахали кусок свободного места — минус энергия. С подобными целями можно даже засылать рабочих.
- Factorio — ландшафт на двухмерной карте несложен и ничуть не мешает превращению зелёной планеты в один сплошной завод: огнемёты выжигают леса пожарами, водоёмы можно засыпать, а скалы взорвать динамитом. Атомная бомба с релиза же испепеляет в эпицентре всё и оставляет видимое даже
из космосав режиме карты пятно мёртвой земли. - Teardown - с прикрученным фитильком. На оригинальных картах разрушаемо почти всё, но вот ландшафт разрушаем лишь частично. Полностью разрушаемый ландшафт встречается лишь на некоторых картах, устанавливаемых как моды.
Где доходит до инверсии
- Worms, двухмерные серии из линейки и Worms 3D тоже. Задавшись целью или в пылу боя, можно срыть локацию выстрелами подчистую.
- Pocket Tanks — полностью аналогично Worms.
- Minecraft. Вся игра — инверсия этого штампа.
- Voxelstein 3D — педаль в пол, выстрелами из пистолета, если начитерить патронов, теоретически можно разрушить весь уровень. И это шутер.
- Периметр — терраформинг является неотъемлемой частью геймплея.
- Populous. Основная функция «небесной канцелярии» игрока — наращивать горы, выравнивать горные массивы, топить сушу и подымать её из недр морских.
- Pixel Fodder — полная инверсия. Любые блоки (кроме железных плит, но и те редко встречаются) можно легко уничтожать. Доходит до эксплойтов: так, можно нейтрализовать яму с шипами, сделав под неё подкоп. А если у противника есть артиллерийская установка, от уровня может не остаться вообще ничего, кроме декораций фона.
- Red Faction рекламировалась как FPS с разрушаемым окружением — взрывчатка оставляла дыры в стенах, полах и потолках, и авторы иногда сознательно использовали особенности своего движка: например, в одном месте игрок должен был пробить взрывчаткой стену рядом с запертой дверью, в другом он должен был прятаться от огня артиллерийских орудий за камнями, которые эти орудия разрушали кусок за куском. Но иногда всё же авторы делали те или иные преграды неразрушимыми, а одна из «глав» целиком происходила на орбитальной станции с неразрушимыми перекрытиями — будь они разрушаемыми, неудачный бросок гранаты мог бы привести к взрывной декомпрессии.
- Starbound — некоторые пушки из дополнения FrackinUniverse разносят блоки в пределах одного экрана.
- Broforce — тут разрушается всё, кроме лестниц, как раз для того, чтобы игрок мог хоть как-то перейти на следующий этап уровня после очередной эпичной вакханалии.
- Transport Tycoon Deluxe и OpenTTD — если не устраивать хардкор настройками и модами, после середины игры можно позволить себе засыпать моря и срывать горы просто ради места для устройства ещё одной железнодорожной развязки размером с мегаполис.
Штампы. Явления и идеи | |
---|---|
Эффекты | Эффект бабочки • Эффект Ворфа • Эффект горностаевой мантии • Эффект Дульсинеи • Эффект Йетса • Эффект неуловимого Джо • Эффект Светлячка |
Законы | Алгоритм сортировки зла • Алгоритм сортировки смертности • Власть — это сила vs Главный — не значит сильный • Волшебные законы физики • Закон Годвина для путешествий во времени • Закон Джона • Закон злодейской смены стороны • Закон об оружии в фэнтези • Закон обратной отдачи • Закон Осмозиса Джонса • Закон По • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Закон сортировки крутости в аниме • Закон сохранения деталей • Закон сохранения ниндзюцу vs Сила толпы • Законы роботехники • Ирония отставки • Молитвы — пища богов • Не убий • Правила злого властелина (Оригинал • Кодекс • Правила дракона • Правила грамотного драконоборца) • Правило 34 • Правило 63 • Правило 85 • Правило драмы • Правило крутизны • Правило прикольности • Принцип меньшего зла • Принцип наилучшего развития событий • Скупой платит дважды • Уровень некомпетентности |
Явления | 555 • Адская косметология/Каннибальское бессмертие • Ангст? Какой ангст? • А вот и я! • А он вовсе не такой! • А он там был один такой (Теперь они там все такие • Раса из одного) • Аура невидимости • Ахиллесова пята (Ахиллесова фигня • Бэкдор) • Бегство от зверя • Бегство от зомби • Безумная клёвость • Бесконечный запас крови • Бесконечный источник ресурсов • Бескровная резня • Бесполезный огнестрел (Огнемёты — это отстой)/Полезный огнестрел/Огнестрел — это страшно • Бессменный телохранитель • Бессонница • Бешеный гнев • Биохимических барьеров не существует (Разум превыше биохимии vs Против биохимии не попрёшь) • Бой за скамейку • Боливар не вынесет двоих • Быстрее, чем кажется • Вам террористы, нам партизаны • Вас здесь не стояло! • Вежливость — признак слабости • Вербальный тик • Верность до конца • Вечная загадка (Жёлтый теннисный мяч • Каждому своя разгадка) • Вечное полнолуние • Вирус ненависти • Вирусное превращение • В каждой бочке затычка • Внутри больше, чем снаружи • В общем, все умерли • Воздушное ясновидение • Враг силён твоим страхом • Враг — это честь • Всесокрушающий против несокрушимого • Въевшаяся привычка (Вербальный тик • Характерный тик) • Гамбургский счет • Героическая сила воли • Героическое упорство • Гештальт • Главная тайна • Глупый пароль • Говорит сам с собой • Голливудское Вуду • Голоса в голове • Голубой экран смерти • Горизонт отчаяния • Двойная жизнь (Ночная жизнь) • Декоративные сиськи • Деньги — фетиш • Детская неуязвимость • Джаггернаут • Дискриминация убийц • Доигрался в кошки-мышки • Дом разделённый • Допустимая жанровая условность • Дофига миров • Дыхание Дарта Вейдера • Её зовут Вера • Жанровая слепота • Жанровая смекалка (Спасительное знание преданий) • Жанровая ошибка • Жестокость во благо vs Жестокое милосердие • Зависть • Закадровое гуро • Замороженное время • Запрет на ГМО • Запрет на трансгуманизм • Зашкаливающее самомнение (Комплекс бога vs Я не бог) • Земля дрожит от шагов • И всё-таки они друг друга любят… • Игра в снежки • Избыточный физиологизм • И он может улыбаться vs Не умеет смеяться • Иное время • Ирония судьбы • Исчез в клубах логики vs Вера — это сила • Карманная вселенная • Кармическая справедливость • Катастрофа, но не беда • Колотить по клавиатуре • Комплекс Пиноккио • Красивый — не значит хороший/Красивый — значит хороший • Красное Кольцо Смерти • Красота остаётся незапятнанной • Кровожадное мироздание • Кровь фонтаном • К этому привыкаешь • Легенды преувеличивают • Ловушка для любопытных (Нельзя, но очень хочется) • Ловушка для сердобольных • Луковые слёзы • Любит прикосновения • Маклаудство • Мастерство длинной руки • Меня боялся сам Флинт • Миллионы — это статистика • Минувшие приключения • Мины издают звук перед взрывом • Момент губастого аллигатора (Неуместный Сталин vs Бревно Ильича) • Морда кирпичом • Моральный тупик • Мультикилл • На лицо ужасные, добрые внутри • Наплечный симпозиум/Головной симпозиум • Нарушитель личного пространства • Начальник куда пошлют • Не было гвоздя • Не в деньгах счастье • Неверие с броском • Не команда • Не любит прикосновений • Не отбрасывает тени • Неправедно нажитое впрок не идёт • Неладно скроен, но крепко сшит • Ненавидит праздник • Неправдоподобно убедительная маскировка (Слышишь, мы кошки) • Нет антагониста • Неуловимый Джо • Неуместный инвалид • Нечаянное пророчество • Нечеловеческая мимика • Нечеловеческая психология • Обнять и плакать • Образ врага • Одним миром мазаны • Одномерное мышление • Односторонне невыносимые условия • Одностороннее соперничество • Они живые! • Опошленная ситуация • Оральная фиксация • Орлангур • Остерегайтесь (глупых • добрых • тихих) • Особая примета • Отказ от страстей • Отсутствие эмпатии • Отчаянное желание внимания • Отчаянное желание привязанности • Передозировка милоты • Передозировка эликсира молодости • Перекачаешься — лопнешь • Пленных не обыскивают • Плоская Земля • Плохие эльфы • Победа скучна • Повадился кувшин по воду ходить • По нарастающей • Популярное заблуждение (Историю пишут победители • Цитата-бастард) • Поцеловать ногу • Почерки (Почерк врача, Как курица лапой, Пишет печатными буквами, Каллиграфический почерк) • Праздник непослушания/Судная ночь • Превращение в змею помогает • Предатель как бы намекает • Принцессы не какают • Принять оскорбление как комплимент • Проблема доверия • Проблемы с коммуникацией убивают (Недопонимание) • Проверенное временем • Проверка на вшивость (Докажи, что ты злодей) • Прозрение равносильно освобождению • Против биохимии не попрёшь • Профессиональный риск ментора • Профессиональный риск напарника • Психиатрия — это страшно • Психическое кровотечение • ПТСР • Публика — сволочь • Пугать крокодилов • Пустая оболочка • Путь наверх • Пятое колесо в телеге • Радиопереговоры для атмосферы • Развращающий артефакт • Реклама (ACME • Бленд-нейм • Обычный порошок • Реклама влияет на сюжет • Скрытая реклама) • Ремонт пинком и такой-то матерью • Саймон говорит • С мануалом на коленях • Самосбывающееся пророчество • Несовместимая с жизнью самоуверенность • Сверхвыносливость • Секретный суперудар • Серийные образцы никуда не годятся • Сидеть на пианино • Сила — это плохо • Символика сторон света • Синдром Бога • Синдром Болванщика • Сказку сделать былью • Слезогонка (Улыбка сквозь слёзы) vs. Душегрейка • Слёзы творят чудеса • Слишком часто извиняется • Словесная провокация • Случайное попадание • Средство борьбы с героем • Стеклоломный звук • Стиль дурака • Странные вещи на фотографии • Страховка героя • Сюжетная способность • Так плохо, что уже хорошо • Там, где нас нет • Техника безопасности • Туше́ • Трагическая импульсивность • Трагический момент из детства • Ты волшебник, Гарри! • Тюрьма развивает • Убей их всех • Универсальное решение проблем • Унылая (непобедимость • успешность) • Ускоренное обучение • Фантастический расизм (Мы для них животные! • Человек — это звучит жутко) vs Фантастический интернационализм • Фатальная слабость • Фрейдистское трио (три лика Гекаты/три лика Адама) • Халява не впрок • Хлипкие верёвки, слабые замки • Холодная ярость • Хочу быть нормальным • Хрупкая утопия • Хэппи-энд нужно заслужить • Цветовой дресс-код • Цепь оверпауэра • Цепь случайных совпадений • Чего нет, то не отнять • Чем старше, тем лучше • Честь прежде разума • Чудесное обучение языку • Чуждая геометрия • Чужое небо • Шлем — это не круто • Шрамы навсегда • Экипаж (Минимальный • Чрезмерно раздутый) • Это не луна! • Эхо могущества • Яблоко от яблони далеко падает/Конфликт поколений • Я и мой воин/Я и мой призыватель/Я и моя армия/Я и моя турель |
Неволя |
Брать живым • Вождь краснокожих • Дева в беде (Кража невесты)/ Парень в беде • Тюрьма — дом родной • Мешок на голове/Связали и заткнули • Побег (Выгнан из плена) • Попасть в плен (Добровольное пленение • Похищение • Похищение инопланетянами) • Рабство (Герой — раб • Добрый рабовладелец/Даровать вольную vs Жестокий рабовладелец vs Аболиционист • Работорговец • Рабский ошейник • Рынок рабов) • Тюремщик • Тюрьма развивает • Умер свободным |
Жанровые условности | Взрывы в космосе • Графическое выделение • Киношная биология (Африканская кукабара • Безобидная рана vs Неубедительно смертельная рана • Сотряс — не простатит, за часок пролетит • Тупые предметы не опасны • Увёртливые внутренние органы • Хищный зверь) • Мультяшная физика • Анатомия свинки Пеппы • Неизменяемый ландшафт • Несоответствие масштаба • Под водой — как над водой • Пуленепробиваемый картон • Четыре пальца |
Вражда | Враги в рогатых шлемах • Враг мой vs Заклятый враг • Достойный противник • Дружба, закалённая в огне • Дружба начинается с поражения • Закадычные враги vs Заклятые друзья |
Двойники |
Близнецы меняются местами • Два тебя • Доппельгангер • Злой двойник • Кванк • Клон (Дефектный клон) Не двойники: Мастер маскировки • Метаморф (Предпочтительная форма) (Оборотень • Анимагия) • Мистер Хайд • Полицейский под прикрытием • Подменыш • По следам себя любимого • Раздвоение личности • Самозванец |
Мета-явления |
Художественная камасутра: Апокалиптическое порно • Архитектурное порно vs Архитектурное гуро (Дорого-богато) • Батальное гуро vs Батальное порно (Дуэльное порно) • Гурман-гуро vs Гурман-порно • Интерьерное порно • Наркотическое порно • Этнографическое пиршество • Костюмное порно • Пейзажное порно (Прекрасная зима) vs Пейзажное гуро • Техническое порно (Автомобильное порно • Оружейное порно • Список кораблей) vs Техногуро |
Парадоксы | Не думай о белом медведе • Парадокс корабля Тесея |
Переборы | Такой серьёзный, что уже смешно • Такой крутой, что уже смешно • Так грубо, что уже смешно • Так мрачно, что уже пофиг • Такой мрачный, что уже смешно • Так неостроумно, что уже смешно • Так страшно, что уже смешно • Одноногая собачка • Пересластить пилюлю • Шоковая терапия |
← | Штамп • Основы |