В бой идут одни «старики»
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Only Old Men Are Going To Battle. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Не вернувшимся из боевых вылетов посвящается. | » |
— Финальные титры фильма |
В бой идут одни "старики" | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр |
|
Страна производства | СССР |
Киностудия |
|
Режиссёр | Леонид Быков |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 1974 |
Продолжительность | 92 минуты |
В главных ролях: | |
Леонид Быков | гвардии капитан Алексей Титаренко («Маэстро») |
Алексей Смирнов | механик Макарыч |
Сергей Иванов | лейтенант Александров («Кузнечик») |
Рустам Сагдуллаев | младший лейтенант Сагдуллаев («Ромео») |
Евгения Симонова | Маша Попова |
Ольга Матешко | капитан Зоя Молчанова |
Владимир Талашко | старший лейтенант Скворцов |
Сергей Подгорный | младший лейтенант Виктор Щедронов («Смуглянка») |
«Смуглянка» в фильме
В бой идут одни «старики» — советский художественный фильм 1973 года, снятый режиссёром и актёром Леонидом Быковым по собственному (в соавторстве с Евгением Оноприенко и Александром Сацким) сценарию о лётчиках времён Великой Отечественной войны в боях за освобождение от фашистов Украины. Стал четвёртым в советском кинопрокате по итогам 1974 года и единственным в десятке лидеров проката фильмом о войне. Дальнейшую судьбу этого фильма можно назвать только счастливой — он стал, пожалуй, самым народным фильмом о войне, особенно — и до сих пор! — для Украины, разошёлся на цитаты, а героям фильма поставили памятники.
В 2009 году фильм был колоризован и в таком виде показан по Первому каналу в России и по каналу «Украина» понятно где. Однако, как это часто бывает, колоризация вряд ли что-то добавила к картине. Сам Быков, изначально намеревавшийся снять картину в цвете, в итоге решил, что чёрно-белый вариант (цветная плёнка была слишком большим дефицитом, снимали как есть) настолько хорош, что больше ничего добавлять к нему не надо. Вслед за Леонидом Фёдоровичем и мы советуем вам смотреть фильм в чёрно-белом варианте.
5 мая 2018 г. на аэродроме Левцово под Ярославлем установлен памятник военным авиатехникам. В бронзовой фигуре узнаётся механик Макарыч.
Сюжет[править]
Кончается лето 1943 г. Красная Армия ведёт трудную битву за освобождение берегов Днепра. Из боевого вылета возвращается вторая «поющая» эскадрилья гвардейского истребительного авиаполка. Последним возвращается её командир — гвардии капитан Алексей «Маэстро» Титаренко. Он появляется позже всех (его дождался только его механик Макарыч) и на трофейном «мессере» — его собственный самолёт сбили немцы, но благодаря вовремя подошедшей советской пехоте он избежал плена. А в авиаполк прибывает пополнение, и среди них младшие лейтенанты Сагдуллаев, Щедронов и лейтенант Александров. Они просятся во вторую эскадрилью, и их берут, предварительно справившись о музыкальных талантах — ведь эскадрилья вне боевых заданий превращается в оркестр, которым дирижирует сам Маэстро. Первым ласковое прозвище получает Щедронов, напев песню «Смуглянка».
Новичков поначалу в бой не пускают — в Оренбургском лётном училище готовили в ускоренном порядке, и их надо ещё доучивать[1]. Меж тем в основном составе не всё ладно — ведомый Маэстро, старший лейтенант Скворцов, уже не в первый раз вышел из боя без приказа. При серьёзном разговоре выясняется, что Скворцов подсознательно боится боя с тех пор, как чуть не погиб в столкновении под Понырями во время Курской битвы. Он пытается перевестись в пехоту, но Маэстро не даёт ему этого сделать.
Затем на учебных полётах страшно позорится, разбив самолёт, Александров. Но после «назначения вечным дежурным по аэродрому» он, как ни в чём не бывало, идёт ловить кузнечиков, за что получает соответствующее прозвище. Товарищи по училищу просят Маэстро смилостивиться, но тот непреклонен. Затем он улетает на разведку, и в его отсутствие на аэродром вынужденно садится легкий бомбардировщик У-2, пилотируемый Зоей Молчановой и Машей Поповой. Сагдуллаев с первого взгляда влюбляется в Машу, за что получает прозвище «Ромео». Чувства постепенно становятся взаимными.
Разведка Титаренко подтверждает сведения партизан — возле фронта сгруппирована большая группа немецких танков, и он летит на повторную. В ходе вылета его самолёт сбивают, а на земле ему устраивают горячую встречу, приняв за немца. Но стоило Маэстро дать сдачи — пехота поняла, что перед ними свой. К сожалению, пока Титаренко возвращался на аэродром, погиб Смуглянка. В следующем бою Маэстро вновь берёт ведомым Скворцова, и тот, преодолев страх, выручает ведущего, сбив немца. Вечером того же дня на аэродром совершают налёт фашисты, но всех спасает, угнав самолёт Маэстро, «вечный дежурный» Кузнечик. В следующем бою Скворцов гибнет, пойдя на таран врага.
Проходит какое-то время. Территория Советского Союза почти полностью освобождена, Кузнечик и Ромео стали старлеем и лейтенантом соответственно и вышли в «старики», Маэстро стал майором и командует авиаполком. Накануне очередного боя Ромео выпрашивает у Маэстро разрешение на брак с Машей. Очень, как оказалось, вовремя — из очередного боя Ромео возвращается смертельно раненым и умирает, из последних сил посадив самолёт. Маэстро, Макарыч и Кузнечик идут в женский авиаполк с печальной вестью для Маши и выясняют, что она и Зоя тоже пали в бою. Макарыч и Маэстро садятся у могилы и обещают вернуться сюда, когда война окончится, привести оркестр и сыграть «Смуглянку» до самого конца.
Что тут есть[править]
- А что, пусть будет! — финальная сцена, где Маэстро, Макарыч и Кузнечик находят могилу Зои и Маши. Алексей Смирнов, игравший Макарыча, в этой сцене боль не играл, а переживал: от эмоциональной силы сцены у него (бывшего фронтовика с пятью боевыми наградами!) защемило сердце, и его с репетиции увезла «Скорая помощь». Через несколько дней он вернулся на съемочную площадку и сказал режиссеру Быкову: «Я второй раз так не смогу, просто умру». Дубль вошел в финальную версию фильма.
- Сцена достаточно близко повторена в финальной серии 1-ого сезона «Истребителей».
- Ас — большинство героев фильма, он всё-таки не просто о лётчиках, но о лётчиках-истребителях! Но прежде всего, конечно, сам Маэстро.
- Билингвальный бонус — не все фразы Ромео переведены с узбекского, некоторые оставлены без перевода.
- Поскольку фильм про освобождение Украины, то реплики на украинском там тоже встречаются. Тем более, что и сам Быков, как и его герой — украинец.
Собственно
|
---|
Мы долго ждали этой минуты! Тысячу дней и ночей ждали! Однополчане! Гвардейцы! Наши наземные войска выходят на границу Союза Советских Социалистических Республик! Нашему полку поставлена боевая задача: в составе дивизии прикрывать группу прорыва! На нашем участке появились стервятники из воздушного прикрытия Берлина! Столицу, надо полагать, защищают далеко не новички! Противник не хочет уступать неба; наша задача — сбросить его оттуда! Драка будет страшной. Сегодня… в бой идут одни «старики». |
- Вдохновенная речь — речь (уже) гвардии майора Титоренко перед полком.
- Восторг у холодильника — Зоя и Маша летают на бипланах У-2 (он же По-2), которые лётчики из подразделения Маэстро презрительно называют «швейные машинки». Обе девушки в хороших званиях и состоят в исключительно женском полку, что наталкивает на мысль, что они из легендарного женского 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка.
- Более того, сама история Ромео и Маши основана на реальной любовной истории между Надеждой Поповой и Семёном Харламовым. Правда, реальные прототипы киногероев оба пережили войну и после её окончания поженились.
- Поначалу кажется, что когда Кузнечика на вопрос Маэстро отвечает «Арфа» — это слабозавуалированное предложение идти куда подальше с ненужными сейчас музыкой и потанцульками. Но стоит заметить, что именно под управлением Кузнечика разучивают «Смуглянку» (при этом новичка-желторотика слушаются), и становится понятно, что парень действительно получил хорошее музыкальное образование. Все-таки вундеркинд, сын профессора и т.д.
- Встречая пули грудью — Маэстро в воздухе рапортует о своем положении: «Все нормально — падаю».
- Вундеркинд — Кузнечик, несмотря на то, что младше своих сокурсников (приписал себе год при поступлении), закончил училище лучшим, за что получил сразу звание лейтенанта, а не младшего лейтенанта, как остальные ускоренно обученные.
- В реальности так пытался сделать сам Быков, но его всё равно не взяли из-за маленького роста: он и в зрелом-то возрасте был весьма невысок, а уж с приписанным-то годом-другим…
- Говорить стихами — Кузнечик любит так шутить. В основном пародирует при этом Шекспира.
- Грызть реквизит — Владимир Талашко в роли старшего лейтенанта Скворцова явно грешит этим в сценах с Маэстро насчет своей несостоятельности в бою.
- ГЭС — после гибели Смуглянки Кузнечик почти плачет, не зная, как он скажет об этом матери друга.
- Добродушный толстяк — Макарыч. Алексей Смирнов в этой роли играл, фактически, самого себя.
- Дьявол из машины — недавние новички таки стали «стариками», но в самом конце фильма в один день над почти освобождённой территорией СССР гибнут в бою (или от его последствий) Ромео и Маша.
- Жертвенный лев — Скворцов и Ромео.
- Заклятые друзья — Первая и Вторая эскадрильи. «Если фоккер или мессер завалить — это Вторая, а если что-нибудь достать — это Первая» — иронично замечает Маэстро.
- Зарубка на приклад — истребители второй эскадрильи рисуют на фюзеляжах своих самолётов звёзды. «Тут одного пока завалишь — запаришься».
- Издалека сойдёт — вместо «лавочек» снимаются учебно-тренировочные Як-18, благо внешне немного, но похожи.
- Причина, скорее всего, в том, что по части воздушных съёмок над фильмом добровольно шефствовал Александр Покрышкин, возглавлявший в то время ДОСААФ с его сетью аэроклубов.
- Причина, скорее всего, в том, что работоспособных Ла-5 и Ла-7 на момент съемок фильма если и осталось десятка три в лётном состоянии, то использовать их для съемок явно небезопасно. Это не танк, с которым худшее, что может случиться на съемках — заглохнет или загорится на земле.
- Причина, скорее всего, в том, что по части воздушных съёмок над фильмом добровольно шефствовал Александр Покрышкин, возглавлявший в то время ДОСААФ с его сетью аэроклубов.
- Клин клином вышибают — Маэстро заставляет Серегу принять активное участие в бою, притворившись небоеспособным, тем самым вынуждая его преодолеть посттравматический страх после прошлой лобовой атаки.
- Контрастные роли — Алексей Смирнов до этого был известен прежде всего как комедийный актёр (спасибо в том числе Гайдаю), а здесь он очень ярко раскрылся уже как драматический.
- Командирский голос — наиболее ярко это демонстрируется в речи Маэстро перед полком. Впрочем, и в другие моменты проявляется — от необходимости перекрикивать мотор и пулемёты, чтобы тебя по рации слышали, до крика «Воздух!!!»
- Натурализм — пилоты после воздушных боев показаны вспотевшими до капель на лице и характерных мокрых пятен на гимнастерках.
- Не женское это дело — к севшим лётчицам поначалу отнеслись именно так… пока не увидели их награды.
- А чуть позже уже в горьком ключе: «То, что эта девочка, на войне…»
- Нет антагониста — как ни странно, какого-то конкретного антагониста в фильме действительно нет, но он все равно прекрасно справляется с задачей показать и трагизм, и ужас войны, и подвиг лётчиков.
- С натяжкой можно назвать «бубновых».
- Ложная тревога — когда Маэстро на мессере садится на своем аэродроме.
- Обознатушки — Маэстро, когда вынужден совершить аварийную посадку на мессере на занятой родной армией территории, и принятый за немца.
« | — Кажись, свой... | » |
— Солдат, получивший сдачи от Маэстро |
- Основано на реальных событиях — как говорят нам ТВ Тропы, у истребителя Виталия Попкова (на минуточку, дважды Героя СССР) была «поющая эскадрилья». Википедия считает его прототипом и Маэстро, и Кузнечика. Большая часть актёров фильма из старшего поколения воевала. Про «Дунькин полк» написано выше.
- Множество показанных в фильме мелких подробностей аккуратно собрано сценаристами из мемуаров боевых лётчиков. Так, например, сцена игры в «морской бой», принятая начальством за изучение карты района боевых действий, взята из воспоминаний Арсения Ворожейкина.
- Реальность нереалистична — посадки самолёта из последних сил, как это сделал Ромео, действительно случались во время Великой Отечественной войны, неоднократно.
- Причём на всех фронтах ходила устойчивая байка о том, как выволоченного из кокпита пилота тут же тащили в санчасть, только чтобы получить удивлённый ответ: «А зачем вы его сюда приволокли? Он уже час как умер.»
- Пацанка и леди — Зоя гораздо более суровая и грубая, чем ее напарница Маша.
- Протащить под радарами — с прикрученным фитильком. Титаренко в качестве примера украинской песни напевает «Ой, у лузi-лузі червона калина…». Похожими словами начинается строевая песня сечевых стрельцов УНР, позже ставшая неофициальным гимном УПА (!!!).
Собственно
|
---|
Ой у лузі-лузі червона калина. Тож не калина — молода дівчина. Ой калину вітер в землю нахиляє, В’яне, сохне в лузі без сонця калина, |
- ПТСР — скорее всего, его ранние признаки и демонстрирует Скворцов, когда уходит из боя. Нет, это не банальная трусость.
- Раздаватель прозвищ — эта функция передаётся, словно эстафетная палочка: Маэстро дал прозвища «Смуглянка» и «Кузнечик», а от Кузнечика уже пошло прозвище «Ромео».
- Рыбки плавали — диалог Ромео и механика: «Что вы на меня так смотрите? Не нравлюсь?» — «Ты у меня пятый…»
- Тактичный перевод — игра с тропом: перевод Кузнечиком «письма
турецкому султанунемецким асам». - Удобная цензура — практически всё, что сказал Маэстро Кузнечику, оказалось заглушено звуком мотора
самолётатрактора, которым собираются вывезти разбитый Александровым самолет с ВПП. - Хороший плохой конец или Плохой хороший конец — смотря как зритель расставит акценты.
- Язвительный юный умник — Кузнечик. Его интеллигентные подколки составляют чуть ли не половину юмора в фильме.
- Японский городовой — Маэстро даже с разбитой губой до последнего старается не опуститься до банального мата: «Ах ты, царица полей!»
Ссылки[править]
- Про фильм в Вики.
- На IMDB.
- Подробная информация о фильме на сайте памяти Леонида Быкова.
- Кратко о Виталии Попкове.
- ↑ На всякий случай: презрительно-усталое «Взлет-посадка» одначает сдача 50-минутной программы летных упреждений, включающей почти все элементы управления самолетом. Ускоренный порядок означал, что тактику воздушного боя учить будут уже в подразделении под руководством опытных летчиков