Докопались: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
Строка 119: Строка 119:
** [[Overlord (аниме)]] — зигзагом: экспедиция воркеров в Назарик подавалась именно как исследовательская миссия в недавно обнаруженный мавзолей. Однако, окопавшееся там зло не только не плевало в потолок от безделья, но ещё и ждало незваных гостей.
** [[Overlord (аниме)]] — зигзагом: экспедиция воркеров в Назарик подавалась именно как исследовательская миссия в недавно обнаруженный мавзолей. Однако, окопавшееся там зло не только не плевало в потолок от безделья, но ещё и ждало незваных гостей.
* [[Senki Zesshou Symphogear]] XV — в качестве завязки 5-го сезона учёные в Антарктиде потревожили спящего там голема. [[Педаль в пол]]: голем оказался ходячей гробницей для главной злодейки всего сериала (которая уже давно вроде как убита, но по инициативе [[Злобный дед|Фудо]] [[Ой, бл...|таки нашли способ её разбудить]]).
* [[Senki Zesshou Symphogear]] XV — в качестве завязки 5-го сезона учёные в Антарктиде потревожили спящего там голема. [[Педаль в пол]]: голем оказался ходячей гробницей для главной злодейки всего сериала (которая уже давно вроде как убита, но по инициативе [[Злобный дед|Фудо]] [[Ой, бл...|таки нашли способ её разбудить]]).
=== [[Комиксы]] ===
* [[Вселенная DC]] — события «Темнейшей ночи» начинаются с патруля Зелёными Фонарями [[Число Зверя|сектора 666]]{{spoiler| и пробуждения Чёрной Батареи Силы с их смертей}}.


=== Веб-комиксы ===
=== Веб-комиксы ===
* «Перец и Морковка» — Не можешь склонить наставниц утилизировать неудачные эксперименты? Нужно всего лишь [[Литерал|копнуть поглубже]]…
* «Перец и Морковка» — не можешь склонить наставниц утилизировать неудачные эксперименты? Нужно всего лишь [[Литерал|копнуть поглубже]]…
* Зорро: Осквернение — шахтеры раскопали инопланетных паразитов превращающих людей в зомби в частности их жертвой стала возлюбленная Зорро Лолита
* Зорро: Осквернение — шахтеры раскопали инопланетных паразитов превращающих людей в зомби в частности их жертвой стала Лолита, возлюбленная Зорро.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Текущая версия на 21:25, 1 июня 2024

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dug Too Deep. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Когда была маленькая, с подружкой часто возились в песочнице. Тут она мне рассказала историю, что однажды копала песок и докопала до такой степени, что увидела метро, как ходят поезда. Я поверила и копала до ночи, пока родители за руку не увели, и каждый раз приходила туда и начинала копать. Очень расстроилась, когда родители сказали, что у нас в городе вообще нет метро. »
— С Баша
Dokopalis.jpg

Вы ищете мифрил, нефть, хренполучий или ещё какой флеботинум в недрах земли. Работа спорится, процесс налажен, геологи утверждают, что вы в считанных метрах от драгоценной жилы… Ой! Что это за шум и крики? Да ничего страшного, просто только что ваши буры взломали потолок уютной камеры, где вот уже …надцать тысяч лет плевало в этот самый потолок Древнее Зло. Ну, или какую-нибудь вулканическую трубку с магмой. Или страну подземных рудокопов, которые не любят, когда к ним заглядывают наземники. Или портал в измерение бесконечных котят. Короче, что бы там ни было, оно попёрло наружу и теперь заставит вас проклясть тот день, когда вы взялись за эту горнодобывающую затею.

В фэнтези таким особенно часто страдают гномы, а в фантастике — жадные капиталистические буржуи, готовые ради наживы плевать на технику безопасности. А смогут ли теперь герои заткнуть дыру — весьма спорный вопрос. Возможно, смогут — утрамбуют прикладом автомата всех чертей обратно в Ад и привалят булыжником. Возможно, понадобится скинуть в шахту ядрёну бомбу. А может быть, территории в каком-то радиусе станут необитаемыми и останутся мрачным памятником торопливой жадности.

С фитильком: комбинация фондовского/археологического подхода к аномалиям/ценным находкам в купе с нахождением какого-нибудь неизвестного артефакта приводят к большим головным болям региональных начальников и всех кто их ниже: «Что с артефактом делать?» «Вдруг испортится/рванёт?» «И куда его?» «Вдруг мы своими опытами с експерементами его испортим?» «Вдруг мы своими попытками его сохранить его испортим?»… Не столь катастрофичные последствия, но мороки море, так и скажут все: «Докопались!».

Где встречается[править]

Общее[править]

  • Часто пересекается с тропом Подлое эхо войны, вот перечень находок разной степени реалистичности: неразорвавшиеся мины, снаряды и торпеды, архив с тоннами мешающего компромата и данных (дезинформаторам может помешать даже архив), полностью самостоятельная вражеская машинерия, техника и промышленность (бронемашина на самоуправлении/автопилоте, боевой робот, автономный военный завод, ракета которая почему-то не полетела…), собственно неактивные враги (криокапсулы, магический сон, просто враги из своей физиологии обладают возможностью входить в анабиоз…), пропаганда, слишком поздно откопанные трофеи (откопали склад, братва вооружилась его содержимым и пошла на большую дорогу…), радиоактивные, химические и прочие заражения, какой-нибудь вредный артефакт (Кольцо Всевластия, к примеру, выкопали), добавить примеров… Прибавим особые находки, наличествующие у некоторых сеттингов. Список можно продолжать бесконечно.

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Аркадий Гайдар, «Военная тайна» — при копании котлована докопались до мощного подземного ключа, шустро затопившего половину работы. А гадские копатели-татары желают работать за деньги, а не сверхурочно ради светлого будущего.
  • Иван Ефремов, «Час Быка» — жена Гриф Рифта была археологом и… докопалась: раскопала склад военных органических ядов — хорошо, что погибла одна. Хотя, здесь пересечение с тропом Подлое эхо войны.
  • Е. Войскунский и И. Лукодьянов, фантастическая повесть-катастрофа «Чёрный столб» — редкий пример из советской литературы.
  • «Волкодав» — алчные «хозяева» Самоцветных гор хотели добыть как можно больше драгоценных камней, но знали, что на определённой глубине начинают возникать «подземные мечи» бьющие из каменной толщи струи кипящей воды под чудовищным давлением, и что это отнюдь не локальная угроза для жизней отдельных рабов, поэтому ставили в забоях прочные ворота, а совсем глубоко уже не лезли. Помогало, пока не явился «бог из машины» — и обнаружилось расплавленное ядро кометы, при падении которой эти самые горы и возникли.
  • А. Бушков, «Золотой демон» — двое бугровщиков («черных археологов» о современной терминологии), раскапывавших старый курган, нашли непонятного назначения медную «фляжку», в которой оказался заточен Олтун Падерех — тот самый золотой демон.
    • Археология (и шастанье по древним подземельями) на Таларе не приветствуются именно по этой причине: можно легко докопаться до какой-нибудь опасной чёрномагической дряни или же чего-то явно не вписывающегося в официально утверждённую картину мира.
  • «Хроники странного королевства»: в книге упоминается, что местные гномы «постоянно до чего-нибудь докапываются». А магам приходится срочно изобретать велосипед, чтобы справиться с последствиями. Впрочем, изобретённое после одного такого случая заклинание «Щит Сияющей Пещеры» (защищающее от гамма-излучения), помогло героям на загаженной донельзя Каппе.
  • Евгений Лукин, «Катали мы ваше Солнце!» — желающий ускользнуть из Преисподни в самоволку Кудыка раскопал не тот боковой проход… и чуть было не свалился на одного из трёх китов, держащих мир.
  • Антон Орлов, «Убийца наваждений» — под городом запрещено вести какие-либо подземные работы без множества согласований. И не потому что у городской администрации случился бюрократит, а из-за наличия под землёй спящих хронических чудовищ. Одну такую ктулху излишне самонадеянные случайно откопали, но успели вовремя остановиться. Зато злодеи потом нашли и принялись откармливать бездомными бродягами, чтобы разбудить. Для уничтожения чудовища героям пришлось призывать богиню Кошку во плоти, которая порвала чудовище, как мышку.
  • А. Белянин, повесть «Опергруппа в деревне» — близнецы Бурьяновы из Подберёзовки обнаружили целый холм соли и решили, что им крупно повезло. А под слоем соли лежал хрустальный гроб с Каргой-Гордыней, женой Кощея Бессмертного.

Зарубежная[править]

  • Конан Дойл, «День, когда Земля вскрикнула» — профессор Челленджер шутки ради продавил Педаль в земную мантию в буквальном смысле: он докопался до плоти живой Земли!
  • Говард Лавкрафт:
    • «За гранью времён». Докопались не все, только протагонист-рассказчик. И очень боится, что археологи повторят его ошибку.
    • «Грибы с Юггота» — сонеты «Колодец» и «Древний город».
  • «Властелин Колец» — гномы Мории искали мифрил, а нашли Балрога. Ай, молодца!
  • Роберт Джордан, «Колесо времени» — учёные древности искали новый источник энергии и пробили дыру в узилище Темного.
    • «Копали» они несколько фигурально. В книгах много раз говорится, что дыра имеет не физическую природу.
  • Стивен Кинг:
    • «Безнадёга»: рылись в шахте — выпустили демона Тэка.
    • «Томминокеры» — Бобби откопала корабль пришельцев.
  • Р. Скотт Бэккер, трилогия «Князь Пустоты» — один не сильно дружащий с головой не-эльф предложил одному не сильно обременённому моралью архимагу раскопать ковчег древнего зла, и всё завертелось… Кончилось Апокалипсисом. Двумя Апокалипсисами.
  • Питер Уоттс, «Рифтеры» — скорее донырялись. Работники глубоководной геотермальной электростанции вынесли на поверхность древний вирус, уничтоживший почти всё человечество.
  • Клайв Баркер, «Голый мозг» — фермер выкопал в поле древнего демона.
  • Джон Вуд Кэмпбелл, «Кто идёт?» — полярная экспедиция, занимавшаяся изучением южного магнитного полюса, обнаружила магнитную аномалию и решила её исследовать. В результате нашли разбившийся космический корабль и замёрзшего неподалёку пассажира. Так как полярники не являлись ни биологами, ни военными, ни тем более археологами (решили извлечь корабль из-подо льда термитом, но не учли, что тот сделан из магниевого сплава, в результате спалив всё к чертям), то решили разморозить инопланетянина прямо в лагере, нарушив правила обращения с биологически опасными объектами (если бы проводили разморозку в прочном и герметичном контейнере, то всё было бы иначе) и позволив ему сбежать и поедать животных и людей, в результате чуть не погубив цивилизацию.
  • Литературный WarHammer 40,000. Комиссар Каин (да и простые жители Империума) постоянно до чего-нибудь докапываются. Или до кого-нибудь. Некроны, спящие тираниды…
  • М. Курц, «Ловушка для пальцев» — семья, похитившая протагониста-педофила, во время копания колодца случайно пробудила чужеродное чудовище. Ради сохранения своей жизни и жизни своих близких глава семейства начал приносить в жертву людей этому монстру, который превращает их в живые инкубаторы.

Сетевая[править]

  • Сергей Ким, цикл «Интервенция» — храм Эмрис в районе Грозовых Врат по мнению Узервааза должен был быть сокровищницей оружия Древних. А на деле оказался центром утилизации опасных магических материалов с огромным радиационным фоном. Наверняка, Дилистраза лишь в последний момент поняла, что шагнула не в золотую жилу, а в собственную безымянную могилу.
  • Александр Чесноков, «Чёрный Лёд» — лоялисты династии Горвен после свержения своего сюзерена отступили в Ничейные Земли, где наткнулись на покровительствовашего там Брила, местного бога тьмы. С тех пор служат ему как личная армия нежити.

Кино[править]

  • Фильмы серии «Мумия» (что старые, что новые) — местные археологи, и не только, докапываются обычно, разумеется, до разного рода мумий, иногда даже китайских.
  • «Василиск: Царь змей» — в пустыне особо умные археологи докопались до гробницы, где мирно спал замурованный василиск. А тот проснулся и начал обращать людей в камень.
  • «Отряд самоубийц» — археолог Джун Мун раскопала Чародейку и в результате стала ей одержима.
  • «Мрачные тени» — обращенного в вампира Барнабаса запирают в гробу и хоронят заживо. Два века спустя, в 1972 году, строители разрывают гроб и тут завертелось…
  • «Мотра» 1996 года — во время работ был обнаружен небольшой медальон — печать Элиас. Его забрал себе как сувенир один из начальников, что привело к освобождению заключённого зла — Дезгидоры (не путать с Кинг Гидорой).
  • «Сказка странствий» — обитатели деревни со зловещим секретом на спине гигантского дракона пытались пробурить его шкуру и добыть драконов огонь… Добыли. В итоге разъярённое от боли чудовище устроило всей округе стихийное бедствие.
  • «Ужас на глубине 9 миль» — бур пробил проход в пещеру, и учёные записали шум, похожий на крики людей, а потом после чего начали страдать от галлюцинаций.
  • «Нечто» (обе части) — все веселье началось с того, что норвежским полярникам наскучило сидеть на станции, и поэтому они решили откопать во льду НЛО… После этого резко стало весело всем на норвежской полярной станции, их коллегам с американской станции и, возможно, всему населению планеты Земля.
    • В приставочной (PlayStation 2) игре-спиноффе тема раскрыта дополнительно.
  • «Кольская сверхглубокая» — основанный на городской легенде фильм о том, как в СССР, при бурении вышеозначенной скважины, геологи наткнулись на что-то ОЧЕНЬ опасное. То ли на грибковую форму жизни, то ли самого дьявола, в любом случае если это вылезет наружу или попадет в руки горе-патриотов, миру точно конец.
  • «Куотермасс и колодец» (фильм 1967 г., снятый по одноименному сериалу 1958 г.) — при строительстве станции лондонского метро рабочие откапывают капсулу, в которой лежат тела насекомоподобных пришельцев. Они прилетели с Марса 5 млн лет назад, внесли свой генокод в земные организмы и теперь у некоторых людей пробуждается генетическая память, наделяющая их псионическими силами и стремлением уничтожить тех, в ком нет генокода пришельцев. Это хитрый план давно вымерших марсиан по завоеванию Земли…
  • «Власть огня» — на этот раз рабочие сдуру раскопали драконов, лежащих в спячке под Лондоном. Результат предсказуем…
  • «Мегалодон» — если под Лондоном спят драконы, то под океаническим шельфом могут быть целые моря с древними акулами-гигантами. И вот в результате бурения одна такая «реликтовая тварь» всплыла во «внешний» океан…
  • «Под водой» — добурились до целой своры морских чудовищ, оказавшимся всего лишь мелочью живущей на целом что ни на есть Ктулху, тоже спящих под океаническим шельфом.
  • «Армагеддон» — бурильщики сверлили астероид, наткнулись на карман с газом, тот бабахнул, и «луноход», приводивший в движение бур, улетел к чертям в космос. Хорошо, что тут же приехал запасной.
    • Там же и инверсия — Эй Джей, из упрямства и самонадеянности продолжая бурить сквозь газовый карман и наплевав на любую технику безопасности, обнаруживает под ним огромное месторождение вожделенной нефти.
  • «Тихие троечники» — инверсия: Вовка Веденеев и Валька Хрупалов перерыли полгорода, разыскивая подземную реку, но так ничего и не нашли.
  • В «Космической одиссее 2001 года» на Луне докопались до кем-то закопанного черного монолита.
  • «Призраки Марса» — земные колонисты в поисках полезных ископаемых откопали гробницу, в которой ждали своего часа мстительные призраки вымерших марсиан.
  • «Агония» — докопались до сточной трубы, а преподнесли как чудодейственно проклюнувшийся целебный источник. Вот такой он, царизм-то (и лично Гришка Распутин)!
  • «Doom» — доктор Кармак докопался до остатков марсианской цивилизации, решил поставить пару экспериментов и завертелось…
  • «Глубоководная звезда 6» — аналогично докопались до подводной пещеры, где кто-то жил… голодный. Особый шик, что чудища практически не показывают в фильме (не показали б вообще, было б лучше), что создаёт отличную атмосферу неведомого ужаса.
  • «Санта на продажу» — горячие финские парни докопались до узилища Йоулупукки.

Телесериалы[править]

  • Чёрно-белый японский сериал «Ultra Q» — шахтёры сдуру раскопали хищного динозавра-кайдзю Гомесса, который впал в летаргический сон, после того как его засыпало. Надышавшись кислорода ящер проснулся и начал всё крушить…
  • «Доктор Кто», «Инферно» — сколько бы ни кричал инопланетный научный консультант об опасности раскопок, ради геотермальной энергии и флеботинума ученые роют сверхглубокую шахту. Флеботинум нашли, только вот он смертельно опасен для всего живого.
    • Равно как и в двух сериях «Голодная Земля» и «Холодная кровь» — в 2020 году ради флеботинума набурили 21 километр и хоморептилий.
    • А в «Сбежавшей невесте» инопланетяне намеренно докопались до скрытого в ядре Земли космического корабля древнего зла.
  • «Lexx» — компашка космошахтеров докапывается до последнего выжившего Насекомого, оно вселяется в одного из них и становится первой Его Божественной Тенью.
  • «Секретные материалы» — в одной из серий речь идёт о группе геологов, обнаруживших в земных недрах «совершенно новую (и весьма агрессивную) форму жизни». А чуть ранее была серия с формой жизни, обнаруженной полярниками во льдах Антарктики.
    • Практически аналогичная форма жизни была найдена русскими полярниками в туше замерзшего мамонта в последней серии первого сезона сериала «Пси-фактора».
  • «Мастера ужасов», «Проклятая тварь» — шахтёры докопались до какой-то хтоническо-демонической жути, которая заставляла людей убивать друг друга. В результате население шахтёрского городка погибло практически полностью.
  • «Очень странные дела» — в пятой серии второго сезона шериф Джим Хоппер, раскапывая поражённое неизвестным сорняком поле с тыквами, проваливается на Изнанку и едва не гибнет там.
  • «Ералаш», «Раз лопатка, два лопатка» — пример прямо как из эпиграфа.
  • «Вампиры средней полосы» — двое поисковиков-любителей ходили по смоленскому лесу с металлоискателем, надеясь найти старинные монеты, и в итоге откопали мумию с древним топором. Они уже мысленно поделили куш от продажи ценной археологической находки, когда один из них случайно порезался о топор и капнул на мумию кровью. И тут оказалось, что это был древний вампир в анабиозе. Очень голодный древний вампир.
  • «За гранью возможного» — в одном шахтёрском городке, рабочие натыкаются на древнюю пещеру, в которой проживают какие-то черви. Эти черви начинают пробираться в мозги людей и управлять ими. Единственный житель городка, на которого они не действуют — умственно отсталый брат официантки местной обеденной. Парочкой экспериментов он устанавливает, что черви не любят солнечный свет, но обожают соль (поэтому и проживают в соляной шахте). Обманом он выманивает заражённых жителей городка из пещеры, после чего подрывает вход динамитом как раз перед восходом солнца.
  • «Книга Бобы Фетта» — захваченный тускенами родианец, которого пустынники заставили искать в песке какие-то накапливающие воду плоды, докопался до очень хищной рептилии. В результате проблемы начались сначала у родианца, которого начали кушать, а затем и у зверюги ибо к родианцу был привязан Боба Фетт, который ОЧЕНЬ не хотел, чтобы его снова съели.
  • «Blood Drive» — когда стало не хватать нефти, американская корпорация «Core» докопалась до чего-то такого, что сделало её филиалом Ада на земле. Проделанный ими Разлом превратил большую часть страны в постапокаллиптический пейзаж, наводнённый чертовщиной, но зато из него они извлекли множество перспективных технологий… с весьма леденящими душу особенностями. Заглавная гонка - обкатка двигателей, которые перерабатывают на топливо души людей.
  • «Сергий против нечисти» (2022)
    • Эпизод «Кощей» (1 сезон, 2 серия). Копая теплотрассу строители наткнулись на замурованную комнату со спящим Кощеем и решили прикарманить его золото. Как нетрудно догадаться, это было большой ошибкой. Для пятерых из них — последней в жизни.
    • «Лихо одноглазое» (3 сезон, 2 серия). Пословица «Не буди лихо, пока оно тихо» — это не просто красивое выражение, а буквальное руководство по технике безопасности. При строительстве жилого комплекса на участке, где раньше был лес, рабочие разворотили экскаватором нору со спящим Одноглазым Лихом. А Лихо после пробуждения ох какое голодное…

Мультфильмы[править]

  • «Муравей Антц» — рабочие муравьи копали грандиозный туннель, но наткнулись на озеро, вода из которого затопила муравьиную колонию. К счастью, никто не умер. Случай с оговоркой, так как всё было спланировано кое-кем.
  • «Витрина DC: Адам Стрэндж» — на одной планетке шахтёры докопались до логова гигантских насекомых, которые тут же ринулись в город за лёгкой добычей.

Мультсериалы[править]

  • «South Park» — 3 супергеройских серии в 14-ом сезоне. Нефтяная компания сперва устроила экологическую катастрофу, затем пробурила дыру в параллельное измерение, выпустив неведомых Чу-Чу, а потом ещё и разбудила Ктулху.
  • «The Real Ghostbusters» — во 2-ом сезоне метрокопатели добрались аж до врат Ада. Висящая на дверях демоническая рожа ещё и провещала им пару раз зловещим гласом, мол, «не открывать до Судного Дня!», но кого это остановило? Со всеми вытекающими, выползающими и вылетающими из ада последствиями. А в 4-ом сезоне до очередной дыры на тот свет докопался экскаватор бригады строителей, возглавляемой отцом охотника Уинстона.
  • «Extreme Ghostbusters» — собственно приключения новой команды Охотников за привидениями и начинаются с того, что во время работ в метро был освобождён заточённый призрак (демоница по имени Акира). А дальше понеслось… То Джерсийского Дьявола выкопали вместе с железной рудой, то вместо урановой руды нашли зелёного и светящегося радиоактивного демона-жука (который всю руду и сожрал, да и ещё и начал от этого расти), то набурили демонической нефти, из которой вырос нефтяной голем… Похоже, в этой вселенной вообще опасно добывать какие-либо ископаемые.
  • RWBY — когда город Маунтин Гленн пал под натиском Гримм, большая часть населения перебралась в подземные коммуникации и завалила входы. Поначалу все шло неплохо, но затем случайный взрыв пробил проход в пещеру, полную Гримм, и подземный город стал самой большой в мире братской могилой.
  • Звёздные Войны: Войны Клонов — именно так на родной планете дагов докопались до зверя Зилло, который потом был по приказу канцлера Палпатина отправлен в столицу для изучения полезных свойств своей чешуи, но сбежал и разворотил чуть не половину Теней Корусанта (имелись жертвы; последней жертвой стал он сам — явная аллюзия на Кинг-Конга. Или Годзиллу). И чуть не съел самого Палпатина.
  • «Подозрительная Сова» — 5-ая серия 6-го сезона.
  • «Байки хранителя склепа» (1993) — 2 сезон, 7 серия. Градообразующим предприятием захолустного городишки, где живёт тётя главного героя, была шахта. Но воднажды шахтёры копнули слишком глубоко и наткнулись на «призраков». В шахте стали находить человеческие останки, слышать жуткие звуки и видеть мелькающие в тоннелях странные тени. А когда и сами шахтёры начали пропадать один за другим, было принято решение закрыть шахту и завалить вход в неё. Так она и простояла запечатанной сорок лет, пока в наши дни новый владелец не решил открыть её заново и не взорвал завал. Призраки (которые на самом деле были вполне материальными бледными монстрами, отдалённо похожими мордами лица на Брэйна), не заставили себя ждать.
  • «Невероятные приключения Джонни Квеста» — поскольку весь мультсериал сделан в стиле типа Индиана Джонс, докапываются в нем до чего-либо регулярно, но не всегда это связано с археологией. Уже во второй серии первого сезона во время сноса заброшенных зданий в Чикаго из фундамента одного них повалил смертоносный нервнопаралитический газ доктора Серда. В серии «Баллада о Белль Боннет» почти докопались до места крушения дилижанса с золотом в проклятом каньоне и пробудили мстительный призрак некогда угнавшей его, чтобы передать нуждающимся детям благородной бандитки. В серии «Мумии Маленки» лидер маленькой, но гордой банановой республики, докопавшись до пещер с мумиями жертв смертоносной болезни, пытался использовать ее в качестве биологического оружия, но стал жертвой внезапно оживших при виде его бесчеловечности мумий. В серии «Подводное происшествие» докопаться не успели, но только потому, что внезапное подводное землетрясение в районе расположения подводной научной станции, которая и вела раскопки, освободила неизвестно сколько лет замурованных под дном океана агрессивных хищных двоякодышащих тварей. С прикрученным фитильком — в серии «Другое измерение», собственно, вели не раскопки, а разработку телепорта и случайно открыли портал в другое измерение. Послали туда на разведку беспилотник, а оттуда приперлись агрессивно настроенные аборигены-захватчики. Еще раз с прикрученным фитильком — в серии «Канун вчерашнего дня» сами раскопки прошли вполне благополучно, но шахтой к центру Земли решил воспользоваться апокалиптический маньяк Изекиль Рэйдж и сбросил туда термоядерную бомбу, взрыв которой вызвал массовый сдвиг тектонических плит, уничтоживший всю жизнь на Земле.

Аниме и манга[править]

  • Tengen Toppa Gurren Lagann — инверсия. Симон, пытаясь расширить свое подземное поселение, добурился сначала до странного ключа-бура, а потом откопал меха Лаганна, с помощью которого он вместе со своим наставником смог вырваться на поверхность из-под земли. ОТКОПАЛИСЬ.
  • Darling in the FranXX — зигзагом: люди приноровились добывать «магматическое топливо» из недр планеты (нет, речь идёт не о лаве из планетарной мантии), совершенно не догадываясь, что это самое топливо — по сути техноорганическая ДНК-эссенция клаксосапиенов, давным давно метаморфировавших в клаксозавров. К слову — хозяевам этого «топлива» не понравилась деятельность людишек, вот они и повылезали на поверхность.
  • Densetsu Kyojin Ideon — вроде бы то же, что в предыдущем пункте, но в этот раз троп играется прямо (если учесть, чем всё закончилось).
  • Neon Genesis Evangelion — вот не надо было раскапывать Геофронт Антарктиды, не надо! Судя по наличию бронированной железобетонной «заплатки» на Геофронте Японии — до него тоже докапывались, но с последствиями докапывания до Геофронта Антарктиды размах пост-эффектов несравним. Впрочем, SEELE и сочуствовававший их делу профессор Кацураги явно хотели инициировать Второй Удар.
  • Meikyuu Black Company — тут корпорация «Райзах» в близком будущем докопалась до появления армии монстров. А отражать ее некому — все на трудовом фронте уже так упахались, что защищать вполне официально установленную корпократию нет ни сил, ни желания. В итоге цивилизация рухнула, корпорация ушла в небытие, остатки корпоративных рабов живут под надзором демонов или скрываются в подземном убежище.
  • Isekai Quartet:
    • KonoSuba — инверсия тропа: гробница Кила уже давно исследована другими приключенцами, но вот о потаённом крыле узнали относительно недавно, и за его исследование взялся отряд Казумы. Вроде бы и помогли упокоиться с миром окопавшемуся там личу, но… в общем, свято место долго не пустовало — новая угроза из того же самого склепа уже в лице Ванира не заставила себя долго ждать.
    • Overlord (аниме) — зигзагом: экспедиция воркеров в Назарик подавалась именно как исследовательская миссия в недавно обнаруженный мавзолей. Однако, окопавшееся там зло не только не плевало в потолок от безделья, но ещё и ждало незваных гостей.
  • Senki Zesshou Symphogear XV — в качестве завязки 5-го сезона учёные в Антарктиде потревожили спящего там голема. Педаль в пол: голем оказался ходячей гробницей для главной злодейки всего сериала (которая уже давно вроде как убита, но по инициативе Фудо таки нашли способ её разбудить).

Комиксы[править]

  • Вселенная DC — события «Темнейшей ночи» начинаются с патруля Зелёными Фонарями сектора 666 и пробуждения Чёрной Батареи Силы с их смертей.

Веб-комиксы[править]

  • «Перец и Морковка» — не можешь склонить наставниц утилизировать неудачные эксперименты? Нужно всего лишь копнуть поглубже
  • Зорро: Осквернение — шахтеры раскопали инопланетных паразитов превращающих людей в зомби в частности их жертвой стала Лолита, возлюбленная Зорро.

Видеоигры[править]

  • Во многих играх можно до того развить добывающую промышленность, что энергосистема не выдержит и обвалится. Далее: А) всё вырубится, пока не будут увеличена выработка энергии или уменьшено потребление; Б) производство будет работать не в полную силу; В) закончится заряд аккумуляторов, и система погрузится во тьму, для выхода из которой потребуется зарядить всё обратно.
  • Bloodrayne: нацисты искали череп Белиара, а нашли злобных червей-паразитов. В принципе, можно было просто сделать дезинфекцию огнем (что Рейн, кстати, и делает), но они решили ставить на них опыты и понеслось…
  • Морровинд: двемеры докопались до Сердца Лорхана. Само по себе докапывание ничему не повредило, но двемеры на этом не успокоились: Кагренак решил использовать энергию Сердца в своих целях и создал специальные инструменты для этого, а также сотворил грандиозного робота Нумидиума, чтобы Сердце приводило его в движение. Но потом что-то пошло не так, и опаньки! — вся раса двемеров исчезла с лица Нирна, Вивек, Альмалексия и Сотха Сил убили Неревара Индорила и объявили себя богами, а Ворин Дагот свихнулся и начал на весь остров пускать чуму и проказу. Нумидиума же в конце концов увезли на запад, в Империю, и там он устроил маленький временной парадокс.
    • Рабочие яичной шахты Гнисиса докопались до ранее неизвестных двемерских руин. Субверсия: страхи рабочих оказались напрасными, руины безопасны.
    • А в ходе приключений в Морнхолде докопаться может и сам Нереварин — для этого нужно всего лишь открыть склеп Гедны Релвел.
    • Сразу несколько случаев в «Скайриме»: шахтёры, докопавшиеся до Логова Сольюнда, шахтёры, докопавшиеся до логова морозных пауков, шахтёры, докопавшиеся до Кургана Бладскал… Про целенаправленные раскопки и говорить не стоит: в игре есть три экспедиции в двемерские города и четыре в нордские захоронения, и ни одна ничем хорошим не закончилась.
      • Особняком стоят раскопки Дозорных Стендара в Крипте Ночной Пустоты: раскопали вампиршу и кучу драугров…но убили их вовсе не они. Хотя причиной нападения и правда стали раскопки.
  • Arx Fatalis: гномы снова искали мифрил и нашли его… в логове неуязвимого хищника, известного как Чёрная тварь. К моменту, когда герой пришел в гномовник, мифрил был на месте, обитатели посёлка были ровным слоем размазаны по стенам и полу, а страшная морда бродила вокруг да около в поисках добавки — и хорошо ещё, что вверх к другим поселениям не пошла…
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — прямым текстом не сказано, но откуда-то же взялись в гномьих шахтах все эти рудные големы и гигантские пауки
    • Ну как, прямо не сказано? В Клане Колеса прораб Арвид прямо просит разобраться с семейством кристаллических нежить-пауков, ко которых они докопались…
    • В клане Каменотёсов любопытный гном откопал лабораторию супернекроманта Кергана, и ничего не произошло. Но затем он решил поэкспериментировать с созданием зомби…
    • В Каладоне рыли коллекторы и тоже докопались до заначки Сначала замуровал демона Ланамелаха в человеческом теле (своём), а потом замуровал собственную тушку в подземелье, завалив входы и выходы. Винсента, который и есть Вайтчерчский убийца.
  • В Dwarf Fortress это — основа игры. Дварфы занимаются исключительно тем, что копают и преодолевают типичные проблемы шахтёров — от водного горизонта прямо под поверхностью земли, до пещер с пауками (которых можно приручить при некоторой сноровке), всякими жуткими чудищами, и тому подобного. Половина проблем решаются с помощью «залей это магмой». Вторая половина требует дварфийского моста смерти, вагонеток-убийц с золотом, а также наличия мозга у игрока. Потому что главное в игре — это FUN!
    • Например, адамантиновые жилы — это вертикальные трубки, уходящие в магму. Если долго раскапывать такую, то можно прорыть проход прямо в Ад. Откуда тут же попрут десятки демонов, каждый из которых может вынести неподготовленную крепость в одиночку. Впрочем, это же Dwarf Fortress, поэтому некоторые игроки истребляли легионы преисподней в хитрых ловушках, замуровывали края адских пещер, чтобы подкрепление не пришло, фактически колонизировали Ад и использовали его под помойку или под грибные грядки.
  • Первое правило Minecraft — не копать вертикально вниз и вверх. Потому что в первом случае вы рано или поздно прокопаетесь в пещеру, и тогда, в лучшем случае, больно шлёпнетесь и останетесь в темноте, в окружении местной фауны и без очевидного выхода. В худшем — угодите в озеро лавы, в котором сгорите сами и утопите всё, что нажито непосильным трудом, из инвентаря. Во втором в лучшем случае прокопаетесь в пещеру мобов или скопление гравия или водоём, в худшем прокопаетесь в лаву. Педаль в коренную породу — в Нижнем мире или Крае всего один неудачно выкопанный блок под ногами может отправить вас с обрыва в океан лавы или в бездонную пропасть. И если с первыми двумя проблемами можно справиться, запасшись зельем огнестойкости и тщательно зачарованными от падения ботинками, то против Края спасут только предусмотрительно надетые крылья (которые еще нужно найти в том же Крае). Контрится копанием вниз в ширину 2 блока, стоя на их переесечении: сломав один вы удержитесь на другом.
    • И это в ваниле, с модами можно наткнуться на такое что не только герой почти гарантированно помрёт, но и ландшафт будет испорчен, плюс сильные враждебные мобы разбредутся по округе.
    • А ещё можно докопаться до чешуйниц. Мелочь, а неприятно.
  • Dark Souls: жители Олачиля разворошили могилу Мануса, Первого Человека. В итоге весь город провалился в Бездну, а его жители были поглощены Тьмой, которая и тысячи лет спустя угрожает всему миру.
    • В сиквеле рабочие герцога Тселдоры откопали гнездо гигантских пауков. Поначалу всё шло мирно, герцог изучал пауков, а местные священники построили на пауках культ. Затем паукам гемолимфа в ганглии ударила, и они сожрали и зазомбили всё население Тселдоры.
  • Baldur’s Gate II: Shadows of Amn: гномики-свирфнеблины копали шахту в Андердарке и случайно откопали демона-балора (это не кто иной, как балрог со спиленными серийными номерами Профессора). Редкий пример адекватной реакции на троп: после убийства демона главгном объявил эту часть пещер запретной зоной.
  • «Might and Magic VII: For Blood and Honor»: гномы арендовали у магов шахту для добычи руды. Копали, копали, и докопались до медуз, неуязвимых к магии. Результат — все гномы в шахте окаменели. Маги связываться с медузами не захотели. Только группа из четырёх искателей приключений решилась превратить статуи снова в гномов.
  • Gothic: в шахте Старого Лагеря с магической рудой докопались до подводной реки, которая затопила почти всю шахту. Погибло множество рудокопов, залежи руды затопило. Всё это привело к смене расклада сил в лагерях, войне с Новым Лагерем за его ресурсы и убиению магов Огня.
    • До этого жители колонии раскопали ползунов, которые мешали спокойной добыче руды. Но силами Безымянного удалось уничтожить их матку и решить эту проблему. И вот, видимо, после такого успеха было решено смело копать всё дальше и дальше, а там и подводная река оказалась…
  • Final Fantasy VII: работники корпорации «Шин-ра» сдуру полезли в Северный Кратер и вынули со дна кратера труп женщины расы сетра (ну, это они так думали — на самом деле это впавший анабиоз космический паразит Дженова), и всё завертелось…
  • Torchlight: Амбер, который добывали люди в глубоких местных шахтах, оказался напрочь испорчен древним злом, искажающим живые организмы. До этого поразил ряд более древних цивилизаций, последних свихнувшихся представителей которых люди воспринимали как монстров. Чем глубже и больше амбера — тем жирнее вокруг него зависимые от него чудовища разных мастей.
  • Resident Evil 4: а тут шахтёры в испанской шахте откопали доисторических паразитов лас-плагас и сами ими заразились. Потом снова шахту закопали, а обиженный на всех аристократ-карлик Салазар снова её откопал — и всё пошло по новой…
  • «Пенумбра»: сотрудники гренландской исследовательской станции «Мануик» искали артефакты древней цивилизации, а нашли гробницу инопланетянина Туурнгайта. Начали её изучать. Туурнгайт, решив что ему хотят причинить вред, атаковал исследователей, выпустив вирус. В результате половина из них погибла, а другая половина мутировала.
  • «Годвилль» — педаль глубоко в земную кору: любой герой может (по указанию игрока) заниматься этим достаточно регулярно, да ещё и с немалой выгодой. Раньше это было случайной ситуацией — копая клад, герой по воле Святого Рандомия докапывался до босса. В какой-то момент разработчики объявили, что отчаянно копающие герои прорыли целое метро. Теперь в Годвилле есть подземные рейды.
  • Cold Fear — рабочие русской буровой установки в море нечаянно напоролись на неизвестных науке морских звёзд-паразитов и… Дальше продолжать не стоит.
  • Мор (Утопия) — бригада под руководством Младшего Влада копала колодец вертикально вниз до тех пор, пока не докопалась до подземных окровавленных туннелей, из-за чего все рабочие спешно ретировались.
  • Strider 2 — оказывается что злодей Мейо не умер впервой части игры, а был лишь ранен и замурован в гробнице в Эльдорадо. Ну нашёлся некто, кто его оттуда выпустил(с фитильком ибо специально).
  • Warcraft — отступая перед силами нежити, нерубианцы копали всё более глубокие тоннели, пока не докопались до безликих и не решили, что лучше уж мертвяки, чем ЭТО.
    • Более частый, но менее опасный случай — кобольты. Подземный народ, любящий копать тоннели по всему миру, но не любящий, когда другие копатели к ним лезут. С ними, например, пришлось столкнуться оркам и гоблинам, когда последние проводили раскопки в поисках воды для Оргриммара. Кобольты не были особо опасны, но зато очень упорны, так что их пришлось «закопать» обратно, взорвав всех их туннели в округе.
  • RimWorld — на карте могут попадаться расположенные на склонах холмов заброшенные строения, пройдя мимо которых поселенцы предупредят о «древней опасности». Попытка проломить стену приведёт к столкновению с весьма недружелюбно настроенными обитателями вроде боевых роботов или космической саранчи, однако, одолев их, можно освободить спящих в криосне людей. Попытка раскопать такую постройку в ранней игре, скорее всего, приведёт к уничтожению вашей колонии разъярённой стражей.
    • Кроме того, в любой области под толстым каменным потолком может появиться несколько ульев той же самой космической саранчи, которые совсем непросто уничтожить.
    • Работая с буровой установкой можно вызвать пачку насекомых. Именно с таким сообщением.
  • Craft The World — раз мы имеем дело с гномами, то докопаться можно, например до улья подземных муравьев, комнаты Хранителя или просто провалиться в пещеру, пробив под собой пол. Уникальным является возможность докопаться наверх: если дом или его часть расположены под землей и вы наткнетесь на идущий на поверхность проход, то могут начаться неприятности — монстры из порталов вторжения будут идти коротким путем, снося поставленные игроком блоки. А нежить под землей не сгорает на рассвете, потому будет шататься и нападать на гномов.
  • Fallout 3 — рейдеры, засевшие в спрингвейльской начальной школе, посчитали, что сделать подкоп в убежище 101 будет легче, чем организовывать очередной неудачный налет на Мегатонну. Однако, они не учли пары нюансов: сам процесс рытья подкопа, даже если его делать при помощи взрывчатки — дело долгое; в довесок к этому, рейдеры копали подкоп немного не туда и попали вместо вожделенного убежища 101 в гнездо гигантских муравьев.
  • «Ведьмак 3» — жители деревни Стёжки раскопали под своей деревней эльфские руины, и принялись с выгодой продавать найденные там сокровища купцам из Новиграда. Но однажды они потревожили вампира-экимму, который залёг в спячку в подземелье, и он устроил кровавое побоище, перебив даже нильфгаардских солдат.
  • Railroad Tycoon 3 — если сильно вложиться в какую-то отрасль легко можно дотянуть железную дорогу до краев с кучей голодных конкурентов которые мгновенно утянут рынок вниз. А уж если речь идет о сожравшем треть фондов компании сталелитейном заводе, да ещё и построенном в кредит, то его уход в минус легко закончится разорением.
    • Аналогично если начинать на карте с плохой изначальной логистикой — если дотянуть дорогу до богатых сырьем регионов от общего богатства перерабатывающие заводы начнут строить уже на месте и там же потреблять парадоксально схлопнув перевозки с которых живет игрок.
  • Darkest Dungeon — уж насколько Предок был поехавшим безумцем, но раскопки в Темнейшем Подземелье нагнали жуткий ужас даже на него — настолько жуткие чу-чу оттуда повылазили!
  • The Dig — старый (1995 год) квест от LucasArts. За три года до этого вашего «Армагеддона» группе исследователей требуется взорвать ядерные заряды, дабы скорректировать орбиту астероида, угрожающего Земле. И вот при бурении они находят нечто…
  • Amnesia: The Dark Desent — ой, не стоило экспедиции от Британского музея в Лондоне шастать по всяким затерянным гробницам…
  • Plague Inc. — если начать игру за зомби-вирус в Египте, окажется, что эта болезнь ждала своего часа в фараоновой гробнице, пока её не вскрыли археологи.
  • Deep Rock Galactic — субверсия. Жадные капиталистические буржуи из заглавной корпорации осознанно начали добывать минералы на Хокссесе, потому что там богатые месторождения, а конкуренты туда соваться боятся. А в качестве шахтеров — до зубов вооруженные дварфы, потому что кто, если не они?
  • Dungeon Keeper — что в первом, что во втором, рытьё тоннелей на благо родного Подземелья — это смысл нашего существования. Чем больше отрыли и пометили — тем больше у нас маны на всяческие нужные дела. Можно докопаться как до жирных ништяков в виде алмазной жилы (бесконечная валюта) и Колодцев маны (увеличивают генерацию маны), так и до вполне себе вражеского подземелья.
    • В буквальном смысле троп отыгрывают наши враги-приключенцы, которые натурально роют туннели и докапываются… до нас!
  • Doom (перезапуск) — зигзагом. Открывать портал в Ад и снаряжать туда экспедиции, конечно, не стоило. А вот то, что в ходе одной экспедиции удалось добыть саркофаг с воителем, который в одиночку кошмарил целый Ад неизвестно сколько времени — это очень хорошо.
  • Encased — ученые в прямом смысле докопались до реликта, который начал оказывать псионическое воздействие (сначала) на людей на раскопках, постепенно сводя их с ума, превращая одних в овощей, а других в очень агрессивных живых зомби, в том числе поедающих человечину. Жуть получилась форменная. Один «пораженный», например, мыл пол своими кишками (можно сразу убить из милосердия, а можно применить медицину и все равно убить, так как он сразу же нападет на благодетеля). Жути добавляет чтение логов в компах, записках и т. д. Главный герой/героиня героически попытается артефакт «отключить»… на этом пролог заканчивается.
  • The Dark Pictures Anthology: House of Ashes — сначала аккадцы построили храм на месте падения инопланетного корабля с погребеной там в стародавние времена инопланетной паразитической формой жизни, которая переделывала своего носителя в аналог вампира, потом в 1946 году до него дорылись британские археологи (с прикрученным фитильком, так как спонсор экспедиции леди Бредшоу оказалась мраккультисткой и точно знала, что они там раскопают нечто подобное, и сознательно хотела инфицироваться чтобы обрести таким образом бессмертие. Например, один из тех воинов, которые и похоронили в своё время этих тварей, был ими схвачен и тоже был инфицирован, и под землей его тело, лишённое пищи просуществовало 5000 лет!), а в 2003 году с гостями из иных миров встертились американские морпехи и иракские солдаты. Результата плачевен во всех трёх случаях.
  • Halo Wars 2: Awakening the Nightmare — Атриокс ясно дал понять, что ресурсы Ковенанта можно собирать вокруг места падения «Высшего Милосердия», но не внутри самого корабля. А что сделал Воридус? Правильно — просверлил дыру в карантинном барьере вокруг обломков, чтобы поживиться более ценным лутом. Результат — Изгнанникам с большими потерями удалось подавить вторую эпидемию Потопа на Малом Ковчеге.
    • Судя по основной серии, Ковенант не раз наступал на одни и те же грабли, выпуская паразитов Потопа из сдерживающих камер на обоих Ореолах. А разгребать это пришлось людям.
    • Зигзагом — Колония, лидер охотников-лекголо среди Изгнанников, там же на Малом Ковчеге обнаружил всё ещё действующий корабль Предтеч. И половил бы с него профит, но наличие такого мощного ксенотеха у пришлецев вынудило «Дух огня» разбомбить судно, пока то стояло в доках.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — в мрачной тьме далекого будущего докопаться можно до целой кучи различной мерзости, которая после пробуждения способна без отрыжки слопать целую планету, а то и весь субсектор. Горе-копатели могут дорыться до некронов (см. на картинке в начале статьи), подземных агрессивных ксеносов, запечатанного алтаря Хаоса, запертого в недрах планеты демона, находящихся в стазисе Железных Людей[1], древних Врат в Паутину, ведущих на территорию темных эльдар, пещеру с орочьей экосистемой, пораженного порчей Хаоса титана времен Ереси Хоруса, прибывшего в далеком прошлом авангарда тиранидского флота, опасного ксено-архео-еретеха, гробницы с особо заразной болезнью Нургла и ещё до многого, многого, чересчур многого другого.
  • Magic: The Gathering — когда Токасия с двумя помощниками-братьями полезла в откопанные транские руины, она не догадывалась, что это приведёт к десятилетиям тотальной войны, гибели экосистемы континента, тысячелетиям ледникового периода, двум межпланарным войнам, двум перестройкам законов мультивселенной… Пожалуй, проще перечислить, что из 30-летней истории игры произошло не из-за этого.

Музыка[править]

  • Diggy Diggy Hole. Эта милая черта гномского менталитета даже подсвечавается: «We do not fear what lies beneath — we can never dig too deep!»
  • Метал-группа «Стахановцы» — «Что не следует раскопали». Хотя вообще лирические герои «Стахановцев» настолько суровы, что даже докопавшись до Ада, они просто продолжат копать дальше. Ведь ниже Ада уголь есть!
  • Как-то гномы делали подкопы / И забрались слишком далеко. / «Мория» — по-русски значит… «пропасть», / Это вам запомнится легко. (О. Леденев, «Несуны»).

Реальная жизнь[править]

  • Имеется обилие сообщений о несчастных случаях при работе отрядов поисковиков, копающих по тематике Второй Мировой войны. Невзорвавшиеся гранаты, мины, танковые и артиллерийские боеприпасы — это ещё не полный список опасностей.
    • Любительский приборный поиск также таит в себе немало неожиданностей — как приятных, так и нет. И копать по войне здесь совсем не обязательно. Например, выйдя с намерением выкопать царской меди и серебра в чисто поле на место урочища, где никогда не было никаких боевых действий и в помине, можно докопаться… До гнезда очень-очень злых шершней! Ужас у холодильника — а ведь для аллергика такая встреча может стать и вовсе фатальной
      • А уже если вдуматься, то для того, чтобы эту самую встречу не пережить, аллергиком можно и не быть — достаточно медленно соображать и бегать, и быть легко одетым.
    • Продолжая тему приборного поиска, следует отметить и пляжный поиск, при котором ищут не старые монеты, а изделия из драгоценных металлов, бижутерию и мелочь, выпадающую из карманов незадачливых купальщиков. Если речь идёт о поиске на обустроенном всеми благами цивилизации пляже, орудуя металлическим совком, помимо всего вышеперечисленного можно выкопать слегка присыпанные песком провода и, главное, повредить их изоляцию. Автор правки однажды так и докопался, и от удара током его спасло только то, что провода были обесточены.
    • А уж сколько неприятных сюрпризов в виде битого стекла, ржавых гвоздей, острых краёв консервных банок и прочих мусорных «радостей» поджидает поисковика! Посему, первое правило металлопоиска: без перчаток на коп — ни-ни!
  • Педаль в земную кору! Буквально! w:Грязевой вулкан в Сидоарджо возник в результате бурения!
  • США, озеро Пенёр: геологи, искавшие под озером нефть, попали скважиной… прямо в соляную шахту. Вода мгновенно размыла соляные опоры, и озеро превратилось в самый большой в мире слив, поглотивший полтора десятка кораблей (большая часть потом всплыла обратно) и даже небольшой остров с домиком. Каким-то чудом обошлось без жертв.
  • США, 1963 г. На проекте по строительству автомагистрали из Остина в Даллас бурили «геологическую» скважину (отобрать образцы и проверить прочность пород). На глубине 7 метров из скважины убежал весь раствор, а затем открутилось долото. Смелый буровой мастер решил расширить отверстие, а потом на верёвках туда спустили четырёх помбуров и геолога Джеймса Сансома[2]. Так была обнаружена карстовая пещера «Внутренний Космос» (The Inner Space Cavern), долгое время считавшаяся самой большой в мире. Лишь в 2012 году рекорд побила пещера во Вьетнаме.
  • Джеральд Даррелл, описывая свой визит в новозеландский город Роторуа, известный своей геотермальной активностью, упомянул, что незадолго до их визита один местный житель расширял свой подвал, когда из-под его кирки ударила струя пара и убила его.
    • В Джерсийском зоопарке самого Даррелла однажды докопались… утки. В овраге, где позже устроили утиный пруд, кто-то в войну зарыл целый ящик патронов для дробовика, который со временем сгнил и превратился в залежи свинцовой дроби. В один далеко не прекрасный жаркий летний день, когда пруд обмелел, до залежей добрались представители редких и исчезающих видов птиц и наглотались дроби, как обычных камушков, после чего несколько из них скончались от вполне буквального свинцового отравления.
  • Дарваза, Туркменистан: советские геологи искали газ. На небольшой глубине нашли подземную пустоту, в результате чего всё вокруг скважины (и сама буровая вышка) провалилось, и хлынул газ. По счастливой случайности, работники буровой не пострадали. Газ решили поджечь, в надежде, что он быстро выгорит. Не выгорел до сих пор. Так эта яма (точнее, «врата в ад» — Дарваза по-туркменски «ворота») полыхает и поныне.
  • Кольская сверхглубокая скважина — внезапное свёртывание работ породило массу городских легенд разной степени ментальной адекватности о том, какого же демона выкопали в этот раз. Газеты и журналы обильно разродились первоапрельскими версиями (в том числе о том, что пробурили прямиком в ад, в самом прямом смысле этого слова), подлив масла в огонь. На самом деле просто неудачно совпали 2 фактора: продолжение рекорда после очередной мелкой аварии стало уже совсем несуразно дорогим, и как раз в этот момент началась перестройка и лихие 1990-е. А если точнее, то чем глубже, тем больше условия скважины напоминали поверхность Венеры — то есть адская жара и давление, превышение пределов прочности бурильных труб, кипящий на устье скважины буровой раствор, и так далее.
    • Великой пользы Кольская сверхглубокая не принесла, но последствия для теории всё же были. Считалось, что под осадочными породами на континентах лежит гранито-гнейсовый слой, а ниже — базальтовый. Определённой по сейсмике границы базальтов (так называемой «границы Конрада») скважиной обнаружено не было. Теперь теории о границе Конрада сильно пересмотрены, и геофизики полагают, что скачок скорости сейсмических волн с базальтами не связан.
  • В Словакии при бурении артезианской скважины обнаружена небольшая залежь… авиационного керосина. Рядом стоял советский вертолётный полк, и какая-то цистерна годами протекала.
  • В Окницком районе Молдавии, рядом с украинской границей, имеется озерцо, не слишком широкое и очень-очень чистое. Настолько чистое, что, если заплыть на середину, кажется, будто до дна всего несколько метров. А на самом деле в этом озере стоит здоровенный подъёмный кран. Во время засухи, когда воды чуть мельчают, на поверхности может оказаться его верхушка. Когда-то рыли котлован под строительство, да случаем спустили в него воды со всех окрестных родников. Вместо постройки вышел затерянный мини-курорт.
  • Та же самая история вышла с Голубым Озером в Кировоградской области на Украине. Нечаянно докопались до подземного озера, и вода из него вышла наружу. Теперь это место отдыха.
  • Гранитный карьер в г. Ужгород, Закарпатье, Украина. В семидесятых годах таки докопались… Карьер затопило буквально за ночь. Вследствие быстрого подъема воды вся техника так и осталась на дне. В данное время является одной из любимых зон отдыха, хотя официально купаться там нельзя, а по документам его владельца, ОАО «Андезит», вообще является сухим, то есть без воды.
  • Аналогичным манером образовалось Марсианское озеро в Крыму (Бахчисарайский район, село Скалистое).
  • Село Облои, Херсонская область, Украина (больше известно по селу-курорту Железный Порт, хотя ехать оттуда много, порядка 50 км). Бурили в 70-е годы, предположительно ради газа, но нарвались на солёный термальный источник. В 2000-е заглушка протекла, и гейзер обустроили в советском стиле, подав как целебный.
  • Автор правки живет в немецком городе Аахене, где, как не совсем в шутку утверждают местные жители, невозможно не то что фундамент вырыть — червей накопать без того, чтобы не наткнуться на ценную археологическую находку. В 2010 году, к примеру, в небольшом парке в самом центре города при всего-то замене травяного покрытия вырыли неплохо сохранившиеся остатки древнеримского поселения. Проблемы от этого возникают только у городских властей, которым приходится находки исследовать, сохранять и выставлять на всеобщее обозрение, что стоит немалых денег и затягивает сроки строительства и ремонта.
    • А уж в самом Риме… Метро там строить — без комментариев. Достаточно упомянуть, что свыше 80 % бюджета строительства — археологические работы.
    • Ну и разумеется территория Земли Обетованной и особенно Иерусалим.
  • Натуральный такой гейзер на реке Ай (Россия, Урал). Геологи искали нефть, получили артезианскую скважину, притом что населения на эту воду вблизи нет. Уже не первое десятилетие бьёт. Популярен у туристов водников.

Примечания[править]

  1. Агрессивный ИИ, который в своё время чуть не перебил всех человеков и из-за которого нынешние имперцы никаких действий с механизмами без почтительно-боязливых молитв не совершают.
  2. The Discovery of Inner Space Caverns