Каюкер и Ухайдакер

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Каюкер и ухайдакер» — трилогия писателя Марушкина Павла Олеговича в жанре «хулиганского фэнтези», повествующая о приключениях двух весёлых раздолбаев — каюкера Иннота и его друга из дикого, но мирного племени смоукеров Хлюпика.

Стилистически цикл близок к эстетике российских девяностых, хотя выпущен был заметно позднее (в 2006—2007 годах).

Трёхтомник в твёрдой обложке

Список книг[править]

  • «Дети непогоды»[1]
  • «Музыка джунглей»
  • «Старая Контра»

Мир[править]

Есть Великий Лес — огромные джунгли, сквозь которые протекают полноводные реки Камелеопард и Строфокамил. В Лесу обитает множество самых разных племён, обычно воинственных, но бывают всякие. Есть мегаполис Вавилон (на самом деле Бэбилон — Вавилоном его называет лишь махровая деревеншина), стоящий у места слияния этих двух рек. Там проживают коренные горожане и понаехавшие из Леса, которых скопом называют «куки». Если двигаться от Вавилона на север, рано или поздно наткнёшься на высокие горы — Туманный хребет, за которым раскинулись холодные северные равнины, находящиеся под властью трёх древних некромантов.

Примерно полторы тысячи лет до описываемых событий Великие Маги, в то время проживавшие в Вавилоне, устроили небольшую научную дискуссию, переросшую в конфликт, названный позже Первой Магической войной. Выжившие разделились — победители остались в Вавилоне, проигравшие в лице трёх некромантов удалились на те самые северные равнины, прихватив с собой часть лабораторного оборудования. Так же после этого магом Моосом были придуманы чары, способные сделать любой металл мягче свинца — предполагалось, что лишенные оружия люди не будут больше воевать. Спустя тысячу с лишним лет им, судя по всему, надоело мёрзнуть, и Вавилон был атакован армией северян. В ходе Второй Магической войны Великими Магами Вавилона были созданы множество магических существ для ведения боевых действий. Помимо этого они творили целые народы, которые так же использовались как пушечное мясо, как обычных людей, так и разумных магических созданий, одним из которых стали разумные обезьяны — обезьянцы, за счёт ловкости и цепкости ставшие прекрасными воздухоплавателями. Вторая Магическая закончилась внезапно — колдуны северян потеряли силу, трио Великих некромантов утратило контроль над войсками и их армия начала массовое отступление. Окончательно разрешив конфликт, Великие Маги Вавилона потихоньку самоустранились от власти, оставив её обычным людям, и спустя четыре века стали скорее легендой, чем историческим фактом.

По этой причине шокирующим стал для жителей Леса и Вавилона факт, что Великий Маг Мардух затеял климатический эксперимент, в ходе которого некоторая часть Леса будет затоплена. Всех желающих научиться жизни на воде он обещал снабдить инструментами и знаниями, остальным же предлагал покинуть свои земли. Естественно, мало кто поверил эмиссарам мага, подозревая коварство соседних племён, но вода в ручьях и реках начала неотвратимо подниматься, затапливая низины, превращая болота в озёра и угрожая наводнением даже Вавилону. Паводок заставил многих стронуться с места, потеснив соседей, город наполнился нелегальными мигрантами, рядовые маги Вавилона решили объединиться и попробовать наплевать коллеге в кашу… В это время и произошла встреча каюкера Иннота, возвращавшегося в Вавилон из дальнего путешествия, и юного Хлюпика из племени смоукеров, которому дух-покровитель племени приказал отправляться в Вавилон с древним талисманом, чтобы остановить наводнение. Подружившись, парни решили добираться до города вместе, а для ускорения путешествия похитили ступу ведьмы, проживавшей неподалёку от поселения смоукеров. Очень, очень зря.

Упомянутые племена Великого Леса[править]

  • Смоукеры — одно из немногих мирных племён, спокойные, вдумчивые и стойкие. Занимаются выращиванием табака, курят табак, поклоняются Великому духу Никоцианту. По их поверьям, если много и правильно курить, Никоциант может явиться к смоукеру лично и научить его правильной жизни. Управляет племенем Большой Папа — Самый Правильный Смоукер. Он же профессор антроповедения Вавилонского университета. Внешне смоукеры примечательны только невысоким ростом и синим цветом кожи.
  • Кипадачи и адиуки — типичные представители тропа гордая и воинственная раса. Больше всего на свете ценят своё копьё, имя и воинскую честь, между собой являются кровными врагами, на остальные племена смотрят, как на отсталых животных. Управляются вождями, но важные решения принимают шаманы.
  • Керопашки — известны своей мстительностью и хорошей кухней, больше о них ничего не известно.
  • Стиб — как и смоукеры, невысокого роста и синекожие[2], в остальном — полная противоположность. Главной ценностью племени является чувство юмора, выражающееся в подстраивании подлянок всем вокруг. Соответственно, чем выше мастерство члена племени в искусстве устроения пакостей, тем выше его положение. Остальные племена Леса давно бы объединились для уничтожения «юмористов», но селение стиб окружено непролазным, колючим и ядовитым кустарником, ветви которого впитывают железо из почвы, а потому не рубятся и не горят.
  • Дизаррыч — потомки одичавшего в Великом Лесу класса бэбилонской спортивной школы. Людоеды с культом здорового тела.
  • Сипапоккулы — скорее не племя, а отдельный вид, появившийся в конце Второй Магической. Выведены из лемуров, благодаря особому строению легких лучше всех стреляют из духовых ружей, а потому являются отменными снайперами. А заодно и знатоками всевозможных ядов, которые можно нанести на стрелки.

Каюкер и ухайдакер[править]

  • Каюкинг — охота на монстров, в том числе и в человеческом обличии. Соответственно, каюкер — это именно охотник на всякую нечисть: хищных зверей, магических тварей, тёмных колдунов, маньяков и людоедов, особо зарвавшихся мафиози, в конце концов.
  • Ухайдакер — наёмный убийца, устраняющий любые цели за деньги.

Несомненно, не каждый каюкер отличается безупречной чистотой и берется исключительно за устранение чудовищ, как и ухайдакер может выполнить вполне официальный заказ на полного мерзавца, но в общем и целом ситуация близка к истине. Кроме того, есть и охотники за головами на тайной службе города, устраняющие криминальных лиц по распоряжению начальства, вне зависимости от их морального облика.

Основные персонажи[править]

Хорошие[править]

  • Инно́т — каюкер, один из лучших в Вавилоне («Бэбилон, старина, Биг Бэби!»). Рыжий, смуглый, невысокий, с огромным шнобелем но бездной обаяния. Мастер рукопашного боя, боя на палках, имеет немагическую способность генерировать мощные электрические импульсы, что сильно облегчает ему профессиональную деятельность. А ещё у него есть перепонка-планер, как у белки-летяги, о чём он сам до поры не в курсе, и биологическое бессмертие. Вечный оптимист, хоть и циник. В текущем воплощении. На деле его тело последовательно занимали десятки разных личностей со своими характерами, но со временем «конструировали» преемника и уходили на покой в воображаемую реальность, становясь «персонажиками» в голове у героя. Носит пончо, которое не стесняет движений.
  • Хлюпик (он же Хлю) — молодой парень из племени смоукеров. Фальшивый протагонист. Хлю отправился в Вавилон, прихватив с собой старый талисман в виде красной пятиконечной звёздочки, чтобы остановить наводнение. Талисман оказался медиатором — каналом, ведущим к источнику магической силы, так что Хлю с ним может спалить любого плохиша за пару секунд. За эксплуатацию тёмных сил отправляется мотать пожизненный срок в концлагерь северян, теряет талисман и переходит в категорию простых смертных.
  • Громила — обезьянец-горрилоид, приятель Иннота и каюкер. Два с половиной метра мускулов, в десять раз сильнее обычного человека, но далеко не дурак. В итоге оказывается первым среди обезьянцев Великим Магом.
  • Кактус — тоже каюкер, потомок одного из магических плёмен Второй войны. Имя получил за зелёный цвет кожи, а так же за способность покрываться длинными и очень ядовитыми иголками. Стиляга и мот, из-за чего, несмотря на высокий класс, обычно испытывает денежные затруднения.
  • Джихад — каюкерша, как и предыдущие герои, весьма высокого уровня. Очень ловкая, в бою полагается на метательные стамески и боевую гимнастику.
  • Афинофоно — волшебник (по местной терминологии — бормотолог), руководитель кафедры элементалистики в Вавилонском университете. Человек умный, начитанный, опытный маг (на самом деле — Великий Маг Бэбилона) и хороший друг. Великолепно готовит чай.
  • Адирроза Сипапоккула — девушка из племени искусственно выведенных стрелков из духового ружья, тоже каюкер, хотя и малоизвестный Как выяснится впоследствии, работает на правительственную секретную организацию. Снайпер и обоюдный любовный интерес Хлю.

Плохиши[править]

  • Перегнида (настоящее имя — Марамбита Долборождь) — та самая ведьма, у которой Иннот и Хлю попятили ступу. Живое воплощение тропов такова моя натура, неумолимый преследователь и фан-диссервис. Могущественная колдунья, принимавшая участие еще во Второй Магической. Невероятно мстительная и злопамятная особа.
  • Подметала (настоящее имя — Чаква Шамполамо; в тексте использует ещё по меньшей мере два псевдонима) — ухайдакер, сильнейший в Вавилоне. Собственно, Инноту и пришлось линять из города, чтобы не быть убитым. Преследует свои цели, одна из которых — устроить с Иннотом красивый бой насмерть. Родной брат Джихад, ученик Монастыря Безумных Метеорологов и путешественник во времени. Утопист, благонамеренный экстремист и великолепный мерзавец. Характерные внешние черты — тонкие усики, широкополая шляпа с бахромой и витиеватая манера речи; однажды его весьма удачно сравнили с «воспитанной поганкой».
  • Ёкарный Глаз (настоящее имя, широко известное, в отличие от двух прошлых пунктов — Изенгрим Фракомбрасс) — обезьянец-шимп, главарь воздушных пиратов, капитан дирижабля «Тяжелая дума». Жестокий, коварный, но не такой уж злобный. Пользуется популярностью в народе, поскольку грабит в основном богачей. Дополнительно прославился после того, как товарищи Иннота опубликовали спёртый на пиратской базе дневник Фракомбрасса. Содержавший, что бы вы думали, ядрёнейшую порнографию.
  • Три великих некроманта Севера — Танато, Эфтаназио и Некробио. Пакостят в геополитических масштабах одним фактом своего существования. К счастью, вавилонским Великим удалось ограничить их власть северными равнинами, за пределами которых некроманты теряют силу.

Что здесь есть[править]

  • Анахронизм и Анакосмизм — фишка сеттинга (скорее даже антисеттинга). Из-за того, что Великий Маг Моос придумал своё заклинание, все высокие технологии работают только в Вавилоне, а за городом, стоит только пересечь понатыканные всюду зоны Мооса, в любой момент могут отказать. Вот и есть в городе паровые двигатели и телевидение, а в Лесу все обходятся камнем и деревом. Даже тарелочка гонга на дирижабле была стеклянная.
    • Да ладно технологии! Там по радио Высоцкого и Бони-М крутят, а герои Достоевского цитируют. И это не баг, а фича.
  • Антропоморфная персонификация — некоторые божки и духи жителей леса. Тот же Никоциант — табачный дух, которого смоукеры изображают с коричневой кожей, но в остальном вроде бы вполне подобным им самим.
    • Смерть с косой — Амба в поверьях стибков и смоукеров. Высокая, красноглазая, в плаще, с косой, а у смоукеров — ещё и с трубкой. Национальная специфика, что тут поделаешь.
  • Бафос — тонны его.
    • Бафосное имя — тоже полным-полно, но победительница в номинации, пожалуй, Кастрация Аппельфиги. «Лично мне моя аппельфига ещё нужна».
  • Бедный — хорошо, богатый — плохо — большинство богачей Вавилона либо угнетают простой народ, либо вовсе не обращают на него внимания. Все положительные герои если и не бедны, то точно не миллионеры.
  • Благонамеренный экстремист — Подметала искренне желал создать новый Вавилон, прекрасный и чистый, свободный от нынешней грязи. Вот только для этого он собирался уничтожить Вавилон нынешний. Причём в прошлом, изменив ход истории
  • Благородный маньяк — собственно, в этом суть профессии каюкера. В сущности это киллеры, только специализирующиеся на всякого рода моральных уродах.
  • Божественный музыкант — Сол Кумарозо.
  • Взять в ад компанию — в конце Второй Магической командир загнанного в угол отряда северян открывает портал к курганам темных некромантов, уничтожая тем самым и своих, и чужих.
  • Вечная загадка — на все вопросы более-менее ответили, кроме одного: кто же всё-таки такая Старая Контра, эта потусторонняя сущность, которая была кукловодом главного антагониста-антизлодея Подметалы? Одним из героев было высказано предположение, что это своего рода душа самого города Бэбилон, но точного ответа не знает никто.
  • В общем, он лопнул — результат боевого проклятия ведьм «Умри, но сдохни».
  • Говорящее имя — у многих. Хлюпик и в самом деле не отличается впечатляющим телосложением, Громила велик даже по меркам горри…
  • Голоса в голове — персонажики, предыдущие инкарнации Иннота. Подают добрые советы, время от времени могут поделиться прижизненными навыками и умениями.
  • Город каналов — Вавилон. И город автора, Санкт-Петербург.
  • Городские легенды — их очень много: неуловимый ухайдакер Подметала, загадочная организация «Веспа Крабро», карающая опасных преступников, телефонный полтергейст по имени Старая Контра… И что характерно, все из них правдивы.
  • Дирижабли — это футуристично — крутые воздушные корабли, в том числе пиратская «Тяжелая дума» и инновационный «Аквамарин» вавилонских ВВС. Взаимно уничтожили друг друга.
  • Диссонирующее имя — назвать здоровяка-горри Громилой — это банально? Тогда Рахит вполне подойдёт.
  • Зонт как оружие — использует Подметала. В мире, где воюют деревянными дубинками, стальная двухметровая оглобля и в самом деле опасна.
  • Коварная кучка — коврово-фекальное бомбометание, коронный деморализующий приём обезьянских воздухоплавателей.
  • Круто, но трудно — панцирные грибы. Еще одно наследие магических войн. Если грибок размером меньше кулака — можно рвать, готовить и кушать, повара и сапёры ошибаются один раз. Если дорос до размера тарелки — реагирует на вибрации и взрывается, разбрасывая осколки панциря-шляпки и споры. Можно усыпить эфиром и подкинуть врагу, но есть риск подорваться самому.
  • Круто, но жалко тратить — стеклянные бомбочки. Хлю свою потратил тактически верно, а вот Иннот протаскал всю трилогию и в итоге она так и не взорвалась.
  • Крутой в дурацком колпаке — значительная часть центральных персонажей.
  • Крутой для битья — кипадачи. По идее — тренированные бойцы, для которых воинская доблесть — главная в жизни ценность. По факту же — любое столкновение с действительно серьёзным противником для них заканчивается плачевно: то Иннот победит одного из них в драке, после чего проигравшему от стыда приходится покончить с собой, то Громила вырубит одним ударом. А уж как над ними поиздевалась Перегнида... Подсвечено Хадзме: «Мы опозорены. Причём неоднократно. Я даже не помню, чтобы столько позора выливалось на чью-нибудь голову. Мы не просто должны забыть о возвращении домой; я думаю, самое время броситься на копья. Но даже копий мы лишены ныне...»
  • Крутой курильщик — смоукеры, на первый взгляд, крутизной не отличаются, но благодаря упорству и трудолюбию преодолевают все преграды и занимают неплохое место в Вавилоне. Иннот и Кактус пристрастились к курению по ходу дела, да и ведьма Перегнида, хоть и сволочь редкостная, крута и дымит как паровоз.
  • Магия — в этом сеттинге называется бормотологией. Элементалистикой занимается целая кафедра, Перегнида практикует распад и гниение, погодная магия доступна метеорологам из МБМ, да и некроманты Некробио и Эфтаназио ей баловались (хотя конёк их, собственно, некромантия). Ну и биомагия, конечно же, с помощью которой и появилось всё многообразие видов (в том числе и разумных) Великого Леса.
  • Мастер невероятного оружия — Джихад орудует метательными стамесками, Иннот наловчился пользоваться бумерангом. А Перегнида использовала огромный степлер, правда, почти безрезультатно.
  • Машина времени — лучший метод изменить город, по мнению Подметалы. Если все беды от магических войн, надо отправиться в прошлое и устранить всех Великих Магов.
  • Мне на самом деле семьсот лет — Сам Иннот (точнее первый из его персонажиков, Дворнике), Афинофоно и иерофант МБМ. Последние двое и вовсе старые друзья, еще со времён до Первой Магической.
  • Микротрещины в канве — Сол Кумарозо обесцветил свои волосы, по идее, у всех последующих персонажиков они тоже должны быть такими. Однако Иннот щеголяет природной рыжиной, и когда Сол на денёк занимает его тело, то шевелюру обесцвечивает по новой. Возможный обоснуй: у Иннота до того причудливый метаболизм, что, возможно, и пигментация волос со временем восстанавливается естественным путём.
  • Монахи — в Монастыре Безумных Метеорологов все такие. Занимаются магией и наукой (не только метеорологией), но и подраться умеют. Как выяснилось, Подметала, он же Чаква Шамполамо, обучался в этом монастыре, но сбежал.
  • Наделать в штаны — коронное заклинание Перегниды «Обосраться и не жить».
  • Название-розыгрыш — третья книга называется «Старая Контра», что какбе намекает, что эта самая Контра выйдет на передний план, и, возможно, раскроется её истинная сущность… В действительности сама Контра в книге вообще не появляется, а гипотеза о том, что она из себя представляет, действительно была озвучена одним из героев, но осталась не более чем гипотезой.
  • Несовместимое с жизнью остроумие — частый исход для членов племени стиб. Либо их приколы достают даже соплеменников, после чего незадачливого шутника изгоняют в Лес (а там не слишком безопасно), либо он недооценивает последствия. В ходе истории поплатился подросток Нит, решивший провернуть свою любимую шуточку с маленькими рыбками, звереющими от запаха крови. В мелком ручье у поселения стиб никого крупнее и опаснее не водилось, а вот в полноводной глубокой реке…
  • Обжора — Иннот. Его организм представляет из себя гигантскую батарею, а желудок — мощный реактор, мгновенно перерабатывающий всё съеденное и выпитое в энергию. Так что лопать он может в прямом смысле как не в себя.
  • Получилась реальность — единственным способом попасть на север, чтобы спасти Хлюпика, оказывается конкурс музыки джанги — победителей, в числе прочего, на дирижабле доставят к месту проведения следующего этапа. Иннот решает вместе с друзьями организовать группу, считая, что для победы достаточно энтузиазма и нужного настроя. Однако музыкант Сол Кумарозо, один из персонажиков, к которому Иннот обращается за советом, объясняет, что всё далеко не так просто:
« Во-первых, должен тебя огорчить: профессионализм всё-таки играет роль в искусстве джанги, причём немаловажную. И второе: нельзя лабать хорошую музыку, просто собрав компанию приятелей, которые и инструменты-то держали в руках предки знают когда. Разумеется, где-нибудь в джунглях, у костра, всё это будет прикольно и весело. Но когда ты окажешься перед отборочной комиссией фестиваля… Извини, такой номер не пройдёт.

- Я-то надеялся, ты чему-нибудь научишь меня по-быстрому, — огорчился Иннот. — Или хоть подскажешь, что делать.

- Увы! Понимаешь, какая штука… — Кумарозо помолчал. — (…) Разумеется, ты можешь играть джанги, причём безо всяких подсказок с моей стороны. Его ритмы в твоей крови. Но вот, как говорят музыканты, зажигать… Надо сбить себе о струны все пальцы и оттрубить не один концерт, прежде чем это начнёт получаться.

»
— Выход, впрочем, находится быстро — Кумарозо подменяет Иннота на время выступления.
    • Афинофоно отказывается от предложения присоединиться к походу в джунгли на поиски пиратской базы, объяснив: у него, в отличие от друзей, есть постоянная работа, так что он не может просто взять и свалить в какую-нибудь авантюру, бросив все дела.
  • Профи с причудами — да практически все поименованные персонажи. Особняком стоит весь Монастырь Безумных Метеорологов с иерофантом во главе. Чего стоит только Мистический Пендель в качестве средства скоростного перемещения!
  • Распутинская живучесть — старушка Перегнида. Выжила во взрыве тёмной магии, пикировала на метле прямо в землю, подралась с Иннотом, открыла полную коробочку π-здюлей (злых духов, воплощений тяжелых травм и увечий)… и всё равно выжила, судя по послесловию.
  • Ружьё Чехова — их хватит, чтобы вооружить целый взвод, и притом они стратегически расположены. Иные стреляют из первого тома аж в третий, обнаруживаясь только при втором-третьем прочтении и вызывая восторг у холодильника.
  • Срисованная фэнтезийная культура — во все поля!
    • Дирижабли и эстетика колониализма а-ля «пробковый шлем» (особенно экспедиция Вхутмаса) отсылает к концу 19-началу 20 века и стимпанку.
    • Джаз, вещества, фантастический расизм в отношении обезьянцев — аллюзия к США середины 20 века, особенно к США «глазами советских людей».
    • Вторая Магическая война между светлыми магами Юга (использовавшими в качестве медиаторов «шерифские» шестиугольные звёзды) и тёмными некромантами Севера (пользовавшимися красными пятиконечными звёздами и питавшимися жизненными силами пленников в лагерях), очевидно, намекает на Холодную войну между СССР и США.
    • Наконец, внешний облик Бэбилона во многом напоминает родной автору Санкт-Петербург и вообще современные российские мегаполисы.
  • Старше, чем выглядит — Адирроза. Вхутмас, к примеру, при первой встрече принимает её за ребёнка. Подсвечено ей самой в разговоре с Громилой: «„Твоя целеустремлённость меня пугает“, – „Всё потому, что ты воспринимаешь меня как девочку. Я ведь старше, чем кажусь, Гро“».
  • Стереотипное имя — «Цуклои Кекалдач — это я. Часто встречающееся имя и самая распространённая фамилия. Так меня здесь назвали. Кто-то потом говорил мне, что им просто лень было выяснять, кто я такой на самом деле».
    • Что забавно, больше ни у кого из персонажей-северян ни такого имени, ни такой фамилии не встречается. Зато явно самое популярное имя на севере — это «Сэлбасер». Автор правки насчитал как минимум четверых, если не пятерых носителей этого звучного наименования.
  • Так грубо, что уже смешно и Непристойно — значит, смешно — весь юмор обезьянцев построен на этом. Дети природы, что с них взять.
    • Остальные тоже не отстают, фэнтези-то хулиганское.
  • Укипаловка — самогон из горной агавы, фирменный напиток метеорологов. Даже Иннот, способный пить чистый спирт и не пьянеть, после визита к иерофанту уползает на бровях.
    • Укумпиво же! Пиво, настоянное на умат-кумаре по особому рецепту. Бьёт по мозгам как бы не жёстче.
  • Фантастический расизм — люди не слишком любят обезьянцев. Бедняки за то, что те отнимают у них рабочие места и сбивают цены на низкоквалифицированный труд, богачи — за природное раздолбайство и невысокий интеллект. Хотя насчёт последнего они неправы, обезьянцам не хватает скорее образованности. Не зря же среди них есть такие личности как Громила, Ёкарный глаз и Морш де Камбюрадо.
  • Франглиспания — южные города, такие как Бэбилон и Кукандагума, представляют собой довольно-таки клюквенный «Запад глазами советских людей» с джазом, карнавалами, веществами, роскошными дирижаблями и штампами детективно-приключенческого жанра. Имена героев тоже звучат «псевдоиностранно» (Мортимер Морберт, Хаклпо Типшент, Аквуш Шог).
  • Шаманизм — преобладает на территории Великого Леса. А в Бэбилоне доминирует, внезапно, растафарианство.
  • Я — это ты — лютая субверсия. Иннот — действительно Подметала. Примерно на две трети. Перенесясь в прошлое, чтобы загасить Великих Магов Вавилона, Подметала сам об них убился. Труп достался на растерзание тогда ещё недоучившимся Мардуху с Афинофоно, которые решили поэкспериментировать и состряпать какого-нибудь интересного кадавра, добрав недостающие части из тела помершего в той же заварушке уборщика. Ну а там увлеклись, запилили электрические органы, летательную перепонку, закольцевали биологическое время… Ну и нарекли получившееся создание Дворнике. Самосознание у первого из персонажиков пробудилось сильно позже.

Примечания[править]

  1. Была издана дважды, на картинке — обложка первого издания. Вторую версию автор пропатчил, переменив порядок начальных сцен и сдвинув акценты, чтобы яснее было, кто протагонист.
  2. Собственно, смоукеры и были когда-то одним из колен стиб.