Джинн: различия между версиями

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
м
 
 
(не показано 7 промежуточных версий 5 участников)
Строка 1: Строка 1:
{{q|pre=1|
{{q|У вина достоинства, говорят, целебные,<br />Я решил попробовать — бутылку взял, открыл…<br />Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:<br />Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!|[[Владимир Высоцкий]]}}
У вина достоинства, говорят, целебные,
Хотя изначально '''джинны''' были духами в доисламской арабской мифологии, но европейцы ассоциируют их с персонажем сказки «Аладдин и волшебная лампа» из сборника «Тысяча и одна ночь». Это волшебный дух, заточённый в лампе и исполняющий желания того, кто потёр лампу и пробудил джинна.
Я решил попробовать — бутылку взял, открыл…
 
Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
В широком смысле слова джинном можно назвать любое существо или артефакт, который исполняет желания владельца — не-волшебника.
Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!|[[Владимир Высоцкий]]}}
{{Video|KUY03rLz8Eo|width=240}}
{{video|Kam9EEmnGTI|width=240}}
{{Mirf|http://old.mirf.ru/Articles/art5984.htm}}
Хотя изначально '''джинны''' были духами в доисламской арабской мифологии, но европейцы стали ассоциировать их с персонажем сказки «[[Аладдин (сказка)|Аладдин и волшебная лампа]]» из сборника «Тысяча и одна ночь». Там фигурировал волшебный дух, заточённый в лампе и исполняющий желания того, кто потёр лампу и пробудил джинна<ref>Если точнее, в сказке джиннов было аж два: первым Аладдину достался джинн в кольце, а дух лампы нашёлся уже позже, но в экранизациях о духе кольца часто забывают.</ref>. В широком смысле слова джинном можно назвать любое существо или артефакт, который исполняет желания владельца — не-волшебника.


Классификация джиннов по качеству исполнения желаний:
Классификация джиннов по качеству исполнения желаний:
Строка 16: Строка 11:
* [[Джинн-телепат]] — исполняет то, чего вы хотите ''на самом деле'' подсознательно, а не то, что вы придумали сознательно и озвучили ему вербально.
* [[Джинн-телепат]] — исполняет то, чего вы хотите ''на самом деле'' подсознательно, а не то, что вы придумали сознательно и озвучили ему вербально.


Также следует выделить такую разновидность, как [[раб лампы]]. В этом случае сабж не руководствуется собственной волей, а подчиняется «пульту управления», который может менять владельца. Если же вдруг у джинна появляется собственная воля, и она вступает в противоречие с приказами этого владельца, возникает интересный этический конфликт. «Ты раб или друг?», как говорилось в советском фильме «Волшебная лампа Аладдина».
Классификация джиннов по духу:
 
Классификация изначальных джиннов по духу:
* [[Ифрит]] (Arabic: ʻIfrīt: عفريت, pl ʻAfārīt: عفاريت) — инфернального облика, потому в D&D их отнесли к огню.
* [[Ифрит]] (Arabic: ʻIfrīt: عفريت, pl ʻAfārīt: عفاريت) — инфернального облика, потому в D&D их отнесли к огню.
* [[Марид]] (Arabic: مارد‎ mārid) — дословно «бунтарь», но в D&D их отнесли к воде (по желанию левой пятки). Возможно потому, что в романских языках корень mar означает море (но это не точно).
* [[Марид]] (Arabic: مارد‎ mārid) — дословно «бунтарь», но в D&D их отнесли к воде (по желанию левой пятки). Возможно потому, что в романских языках корень mar означает море (но это не точно).
* [[Карин]] (Arabic: قرين‎ qarīn) — по функциям нечто среднее между [[фамилияр]]ом и [[ангел]]ом-хранителем.
* [[Карин]] (Arabic: قرين‎ qarīn) — по функциям нечто среднее между [[фамилияр]]ом и ангелом-хранителем.
* [[Шайтан]] — в исламе, в отличие от христианства, демоны считаются не падшими ангелами, а злобной разновидностью джиннов.
* [[Шайтан]] — в исламе, в отличие от христианства, демоны считаются не падшими ангелами, а злобной разновидностью джиннов.


== Примеры ==
== Примеры ==


=== [[Фольклор]] ===
=== Фольклор ===
* Сказка «По щучьему велению»: собссно Щука.
* Сказка «По щучьему велению»: собссно Щука.
* Сказки 1001 ночи же!
* Многочисленные анекдоты про Золотую рыбку (см. ниже) и про джинна.
* Многочисленные анекдоты про Золотую рыбку (см. ниже) и про джинна.
* Иблис при всём своём сходстве с Люцифером называется отнюдь не бывшим ангелом, а джинном и шайтаном.
* Иблис при всём своём сходстве с Люцифером, называется отнюдь не бывшим ангелом, а джинном и шайтаном.
 
=== [[Комплексные франшизы]] ===
* В мире «[[Wiedźmin|Ведьмака]]» существа, заселяющие Плоскости четырёх стихий, именуются гениями. Если чародей сможет подчинить себе одного из них (а это очень сложно), тот выполнит три его желания, связанные с соответствующей стихией. Собственно д’йины — это гении воздуха; обитатели стихии огня называются ифриты, воду заселяют мариды, а землю — д’ао. Одного из таких духов случайно освободил из кувшина менестрель Лютик, что чуть не стоило ему жизни (в поисках его спасения Геральт познакомился с Йеннифэр, и тут всё заверте…).
** В первой игре [[подсадной главгад|Азар Явед]] умеет призывать ифритов, похожих на сильно перекошенных [[Warcraft|мурлоков]]. Игромеханически ифриты считаются призраками, а потому уязвимы к соответствующему маслу и серебряному мечу.
** В третьей игре можно (а если хочется продолжить отношения с Йен — нужно) снова сплавать по душу джинна, который мог бы отменить вышеупомянутое «заверте…»


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Сказка о рыбаке и рыбке» — Золотая рыбка.
* [[Наше Всё|А. С. Пушкин]], «Сказка о рыбаке и рыбке» — Золотая рыбка.
** По одной из версий, сюжет основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм (рыба там является говорящей камбалой и одновременно заколдованным принцем), а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха», где вместо рыбки выступает волшебное дерево.
** По одной из версий, сюжет основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм(рыба там является говорящей камбалой и одновременно заколдованным принцем), а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха», где вместо рыбки выступает волшебное дерево.
* Сомов, «Сказка о Никите Вдовиниче». Герою удаётся завладеть артефактом, исполняющим все его желания. Ему бы жить-поживать в счастье до конца своих дней, но, неудачно женившись, [[заливать горе|спивается]] и [[Антиреклама спиртного|просирает артефакт вместе со всем богатством]], а затем спивается вообще до смерти.
* Г.-Х. Андерсен, «Огниво»: в роли джинна — громадные собаки, в роли лампы — огниво.
** В оригинальной сказке (которую также переписали и братья Гримм) была свечка и дух «Чёрный человек», ею призываемый.
* Валентин Катаев, сказка «Цветик-семицветик» и [[с прикрученным фитильком]] — сказка «Дудочка и кувшинчик» (дудочка может только заставить листья земляники подняться, показав ягоды).
* Валентин Катаев, сказка «Цветик-семицветик» и [[с прикрученным фитильком]] — сказка «Дудочка и кувшинчик» (дудочка может только заставить листья земляники подняться, показав ягоды).
* Томас Энсти, «Медный кувшин» — про джинна, чей сосуд открыл молодой [[Великий Смог|лондонский]] архитектор.
* Лазарь Лагин, «[[Старик Хоттабыч]]» (и экранизация). Добрый, но глупый (точнее, капитально отставший от жизни) джинн и по совместительству — [[смертельно преданный друг]].
* Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч» (и экранизация) — [[полемизирующее произведение]] с Энсти. Добрый, но глупый джинн и по совместительству — [[Смертельно преданный друг]].
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». Там фигурируют и Щука, с которой разговаривает Саша Привалов, и Золотая рыбка, погибшая от взрыва глубинной бомбы.
* [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». Там фигурируют и Щука, с которой разговаривает Саша Привалов, и Золотая рыбка, погибшая от взрыва глубинной бомбы.
** Есть там и настоящие джинны, которые заточены в сосуды. «В отделе Оборонной магии работал Питирим Шварц, беззаветно трудившийся над проектом джинн-бомбардировок. Суть проекта состояла в сбрасывании на города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее трёх тысяч лет. Узнав о водородной бомбе и бактериологической войне, он роздал имевшихся у него джиннов по отделам». Одного из них Саша видел в кабинете у Витьки Корнеева. Потом Саша увидел, как в стендовом зале усмиряли выпущенного из бутылки джинна — в вольере, огороженном щитами Джян бен Джяна и закрытом сверху мощным магнитным полем, его стегали высоковольтными разрядами, а потом стали трясти на вибростенде. Наконец, Роман Ойра-Ойра, метнув бутыль с джинном, ликвидировал последнего из кадавров Выбегалло.
** Есть там и настоящие джинны, которые заточены в сосуды. «В отделе Оборонной магии работал Питирим Шварц, беззаветно трудившийся над проектом джинн-бомбардировок. Суть проекта состояла в сбрасывании на города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее трёх тысяч лет. Узнав о водородной бомбе и бактериологической войне, он роздал имевшихся у него джиннов по отделам». Одного из них Саша видел в кабинете у Витьки Корнеева. Потом Саша увидел, как в стендовом зале усмиряли выпущенного из бутылки джинна — в вольере, огороженном щитами Джян бен Джяна и закрытом сверху мощным магнитным полем, его стегали высоковольтными разрядами, а потом стали трясти на вибростенде. Наконец, Роман Ойра-Ойра, метнув бутыль с джинном, ликвидировал последнего из кадавров Выбегалло.
Строка 46: Строка 43:
** Джинны, которые контролируют поведение драконов во время драконбола.
** Джинны, которые контролируют поведение драконов во время драконбола.
** Ещё есть сборная джиннов по этому виду спорта.
** Ещё есть сборная джиннов по этому виду спорта.
* В мире «[[Saga o wiedźminie|Ведьмака]]» существа, заселяющие Плоскости четырёх стихий, именуются гениями. Если чародей сможет подчинить себе одного из них (а это очень сложно), тот выполнит три его желания, связанные с соответствующей стихией. Собственно д’йины — это гении воздуха; обитатели стихии огня называются ифриты, воду заселяют мариды, а землю — д’ао. Одного из таких духов случайно освободил из кувшина менестрель Лютик, что чуть не стоило ему жизни (в поисках его спасения Геральт познакомился с Йеннифэр, и тут всё заверте…).
* Джонатан Страуд, [[трилогия Бартимеуса]] — тысячи их, и первый, собственно, заглавный Бартимеус.
* [[Метавселенная Рудазова]] — джинны суть вид бессмертных, населяющий мир Каф. Тоже делятся по стихиям (некогда это были национальные школы магии четырёх народов внутри одного государства, <s>но всё изменилось, когда народ Огня развязал войну</s>). Огонь — ифриты, самые яростные и разрушительные; земля — кутрубы, самые здоровые и тупые; воздух — мариды, самые долгоживущие и искушённые в волшебстве; вода — силаты, самые немногочисленные. Шайтаны — джинны-демоны, населяющие Джаханнам.
* [[Метавселенная Рудазова]] — джинны суть вид бессмертных, населяющий мир Каф. Тоже делятся по стихиям (некогда это были национальные школы магии четырёх народов внутри одного государства, <s>но всё изменилось, когда народ Огня развязал войну</s>). Огонь — [[ифрит]]ы, самые яростные и разрушительные; земля — кутрубы, самые здоровые и тупые; воздух — мариды, самые долгоживущие и искушённые в волшебстве; вода — силаты, самые немногочисленные. [[Шайтан]]ы — джинны-демоны, населяющие Джаханнам. Гурии — джинньи-[[небожители|небожительницы]], ублажающие праведников в Джанне. Все джинны не знают себе равных в [[метаморф]]изме, [[масштабирование|масштабировании]], [[Созидание/Призыв и Магия Материи|материализации]] и [[магия иллюзий|иллюзионизме]], умеют [[левитация|летать]] и все, кроме кутрубов, взрослеют через окукливание.
** В рабстве у [[Архимаг (серия книг)|Креола]] отсиживался джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — {{spoiler|[[Испортить воздух|испортил воздух]] в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов}}.
** В рабстве у [[Архимаг (серия книг)|Креола]] отсиживался джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — {{spoiler|[[Испортить воздух|испортил воздух]] в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов}}.
* Роберт Асприн, «[[MYTHs|МИФ]]» — джинны являются наёмными работниками, и бутыль с одним из них [[протагонист]] однажды приобрёл на Базаре-на-Деве.
** [[Паргоронские байки|Гламмгольдригу]] как-то раз подарили гурию Анжанну, которая стала его последней женой.
* Саманта Янг, «Дух огня»: главная героиня — джинн.
* Саманта Янг «Дух огня»: главная героиня — джинн.
{{Note|«Клятва крысиного короля»|Здесь были всевозможные золотые кувшины, перо из хвоста птицы Рух, мечи с клинками из драгоценного мурджума, пара вставных челюстей с длинными острыми клыками, медный светильник непонятного назначения, поскольку, сколько его ни заправляли маслом, гореть он не хотел. Молва говорила, что, когда его залили маслом в первый раз, из него будто бы послышался чей-то возмущённый вопль, который быстро затих. Ещё некоторое время из лампы слышалось бульканье, а потом она замолчала навеки. В молодости, услышав эту легенду, крысиный король лично залил в лампу масло, но никаких звуков так и не последовало. По правде говоря, эта лампа была самой бесполезной вещью из всего, что лежало в тронном зале. Не выкинули её лишь потому, что отделка у неё была просто великолепная.}}
* Леонид Кудрявцев, «Клятва крысиного короля».
* Нил Гейман, «Рыцарь и дама» — у главгероини побывали в руках предметы, которые назвали Святым Граалем, философским камнем, яйцом феникса и яблоком Гесперид. Позднее она увидела в продаже лампу, но не стала её покупать, потому что «[[Жанровая слепота|её было бы совершенно некуда поставить]]».


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Багдадский вор» — багдадский вор Абу в один момент обретает джинна, должного ему 3 желания.
* «Волшебная лампа Аладдина» (СССР, 1966 г.)
* «[[Старик Хоттабыч]]», экранизация сказки Лагина
* Хоттабыч }{0ТТ@БЬ)Ч (Россия, 2006). [[Теперь в современности!]]
** «[[Старик Хоттабыч|}{0ТТ@БЬ)Ч]]» (Россия, 2006). [[Теперь в современности!]].
* «[[Аладдин (сказка)|Волшебная лампа Аладдина]]».
* «На златом крыльце сидели…» — [[Кощей Бессмертный]] взял у водяного бутыль с джинном и выпустил его. {{spoiler|Джинн запихнул в бутыль самого Кощея и выбросил в море, а сам исчез.}}
* «Исполнитель желаний» — злой джинн. Очень злой джинн.
* «Исполнитель желаний» — злой джинн. Очень злой джинн.
* «Медный кувшин», экранизация одноимённого рассказа.
* киноверсия [[Aladdin]] — именно джинн [[украсть шоу|украл шоу]]
* "Казаам / Джинна вызывали?" - джинн, обитающий в бумбоксе.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Я мечтаю о Джинни».
* «[[Once Upon a Time|Однажды в сказке]]»: джинн из Аграбы был узником лампы, пока король Леопольд не освободил его. Тот случай, когда сам по себе джинн как раз не злой, но злая сама лампа: ни одно из желаний, осуществлённых с её помощью, не привело к добру. И даже сам джинн попадает в ловушку: загадав желание всегда быть вместе с Региной и постоянно смотреть на неё, он был превращён в её волшебное зеркало.
* «Чудеса науки» — созданный компьютерный джинн.
* «[[Creepshow|Калейдоскоп ужасов]]» (сериал 2019) — новелла {{spoiler|«Человек в чемодане».}}
* «[[The Witcher (Netflix)|Ведьмак]]» от Netflix — бутыль с джинном Геральд целенаправленно вылавливает из воды.
* «[[The X-Files|Секретные материалы]]» — ковёр с джиннией находят в одной из серий 7 сезона в запертом складе.


=== [[Мультфильмы]] и [[мультсериал]]ы ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* Отечественный мини-мультсериал «[[Baron Münchhausen|Приключения Мюнхаузена]]» (серия «Павлин») — сцены с Джинном едва ли не [[Знают именно за это|самые яркие и запоминающиеся]] во всём цикле. Здесь это [[толстый маг]] — вроде как с мышцами, но далеко не худой. И, судя по всему, это [[Гедонист|его житья-бытья волшебного]] последствия… «Какой такой [[Редупликация-шмедупликация|павлин-мавлин]]? [[Смищной аксэнт|Нэ видишь? Ми кушаэм…]]».
* «[[Аладдин]]» (Walt Disney Pictures, 1992 г). и продолжения — синий джинн по имени Джинни. Впоследствии джинном становится и Джафар.
** Что интересно, джинн похож на Джинни из «Аладдина», только не синий, а смуглы,й и с рожками на голове, при том, что мультфильм про Мюнхгаузена вышел ещё в 1975 году, а «Аладдин» только в 1992.
* «Клуб [[Микки Маус]]а» — в одной из серий, стилизованной под восточную тематику, Пит представлен в роли [[Толстый маг|джинна]].
* «[[Ну, погоди!]]» — Заяц в образе джинна {{spoiler|во сне Волка}}.
* «Приключения принца Ахмеда» (1926, Die Abenteuer des Prinzen Achmed, [[Доннерветтер унд сосиски|Германия]]) на основе смешения нескольких сказок из «[[Тысяча и одна ночь|Тысячи и одна ночи]]». Злой магрибский колдун создаёт волшебного [[Робоконь|механического коня]], способного летать по воздуху.
* «[[Белоснежка и семь гномов]]» от Диснея — здесь героиню соблазнили [[заманчивое яблоко|яблоком]], которое исполняет желания.
* «[[Aladdin|Аладдин]]» (Walt Disney Pictures, 1992 г). и продолжения — синий джинн по имени Джини. Впоследствии джинном становится и Джафар.
** Джини эпизодически появляется в [[кроссовер]]ной серии «[[Hercules: The Animated Series|Геркулеса]]», чтобы побить [[Чертенята|Боль и Панику]], пришедших убить Аладдина.
* «Клуб [[Mickey Mouse|Микки Мауса]]» — в одной из серий, стилизованной под восточную тематику, Пит представлен в роли [[Толстый маг|джинна]].
* «[[DuckTales|Утиные истории: Заветная лампа]]».
* «Ниндзяго» — джинны могут исполнить три любых желания, но сами загадывать желания не могут. До свадьбы. Единственный активно действовавший был злым джинном, но [[Вселенная за кадром|за кадром]] у них аж целая вселенная есть. {{spoiler|Вернее была. До пятого сезона.}}
* «[[Teenage Mutant Ninja Turtles|Черепашки-ниндзя]]» (2012) — зловредный джинн [[Теперь в космосе!|в космосе]].
* «Школа монстров» — Джиджи Грант.
* «Шиммер и Шайн» — сестрёнки-джиннии.


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
[[Файл:Jinn.jpg|thumb|right|Джинн из HoMM V.]]
* [[HoMM]] III и далее: достаточно мощный юнит замка Академия. Желания не исполняет, но отменно кастует заклинания, особенно в Четвёрке. Ифриты также присутствуют, обычно в качестве злейших врагов джиннов.
* [[Heroes of Might and Magic|HoMM]] III и далее: достаточно мощный юнит замка Академия. Желания не исполняет, но отменно кастует заклинания, особенно в Четвёрке (где джинны, внезапно, представлены женщинами). После его гибели на поле боя остаётся лежать медная лампа, где джинн, видимо, отсиживается, зализывая раны. Ифриты также присутствуют, обычно в качестве злейших врагов джиннов.
* Серия игр Shantae — там присутствует целый мир джиннов, откуда родом мать главной героини — полу-джинни Шантаэ.
** Во вселенной Асхана ([[Heroes of Might and Magic V]] и далее) джинны обитают в мире магии, появившемся в мире духов после становления Сар-Илама Седьмым Драконом. От того, где, когда и как призван джинн, зависит его облик и даже пол.
* Серия игр Shantae — там присутствует целый мир джиннов, откуда родом мать главной героини — полу-джинни Шанти.
* Cuphead — один из боссов этой игры является джинном по имени Джимми Великий.
* Cuphead — один из боссов этой игры является джинном по имени Джимми Великий.
* [[Sonic the Hedgehog|Sonic and the Secret rings]] — какой же Арабский Восток и без джиннов! Среди рядовых [[Кастинг-агентство «головорезов» выделяются [[Антагонист|Эрейзор]] [[Злой джинн|Джинн]] и Джинния кольца [[Добрый джинн|Шахра]]. Любопытным фактом является то, что Шахра, помогающая Сонику, является духом Кольца, в то время как антагонист Эрейзор — [[Раб лампы|Джинном Лампы]]{{spoiler|, что в финале и вышло антагонисту боком}}.
* [[The Sims]] — начиная с первой части в каком-нибудь из дополнений появляется лампа, которую можно купить и поставить в доме персонажа. При чистке лампы из неё вылезает фиолетовый джинн, который предлагает исполнить желания. В зависимости от воли рандома желание может быть исполнено как нормальным образом (возникнет мешок денег, дорогой предмет и т. п.), так и неправильно (в доме что-то сломается, мешок денег приземлится на маковку персонажа и убьёт его, появится куча тараканов или жухлых растений).
* [[Аллоды]] Онлайн — джинны здесь мудрые воздушные элементали, в прошлом порабощённые [[Отец нации|императором Незебом]]. На аллоде Суслангер предоставляют прохладное убежище в пустыне и продают воду. На аллоде Истинбул «джинном» называется обычный враждебный воздушный элементаль.


=== [[Настольные игры]] ===
=== [[Настольные игры]] ===
* [[Dungeons & Dragons]]: заклинания «Желание» и «Ограниченное желание» призывают джинна-буквалиста. Сами джинны происходят из [[Планы бытия|измерений стихий]]: джинны воздуха называются собственно джиннами (в английском это два разных слова, Genie и Djinn), джинны огня — ифритами, воды — маридами, земли — дао. Первые два вида проникли во множество фэнтези-сеттингов.
* [[Dungeons & Dragons]]: заклинания «Желание» и «Ограниченное желание» призывают джинна-буквалиста. Сами джинны происходят из [[Планы бытия|измерений стихий]]: джинны воздуха называются собственно джиннами (в английском это два разных слова, Genie и Djinn), джинны огня — ифритами, воды — маридами, земли — дао. Первые два вида проникли во множество фэнтези-сеттингов.
** Причём, джинны земли в арабской мифологии отсутствуют, их место занимают… люди, как созданные Богом из глины.
** Причём, джинны земли в арабской мифологии отсутствуют, их место занимают … люди, как созданные Богом из глины.
* [[Warhammer Fantasy Battles]] — местные джинны похожи на дындовских в плане [[элементаль]]ных способностей. Упаковываются в кувшины [[Курак|аравийскими]] колдунами, при освобождении выполняют одно желание и удаляются в <s>Варп</s> Эфир. Да, прямо как обычные вархаммеровские демоны, и убиваются по тем же правилам. Кроме того, джиннам как природным духам поклоняются те аравийцы, которые не приняли [[Незримый орёл Аллах|незримого орла]].


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 107: Строка 76:
== См. также ==
== См. также ==
* [[Одержимость демонами]]: в восточной мифологии в человека вселяется, как правило, отнюдь не [[шайтан]], а джинн (в тюркских языках [[психбольница]] вообще даже именуется ''джиндыхана'').
* [[Одержимость демонами]]: в восточной мифологии в человека вселяется, как правило, отнюдь не [[шайтан]], а джинн (в тюркских языках [[психбольница]] вообще даже именуется ''джиндыхана'').
== Примечания ==
<references />


{{Nav/Бестиарий}}
{{Nav/Бестиарий}}

Текущая версия на 11:14, 27 мая 2024

« У вина достоинства, говорят, целебные,
Я решил попробовать — бутылку взял, открыл…
Вдруг оттуда вылезло чтой-то непотребное:
Может быть, зелёный змий, а может — крокодил!
»
Владимир Высоцкий

Хотя изначально джинны были духами в доисламской арабской мифологии, но европейцы ассоциируют их с персонажем сказки «Аладдин и волшебная лампа» из сборника «Тысяча и одна ночь». Это волшебный дух, заточённый в лампе и исполняющий желания того, кто потёр лампу и пробудил джинна.

В широком смысле слова джинном можно назвать любое существо или артефакт, который исполняет желания владельца — не-волшебника.

Классификация джиннов по качеству исполнения желаний:

  • Добрый джинн — добросовестно и качественно исполняет желание.
  • Злой джинн — сохранив букву желания, извращает его дух настолько, что загадавшему мало не покажется!
  • Глупый джинн — как и добрый, хочет добросовестно исполнить желание, но из-за глупости (либо незнания местных реалий) получается лажа.
  • Джинн-буквалист — исполняет в точности то, что загадано, не больше и не меньше, нередко не понимает никаких подтекстов и метафор.
  • Джинн-телепат — исполняет то, чего вы хотите на самом деле подсознательно, а не то, что вы придумали сознательно и озвучили ему вербально.

Классификация джиннов по духу:

  • Ифрит (Arabic: ʻIfrīt: عفريت, pl ʻAfārīt: عفاريت) — инфернального облика, потому в D&D их отнесли к огню.
  • Марид (Arabic: مارد‎ mārid) — дословно «бунтарь», но в D&D их отнесли к воде (по желанию левой пятки). Возможно потому, что в романских языках корень mar означает море (но это не точно).
  • Карин (Arabic: قرين‎ qarīn) — по функциям нечто среднее между фамилияром и ангелом-хранителем.
  • Шайтан — в исламе, в отличие от христианства, демоны считаются не падшими ангелами, а злобной разновидностью джиннов.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка «По щучьему велению»: собссно Щука.
  • Многочисленные анекдоты про Золотую рыбку (см. ниже) и про джинна.
  • Иблис при всём своём сходстве с Люцифером, называется отнюдь не бывшим ангелом, а джинном и шайтаном.

Комплексные франшизы[править]

  • В мире «Ведьмака» существа, заселяющие Плоскости четырёх стихий, именуются гениями. Если чародей сможет подчинить себе одного из них (а это очень сложно), тот выполнит три его желания, связанные с соответствующей стихией. Собственно д’йины — это гении воздуха; обитатели стихии огня называются ифриты, воду заселяют мариды, а землю — д’ао. Одного из таких духов случайно освободил из кувшина менестрель Лютик, что чуть не стоило ему жизни (в поисках его спасения Геральт познакомился с Йеннифэр, и тут всё заверте…).
    • В первой игре Азар Явед умеет призывать ифритов, похожих на сильно перекошенных мурлоков. Игромеханически ифриты считаются призраками, а потому уязвимы к соответствующему маслу и серебряному мечу.
    • В третьей игре можно (а если хочется продолжить отношения с Йен — нужно) снова сплавать по душу джинна, который мог бы отменить вышеупомянутое «заверте…»

Литература[править]

  • А. С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — Золотая рыбка.
    • По одной из версий, сюжет основан на померанской сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм(рыба там является говорящей камбалой и одновременно заколдованным принцем), а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха», где вместо рыбки выступает волшебное дерево.
  • Г.-Х. Андерсен, «Огниво»: в роли джинна — громадные собаки, в роли лампы — огниво.
    • В оригинальной сказке (которую также переписали и братья Гримм) была свечка и дух «Чёрный человек», ею призываемый.
  • Валентин Катаев, сказка «Цветик-семицветик» и с прикрученным фитильком — сказка «Дудочка и кувшинчик» (дудочка может только заставить листья земляники подняться, показав ягоды).
  • Лазарь Лагин, «Старик Хоттабыч» (и экранизация). Добрый, но глупый (точнее, капитально отставший от жизни) джинн и по совместительству — смертельно преданный друг.
  • Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». Там фигурируют и Щука, с которой разговаривает Саша Привалов, и Золотая рыбка, погибшая от взрыва глубинной бомбы.
    • Есть там и настоящие джинны, которые заточены в сосуды. «В отделе Оборонной магии работал Питирим Шварц, беззаветно трудившийся над проектом джинн-бомбардировок. Суть проекта состояла в сбрасывании на города противника бутылок с джиннами, выдержанными в заточении не менее трёх тысяч лет. Узнав о водородной бомбе и бактериологической войне, он роздал имевшихся у него джиннов по отделам». Одного из них Саша видел в кабинете у Витьки Корнеева. Потом Саша увидел, как в стендовом зале усмиряли выпущенного из бутылки джинна — в вольере, огороженном щитами Джян бен Джяна и закрытом сверху мощным магнитным полем, его стегали высоковольтными разрядами, а потом стали трясти на вибростенде. Наконец, Роман Ойра-Ойра, метнув бутыль с джинном, ликвидировал последнего из кадавров Выбегалло.
    • А ещё есть ифриты (разновидность джиннов), которые охраняют вход в приёмную Модеста Матвеевича. «Нос каждого был прободён массивным золотым кольцом с жестяным инвентарным номерком». Причём один из этих ифритов когда-то людоедил по молодости лет и до сих пор иногда облизывается при виде человека…
  • Дмитрий Емец, «Таня Гроттер»:
    • Строгий библиотекарь Абдулла «походил на плотный сгусток тумана. Семь бородавок на щеках и на лбу, огромная чалма. Само лицо было белое, плоское как блин. Черты появлялись на нём внезапно — то глаз всплывал, то рот…»
    • Джинны, которые контролируют поведение драконов во время драконбола.
    • Ещё есть сборная джиннов по этому виду спорта.
  • Джонатан Страуд, трилогия Бартимеуса — тысячи их, и первый, собственно, заглавный Бартимеус.
  • Метавселенная Рудазова — джинны суть вид бессмертных, населяющий мир Каф. Тоже делятся по стихиям (некогда это были национальные школы магии четырёх народов внутри одного государства, но всё изменилось, когда народ Огня развязал войну). Огонь — ифриты, самые яростные и разрушительные; земля — кутрубы, самые здоровые и тупые; воздух — мариды, самые долгоживущие и искушённые в волшебстве; вода — силаты, самые немногочисленные. Шайтаны — джинны-демоны, населяющие Джаханнам. Гурии — джинньи-небожительницы, ублажающие праведников в Джанне. Все джинны не знают себе равных в метаморфизме, масштабировании, материализации и иллюзионизме, умеют летать и все, кроме кутрубов, взрослеют через окукливание.
    • В рабстве у Креола отсиживался джинн Хубаксис, который совершил ужасное, немыслимое, чудовищное преступление — испортил воздух в присутствии самого Великого Хана всех джиннов и ифритов.
    • Гламмгольдригу как-то раз подарили гурию Анжанну, которая стала его последней женой.
  • Саманта Янг «Дух огня»: главная героиня — джинн.

Кино[править]

  • «Волшебная лампа Аладдина» (СССР, 1966 г.)
  • Хоттабыч }{0ТТ@БЬ)Ч (Россия, 2006). Теперь в современности!
  • «Исполнитель желаний» — злой джинн. Очень злой джинн.

Телесериалы[править]

  • «Однажды в сказке»: джинн из Аграбы был узником лампы, пока король Леопольд не освободил его. Тот случай, когда сам по себе джинн как раз не злой, но злая сама лампа: ни одно из желаний, осуществлённых с её помощью, не привело к добру. И даже сам джинн попадает в ловушку: загадав желание всегда быть вместе с Региной и постоянно смотреть на неё, он был превращён в её волшебное зеркало.

Мультфильмы[править]

  • «Аладдин» (Walt Disney Pictures, 1992 г). и продолжения — синий джинн по имени Джинни. Впоследствии джинном становится и Джафар.
  • «Клуб Микки Мауса» — в одной из серий, стилизованной под восточную тематику, Пит представлен в роли джинна.

Видеоигры[править]

  • HoMM III и далее: достаточно мощный юнит замка Академия. Желания не исполняет, но отменно кастует заклинания, особенно в Четвёрке. Ифриты также присутствуют, обычно в качестве злейших врагов джиннов.
  • Серия игр Shantae — там присутствует целый мир джиннов, откуда родом мать главной героини — полу-джинни Шантаэ.
  • Cuphead — один из боссов этой игры является джинном по имени Джимми Великий.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: заклинания «Желание» и «Ограниченное желание» призывают джинна-буквалиста. Сами джинны происходят из измерений стихий: джинны воздуха называются собственно джиннами (в английском это два разных слова, Genie и Djinn), джинны огня — ифритами, воды — маридами, земли — дао. Первые два вида проникли во множество фэнтези-сеттингов.
    • Причём, джинны земли в арабской мифологии отсутствуют, их место занимают … люди, как созданные Богом из глины.
  • Warhammer Fantasy Battles — местные джинны похожи на дындовских в плане элементальных способностей. Упаковываются в кувшины аравийскими колдунами, при освобождении выполняют одно желание и удаляются в Варп Эфир. Да, прямо как обычные вархаммеровские демоны, и убиваются по тем же правилам. Кроме того, джиннам как природным духам поклоняются те аравийцы, которые не приняли незримого орла.

Музыка[править]

См. также[править]