Призрак: различия между версиями
м (1 версия импортирована) |
|||
(не показаны 2 промежуточные версии 2 участников) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
{{TVTropes|OurSpiritsAreDifferent|Our Spirits Are Different}} | {{TVTropes|OurSpiritsAreDifferent|Our Spirits Are Different}} | ||
{{Q|Мы невзрачны, мы прозрачны.<br | {{Q|Мы невзрачны, мы прозрачны.<br>Мы не любим пошлой драчки:<br>Колдовать пытаемся,<br>Атакуем таинством.<br>Нас ни разу не достали<br>Ни со сталью, ни без стали:<br>Движется вверх-вниз рука<br>Без вреда для призрака.|Фольклор толкинистов}} | ||
[[Файл:1376589627402.jpg|240px|thumb|right|Какой-то у Петрухи самогон | [[Файл:1376589627402.jpg|240px|thumb|right|Какой-то у Петрухи самогон неправильный… Или не показалось?]] | ||
[[Файл:20210224 213906.JPG|thumb|right|Выглядит-то не страшно, но настроена очень решительно.]] | [[Файл:20210224 213906.JPG|thumb|right|Выглядит-то не страшно, но настроена очень решительно.]] | ||
'''Призраки'''. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в [[Проклятый старый дом|проклятом старом доме]], на спиритическом сеансе или в армии [[Черный властелин|Черного Властелина]]? Или в армии [[LotR|доброго короля-изгнанника]], почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными. | '''Призраки'''. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в [[Проклятый старый дом|проклятом старом доме]], на спиритическом сеансе или в армии [[Черный властелин|Черного Властелина]]? Или в армии [[LotR|доброго короля-изгнанника]], почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными. | ||
[[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». | [[Братья Стругацкие]], «[[Понедельник начинается в субботу]]». «Фантом — призрак, привидение. По современным представлениям — сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут». (Послесловие). | ||
== Причины неупокоенности == | == Причины неупокоенности == | ||
Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на [[тот свет]]. Что же его не пустило? | Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на [[тот свет]]. Что же его не пустило? | ||
* [[Незавершённые дела]]. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной. | * [[Незавершённые дела]]. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной. | ||
Строка 20: | Строка 19: | ||
== Типичные способности == | == Типичные способности == | ||
{{mirf|https://www.mirf.ru/worlds/chto-delat-esli-uvidel-prividenie/}} | |||
* Бесплотность. Призрак является бесплотным духом, может проходить сквозь стены, просачиваться через замочные скважины, появляться и исчезать. | * Бесплотность. Призрак является бесплотным духом, может проходить сквозь стены, просачиваться через замочные скважины, появляться и исчезать. | ||
* Способность напускать безотчетный страх. | * Способность напускать безотчетный страх. Или, как вариант, необъяснимый холод (вероятно, [[зло — это смертельно холодно|могильный]]). | ||
* Видимость и невидимость. Призрак сам выбирает, когда его могут видеть, а когда нет. Или, в некоторых случаях, его могут видеть те, кому положено (например, люди, которые были близки ему при жизни), а другие — нет. Либо же видеть можно только «сильных» призраков, вроде душ бравых воинов. | * Видимость и невидимость. Призрак сам выбирает, когда его могут видеть, а когда нет. Или, в некоторых случаях, его могут видеть те, кому положено (например, люди, которые были близки ему при жизни), а другие — нет. Либо же видеть можно только «сильных» призраков, вроде душ бравых воинов. | ||
* [[Псионические способности]]. Например, телекинез или управление иллюзиями. Хотя перемещение предметов или, скажем, понижение температуры является скорее не психокинезом, а следствием того, что наблюдатель не видит призрака, а видит лишь результаты его действий. | * [[Псионические способности]]. Например, телекинез или управление иллюзиями. Хотя перемещение предметов или, скажем, понижение температуры является скорее не психокинезом, а следствием того, что наблюдатель не видит призрака, а видит лишь результаты его действий. | ||
** Напускание снов. Некоторые призраки могут наводить сны на живых людей и являться им во сне. | ** Напускание снов. Некоторые призраки могут наводить сны на живых людей и являться им во сне. | ||
* Изменение облика. Призрак обычно выглядит так, как выглядел в момент смерти, но некоторые — так, как сами себя представляют, и могут принимать различные устрашающие формы. Была, например, фольклорная история о призраке начальника исправительного лагеря, который являлся в виде злобной потусторонней овчарки. | * Изменение облика. Призрак обычно выглядит так, как выглядел в момент смерти, но некоторые — так, как сами себя представляют, и могут принимать различные устрашающие формы. Была, например, фольклорная история о призраке начальника исправительного лагеря, который являлся в виде злобной потусторонней овчарки. | ||
** Как вариант, облик зависит от силы духа. Какой-нибудь менеджер, достижением всей жизни которого являются пролежни на заднице, воплотится в виде парящего шарика энергии; могучий | ** Как вариант, облик зависит от силы духа. Какой-нибудь менеджер, достижением всей жизни которого являются пролежни на заднице, воплотится в виде парящего шарика энергии; могучий воин — в своем собственном облике; [[Бог-император]] — кем захочет. | ||
* Материализация. Некоторые самые сильные привидения могут материализоваться и на время становиться осязаемыми. У них, однако, не получается точная копия живого человека, они продолжают выглядеть как мертвецы (на самом деле тоже не всегда, некоторые [[А чего нас бояться?|совершенно неотличимы от живых и даже способны являться в таком виде при свете дня]]). В некоторых случаях материализованное тело призрака состоит из зеленой или полупрозрачной слизи под названием «эктоплазма». | * Материализация. Некоторые самые сильные привидения могут материализоваться и на время становиться осязаемыми. У них, однако, не получается точная копия живого человека, они продолжают выглядеть как мертвецы (на самом деле тоже не всегда, некоторые [[А чего нас бояться?|совершенно неотличимы от живых и даже способны являться в таком виде при свете дня]]). В некоторых случаях материализованное тело призрака состоит из зеленой или полупрозрачной слизи под названием «эктоплазма». | ||
** Вообще в ряде произведений призраки, хотя бы частично, материальны и могут быть зафиксированы вполне научными приборами — от фотоаппаратов и телекамер до всевозможных хитрых детекторов. Иногда призраки способны также звонить по телефону или выходить на радиосвязь. | ** Вообще в ряде произведений призраки, хотя бы частично, материальны и могут быть зафиксированы вполне научными приборами — от фотоаппаратов и телекамер до всевозможных хитрых детекторов. Иногда призраки способны также звонить по телефону или выходить на радиосвязь. | ||
* Вселение. Другие, чтобы проявить себя в этом мире, могут вселяться в тела людей. Обычно тело предоставляет доброволец, называемый медиумом; но иногда призраки крадут штик у [[Одержимость демонами|демонов]] и вселяются насильно. А бывают специальные такие люди, шаманы. Они призраков сами же и призывают из загробного мира в наш (при этом автоматом заставляя подчиняться себе, а то не шибко добрый дух потом может и не захотеть уходить обратно) или берут под контроль неупокоенных, ради собственной выгоды. К примеру, впускает в себя шаман призрака какого-нибудь великого рыцаря, и в ближайшем сражении на мечах шаман почти 100 % выиграет. | * Вселение. Другие, чтобы проявить себя в этом мире, могут вселяться в тела людей. Обычно тело предоставляет доброволец, называемый медиумом; но иногда призраки крадут штик у [[Одержимость демонами|демонов]] и вселяются насильно. А бывают специальные такие люди, шаманы. Они призраков сами же и призывают из загробного мира в наш (при этом автоматом заставляя подчиняться себе, а то не шибко добрый дух потом может и не захотеть уходить обратно) или берут под контроль неупокоенных, ради собственной выгоды. К примеру, впускает в себя шаман призрака какого-нибудь великого рыцаря, и в ближайшем сражении на мечах шаман почти 100 % выиграет. | ||
* Призрак в доспехах. Привидение может вселиться в какой-нибудь неодушевленный предмет, от рыцарских доспехов до мобильного телефона, и одушевить его. Также это может быть и [[Умертвие|отдельным]]. | * Призрак в доспехах. Привидение может вселиться в какой-нибудь неодушевленный предмет, от [[пустой доспех|рыцарских доспехов]] до мобильного телефона, и одушевить его. Также это может быть и [[Умертвие|отдельным]]. | ||
== Разновидности == | == Разновидности == | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
* Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами. | * Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами. | ||
* Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей. | * Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей. | ||
* Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, | * Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, то есть даже призрак хорошего человека будет злым (традиционно для японского фольклора, например). | ||
* Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик. | * Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик. | ||
* Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя. | * Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя. | ||
Строка 54: | Строка 54: | ||
== Типичные ограничения == | == Типичные ограничения == | ||
* Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен. | * Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен. | ||
* Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR). | * Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR). | ||
* На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков. | * На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков. | ||
Строка 63: | Строка 63: | ||
* Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в [[Star Wars]]), сами являются и помогают. | * Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в [[Star Wars]]), сами являются и помогают. | ||
* Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил. | * Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил. | ||
== Примеры == | |||
=== Литература === | |||
* «Гамлет» — призрак отца Гамлета, требующий мщения | |||
* [[Arda|Легендариум Толкина]] — назгулы. В прошлом были людьми, но так давно носили подаренные Сауроном магические кольца, что превратились в призраков — бестелесных и неуязвимых почти ко всему. | |||
=== Видеоигры === | |||
* [[Heroes of Might and Magic]] — привидения встречаются в каждой части серии: | |||
** В первой и второй части части призраки были нейтральными существами, пополнявшими численность своего отряда за счёт убитых врагов. Вести на бой с ними отряд крестьян было очень, очень плохой идеей. | |||
** В третьей игре призраки наконец-то стали частью фракции некромантов, но растеряли способность наращивать численность за счёт убитых врагов. Вместо этого они научились полностью восстанавливать здоровье (но не численность) в начале каждого хода и воровать ману у вражеского героя | |||
** В «четвёрке» призраки наконец-то получили талант «бестелесность», дающий серьёзные резисты к физическому урону, а при атаке они [[Ускоренное старение|состаривали]] противника, снижая его атаку и скорость. Ценой этого, однако, стало очень низкое здоровье призраков, которые теперь рассыпаются в пыль от пары заклинаний. | |||
** В пятой части призраки научились с некоторым шансом проигнорировать получаемый урон. | |||
* [[The Elder Scrolls]] — призраки присутствовали в игре с самой первой части серии, и вплоть до «Скайрима» им можно было нанести урон только зачарованным, серебряным или даэдрическим оружием. Из сюжетно важных призраков: | |||
** Лисандус, король Даггерфолла, с появления духа которого и начинается история. Является частичной отсылкой на призрака отца Гамлета, тоже требует мщения, и местные тоже не знают, что с ним делать и как его вообще воспринимать. | |||
** Катрия, призрак исследовательницы двемеров и автор книги «Войны за этерий». Погибла во время землетрясения в Аркнтамзе, но даже после смерти не оставила стремление завершить начатое и добраться до кузницы этерия. | |||
* [[Warcraft]] — призраки появились в третьей части, и в целом они не слишком опасны как бойцы, но знают два неприятных заклинания: «проклятие» заставляет цель промахиваться в 40 % случаев, а «одержимость» позволяет вселиться в тело другого юнита и захватить нам ним контроль. Баньши, особую разновидность призраков, также умеющую накладывать временную невосприимчивость к магии, может нанимать нежить. | |||
* [[Age of Wonders]] — традиционно призраки сражаются на стороне нежити. В первой части они умели парить, проходили сквозь стены и были невосприимчивы к физическому урону. Во второй — всё то же самое, но иммунитет к физическим атакам заменили на защиту от них. Концепцию вселения в чужие тела отдали другой разновидности бестелесных существ — воплощениям, убер-юнитам тёмных эльфов. | |||
* [[Disciples]] — здесь призраки тоже сражаются за нежить, но не наносят урона — вместо этого они парализуют цель, заставляя её пропустить ход, плюс ещё есть баньши — герой-призрак, умеющая ставить жезлы для захвата территории. Вообще баньши обычно действуют в качестве поддержки, но при желании и прямых руках можно сделать её основным героем. | |||
{{Nav/Нежить}} | {{Nav/Нежить}} | ||
{{Nav/Бестиарий}} | {{Nav/Бестиарий}} | ||
{{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}} | {{Nav/Штампы/Шкажошные шушества}} |
Версия 12:14, 18 июня 2025
![]() | TV Tropes Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Our Spirits Are Different. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью. |
« | Мы невзрачны, мы прозрачны. Мы не любим пошлой драчки: Колдовать пытаемся, Атакуем таинством. Нас ни разу не достали Ни со сталью, ни без стали: Движется вверх-вниз рука Без вреда для призрака. |
» |
— Фольклор толкинистов |
Призраки. Неупокоенные души людей, ставшие нежитью и злыми духами. Или не людей? Или не злыми? И почему они не упокоились? Или это просто Карлсон в простыне? Какие они вообще бывают, и чем отличаются? Где их можно найти — на кладбище, в проклятом старом доме, на спиритическом сеансе или в армии Черного Властелина? Или в армии доброго короля-изгнанника, почему бы и нет? В разных произведениях и привидения бывают разными.
Братья Стругацкие, «Понедельник начинается в субботу». «Фантом — призрак, привидение. По современным представлениям — сгусток некробиотической информации. Фантомы вызывают суеверный ужас, хотя совершенно безобидны. В институте их используют для уточнения исторической правды, хотя юридически считаться очевидцами они не могут». (Послесловие).
Причины неупокоенности
Призрак — это, как правило, дух мертвого человека или существа, почему-то не отправившийся на тот свет. Что же его не пустило?
- Незавершённые дела. При жизни он занимался чем-то очень важным, что было ему дороже любого того света. Ему не дали завершить, и теперь он в этом своем состоянии пытается продолжать. Призрак упокоится, если помочь ему завершить дело его жизни. Впрочем, бывают и призраки с бесконечными незавершенными делами — например, фольклорный призрачный пожарный, спасающий жизни людей, или призрак короля, бродящий по старому замку и являющийся своим потомкам, потому что очень уж не хочется расставаться с властью над страной.
- Месть! Этот человек погиб очень дурной смертью, и пока не свершится справедливость, он никуда не уйдёт. Классический пример — тень отца Гамлета.
- Ему забыли сказать, что он умер, и он до сих пор считает себя живым, игнорируя всякие мелкие странности.
- Не похоронили, или похоронили неправильно. Во многих верованиях, чтобы позволить духу уйти в загробный мир, надо провести правильный погребальный обряд. Иначе он так и будет слоняться среди живых, пока останки не захоронят по-человечески.
- Над призраком тяготеет проклятие или какая-нибудь чёрная магия, которая не пускает его на тот свет и удерживает в состоянии нежити.
- Призрак при жизни был очень злым и боится на тот свет, потому что знает, что там ему пропишут пистонов по полной программе.
- Призрак приходит сам, добровольно или по вызову, чтобы помогать своим потомкам или ученикам.
- При жизни у человека было не всё в порядке с головой: это может быть психбольной, фанатик, наркоман, сектант, и Т.П. И при жизни-то было непонятно, что у него в голове творится, а теперь он вообще на тот свет уходить не собирается. Проще, пожалуй, будет танк голыми руками порвать, чем переубедить этого призрака; упокоить его можно только насильно, если вообще это возможно.
Типичные способности
- Бесплотность. Призрак является бесплотным духом, может проходить сквозь стены, просачиваться через замочные скважины, появляться и исчезать.
- Способность напускать безотчетный страх. Или, как вариант, необъяснимый холод (вероятно, могильный).
- Видимость и невидимость. Призрак сам выбирает, когда его могут видеть, а когда нет. Или, в некоторых случаях, его могут видеть те, кому положено (например, люди, которые были близки ему при жизни), а другие — нет. Либо же видеть можно только «сильных» призраков, вроде душ бравых воинов.
- Псионические способности. Например, телекинез или управление иллюзиями. Хотя перемещение предметов или, скажем, понижение температуры является скорее не психокинезом, а следствием того, что наблюдатель не видит призрака, а видит лишь результаты его действий.
- Напускание снов. Некоторые призраки могут наводить сны на живых людей и являться им во сне.
- Изменение облика. Призрак обычно выглядит так, как выглядел в момент смерти, но некоторые — так, как сами себя представляют, и могут принимать различные устрашающие формы. Была, например, фольклорная история о призраке начальника исправительного лагеря, который являлся в виде злобной потусторонней овчарки.
- Как вариант, облик зависит от силы духа. Какой-нибудь менеджер, достижением всей жизни которого являются пролежни на заднице, воплотится в виде парящего шарика энергии; могучий воин — в своем собственном облике; Бог-император — кем захочет.
- Материализация. Некоторые самые сильные привидения могут материализоваться и на время становиться осязаемыми. У них, однако, не получается точная копия живого человека, они продолжают выглядеть как мертвецы (на самом деле тоже не всегда, некоторые совершенно неотличимы от живых и даже способны являться в таком виде при свете дня). В некоторых случаях материализованное тело призрака состоит из зеленой или полупрозрачной слизи под названием «эктоплазма».
- Вообще в ряде произведений призраки, хотя бы частично, материальны и могут быть зафиксированы вполне научными приборами — от фотоаппаратов и телекамер до всевозможных хитрых детекторов. Иногда призраки способны также звонить по телефону или выходить на радиосвязь.
- Вселение. Другие, чтобы проявить себя в этом мире, могут вселяться в тела людей. Обычно тело предоставляет доброволец, называемый медиумом; но иногда призраки крадут штик у демонов и вселяются насильно. А бывают специальные такие люди, шаманы. Они призраков сами же и призывают из загробного мира в наш (при этом автоматом заставляя подчиняться себе, а то не шибко добрый дух потом может и не захотеть уходить обратно) или берут под контроль неупокоенных, ради собственной выгоды. К примеру, впускает в себя шаман призрака какого-нибудь великого рыцаря, и в ближайшем сражении на мечах шаман почти 100 % выиграет.
- Призрак в доспехах. Привидение может вселиться в какой-нибудь неодушевленный предмет, от рыцарских доспехов до мобильного телефона, и одушевить его. Также это может быть и отдельным.
Разновидности
В английском языке существует множество разновидностей, и ещё ряд разновидностей создан авторами Dungeons & Dragons.
- Wraith
- Spectre
- Ghost
- Banshee
- Poltergeist
- Spirit
- Phantom
- Shadow
Те, которые называются просто Ghost (наиболее обыкновенный термин), чаще всего незлые. Всякие там Spectre — уже более явно отрицательные. Наконец, самые нехорошие привидения, созданные черной магией, часто зовутся Wraith (благодаря тому, что у Толкина именно к этому классу духов относятся печально известные Назгулы). Баньши — что-то среднее между привидением и феей или эльфом, как правило, неживая фея.
Можно также разделить призраков в зависимости от того, как они соотносятся с исходной личностью:
- Призрак — это та же личность, что и при жизни, со всеми положительными и отрицательными качествами.
- Призрак — в общем-то та же личность, но какое-то ее качество, обычно нехорошее, преувеличивается и/или затмевает все остальные. К примеру, ученый, который и при жизни-то был слегка «не от мира сего», теперь может не есть, не спать, не ходить в нужник, а только изучать-изучать-изучать… так что «достучаться» до него и поговорить о чем-то отвлеченном уже становится нетривиальной задачей.
- Призрак сохраняет память исходной личности, но его характер необратимо портится, то есть даже призрак хорошего человека будет злым (традиционно для японского фольклора, например).
- Призрак — это вообще не исходная личность, а злой дух, принимающий ее облик.
- Призрак — вообще не личность, а что-то вроде записи, которая прокручивается раз за разом при определенных обстоятельствах (по ночам на месте смерти и т. п.) Такие призраки можно наблюдать, но пообщаться с ними нельзя.
- С ними можно пообщаться, они будут вести себя так же, как исходная личность, но всё же это запись, лишь проекция той личности.
Типичные ограничения
- Темнота. Призрак может являться только ночью или под землёй; при свете дня он бессилен.
- Боязнь святого. Призрак не может появляться вблизи храма или в храме; святые имена и молитвы отпугивают его (так имя Эльберет действует на назгулов в LotR).
- На поводке. Некоторые призраки встречаются только в строго определенных местах, которые не могут покинуть. Обычно — в месте своей смерти или вблизи своих останков.
Что им надо от живых?
- Дать квест. Привидение само не может захоронить свои останки или отомстить за себя, поэтому оно является живым людям и добивается от них помощи в упокоении. Кодификатор — тень отца Гамлета.
- Мертвые рассказывают сказки. Если какая-то тайна умерла вместе с ее носителем, это не значит, что ее никто не узнает. Он явится кому-нибудь и расскажет.
- Приходят по вызову. Обычно на спиритические сеансы с медиумами или столоверчением.
- Приходят сами. Добрые привидения, оберегающие своих подопечных (например, призраки джедаев в Star Wars), сами являются и помогают.
- Ненависть, ненависть, ненависть! В этом случае привидение движимо ненавистью к живым и желает им навредить в меру своих сил.
Примеры
Литература
- «Гамлет» — призрак отца Гамлета, требующий мщения
- Легендариум Толкина — назгулы. В прошлом были людьми, но так давно носили подаренные Сауроном магические кольца, что превратились в призраков — бестелесных и неуязвимых почти ко всему.
Видеоигры
- Heroes of Might and Magic — привидения встречаются в каждой части серии:
- В первой и второй части части призраки были нейтральными существами, пополнявшими численность своего отряда за счёт убитых врагов. Вести на бой с ними отряд крестьян было очень, очень плохой идеей.
- В третьей игре призраки наконец-то стали частью фракции некромантов, но растеряли способность наращивать численность за счёт убитых врагов. Вместо этого они научились полностью восстанавливать здоровье (но не численность) в начале каждого хода и воровать ману у вражеского героя
- В «четвёрке» призраки наконец-то получили талант «бестелесность», дающий серьёзные резисты к физическому урону, а при атаке они состаривали противника, снижая его атаку и скорость. Ценой этого, однако, стало очень низкое здоровье призраков, которые теперь рассыпаются в пыль от пары заклинаний.
- В пятой части призраки научились с некоторым шансом проигнорировать получаемый урон.
- The Elder Scrolls — призраки присутствовали в игре с самой первой части серии, и вплоть до «Скайрима» им можно было нанести урон только зачарованным, серебряным или даэдрическим оружием. Из сюжетно важных призраков:
- Лисандус, король Даггерфолла, с появления духа которого и начинается история. Является частичной отсылкой на призрака отца Гамлета, тоже требует мщения, и местные тоже не знают, что с ним делать и как его вообще воспринимать.
- Катрия, призрак исследовательницы двемеров и автор книги «Войны за этерий». Погибла во время землетрясения в Аркнтамзе, но даже после смерти не оставила стремление завершить начатое и добраться до кузницы этерия.
- Warcraft — призраки появились в третьей части, и в целом они не слишком опасны как бойцы, но знают два неприятных заклинания: «проклятие» заставляет цель промахиваться в 40 % случаев, а «одержимость» позволяет вселиться в тело другого юнита и захватить нам ним контроль. Баньши, особую разновидность призраков, также умеющую накладывать временную невосприимчивость к магии, может нанимать нежить.
- Age of Wonders — традиционно призраки сражаются на стороне нежити. В первой части они умели парить, проходили сквозь стены и были невосприимчивы к физическому урону. Во второй — всё то же самое, но иммунитет к физическим атакам заменили на защиту от них. Концепцию вселения в чужие тела отдали другой разновидности бестелесных существ — воплощениям, убер-юнитам тёмных эльфов.
- Disciples — здесь призраки тоже сражаются за нежить, но не наносят урона — вместо этого они парализуют цель, заставляя её пропустить ход, плюс ещё есть баньши — герой-призрак, умеющая ставить жезлы для захвата территории. Вообще баньши обычно действуют в качестве поддержки, но при желании и прямых руках можно сделать её основным героем.
Противоестествознание | |
---|---|
Виды нежити | Банши • Вампир • Зомби (Выходец с того света • Непростые зомби • зомби-робот) • Лич (драколич) • Мумия • Призрак • Рыцарь Смерти (пустой доспех/оживший доспех) • Скелет (Положительный скелет) • Умертвие • Упырь … |
Происхождение | Вернулся не таким • Вирусное превращение • Казнь сделала его круче • Нацистская нежить • Незавершённые дела • Некромантия • Проклятие • Специфическая нежить • Утопленник (Морская нежить • Пиратская нежить • Русалки) … |
Свойства и признаки | Без души • Бестелесный и бесцветный • Бледный, как смерть • Кресторазрушающая аура vs Бой чёрта и ладана vs Нечисть боится святых символов • Облик Орлока • Облик Чезаре • Оживление убивает нежить • Шкала опасности вампиров • … |
← | Смерть • Бестиарий • Амплуа • Основы |