Исторические мелодии

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

В магазине:
— Бутылку пива, пожалуйста.
— Паспорт есть?
— Нет.
— Тополиный пух?
— Жара, июль.
— Понятно. Вам какое?

»
— Креативный способ определения возраста человека

Исторические мелодии — это те же географические напевы, только вышедшие из употребления и ассоциирующиеся с какой-то из известных эпох прошлого. Музыка, присвоенная определённой исторической эпохе и ставшая её музыкальным лейтмотивом.

Доисторическая эпоха

Древний мир

(link)

Древнейшая записанная нотами композиция — хурритский гимн богине Никкал — в исполнении, внезапно, группы Nightwish
  • Древний Египет — барабаны, бубен (не такой, как у якутов, а как в симфоническом оркестре), гобой, характерная мелодия, известная ещё с «Аиды» Верди. [1]
    • Очень часто древний Египет изображается под арабскую народную музыку, что формально неправильно, но неизбежно — ну, не знаем мы, что они там играли в этом древнем Египте. А так хоть географическая привязка есть.
  • Древняя Греция — кифара, арфа, клюквенно-древний вариант сиртаки. (На самом деле никакого сиртаки в Древней Греции не было, но у аудитории данная мелодия однозначно ассоциируется с Грецией, новой или древней).
  • Древний Рим — торжественные марши под звуки труб и/или торжественный хор на латыни. Ну ещё немного что-то струнное.
  • Кельты — кельтская арфа, скрипка, волынка.
    • На самом деле кельтская музыка в современном виде сформировалась в Средневековье, но некоторые её элементы существовали ещё во времена римлян. Например, джига сейчас — это весёлая пляска, которую обычно танцуют на праздниках, но у древних кельтов джига была ритуальным танцем[2]. А ещё кельты изобрели психотронное оружие, вернее, использовали в этом качестве музыкальный инструмент-рог, который римляне называли карниксом. По свидетельствам древнегреческих историков, в битве при Теламоне, когда наиболее активно использовался карникс, римляне впадали в ужас. Сейчас звук карникса не вызывает такой ужас, как две тысячи лет назад, но всё равно немножко пугает.

Средние века

  • В Западной Европе — два основных лейтмотива: католические церковные песнопения на латыни и некая усреднённая «средневековая народная музыка». Реже используются подлинные средневековые песни и мелодии бардов, менестрелей и трубадуров. Но поскольку среди них тех, которые пользовались бы всеобщей узнаваемостью, кроме Зелёных рукавов и аутентичной песенки за авторством самого Генриха VIII, почитай, нет, то можно подложить клюковку — и пипл не заметит подмены.
    • Ближе к Ренессансу — «Wir sind der Geyer Schwarze Haufen!» и прочие походные песни. Что интересно, характерную маршевую мелодию к означенной песне прикрутили только в начале ХХ в.
  • Византия — православные молитвы и литургии на греческом. Иногда музыка такая же, как и в Древнем Риме. Наследница Римской империи, чо.
  • Русь — русская народная музыка. Причём не просто образца Средневековья (в отличие от Западной Европы, у нас средневековой светской и народной музыки, кроме разве что былин, не сохранилось), а именно та «классическая» народная музыка а-ля ансамбль Александрова, которая к настоящей русской народной музыкой имеет отдалённое отношение.
  • Викинги — различные варианты духового рога. Барабаны. Хор даёт +50 к викингнутости, если он на каком-то из германских языков, ещё +25 — если в тексте упоминаются Один, Вальгалла, Иггдрасиль и Фенрир. Сегодня существует такой жанр, как дарк-фолк, в котором скандинавские мотивы очень распространены, причем исполняются в случае наличия вокала — на аутентичных языках, на худой конец — на современных скандинавских.
  • Ближний восток — см. Географические напевы.

Новое время

С этого раздела уже начинаются знаменитые и узнаваемые музыкальные произведения, ассоциирующиеся с историческими событиями.

  • C начала XVII века, на протяжении Золотого (1650—1697) и Серебряного (1697—1722) века пиратства и примерно до конца XIX века появляется основная масса сохранившихся морских шанти. Точнее, не появляется, а записывается и публикуется — сколько они до этого ходили в изустной передаче, одному Богу известно.
    • «Maid of Amsterdam» — самое начало XVII века.
    • «The Sweet Trinity» — 1635.
    • «Spanish Ladies» — 1796.
    • «Drunken Sailor» — 1839.
    • «Blow the man down» — 1860-е.
  • Война за независимость США — «Янки дудль».
  • Великая Французская революция — «Марсельеза».
  • Царская Россия — «Боже, царя храни», «На сопках Маньчжурии» (см. ниже) или подобный вальс. «Весна священная», конкретнее «Пляски щеголих». Они используются, когда надо показать индустриализацию. Да не только в России, но и в мире вообще.
  • Отечественная война 1812 года — «Солдатушки, бравы ребятушки», «Взвейтесь, соколы, орлами» и другие солдатские песни того времени.
  • Гражданская война в США:
    • С синей стороны — «Боевой гимн Республики».
    • С серой стороны — «Dixie».
  • Япония (условно-музейная, но особенно начиная с периода Мэйдзи) — Sakura, sakura.

Новейшее время

Царская Россия/Революции 1917 г./Гражданская война в России

  • Русско-японская война:
    • Марш «Тоска по Родине».
    • Казачья песня «За рекой Ляохэ», в Гражданскую переделанная в «Там, вдали, за рекой».
      • Разве есть доказательства, что «За рекой Ляохэ» действительно появилась раньше, чем «Там, вдали, за рекой»? Вот, например, про «Смело мы в бой пойдём» известно, что это переделка, и автор правки еще в детстве, в 1980-е, слышал от деда оригинал — «Смело мы в бой пойдем за Русь святую». А про песню «За рекой Ляохэ» не только автор правки, но и, похоже, никто не слышал до 2000 года.
    • Вальс «На сопках Маньчжурии» (ассоциируется с русско-японской, хотя написан после нее).
    • «Варяг» же!
  • Революция 1905 года и Февральская революция — снова «Марсельеза», но уже с русскими словами.
  • Октябрьская революция и Гражданская война. Оооо, тут не на один альбом наберётся…
    • С красной стороны:
      • «Интернационал».
      • «Варшавянка» (aka «Вихри враждебные»).
      • «Смело, товарищи, в ногу».
      • «Как родная меня мать провожала».
      • «Яблочко».
      • «По долинам и по взгорьям».
      • «Там, вдали, за рекой».
    • С белой стороны… (кстати, многие известные песни с обеих сторон имеют одну и ту же мелодию):
      • «Прощание славянки».
      • «Марш дроздовцев» (та же мелодия, что у «По долинам и по взгорьям»).
      • «Марш сибирских стрелков» (опять эта же).
      • «Песнь о Вещем Олеге».

Страны Запада

  • Рубеж XIX—XX вв. — регтайм. Лейтмотив — «Артист эстрады» Скотта Джоплина (не имеет с Фредериком Шопеном ничего общего), а также «Диксиленд».
  • Очень большой отрезок времени с 1920-х по начало 1960-х — джаз. Естественно, в разное время джаз будет различаться. В 1920-30-е также встречаются свинг и чарльстон, а в 1950-е — лёгкая симфоническая музыка, которая у американцев вызывает ассоциацию с рекламой, показывавшейся тогда перед киносеансом.
    • Для Латинской Америки и Восточной Европы с ними смело конкурировали танго. Начало «La Cumparsita» Херардо Эрнана Матоса Родригеса куда только не вставляли (хотя ему принадлежит только первая часть: вторую буквально за один вечер склеил из наработок Роберто Фирпо, а третья и вовсе попытка сыграть по памяти отрывок из оперы Верди «Трубадур»).
  • 1950-е — ранний рок-н-ролл, ритм-энд-блюз.
  • 1960-е — психоделический рок в исполнении цветастых хиппи.
  • 1970-е — диско и фанк (и у исполнителей непременно причёска «афро»), реже прог-рок, хард-рок (в исполнении повзрослевших хиппи), ранняя электронная музыка,.
    • Латинская Америка 1960-80-е гг. — «Команданте Че Гевара», «Эль пуэбло унидо, хамас сера венсидо» и другие революционные песни.
  • 1980-е — новая волна, синтипоп (и вообще всё, что с синтезаторами), глэм-метал и хэви-металл. Для американцев еще и непременно AOR (Adult Orient Rock).
  • 1990-е — хип-хоп, рэп, техно и гранж.
  • 2000-е — альтернативный рок, бритпоп, рэп.
  • 2010-е — синтвейв, дабстеп, разные виды рэпа.

Германия, 1933-45

Самое удивительное, что большинство песен, звучавших в Германии при Гитлере и воспринимаемых нами как «однозначно фашистские», таковыми не являются. Тем не менее традиции-ассоциации-штампы никуда не денешь.

  • «Песня Хорста Весселя» — гимн НСДАП. До сих пор запрещена в Германии.
  • «Ein Heller und ein Batzen», «Wenn die Soldaten durch die Stadt marschieren…» и «Schwarzbraun ist die Haselnuss…». Золотая тройка старых солдатских песен. Все три известны задолго до Гитлера. В словах, само собой нет ничего нацистского — и даже ничего агрессивного. Обычные солдатские марши с простой мелодией, незамысловатыми словами и бесконечными «люли-люли» в припеве — надо же как-то коротать долгую дорогу… Но когда в памяти возникает одна из этих песен, то невольно представляешь себе беспощадное июльское солнце, пыльную степную дорогу, сожжённую траву, сожжённые дома, шагающих бодрых молодчиков с закатанными рукавами и со «шмайсерами» наперевес… Ассоциации вещь живучая.
  • Еще более зловещая слава у песни «Erika». Какой-то умник поставил ее звуковым фоном к кинохронике штурма Варшавы в 1939. С тех пор она воспринимается только как Марш кованых сапог. В то время как в тексте одна сплошная лирика.

Позитивная версия «Ein Heller und ein Batzen» номер раз

…и номер два

  • «Лили Марлен» — похабная, по выражению Геббельса, песня. Ее исполняли по-разному. Вначале как сентиментальную любовную песенку — мягко и лирично. Потом ей придали ритм военного марша.
  • «Herbei zum Kampf…», он же «Авиамарш». Парадокс: мелодия написанная в СССР евреем Хайтом, стала одной из любимых песен в нацистской Германии.
  • «Ich hatt' einen kameraden» — «Был у меня товарищ» — грустная песня, написанная еще в годы Наполеоновских войн. Слова почти дословно совпадают с нашей «Служили два товарища, ага…».

СССР/Россия

  • 1920-1930-е — как и на Западе, джаз. Особенно если исполняет оркестр Цфасмана, а на вокале — Леонид Утёсов. Важное отличие — присутствие патриотических песен. Лейтмотив — «Широка страна моя родная» или «Утомлённое солнце»[3].
    • Если речь идет о более лихой и разгульной стороне НЭПовского СССР (что-то типа «Двенадцати стульев»), то популярный тогда городской романс, аналог и предок нынешнего шансона («Бублички», «Кирпичики», «Шарабан-американка»), или стилизация под него («А впрочем, для здоровия полезны холода»).
  • Предвоенные годы: «Если завтра война», «Принимай нас, Суоми-красавица», «Njet, Molotoff!», «Три танкиста», «Броня крепка…».
  • Великая Отечественная Война — вой сирены, симфония № 7 и № 8 Шостаковича. «Вставай, страна огромная», «Песня защитников Москвы». Фронтовые песни «В землянке», «Смуглянка», «Давно мы дома не были», «Эх, дороги», «Песня артиллеристов».
  • По поводу марша «Прощание славянки» всё сложнее. В 1930-е годы он практически не звучал, потому что на нём всё ещё висела стигма белогвардейского. Сам Агапкин дирижировал оркестром на параде 7 ноября 1941 г — но ЕГО марш не исполнялся (во всяком случае в хронику Парада не попал). То же и на Параде Победы, когда оркестр Агапкина входил в состав Сводного оркестра. Реально известность к маршу пришла уже в 1950-е годы.
  • Послевоенные 1940-е и 1950-е — легкая симфоническая музычка. Лейтмотив — «Футбольный марш» Матвея Блантера.
  • «Оттепель» — лёгкая поп-музыка и ранняя электроника от Вячеслава Мещерина. Практически обязательно звучит фоном в фильмах про эпоху (да и в фильмах эпохи).
  • 1960-е — с полётом человека в космос симфоническая музыка становится увереннее и пафоснее, а в плане лёгкой музыки доминирует джаз или авторские песни под гитару. Появляются первые рок-группы: как и подпольные/самодеятельные, так и официальные, они же ВИА. Также появляется электронная музыка: в 1958 году заканчивается разработка АНС — первого советского синтезатора в современном понимании. Именно его можно услышать во многих советских фильмах 1960-х-начала 1970-х. Лейтмотивы — «Время, вперёд» и «А нам всё равно» Ю. Никулина.
  • 1970-е — электронная музыка, бардовские песни, сёрф-рок а-ля Григорий Гладков. Лейтмотив — «Трус не играет в хоккей» и «Как я рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой» (она же «Мистер Трололо») Эдуарда Хиля, электронная музыка ВИА «Зодиак» и «Бумеранг». Часто встречается советское пианино «Сонет», по звуку напоминающая клавесин.
  • 1980-е — засилье электронной музыки, диско и русского рока. Лейтмотив — «Белые розы» гр. «Ласковый май», «Всё идёт по плану» Летова и «Группа крови» «Кино».
  • 1990-е — русский рок, русская попса, блатная песня, шансон.
  • 2000-е — рок а-ля «Сплин» или «Ранетки»
  • 2010-е — андерграундный рэп а-ля Pharaoh или Оксимирон, пост-панк и поп-панк

yugoslavia african union nato arabs easter island confederate states houston northern ireland polish underground state free france african union (africa) german regions roman empire moon belgian congo baathist iraq латиноамериканские страны colombian regions empire of japan африканские страны russian empire warsaw pact moon photo zanzibar beverly-hills africa drawing siberia asean sub-saharan africa north africa ancient egypt apartheid aztecs biafra libya islam salo mali empire assyria mongol empire ottoman south yemen persia prussia pirate republic rif rhodesia tanganyica tripolitania austrian empire africa afro cree mohicans navajo creek apache mayas incas mapuche kingdom of italy spain 1938 the carribean photo africa drawing2 hispanic, south asian, southeast, east asia north ossetia - alania austro-hungary serbia x2 karelia x2 ingria commonwealth russia, china, australia, canada, united states, brazil flanders darfur brittany kashmir indian regions transylvania south macedonia orthodoxy buddhism sunni islam russian orthodox romuva lutheranism phoenicia french regions mongol empire empire of brazil maori hungarian nubia canada x2 gran colombia holy roman empire scythia swedish ethiopian sumeria egyptian spanish empire vietnamese byzantine the arab leaque kirati port said new england cherokee nation csa polish-lithuanian commonwealth french empire scotland x2 portugal, castile, granada, aragon, france, england, kalmar union, venice, papal state, naples, ottoman empire, hungary, lithuania, teutonic order, muscovy nogai kvens livonia ludizs tornedalians setos vepsland veros votes khanty mansi permyaks hill mary mari mokshas erzyas taimyr csangos szekelys apache nation karakalpakstan voidodeships kingdom of poland congress of poland polish-lithuanian-ruthenian commonwealth quin dynasty cornwall miami zaire portugal empire south african republic byzantine empire taliban kingdom of spain kingdom of two sicilies france tuscany genoa sardinia joseon thailand x2 vietnam x2 donetsk lugansk republika srpska bougainville vichy france new york city dutch republic ottoman empire russian tsardom kingdom of england papal state byzantium sassania mauryan empire han dynasty champa nazca peoples soviet socialistic republics south american countries balkans bosnia x2 kashubia sorbia silesia moravia masuria mughal empire world socialist republic spain x2 rio de janeiro high-pyrenees alsace-lorraine wallonia svalbard voevodina crete new dehli azad kashmir jeiu-do island judaism hinduism anglican christianity greek mythology jehovah s withesses shintoism coptic christianity finnish paganism tengrism shia islam old norse paganism mormonism ausse regions wake island bohemia burma kampuchea british newfoundland, aden, angloegyptian sudan, gold coast, british nigeria, somaliland, uganda, kenya, tanganyika, nyasaland, northern rhodesia, southern rhodesia, british swaziland, buchuanaland, british cyprus, palestine, india, ceylone, british burma, malay, north borneo, sarawak, british papua, new guinea, guyana, trinidad and tobago, honduras, jamaica, bahamas indochina, greater lebanon british sierra leone, sudan, basutoland, british south africa, solomon islands, fiji, gambia togoland, kamerun, southwest africa, east africa, german papua albanian kingdom kingdom of greece tuvan people s republic mongolian people republic manchukuo danzig kingdom of egypt kingdom of iraq kingdom of kuwait sultanate of muscat murawakkikite yemen tricial states british malta tanqiuer mexico x2 sultanate of egypt emirate of kuwait jabal shammar kingdom of kalba republic of china british weichaiwei kiautschay bay kingdom of montenegro nquyen burmese empire ashanti zand, afsharid lower saxony kalat protestantism sikhism babylonia inner mongolia wessex state of moon liberland mongolia, south korea, japan, indonesia, brazil, france, australia, united states of america, canada, mexico, angola, south africa, egypt, united kingdom, argentina, italy, turkey, india, sweden, germany, colombia, afghanistan, finland, romania, world sealand tokugawa shogunate batavian republic duvalier dynasty caliphate of cordoba kingdom of laos vermont republic kingdom of jerusalem northern epirus russia, ukraine islam east midlands, east of england, london, northeast, north west, south east, south west, west midlands, yorkshire and the humber, glasqow, highlands and islands, lothian, mid scotland and fife weimar republic california republic west indies federation republic of anquilla cascadia massachusetts bay colony iroquois confederation oxford cardiff llanfairpwllgwyngyllgogerychwyrndrobwllllantysiliogogigoch birmingham sheffield manchester liverpool leeds edinburgh belfast shetland spain 1977 spain 1945 nationalist spain 2nd spanish republic first spanish republic napoleonic spain emirate of granada almohad caliphate almoravid dynasty caliphate of cordoba x2 umayyad caliphate carthage calmar union tsardom of russia japan ming dynasty sultanate of bengali safavid dynasty thrace esperanto ile clipperton berbers mesopotamia ancient egypt x2 achaemenid empire inca empire inuits bouvert island peter 1 island prince edward islands heard and mcdonalds islands kurquelen islands adelie land ross dependency chilean antarctic territory argentine antarctic british antarctic territory queen maud land australian antarctic territory turkiye map nazi germany johor kudah kelantan malacca negeri sembilan pahang perang perik perlis sabah selangor terengganu song khmer pueblo abbasid caliphate orkney alba delhi sultinate grand union golden horde yuan phagmodrupa lhasa american west, american east 3th reich

Примечания

  1. Человеку-без-пробелов большая просьба пробить сюда ссылочку на ютюб или википедию. В таком формате, как это сделано в «Географических напевах» для «Азиатского музыкального эффекта»
  2. Да ну? Это на какие источники вы ссылаться изволите? Например, в древнеирландском не то, что ритуальных танцев не было, там и слова-то «танцевать» не имелось.
  3. В оригинале — «To ostatnia niedzelia», польская песня, написанная в 1935 г. К слову сказать, это и было то самое «танго смерти», под которое в лагерях уничтожения евреев гнали в газовые камеры (а вовсе не тема из «Реквиема по мечте»)