Необыкновенные приключения Карика и Вали

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Необыкновенные приключения Карика и Вали» — сказочная (с элементами научной фантастики) повесть советского писателя Яна Ларри о приключениях двух детей (брата и сестры, пионеров одного отряда) и их ментора, профессора биологии, в микромире. По сути — своего рода роман-учебник, рассказывающий про мир насекомых. Впервые опубликована в 1937 году, неоднократно переиздавалась и редактировалась. В 1987 году по ней снят одноимённый фильм, в 2005 году — мультсериал.

Персонажи[править]

  • Карик (полное имя неизвестно, в фильме — Оскар с ударением на втором слоге) — заглавный герой, юный пионер.
  • Валя (полное имя — вероятно, Валентина, но это не точно) — заглавная героиня, младшая сестра Карика, юная пионерка из того же отряда.
  • Мама и бабушка заглавных героев. Про их отца ничего не известно (он появился только в фильме), зато известно, что у них есть ещё и дядя Пётр Андреевич.
  • Иван Гермогенович Енотов — профессор биологии, преподаватель в университете и изобретатель. Изобрёл уменьшительную жидкость и увеличительный порошок: первая уменьшает любое живое существо во много раз, второй возвращает уменьшенных к исходным размерам (причём независимо от дозы и без превышения этих исходных размеров).
  • Товарищ Шмидт — фотограф, хозяин пса Джека (в фильме — Фридриха), взявшего след пропавших заглавных героев и приведшего хозяина в квартиру профессора Енотова.
  • И разнообразные насекомые, а также другие животные микромира.

Сюжет[править]

Мама и бабушка обеспокоены тем, что Карик и Валя не пришли к обеду и не откликаются на крики из окна. Фотограф Шмидт с верным Джеком берётся за поиски. Взятый Джеком след приводит его в квартиру профессора Ивана Гермогеновича Енотова, где заглавных героев не оказывается, профессор уверяет, что их не видел, но за диваном у открытого окна обнаруживаются две пары сандалий и двое трусиков с метками «В.» и «К.» На подоконнике этого окна след и обрывается. Профессор выпроваживает товарища Шмидта из квартиры, тот немедленно бежит в милицию, а милиционеры обнаруживают на закрытой двери записку: «Не ищите меня. Это бесполезно. Профессор И. Г. Енотов»[1].

Так кончается первая глава, а во второй выясняется, что Карик и Валя решили с утра прийти к профессору и вместе с ним провести опыт применения уменьшительной жидкости на кроликах, но случайно выпивают эту жидкость сами (отсюда мораль — не берите чужое питьё без спроса) и уменьшаются до таких размеров, что помещаются вдвоём на спине стрекозы, которую находят на подоконнике. Стрекоза оказывается живой и улетает, когда профессор только подходит к окну. Во время визита товарища Шмидта Иван Гермогенович догадывается, как было дело, и отправляется на поиски детей. План его таков: поставить возле пруда, к которому улетела стрекоза (невероятная удача: это единственный пруд возле города! Почему именно пруд? Потому что стрекозы живут около воды и в ней размножаются), ящик с увеличительным порошком и флаг, который будет указывать на него с большого расстояния, а самому уменьшиться, найти детей и довести до ящика. Приключения в микромире продолжаются около месяца и заканчиваются хэппи-эндом с возвращением всего золотого трио к прежним размерам.

Что тут есть[править]

  • Босоногий поневоле — заглавные герои и их ментор профессор Енотов после уменьшения остаются голыми и соответственно босыми. И если с одеждой профессор быстро решает вопрос как для себя, так и для детей, то сделать обувь даже не думает, и все приключения в микромире трое героев проводят босоногими. После увеличения Карик и Валя снова оказываются голыми и надевают на себя вещи профессора Енотова, но его ботинки им не по размеру, и домой они возвращаются тоже босиком (с уменьшенным профессором на листике).
    • В советской экранизации Карик, Валя и профессор тоже остаются босиком, а в современном мультсериале уменьшаются вместе с одеждой и обувью.
  • Бронебойный ответ — когда Валя прсле всех приключений останавливается возле своего дома и говорит: «Ой, Карик, страшно! Мама будет ругаться!», брат отвечает сестре: «Вот тоже! Что ж, мама страшнее осы-эвмены?» После этого Валя успокоилась, а мама вовсе и не ругалась, встретила детей с распростёртыми объятиями.
  • Вечная загадка + Что стало с мышонком? — что стало с оливковой экофорой, бабочкой, которую начал ловить профессор, из-за чего Карик и Валя увеличились раньше него? Она нужна была ему для коллекции, он очень просил Карика и Валю отнести её домой вместе с ним, но после слов Карика Вале «Только не потеряй драгоценную экофору» бабочка больше не упоминается. Досталась ли она профессору или Валя её всё-таки потеряла?
    • Почему Карик надел брюки профессора, а не его пиджак, когда Валя надела его рубашку? Или профессор именно рубашку назвал пиджаком?
  • Волшебные штаны — аверсия. Карик, Валя и профессор Енотов, уменьшившись, остаются совершенно голыми (что было недвусмысленно продемонстрировано советскими иллюстраторами, да и в фильме вполне показано — хотя из пруда после падения со стрекозы дети выбираются уже в самообразовавшихся набедренных повязках из водорослей), после чего вынуждены мастерить себе миниатюрную одежду. Вновь вернувшись к своему размеру, Карик и Валя вынуждены идти по городу в разделённой на двоих одежде профессора — выглядят нелепо, и это вызывает стычку с местными хулиганами.
  • Загар не виден — вы, наверно, представляете, как должны были загореть Карик, Валя и профессор за месяц путешествия раздетыми солнечным летом в микромире. Но один иллюстратор вообще не нарисовал им загара, а другой нарисовал их в начале путешествия более загорелыми, чем в конце. Попадался ли кому-нибудь третий вариант, более реалистичный?
  • Золотое трио — Карик, Валя и профессор Енотов.
  • Исправить в адаптации — кроме добавления линии участкового (см. ниже троп Опошленная ситуация), ещё два момента: во-первых, дети приходят к профессору не в одних трусиках и сандалиях, а в нормальной (для года съёмки фильма) одежде; во-вторых, когда эту одежду находят валяющейся на полу, профессор берёт её с собой, не забывает и про обувь, и дети сразу нормально одеваются и обуваются после увеличения. Третьим моментом можно назвать появление в сюжете отца, который в книге не упоминался вовсе.
  • Круто, но не так, как рассчитывалось — момент, когда «биология пригодилась». Почти раздетых главных героев с уменьшенным профессором в руках останавливает компания хулиганов, которые начинают их дразнить и не дают идти дальше. Карик и Валя находят выход — начинают выкрикивать: «Микрога-астер немо-орум!» — «Триунгули-ина!» — «Кар-рабус!» Хулиганы принимают их за мраккультистов опасных психов, пугаются и оставляют в покое. Кто бы мог подумать, что латинские названия насекомых, которые брат с сестрой узнали от профессора, пригодятся вот так?
  • Ментор — профессор Енотов. Профессиональный риск ментора его не трогает, разве что чуть-чуть в конце, когда Карик и Валя увеличились раньше него.
  • Невыносимый гений — профессор Енотов, конечно, гений, но иногда бывает совершенно невыносим. Когда поёт. Поёт он ужасно.
  • Несоответствие масштаба — в книге не сказано точно, во сколько раз уменьшились герои, и из разных эпизодов создаётся разное впечатление об их росте в масштабе с насекомыми и предметами из микромира. Это не настолько очевидно из текста, но на иллюстрациях уже сильнее бросается в глаза.
    • Вдобавок автор не в ладах с физикой, так как уменьшившиеся герои должны были принять законы микромира — прилипать к поверхностной плёнке, очень быстро замерзать и перегреваться, плохо видеть при значительно усилившихся слухе и обонянии, без травм падать с любой высоты и без проблем переносить тяжести, во много раз превосходящие собственный вес.
  • Никак ку-ку! — товарищ Шмидт, когда профессор начал выпроваживать его из квартиры, чтобы тот случайно не наступил на уменьшенных Карика и Валю, которые могли оказаться на полу, подумал: «Кажется, старик с ума спятил!» Но потом побежал всё же в милицию, а не в психлечебницу.
  • Опошленная ситуация + Изменившаяся мораль — пропали двое маленьких детей, мальчик и девочка. Пущенная по следу собака привела в квартиру одинокого профессора. За диваном обнаружились трусики пропавших детей… Когда приехала милиция, профессора и след простыл. Вы уже слышите знаменитые вступительные аккорды из «Криминальной России» и готовитесь узнать леденящие душу подробности мучительной гибели детей в лапах маньяка-педофила? Расслабьтесь. В советские времена до некоторых пор считалось абсолютно естественным, что дети бегают в одном белье, а маленькие дети — и вовсе голыми. В отсутствие профессора Карик и Валя зашли в его квартиру, там выпили уменьшительную жидкость, приняв её за лимонад, после чего залезли на стоящий у окна диван, а оттуда — на подоконник. Когда они резко уменьшились, трусы упали за диван, а самих детей унесла залетевшая в комнату стрекоза. Узнав об этом, профессор сам выпил уменьшающую жидкость и отправился выручать бедняжек. Любой следователь так бы сразу и подумал! Эх вы, похабники…
    • Там же:
«

Толстяк вытер ладонью потное лицо.
— Ванна в квартире есть? — деловито спросил он.
— Нет, — сказал профессор, — ванны нет! Но если вам нужно вымыть руки, то…
— Да нет, — запыхтел толстяк, — вымыться я и дома могу. Я думал, что они разделись и купаются в ванне. Понятно?
— Да, конечно, — кивнул головой профессор. — Впрочем, не совсем понятно.
— Видите ли, — важно сказал фотограф, — если ребята сбросили трусики, — значит, они решили искупаться. Что еще они могут делать без трусов и без сандалий?

»
— Действительно, ну что ещё могут делать без трусиков мальчик и девочка?
  • Педаль в пол — в экранизации. Всё-таки фильм снимался в циничном 1987 году, а книга писалась в невинном 1937 (тогда вообще о многом не подозревали). Причём профессор ведёт себя ещё более подозрительно — он запирает обнаружившего детскую одежду хозяина собаки у себя в ванной, а сам убегает. Не потому ли режиссёр и сценарист, дабы не завершать фильм тем, что милиционеры кладут вновь объявившегося профессора мордой в асфальт, ввели в сюжет невероятно догадливого участкового, который почитал записи профессора и опробовал его жидкость на кролике, после чего безошибочно восстановил истинный ход событий?
    • Но и сам Ян Ларри со временем, видимо, заподозрил что-то неладное и решил прикрутить фитилёк. Во всяком случае, в более поздней редакции книга начинается так: «В тот час, когда мама накрывала белой скатертью стол, а бабушка резала хлеб к обеду, и произошли эти очень странные, удивительные, невероятные события. Именно в это время Карик и Валя уже летели высоко над городом в неизвестный мир, где поджидали их необыкновенные приключения». — В первоначальной редакции не было никаких намёков на то, что на самом деле случилось с детьми до эпизода с нахождением «улик».
  • Получилось страшно: самый страшный эпизод в книге — не во время приключений детей в микромире, а после их возвращения, когда мама Карика и Вали подумала, что они сошли с ума, и позвонила в «скорую». А если бы она не послушалась детей и не остановилась, а назвала бы адрес и «скорая» приехала бы?! Что стало бы с детьми и с уменьшенным профессором?!
  • Принцесса, вы так невинны... — после возвращения к обычным человеческим размерам Валя так и не убедила старшего брата в том, что нельзя бежать домой по городу голыми (потому что «у меня все кости торчат наружу. Смотри, какая я худая. Надо мной смеяться будут»). Пришлось просто заставить его одеться.
  • Старый ворчун — бабушка.
  • Сюжетная броня — Карику, Вале и профессору всё время просто феерически везёт. И нужные вещи в микромире тут же находятся, и гриб, чтобы спрятаться от дождя, и сам дождь вовремя прекращается, и от красных муравьёв удаётся скрыться за подвернувшейся речкой, и так далее.
  1. В поздних редакциях этой записки нет.