Проект «Аве Мария»
Project Hail Mary («Аве Мария»)[1][2] — третья, и на данный момент последняя книга Энди Уира. Как и предыдущие две, являет собой весьма твёрдую научную космофантастику с уже устоявшимся авторским набором штампов.
Сюжет[править]
Через недельку нашей эры учёные Пулковской обсерватории обнаруживают в Солнечной системе облако объектов неизвестного происхождения, при детальном рассмотрении оказывающееся очень большой колонией прилетевших из-за её пределов примитивных одноклеточных организмов, эволюционировавших в безвоздушной космической среде. Радость первого контакта с внеземной жизнью омрачает тот факт, что данный организм забирает на себя значительную часть излучения Солнца — в буквальном смысле «питаясь» звездой. Из-за этого в течение следующих десятков лет температура на нашей планете упадёт до значений нового ледникового периода и следующего за ним массового вымирания видов. На базе космических программ и при помощи ресурсов объединившихся перед угрозой гибели миллиардов людей разных стран создаётся межпланетный корабль, отправляющийся в один конец к системе Тау Кита, в поисках единственного шанса человечества на спасение…
Персонажи[править]
NB: автор статьи читал книгу в оригинале. Знакомым с русским текстом просьба исправить, если что не так.
- Доктор Райланд Грейс — американец, протагонист, крутой ботан, единственный выживший из трёх отправившихся в экспедицию человек, и единственный из них, кто отправился в неё недобровольно.
- Яо Ли-Чже — китаец, командир экспедиции. По непонятным причинам умирает, не долетев до системы Тау Кита.
- Олеся Ильюхина — русская, третий член экспедиции. К началу книги аналогично мертва.
- Ева Штратт — бывший председатель ЕКА и нынешний руководитель проекта «Аве Мария». Из-за специфики проекта находится выше любых законов и имеет в своём подчинении невероятные ресурсы. Была вынуждена отправить Грейса на верную смерть, когда других вариантов не оставалось.
- Рокки[3]. Инопланетянин — эридиан, прилетевший в систему Тау Кита с теми же целями, что и Грейс.
Что здесь есть[править]
- Астрофаг — примитивный одноклеточный организм, в буквальном смысле питающийся энергией звёзд. Угроза апокалиптического масштаба и прекрасное ракетное топливо. Кочует от звезды к звезде, и через недельку нашей эры добрался-таки до Солнца.
- Таумёба (производное от «Тау» и «амёба») — эндемик системы в которую прилетел главный герой, тоже одноклеточный организм, питающийся астрофагом. А ещё можно питаться ей самой.
- Ксенонит — местный хренполучий производства эридиан. Эдакая фотополимерная смола, только во много раз прочнее.
- Эридиане — разумная инопланетная цивилизация с планеты в созвездии Эридана, родную звезду которой также затронул астрофаг. Абсолютно слепы, но прекрасные слухачи и владеют эхолокацией.
Тропы[править]
- Абсолютно чуждый разум — разума как такового ни у астрофага, ни у таумёбы нет. Так что никакого внятного общения с ними не выйдет.
- Антигерой — Штратт. Когда на кону стоит выживание человечества, в средствах разбираться особо некогда.
- Антиреклама наркотиков — ой не стоило Райланду перебарщивать с опиоидными обезболивающими, ой не стоило…
- Ай, молодца! — и лечить инопланетянина, руководствуясь познаниями в земной биологии, ему тоже очень не стоило…
- Безопасная инопланетная биосфера — полнейшая аверсия, которая и является искомым решением проблемы астрофага.
- Героическое самопожертвование — в исполнении главного героя, дважды. И оба раза он его пережил.
- Демографический минимализм — как и в «Марсианине» того же автора, перечень действующих лиц сведён к минимуму — до одного человека и не совсем человеческого его товарища.
- Еловая субмарина — в космосе! Ну а как ещё может выглядеть корабль, построенный цивилизацией до этого о межзвёздных перелётах и не помышлявшей?
- Жестянщик — Рокки.
- Искусственная гравитация — играет немаловажную роль в сюжете, и проблеме создания её посвящен довольно большой кусок текста.
- Клонбургер — целиком и полностью составляет рацион питания Райланда на Эриде. Ибо никаких других съедобных для человека продуктов в локальной кухне нет. Что именно легло в основу этих самых бургеров, думаю пояснять не надо.
- Крутой ботан — главный герой не только сумел разгадать принцип размножения астрофага, но и придумать метод борьбы с ним. И это не говоря о решении проблемы общения в ходе первого контакта с инопланетной цивилизацией.
- Космический океан — инверсия. Орбитальная механика тут абсолютно реалистична, но вот корабль главного героя двигается на настолько больших скоростях, что даже единичные частицы, встреченные на его пути, заставляют задуматься о проблемах обтекаемости тел. А огромный запас тяги позволяет ему делать такое[4], что обычно показывают только в космооперах.
- От Зова не откажешься — Еве Штратт в общем-то плевать, что Райланд нисколько не вызывался на самоубийственную миссию.
- Сделать добро из зла/Цель оправдывает средства — modus operandi Штратт.
- Не было бы счастья... — астрофаг, конечно, угроза апокалиптических масштабов. Но если использовать его в качестве топлива для межпланетных перелётов…
- Нет антагониста — если не считать таковым неразумный одноклеточный организм.
- Ой, бл... — в смысле таумёба научилась проходить сквозь ксенонит?
- Первый контакт — он тут происходит аж целых три раза.
- Посмертный персонаж — оба товарища по команде главного героя погибают, не долетев до Тау Кита.
- Предварительные испытания не нужны — некогда проводить их, стартовать нужно уже вчера. Поэтому большую часть оборудования корабля-лаборатории главгероя и составляет проверенная временем земная лабораторная техника — на разработку и тестирование специально предназначенных для работы в невесомости моделей ушли бы годы, которых нет. Единственным непроверенным образцом техники на борту оказывается система жизнеобеспечения экипажа, и возможно именно из-за её отказа и погибли Ли-Чже с Ильюхиной.
- Причудливая чужая биология — Рокки далеко не зелёный человечек, а пятиногий паук в каменном панцире, "мышцы" которого работают по принципу паровой машины. Астрофаг, строение которого по сути есть одно большое фантастическое допущение, сюда тоже подходит.
- Садистский выбор — в начале сюжета таковым является решение убить экологию Земли, дабы замедлить глобальное похолодание. А в финале Райланду приходится выбирать между спасением своей жизни и жизни Рокки со всей его цивилизацией заодно.
- Самое главное не показали — вся история человечества между отлётом экспедиции и уничтожением астрофага остаётся за кадром.
- Хренполучий — ксенонит. Местный вариант помеси между фотополимерной смолой и эпооксидкой, который эридиане используют буквально для постройки всего, включая свой звездолёт.
- Хэппи-энд нужно заслужить — человечество побеждает астрофаг, пусть и ценой невероятных усилий. А доктор Райланд Грейс, всем смертям назло, живёт героем на благодарной ему чужой планете.
- Это ж надо было додуматься! — превращение Сахары в одну большую ферму по выращиванию астрофага, ядерный подрыв ледников Антарктиды, а также вся операция по добыче образца таумёбы попадают сюда более чем.
Примечания[править]
- ↑ Название дословно на русский язык не переводится, Hail Mary — «Славься, Богородица» — в католической традиции молитва, которая читается в уже безвыходной ситуации, когда надежды на спасение нет, и остаётся надеяться только на чудо.
- ↑ А также вытекающее из неё название удара последнего шанса в бейсболе.
- ↑ Назван так протагонистом из-за каменного панциря (Rocky в переводе с английского это не только имя, но и прилагательное «каменистый»), но аналогии с небезызвестным боксёром он тоже потом проводит. Например, потерянную в переводе: когда Рокки сообщает, что назвал планету в системе Тау Кита именем своей пары, протагонист сообщает, что будет называть её Эдриан. Почему? Потому что Адриана Бальбоа — жена Рокки.
- ↑ Ну там физически остановиться на орбите планеты, например.