Элементаль: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «thumb|right|Земляной Элементаль из HoMM V. {{Q| Саламандра, пылай!,<br /> Ты, Сильфида, летай!<br /> Ты, Ундина, клубись!<br /> Домовой, ты трудись!<br /> <br /> Стихии четыре<br /> Царят в этом мире;<br /> Кто их не постиг,<br /> Их сил не проник, —<br /> Чужда тому власть,<br />...»)
 
(не показаны 3 промежуточные версии 3 участников)
Строка 1: Строка 1:
[[Файл:HOMMV element.jpg|thumb|right|Земляной Элементаль из HoMM V.]]
[[Файл:HOMMV element.jpg|thumb|right|Земляной Элементаль из HoMM V.]]
{{Q|
{{Q|
Саламандра, пылай!,<br /> Ты, Сильфида, летай!<br /> Ты, Ундина, клубись!<br /> Домовой, ты трудись!<br /> <br /> Стихии четыре<br /> Царят в этом мире;<br /> Кто их не постиг,<br /> Их сил не проник, —<br /> Чужда тому власть,<br /> Чтоб духов заклясть.|Доктор Фауст взывает к элементалям четырёх стихий.}}
Саламандра, пылай!,<br> Ты, Сильфида, летай!<br> Ты, Ундина, клубись!<br> Домовой, ты трудись!<br> <br> Стихии четыре<br> Царят в этом мире;<br> Кто их не постиг,<br> Их сил не проник, —<br> Чужда тому власть,<br> Чтоб духов заклясть.|Доктор Фауст взывает к элементалям четырёх стихий.}}


Элементаль — существо, олицетворяющее ту или иную [[стихии|стихию]]. Чаще всего встречаются элементали четырёх стихий: воды (ожившая волна), воздуха (нечто лёгкое и эфемерное), огня (ходячий костёр) и земли (каменная статуя вроде истуканов острова Пасхи).
Элементаль — существо, олицетворяющее ту или иную [[стихии|стихию]]. Чаще всего встречаются элементали четырёх стихий: воды (ожившая волна), воздуха (нечто лёгкое и эфемерное), огня (ходячий костёр) и земли (каменная статуя вроде истуканов острова Пасхи).
Строка 7: Строка 7:
В классической литературе маги обычно обращаются к элементалям за помощью и покровительством, в современной фэнтэзи — призывают их направо и налево.
В классической литературе маги обычно обращаются к элементалям за помощью и покровительством, в современной фэнтэзи — призывают их направо и налево.


В [[Dungeons & Dragons]] [[джинн]]ы делятся по стихиям, на собственно джиннов, ифритов и маридов. А поскольку джинны земли в классической арабской мифологии отсутствуют, то создатели сеттинга придумали с нуля новую разновидность джиннов — д'ао (в девичестве, вероятно, дэвы). Есть и классические элементали, которые родом с Внутренних Планов.
В [[Dungeons & Dragons]] [[джинн]]ы делятся по стихиям, на собственно джиннов, ифритов и маридов. А поскольку джинны земли в классической арабской мифологии отсутствуют, то создатели сеттинга придумали с нуля новую разновидность джиннов — д’ао (в девичестве, вероятно, дэвы). Есть и классические элементали, которые родом с Внутренних Планов.


Кроме того, элементалями во вселенной [[Battletech]] называются тяжёлые пехотинцы в экзоскелетах.
Кроме того, элементалями во вселенной [[Battletech]] называются тяжёлые пехотинцы в экзоскелетах.
Строка 17: Строка 17:
=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Отечественная ====
* И. А. Крылов, «Почта духов» — критические статьи в форме переписки философа с элементалями.
* И. А. Крылов, «Почта духов» — критические статьи в форме переписки философа с элементалями.
* В. А. Жуковский, «Ундина» — поэма, перевод повести Фридриха де ля Мотт Фуке «Ундина». Прозу Фуке Жуковский переложил гекзаметром.
* В. А. Жуковский, «Ундина» — поэма, перевод повести Фридриха де ля Мотт Фуке «Ундина». Прозу Фуке Жуковский переложил гекзаметром.
* «[[Хроники странного королевства]]». Здесь используется система из пяти стихий, а видов элементалей четыре. Странно? Один из персонажей высказывал точку зрения, что элементали Жизни — это нимфы, свойства которых столь же тесно привязаны к соответствующей стихии, как и свойства любого элементаля.
* «[[Хроники странного королевства]]». Здесь используется система из пяти стихий, а видов элементалей четыре. Странно? Один из персонажей высказывал точку зрения, что элементали Жизни — это нимфы, свойства которых столь же тесно привязаны к соответствующей стихии, как и свойства любого элементаля.
* [[Метавселенная Рудазова]] в ассортименте. От тривиальных огненных, земляных и воздушных до сметанных, сырных и спиртных. Есть элементали Света и Тьмы (не физических явлений, а фундаментальных первостихий), есть субэлементали, воплощающие отвлечённые понятия типа пустоты или направления.
* [[Метавселенная Рудазова]] — в ассортименте. От тривиальных огненных, земляных и воздушных до сметанных, сырных и спиртных. Есть элементали Света и Тьмы (не физических явлений, а фундаментальных первостихий), есть субэлементали, воплощающие отвлечённые понятия типа пустоты или направления.
** А вот [[джинн]]ы, хоть по стихиям и делятся, по факту элементалями не являются.
** А вот [[джинн]]ы, хоть по стихиям и делятся, по факту элементалями не являются.
* И. Дравин, [[Чужак (цикл)]] классические элементали четырёх первостихий: огня, воды, воздуха и земли. Эти стихии потому и именуются первостихиями, что для них (в отличие от производных типа льда или магмы) возможен призыв элементаля. Сами элементали — относительно разумные частички родной стихии. Соответственно, для мага любой первостихии возможность призвать элементаля и осмысленно им командовать является своего рода выпускным экзаменом.  
* И. Дравин, [[Чужак (цикл)]] — классические элементали четырёх первостихий: огня, воды, воздуха и земли. Эти стихии потому и именуются первостихиями, что для них (в отличие от производных типа льда или магмы) возможен призыв элементаля. Сами элементали — относительно разумные частички родной стихии. Соответственно, для мага любой первостихии возможность призвать элементаля и осмысленно им командовать является своего рода выпускным экзаменом.
** Слияние с элементалем — древний (и считающийся устаревшим) способ управления стихией, чреватый [[Психологические эффекты магии|изменениями характера]] вплоть до слияния / воплощения в стихию. Примером тому Цепь Стихий — древний артефакт, в котором заключена стандартная четвёрка элементалей, когда-то бывших архимагами-стихийниками и нарушившими технику безопасности.
** Слияние с элементалем — древний (и считающийся устаревшим) способ управления стихией, чреватый [[Психологические эффекты магии|изменениями характера]] вплоть до слияния / воплощения в стихию. Примером тому Цепь Стихий — древний артефакт, в котором заключена стандартная четвёрка элементалей, когда-то бывших архимагами-стихийниками и нарушившими технику безопасности.


==== На других языках ====
==== Зарубежная ====
* «Фауст» Гете. Перечитайте эпиграф.<ref>Вообще, перевод Холодковского хоть и поэтичен, но не совсем точен. Парацельсовская система, к которой прибегает Фауст, считает элементалем земли либо гнома, либо кобольда. Домовой тут ни с какого боку. (Кстати, в переводе Бориса Пастернака кобольд на месте, как и в оригинале.)</ref>
* «Фауст» Гете. Перечитайте эпиграф.<ref>Вообще, перевод Холодковского хоть и поэтичен, но не совсем точен. Парацельсовская система, к которой прибегает Фауст, считает элементалем земли либо гнома, либо кобольда. Домовой тут ни с какого боку. (Кстати, в переводе Бориса Пастернака кобольд на месте, как и в оригинале.)</ref>
* Э. Т. А. Гофман:
* Э. Т. А. Гофман:
** «Золотой горшок». Один из центральных персонажей — архивариус Линдгорст — является саламандром (то есть огненным элементалем), сосланным в наш мир за произошедшее на почве несчастной любви преступление.
** «Золотой горшок». Один из центральных персонажей — архивариус Линдгорст — является саламандром (то есть огненным элементалем), сосланным в наш мир за произошедшее на почве несчастной любви преступление.
** «Королевская невеста». Оккультист Дапсуль фон Цабельтау одобряет союзы людей с сильфами, саламандрами и ундинами, но не с злементалями земли, гномами, делая исключение лишь для некоторых из них. Также он уверен, что в него влюблена сильфида. А еще один из главных персонажей — гном.
** «Королевская невеста». Оккультист Дапсуль фон Цабельтау одобряет союзы людей с сильфами, саламандрами и ундинами, но не с злементалями земли, гномами, делая исключение лишь для некоторых из них. Также он уверен, что в него влюблена сильфида. А еще один из главных персонажей — гном.
** «Огненный дух» («Стихийный дух») герой, начитавшийся «Влюбленного дьявола» Казота, мечтает полюбить кого-то вроде Бьондетты. То, что она на самом деле Вельзевул, его почему-то не смущает. Знакомый оккультист уверяет героя, что в него влюблена саламандра. Дальше события разворачиваются не так, как во «Влюбленном дьяволе», но гораздо ближе к этой новелле, чем можно было ожидать.
** «Огненный дух» («Стихийный дух») — герой, начитавшийся «Влюбленного дьявола» Казота, мечтает полюбить кого-то вроде Бьондетты. То, что она на самом деле Вельзевул, его почему-то не смущает. Знакомый оккультист уверяет героя, что в него влюблена саламандра. Дальше события разворачиваются не так, как во «Влюбленном дьяволе», но гораздо ближе к этой новелле, чем можно было ожидать.
* Фридрих де ла Мотт Фуке, «Ундина». На сюжет этой повести Э. Т. А. Гофман написал оперу (либретто сочинал сам де ла Мотт Фуке).
* Фридрих де ла Мотт Фуке, «Ундина». На сюжет этой повести Э. Т. А. Гофман написал оперу (либретто сочинал сам де ла Мотт Фуке).
* «Темный эльф» Сальваторе. Здесь победа над земным элементалем оказывается выдающимся достижением Дзирта в глазах сородичей. Самого его это тоже порадовало, поскольку позволило увильнуть от прямого участия в убийстве гномов.
* «Темный эльф» Сальваторе. Здесь победа над земным элементалем оказывается выдающимся достижением Дзирта в глазах сородичей. Самого его это тоже порадовало, поскольку позволило увильнуть от прямого участия в убийстве гномов.
* Роджер Желязны, «Князь Света» — [[Энергетическая форма жизни|ракшасы]] умеют управлять огненными элементалями (судя по всему, существами, похожими на них, но полностью неразумными) и даже могут передать контроль над своими подчинёнными человеку. Маловероятно, что в существуют элементали каких-то других стихий, поскольку это всё же [[технофэнтези]], а не чистая фэнтези.
* Роджер Желязны, «Князь Света» — [[Энергетическая форма жизни|ракшасы]] умеют управлять огненными элементалями (судя по всему, существами, похожими на них, но полностью неразумными) и даже могут передать контроль над своими подчинёнными человеку. Маловероятно, что в существуют элементали каких-то других стихий, поскольку это всё же [[технофэнтези]], а не чистая фэнтези.
* Чайна Мьевиль, цикл о Нью-Кробюзоне — здесь есть водные элементали, называемые [[Русалки|русалками]].
* Чайна Мьевиль, цикл о Нью-Кробюзоне — здесь есть водные элементали, называемые [[Русалки|русалками]].
* Лине Кобербёль, «Дикая ведьма: Испытание огнём» — испытание делится на четыре этапа: огонь небес, огонь воды, огонь земли и сердце огня. На каждом этапе ведьме предстоит убедить в правдивости своих слов огненных элементалей: мух-искр, ядовитых медуз, саламандр и {{spoiler|видящего каждого насквозь феникса}}.
* Лине Кобербёль, «Дикая ведьма: Испытание огнём» — испытание делится на четыре этапа: огонь небес, огонь воды, огонь земли и сердце огня. На каждом этапе ведьме предстоит убедить в правдивости своих слов огненных элементалей: мух-искр, ядовитых медуз, саламандр и {{spoiler|видящего каждого насквозь феникса}}.
* [[Super Powereds]] элементали являются довольно редкой категорией «суперов». Ещё реже — те элементали, полностью олицетворяющие свою стихию. Например, профессор Карл Флетчер (в прошлом был известен как Мистер Вольт) является электрическим элементалем и может превращаться в живую молнию. При этом, он также обладает некоторыми качествами молнии даже в человеческом обличье, включая сверхскорость. В отличии от обычных спидстеров, профессору Флетчеру не нужно разгоняться и тормозить. Всё это случается во мгновение ока.
* [[Super Powereds]] — элементали являются довольно редкой категорией «суперов». Ещё реже — те элементали, полностью олицетворяющие свою стихию. Например, профессор Карл Флетчер (в прошлом был известен как Мистер Вольт) является электрическим элементалем и может превращаться в живую молнию. При этом, он также обладает некоторыми качествами молнии даже в человеческом обличье, включая сверхскорость. В отличии от обычных спидстеров, профессору Флетчеру не нужно разгоняться и тормозить. Всё это случается во мгновение ока.
** В четвёртой части, во время межшкольного соревнования, Элис и Винсу приходится сражаться с каменным элементалем, который может управлять камнями и превращаться в камень. {{spoiler|Элис проигрывает свой поединок, однако Винсу удаётся победить его.}}
** В четвёртой части, во время межшкольного соревнования, Элис и Винсу приходится сражаться с каменным элементалем, который может управлять камнями и превращаться в камень. {{spoiler|Элис проигрывает свой поединок, однако Винсу удаётся победить его.}}
* «[[Codex Alera]]» — вся здешняя магия (у людей, по крайней мере) основана на управлении полуразумными элементалями-фуриями шести стихий: земли, воды, огня, воздуха, дерева и металла. Чем дальше от сердца Империи, тем больше диких, неприрученных фурий и тем они опаснее, а Великих Фурий (олицетворяющих, например, целый горный хребет) здесь принято поминать вместо богов.
* «[[Codex Alera]]» — вся здешняя магия (у людей, по крайней мере) основана на управлении полуразумными элементалями-фуриями шести стихий: земли, воды, огня, воздуха, дерева и металла. Чем дальше от сердца Империи, тем больше диких, неприрученных фурий и тем они опаснее, а Великих Фурий (олицетворяющих, например, целый горный хребет) здесь принято поминать вместо богов.


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 50: Строка 50:


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* [[Adventure Time]] В мире Ууу существует четыре элементаля, каждый из которых управляет своей стихией: [[Ледяная душа|льдом]], [[Игра с огнём|огнём]], конфетами и слизью. Элементали перерождаются в разных эпохах, проживая новые жизни. {{spoiler|На момент действия сериала элементалями являются Терпеливая Святая Пим, Огненная Принцесса, Принцесса Жвачка и Принцесса Слизи.}}
* «[[Скуби-Ду! Динамит]]» (1976) — эпизод «Какой шокирующий призрак!» (1 сезон, 4 серия). Тысячевольтовый призрак, терроризирующий горнолыжный городок Винтерхейвен, выглядит как самый натуральный электрический элементаль. {{spoiler|Но на самом деле это просто человек в резиновом костюме, оснащённом мощным генератором}}.
** [[Пятая стихия/Пятый элемент]] {{spoiler|Принцесса Пупырчатого Королевства является анти-элементалем, способным аннулировать воздействие четырёх элементов.}}
* [[Adventure Time]] — В мире Ууу существует четыре элементаля, каждый из которых управляет своей стихией: [[Ледяная душа|льдом]], [[Игра с огнём|огнём]], конфетами и слизью. Элементали перерождаются в разных эпохах, проживая новые жизни. {{spoiler|На момент действия сериала элементалями являются Терпеливая Святая Пим, Огненная Принцесса, Принцесса Жвачка и Принцесса Слизи.}}
** [[Пятая стихия/Пятый элемент]] — {{spoiler|Принцесса Пупырчатого Королевства является анти-элементалем, способным аннулировать воздействие четырёх элементов.}}
* Gormiti — две армии элементалей, возглавляемые [[Крутой генерал|Лордами Стихий]], сотнями лет дерутся на выжженном бесконечными битвами острове Горм. Выглядят бойцы по-разному — от почти антропоморфного [[паладин|Рыцаря Света]] с его [[наручный клинок|мечом вместо руки]] до откровенно [[чу-чу|чужеродно-чудовищных]] лордов Огня.
* Gormiti — две армии элементалей, возглавляемые [[Крутой генерал|Лордами Стихий]], сотнями лет дерутся на выжженном бесконечными битвами острове Горм. Выглядят бойцы по-разному — от почти антропоморфного [[паладин|Рыцаря Света]] с его [[наручный клинок|мечом вместо руки]] до откровенно [[чу-чу|чужеродно-чудовищных]] лордов Огня.


Строка 66: Строка 67:
**** Из-за этого водные элементали были самыми популярными: они могли ослаблять и замедлять врагов, стрелять ледяными молниями и насыпать перед ними зыбучий песок, пока герой призывал в достаточном количестве кого-нибудь покруче.
**** Из-за этого водные элементали были самыми популярными: они могли ослаблять и замедлять врагов, стрелять ледяными молниями и насыпать перед ними зыбучий песок, пока герой призывал в достаточном количестве кого-нибудь покруче.
*** [[У нас твердокаменные горгульи|Горгульи]] также имеют это свойство. В седьмых Героях уже являются конструктами (как големы и колоссы).
*** [[У нас твердокаменные горгульи|Горгульи]] также имеют это свойство. В седьмых Героях уже являются конструктами (как големы и колоссы).
* [[The Elder Scrolls]]. Здесь элементали называются атронахами и относятся к даэдра (местным демонам). Но в целом, типичны. Нетипично только количество разновидностей - три вместо традиционных четырёх.
* [[The Elder Scrolls]]. Здесь элементали называются атронахами и относятся к даэдра (местным демонам). Но в целом, типичны. Нетипично только количество разновидностей — три вместо традиционных четырёх.
* [[Arcanum]]. Элементалей можно призывать, если как можно лучше изучить магию стихий. Также они встречаются на пути героя как враги. Особенно каменные. Особенность элементалей — от атаки на них может повредиться как оружие, так и броня, в зависимости от того, с кем вы имеете дело.
* [[Arcanum]]. Элементалей можно призывать, если как можно лучше изучить магию стихий. Также они встречаются на пути героя как враги. Особенно каменные. Особенность элементалей — от атаки на них может повредиться как оружие, так и броня, в зависимости от того, с кем вы имеете дело.
* [[Ancient Domains of Mystery]]. Элементалей в игре толпы, как обычных, так и улучшенных. Стихии четыре, по силе четкая иерархия «вода-огонь-воздух-земля», потому что в таком порядке можно добраться до нужных храмов хаоса, прокачивая по пути героя. Герой может вызвать себе в помощь элементаля магией или одним из артефактов, но в обоих случаях уж очень дорого это обходится.
* [[Ancient Domains of Mystery]]. Элементалей в игре толпы, как обычных, так и улучшенных. Стихии четыре, по силе четкая иерархия «вода-огонь-воздух-земля», потому что в таком порядке можно добраться до нужных храмов хаоса, прокачивая по пути героя. Герой может вызвать себе в помощь элементаля магией или одним из артефактов, но в обоих случаях уж очень дорого это обходится.
Строка 79: Строка 80:
* «[[Равенлофт]]» — здесь природа мира искажает природу призванных элементалей. Маг, вызывающий элементаля земли получит могильного элементаля, состоящего из земли, кусков могильных плит, надгробий и костей мертвецов. Вместо водного элементаля явится кровавый элементаль, и так далее.
* «[[Равенлофт]]» — здесь природа мира искажает природу призванных элементалей. Маг, вызывающий элементаля земли получит могильного элементаля, состоящего из земли, кусков могильных плит, надгробий и костей мертвецов. Вместо водного элементаля явится кровавый элементаль, и так далее.
** Особняком стоит Смерть — уникальный элементаль негативной энергии и Тёмный Владыка домена Некрополь, при жизни бывший Ловеллином Дачином, жрецом Вечного Культа.
** Особняком стоит Смерть — уникальный элементаль негативной энергии и Тёмный Владыка домена Некрополь, при жизни бывший Ловеллином Дачином, жрецом Вечного Культа.
* [[Warhammer Fantasy Battles]] — элементали здесь призываются из [[Аспект|ветров магии]], на данный момент известны для [[Игра с огнём|огня]], [[Сила природы|зверей]] и [[Распад и гниение|смерти]]. Также элементалеподобны здешние [[джинн]]ы, и некоторым другим существам это тоже [[Ненадёжный рассказчик|приписывается]].


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 86: Строка 88:


=== Прочее ===
=== Прочее ===
* [[SCP_Foundation|SCP-054]] — именно водяная элементаль женского пола.
* [[SCP Foundation|SCP-054]] — именно водяная элементаль женского пола.


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}
{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}

Текущая версия на 22:43, 23 января 2025

Земляной Элементаль из HoMM V.
« Саламандра, пылай!,
Ты, Сильфида, летай!
Ты, Ундина, клубись!
Домовой, ты трудись!

Стихии четыре
Царят в этом мире;
Кто их не постиг,
Их сил не проник, —
Чужда тому власть,
Чтоб духов заклясть.
»
— Доктор Фауст взывает к элементалям четырёх стихий.

Элементаль — существо, олицетворяющее ту или иную стихию. Чаще всего встречаются элементали четырёх стихий: воды (ожившая волна), воздуха (нечто лёгкое и эфемерное), огня (ходячий костёр) и земли (каменная статуя вроде истуканов острова Пасхи).

В классической литературе маги обычно обращаются к элементалям за помощью и покровительством, в современной фэнтэзи — призывают их направо и налево.

В Dungeons & Dragons джинны делятся по стихиям, на собственно джиннов, ифритов и маридов. А поскольку джинны земли в классической арабской мифологии отсутствуют, то создатели сеттинга придумали с нуля новую разновидность джиннов — д’ао (в девичестве, вероятно, дэвы). Есть и классические элементали, которые родом с Внутренних Планов.

Кроме того, элементалями во вселенной Battletech называются тяжёлые пехотинцы в экзоскелетах.

Интересно, что в Википедии слово «элементаль» женского рода. По типу «магистраль». Но геймеры с этим никогда не согласятся, тем более что они видели кучу переводов, где то же слово «elemental» — «элементал» (без мягкого знака) или «элемент»!

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • И. А. Крылов, «Почта духов» — критические статьи в форме переписки философа с элементалями.
  • В. А. Жуковский, «Ундина» — поэма, перевод повести Фридриха де ля Мотт Фуке «Ундина». Прозу Фуке Жуковский переложил гекзаметром.
  • «Хроники странного королевства». Здесь используется система из пяти стихий, а видов элементалей четыре. Странно? Один из персонажей высказывал точку зрения, что элементали Жизни — это нимфы, свойства которых столь же тесно привязаны к соответствующей стихии, как и свойства любого элементаля.
  • Метавселенная Рудазова — в ассортименте. От тривиальных огненных, земляных и воздушных до сметанных, сырных и спиртных. Есть элементали Света и Тьмы (не физических явлений, а фундаментальных первостихий), есть субэлементали, воплощающие отвлечённые понятия типа пустоты или направления.
    • А вот джинны, хоть по стихиям и делятся, по факту элементалями не являются.
  • И. Дравин, Чужак (цикл) — классические элементали четырёх первостихий: огня, воды, воздуха и земли. Эти стихии потому и именуются первостихиями, что для них (в отличие от производных типа льда или магмы) возможен призыв элементаля. Сами элементали — относительно разумные частички родной стихии. Соответственно, для мага любой первостихии возможность призвать элементаля и осмысленно им командовать является своего рода выпускным экзаменом.
    • Слияние с элементалем — древний (и считающийся устаревшим) способ управления стихией, чреватый изменениями характера вплоть до слияния / воплощения в стихию. Примером тому Цепь Стихий — древний артефакт, в котором заключена стандартная четвёрка элементалей, когда-то бывших архимагами-стихийниками и нарушившими технику безопасности.

Зарубежная[править]

  • «Фауст» Гете. Перечитайте эпиграф.[1]
  • Э. Т. А. Гофман:
    • «Золотой горшок». Один из центральных персонажей — архивариус Линдгорст — является саламандром (то есть огненным элементалем), сосланным в наш мир за произошедшее на почве несчастной любви преступление.
    • «Королевская невеста». Оккультист Дапсуль фон Цабельтау одобряет союзы людей с сильфами, саламандрами и ундинами, но не с злементалями земли, гномами, делая исключение лишь для некоторых из них. Также он уверен, что в него влюблена сильфида. А еще один из главных персонажей — гном.
    • «Огненный дух» («Стихийный дух») — герой, начитавшийся «Влюбленного дьявола» Казота, мечтает полюбить кого-то вроде Бьондетты. То, что она на самом деле Вельзевул, его почему-то не смущает. Знакомый оккультист уверяет героя, что в него влюблена саламандра. Дальше события разворачиваются не так, как во «Влюбленном дьяволе», но гораздо ближе к этой новелле, чем можно было ожидать.
  • Фридрих де ла Мотт Фуке, «Ундина». На сюжет этой повести Э. Т. А. Гофман написал оперу (либретто сочинал сам де ла Мотт Фуке).
  • «Темный эльф» Сальваторе. Здесь победа над земным элементалем оказывается выдающимся достижением Дзирта в глазах сородичей. Самого его это тоже порадовало, поскольку позволило увильнуть от прямого участия в убийстве гномов.
  • Роджер Желязны, «Князь Света» — ракшасы умеют управлять огненными элементалями (судя по всему, существами, похожими на них, но полностью неразумными) и даже могут передать контроль над своими подчинёнными человеку. Маловероятно, что в существуют элементали каких-то других стихий, поскольку это всё же технофэнтези, а не чистая фэнтези.
  • Чайна Мьевиль, цикл о Нью-Кробюзоне — здесь есть водные элементали, называемые русалками.
  • Лине Кобербёль, «Дикая ведьма: Испытание огнём» — испытание делится на четыре этапа: огонь небес, огонь воды, огонь земли и сердце огня. На каждом этапе ведьме предстоит убедить в правдивости своих слов огненных элементалей: мух-искр, ядовитых медуз, саламандр и видящего каждого насквозь феникса.
  • Super Powereds — элементали являются довольно редкой категорией «суперов». Ещё реже — те элементали, полностью олицетворяющие свою стихию. Например, профессор Карл Флетчер (в прошлом был известен как Мистер Вольт) является электрическим элементалем и может превращаться в живую молнию. При этом, он также обладает некоторыми качествами молнии даже в человеческом обличье, включая сверхскорость. В отличии от обычных спидстеров, профессору Флетчеру не нужно разгоняться и тормозить. Всё это случается во мгновение ока.
    • В четвёртой части, во время межшкольного соревнования, Элис и Винсу приходится сражаться с каменным элементалем, который может управлять камнями и превращаться в камень. Элис проигрывает свой поединок, однако Винсу удаётся победить его.
  • «Codex Alera» — вся здешняя магия (у людей, по крайней мере) основана на управлении полуразумными элементалями-фуриями шести стихий: земли, воды, огня, воздуха, дерева и металла. Чем дальше от сердца Империи, тем больше диких, неприрученных фурий и тем они опаснее, а Великих Фурий (олицетворяющих, например, целый горный хребет) здесь принято поминать вместо богов.

Кино[править]

  • «Человек-паук: Вдали от дома» — Питер и Квентин Бек пытаются защитить Европу от элементалей, которые уже уничтожили родной мир Бека. На самом деле, они являются голографическими проекциями, созданными Беком и его помощниками.

Мультфильмы[править]

  • Frozen II — Духи Стихий. Огонь — саламандра, Воздух — вихрь из листьев, Вода — состоящий из воды конь, Земля — два десятка каменных гигантов (вероятно, с коллективным разумом), Пятый Дух, соединяющий Стихии, — Эльза.
    • Наибольшая власть у Пятого Духа именно над Стихией Воды, особенно в виде льда и снега. Но и над волнами тоже.
  • «Капитошка» — заглавный герой, несомненно, элементаль Воды. Помимо способности сливаться с водой, у него есть ещё некоторые: трансформация картин, высокие прыжки, извержение водной струи. А ещё у него босые ножки, которые на экране не показывают. Если только это не два из нескольких крошечных шариков рядом с головой.

Мультсериалы[править]

  • «Скуби-Ду! Динамит» (1976) — эпизод «Какой шокирующий призрак!» (1 сезон, 4 серия). Тысячевольтовый призрак, терроризирующий горнолыжный городок Винтерхейвен, выглядит как самый натуральный электрический элементаль. Но на самом деле это просто человек в резиновом костюме, оснащённом мощным генератором.
  • Adventure Time — В мире Ууу существует четыре элементаля, каждый из которых управляет своей стихией: льдом, огнём, конфетами и слизью. Элементали перерождаются в разных эпохах, проживая новые жизни. На момент действия сериала элементалями являются Терпеливая Святая Пим, Огненная Принцесса, Принцесса Жвачка и Принцесса Слизи.
    • Пятая стихия/Пятый элемент — Принцесса Пупырчатого Королевства является анти-элементалем, способным аннулировать воздействие четырёх элементов.
  • Gormiti — две армии элементалей, возглавляемые Лордами Стихий, сотнями лет дерутся на выжженном бесконечными битвами острове Горм. Выглядят бойцы по-разному — от почти антропоморфного Рыцаря Света с его мечом вместо руки до откровенно чужеродно-чудовищных лордов Огня.

Веб-комиксы[править]

  • Звяки и зво́нки из «Гоблинов: жизнь их глазами» — явные элементали зашкаливающего разнообразия. Чем более фундаментален «элемент» (вплоть до пространства и времени) — тем могущественнее элементаль. Офигенное же объяснение, почему при наличии пророчеств и подобных вещей не возникает временны́х парадоксов. Их съедают временны́е звяки, которые этими хронопарадоксами питаются. События возвращаются в самонепротиворечивое русло, а довольный звяк улетает искать пищу в другом месте-времени.
  • Комиксы и арты художника Trinity-Fate — местные «элементалисты» выглядят как рисованные под аниме кавайные кошколюди. По сути, они нечто среднее между традиционными элементалями и магами-стихийниками.
  • «Восьмой» и его многочисленные спин-оффы за авторством Lady Infernal. Здешние «маги» умеют, по сути, только одно — рисовать печати для призыва/подчинения элементалей. Последние за них и сражаются, и тяжелую работу выполняют, и вообще являются основной магической цивилизации Эсмера. В порядке убывания боевых способностей и возрастания количества делятся на: световых, теневых, огненных, земляных, водных, природных и воздушных (хотя полезность эла в большей степени зависит от того, насколько грамотно Хранитель умеет находить с ним взаимопонимание). Классификация придумана людьми, а потому не точна и не учитывает так называемых Восьмых, группу неклассифицированных элементов, в честь одного из которых и назван комикс. Элементали стихий приблизительно антропоморфны, кроме природных — эти персонифицируют какую-нибудь группу животных или растений и выглядят соответственно.

Видеоигры[править]

  • Age of Wonders. Как следует прокачав магию, можно изучить призыв элементаля соответствующей стихии.
  • Might and Magic. В играх этой серии, элементали выступают в роли противников. Также раскрывается их природа: элементали достаточно миролюбивые существа, обитающие в стихийных измерениях. Из D&D была позаимствована концепция того, что они имеют своих правителей: король огненных элементалей — Пираннаст, король водных элементалей — Акваландер, правитель воздушных элементалей — Шалвенд, король элементалей земли — Гралкор Жестокий.
    • Heroes of Might and Magic — изначально спин-офф по тому же сеттингу (начиная с Пятёрки сеттинг изменился на свой). Появляются начиная со вторых «Героев», где было восемь заклинаний вызова элементалей, по два на стихию: одно вызывало отряд элементалей на охрану шахты, другое — прямо на поле боя. В третьих, с их делением школ магии по стихиям, каждая школа имела своё заклинание. В четвёртых их вызов — третья ступень магии природы (или навык Призывания высшего уровня), а водные ещё частенько водились на затонувших кораблях. В пятых — это заклинание школы Призыва, четвёртого уровня, вызывающие элементаля в зависимости от типа местности (или, в дуэльном режиме, случайно — что в ранних версиях могло подвесить игру, когда компьютеры дуэлянтов по-разному обрабатывали команду случайного выбора). В шестых стихий стало больше, добавились элементали света и тьмы. И на каждый вызов — свое потраченное очко абилки.
      • Интересно, что во вторых и третьих все элементали примерно равны по силе и чуть-чуть отличаются скоростью (в третьей — еще и апгрейдами, к тому же там добавились элементали разума и магии, которых без денег не призовешь), а в четвертой, пятой и последующих у каждого элементаля своя фишка: огненные стреляют, водные колдуют, воздушные летают, земные сопротивляются магии.
        • Из-за этого водные элементали были самыми популярными: они могли ослаблять и замедлять врагов, стрелять ледяными молниями и насыпать перед ними зыбучий песок, пока герой призывал в достаточном количестве кого-нибудь покруче.
      • Горгульи также имеют это свойство. В седьмых Героях уже являются конструктами (как големы и колоссы).
  • The Elder Scrolls. Здесь элементали называются атронахами и относятся к даэдра (местным демонам). Но в целом, типичны. Нетипично только количество разновидностей — три вместо традиционных четырёх.
  • Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura. Элементалей можно призывать, если как можно лучше изучить магию стихий. Также они встречаются на пути героя как враги. Особенно каменные. Особенность элементалей — от атаки на них может повредиться как оружие, так и броня, в зависимости от того, с кем вы имеете дело.
  • Ancient Domains of Mystery. Элементалей в игре толпы, как обычных, так и улучшенных. Стихии четыре, по силе четкая иерархия «вода-огонь-воздух-земля», потому что в таком порядке можно добраться до нужных храмов хаоса, прокачивая по пути героя. Герой может вызвать себе в помощь элементаля магией или одним из артефактов, но в обоих случаях уж очень дорого это обходится.
  • World of Warcraft. Здесь элементали представлены персонификацией сил стихий в прямом смысле. Наблюдается связь между живыми расами и элементалями — те вроде состоят из неживой материи, но мыслят как живые существа, живут по своим специфическим законам, как-это: обладают собственным королевством со своими стихийными повелителями, ведут войны, рождаются и умирают. Обычно с элементалями взаимодействуют шаманы: просят или предлагают свою помощь, или маги, которые попросту подчиняют их. Простыми словами, что-то вроде нейтральных демонов. А ещё в них перерождаются.
    • Педаль в пол выжимает Hearthstone, где элементали бывают сделаны из смолы (Tar Creeper, Tar Lurker, Tar Lord), золотых монет (Soldier of Fortune), и даже воска (Wax Elemental).
  • Crash Bandicoot: The Wrath of Cortex. Доктор Нео Кортекс таки создаёт то, чем должен был стать протагонист — генетически усиленного бандикута с промытыми мозгами, а для надёжности в помощь ему злодей призывает элементалей земли, воды, огня и воздуха, которые представлены как магические маски. В роли всех боссов в игре — бандикут с очередным элементалем, дающим ему соответствующие способности (финальный босс — все элементали поочерёдно).
  • Dota 2: Бэйн — элементаль кошмаров.
  • DOOM — Элементаль Боли, коричневое шарообразное летающее существо, похожее на Какодемона. Выпускает Потерянные Души.

Настольные игры[править]

  • «Берсерк: вселенная магических битв». Без элементалей тут никак. Кроме традиционных (огненных, земляных. водных, воздушных), есть и экзотические. Например, проклятый некромантский «Элементаль Праха».
  • «Равенлофт» — здесь природа мира искажает природу призванных элементалей. Маг, вызывающий элементаля земли получит могильного элементаля, состоящего из земли, кусков могильных плит, надгробий и костей мертвецов. Вместо водного элементаля явится кровавый элементаль, и так далее.
    • Особняком стоит Смерть — уникальный элементаль негативной энергии и Тёмный Владыка домена Некрополь, при жизни бывший Ловеллином Дачином, жрецом Вечного Культа.
  • Warhammer Fantasy Battles — элементали здесь призываются из ветров магии, на данный момент известны для огня, зверей и смерти. Также элементалеподобны здешние джинны, и некоторым другим существам это тоже приписывается.

Музыка[править]

  • Mechanical Poet — Natural Quaternion. Аж 12-минутная песня, описывающая сильфов, гномов, ундин и саламандр и их мир.

Прочее[править]

  • SCP-054 — именно водяная элементаль женского пола.

Примечания[править]

  1. Вообще, перевод Холодковского хоть и поэтичен, но не совсем точен. Парацельсовская система, к которой прибегает Фауст, считает элементалем земли либо гнома, либо кобольда. Домовой тут ни с какого боку. (Кстати, в переводе Бориса Пастернака кобольд на месте, как и в оригинале.)