У нас странные гномики: различия между версиями
Строка 1: | Строка 1: | ||
Нет, речь в статье пойдет не о тех гномах, которые ''dwarves'' (о них [[У нас именно такие гномы|здесь]]), а о тех, которые ''gnomes''. Так исторически сложилось, что чёткого различия между этими словами в русском языке нет, и в еще дотолкиновские времена сложилась традиция переводить ''dwarf'' как «гном». Поэтому, чтобы избежать путаницы, ''gnomes'' иногда называют «гнумы», «нумы», «номы», «нэбы», «гномики» или «карлики», а иногда именно их-то и называют гномами, а ''dwarves'', соответственно — дварфами, цвергами или краснолюдами. Здесь мы с вами условимся переводить ''gnome'' как '''«гномик»'''. | Нет, речь в статье пойдет не о тех гномах, которые ''dwarves'' (о них [[У нас именно такие гномы|здесь]]), а о тех, которые ''gnomes''. Так исторически сложилось, что чёткого различия между этими словами в русском языке нет, и в еще дотолкиновские времена сложилась традиция переводить ''dwarf'' как «гном». Поэтому, чтобы избежать путаницы, ''gnomes'' иногда называют «гнумы», «нумы», «номы», «нэбы», «гномики» или «карлики», а иногда именно их-то и называют гномами, а ''dwarves'', соответственно — дварфами, цвергами или краснолюдами. Здесь мы с вами условимся переводить ''gnome'' как '''«гномик»'''. | ||
Однако нет и чёткого, устоявшегося различия между гномами и гномиками в [[фэнтези]] вообще. До [[Dungeons & Dragons]] никаких раздельных сущностей Gnome и Dwarf не было. Гномы из «[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежки]]» (Zwerge) и садовые гномики (Gnome) изображались совершенно одинаково. Tomte из сказки про Нильса и диких гусей переводили то как Gnome, то как Dwarf. У Каттнера в «Здесь был гном» Gnomes по поведению как современные дварфы. Gnome, но не Dwarf в те времена | Однако нет и чёткого, устоявшегося различия между гномами и гномиками в [[фэнтези]] вообще. До [[Dungeons & Dragons]] никаких раздельных сущностей Gnome и Dwarf не было. Гномы из «[[Белоснежка и семь гномов|Белоснежки]]» (Zwerge) и садовые гномики (Gnome) изображались совершенно одинаково. Tomte из сказки про Нильса и диких гусей переводили то как Gnome, то как Dwarf. У Каттнера в «Здесь был гном» Gnomes по поведению как современные дварфы. Gnome, но не Dwarf в те времена могли быть либо в оккультизме (обозначая земного [[Элементаль|элементаля]]), либо в черновиках Толкина (обозначая эльфов-нолдо) — в общем, только тогда, когда перед нами совсем [[не гномы]]. | ||
Традиционных прототипа у современных гномиков два — элементали земли Парацельса, которых он называл гномами, и садовые гномики — немецкие декорации для садов, популярные в Европе. Ни те, ни другие особенно не переводятся в формат фэнтези. Поэтому каждый автор, в произведении которого встречаются гномики, выводит их по-своему. Однако, определённые общие черты есть, и заложены они циклом романов «[[Dragonlance|Сага о Копье]]» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена. | Традиционных прототипа у современных гномиков два — элементали земли Парацельса, которых он называл гномами, и садовые гномики — немецкие декорации для садов, популярные в Европе. Ни те, ни другие особенно не переводятся в формат фэнтези. Поэтому каждый автор, в произведении которого встречаются гномики, выводит их по-своему. Однако, определённые общие черты есть, и заложены они циклом романов «[[Dragonlance|Сага о Копье]]» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена. | ||
В этих романах встречается раса гномиков-жестянщиков (''tinker gnome''). Это — народ [[Невезучий изобретатель|невезучих изобретателей]], чья специальность — производство нелепых машин а-ля мыши из «Кота Леопольда». От них и пошли две устоявшиеся черты гномиков — склонность к технике и странность, чудаковатость<ref>А ещё до «Саги о Копье» в книгах Толкина фигурировала ''эльфийская'' подраса Gnomes, в позднейших версиях превратившаяся в Нолдор (Noldor или Noldoli; последнее позже кодифицировано как грамматическое многомножественное число от слова Noldor, означающее «весьма много нолдор или все они сразу»). И хотя толкиновские Gnomes- | В этих романах встречается раса гномиков-жестянщиков (''tinker gnome''). Это — народ [[Невезучий изобретатель|невезучих изобретателей]], чья специальность — производство нелепых машин а-ля мыши из «Кота Леопольда». От них и пошли две устоявшиеся черты гномиков — склонность к технике и странность, чудаковатость<ref>А ещё до «Саги о Копье» в книгах Толкина фигурировала ''эльфийская'' подраса Gnomes, в позднейших версиях превратившаяся в Нолдор (Noldor или Noldoli; последнее позже кодифицировано как грамматическое многомножественное число от слова Noldor, означающее «весьма много нолдор или все они сразу»). И хотя толкиновские Gnomes-Нолдор — эльфы, но мастеровитостью и экстравагантностью (правда, существенно более кровавой и менее безобидной, чем у гномов-механиков «Саги о Копье») они тоже отличаются.</ref>. | ||
Их собратья проживали на Ториле, мире [[Forgotten | Их собратья проживали на Ториле, мире [[Forgotten Realms|Забытых королевств]] на острове Лантан, пока не вымерли. | ||
Склонность к технике нередко опускают, беря за образец стандартных D& | Склонность к технике нередко опускают, беря за образец стандартных D&D-шных гномиков, которые вместо этого отличались склонностью к магии иллюзий. Однако чудаковатость и эксцентричность присутствует практически всегда. | ||
Если вконец отрываться, то получаем полную противоположность дварфу: тощий, червякоподобный бледный подземный житель, плохо себя чувствующий вдали от геотермального пекла и легко пролезающий в любые карстовые «шкурники». | Если вконец отрываться, то получаем полную противоположность дварфу: тощий, червякоподобный бледный подземный житель, плохо себя чувствующий вдали от геотермального пекла и легко пролезающий в любые карстовые «шкурники». | ||
Строка 17: | Строка 17: | ||
=== [[Литература]] === | === [[Литература]] === | ||
* Эпичный Персиваль Шуттенбах из [[Сага о ведьмаке|саги о ведьмаке]] Анджея Сапковского. | * Эпичный Персиваль Шуттенбах из [[Сага о ведьмаке|саги о ведьмаке]] Анджея Сапковского. | ||
** И другие гномы, которые от краснолюдов отличаются более низким ростом, субтильным телосложением, отсутствием пышных бород и — характернейшей чертой — длинными носами. Считаются древнейшей расой на континенте (исключая вымерших [[Змеелюди|вранов]]). Также гномы являются лучшими в мире ремесленниками, а их оружие ценится повыше махакамского. | ** И другие гномы, которые от краснолюдов отличаются более низким ростом, субтильным телосложением, отсутствием пышных бород и — характернейшей чертой — [[шнобель|длинными носами]]. Считаются древнейшей расой на континенте (исключая вымерших [[Змеелюди|вранов]]). Также гномы являются лучшими в мире ремесленниками, а их оружие ценится повыше махакамского (в играх самые лучшие кузнечные наборы собираются именно из гномских инструментов). | ||
* Трогательная Бупу из «[[Dragonlance|Саги о Копье]]». | * Трогательная Бупу из «[[Dragonlance|Саги о Копье]]». | ||
** Вообще-то, Бупу — овражный дварф. А хрестоматийный драгонлансовский гномик — [[Длинное имя|Гношошалламариониниллисийфашетдисдиссликсди…]] ну или просто Гнош. | ** Вообще-то, Бупу — овражный дварф. А хрестоматийный драгонлансовский гномик — [[Длинное имя|Гношошалламариониниллисийфашетдисдиссликсди…]] ну или просто Гнош. | ||
Строка 36: | Строка 36: | ||
* [[Метавселенная Рудазова]] — отличия гномов от [[у нас именно такие гномы|цвергов]] описаны в статье о последних. Но особого упоминания заслуживают лепреконы — гномы, некогда ставшие демонами, а потом сумевшие перестать ими быть, перенеся свои демонические силы в {{spoiler|горшки с золотом}}. | * [[Метавселенная Рудазова]] — отличия гномов от [[у нас именно такие гномы|цвергов]] описаны в статье о последних. Но особого упоминания заслуживают лепреконы — гномы, некогда ставшие демонами, а потом сумевшие перестать ими быть, перенеся свои демонические силы в {{spoiler|горшки с золотом}}. | ||
** Отчасти под троп можно отнести [[Арифмоман (А. Рудазов)|пигмеев]] — этакое реалистичное переосмысление образа [[Незнайка|коротышек Носова]]. | ** Отчасти под троп можно отнести [[Арифмоман (А. Рудазов)|пигмеев]] — этакое реалистичное переосмысление образа [[Незнайка|коротышек Носова]]. | ||
** Ну и, конечно, [[Паргоронские байки|мунки]]. | ** Ну и, конечно, [[Паргоронские байки|мунки]] — неприкрытый оммаж смурфикам. | ||
=== [[Кино]] === | === [[Кино]] === | ||
Строка 68: | Строка 68: | ||
== Примечания == | == Примечания == | ||
{{примечания}} | |||
{{Nav/Бестиарий}} | {{Nav/Бестиарий}} | ||
{{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}} | {{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}} |
Версия 12:59, 16 сентября 2024
Нет, речь в статье пойдет не о тех гномах, которые dwarves (о них здесь), а о тех, которые gnomes. Так исторически сложилось, что чёткого различия между этими словами в русском языке нет, и в еще дотолкиновские времена сложилась традиция переводить dwarf как «гном». Поэтому, чтобы избежать путаницы, gnomes иногда называют «гнумы», «нумы», «номы», «нэбы», «гномики» или «карлики», а иногда именно их-то и называют гномами, а dwarves, соответственно — дварфами, цвергами или краснолюдами. Здесь мы с вами условимся переводить gnome как «гномик».
Однако нет и чёткого, устоявшегося различия между гномами и гномиками в фэнтези вообще. До Dungeons & Dragons никаких раздельных сущностей Gnome и Dwarf не было. Гномы из «Белоснежки» (Zwerge) и садовые гномики (Gnome) изображались совершенно одинаково. Tomte из сказки про Нильса и диких гусей переводили то как Gnome, то как Dwarf. У Каттнера в «Здесь был гном» Gnomes по поведению как современные дварфы. Gnome, но не Dwarf в те времена могли быть либо в оккультизме (обозначая земного элементаля), либо в черновиках Толкина (обозначая эльфов-нолдо) — в общем, только тогда, когда перед нами совсем не гномы.
Традиционных прототипа у современных гномиков два — элементали земли Парацельса, которых он называл гномами, и садовые гномики — немецкие декорации для садов, популярные в Европе. Ни те, ни другие особенно не переводятся в формат фэнтези. Поэтому каждый автор, в произведении которого встречаются гномики, выводит их по-своему. Однако, определённые общие черты есть, и заложены они циклом романов «Сага о Копье» Маргарет Уэйс и Трейси Хикмена.
В этих романах встречается раса гномиков-жестянщиков (tinker gnome). Это — народ невезучих изобретателей, чья специальность — производство нелепых машин а-ля мыши из «Кота Леопольда». От них и пошли две устоявшиеся черты гномиков — склонность к технике и странность, чудаковатость[1].
Их собратья проживали на Ториле, мире Забытых королевств на острове Лантан, пока не вымерли.
Склонность к технике нередко опускают, беря за образец стандартных D&D-шных гномиков, которые вместо этого отличались склонностью к магии иллюзий. Однако чудаковатость и эксцентричность присутствует практически всегда.
Если вконец отрываться, то получаем полную противоположность дварфу: тощий, червякоподобный бледный подземный житель, плохо себя чувствующий вдали от геотермального пекла и легко пролезающий в любые карстовые «шкурники».
Примеры
Литература
- Эпичный Персиваль Шуттенбах из саги о ведьмаке Анджея Сапковского.
- И другие гномы, которые от краснолюдов отличаются более низким ростом, субтильным телосложением, отсутствием пышных бород и — характернейшей чертой — длинными носами. Считаются древнейшей расой на континенте (исключая вымерших вранов). Также гномы являются лучшими в мире ремесленниками, а их оружие ценится повыше махакамского (в играх самые лучшие кузнечные наборы собираются именно из гномских инструментов).
- Трогательная Бупу из «Саги о Копье».
- Вообще-то, Бупу — овражный дварф. А хрестоматийный драгонлансовский гномик — Гношошалламариониниллисийфашетдисдиссликсди… ну или просто Гнош.
- «Плоский мир» Терри Пратчетта: кроме гномов-дварфов, тут имеются и «gnomes» (в переводах их обычно называют лепреконами). В высоту шесть дюймов, при этом обладают силой взрослого человека. Судя по намёкам, в целом архетипически соответствуют скорее гномам-домовым европейского фольклора, однако об этом сложно судить: из известных персонажей этой расы подобному архетипу никто и близко не соответствует.
- К ним вплотную примыкает раса пиктси, они же Нак Мак Фиглы (предположительно, они и есть одна и та же раса, просто разные народности). Внешне выглядят так же, разве что с ног до головы раскрашены клановыми татуировками. Живут, соответственно, кланами в пещерах, промышляют воровством, драками и беспробудным пьянством, и в целом представляют собой эдакий микс шотландских горцев с фременами из «Дюны».
- Высокочтимый Хранитель Туннелей Бельвар Диссенгальп из книг Р. Сальваторе по миру Forgotten Realms. Он, правда, относится не к обычным гномикам, а к их подземным сородичам — свирфнеблинам.
- Цикл «The Dark Profit Saga» — гномики разделены на множество кланов, которые за сотни лет превратились в отдельные подвиды, хотя обобщённое «гномик» всё равно является политкорректным. Среди них выделяются:
- Писари (Scribkin) — «стандартные» гномики-трудоголики из клана Тинкрин. Типичного роста и внешности. Изобретатели и учёные.
- Трутники (Tinderkin) — высокие гномики из клана Кэдрин, всего на голову короче человека. Эльфийской внешности. Кочевники. Культура скорее цыганская.
- Полурослики (Halflings) — типичные пузатые хоббиты с волосатыми стопами из клана Хофлин, родом из Холлиншера (старое название — Хофлин-Шир). Работать не любят, предпочитают отдыхать. Самый известный полурослик — Больби Бэггс, преуспевающий бизнесмен и совладелец инвестиционной фирмы «Гольдсон-Бэггс».
- Лесные гномики (Wood Gnomes) — лилипуты ростом в ладонь из клана Фенгельд. Русканцы называют их домовыми из-за того, что они любят обустроиться в человеческих жилищах сродни крысам.
- Холмовые гномики (Hill Gnomes) — гномоподобные гномики из клана Эрдин, с той лишь разницей, что у холмовых гномиков есть женщины.
- Также, некоторые теневые расы произошли из кланов гномиков, перешедших на сторону Маннона во время древней Войны предательства:
- Гноллы произошли от гномиков клана Галден.
- Гремлины произошли от гномиков клана Ремлон.
- Наги произошли от гномиков клана Нагата.
- Георгий Почепцов, «Золотой Шар» — здешние гномы именно таковы. Меньше и субтильнее людей, сведущи почти во всех ремёслах и искусствах (а не только в кузнечном, в частности, они прекрасные повара), любят сады и зелень и имеют своё священное древо.
- Метавселенная Рудазова — отличия гномов от цвергов описаны в статье о последних. Но особого упоминания заслуживают лепреконы — гномы, некогда ставшие демонами, а потом сумевшие перестать ими быть, перенеся свои демонические силы в горшки с золотом.
- Отчасти под троп можно отнести пигмеев — этакое реалистичное переосмысление образа коротышек Носова.
- Ну и, конечно, мунки — неприкрытый оммаж смурфикам.
Кино
- Польский сатирический фильм «Кингсайз» — гномы (часто называются именно «гномики») здесь человечки размером с палец, обычного телосложения и вполне человеческого вида, но любят косплеить стереотипных гномов с колпаками и бородами из ваты. Живут в «Шкафландии» (давно брошенный архив при библиотеке), стране с тоталитарным обществом. Женщин, и соответственно детей, среди гномов нет, но, временно увеличившись с помощью препарата «Кингсайз», они вполне совместимы с людьми (одна из героев как раз полукровка). Владеют некоторой магией (телепатия, карательные метаморфозы, мгновенное исчезновение).
Мультсериалы
- Gravity Falls — местные гномы — маленькие человечки в красных шапочках, живущие в лесу и внешне угрозы не представляющие. А вот и представляют — способны действовать сообща и не имеют слабостей... Почти.
- South Park — кальсонные гномы из серии «Gnomes» постоянно воруют у людей нижнее белье, собираясь в будущем с его помощью получить прибыль. От этой серии пошел мем «Делаем то-то… Профит!» для абсурдных и невыполнимых бизнес-планов.
Веб-комиксы
- Самый тупой в мире маг — собственно, гномы. Весьма опасные шутники-трикстеры.
Видеоигры
- Master of Orion II: гноламы выглядят как сиреневые карлики шакальей внешности, и хотя по росту они скорее гномы, чем гномики, по физической силе они всё же гномики, а не гномы. Довольно слабые воины, но отменные торговцы и счастливчики, которых чудесным образом огибают все бедствия.
- Neverwinter Nights 2 — отвязный гном-бард Гробнар Гномьи Руки, один из спутников главного героя. Трикстер, техноманьяк и ломастер на все руки.
- В фэнтезийном файтинге Cardinal Syn местные длинноносые гномики называются вианами, и из них лучше всего получаются не механики, а воры, шпионы, шуты и палачи. Среди играбельных персонажей есть два виана: вор Финкстер и безумный шут Хеклар.
- Есть мнение что вианы — это гоблины. Или что-то наподобие.
- Baldur’s Gate II: Shadows of Amn: карлик Ян Янсен — эксцентричный изобретатель, любитель репы и барон Мюнхгаузен в одном лице.
- Мир Warcraft — собственно, Гномы, раса Альянса, плотно союзничающая с Дворфами. Совсем коротышки, носят причёски странных форм и цветов, изобретают вундервафли разной степени серьёзности и прогрессивности и имеют прозвища в честь своих достижений вместо фамилий (короля этой расы, к примеру, зовут Гелбин Меггакрут/Mekkatorque).
- Golden Axe: один из играбельных персонажей является стереотипным дварфом, низкорослым, коренастым, в рогатом шлеме, с бородой и огромным топором-лабрисом. Есть, однако, тут и гномики — совсем уже коротышки, безбородые, в колпаках с помпонами и огромными мешками всяческого добра, которое из них можно (и нужно) выбивать. Ворьё, не иначе.
- Majesty: помимо, собственно, «дварфов» (совершенно типичных — трудолюбивых, в броне и с молотами) присутствуют и «гномы». Здесь гномы — тощие коротышки, которые живут в как попало сделанных халупах (можно построить только одну такую, и еще две появятся при найме первых героев), умеют и любят строить и чинить здания (и делают это очень эффективно), но драться умеют крайне отвратительно. В аддоне Northern Expansion, если гном доживет до 9-го уровня, он превращается в гнома-чемпиона и сильно поднимает себе боевые характеристики, но все равно как боец остается средненький.
- В игре при определенных условиях можно переманить к себе либо дварфов, либо эльфов, либо гномов. Но только одну из этих рас на выбор — потому что фантастический расизм. И если первые две расы друг к другу имеют взаимную неприязнь, то вот гномы ни дварфов, ни эльфов не ненавидят… тут наоборот — как дварфы, так и эльфы ненавидят этих грязных бомжей. Кстати, условие для приема гномов — дворец строго первого уровня, в более развитые дворцы они не придут (но и не уйдут, если развитие уже при них началось). Видимо, свои рассадники они могут свободно устраивать только в слаборазвитом королевстве.
- Risen 2 и Risen 3: гномы показаны как умные коротышки, выглядящие как какие-то рыбо-свинки. Зато «умные гноме, с#када» (с) Джаффар.
- Серия Mana — невысокие крепыши в рогатых шлемах, которые любят копать и ковать — это дварфы, а их дух-хранитель, бородатый коротышка в колпаке — Гном.
- Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura — раса низкорослых и щуплых, но подкованных в торговле, дипломатии и политике gnomes, наиболее плотно сжившаяся с местными людьми. Разница в принадлежности к gnomes и dwarves играет не последнюю роль в основном сюжете.
- Dwarf Fortress — несмотря на то, что игра про эталонных dwarves, сабж здесь тоже встречается. Гномики не образуют сообществ, как другие цивилизованные расы, и настолько слабы и трусливы, что никакой опасности для дварфов не представляют. А их склонность к алкоголизму даже заслужила уважение некоторых дварфов!
- Pathfinder: Kingmaker — Джубилост Нартроппл, путешественник, писатель, журналист, алхимик, эрудит и острослов.
Интернет
- Шоу Гаффи Гафа — Гномик-гомик.
Примечания
- ↑ А ещё до «Саги о Копье» в книгах Толкина фигурировала эльфийская подраса Gnomes, в позднейших версиях превратившаяся в Нолдор (Noldor или Noldoli; последнее позже кодифицировано как грамматическое многомножественное число от слова Noldor, означающее «весьма много нолдор или все они сразу»). И хотя толкиновские Gnomes-Нолдор — эльфы, но мастеровитостью и экстравагантностью (правда, существенно более кровавой и менее безобидной, чем у гномов-механиков «Саги о Копье») они тоже отличаются.