Жажда страсти (фильм, 1991)

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Жажда страсти
Жажда страсти.jpg
Общая информация
Жанр
Страна производстваСССР
Киностудия
    Арт-Хэппэнинг Центр
РежиссёрАндрей Харитонов
Автор сценария
    Андрей Харитонов
    Сергей Новожилов
Когда вышел1991
Продолжительность80 минут
В главных ролях:
Анастасия ВертинскаяОна
Игорь КостолевскийИнспектор
Виктор РаковВрач
Лембит УльфсакМуж
Владимир ШевельковПомощник Инспектора
Марина ЯковлеваПервая горничная
Ирина МалышеваВторая горничная
Евгений БахарЧеловек в чёрном
Михаил ДолгополовЧеловек в чёрном
Ирина ОтиеваПевица

«Жажда страсти» — фильм ужасов в стилистике «джалло», снятый известным советским актёром Андреем Харитоновым в 1991 году по мотивам рассказов Валерия Брюсова из цикла «Земная ось». Увы, если актёрский дебют в роли Овода принёс Харитонову огромную популярность, то его режиссёрский эксперимент сейчас основательно забыт, хоть и был в своё время достаточно тепло принят на фестивалях. Долгое время фильм был доступен только в затрепанной записи с телеканала РТР, сделанной в 2001 году, и лишь спустя двадцать лет кудесники из паблика FROM OUTER SPACE наконец добыли качественную копию.

Являет собой яркий пример характерной эстетики девяностых годов: реалии дореволюционной России сочетаются в нём с явными отсылками и заимствованиями из западных детективов и триллеров (готический замок, главный герой-детектив словно бы из классического нуара тридцатых годов, жуткие люди в чёрном и общая атмосфера джалло). Однако в данном случае это сделано более чем органично, поэтому наряду с «Вием» и «Прикосновением» эта картина входит в золотой фонд отечественного кинохоррора.

Сюжет[править]

Россия на излёте Серебряного века. В своем роскошном особняке жестоко убита молодая аристократка — незадолго до этого кто-то с не меньшей жестокостью расправился с её мужем. Прибывший на место преступления угрюмый Инспектор узнает от Врача, лечившего покойную, что в последние месяцы его пациентка находилась на грани безумия: ненавистный муж довёл её до неудавшейся попытки самоубийства, после которой несчастную начал преследовать собственный демонический двойник. Инспектор не верит в чертовщину, но череда пугающих событий и необъяснимых смертей заставляет его изменить своё мнение…

Что тут есть[править]

  • Безымянный герой — ни у кого из персонажей нет имени, только должность или семейное положение: Врач, Инспектор, Муж… Героиня (и её зловещий двойник) в титрах обозначена как «Она».
  • Гроза.
  • Дом с привидениями, где и происходят основные события — кстати, снимали его в Крыму, а впоследствии этот же замок стал логовом графа Дарлака в фильме «Дневной представитель».
  • Домашний тиран — Муж. Овладевал супругой без её согласия, а при попытках защищаться отправлял в дурдом, где она подвергалась избиениям со стороны санитаров.
  • Жертвенный агнец — помощник Инспектора, симпатичный молодой человек в очках.
  • Здорово, убивец! — «А, это ты? Я рада! Возможно, я даже ждала тебя…» — говорит героиня, прежде чем её голову проламывает тяжёлый подсвечник.
  • Зло воздающее — едва ли кто-то пожалеет мужа героини, убитого в тот момент, когда он в очередной раз пытался взять её силой.
  • Зло с женским лицом.
  • Зловещее зеркало — в отражение героини вселяется демон. Также он может влиять на другие зеркала — Инспектору собственное отражение чуть не перерезало горло во время бритья.
  • Зловещий автомобиль — но его водитель ещё страшнее.
  • Зловещий бродяга — Врач увидел нищего, скорчившегося на ступенях, сжалившись, протянул ему несколько монет… Лучше бы он этого не делал.
  • Злой двойник.
  • Злой психиатр — субверсия: череп хозяйке замка, как и подозревал Инспектор, действительно проломил Врач, но мотивы у него были самые благородные.
  • Инкубы и суккубы — тварь, преследующая героиню.
  • Инспектор классический, одна штука. Сарказм, пальто, шляпа и фляга с чем-то явно покрепче лимонада прилагаются.
  • Ковбой Бибоп за своим компьютером — эпичнейший трейлер фильма, показанный по РТР и сопровождаемый бафосным комментарием диктора в духе «что вижу, то пою» (а видел он всё явно сквозь призму лихих 90-х). «Успокоение тут не поможет… есть только В-ВАМПИРЫ… убийственно сосущие кровь! Вампиры АТАКУЮТ! Они пожирают человеческие тела… и съедают их ЗАЖИВО! Время, где нет никому дела до морали… а моральные уроды УБИВАЮТ друг друга! Смерть ждёт их НА КАЖДОМ ШАГУ! „Ж-ЖАЖДА С-СТРАСТИ“!»
  • Люди в чёрном — свита демоницы, жуткие упыри с мертвенно-бледными лицами в чёрных пальто и цилиндрах. Расправляются со всеми, кто пытается разобраться в происходящем, разговаривать не умеют — только рычат, ревут и шипят.
  • Маньяк был прав — убийца в самом начале фильма всего лишь хотел уничтожить демона.
  • Ожившая статуя/Живая голова — отбитая голова статуи в руках у Инспектора вдруг превратилась в голову убитой женщины и открыла глаза.
  • Перекличка — фильм явно отсылает к готическим хоррорам Марио Бавы и мистическим джалло Дарио Ардженто, а пролёт камеры над землей с рёвом и эпизод со взбесившимся отражением Инспектора прямо цитируют «Зловещих мертвецов». Также заметно немалое сходство с «Господином оформителем» Олега Тепцова — зловещая женщина, губящая нелюбимого мужа, её демонические слуги, зловещий автомобиль, преследующий героев, и общая эстетика декаданса.
  • Порочная бисексуальность — демонический двойник соблазняет и героиню, и её лечащего врача.
  • Разговор с отражением — во время бритья Инспектор от скуки решил поболтать со своим отражением. Собеседник оказался недружелюбен — высунувшись из зеркала, попытался перерезать Инспектору горло бритвой.
  • Сесть не в ту машину — эту ошибку последовательно совершили сперва одна из Горничных, а потом и Врач с Инспектором.
  • Убрать свидетеля — ко всем, кто каким-то образом соприкоснулся с ужасами, происходящими в особняке, рано или поздно нагрянут Люди в чёрном.
  • Фансервис — героиня и особенно её двойник, щеголяющий в чёрном кружевном белье. Вероятно, именно этот фильм может похвастаться первой сценой лесбоса в отечественном кино, причём снятой действительно эстетичной, без пошлости, свойственной той эпохе. А ведь Анастасии Вертинской, сыгравшей эту роль, тогда было без малого пятьдесят!
  • Эстетика декаданса — во все поля.

См. также[править]