Великий Кристалл: различия между версиями
(Новая страница: «240px|thumb|right| '''«Великий Кристалл»''' — так называется метавселенная из цикла фантастических произведений В. П. Крапивина. Название, собственно, описывает общее устройство мироздания: космос здесь имеет форму криста...») |
|||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Файл:Выстрел.jpg|240px|thumb|right|]] | [[Файл:Выстрел.jpg|240px|thumb|right|]] | ||
'''«Великий Кристалл»''' | '''«Великий Кристалл»''' — так называется метавселенная из цикла [[Научная фантастика|фантастических]] произведений В. П. Крапивина. Название, собственно, описывает общее устройство мироздания: космос здесь имеет форму кристалла, каждая грань которого — уникальная версия вселенной. Кристаллическое устройство космоса позволяет этим вселенным пересекаться и взаимодействовать друг с другом: так, расхожий мотив цикла — «человек [[попаданец|попадает]] во вроде бы привычный, но имеющий свои особенности мир». Основные герои — дети, взрослые [[протагонист]]ы встречаются реже; как правило, взрослые на вторых ролях, помогают юным героям или выступают в качестве рассказчика. | ||
== Произведения цикла == | == Произведения цикла == | ||
* Выстрел с монитора (1989). История первого Командора Эллиота Красса, а также будущего Командора Находкина и как появился Яшка. | * Выстрел с монитора (1989). История первого Командора Эллиота Красса, а также будущего Командора Находкина и как появился Яшка. | ||
* Гуси, гуси, га-га-га… (1989). Простой обыватель волею воистину дьявольского невезения оказывается приговорен к смерти и в ее ожидании сближается с группой сирот, обретая желание жить и бороться. | * Гуси, гуси, га-га-га… (1989). Простой обыватель волею воистину дьявольского невезения оказывается приговорен к смерти и в ее ожидании сближается с группой сирот, обретая желание жить и бороться. | ||
** Пример [[анакосмизм]] | ** Пример [[анакосмизм]]а — упоминается дом с финской крышей. Хотя почему бы не быть своей Суоми (Финляндия) в мире, где есть своя Англия, известны имена [[Гамлет]]а, [[Робин Гуд]]а и капитана Кука? О географии Западной Федерации, занимающей местную Циркумбалтию или её часть, в которую входит Реттерберг, известно, в общем-то, немного. | ||
* Застава на Якорном поле (1990). После гибели матери Ёжики никак не может смириться с ее утратой и однажды оказывается на нигде не отмеченной станции метро «Якорное поле», здесь же возвращается Яшка, чтобы в итоге отправиться в космос и стать звездой. | * Застава на Якорном поле (1990). После гибели матери Ёжики никак не может смириться с ее утратой и однажды оказывается на нигде не отмеченной станции метро «Якорное поле», здесь же возвращается Яшка, чтобы в итоге отправиться в космос и стать звездой. | ||
* Крик петуха (1990). Сведение линий предыдущих романов воедино и смысловое окончание | * Крик петуха (1990). Сведение линий предыдущих романов воедино и смысловое окончание цикла — уже престарелый Находкин передает свой командорский знак Цезарю и уходит проститься с матерью перед скорой смертью, приходит новое поколение, которому пора нести ношу защиты детства в Великом Кристалле. | ||
* Белый шарик Матроса Вильсона (1991). Основное действие происходит в начале 1950-ых и посвящено истории Стасика | * Белый шарик Матроса Вильсона (1991). Основное действие происходит в начале 1950-ых и посвящено истории Стасика Скицына — будущего академика, поднявшего теорию Великого Кристалла в науке, и прадеда действующего в других книгах Витьки — и Яшки, его будущего названого брата, ради Стасика обратившегося из звезды в человека. | ||
* Лоцман (1992) | * Лоцман (1992) — своеобразный эпилог цикла, подводящий итог линии «Даблстара», и метавысказывание автора о своем творчестве. воплощенное в странствиях неизлечимо больного детского писателя Игоря Решетова по всевозможным сопряженным пространствам. | ||
** [[Персональное ругательство]] | ** [[Персональное ругательство]] — юный «[[Мироходец|лоцман]]» Сашка Крюк выражает сильные эмоции восклицанием: «Ёшкин свет!». | ||
** [[Открытый финал]] | ** [[Открытый финал]] — пожалуй, самый открытый из всех романов Крапивина. Все заканчивается в ночь перед отправлением в Красные Пески — из тетради, написанной Крюком, можно прочесть аналогичную историю, в которой переход дался тяжело, но благополучно, но теперь впереди ждет еще более неведомая пустыня, а в реальности все заканчивается возвращением решимости Решетову и фрагментом его повести «Мальчик из Назарета». | ||
* Сказки о рыбаках и рыбках (1993). Еще более нетипичное, чем «Лоцман», произведение, посвященное во многом сложным отношениям главного героя художника Волынова с [[Госбезопасность|Ведомством]] и наступившим в конце перестройки безвременьем. И гораздо более | * Сказки о рыбаках и рыбках (1993). Еще более нетипичное, чем «Лоцман», произведение, посвященное во многом сложным отношениям главного героя художника Волынова с [[Госбезопасность|Ведомством]] и наступившим в конце перестройки безвременьем. И гораздо более жестокое — в финале приемного сына героя пытают, чтобы тот согласился «сотрудничать». | ||
** [[Перекличка]] | ** [[Перекличка]] — как отмечается Юр-Танка-палом, история Волынова очень схожа с историй Корнелия Гласа: обычный человек волей судьбы вынужден защищать группу детей-сирот и выходить ради них на врагов с револьвером в руках. | ||
Кроме того, несколько книг хотя и не входят в цикл напрямую, но в определённой степени связаны с ним: | Кроме того, несколько книг хотя и не входят в цикл напрямую, но в определённой степени связаны с ним: | ||
* «В ночь большого прилива» (1969—1977) и «Голубятня на жёлтой поляне» (1983—1985) | * «В ночь большого прилива» (1969—1977) и «Голубятня на жёлтой поляне» (1983—1985) — своего рода «прото-Кристалл»: здесь уже появляется тема путешествий между мирами, а некоторые персонажи и события этих книг упоминаются в основном цикле. | ||
* «Оранжевый портрет с крапинками» (1985) | * «Оранжевый портрет с крапинками» (1985) — значительная часть сюжета связана с марсианской цивилизацией иттов (правда, всё это [[Может, магия, а может, реальность|лишь фантазия Фаддейки… или нет?]]), которые опять-таки неоднократно упоминаются в «кристалловских» произведениях. | ||
* «Лётчик для особых поручений» (1975) - из неё взят Яков Михайлович Скицын, центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона». | * «Лётчик для особых поручений» (1975) - из неё взят Яков Михайлович Скицын, центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона». | ||
В широком смысле к вселенной Кристалла относят также поздние фантастические произведения Крапивина 1990—2000-х годов, где так или иначе раскрывается тема [[Мультивселенная|мультивселенной]], Безлюдных пространств, Дороги, или же их действие происходит в мирах, отличающихся от условного «нашего» воинскими званиями, названиями государств, наличием [[Анакосмизм|Империи с Регентом]] вместо Федерации с Президентом | В широком смысле к вселенной Кристалла относят также поздние фантастические произведения Крапивина 1990—2000-х годов, где так или иначе раскрывается тема [[Мультивселенная|мультивселенной]], Безлюдных пространств, Дороги, или же их действие происходит в мирах, отличающихся от условного «нашего» воинскими званиями, названиями государств, наличием [[Анакосмизм|Империи с Регентом]] вместо Федерации с Президентом и т. п. Система перекрёстных отсылок в разных произведениях действительно делает их частью одной метавселенной. | ||
== Особенности метавселенной Кристалла == | == Особенности метавселенной Кристалла == | ||
Строка 26: | Строка 26: | ||
=== Герои === | === Герои === | ||
Как было сказано, главные герои здесь прежде всего дети, [[крапивинские мальчики]]-'''«койво»''', обладающие зачастую скрытыми или явными паранормальными способностями. В некоторых произведениях они знают о кристаллической структуре метавселенной и используют особенности такой | Как было сказано, главные герои здесь прежде всего дети, [[крапивинские мальчики]]-'''«койво»''', обладающие зачастую скрытыми или явными паранормальными способностями. В некоторых произведениях они знают о кристаллической структуре метавселенной и используют особенности такой структуры — в частности, для [[Мироходец|перемещений между мирами]], в других — только догадываются. | ||
=== Миры === | === Миры === | ||
Миры, помимо объединяющих их в структуру мета- и физических законов, довольно разнообразны. Прежде всего, разнится время действия: от аналога нашего Средневековья до глубокого будущего. Соответственно, неодинаковы государственные устройство и | Миры, помимо объединяющих их в структуру мета- и физических законов, довольно разнообразны. Прежде всего, разнится время действия: от аналога нашего Средневековья до глубокого будущего. Соответственно, неодинаковы государственные устройство и политика — в некоторых книгах жанра героям приходится действовать в довольно жёстком тоталитарном мире-антиутопии, некоторые, напротив, отличаются от картины современного мирового сообщества довольно незначительно. Общим является, пожалуй, отношение автора к режиму — чаще всего негативное; если персонажи не воюют против системы в открытую, то так или иначе притесняемы родным государством. | ||
=== Научная база === | === Научная база === | ||
Во вселенной Кристалла учёными разных миров с давних пор ведутся изыскательские работы в попытках понять суть и структурировать все известные о Кристалле факты. Относительно «тёмные» | Во вселенной Кристалла учёными разных миров с давних пор ведутся изыскательские работы в попытках понять суть и структурировать все известные о Кристалле факты. Относительно «тёмные» силы — [[правительство]], [[мегакорпорация|мегакорпорации]] и прочие иерархические монстры — как правило, относятся к таким изысканиям не очень лояльно. От сдержанного неодобрения, высмеивания и признания исследований пересекающихся пространств лженаукой до полного запрета или (в зависимости от времени описываемых событий) обвинений учёного в колдовстве. Также в наше время и в мире, наиболее приближенном к нашему, за работами таких учёных могут охотиться [[спецслужбы]] («Рыжее знамя упрямства»). | ||
Тем не менее, определённая картина вырисовывается. Крапивин в достаточно расплывчатых терминах, но всё-таки вполне убедительно, разворачивает перед читателем картину мироздания: кристаллическая природа, стыки пространств, позволяющие мирам взаимопроникать, а также трещины и разломы, являющиеся источниками аномалий. Помимо прочего, в мирах Кристалла определённые вещи представляют собой «компактные модели Вселенной», а значит, наделены зачастую мистическими свойствами (колёса и колёсики, маленькие кристаллики, монетки). Всё это часто становится талисманами или даже друзьями (да, иные из предметов одушевлены) протагонистов-детей. | Тем не менее, определённая картина вырисовывается. Крапивин в достаточно расплывчатых терминах, но всё-таки вполне убедительно, разворачивает перед читателем картину мироздания: кристаллическая природа, стыки пространств, позволяющие мирам взаимопроникать, а также трещины и разломы, являющиеся источниками аномалий. Помимо прочего, в мирах Кристалла определённые вещи представляют собой «компактные модели Вселенной», а значит, наделены зачастую мистическими свойствами (колёса и колёсики, маленькие кристаллики, монетки). Всё это часто становится талисманами или даже друзьями (да, иные из предметов одушевлены) протагонистов-детей. |
Версия 03:41, 27 марта 2022
«Великий Кристалл» — так называется метавселенная из цикла фантастических произведений В. П. Крапивина. Название, собственно, описывает общее устройство мироздания: космос здесь имеет форму кристалла, каждая грань которого — уникальная версия вселенной. Кристаллическое устройство космоса позволяет этим вселенным пересекаться и взаимодействовать друг с другом: так, расхожий мотив цикла — «человек попадает во вроде бы привычный, но имеющий свои особенности мир». Основные герои — дети, взрослые протагонисты встречаются реже; как правило, взрослые на вторых ролях, помогают юным героям или выступают в качестве рассказчика.
Произведения цикла
- Выстрел с монитора (1989). История первого Командора Эллиота Красса, а также будущего Командора Находкина и как появился Яшка.
- Гуси, гуси, га-га-га… (1989). Простой обыватель волею воистину дьявольского невезения оказывается приговорен к смерти и в ее ожидании сближается с группой сирот, обретая желание жить и бороться.
- Пример анакосмизма — упоминается дом с финской крышей. Хотя почему бы не быть своей Суоми (Финляндия) в мире, где есть своя Англия, известны имена Гамлета, Робин Гуда и капитана Кука? О географии Западной Федерации, занимающей местную Циркумбалтию или её часть, в которую входит Реттерберг, известно, в общем-то, немного.
- Застава на Якорном поле (1990). После гибели матери Ёжики никак не может смириться с ее утратой и однажды оказывается на нигде не отмеченной станции метро «Якорное поле», здесь же возвращается Яшка, чтобы в итоге отправиться в космос и стать звездой.
- Крик петуха (1990). Сведение линий предыдущих романов воедино и смысловое окончание цикла — уже престарелый Находкин передает свой командорский знак Цезарю и уходит проститься с матерью перед скорой смертью, приходит новое поколение, которому пора нести ношу защиты детства в Великом Кристалле.
- Белый шарик Матроса Вильсона (1991). Основное действие происходит в начале 1950-ых и посвящено истории Стасика Скицына — будущего академика, поднявшего теорию Великого Кристалла в науке, и прадеда действующего в других книгах Витьки — и Яшки, его будущего названого брата, ради Стасика обратившегося из звезды в человека.
- Лоцман (1992) — своеобразный эпилог цикла, подводящий итог линии «Даблстара», и метавысказывание автора о своем творчестве. воплощенное в странствиях неизлечимо больного детского писателя Игоря Решетова по всевозможным сопряженным пространствам.
- Персональное ругательство — юный «лоцман» Сашка Крюк выражает сильные эмоции восклицанием: «Ёшкин свет!».
- Открытый финал — пожалуй, самый открытый из всех романов Крапивина. Все заканчивается в ночь перед отправлением в Красные Пески — из тетради, написанной Крюком, можно прочесть аналогичную историю, в которой переход дался тяжело, но благополучно, но теперь впереди ждет еще более неведомая пустыня, а в реальности все заканчивается возвращением решимости Решетову и фрагментом его повести «Мальчик из Назарета».
- Сказки о рыбаках и рыбках (1993). Еще более нетипичное, чем «Лоцман», произведение, посвященное во многом сложным отношениям главного героя художника Волынова с Ведомством и наступившим в конце перестройки безвременьем. И гораздо более жестокое — в финале приемного сына героя пытают, чтобы тот согласился «сотрудничать».
- Перекличка — как отмечается Юр-Танка-палом, история Волынова очень схожа с историй Корнелия Гласа: обычный человек волей судьбы вынужден защищать группу детей-сирот и выходить ради них на врагов с револьвером в руках.
Кроме того, несколько книг хотя и не входят в цикл напрямую, но в определённой степени связаны с ним:
- «В ночь большого прилива» (1969—1977) и «Голубятня на жёлтой поляне» (1983—1985) — своего рода «прото-Кристалл»: здесь уже появляется тема путешествий между мирами, а некоторые персонажи и события этих книг упоминаются в основном цикле.
- «Оранжевый портрет с крапинками» (1985) — значительная часть сюжета связана с марсианской цивилизацией иттов (правда, всё это лишь фантазия Фаддейки… или нет?), которые опять-таки неоднократно упоминаются в «кристалловских» произведениях.
- «Лётчик для особых поручений» (1975) - из неё взят Яков Михайлович Скицын, центральная фигура «Белого шарика матроса Вильсона».
В широком смысле к вселенной Кристалла относят также поздние фантастические произведения Крапивина 1990—2000-х годов, где так или иначе раскрывается тема мультивселенной, Безлюдных пространств, Дороги, или же их действие происходит в мирах, отличающихся от условного «нашего» воинскими званиями, названиями государств, наличием Империи с Регентом вместо Федерации с Президентом и т. п. Система перекрёстных отсылок в разных произведениях действительно делает их частью одной метавселенной.
Особенности метавселенной Кристалла
Герои
Как было сказано, главные герои здесь прежде всего дети, крапивинские мальчики-«койво», обладающие зачастую скрытыми или явными паранормальными способностями. В некоторых произведениях они знают о кристаллической структуре метавселенной и используют особенности такой структуры — в частности, для перемещений между мирами, в других — только догадываются.
Миры
Миры, помимо объединяющих их в структуру мета- и физических законов, довольно разнообразны. Прежде всего, разнится время действия: от аналога нашего Средневековья до глубокого будущего. Соответственно, неодинаковы государственные устройство и политика — в некоторых книгах жанра героям приходится действовать в довольно жёстком тоталитарном мире-антиутопии, некоторые, напротив, отличаются от картины современного мирового сообщества довольно незначительно. Общим является, пожалуй, отношение автора к режиму — чаще всего негативное; если персонажи не воюют против системы в открытую, то так или иначе притесняемы родным государством.
Научная база
Во вселенной Кристалла учёными разных миров с давних пор ведутся изыскательские работы в попытках понять суть и структурировать все известные о Кристалле факты. Относительно «тёмные» силы — правительство, мегакорпорации и прочие иерархические монстры — как правило, относятся к таким изысканиям не очень лояльно. От сдержанного неодобрения, высмеивания и признания исследований пересекающихся пространств лженаукой до полного запрета или (в зависимости от времени описываемых событий) обвинений учёного в колдовстве. Также в наше время и в мире, наиболее приближенном к нашему, за работами таких учёных могут охотиться спецслужбы («Рыжее знамя упрямства»).
Тем не менее, определённая картина вырисовывается. Крапивин в достаточно расплывчатых терминах, но всё-таки вполне убедительно, разворачивает перед читателем картину мироздания: кристаллическая природа, стыки пространств, позволяющие мирам взаимопроникать, а также трещины и разломы, являющиеся источниками аномалий. Помимо прочего, в мирах Кристалла определённые вещи представляют собой «компактные модели Вселенной», а значит, наделены зачастую мистическими свойствами (колёса и колёсики, маленькие кристаллики, монетки). Всё это часто становится талисманами или даже друзьями (да, иные из предметов одушевлены) протагонистов-детей.
Книги | |
---|---|
Миры и герои | Для миров и популярных героев был создан отдельный шаблон. |
Книги (отечественные) | Для книг на русском языке был создан отдельный шаблон. |
Книги (зарубежные) | Для книг на других языках был создан отдельный шаблон |
Авторы | Для писателей был создан отдельный шаблон. |
См. также | Литература • Театр • Классика школьной программы • Классические средневековые романы • Литература ужасов |
← | Навигация |