 | Короче, Склихосовский! Не царское это дело — каждую шайку лично истреблять. |
Многие пошаговые стратегии предоставляют игроку два уровня контроля: стратегический, где нужно отстраивать принадлежащие тебе города, развивать науку и производство, обучать воинские подразделения и отправлять их исследовать глобальную карту, и тактический — когда упомянутые исследователи найдут супостата и приготовятся показать ему, кто главный парень на деревне. При этом загружается отдельный движок, позволяющий рассмотреть место конфликта во всех деталях, и командовать нужно уже не целой армией, а входящими в нее юнитами по отдельности.
Проблема, однако ж, состоит в том, что за длинную кампанию тактических боёв может набраться не одна сотня, и далеко не все они одинаково интересны. Например, ближе к концу игры типовой тактический бой обычно выглядит как матч «Непобедимый Легион vs Банда неудачников» (в роли Легиона, разумеется, армия геймера). А совсем игнорировать этих неудачников тоже нельзя — вдруг сломают ещё что-нибудь или просто на пути встанут.
Обычный метод разрешения подобной загвоздки как раз и заключается в введении автобоя. В классическом его варианте загрузки тактической карты не происходит вообще; вместо этого компьютер за одну-две секунды рассчитывает, с каким результатом завершился бы бой, и приводит обе армии к соответствующему состоянию. Экономия времени очевидна. Правда, следует держать в голове, что используемые ИИ алгоритмы расчёта автобоя могут отличаться от представления геймера на этот счёт; к примеру, наличие у неприятеля пушки-картечницы в режиме автобоя приводит к заметным потерям среди пехоты игрока, в то время как в полноценном тактическом бою пушка могла бы быть уничтожена внезапным кавалерийским налётом вообще без потерь. В Heroes of Might & Magic потери при автобое — сносные, но ИИ не экономит ману, и после автобоя может вообще её не остаться. Впрочем, встречаются и обратные ситуации, когда довольно неприятный бой в режиме автобоя проходится без потерь (например, в Polaris Sector автобоем можно выиграть безнадёжный бой).
Другая реализация автобоя представляет собой обычный тактический режим, в котором компьютер управляет войсками обеих сторон. Времени на бой при этом тратится не меньше, чем при ручном управлении, но игрок может отойти от монитора и заняться чем-нибудь полезным, пока юниты самостоятельно колошматят друг друга.
Изредка встречаются особо идиотские варианты, когда противники не могут пробить броню друг друга, и такой автобой зацикливается навечно.
Наконец, есть и промежуточный вариант, когда результаты боестолкновения просчитываются последовательно шаг за шагом, но не на тактической карте, а на специальном экранчике.
Где встречается
Автоматический расчёт результатов
- Серия Total War. Кстати, там у автобоя, кроме быстрого расплющивания мелких группок, есть и куда более полезная функция — взятие хорошо укрепленных крепостей, при штурме которых в тактическом режиме одна маленькая ошибка способна привести к тяжёлым потерям среди атакующих.
- Автобой в игре — вообще интересная штука. Компьютер учитывает только количественное и качественное преимущество (при этом вообще не берёт в расчёт урон от натиска кавалерии, в дальнем бою и от особых способностей), исключая тактическое, и потому способен проиграть бой, который ни один игрок в здравом уме не проиграет, и наоборот — выиграть там, где победа, казалось бы, невозможна. Поясняя на примере: при столкновении семи сильных отрядов с четырьмя слабыми компьютер отдаст победу первым, даже если первые — тяжёлые всадники, а вторые — мало того, что копейщики-фалангиты, которые при фронтовой атаке любых всадников положат без потерь, так ещё и встали на мосту или горном перевале. Зная это, можно немножко так сжульничать, давая компьютеру рассчитать итоги боя в случае, если ваша армия — это первые (за которыми количественное и качественное преимущество), и играя его вручную, если вам подчиняются вторые (за которыми преимущество тактическое). Если это хорошо бронированные конные стрелки (вроде «бессмертных»-клибанариев Сасанидов в Barbarian Invasion) или слоны с пушками на спинах (привет, Medieval 2!), то даже и не пытайтесь честно раздавить их копейщиками — уйдут, издевательски хохоча, и остаётся только перехватывать этих монстров с помощью собственной лёгкой конницы, молясь, чтобы пехота успела добежать прежде, чем ваших всадников положат, либо пользоваться пешими лучниками и артиллерией, у которых преимущество в дальности стрельбы, количестве боеприпасов и наносимом уроне. Элитных бронированных копейщиков надо либо давить собственной тяжёлой пехотой, либо, если у них нет щитов, спокойно обстреливать издалека. К несчастью, когда противник выводит на поле боя больше 3 таких «непобедимых» одновременно, шансов на победу даже в ручном режиме становится совсем немного.
- Ещё одна важная особенность автобоя связана с условиями поражения. Обычно бой завершается когда армия одной из сторон целиком выходит из-под контроля и убегает за пределы карты. Затем она с побитыми, но «живыми» отрядами может отступить и пополниться бесплатно просто находясь на своей территории (или не очень бесплатно, но всё равно. Зависит от части). Всех же переловить в реальном времени практически невозможно, а вот автобой проигравшую сторону выносит подчистую, хотя и начисляет вам потерь там, где вручную можно их избежать. Следовательно, если вам нужно просто прогнать и ослабить врага, стоит предпочесть тактический режим, а если вы готовы пожертвовать больше войск ради добивания — лучше расчёт.
- В Warhammer автобой также завёл привычку жульнически подыгрывать не просто типам юнитов, но целым расам. Например, крайне унылые в тактическом режиме (в частности, неспособные ловить отступающих из-за отсутствия кавалерии) гномы в абтобое сильнее, а ящеры и цари гробниц ослаблены. С учётом того, что ИИ между собой всегда играют автобрй, получается читерский искусственный интеллект.
- Master of Magic
- Heroes of Might and Magic (например, пятая часть)
- The Lord of The Rings: The Battle for Middle-Earth II (режим Войны Кольца)
- Серия Lords of the Realm и её идейная наследница Lords of Magic
- Age of Wonders
- Archon Ultra (1994 год). Игра представляет собой аналог шахмат, где на поле 9x9 клеток расставлены фэнтезийные фигуры. Фишка в том, что когда одна фигура бьет другую, она не обязательно выигрывает — компьютер рассчитывает результаты их схватки. Но при желании игрок может и сам зайти в экран сражения, и, руководя «пешкой», попробовать одолеть напавшего на нее «ферзя».
- Disciples 2. Здесь, помимо этого варианта, также реализован и следующий.
- Star Wars: Empire at War — совершенно ненужная фича. Игрок за счёт грамотной тактики может выиграть, будучи слабее по гамбургскому счёту, а комп считает всё в лоб, за счёт чего норовит слить ценные боевые единицы и сохранить пушечное мясо. Звезда Смерти в автобою убивается вообще почти всегда, тогда как живой игрок за Империю имеет шанс грохнуть Разбойную эскадрилью/IG-88 до того, как они это сделают.
Переход войск игрока под управление ИИ
- Первые части Heroes of Might and Magic.
- Master of Orion.
- Mount & Blade — войска игрока изначально управляются ИИ, но игрок может отдавать им приказы. Если бой несложный и скучный, можно тупо скомандовать: «Вперёд, воюйте!» и устроиться под тенистым дубом, ожидая, пока юниты последнего уровня перерубят в капусту очередную шайку из 12 воров. Один из читов позволяет отдать под контроль ИИ самого себя.
- Расчет результатов здесь тоже есть, но игроки его не любят, потому что он не учитывает некоторые факторы, в результате несколько разбойников способны убить рыцаря или двух, чего практически не может быть в обычном бою.
- Final Fantasy Record Keeper. В любой момент можно включить или выключить режим автобоя. В этом режиме герои не используют навыки и заклинания, а просто рубят врагов врукопашную, даже слабые маги.
- Dominions — управлять войсками в режиме боя нельзя, можно только предварительно задать войскам построение и цели. Саму битву можно просмотреть, а можно и просто прочитать результат в списке сообщений.
- Stellaris — практически полностью аналогично вышеупомянутому примеру. Довольно обидно получается, когда хочется улететь подальше уже в процессе битвы (если, к примеру, в бой влипли транспортные корабли) — а шиш там, не позволяется, жди полтора месяца, пока можно будет отступить в гиперпространство.
- Loop Hero — основа геймплея. Именно его вы будете наблюдать большую часть времени.
Промежуточный вариант
- Jagged Alliance 2
- В некоторых играх серии Total War (например, в первом Rome), если в битве участвуют несколько армий игрока одновременно, то одной из них командует сам игрок, а другими — ИИ. Там же возможность передать под ИИ несколько отрядов своей армии.
- The Battle for Middle-Earth 2
- Стратегии Paradox Interactive (кроме Stellaris из категории выше)
Где не встречается
Серия X-COM. Как в классике, так и в ремейке каждый тактический бой нужно проводить самостоятельно — или отказываться от него вообще, с последствиями в виде недополученных трофеев и штрафов за халатное отношение к инопланетному вторжению.
- В Xenonauts (фанатский римейк первого икс-кома на современных технологиях) можно отдать право бомбового удара местной армии и поолучить за найденные ништяки некую сумму (меньшую, чем в норме при победе без потерь выручили бы). Но вот террор-миссии и базы так не пропустишь.
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неигровая злодейская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Аицин бронепоезд • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Босс-бродяга • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в босьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся вертолёт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Pay/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки лидерства • Ложный выбор (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить караваны • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Поражение неприемлемо • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Прокачка кармой • Прокачка удачи • Прокачка уроном • Проклятие — всегда проклятие • Рандом • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд фактотум • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Подсказки для слабаков • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича • Антизастревательное маклаудство • Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Бонусы в игровой коробке • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Высокая и широкая империя • Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Харассить противника • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Что за фигня, игрок? • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|