Ямато надэсико: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
common>Sturmtochter
(→‎Телесериалы: дополнение)
 
(Новая страница: «{{TVTropes|YamatoNadeshiko|Yamato Nadeshiko}} {{Q|Покорная жена повелевает мужем.|Японская пословица}} thumb|right|Аой Сакураба из «Ai Yori Aoshi», типичная Ямато Надэсико '''Ямато<ref>Ямато — историческая область и древняя народность в Японии, которые считаются вместил...»)
Строка 2: Строка 2:
{{Q|Покорная жена повелевает мужем.|Японская пословица}}
{{Q|Покорная жена повелевает мужем.|Японская пословица}}
[[Файл:YamatoNadeshiko.jpg|thumb|right|Аой Сакураба из «Ai Yori Aoshi», типичная Ямато Надэсико]]
[[Файл:YamatoNadeshiko.jpg|thumb|right|Аой Сакураба из «Ai Yori Aoshi», типичная Ямато Надэсико]]
'''Ямато<ref>Ямато — историческая область и древняя народность в Японии, которые считаются вместилищем изначального истинного японского духа, незамутнённого чужеродным влиянием. Для японцев Ямато — примерно то же, что древняя Русь для русских.</ref> надэсико''' («японская гвоздика») — идеализированный образ традиционного поведения японской женщины в патриархальном обществе. Такая женщина ставит интересы семьи во главу угла и всегда по всем вопросам отдаёт лидерство представителям власти (мужу, отцу). Качества, которые включены в этот образ: кротость, мудрость, терпение, зрелость ума и духа, женственность, умение вести домашнее хозяйство, при этом сила духа и умение стойко и с достоинством переносить тяготы. В Японии противоположностью ямато надэсико считается недавно возникшая субкультура [[гяру]].
'''Ямато<ref>Ямато — историческая область и древняя народность в Японии, которые считаются вместилищем изначального истинного японского духа, незамутнённого чужеродным влиянием. Для японцев Ямато — примерно то же, что древняя Русь для русских.</ref> надэсико''' («японская гвоздика») идеализированный образ традиционного поведения японской женщины в патриархальном обществе. Такая женщина ставит интересы семьи во главу угла и всегда по всем вопросам отдаёт лидерство представителям власти (мужу, отцу). Качества, которые включены в этот образ: кротость, мудрость, терпение, зрелость ума и духа, женственность, умение вести домашнее хозяйство, при этом сила духа и умение стойко и с достоинством переносить тяготы. В Японии противоположностью ямато надэсико считается недавно возникшая субкультура [[гяру]].


Стоит отметить, что ямато надэсико — необязательно японка. В [[Империя, над которой не заходит солнце|викторианском]] обществе такой идеал женщины тоже весьма ценился.
Стоит отметить, что ямато надэсико — необязательно японка. В [[Империя, над которой не заходит солнце|викторианском]] обществе такой идеал женщины тоже весьма ценился.


При вдавливании педали в пол получается [[девочка для битья]]. При этом следует помнить, что невысказанной, но обязательной частью идеала является [[Железная воля|несокрушимая твёрдость характера и упорство]] — тот самый «[[железный кулак в бархатной перчатке]]».
При вдавливании педали в пол получается [[девочка для битья]]. При этом следует помнить, что невысказанной, но обязательной частью идеала является [[Бой-баба|несокрушимая твёрдость характера и упорство]] тот самый «[[железный кулак в бархатной перчатке]]».  


== Примеры ==
== Примеры ==
Строка 13: Строка 13:


* Эйдзи Ёсикава, «Честь самурая»: Нене. Жених прямо с собственной свадьбы сваливает в кабак обмывать событие, тесть в ярости, а невеста отдаёт новоиспечённому мужу свой кошелёк с наказом хорошенько повеселиться.
* Эйдзи Ёсикава, «Честь самурая»: Нене. Жених прямо с собственной свадьбы сваливает в кабак обмывать событие, тесть в ярости, а невеста отдаёт новоиспечённому мужу свой кошелёк с наказом хорошенько повеселиться.
** «История Хэйке». Кэса Годзэн.
** «История Хэйке». Кэса Годзэн.
*** Юкио Мисима, «Патриотизм». Рэйко Такэяма перерезает себе горло после того, как её муж делает себе харакири, не в силах выполнить приказ императора и обратить оружие против своих друзей, поднявших мятеж. «Рэйко никогда и ни в чем не перечила мужу, ни разу не возникло у поручика повода быть ею недовольным.»
*** Юкио Мисима,«Патриотизм».Рэйко Такэяма перерезает себе горло, после того как её муж, делает себе харакири. Не в силах выполнить приказ императора и обратить оружие против своих друзей поднявших мятеж. "Рэйко никогда и ни в чем не перечила мужу, ни разу не возникло у поручика повода быть ею недовольным."
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Сюэ Баочай и Ли Вань.
* Цао Сюэцинь, «[[Сон в красном тереме]]» — Сюэ Баочай и Ли Вань.
* Неяпонский пример и [[педаль в асфальт]]: история Гризельды, встречающаяся и в «Кентерберийских рассказах», и в «Декамероне», о муже, который испытывал жену, сперва сделав вид, что убил детей, а потом — что собирается жениться на другой. {{spoiler|«Другая» оказалась их дочерью.}}
* Неяпонский пример и [[педаль в асфальт]]: история Гризельды, встречающаяся и в «Кентерберийских рассказах», и в «Декамероне», о муже, который испытывал жену, сперва сделав вид, что убил детей, а потом — что собирается жениться на другой. {{spoiler|«Другая» оказалась их дочерью.}}
* А. П. Чехов, «Душечка» же! Кодификатор для русскоязычного читателя. Дважды была замужем официально, один неофициально, и все три раза полностью перенимала мировоззрение и ценности мужа (а мужчины были очень разные).
* А.П. Чехов, «Душечка» же! Кодификатор для русскоязычного читателя. Дважды была замужем официально, один неофициально, и все три раза полностью перенимала мировоззрение и ценности мужа (а мужчины были очень разные).
* Г. Х. Андерсен, сказка с говорящим названием «Уж что муженёк сделает, то и ладно!». Старик-крестьянин уезжает на ярмарку, чтобы выгодно обменять единственную лошадь; после серии обменов на руках у него остаётся мешок гнилых яблок. Узнав об этом, богатые [[Файв-о-клок в тумане|англичане]], встреченные им на постоялом дворе, заключают с ним пари, что старуха задаст ему трёпку. Как бы не так — он подробно рассказал жене всю историю своих сделок, и она каждому новому факту только больше радовалась. Когда же дошло до мешка, она посмеялась и сказала, что теперь может одолжить скупой соседке, у которой якобы «гнилого яблока в саду не сыщешь», хоть целый мешок таких яблок. Восхищённые англичане посчитали, что за такое и денег не жалко, и отсыпали крестьянину целую меру золота, хотя ставили только четверть.
* Г. Х. Андерсен, сказка с говорящим названием «Уж что муженёк сделает, то и ладно!». Старик-крестьянин уезжает на ярмарку, чтобы выгодно обменять единственную лошадь; после серии обменов на руках у него остаётся мешок гнилых яблок. Узнав об этом, богатые [[Файв-о-клок в тумане|англичане]], встреченные им на постоялом дворе, заключают с ним пари, что старуха задаст ему трёпку. Как бы не так — он подробно рассказал жене всю историю своих сделок, и она каждому новому факту только больше радовалась. Когда же дошло до мешка, она посмеялась и сказала, что теперь может одолжить скупой соседке, у которой якобы «гнилого яблока в саду не сыщешь», хоть целый мешок таких яблок. Восхищённые англичане посчитали, что за такое и денег не жалко, и отсыпали крестьянину целую меру золота, хотя ставили только четверть.
* Чарльз Диккенс:
* Чарльз Диккенс:
** «Крошка Доррит» — главная героиня Эми Доррит.
** «Крошка Доррит» — главная героиня Эми Доррит.
** «Дэвид Копперфилд» — Агнес Уикфилд тоже довольно хорошо вписывается в троп.
** «Дэвид Копперфилд» — Агнес Уикфилд тоже довольно хорошо вписывается в троп.
* А. Казанцев, «[[Фаэты]]» — Эра Луа.
* А. Казанцев, «[[Фаэты]]» — Эра Луа.
* «Зази в метро». Раймон Кено потешается над тропом (и над «сексуальной революцией» 1950-х). Марселина ведёт себя кротко, говорит всегда тихо, она очень мудрая и душевно зрелая и вообще представляет собой «ямато надэсико» в европейском варианте… А в последней главе внезапно {{spoiler|оказывается мужчиной — геем-трансвеститом по имени Марсель}}.
* «Зази в метро». Раймон Кено потешается над тропом (и над «сексуальной революцией» 1950-х). Марселина ведёт себя кротко, говорит всегда тихо, она очень мудрая и душевно зрелая и вообще представляет собой «ямато надэсико» в европейском варианте… А в последней главе внезапно {{spoiler|оказывается мужчиной — геем-трансвеститом по имени Марсель}}.
** В экранизации она {{spoiler|всё-таки женщина — просто бисексуалка и крутая мотоциклистка}}, при этом как есть «надэсико».
** В экранизации она {{spoiler|всё-таки женщина — просто бисексуалка и крутая мотоциклистка}}, при этом как есть «надэсико».
* Марина и Сергей Дяченко, «Уехал славный рыцарь мой» — главная героиня; правда, [[Мир смерти|в виду особенностей мира]], в котором она живет, с сильным уклоном в «в отсутствие мужа держать в руках хозяйство и обороняться от врагов». {{spoiler|[[Деконструкция]]: она — гиноид, и запрограммирована быть именно такой (при этом, еще и запрограммирована любить не мужчину, а его образ — чтобы любовь не угасала во время почти перманентного отсутствия «мужа» и чтобы не изменяла). Более того, «муж» создал ее не с целью содержать в порядке поместье во время военных походов (или хотя-бы потешить свое самолюбие), а в качестве '''оружия''': в мире рассказа сила бойца зависит только и исключительно от символа, за который он бьется, так что рыцарь, посвящающий свои подвиги идеальной прекрасной даме — непобедим.}}
* Марина и Сергей Дяченко, «Уехал славный рыцарь мой» — главная героиня; правда, [[Мир смерти|в виду особенностей мира]], в котором она живет, с сильным уклоном в «в отсутствие мужа держать в руках хозяйство и обороняться от врагов». {{spoiler|[[Деконструкция]]: она — гиноид, и запрограммирована быть именно такой (при этом, еще и запрограммирована любить не мужчину, а его образ — чтобы любовь не угасала во время почти перманентного отсутствия «мужа» и чтобы не изменяла). Более того, «муж» создал ее не с целью содержать в порядке поместье во время военных походов (или хотя-бы потешить свое самолюбие), а в качестве '''оружия''': в мире рассказа сила бойца зависит только и исключительно от символа, за который он бьется, так что рыцарь, посвящающий свои подвиги идеальной прекрасной даме — непобедим.}}


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
Строка 32: Строка 32:


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Учитель в законе», второй сезон — тётя Рита.
* «Учитель в законе», второй сезон — тётя Рита.
* «Choujin Sentai Jetman» — Каори Рокумейкан, белый рейнджер. Редкая комбинация — приобретя сверхспособности (случайно) и став воином, осталась истинной ямато надэсико до мозга костей. С фитильком: перед выбранным родителями женихом она всё-таки взбрыкнула. Но до и после — прекрасный пример тропа.
* «Choujin Sentai Jetman» — Каори Рокумейкан, белый рейнджер. Редкая комбинация — приобретя сверхспособности (случайно) и став воином, осталась истинной ямато надэсико до мозга костей. С фитильком: перед выбранным родителями женихом она всё-таки взбрыкнула. Но до и после — прекрасный пример тропа.
* «[[Человек в высоком замке]]» — Хелен Смит была идеальной арийской женой, пока не осознала причины смерти их с обергруппенфюрером сына и сбежала от мужа.


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* «[[The Simpsons|Симпсоны]]» — стёб и [[зигзаг]]. Мардж Симпсон — попеременная пародия то на сабж, то на «икону феминизма».
* «[[The Simpsons|Симпсоны]]» — стёб и [[зигзаг]]. Мардж Симпсон — попеременная пародия то на сабж, то на «икону феминизма».
* Avatar last airbender — Мей
* Avatar last airbender — Мей
* Avatar Legend of Korra — Сенна
* Avatar Legend of Korra — Сенна
* South Park — Лиэн Картман. При этом шлюха (разумеется, с сердцем из почти чистого золота).
* South Park — Лиэн Картман. При этом шлюха (разумеется, с сердцем из почти чистого золота).
* «[[The Loud House]]» — как ни странно, под троп подходит сам Линкольн, даром что парень.
* Loud House как ни странно, под троп подходит сам Линкольн, даром что парень.
** Субверсия — Линкольн хоть свою семью и любит, однако он и сам изрядно козлит, как это было в сериях « Совершенный снимок» и «Выжидательная тактика».
** Субверсия — Линкольн хоть свою семью и любит, однако он и сам изрядно козлит, как это было в сериях « Совершенный снимок» и «Выжидательная тактика».
* «[[Гриффины]]» — Лоис Гриффин. Любит своего мужа несмотря на все его недостатки.
* «[[Гриффины]]» — Лоис Гриффин. Любит своего мужа несмотря на все его недостатки.


=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
=== [[Аниме]] и [[манга]] ===
* Ai Yori Aoshi — Аой Сакураба.
* Ai Yori Aoshi — Аой Сакураба.
* Dororo — Нуи но Ката, жена Дайго, мать Хяккимару и Тахомару.
* Dororo — Нуи но Ката, жена Дайго, мать Хяккимару и Тахомару.
* Ranma 1/2. Касуми (старшая дочь господина Тендо) — эталон тропа. Кажется, только раз за всю франшизу повысила голос.
* Ranma 1/2. Касуми (старшая дочь господина Тендо) эталон тропа. Кажется, только раз за всю франшизу повысила голос.
* [[Yamato Nadeshiko Shichi Henge]]: [[деконструкция]] с [[бисёнэн]]ами, пытающимися превратить девушку-[[хикикомори]] с [[Облик Чезаре|обликом Чезаре]] в «японскую гвоздику».
* [[Yamato Nadeshiko Shichi Henge]]: [[деконструкция]] с [[бисёнэн]]ами, пытающимися превратить девушку-[[хикикомори]] с [[Облик Чезаре|обликом Чезаре]] в «японскую гвоздику».
* «[[Slayers|Рубаки]]»: Сильфиль нелс Лаада.
* «[[Slayers|Рубаки]]»: Сильфиль нелс Лаада.
* «Ikoku Meiro no Croisee»: Юнэ — маленькая ямато надэсико в Париже второй половины XIX в.
* «Ikoku Meiro no Croisee»: Юнэ — маленькая ямато надэсико в Париже второй половины XIX в.
* [[Neon Genesis Evangelion]] — Рэй Аянами получилась из идеи ямато надэсико в необычной ситуации. Синдзи, однажды увидев, как она выжимает тряпку, даже делает ей комплимент, что из неё получится хорошая мама. {{Spoiler|Потому что она клон его мамы и есть и тряпку выжимает тем же самым движением.}}
* [[Neon Genesis Evangelion]] Рэй Аянами получилась из идеи ямато надэсико в необычной ситуации. Синдзи, однажды увидев, как она выжимает тряпку, даже делает ей комплимент, что из неё получится хорошая мама. {{Spoiler|Потому что она клон его мамы и есть и тряпку выжимает тем же самым движением.}}
* [[Aria]] — Алисия Флоренс.
* [[Aria]] Алисия Флоренс.
* [[Pokemon (аниме)|Pokemon]] — медсёстры Джой.
* [[Pokemon (аниме)|Pokemon]] медсёстры Джой.
* В [[Naruto]], а особенно в продолжении, «Боруто», такое впечатление производит Хината Хьюга после того, как вышла замуж.
* В [[Naruto]], а особенно в продолжении, «Боруто», такое впечатление производит Хината Хьюга после того, как вышла замуж.
* [[Rurouni Kenshin]]: Tsuioku Hen — Юкисиро Томоэ, [[субверсия]]. Выглядит и ведёт себя именно так, {{spoiler|но на самом деле шпионила за Кэнсином, чтобы отомстить за гибель своего жениха. Тем не менее, полюбила его и погибла от руки Кэнсина.}}
* [[Rurouni Kenshin]]: Tsuioku Hen — Юкисиро Томоэ, [[субверсия]]. Выглядит и ведёт себя именно так, {{spoiler|но на самом деле шпионила за Кэнсином, чтобы отомстить за гибель своего жениха. Тем не менее, полюбила его и погибла от руки Кэнсина.}}
** Юми — чистый пример без всяких субверсий. Бросилась под меч Кэнсина и погибла, пронзенная мечом Макото, который сквозь нее достал Кэнсина. Умирая, радовалась, что хоть чем-то могла послужить господину.
** Юми — чистый пример без всяких субверсий. Бросилась под меч Кэнсина и погибла, пронзенная мечом Макото, который сквозь нее достал Кэнсина. Умирая, радовалась, что хоть чем-то могла послужить господину.
* [[Haifuri]] — Марикоджи.
* [[Haifuri]] Марикоджи.
* [[Koe no Katachi]] — Сёко Нисимия. Из тех людей, которых хоть головой в унитаз окуни, а они всё равно будут улыбаться и предлагать дружбу.
* [[Koe no Katachi]] Сёко Нисимия. Из тех людей, которых хоть головой в унитаз окуни, а они всё равно будут улыбаться и предлагать дружбу.
* [[X]] — Котори.
* [[X]] Котори.
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] — Киён.
* [[Tengen Toppa Gurren Lagann]] Киён.
* [[Shoujo Kakumei Utena]] — под это успешно маскируется Анфи Химэмия, правда, быстро выясняется, что она не умеет готовить вообще ничего, [[Мастер одного блюда|кроме колотого льда с сиропом]] {{Spoiler|(впрочем, как считают [[СПГС|внимательные зрители]], [[ведьма]] и должна заманивать жертв сладким)}}, хотя убирается качественно. Её истинное лицо где-то на сложном пересечении между тропами [[гад-кукловод]] и [[сломленная птица]].
* [[Shoujo Kakumei Utena]] под это успешно маскируется Анфи Химэмия, правда, быстро выясняется, что она не умеет готовить вообще ничего, [[Мастер одного блюда|кроме колотого льда с сиропом]] {{Spoiler|(впрочем, как считают [[СПГС|внимательные зрители]], [[ведьма]] и должна заманивать жертв сладким)}}, хотя убирается качественно. Её истинное лицо где-то на сложном пересечении между тропами [[гад-кукловод]] и [[сломленная птица]].
* [[Aggretsuko]] — злая деконструкция, Рэцуко [[хороший парень|доброжелательная]] и хорошо умеет подчиняться и на этом все, в патриархальные времена была бы сабж. В современности ей не хватает хребта — она не знает ни кому подчиняться<ref>Она очень счастлива выполняя приказы автоинструктора — тут все понятно и почему она должна слушаться и что это для ее же блага. Даже с ее собственной матерью так расслабиться нельзя</ref>, ни каким правилам, ни зачем ей вообще это все — она постепенно учится понимать чего хочет и как к этому идти, ведь даже чтобы стать домохозяйкой нужно постараться.
* [[Aggretsuko]] злая деконструкция, Рэцуко [[хороший парень|доброжелательная]] и хорошо умеет подчиняться и на этом все, в патриархальные времена была бы сабж. В современности ей не хватает хребта — она не знает ни кому подчиняться<ref>Она очень счастлива выполняя приказы автоинструктора — тут все понятно и почему она должна слушаться и что это для ее же блага. Даже с ее собственной матерью так расслабиться нельзя</ref>, ни каким правилам, ни зачем ей вообще это все — она постепенно учится понимать чего хочет и как к этому идти, ведь даже чтобы стать домохозяйкой нужно постараться.
** Еще злее Хайда — самцы гиен от природы сабмиссивные, так что по стандартам гиен он вполне хороший ямато надэсико, причем адаптированный к современности. Только в космополитично-животном Токио нужны совсем другие качества. Регулярно умудряется слепить решительные действия из сабмиссивных эмоций — например обсудить ситуацию с подругой чтобы получить приказ на то что он сам считает правильным.
** Еще злее Хайда — самцы гиен от природы сабмиссивные, так что по стандартам гиен он вполне хороший ямато надэсико, причем адаптированный к современности. Только в космополитично-животном Токио нужны совсем другие качества. Регулярно умудряется слепить решительные действия из сабмиссивных эмоций — например обсудить ситуацию с подругой чтобы получить приказ на то что он сам считает правильным.
* [[Жена по контракту]] — игра с тропом. С одной стороны нормы конфуцианской культуры требуют от героини вести себя именно таким образом (даром что она кореянка по происхождению), с другой стороны она жена лидера крупного финансово-промышленного конгломерата и сама за себя постоять ой как способна.
* [[Жена по контракту]] игра с тропом, с одной стороны нормы конфуцианской культуры требуют от героини вести себя именно таким образом (даром что она кореянка по происхождению), с другой стороны она жена лидера крупного финансово-промышленного конгломерата, и сама за себя постоять ой как способна
** Бабушка главной героини и бабушка главного героя. Под видом двух благообразных старушек кроются беспощадные умы с железной волей, которые сделают всё что угодно для защиты своих семей.
** бабушка главной героини и бабушка главного героя, под видом двух благообразных старушек, кроются беспощадные умы с железной волей, которые сделают всё что угодно для защиты своих семей
* [[Kimetsu no Yaiba]] — предположительно, такой была Незуко до гибели семьи и становления демоном. Впрочем, старые привычки помогают держать её демоническую половину в узде.
* [[Kimetsu no Yaiba]] предположительно, такой была Незуко до гибели семьи и становления демоном. Впрочем, старые привычки помогают держать её демоническую половину в узде.
* [[Shugo Chara]] — Надесико отличный пример, даже [[говорящее имя|имя подходит]]. {{spoiler|Если бы не тот факт, что она на самом деле парень и зовут его Нагихико, а что девочкой притворяется вполне успешно так это такая семейная традиция растить мужчин как женщин, чтобы успешнее выступать с традиционными японскими танцами на женских ролях.}} Темари туда же, но пополам с тропом [[Псих с топором]].
* [[Shugo Chara]] Надесико отличный пример, даже [[говорящее имя|имя подходит]]. {{spoiler|Если бы не тот факт, что она на самом деле парень и зовут его Нагихико, а что девочкой притворяется вполне успешно - так это такая семейная традиция растить мужчин как женщин, чтобы успешнее выступать с традиционными японскими танцами на женских ролях.}} Темари туда же, но пополам с тропом [[Псих с топором]].
* [[Paranoia Agent]] — Мисаэ Икари. Реалистичный пример


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* [[Persona 4]] — Юкико Амаги.
* [[Persona 4]] Юкико Амаги.
* [[Senran Kagura]] — Икаруга и Юми.
* [[Senran Kagura]] Икаруга и Юми.


=== [[Визуальные романы]] ===
=== [[Визуальные романы]] ===
* [[Kanon]] — Акико Минасэ, классика.
* [[Kanon]] Акико Минасэ, классика.
* [[Air]] — Ураха, кажется, сознательно пародирует этот образ.
* [[Air]] Ураха, кажется, сознательно пародирует этот образ.
* [[Clannad]] — Санаэ Фурукава. {{spoiler|И Нагиса в After Story.}}
* [[Clannad]] Санаэ Фурукава. {{spoiler|И Нагиса в After Story.}}
* [[Kara no Shoujo]] — сестра главного героя, Токисака Юкари.
* [[Kara no Shoujo]] сестра главного героя, Токисака Юкари.
* [[Katawa Shoujo]] — Лилли Сато.
* [[Katawa Shoujo]] Лилли Сато.
* «[[Бесконечное лето]]» — Славя здесь русская версия ямато надэсико.
* «[[Бесконечное лето]]» — Славя здесь русская версия ямато надэсико.
* [[Shuffle!]] — Каэдэ, Сиа и Нэринэ.
* [[Shuffle!]] Каэдэ, Сиа и Нэринэ.
* [[Ever 17: The Out of Infinity]] — Сора Аканэгасаки.
* [[Ever 17: The Out of Infinity]] Сора Аканэгасаки.
* [[Steins;Gate]] — из всех персонажей под этот троп больше всех подпадает Урусибара Рука. Но…[[Трап|он парень]].
* [[Steins;Gate]] из всех персонажей под этот троп больше всех подпадает Урусибара Рука. Но...[[Трап|он парень]].


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
* Певицы вокального жанра энка традиционно используют соответствующий тропу внешний образ.
* Певицы вокального жанра энка традиционно используют соответствующий тропу внешний образ.
** А одна из известнейших его представителей, «королева энки» Хибари Мисора, будучи также популярной киноактрисой 50-60-х годов (потом не потеряла популярность, а решила ограничиться музыкой), сыграла множество двойных ролей на контрасте сиблингов или разных образов одной и той же героини, с тропом в качестве одной из сторон.
** А одна из известнейших его представителей, "королева энки" Хибари Мисора, будучи также популярной киноактрисой 50-60-х годов (потом не потеряла популярность, а решила ограничиться музыкой), сыграла множество двойных ролей на контрасте сиблингов или разных образов одной и той же героини, с тропом в качестве одной из сторон.


=== [[Реальная жизнь]] ===
=== [[Реальная жизнь]] ===
* За качества, приписываемые идеалу ямато надэсико, прославлялись [[Жена декабриста|декабристские жёны]], добровольно покинувшие высший свет, чтобы наладить скромный быт со своими супругами в изгнании.
* За качества, приписываемые идеалу ямато надэсико, прославлялись [[Жена декабриста|декабристские жёны]], добровольно покинувшие высший свет, чтобы наладить скромный быт со своими супругами в изгнании.
** Если жёны декабристов своим подвигом вошли в историю, то жёны опальных сановников эпохи дворцовых переворотов, регулярно отправляемых за полярный круг, в историю не вошли лишь потому, что в то время такое поведение считалось нормой, а никак не подвигом.
** Если жёны декабристов своим подвигом вошли в историю, то жёны опальных сановников эпохи дворцовых переворотов, регулярно отправляемых за полярный круг, в историю не вошли лишь потому, что в то время такое поведение считалось нормой, а никак не подвигом.
*** Насколько известно автору правки — жён сановников не больно-то спрашивали. Ссылали семьёй, и вся недолга. А вот у жён декабристов был выбор, их-то Николай не преследовал. И они выбор сделали добровольно. За что и вошли в историю.
*** Для жены солдат времен 25-летнего призыва была возможность следовать за мужем и жить в «расположении части», а можно было и остаться дома, на следующие 25 лет заведомо без мужа. Оба варианта были так плохи, что моральной позиции в обществе так и не сложилось.
*** Для жены солдат времен 25-летнего призыва была возможность следовать за мужем и жить в «расположении части», а можно было и остаться дома, на следующие 25 лет заведомо без мужа. Оба варианта были так плохи, что моральной позиции в обществе так и не сложилось.
* «Пятнадцатый камень сада Рёандзи», советская гонзо-журналистика — обсуждение контракта на лекции между советским корреспондентом и американским профессором. Его жена-японка ведет себя так раболепно-прислужливо что у нашего человека случается культурный шок и он подозревает, что профессор изрядная сволочь и домашний тиран. Второй культурный шок случается, когда он понимает что именно жене он излагал все детали контракта, причем все в ответах на вежливые вопросы от глупой жены-прислуги, не понимающей дела благородных мужчин. Третий культурный шок — когда он узнает что профессор отдает жене зарплату, а та ему отсчитывает карманные, причем добровольно и до копейки — без заначек.
* «Пятнадцатый камень сада Рёандзи», советская гонзо-журналистика — обсуждение контракта на лекции между советским корреспондентом и американским профессором. Его жена-японка ведет себя так раболепно-прислужливо что у нашего человека случается культурный шок и он подозревает что профессор изрядная сволочь и домашний тиран. Второй культурный шок случается когда он понимает что именно жене он излагал все детали контракта, причем все в ответах на вежливые вопросы от глупой жены-прислуги не понимающей дела благородных мужчин. Третий культурный шок когда он узнает что профессор отдает жене зарплату, а та ему отсчитывает карманные, причем добровольно и до копейки — без заначек.
** Задающая тон книге цитата — «через шесть недель ты полностью понимаешь Японию, через шесть месяцев тебе многое непонятно, через шесть лет ты не понимаешь ничего».
** Задающая тон книге цитата — «через шесть недель ты полностью понимаешь Японию, через шесть месяцев тебе многое непонятно, через шесть лет ты не понимаешь ничего».


== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 21:31, 28 марта 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Yamato Nadeshiko. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Покорная жена повелевает мужем. »
— Японская пословица
Аой Сакураба из «Ai Yori Aoshi», типичная Ямато Надэсико

Ямато[1] надэсико («японская гвоздика») — идеализированный образ традиционного поведения японской женщины в патриархальном обществе. Такая женщина ставит интересы семьи во главу угла и всегда по всем вопросам отдаёт лидерство представителям власти (мужу, отцу). Качества, которые включены в этот образ: кротость, мудрость, терпение, зрелость ума и духа, женственность, умение вести домашнее хозяйство, при этом сила духа и умение стойко и с достоинством переносить тяготы. В Японии противоположностью ямато надэсико считается недавно возникшая субкультура гяру.

Стоит отметить, что ямато надэсико — необязательно японка. В викторианском обществе такой идеал женщины тоже весьма ценился.

При вдавливании педали в пол получается девочка для битья. При этом следует помнить, что невысказанной, но обязательной частью идеала является несокрушимая твёрдость характера и упорство — тот самый «железный кулак в бархатной перчатке».

Примеры

Литература

  • Эйдзи Ёсикава, «Честь самурая»: Нене. Жених прямо с собственной свадьбы сваливает в кабак обмывать событие, тесть в ярости, а невеста отдаёт новоиспечённому мужу свой кошелёк с наказом хорошенько повеселиться.
    • «История Хэйке». Кэса Годзэн.
      • Юкио Мисима,«Патриотизм».Рэйко Такэяма перерезает себе горло, после того как её муж, делает себе харакири. Не в силах выполнить приказ императора и обратить оружие против своих друзей поднявших мятеж. "Рэйко никогда и ни в чем не перечила мужу, ни разу не возникло у поручика повода быть ею недовольным."
  • Цао Сюэцинь, «Сон в красном тереме» — Сюэ Баочай и Ли Вань.
  • Неяпонский пример и педаль в асфальт: история Гризельды, встречающаяся и в «Кентерберийских рассказах», и в «Декамероне», о муже, который испытывал жену, сперва сделав вид, что убил детей, а потом — что собирается жениться на другой. «Другая» оказалась их дочерью.
  • А.П. Чехов, «Душечка» же! Кодификатор для русскоязычного читателя. Дважды была замужем официально, один неофициально, и все три раза полностью перенимала мировоззрение и ценности мужа (а мужчины были очень разные).
  • Г. Х. Андерсен, сказка с говорящим названием «Уж что муженёк сделает, то и ладно!». Старик-крестьянин уезжает на ярмарку, чтобы выгодно обменять единственную лошадь; после серии обменов на руках у него остаётся мешок гнилых яблок. Узнав об этом, богатые англичане, встреченные им на постоялом дворе, заключают с ним пари, что старуха задаст ему трёпку. Как бы не так — он подробно рассказал жене всю историю своих сделок, и она каждому новому факту только больше радовалась. Когда же дошло до мешка, она посмеялась и сказала, что теперь может одолжить скупой соседке, у которой якобы «гнилого яблока в саду не сыщешь», хоть целый мешок таких яблок. Восхищённые англичане посчитали, что за такое и денег не жалко, и отсыпали крестьянину целую меру золота, хотя ставили только четверть.
  • Чарльз Диккенс:
    • «Крошка Доррит» — главная героиня Эми Доррит.
    • «Дэвид Копперфилд» — Агнес Уикфилд тоже довольно хорошо вписывается в троп.
  • А. Казанцев, «Фаэты» — Эра Луа.
  • «Зази в метро». Раймон Кено потешается над тропом (и над «сексуальной революцией» 1950-х). Марселина ведёт себя кротко, говорит всегда тихо, она очень мудрая и душевно зрелая и вообще представляет собой «ямато надэсико» в европейском варианте… А в последней главе внезапно оказывается мужчиной — геем-трансвеститом по имени Марсель.
    • В экранизации она всё-таки женщина — просто бисексуалка и крутая мотоциклистка, при этом как есть «надэсико».
  • Марина и Сергей Дяченко, «Уехал славный рыцарь мой» — главная героиня; правда, в виду особенностей мира, в котором она живет, с сильным уклоном в «в отсутствие мужа держать в руках хозяйство и обороняться от врагов». Деконструкция: она — гиноид, и запрограммирована быть именно такой (при этом, еще и запрограммирована любить не мужчину, а его образ — чтобы любовь не угасала во время почти перманентного отсутствия «мужа» и чтобы не изменяла). Более того, «муж» создал ее не с целью содержать в порядке поместье во время военных походов (или хотя-бы потешить свое самолюбие), а в качестве оружия: в мире рассказа сила бойца зависит только и исключительно от символа, за который он бьется, так что рыцарь, посвящающий свои подвиги идеальной прекрасной даме — непобедим.

Кино

  • «Бункер» 2004 года: Магда Геббельс и Ева Браун. Главная героиня тоже в это пыталась, но поумнела в ходе сюжета.
  • «Мои счастливые звёзды»: типичная представительница тропа (разве что взгляд подкачал) внезапно стриптизится в бой-бабу.

Телесериалы

  • «Учитель в законе», второй сезон — тётя Рита.
  • «Choujin Sentai Jetman» — Каори Рокумейкан, белый рейнджер. Редкая комбинация — приобретя сверхспособности (случайно) и став воином, осталась истинной ямато надэсико до мозга костей. С фитильком: перед выбранным родителями женихом она всё-таки взбрыкнула. Но до и после — прекрасный пример тропа.

Мультсериалы

  • «Симпсоны» — стёб и зигзаг. Мардж Симпсон — попеременная пародия то на сабж, то на «икону феминизма».
  • Avatar last airbender — Мей
  • Avatar Legend of Korra — Сенна
  • South Park — Лиэн Картман. При этом шлюха (разумеется, с сердцем из почти чистого золота).
  • Loud House — как ни странно, под троп подходит сам Линкольн, даром что парень.
    • Субверсия — Линкольн хоть свою семью и любит, однако он и сам изрядно козлит, как это было в сериях « Совершенный снимок» и «Выжидательная тактика».
  • «Гриффины» — Лоис Гриффин. Любит своего мужа несмотря на все его недостатки.

Аниме и манга

  • Ai Yori Aoshi — Аой Сакураба.
  • Dororo — Нуи но Ката, жена Дайго, мать Хяккимару и Тахомару.
  • Ranma 1/2. Касуми (старшая дочь господина Тендо) — эталон тропа. Кажется, только раз за всю франшизу повысила голос.
  • Yamato Nadeshiko Shichi Henge: деконструкция с бисёнэнами, пытающимися превратить девушку-хикикомори с обликом Чезаре в «японскую гвоздику».
  • «Рубаки»: Сильфиль нелс Лаада.
  • «Ikoku Meiro no Croisee»: Юнэ — маленькая ямато надэсико в Париже второй половины XIX в.
  • Neon Genesis Evangelion — Рэй Аянами получилась из идеи ямато надэсико в необычной ситуации. Синдзи, однажды увидев, как она выжимает тряпку, даже делает ей комплимент, что из неё получится хорошая мама. Потому что она клон его мамы и есть и тряпку выжимает тем же самым движением.
  • Aria — Алисия Флоренс.
  • Pokemon — медсёстры Джой.
  • В Naruto, а особенно в продолжении, «Боруто», такое впечатление производит Хината Хьюга после того, как вышла замуж.
  • Rurouni Kenshin: Tsuioku Hen — Юкисиро Томоэ, субверсия. Выглядит и ведёт себя именно так, но на самом деле шпионила за Кэнсином, чтобы отомстить за гибель своего жениха. Тем не менее, полюбила его и погибла от руки Кэнсина.
    • Юми — чистый пример без всяких субверсий. Бросилась под меч Кэнсина и погибла, пронзенная мечом Макото, который сквозь нее достал Кэнсина. Умирая, радовалась, что хоть чем-то могла послужить господину.
  • Морская школа — Марикоджи.
  • Форма голоса — Сёко Нисимия. Из тех людей, которых хоть головой в унитаз окуни, а они всё равно будут улыбаться и предлагать дружбу.
  • X — Котори.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Киён.
  • Shoujo Kakumei Utena — под это успешно маскируется Анфи Химэмия, правда, быстро выясняется, что она не умеет готовить вообще ничего, кроме колотого льда с сиропом (впрочем, как считают внимательные зрители, ведьма и должна заманивать жертв сладким), хотя убирается качественно. Её истинное лицо где-то на сложном пересечении между тропами гад-кукловод и сломленная птица.
  • Aggretsuko — злая деконструкция, Рэцуко доброжелательная и хорошо умеет подчиняться и на этом все, в патриархальные времена была бы сабж. В современности ей не хватает хребта — она не знает ни кому подчиняться[2], ни каким правилам, ни зачем ей вообще это все — она постепенно учится понимать чего хочет и как к этому идти, ведь даже чтобы стать домохозяйкой нужно постараться.
    • Еще злее Хайда — самцы гиен от природы сабмиссивные, так что по стандартам гиен он вполне хороший ямато надэсико, причем адаптированный к современности. Только в космополитично-животном Токио нужны совсем другие качества. Регулярно умудряется слепить решительные действия из сабмиссивных эмоций — например обсудить ситуацию с подругой чтобы получить приказ на то что он сам считает правильным.
  • Жена по контракту — игра с тропом, с одной стороны нормы конфуцианской культуры требуют от героини вести себя именно таким образом (даром что она кореянка по происхождению), с другой стороны она жена лидера крупного финансово-промышленного конгломерата, и сама за себя постоять ой как способна
    • бабушка главной героини и бабушка главного героя, под видом двух благообразных старушек, кроются беспощадные умы с железной волей, которые сделают всё что угодно для защиты своих семей
  • Клинок, рассекающий демонов — предположительно, такой была Незуко до гибели семьи и становления демоном. Впрочем, старые привычки помогают держать её демоническую половину в узде.
  • Shugo Chara - Надесико отличный пример, даже имя подходит. Если бы не тот факт, что она на самом деле парень и зовут его Нагихико, а что девочкой притворяется вполне успешно - так это такая семейная традиция растить мужчин как женщин, чтобы успешнее выступать с традиционными японскими танцами на женских ролях. Темари туда же, но пополам с тропом Псих с топором.

Видеоигры

Визуальные романы

  • Kanon — Акико Минасэ, классика.
  • Air — Ураха, кажется, сознательно пародирует этот образ.
  • Clannad — Санаэ Фурукава. И Нагиса в After Story.
  • Kara no Shoujo — сестра главного героя, Токисака Юкари.
  • Katawa Shoujo — Лилли Сато.
  • «Бесконечное лето» — Славя здесь русская версия ямато надэсико.
  • Shuffle! — Каэдэ, Сиа и Нэринэ.
  • Ever 17: The Out of Infinity — Сора Аканэгасаки.
  • Steins;Gate — из всех персонажей под этот троп больше всех подпадает Урусибара Рука. Но...он парень.

Музыка

  • Певицы вокального жанра энка традиционно используют соответствующий тропу внешний образ.
    • А одна из известнейших его представителей, "королева энки" Хибари Мисора, будучи также популярной киноактрисой 50-60-х годов (потом не потеряла популярность, а решила ограничиться музыкой), сыграла множество двойных ролей на контрасте сиблингов или разных образов одной и той же героини, с тропом в качестве одной из сторон.

Реальная жизнь

  • За качества, приписываемые идеалу ямато надэсико, прославлялись декабристские жёны, добровольно покинувшие высший свет, чтобы наладить скромный быт со своими супругами в изгнании.
    • Если жёны декабристов своим подвигом вошли в историю, то жёны опальных сановников эпохи дворцовых переворотов, регулярно отправляемых за полярный круг, в историю не вошли лишь потому, что в то время такое поведение считалось нормой, а никак не подвигом.
      • Для жены солдат времен 25-летнего призыва была возможность следовать за мужем и жить в «расположении части», а можно было и остаться дома, на следующие 25 лет заведомо без мужа. Оба варианта были так плохи, что моральной позиции в обществе так и не сложилось.
  • «Пятнадцатый камень сада Рёандзи», советская гонзо-журналистика — обсуждение контракта на лекции между советским корреспондентом и американским профессором. Его жена-японка ведет себя так раболепно-прислужливо что у нашего человека случается культурный шок и он подозревает что профессор изрядная сволочь и домашний тиран. Второй культурный шок случается когда он понимает что именно жене он излагал все детали контракта, причем все в ответах на вежливые вопросы от глупой жены-прислуги не понимающей дела благородных мужчин. Третий культурный шок когда он узнает что профессор отдает жене зарплату, а та ему отсчитывает карманные, причем добровольно и до копейки — без заначек.
    • Задающая тон книге цитата — «через шесть недель ты полностью понимаешь Японию, через шесть месяцев тебе многое непонятно, через шесть лет ты не понимаешь ничего».

Примечания

  1. Ямато — историческая область и древняя народность в Японии, которые считаются вместилищем изначального истинного японского духа, незамутнённого чужеродным влиянием. Для японцев Ямато — примерно то же, что древняя Русь для русских.
  2. Она очень счастлива выполняя приказы автоинструктора — тут все понятно и почему она должна слушаться и что это для ее же блага. Даже с ее собственной матерью так расслабиться нельзя