Поединок оборотней

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Старый приём — если в бою сходятся два персонажа (маги, духи, демоны или же божества), чтобы одолеть друг друга, они начинают менять облик. Первый стал зайцем, второй превратился в лису, первый обратился волком, второй медведем…

Родственный троп — Однокрылый ангел.

Иногда разница в видах «звероформы» имеет символический смысл. См. Волки — враги собак, Кошки — враги собак, Противостояние млекопитающих и рептилий.

С прикрученным фитильком — если у каждого только одна форма. Но символизм от этого не обязательно убывает.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка про парня, который после обучения у колдуна научился превращаться во что угодно. Вернувшись к родителям, он превращался в коня, отец его продавал, затем юноша возвращался обратно, сменив облик. Однажды коня купил сам колдун, и понеслась: конь стал зайцем, колдун — волком, заяц — окунем, волк — щукой, окунь — воробьём, щука — орлом, воробей — пшеном, орёл — петухом и начал клевать пшено, одно зерно стало лисой и задушило петуха, после чего утратило силу и опять стало человеком… В разных формах эта сказка известна во многих сказках, в том числе в России. Сюжет использован в книге «Крабат. Легенды старой мельницы».
  • «Калевала» — своеобразный вариант: Лемминкяйнен, придя на свадебный пир в Похъёлу, начинает вести себя заносчиво и поэтому вступает в потасовку с хозяином Похъёлы… Однако, они не сами превращаются в животных, а призывают/материализуют их магией, но по схеме этот поединок очень похож на описанный пунктом выше.
  • Субверсия — легенда о бенанданти, оборотнях-христианах. Культ существовал IRL в Северной Италии XVI века. В звериной форме выходили ночью на поле и бились «стенка на стенку» против ведьм. Те, можно предположить, тоже пользовались чем-то феральным. По собственным показаниям, бенанданти то ли физически принимали облик животных (разных, вплоть до насекомых), то ли «заряжались» их духом во сне, но не используя магию. Чего не скажешь на допросе инквизиции… кстати, их в конечном итоге помиловали, если точнее — махнули рукой.
  • В «Тысяче и одной ночи» иногда встречается. Вот например, фрагмент из сцены поединка царевны-волшебницы с ифритом в «Сказке о завистнике и внушившем зависть»:
« …женщина обратилась в большую змею и ринулась на этого проклятого, который имел вид скорпиона, и между ними завязался жестокий бой. И потом скорпион превратился в орла, а змея в ястреба, и она полетела за орлом и преследовала его некоторое время, и тогда орёл сделался чёрным котом, а девушка превратилась в полосатого волка, и они долго бились во дворце. »
— И это только один абзац, после которого сражение ещё долго продолжалось в том же духе.
  • Украинские рожденные оборотни и упыри могут драться в волчьем виде с такими же из соседнего села. Кто выиграет, у того села лучше урожай будет.
  • Виктор Пелевин, «Проблемы верволка в средней полосе». Финал рассказа посвящен именно этому.

Литература[править]

  • Гофман, «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» — поединок феи Розабельверде и профессора Альпануса.
  • «Гарри Поттер и Узник Азкабана» — профессор Люпин в облике волка и Сириус Блэк в облике большого пса. Второй себя контролирует, первый — нет.
    • Второй — анимаг (сущность типа остаётся человеческой в зверином теле), первый — оборотень. Если Люпин накануне принял Волчью микстуру, он тоже сохраняет рассудок и «лежит себе в постели как вполне обычный волк» — о чём и упоминается в романе.
  • А. Сапковский, «Сага о Рейневане» — поединок последних в мире оборотней: Птицы и Волка. Однако собственно поединок они вели, будучи оба в человеческом обличье.
  • Сергей Лукьяненко, «Звёздная тень» — на одной из планет Тени главгерой, обладавший способностями Метаморфа благодаря симбиозу с куалькуа, подрался насмерть с другим метаморфом.
  • «Досье Дрездена» — поединок Индейца Джо и злого духа-перевертыша нааглоши. Для справки — чтобы убить нааглоши, нужна атомная бомба. А чтобы заставить его удирать, поджав хвост и рыдая, достаточно одного крутого, старого индейца.
    • Так же во второй книге, «Луна светит безумцам» сам Гарри на короткое время становится оборотнем и в волчьем облике сражается с антагонистом Дентоном, тоже оборотнем.
    • В той же книге за кадром происходит бой между истинным оборотнем Тарой Уэсен и лу-гару Харли Макфинном.
  • Дин Кунц, рассказ Hardcase: полицейский преследует маньяка-убийцу, причём оба они — представители нечеловеческой расы метаморфов, притворяющиеся людьми. В конце они сходятся в поединке, и более опытный полицейский побеждает, потому что умеет создавать твёрдый панцирь-оболочку по всему своему телу: он заключает маньяка внутри себя, и тот задыхается.
  • Метавселенная Рудазова, цикл «Архимаг» — излюбленный способ ведения поединка между джиннами, поскольку магия превращений им даётся особенно хорошо. К сожалению, обе показанных в книгах дуэли подходят под троп только частично. Креол магией превращений не владеет вовсе, поэтому трансформирующегося противника предпочитает поливать магическим огнём (льдом, молниями). А Хубаксис умеет превращаться только в людей — но даже с таким ограничением ухитряется довольно долго продержаться против одного из сильнейших бойцов Правого Крыла Огня.
    • «Паргоронские байки» — дуэль Арминатти и Сурратаррамаррадара, толстая вариация на тему вышеприведённого примера из «Калевалы», представляет собой партию в словотворчество — чародейскую игру в слова, где требуется не только назвать слово на последнюю букву названного противником, но и наколдовать то, что тот назвал. Каким именно способом наколдовать — неважно: можно призвать, материализовать, показать иллюзию, да хоть продемонстрировать пантомимой… и, конечно, превратиться самому. Снова только частично, ибо Арминатти как раз предпочитает все перечисленные способы, кроме первого — а вот Кавардак хтоническое чудовище, в котором Хаос так до конца и не застыл — по большей части именно превращается. Он в принципе не может НЕ превращаться… на чём Арминатти в итоге его и подловил.
  • Лев Прозоров, «Мечеслав»: классический случай — поединок печенежского «кудесника» Кури и славянского волхва Бояна.

Кино[править]

  • «Волк» (тот самый, с Джеком Николсоном) (1994) — в финале оба оборотня-самца в антропоморфной животной форме сцепляются в смертельной схватке.
  • «Смертельная битва 2: Истребление» (1997) — в финале происходит поединок главного героя и главного злодея, обратившихся в дракона и гидру, соответственно. А вот в игре-первоисточнике поединков между двумя бойцами в животной форме нет: в зверя может превращаться только кто-то один, когда добивает второго.
  • «Лига выдающихся джентльменов» (2003) — Мистер Хайд против мутанта Данте, воспользовавшегося сывороткой доктора Джекила.
  • «Ван Хельсинг» (2004) — протагонист-оборотень против Дракулы. Второй тоже считается, так как превратился в летучую мышь (хоть и с остаточными гуманоидными чертами).
  • «Сестра оборотня» (2004) — в кульминации окончательно озверевший оборотень, наконец, настигает уже почти потерявшую человеческий облик Бриджит, и они сходятся в жестоком поединке.
  • «Оборотни» 2005 года с Кристиной Риччи — в кульминации альфа-вервольф, с которого все началось, и еще не до конца обретшие контроль над своей новой ненавистной природой главная героиня, ее брат и их пес(!) сходятся в поединке, то и дело то принимая полностью человеческий облик, то проявляя волчью природу.
  • «Волки-оборотни» (2006) — казалось бы, фильм про противостояние двух кланов оборотней должен быть под завязку набит подобными поединками. Ан нет. Большую часть фильма оборотни перестреливались в человеческих формах, и лишь ближе к финалу, когда настала ночь полнолуния, случилась долгожданная схватка в человеко-зверинных обличиях.
  • «Другой мир: Эволюция» (2006) — Майкл хоть и гибрид, но оборотня в нём больше. Сражался и с рядовыми оборотнями, так и в поединке с первым оборотнем Вильгельмом.
  • «Человек-волк» (ремейк 2010 года) — в конце фильма оба оборотня принимают чудовищную форму и начинают рвать друг друга.
  • Серия «Вой»
    • «Вой 6: Уродцы» (1991) — протагонист-оборотень против принявшего боевую форму (почти классический облик Орлока, но только с черной, аки, панцирь ксеноморфа, кожей) вампира.
    • «Вой: Перерождение» (2011) — не сумев убить альфа-оборотниху Кэтрин традиционными способами, главгерой Уилл сам превратился в вервольфа и сошёлся с ней в смертельном поединке. Более опытная альфачка победила, но в последний момент ей нанесла героический удар в спину успевшая обратиться Элиана.
  • «Волк-полицейский» (2014) — скоротечная финальная битва протагониста с главгадом. Правда их оборотничество имеет разную природу. Первый — классический косматый вервольф с зубами и когтями, а второй — рептилоид-метаморф, способный прикидываться разными людьми.

Телесериалы[править]

  • «Хемлок Гроув» (2013) — в последней серии первого сезона оборотень-цыган Питер Руманчик сразился с варгульфом (а точнее — с варгульфессой) Кристиной Вендалл. Оба, понятное дело находились в волчьих формах, иначе пример не попал бы в статью. Победил …то есть победила варгульфиня Кристина. Но её торжество длилось недолго — подкравшаяся сзади «дочь Франкенштейна» Шелли свернула зарвавшейся варгульфице шею.

Мультфильмы[править]

  • Диснеевский «Меч в камне» по мотивам одноимённой книжки Теренса Хэнбери Уайта — поединок Мерлина и Мадам Мим. Ведьма ставит условие «Только обычные животные, никаких розовых драконов», и, в общем-то, выполняет его… но маг переигрывает её, превратившись в возбудителей инфекционных болезней, настрадавшись которыми, мадам Мим приходит в небоеспособное состояние.
  • Советско-российский цикл мультфильмов «Приключения Мюнхгаузена» (1972—95, реж. Солин и Лернер), эпизод «Павлин» (1974) — поединок с джинном за павлина.
  • «Крабат. Ученик колдуна» — жуткие битвы между Колдуном и очередным старшим учеником. Перед битвой ученик роет себе могилу. Дык, экзамен.
  • Белорусский мультфильм «Про рыцаря, который никого не боялся» — поединок чёрта, вынужденного служить главному герою, и вампира, который намеревается рыцарем полакомиться.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Сбор. Часть 1» (2 сезон, 44 серия). Перепалка Одина и Баньши переросла в драку. После небольшого обмена магическими атаками оба приняли свои боевые формы, уже знакомые нам по предыдущим сериям — Один превратился в белого медведя, а Баньши в черве-дракона. Правда, кто из них сильнее мы так и не узнаем, потому как через некоторое время Оберон остановил бой, заморозив обоих противников.
  • «Кибер-шесть» (1999) — эпизод «Очарование полной луны» (10 серия). Кибер-шесть удалось достучаться до превратившегося в вервольфа Лукаса, и тот, подавив своего внутреннего зверя, напал на главную оборотниху Элейн. Правда, эту схватку он очень быстро проиграл. Но пока Элейн занималась самозабвенным оттаптыванием пальцев повисшего на карнизе Лукаса, Кибер-шесть сумела нанести ей удар, обеспечивший злодейке смертельное падение с крыши.
  • «Битвы Зверей» — весь об этом. Время от времени подсвечивается.
  • «Юные Титаны» — Бист-бой против своего злого двойника в финале четвёртого сезона.
  • «Шехерезада» — Битва джинна Тиля против Шайтана.
  • «Любовь, смерть и роботы» — оборотни-американцы против оборотней-талибов в Афганистане.
  • «Первобытный» (2019) — глава шабаша ведьм из восьмого эпизода атакует главных героев в облике огромного волка, но спасшая Копьё и Клык ведьма защищает их, приняв облик гигантского ворона.

Комиксы[править]

  • «Fables» — субверсия. В одной из арок Бигби рвёт целую толпу обычных оборотней.
  • «Люди Икс» — мутантка-вервольфица Рейн Синклер, более известная как Волчица, неоднократно сражалась с другими мутантами, способными изменять облик. С мутанткой Кошачий Глаз (львица-оборотень) они поначалу несколько раз дрались, но потом стали хорошими подругами. Мутант Хищник (динозавр-оборотень), вознамерившийся уничтожить Икс-Фактор, сумел одолеть Волчицу, но ситуацию спас Множитель. Доводилось ей сражаться и с мутантом Сауроном (птерозавр-оборотень-энергетический вампир).
  • Marvel Comics:
    • Среди врагов Ночного Оборотня было несколько других оборотней, схватки с которыми происходили в их волчьих формах. Да и вампиры, обладающие способностью превращаться в нечто похожее на чудовищную летучую мышь ему встречались. А однажды ему пришлось сражаться с Мистером Хайдом в его чудовищной форме.
    • Джон Джеймсон, став Человеком-Волком, сражался со Стегроном, ассистентом доктора Коннорса, с помощью экспериментальной сыворотки превратившим себя в человека-стегозавра. Плюс его несколько раз усмиряла оздоровительными пинками Дженнифер Уолтерс в форме Женщины-Халка, причем с ней у них даже был роман. Да и Карнажу он бил морду.
    • Симбиоты, сражаясь друг с другом.
    • Халк против Красного Халка. А в некоторых адаптациях и Мерзость получает способность возвращаться в человеческую форму, и тогда его поединки с Халком или Женщиной-Халк подпадают под троп.

Веб-комиксы[править]

  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — в выпуске «Секреты Рокара Мудрого» оборотниха Ливонна, чтобы помочь ведьме Каджире украсть из пещеры Рокара Мудрого колдовскую книгу, набросилась на застрявшего в медвежьем облике друида, перекинувшись зверем. Волчицей. Ничем хорошим для нее это не кончилось.

Видеоигры[править]

  • Серия файтингов «Bloody Roar» — тут превращение в животных (слегка антропоморфных) является отличительной особенностью геймплея. Где ещё увидишь драку здоровенного кролика с не менее здоровенным насекомым.
  • Simon the Sorcerer — в первой игре Саймон сражается с ведьмой в таком поединке. Поединок проходит по принципу «камень-ножницы-бумага»: ведьме и Саймону доступны формы кошки, мангуста и змеи, причём кошка боится змеи, змея — мангуста, а мангуст — кошки. Кроме того, у Саймона есть форма мыши, которая проигрывает всем остальным трём. Зато она поможет, когда ведьма решит сжульничать и превратится в дракона.
  • С прикрученным фитильком — The Elder Scrolls V: Dawnguard. Для финального противостояния с Довакином лорд Харкон принимает облик лорда-вампира. Если Довакин — не ставший лечиться от ликантропии Соратник, он может обернуться вервольфом.

Музыка[править]

  • Английская народная песня «The Two Magicians».
  • «Несчастный случай» — «Казачья»:
«

Испугался сам паша решать да по понятиям вопрос, Обернулся полозом-змеёй да под прилавками пополз. Грянулся о землю со всей дури Парамонов-атаман, Полетел он соколом, да побежал он соболем, да ой змею-гадюку он поймал!

»
— Дальше атаман Парамонов и Басурман-паша сражались уже по-человечески