Муза из иного мира

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Эй, ребята, давайте по очереди!

В древнегреческой мифологии музами назывались богини-покровительницы искусств; потом так стали называть и обычных людей, которые вдохновляют других людей. Здесь же мы будем говорить про муз в смысле, близком к первоначальному, то есть про мистических и фантастических существ, которые приносят вдохновение творцам. В некоторых случаях может сочетаться с Лавкрафт писал правду!

См. также Муза, если в этой роли выступает обычный человек. Отчасти родственная ситуация — Полное погружение в атмосферу, если с иным миром контактирует не автор в процессе работы, а читатель или зритель в процессе чтения или просмотра.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Баллада о гибкой пуле» Стивена Кинга — психически больной писатель Рег Торп убеждён, что в печатных машинках живут форниты — сказочные существа типа гномов, дарующие авторам вдохновение. Рассказчик поначалу относится к этому с глубоким недоверием, но потом то ли заражается его бредом, то ли понимает, что это никакой не бред.
  • «Мастер и Маргарита» — согласно одной из интерпретаций, роман Мастера про Пилата был написан под влиянием Воланда со свитой: в качестве доказательства приводится то, что Воланд цитирует его на Патриарших, и то, каким образом Мастер нашёл выигрышный лотерейный билет (напоминает розыгрыши Коровьева и Бегемота). Это дало некоторым основания называть такую трактовку образа Христа «сатанинской», однако учитывая, что Христос и Сатана у Булгакова не такие, как в христианском каноне, это слишком прямолинейный вывод.
  • Г. Лавкрафт, «Музыка Эриха Цанна» — немой музыкант сочиняет музыку под действием Древних (возможно Азатота, так как тот описывается Лавкрафтом как слепой и безумный бог, создающий с помощью музыки новые миры и поддерживающий старые).
  • Елена Шварц, «Уроки Аббатисы».

Кино[править]

Телесериалы[править]

Мультсериалы[править]

Веб-комиксы[править]

  • Смерти.нет. Здесь Муз (да, именно мужского пола) — потустороннее существо, внезапно, больше вредящее молодой восходящей рок-группе. По крайней мере, до вмешательства главгероя.

Музыка[править]

  • Ария, «Игра с огнём» — зигзагом: лирического героя как раз и обвиняют в том, что его музыка вдохновлена дьяволом, он эти обвинения яростно отрицает… но в финале слово берёт сам Сатана: «Ты неправ, ты, как раб, мой играл мотив».
  • Музыканты группы «Dvar» с серьёзным лицом заверяли, что тексты песен им диктовало, являясь по ночам, потустороннее существо по имени Двар — не злое, но опасное ввиду своей природы.

Реальная жизнь[править]

  • Монах Джордано Бруно общался с голосом в голове, который считал принадлежащим демону. Этот «демон» подсказал ему не только идею множественности обитаемых миров, за что впоследствии Бруно причислили к учёным, но и ещё много всякого, вроде «Иисус Христос сыном божьим не был и собой не жертвовал», за что Бруно, решившего поделиться подобными откровениями, и сожгли.
  • Гениальный индийский математик Рамануджан не имел математического образования и утверждал, что формулы ему подсказывает во сне индуистская богиня.
  • Русский визионер и эзотерик Даниил Андреев в своем трактате «Роза Мира» утверждал, что все сведения об устройстве мироздания ему сообщают через невербальные мыслеформы «невидимые друзья», и эту информацию приходится потом заново выражать уже в привычном для людей виде, да еще и письменным языком, отчего снижается точность передачи, а отпечаток личности и литературных умений автора усиливается (о том, сколько там политизированной отсебятины и просто шизоидного бреда, надо делать вывод самостоятельно).
  • Музыкальные классики, так и вовсе постулировали то, что не сами сочиняют музыку, а передают в доступной форме некую «музыку высших сфер». Построенная на фундаменте из их же трудов современная теория музыки, впрочем, показывает, что "высшими сферами" являются буквально математические закономерности, а психоакустика объясняет, почему математическое совершенство в звуковом выражении звучит приятно для слуха. И никаких ангелов там не требуется.