У страха глаза велики: различия между версиями
(Новая страница: «{{Вкратце|Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет.}} {{Q|В темноте увидел Петя:<br />Сверху смотрит великан.<br />Оказалось на рассвете —<br />Это старый чемодан.<br />Высоко — на крышу шкапа —<br />Чемодан поставил папа,<br />И светились два замка<br />При лун...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{Вкратце|Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет.}} | {{Вкратце|Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет.}} | ||
{{Q|В темноте увидел Петя:<br />Сверху смотрит великан.<br />Оказалось на | {{Q|В темноте увидел Петя:<br />Сверху смотрит великан.<br />Оказалось на рассвете —<br />Это старый чемодан.<br />Высоко — на крышу шкапа —<br />Чемодан поставил папа,<br />И светились два замка<br />При луне, как два зрачка.|С. Маршак, «Чего боялся Петя?»}} | ||
{{video| | {{video|9xDSdvV8acQ|смотреть с 3:15. ''«Эх, Вова… Что ж ты папку-то так, м?»''}} | ||
В кустах шуршит кролик. Замогильным голосом, что был искажён простым кувшином, говорит мальчишка-озорник. Сотни костров и шум огромной армии производят носящиеся туда-сюда полсотни солдат. Так или иначе, какой бы безобидной и неопасной ни представлялась угроза при свете дня, особенно если подойти с трезвой головой, уже | В кустах шуршит кролик. Замогильным голосом, что был искажён простым кувшином, говорит мальчишка-озорник. Сотни костров и шум огромной армии производят носящиеся туда-сюда полсотни солдат. Так или иначе, какой бы безобидной и неопасной ни представлялась угроза при свете дня, особенно если подойти с трезвой головой, уже поздно — при иных обстоятельствах храбрецы задали стрекача. Очень часто троп идёт рука об руку с обманом, но бывает и неожиданный эффект. Масса примеров тропа встречается в сказках и мифах, так что это [[старше, чем грязь]]. Обратите внимание, если источник страха и впрямь выглядит жутко (даже если это искусный грим) — это не наш троп. | ||
Если угроза сама по себе реальна, но есть нечто, защищающее героя от неё, это [[Тайная страховка]]. | Если угроза сама по себе реальна, но есть нечто, защищающее героя от неё, это [[Тайная страховка]]. | ||
[[Инверсия]] | [[Инверсия]] тропа — [[Это не просто мельница!]]. Где-то между ними — [[Может, магия, а может, реальность]], отыгрываемая тогда, когда никто так и не смог сказать, с чем именно столкнулись герои. | ||
== Примеры == | == Примеры == | ||
=== Фольклор === | === Фольклор === | ||
* Огромная масса сказок. ВПС может назвать: | * Огромная масса сказок. ВПС может назвать: | ||
** Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки. | ** Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки. | ||
** Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади». | ** Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади». | ||
** Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что | ** Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что Течь — это ужасное чудовище! | ||
** Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку [[Говорит сам с собой|говорить сам с собой]], причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) | ** Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку [[Говорит сам с собой|говорить сам с собой]], причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) — разбойники были уверены, что на них упало небо. | ||
** «[[Бременские музыканты]]» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки. | ** «[[Бременские музыканты]]» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки. | ||
** Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес. | ** Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес. | ||
** Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой. | ** Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой. | ||
** «Кот и | ** «Кот и лиса» — золотой эталон. Обычный кот смог напугать до одури волка, кабана и медведя (ну, и зайца до кучи). Ну, хорошо — Лиса ему в этом деле тоже подсобила. | ||
=== Театр === | === Театр === | ||
* Н. | * Н. В. Гоголь, «[[Ревизор]]» — [[Коррупция|насквозь коррумпированный]] городничий углядел в поиздержавшемся дворянине — пустом человеке, молодом вертопрахе! — того самого ревизора. А у того [[хуцпа|хватило смелости]] этому подыграть… | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
==== Русскоязычная ==== | ==== Русскоязычная ==== | ||
* [[Наше Всё|А. | * [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], стихотворение «Вурдалак». | ||
* К. | * К. Д. Ушинский, рассказ «Трусливый Ваня». | ||
* Корней [[Чуковский]], «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал | * Корней [[Чуковский]], «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал воробей — до хтонического монстра [[Тараканище|таракан]] раздулся исключительно из-за всеобщего страха (и, вероятно, инсектофобии). | ||
* А. | * А. Н. Толстой, «[[Приключения Буратино]]» — загадочный [[голос]] «Открой тайну, несчастный!» (это завывал Буратино, сидевший в кувшине, который считался пустым). | ||
* Б. Васильев, «[[А зори здесь тихие…]] | * Б. Васильев, «[[А зори здесь тихие…]]» — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало. | ||
** Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и [[Термоматерная боеголовка|страшным]] [[Матомная бомба|матом]]. То, что этот злой мужик тут [[Армия из одного человека|один]] и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга. | ** Ну и финал, где Васков взял в плен уцелевших немцев, запугав их до заикания пустым наганом, гранатой без запала и [[Термоматерная боеголовка|страшным]] [[Матомная бомба|матом]]. То, что этот злой мужик тут [[Армия из одного человека|один]] и у него начинается сепсис, до них дошло уже после того, как связали друг друга. | ||
* В. Богомолов, «[[В августе сорок четвёртого]] | * В. Богомолов, «[[В августе сорок четвёртого]]» — в начале финальной схватки [[Крутой|Таманцев]] и [[Зеленый лейтенант|Блинов]], выскакивая из кустов как черти из болота, орут «Взвод, к бою! Окружайте поляну!!!», хотя кроме них тут только старшина-радист и взвода в радиусе километра не предвидится. Делают они это, чтобы попортить нервы противнику и занять его мысли несуществующим взводом, однако у младшего из вражеских агентов эти самые нервы полностью сдают, и он убегает незнамо куда с криком «Засада!» и в итоге легко и бескровно берется в плен силами Блинова и старшины-радиста. | ||
* Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия» | * Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия» | ||
[[Файл:Alik.png|240px|thumb|right|Ну вот что здесь страшного?]] | [[Файл:Alik.png|240px|thumb|right|Ну вот что здесь страшного?]] | ||
* «[[Космоолухи]]»: | * «[[Космоолухи]]»: | ||
** Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. [[Педаль в пол]] | ** Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. [[Педаль в пол]] — случайное попадание в флайер горшком со значком радиационной опасности (внутри обычная конопля). | ||
** При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул. | ** При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул. | ||
* Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден. | * Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден. | ||
==== На других языках ==== | ==== На других языках ==== | ||
* [[Роман-хроника]] «[[Повесть о доме Тайра]] | * [[Роман-хроника]] «[[Повесть о доме Тайра]]» — битва при Куринака в которой Минамото-но Ёсинака по прозвищу Кисо, имея пятитысячную армию (по некоторым версиям у него было всего лишь три тысячи), сначала изобразил при помощи знаменосцев взобравшихся на склоны ущелья большое войско, от чего Тайро-но Коремори, с армией в сорок тысяч, в нерешительности остановился в предгорьях. Затем Кисо ночью ударил в тыл войску Тайра, которое с криками об окружении не зная местности в ночной темноте бежало в направлении… обрыва попадав в пропасть. | ||
* «[[Симплициссимус]] | * «[[Симплициссимус]]» — главгерой, столкнувшись в потёмках с разбойниками, пугает их настолько, что те побросали всё, мешающее бежать — оружие и крупную сумму денег. Всё дело в шутовском наряде и телячьей шкуре сверху, энергичное натирание которой привело к искрам статического электричества. | ||
* [[Эдгар По]], «[[Сфинкс]] | * [[Эдгар По]], «[[Сфинкс]]» — главный герой падает в обморок от страха, увидев в окно жуткое чудовище на холме. На самом деле {{spoiler|он неправильно оценил размеры и расстояние: это была бабочка «мёртвая голова» перед его глазами}}. | ||
* Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие | * Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие времена — все его прежние соратники уже мертвы (кроме одного везунчика, угодившего вместо виселицы на каторжные галеры). По сути, вся шайка состоит из самого Агостена и малолетней наводчицы Чикиты. Агостен, однако, свой преступный промысел не бросает и продолжает по ночам грабить проезжающих путников в компании умело расставленных соломенных чучел. Чучела принаряжены в оставшиеся от бывших подельников плащи и шляпы и в лунном свете производят необходимое впечатление. ГГ со спутниками страху не поддался и обман раскрыл, но до этого трюк, похоже, неоднократно срабатывал. | ||
* Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада]]». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами<ref>Да, сделать вылазку для разведки дону Мигелю (и оценить истинный масштаб «вторжения») тоже страшно.</ref> (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель | * Р. Сабатини, «[[Одиссея капитана Блада]]». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами<ref>Да, сделать вылазку для разведки дону Мигелю (и оценить истинный масштаб «вторжения») тоже страшно.</ref> (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель осознаёт — его одурачили. Но так как морской проход теперь охраняют только немногочисленные слабые орудия, Блад успешно уходит — вместе с добычей и двумя (а позже тремя) кораблями из эскадры дона Мигеля. | ||
** В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом | ** В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом пиратов - в рукопашной схватке большой численный перевес решает дело. Так что дону Мигелю было чего опасаться, а о том, что данный конкретный случай нетипичен, он просто не знал. | ||
** ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форта | ** ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форта Маракайбо — трюк провернул пират Генри Морган (с которого Блад [[прототип|списан более чем наполовину]], вплоть до получения поста губернатора Ямайки). | ||
* Толкин, «[[Властелин Колец]] | * Толкин, «[[Властелин Колец]]» — орки в крепости Кирит-Унгол, захватив в плен укушенного Шелоб Фродо, решили, что его спутником был эльф или гондорский воин «с большущим мечом», которому удалось скрыться, а вовсе не такой же хоббит Сэм. | ||
** В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной. | ** В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной. | ||
** С таким соседством нервы будут ни к черту. | ** С таким соседством нервы будут ни к черту. | ||
Строка 56: | Строка 55: | ||
*** Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть. | *** Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть. | ||
* Всеволод Нестайко, «[[Тореадори з Васюківки|Тореадоры из Васюковки]]»: | * Всеволод Нестайко, «[[Тореадори з Васюківки|Тореадоры из Васюковки]]»: | ||
** Ява и Павлуша договорились при появлении преступника изобразить милицию: «Я говорю: „Руки вверх“, ты в это время светишь фонариком и кричишь: „Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!“. Чтобы он думал, что нас много». Не сработало — нервы Павлуши сдали, и получилось только «Дядя милиционер, сюда! Дядя милиционер, туда!». К счастью, это был не преступник. | |||
** Ява и Павлуша договорились при появлении преступника изобразить милицию: «Я говорю: „Руки вверх“, ты в это время светишь фонариком и кричишь: „Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!“. Чтобы он думал, что нас много». Не | ** В третьей части Ява сделал [[Странные вещи на фотографии|фотографию]] безголового [[призрак]]а из местной легенды — несправедливо казнённого [[казак]]а. Главгерои наделали много шума, но {{spoiler|Призрак [[Ложная мистика|оказался сушащейся на плечиках нейлоновой рубашкой]]. А Ява психологически был настроен его увидеть}}. | ||
* «[[Плоский Мир|Интересные времена]]» — не верьте, если вам будут говорить про невидимых призраков-вампиров (общим числом — два миллиона триста тысяч девять). | |||
* Аберкромби, «Герои» — крупный отряд армии Союза просидел перед хлипкой вражеской стеной всю битву, думая что на стене сидит враг. А на самом деле там были чучела и один мальчишка, двигавший их. | |||
** В третьей части Ява сделал [[Странные вещи на фотографии|фотографию]] безголового [[призрак]]а из местной | * Ким Лиггетт, «Год благодати» — девушки так запугали друг друга рассказами о призраках, что стали слышать их голоса в шуме ветвей и шагах животных. Также все ужасно боятся Кирстен, убедив себя, что она имеет мистическую власть над людьми. Сама Кирстен сперва намеренно провоцирует этот всеобщий страх, а потом [[Поверил в собственную ложь|и сама начинает верить]] в свои сверхспособности, что едва не стоит ей жизни. | ||
* «[[Плоский Мир|Интересные времена]] | |||
* Аберкромби, | |||
* Ким Лиггетт, «Год | |||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
* «Приключения жёлтого | * «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливому мальчику Пете, сидящему с выключенным светом в пустой квартире, вместо мебели мерещатся различные ужасы. (Похоже, напрямую опирается на стихотворение Маршака, вынесенное в эпиграф. Но фильм является экранизацией литературной сказки С. Прокофьевой о патологически трусливом мальчике и патологически депрессивной девочке.) | ||
* «[[Чуковский|Айболит-66]] | * «[[Чуковский|Айболит-66]]» — Бармалей: {{Q|pre=1| | ||
Зато так наступают | Зато так наступают | ||
Одни лишь храбрецы… | Одни лишь храбрецы… | ||
— Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А?| | — Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А?|Оказалась — коряга}} | ||
:* Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает. | :* Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает. | ||
* [[Фильмы Гайдая|«Не может быть!»]] (новелла «Преступление и наказание») | * [[Фильмы Гайдая|«Не может быть!»]] (новелла «Преступление и наказание») — Горбушкина (персонажа Пуговкина) вызвали к следователю {{spoiler|как свидетеля}} аккурат после того, как он прочёл статью в газете об ужесточении наказаний для расхитителей. Как он собирался и что с ним творилось в кабинете следователя — надо видеть. А уж что началось после его отбытия в доме, ой!.. | ||
** Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали | ** Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали свидетелем — это просто была «недоработка системы». Через неделю она была исправлена. | ||
** А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага. | ** А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага. | ||
* «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает. | * «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает. | ||
* «[[Home Alone|Один дома]]»: | * «[[Home Alone|Один дома]]»: | ||
** Первые два | ** Первые два фильма — просто вовремя включая угрожающие реплики гангстера и автоматную очередь из кинофильма, Кевин до одури пугает сначала разносчика пиццы и бандитов, а потом и целый персонал отеля. | ||
** Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер. | ** Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер. | ||
** А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в | ** А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в подвале — ему казалось, что она «разевает» дверцу и грозно рычит «ЗдрааААвствуй, КееЕЕвин!..». Потом ему надоело трусить. | ||
** Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре | ** Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре показывают — он хорошо освещён, достаточно уютен, и ничего страшного там вроде бы нет. Вот разве что места там очень, очень мало. [[Откровение у холодильника|Может, у Кевина ещё и клаустрофобия?..]] | ||
** А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми. | ** А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми. | ||
** Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался. | ** Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался. | ||
* Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик, с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и {{spoiler|это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…}} | * Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик, с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и {{spoiler|это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…}} | ||
* «[[Цельнометаллическая оболочка]] | * «[[Цельнометаллическая оболочка]]» — знаменитый финал фильма. Морпехи, исследовавшие руины изуродованного войной вьетнамского города, были атакованы крупными силами противника. Им пришлось вызвать подкрепление и даже танк. {{spoiler|Потом оказалось, что никаких «крупных сил» не было, и против них воевала в одиночку [[бой-девка|пятнадцатилетняя девочка]] со [[Снайперская винтовка|снайперской винтовкой]]}} | ||
=== [[Телесериалы]] === | === [[Телесериалы]] === | ||
* | * «Ералаш», эпизод «Чужой (наш ужастик)» — играется [[шутки ради]]: насмотревшись ужастиков, мальчик в темноте принял за Фредди Крюгера своего папу (см. видео). | ||
* «[[Мандалорец]] | * «[[Мандалорец]]» — четыре мандалорца для имперских штурмовиков на грузовом транспорте превратились в десяток. Впрочем, возможно, здесь дело не только в страхе, но и в нежелании признавать перед вышестоящим начальством свою некомпетентность. | ||
=== [[Мультфильмы]] === | === [[Мультфильмы]] === | ||
* «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») | * «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») — почти вся про троп. | ||
* «[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежка]] | * «[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежка]]» — когда героиня бежит по ночному лесу, ей мерещатся всякие чудища: ветки, за которые зацепился её плащ, она принимает за когтистые руки, а брёвна в озере — за крокодилов. | ||
** Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному». | ** Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному». | ||
* «[[Ну, погоди!]]»: | * «[[Ну, погоди!]]»: | ||
** 7-й выпуск («На корабле») | ** 7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, [[Это очень сильное колдунство|пробивая борт корабля]] (!). | ||
*** Корабль то ещё плавучее | *** Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная. | ||
**** Как не странно, но такое | **** Как не странно, но такое было - первые броненосцы, еще середины XIX века, были устроены именно таким образом (надводная часть деревянного корабля обшивалась металлической броней). Потом изобрели торпеды, корабли стали полностью металлическими и чудо кончилось. | ||
** 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на ''сидящего рядом Зайца'', увидел «гигантский глаз и чудовищную | ** 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на ''сидящего рядом Зайца'', увидел «гигантский глаз и чудовищную пасть» — и испугался чуть ли не до кондратия. Когда понял, в чём дело — в ярости погнался за Зайцем (тем более что тяжёлый морской бинокль упал Волку прямо на ногу). | ||
* «[[Незнайка на Луне]]»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука. | * «[[Незнайка на Луне]]»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука. | ||
* «[[Том и Джерри]]», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули… | * «[[Том и Джерри]]», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули… | ||
** Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым | ** Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым халатом — этот нехитрый набор был принят перепуганным до полусмерти котом за привидение. А уж когда этим пылесосом затягивало кота — Том не иначе как вообразил (судя по реакции), что затащить его хотят прямо в преисподнюю… | ||
* «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «[[кот Леопольд|Приключения кота Леопольда]]»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться. | * «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «[[кот Леопольд|Приключения кота Леопольда]]»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться. | ||
* «Заяц и | * «Заяц и лягушки» — разумный заяц ухитрился испугаться… собственных ног, трепещущих под одеялом. Испугалось и всё семейство: заяц-старший даже прибежал с ружьём и начал угрожать им «неведомому монстру, забравшемуся в кровать сына». | ||
* «Сказка про храброго | * «Сказка про храброго зайца» — заяц был поначалу так труслив, что испугался белочки. | ||
* «Капризная | * «Капризная принцесса» — принцесса умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). [[Тепличное создание|Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни!]]<ref>Предположение (как и последующее, насчёт лягушки) не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.</ref> Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше. | ||
** Вскоре та же <s>барышня</s> новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига | ** Вскоре та же <s>барышня</s> новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига себе — падаль ожила!) и дал драла. | ||
=== [[Мультсериалы]] === | === [[Мультсериалы]] === | ||
Строка 113: | Строка 108: | ||
=== [[Комиксы]] === | === [[Комиксы]] === | ||
* Комиксы об [[Астерикс]]е. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы ([[основано на реальных событиях]] | * Комиксы об [[Астерикс]]е. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы ([[основано на реальных событиях]] — древние галлы IRL боялись того же). Несколько раз им показалось, что это уже происходит, {{spoiler|особенно когда прилетели инопланетяне, огромный корабль которых завис над деревней а-ля «[[Independence Day (фильм)|День Независимости]]» (был однажды такой случай, [[Манипуляция воспоминаниями|о котором галлы потом не помнили]])… но и просто в случае сильной грозы — тоже}}. | ||
=== [[Видеоигры]] === | === [[Видеоигры]] === | ||
* Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в [[ПЛиО]] «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них '''крохотным''' конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они [[Несовместимая с жизнью трусость|ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать]] ([[Что за идиот!|хотя]] у многих из них спрятаны в [[hammerspace]] здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы [[рубить ноги коням|устроить конникам весёлый Грюнвальд]]). | * Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в [[ПЛиО]] «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них '''крохотным''' конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они [[Несовместимая с жизнью трусость|ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать]] ([[Что за идиот!|хотя]] у многих из них спрятаны в [[hammerspace]] здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы [[рубить ноги коням|устроить конникам весёлый Грюнвальд]]). | ||
** Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже. | ** Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже. | ||
* [[Total War]] | * [[Total War]] — получив достаточно повреждений, отряды бросают все дела и бегут за [[край уровня]], по достижении которого выбывают из боя совсем. Иногда они могут по дороге передумать, и чтобы этого не произошло, можно послать за ними вдогонку… кого угодно. Да-да, именно так. Даже элиту можно прогнать какой-нибудь [[Гумба|гумбой]] если она бегает достаточно быстро. | ||
=== [[Реальная жизнь]] === | === [[Реальная жизнь]] === | ||
* Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения). | * Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения). | ||
** В меньшем | ** В меньшем масштабе — когда полтора снайпера создают у отряда противника впечатление, что там как минимум батальон. | ||
** Танки «На испуг» времён | ** Танки «На испуг» времён ВОВ — делались в Одессе, <del>на Малой Арнаутской улице,</del> чтобы напугать наступающую армию румын. Представляли собой трактора, наскоро обвешанные бронёй, прожекторами и пулемётами. | ||
*** Трактор, обвешанный броней и | *** Трактор, обвешанный броней и пулеметами - это уже вполне серьезно. Да, против настоящего не сдюжит, а вот для поддержки пехоты против другой пехоты будет вполне полезен. Тропом это становится, когда "броня" фанерная, а "пулеметом" служит какая-то труба, торчащая наружу. | ||
*** Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь. | *** Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь. | ||
**** Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки). | **** Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки). | ||
** Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не | ** Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не единичный — «пулемётные швабры» часто шли в дело на самолетах, из которых ради облегчения перед дальним вылетом выбрасывали всё, без чего можно держаться в воздухе с бомбами. | ||
** В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много ( | ** В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много (Фердинандов — вообще меньше сотни!) и с ними часто путали поздние варианты танков Pzkpfw III и IV (благо, издали они все выглядели сродни уже тогда существовавшему шоколаду Ritter Sport — «квадратиш, практиш, гут») и самоходки Nashorn ([[стеклянная пушка|последние, впрочем тоже обладали той же самой убойной пушкой «Фердинанда», но вот бронёй не вышли]]). | ||
** Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен. | ** Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен. | ||
** Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… [http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprd&id=1325 но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность]. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться [[моральный горизонт событий|лютым «зашкваром»]] и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира». | ** Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… [http://www.warconflict.ru/rus/new/?action=shwprd&id=1325 но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность]. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться [[моральный горизонт событий|лютым «зашкваром»]] и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира». | ||
* Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 | * Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 года — [[педаль в асфальт]]. Группу пьяных австрийских солдат приняли за напавших посреди ночи на лагерь турок, в результате чего стотысячная армия устроила [[Дружественный огонь|грандиозную битву сама с собой]] в стиле «Каждый за себя», а затем и вовсе разбежалась кто куда. Пришедшие через пару дней турки насчитали десять тысяч убитых и раненых солдат и присвоили победу себе. | ||
** [https://zen.yandex.com/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/bitva-pri-karansebeshe--perevrannyi-incident-avstrotureckoi-voiny-17881791-5f4ba9f2a1f2813821c4c857 В итоге вся история оказалась выдумкой]. | ** [https://zen.yandex.com/media/id/5ece4e6f4ee7871db02386df/bitva-pri-karansebeshe--perevrannyi-incident-avstrotureckoi-voiny-17881791-5f4ba9f2a1f2813821c4c857 В итоге вся история оказалась выдумкой]. | ||
* Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений. | * Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений. | ||
* [[Шахматы]] (пополам с [[Сам себя перехитрил]]) | * [[Шахматы]] (пополам с [[Сам себя перехитрил]]) — Давид Бронштейн прославился умением придумывать великолепные ответные ходы своего соперника и из-за этого самому воздерживаться от удачного хода, хотя оппонент до такого даже не додумывался. | ||
* Бейтсовская | * Бейтсовская мимикрия — когда съедобный безопасный вид имитирует несъедобный или опасный. Например, мухи-журчалки, косящие под ос. | ||
* Нередко возникает у людей с [[ПТСР]]. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли. | * Нередко возникает у людей с [[ПТСР]]. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли. | ||
* И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца. | * И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца. | ||
* С | * С оговорками — монструозные супертанкеры (т.н класс Ultra Large Crude Carrier), появившиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Эти суда на 600+ тысяч тонн водоизмещения оказались живейшим воплощением крутой непрактичности и когда пришло осознание, что повторения кризиса не будет, то большая их часть очень быстро отправилась на слом. | ||
== Примечания == | == Примечания == |
Версия 19:13, 28 марта 2022
Короче, Склихосовский! Воображение нарисовало ужас там, где его вовсе нет. |
« | В темноте увидел Петя: Сверху смотрит великан. Оказалось на рассвете — Это старый чемодан. Высоко — на крышу шкапа — Чемодан поставил папа, И светились два замка При луне, как два зрачка. |
» |
— С. Маршак, «Чего боялся Петя?» |
В кустах шуршит кролик. Замогильным голосом, что был искажён простым кувшином, говорит мальчишка-озорник. Сотни костров и шум огромной армии производят носящиеся туда-сюда полсотни солдат. Так или иначе, какой бы безобидной и неопасной ни представлялась угроза при свете дня, особенно если подойти с трезвой головой, уже поздно — при иных обстоятельствах храбрецы задали стрекача. Очень часто троп идёт рука об руку с обманом, но бывает и неожиданный эффект. Масса примеров тропа встречается в сказках и мифах, так что это старше, чем грязь. Обратите внимание, если источник страха и впрямь выглядит жутко (даже если это искусный грим) — это не наш троп.
Если угроза сама по себе реальна, но есть нечто, защищающее героя от неё, это Тайная страховка.
Инверсия тропа — Это не просто мельница!. Где-то между ними — Может, магия, а может, реальность, отыгрываемая тогда, когда никто так и не смог сказать, с чем именно столкнулись герои.
Примеры
Фольклор
- Огромная масса сказок. ВПС может назвать:
- Собственно русская народная «У страха глаза велики»: случайно упавшее яблоко спровоцировало предынфарктное состояние у двоих человек, мышки и зайчика, а также курочки.
- Сказка о мужике, который шуганул воров, изобразив из себя члена банды других воров. Причём он просто выкрикивал в темноте что-то вроде: «А ну заходи к этим сволочам сзади».
- Китайская сказка про течь. Трусливый тигр и столь же трусливый вор, услышав разговор потенциальных жертв о том, что «больше всего на свете они боятся течи» (в их единственном котле), полагают, что Течь — это ужасное чудовище!
- Итальянские сказки про дурня Джуфу. Имея милую привычку говорить сам с собой, причем довольно странно, Джуфа неосознанно пугает разбойников, которые подумали, что это переговариваются стражники в засаде. А в другой сначала справляет на них нужду с дерева, а потом и вовсе роняет им на головы дверь (не спрашивайте, как она там оказалась) — разбойники были уверены, что на них упало небо.
- «Бременские музыканты» же! Четыре, мягко говоря, не самых крупных животных до полусмерти перепугали и выгнали из дома целую разбойничью шайку. Не без парочки уловок, конечно, но всё-таки.
- Хантыйская сказка «Берестяной нос». Старик заблудился в лесу и набрёл на избушку, в которой сидели злые лесные духи менквы. Испугавшись, он случайно наступил на сучок и сломал его. Оба менква напугались до полусмерти. Смекнув, что страшные лесные духи на самом деле ужасные трусы, старик оторвал кусок бересты и приставив его к носу, заглянул в окошко к менквам. Те увидев его, испугались до усрачки, вышибли дверь и убежали в лес.
- Сказка, где Иван-дурак прищемил оборку лаптя дверью. Подумал, что его держит разозленный домовой.
- «Кот и лиса» — золотой эталон. Обычный кот смог напугать до одури волка, кабана и медведя (ну, и зайца до кучи). Ну, хорошо — Лиса ему в этом деле тоже подсобила.
Театр
- Н. В. Гоголь, «Ревизор» — насквозь коррумпированный городничий углядел в поиздержавшемся дворянине — пустом человеке, молодом вертопрахе! — того самого ревизора. А у того хватило смелости этому подыграть…
Литература
Русскоязычная
- А. С. Пушкин, стихотворение «Вурдалак».
- К. Д. Ушинский, рассказ «Трусливый Ваня».
- Корней Чуковский, «Тараканище». Судя по тому, что в конце сказки его благополучно склевал воробей — до хтонического монстра таракан раздулся исключительно из-за всеобщего страха (и, вероятно, инсектофобии).
- А. Н. Толстой, «Приключения Буратино» — загадочный голос «Открой тайну, несчастный!» (это завывал Буратино, сидевший в кувшине, который считался пустым).
- Б. Васильев, «А зори здесь тихие…» — эпизод, где пять девчонок во главе со старшиной изобразили целую бригаду лесорубов, спугнув тем самым немецкую диверсионную группу. Помогло, правда, мало.
- В. Богомолов, «В августе сорок четвёртого» — в начале финальной схватки Таманцев и Блинов, выскакивая из кустов как черти из болота, орут «Взвод, к бою! Окружайте поляну!!!», хотя кроме них тут только старшина-радист и взвода в радиусе километра не предвидится. Делают они это, чтобы попортить нервы противнику и занять его мысли несуществующим взводом, однако у младшего из вражеских агентов эти самые нервы полностью сдают, и он убегает незнамо куда с криком «Засада!» и в итоге легко и бескровно берется в плен силами Блинова и старшины-радиста.
- Р. Погодин, «Про жеребенка Мишу и мышонка Терентия»
- «Космоолухи»:
- Группа в полтора десятка человек, большинство из которых гражданские, обороняют заброшенную военную базу против полусотни пиратов. В ход идёт имитация биологического оружия (электроника подтвердила наличие отсутствующих в базе данных бактерий, а что они безвредны, так кто рискнёт проверить), демонстрация «военных трофеев» и прочие трюки, заставляющие отряды пиратов сдаваться в плен. Педаль в пол — случайное попадание в флайер горшком со значком радиационной опасности (внутри обычная конопля).
- При виде маленького мальчика, мусолящего во рту кусок сырого мяса, и здоровенной фигуры с красными светящимися глазами насмотрешийся хитовых ужастиков бедолага-новобобруйчанин чуть коньки со страха не откинул.
- Автор правки ещё по малолетству помнит рассказ, где главная героиня теряет мяч и в попытках найти его в темноте натыкается на разных чудовищ. Если бы не отец с фонариком, мяч бы так и не был найден.
На других языках
- Роман-хроника «Повесть о доме Тайра» — битва при Куринака в которой Минамото-но Ёсинака по прозвищу Кисо, имея пятитысячную армию (по некоторым версиям у него было всего лишь три тысячи), сначала изобразил при помощи знаменосцев взобравшихся на склоны ущелья большое войско, от чего Тайро-но Коремори, с армией в сорок тысяч, в нерешительности остановился в предгорьях. Затем Кисо ночью ударил в тыл войску Тайра, которое с криками об окружении не зная местности в ночной темноте бежало в направлении… обрыва попадав в пропасть.
- «Симплициссимус» — главгерой, столкнувшись в потёмках с разбойниками, пугает их настолько, что те побросали всё, мешающее бежать — оружие и крупную сумму денег. Всё дело в шутовском наряде и телячьей шкуре сверху, энергичное натирание которой привело к искрам статического электричества.
- Эдгар По, «Сфинкс» — главный герой падает в обморок от страха, увидев в окно жуткое чудовище на холме. На самом деле он неправильно оценил размеры и расстояние: это была бабочка «мёртвая голова» перед его глазами.
- Теофиль Готье, «Капитан Фракасс». На момент встречи с труппой комедиантов, с которыми путешествует главный герой, шайка кровожадного разбойника Агостена переживает не лучшие времена — все его прежние соратники уже мертвы (кроме одного везунчика, угодившего вместо виселицы на каторжные галеры). По сути, вся шайка состоит из самого Агостена и малолетней наводчицы Чикиты. Агостен, однако, свой преступный промысел не бросает и продолжает по ночам грабить проезжающих путников в компании умело расставленных соломенных чучел. Чучела принаряжены в оставшиеся от бывших подельников плащи и шляпы и в лунном свете производят необходимое впечатление. ГГ со спутниками страху не поддался и обман раскрыл, но до этого трюк, похоже, неоднократно срабатывал.
- Р. Сабатини, «Одиссея капитана Блада». Дон Мигель, увидев высадку пиратов Блада возле форта Маракайбо, приказывает перетаскивать пушки для отражения нападения с суши. Он считает, что этот чёртов пират собирается напасть огромными силами[1] (которых у Блада на самом деле нет, а шлюпки возят одних и тех же людей, просто прячущихся на обратном пути). Лишь когда корабли Блада начинают проплывать мимо форта, дон Мигель осознаёт — его одурачили. Но так как морской проход теперь охраняют только немногочисленные слабые орудия, Блад успешно уходит — вместе с добычей и двумя (а позже тремя) кораблями из эскадры дона Мигеля.
- В общем-то логика в этом есть. На пиратских кораблях обычно было непомерно много (по сравнению с обычными, даже военными) людей, именно поэтому абордаж и был основным тактическим приемом пиратов - в рукопашной схватке большой численный перевес решает дело. Так что дону Мигелю было чего опасаться, а о том, что данный конкретный случай нетипичен, он просто не знал.
- ЧСХ, в основу положен реальный случай, и произошел он именно у форта Маракайбо — трюк провернул пират Генри Морган (с которого Блад списан более чем наполовину, вплоть до получения поста губернатора Ямайки).
- Толкин, «Властелин Колец» — орки в крепости Кирит-Унгол, захватив в плен укушенного Шелоб Фродо, решили, что его спутником был эльф или гондорский воин «с большущим мечом», которому удалось скрыться, а вовсе не такой же хоббит Сэм.
- В голливудской экранизации одного из орков испугала тень выглядывающего из-за угла Сэма, внезапно показавшаяся ему огромной.
- С таким соседством нервы будут ни к черту.
- Следует помнить, что троп тут отыгран не в чистом виде: канон гласит, что, надев Кольцо, Сэм (и в книге и в экранизации) временно заполучил проклятую ауру, которая способна напугать сама по себе, особенно орка.
- Да и от клинков эльфийской работы (а в руке у Сэма один из них) всевозможную нечисть корежит и плющит еще до того, как в них это попытаются воткнуть.
- Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки»:
- Ява и Павлуша договорились при появлении преступника изобразить милицию: «Я говорю: „Руки вверх“, ты в это время светишь фонариком и кричишь: „Товарищ Валигура, заходите справа! Николай Иванович, заходите слева!“. Чтобы он думал, что нас много». Не сработало — нервы Павлуши сдали, и получилось только «Дядя милиционер, сюда! Дядя милиционер, туда!». К счастью, это был не преступник.
- В третьей части Ява сделал фотографию безголового призрака из местной легенды — несправедливо казнённого казака. Главгерои наделали много шума, но Призрак оказался сушащейся на плечиках нейлоновой рубашкой. А Ява психологически был настроен его увидеть.
- «Интересные времена» — не верьте, если вам будут говорить про невидимых призраков-вампиров (общим числом — два миллиона триста тысяч девять).
- Аберкромби, «Герои» — крупный отряд армии Союза просидел перед хлипкой вражеской стеной всю битву, думая что на стене сидит враг. А на самом деле там были чучела и один мальчишка, двигавший их.
- Ким Лиггетт, «Год благодати» — девушки так запугали друг друга рассказами о призраках, что стали слышать их голоса в шуме ветвей и шагах животных. Также все ужасно боятся Кирстен, убедив себя, что она имеет мистическую власть над людьми. Сама Кирстен сперва намеренно провоцирует этот всеобщий страх, а потом и сама начинает верить в свои сверхспособности, что едва не стоит ей жизни.
Кино
- «Приключения жёлтого чемоданчика» — трусливому мальчику Пете, сидящему с выключенным светом в пустой квартире, вместо мебели мерещатся различные ужасы. (Похоже, напрямую опирается на стихотворение Маршака, вынесенное в эпиграф. Но фильм является экранизацией литературной сказки С. Прокофьевой о патологически трусливом мальчике и патологически депрессивной девочке.)
- «Айболит-66» — Бармалей:
« |
Зато так наступают Одни лишь храбрецы… — Ай! Ай! КРОКОДИЛ!!! Ай! А? |
» |
— Оказалась — коряга |
- Похоже, отсылка на оригинальное произведение о Бармалее, где его в конце крокодил глотает.
- «Не может быть!» (новелла «Преступление и наказание») — Горбушкина (персонажа Пуговкина) вызвали к следователю как свидетеля аккурат после того, как он прочёл статью в газете об ужесточении наказаний для расхитителей. Как он собирался и что с ним творилось в кабинете следователя — надо видеть. А уж что началось после его отбытия в доме, ой!..
- Не совсем корректный пример, поскольку Горбушкину очень даже было чего бояться, и то, что его вызвали свидетелем — это просто была «недоработка системы». Через неделю она была исправлена.
- А вот во второй новелле уже точно наш случай. Заявившийся к любовнице Анатоль (О. Даль) шугается каждого шороха и кашля за стеной и вдруг начинает слышать грохочущие шаги. Не иначе муж вернулся! Открывается дверь и входит… кошка. С грохотом, ага.
- «Конфуций» (2010) с Чоу Юнь Фатом: Конфуций успешно изображает с помощью своих учеников наличие огромной армии колесниц, отчего противник отступает.
- «Один дома»:
- Первые два фильма — просто вовремя включая угрожающие реплики гангстера и автоматную очередь из кинофильма, Кевин до одури пугает сначала разносчика пиццы и бандитов, а потом и целый персонал отеля.
- Во втором фильме мальчик устраивает целое представление с надувным клоуном и аудиозаписью дядиного пения в ванной, чтобы прогнать дотошного администратора, нагрянувшего с проверкой в номер.
- А сам юный герой по малолетству боялся печки, стоящей в подвале — ему казалось, что она «разевает» дверцу и грозно рычит «ЗдрааААвствуй, КееЕЕвин!..». Потом ему надоело трусить.
- Он и на чердаке спать боялся, утверждая, что «там страшно». Чердак этот в кадре показывают — он хорошо освещён, достаточно уютен, и ничего страшного там вроде бы нет. Вот разве что места там очень, очень мало. Может, у Кевина ещё и клаустрофобия?..
- А уж как он пугался сначала старого соседа, а потом одинокой голубятницы! Оба оказались хорошими людьми.
- Спародировано в «В Филадельфии всегда солнечно». Шайка укатила на Суперкубок, но забыла Чарли в баре. Он, увидев на улице двух мужиков, похожих на «мокрых бандитов», перепугался и наставил по всему бару ловушек, а потом сам же в них и попался.
- Короткометражный пародийный фильм ужасов «Геймеру крышка» (Gamer Over). Среди ночи пожилой толстый мужик, не в меру впечатлительный, до самозабвения заигрался в какую-то (японского производства?) видеоигру-ужастик, с отличной графикой, да ещё на сверхдорогой HD-аппаратуре. В сюжете фигурировала какая-то страшная мёртвая дева с полуразложившимся лицом, закрытым длинными волосами, а-ля Садако Ямамура/Самара Морган из «Звонка». Мужик уже трепетал, уже еле держал геймпад… И тут в окружающей его темноте послышались неясные звуки (нет, не с экрана), и в кухню вошла белая девичья фигура с очень похожей шевелюрой и протянула к геймеру руку!.. Геймер чуть от инфаркта не скапутился. Но тут зажёгся свет, и это оказалась милая маленькая дочка геймера в ночной рубашке и с упавшими на лицо длинными красивыми волосами. Она откинула их, чтобы не мешали, и с очаровательной капризинкой произнесла: «Папа, я пить хочу». Мужик, трясущийся как студень, только и смог истерически покивать и выдавить из себя «А-ага»…
- «Цельнометаллическая оболочка» — знаменитый финал фильма. Морпехи, исследовавшие руины изуродованного войной вьетнамского города, были атакованы крупными силами противника. Им пришлось вызвать подкрепление и даже танк. Потом оказалось, что никаких «крупных сил» не было, и против них воевала в одиночку пятнадцатилетняя девочка со снайперской винтовкой
Телесериалы
- «Ералаш», эпизод «Чужой (наш ужастик)» — играется шутки ради: насмотревшись ужастиков, мальчик в темноте принял за Фредди Крюгера своего папу (см. видео).
- «Мандалорец» — четыре мандалорца для имперских штурмовиков на грузовом транспорте превратились в десяток. Впрочем, возможно, здесь дело не только в страхе, но и в нежелании признавать перед вышестоящим начальством свою некомпетентность.
Мультфильмы
- «Страшная история» (из цикла «Приключения Хомы и Суслика») — почти вся про троп.
- «Белоснежка» — когда героиня бежит по ночному лесу, ей мерещатся всякие чудища: ветки, за которые зацепился её плащ, она принимает за когтистые руки, а брёвна в озере — за крокодилов.
- Что-то в этом роде происходит и в отечественном мультфильме «О том, как гном покинул дом», когда «ночью старенькому дому стало страшно одному».
- «Ну, погоди!»:
- 7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, пробивая борт корабля (!).
- Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная.
- Как не странно, но такое было - первые броненосцы, еще середины XIX века, были устроены именно таким образом (надводная часть деревянного корабля обшивалась металлической броней). Потом изобрели торпеды, корабли стали полностью металлическими и чудо кончилось.
- Корабль то ещё плавучее чудо — снаружи вполне себе океанский лайнер со стальной обшивкой, что подтверждают кадры «в разрезе», где Волк задницей затыкает дыру, а в трюме мы видим, что обшивка — деревянная.
- 11-й выпуск («В цирке»). Волк ненароком глянул в бинокль на сидящего рядом Зайца, увидел «гигантский глаз и чудовищную пасть» — и испугался чуть ли не до кондратия. Когда понял, в чём дело — в ярости погнался за Зайцем (тем более что тяжёлый морской бинокль упал Волку прямо на ногу).
- 7-й выпуск («На корабле») — Заяц в трюме показывает шоу теней, а Волк, нешуточно испугавшись, бросает в «чудищ» свой фонарик, пробивая борт корабля (!).
- «Незнайка на Луне»: похожим образом, что и Заяц из «Ну, погоди!», Незнайка, спрятавшись за большим листом, пугает агрессивно настроенного жука.
- «Том и Джерри», выпуск под названием «Два маленьких индейца». Мышата Таффи и Тиффи, выряженные под индейцев, чуть ли не до смерти напугали кота Тома, нарядившегося американским первопоселенцем с енотовой хвостатой шапкой на голове. Средства в ход были пущены простенькие: с помощью тостера успешно изобразили дым сигнального костра; множество воланов для бадминтона с нарисованными на них угрюмыми мордочками сошли за большое войско мышей-индейцев, выглядывающих из-за забора и готовых атаковать «бледнолицего»; а боевая раскраска на морде спящего бульдога и убор воинственного вождя у него на голове оказались последней каплей. Если уж они и пса, и так не очень жалующего Тома, в свою веру втянули…
- Выпуск «Котишка-трусишка»: Том наслушался перед сном страшилок по радио и теперь боится любого шороха, а Джерри решает этим воспользоваться для очередной шутки. Особенно эпичен момент с пылесосом и висящим над ним огромным белым халатом — этот нехитрый набор был принят перепуганным до полусмерти котом за привидение. А уж когда этим пылесосом затягивало кота — Том не иначе как вообразил (судя по реакции), что затащить его хотят прямо в преисподнюю…
- «Дом для леопарда» Ан. Резникова (известного по хитам «Крошка Енот», «Приключения кота Леопольда»). Заяц и обезьяна напугали негодяя-леопарда, спрятавшись и грозно рыча в кувшины. Леопарду показалось, что обезьяну, у которой он затеял было отнять дом, «крышуют» какие-то огромные и страшные звери, с которыми лучше не связываться.
- «Заяц и лягушки» — разумный заяц ухитрился испугаться… собственных ног, трепещущих под одеялом. Испугалось и всё семейство: заяц-старший даже прибежал с ружьём и начал угрожать им «неведомому монстру, забравшемуся в кровать сына».
- «Сказка про храброго зайца» — заяц был поначалу так труслив, что испугался белочки.
- «Капризная принцесса» — принцесса умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни![2] Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше.
- Вскоре та же
барышняновобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала) и заорать как резаная… а голодный медведь, который только что собирался жрать принцессу (он принял её за падаль, но это его не остановило), испугался этого вопля (нифига себе — падаль ожила!) и дал драла.
- Вскоре та же
Мультсериалы
- «Кот Саймона», эпизод «Scaredy Cat». Вылезший из перины дивана когтистый «монстрик», напугавший дяденьку (опять-таки во время просмотра ужастика), оказался его же котом, облеплённым поролоном и пухом.
Комиксы
- Комиксы об Астериксе. Жители Непримиримой Галльской Деревни не боятся ничего! За одним исключением: они боятся, как бы небо не упало им на головы (основано на реальных событиях — древние галлы IRL боялись того же). Несколько раз им показалось, что это уже происходит, особенно когда прилетели инопланетяне, огромный корабль которых завис над деревней а-ля «День Независимости» (был однажды такой случай, о котором галлы потом не помнили)… но и просто в случае сильной грозы — тоже.
Видеоигры
- Mount & Blade: Warband (по крайней мере в Good Mod). Смоделирована «боязнь окружения» (см. Реальная жизнь), а также и упоминаемая в ПЛиО «боязнь конников», которой страдали средневековые лучники и арбалетчики. На ровном поле выстроилась целая полурота вражеских стрелков? А ну-ка налетим на них крохотным конным отрядиком, на большой скорости, гикая и размахивая клинками! Велика вероятность (но гарантии всё же нет), что они ударятся в паническое бегство, во время которого их можно невозбранно резать (хотя у многих из них спрятаны в hammerspace здоровенные алебарды/пики, и в строю они могли бы устроить конникам весёлый Грюнвальд).
- Компьютер оценивает силу войска только количественно (например, можно выманить гарнизон на вылазку, приведя на осаду небольшой отряд элиты), так что если набить в гарнизон крестьян, завербованных разбойников и разношерстных рекрутов, то осаждать его будут реже.
- Total War — получив достаточно повреждений, отряды бросают все дела и бегут за край уровня, по достижении которого выбывают из боя совсем. Иногда они могут по дороге передумать, и чтобы этого не произошло, можно послать за ними вдогонку… кого угодно. Да-да, именно так. Даже элиту можно прогнать какой-нибудь гумбой если она бегает достаточно быстро.
Реальная жизнь
- Много раз имитация деятельности большой армии вынуждала противника отступать перед очень скромными силами. Разумеется, работает, если разведку по каким-то причинам провести невозможно или в неё набрали клинических олухов. Например, можно приказать воинам разводить лишние костры. Тогда издали армия будет казаться многочисленнее (кажется, этим пользовались в том числе наши казаки в Отечественную войну 1812 года, но нужны уточнения).
- В меньшем масштабе — когда полтора снайпера создают у отряда противника впечатление, что там как минимум батальон.
- Танки «На испуг» времён ВОВ — делались в Одессе,
на Малой Арнаутской улице,чтобы напугать наступающую армию румын. Представляли собой трактора, наскоро обвешанные бронёй, прожекторами и пулемётами.- Трактор, обвешанный броней и пулеметами - это уже вполне серьезно. Да, против настоящего не сдюжит, а вот для поддержки пехоты против другой пехоты будет вполне полезен. Тропом это становится, когда "броня" фанерная, а "пулеметом" служит какая-то труба, торчащая наружу.
- Делались они не только в Одессе на Малой Арнаутской, а везде, где видимость наличия танков могла дать хоть какое-то преимущество. И в условиях нехватки материалов трактора обвешивали просто крашеной фанерой вместо брони. О пулемётах далеко не всегда вообще шла речь.
- Роммель активно и удачно использовал такую тактику (был прозван Лисом в том числе и за подобные уловки).
- Первые серии штурмовика Ил-2 не имели хвостовой пулеметной точки. Когда на фронте появилась новая модификация, пулеметное гнездо на старой зачастую устраивали и при помощи крашеной черной краской палки от швабры. Случай не единичный — «пулемётные швабры» часто шли в дело на самолетах, из которых ради облегчения перед дальним вылетом выбрасывали всё, без чего можно держаться в воздухе с бомбами.
- В свою очередь после Курской Дуги уже в Красной Армии возникла «тигро»- и «фердинандобоязнь». В реальности означенных машин было выпущено не так много (Фердинандов — вообще меньше сотни!) и с ними часто путали поздние варианты танков Pzkpfw III и IV (благо, издали они все выглядели сродни уже тогда существовавшему шоколаду Ritter Sport — «квадратиш, практиш, гут») и самоходки Nashorn (последние, впрочем тоже обладали той же самой убойной пушкой «Фердинанда», но вот бронёй не вышли).
- Именно так работает «окружениебоязнь»: у не имеющих боевого опыта войск даже небольшая группа солдат противника, удачно вышедшая в тыл, может вызвать панику («Окружили!») и бегство с позиций, или даже привести к сдаче в плен.
- Химическое оружие же! Его применение в Первую Мировую нагнало много страху… но при этом продемонстрировало весьма низкую эффективность. В результате, хотя разработка ОВ вовсю продолжалась, его применение в итоге стало считаться лютым «зашкваром» и уделом самых отмороженных диктаторов в странах «третьего мира».
- Битва при Карансебеше 17 сентября 1788 года — педаль в асфальт. Группу пьяных австрийских солдат приняли за напавших посреди ночи на лагерь турок, в результате чего стотысячная армия устроила грандиозную битву сама с собой в стиле «Каждый за себя», а затем и вовсе разбежалась кто куда. Пришедшие через пару дней турки насчитали десять тысяч убитых и раненых солдат и присвоили победу себе.
- Искусственно устроенный в нескольких областях России «соляной бум», во время которого люди скупали соль десятками килограммов из-за якобы истощения месторождений.
- Шахматы (пополам с Сам себя перехитрил) — Давид Бронштейн прославился умением придумывать великолепные ответные ходы своего соперника и из-за этого самому воздерживаться от удачного хода, хотя оппонент до такого даже не додумывался.
- Бейтсовская мимикрия — когда съедобный безопасный вид имитирует несъедобный или опасный. Например, мухи-журчалки, косящие под ос.
- Нередко возникает у людей с ПТСР. Из-за пережитых неприятных событий вполне безобидные вещи могут казаться им угрожающими и наводить неприятные мысли.
- И наверное практически любой человек хоть раз в жизни принимал впотьмах висящую на сушилке или лежащую на стуле одежду за непонятно как взявшегося в квартире незнакомца.
- С оговорками — монструозные супертанкеры (т.н класс Ultra Large Crude Carrier), появившиеся после нефтяного кризиса 1973 года. Эти суда на 600+ тысяч тонн водоизмещения оказались живейшим воплощением крутой непрактичности и когда пришло осознание, что повторения кризиса не будет, то большая их часть очень быстро отправилась на слом.
Примечания
- ↑ Да, сделать вылазку для разведки дону Мигелю (и оценить истинный масштаб «вторжения») тоже страшно.
- ↑ Предположение (как и последующее, насчёт лягушки) не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.