Невероятно отстойный дар: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «{{TVTropes|BlessedWithSuck|Blessed With Suck}} {{Q|Ещё одна беда бессмертного — ему необходимы свежие слушатели, и менять их желательно почаще, иначе всё кончится полубезумным обитателем необитаемого острова, часами церемонно беседующим с попугаями и пальмами. Пожалуй, бе...»)
 
Строка 179: Строка 179:
* [[Darker than Black]] - любой контрактор становится обладателем какой-либо сверхчеловеческой способности, но за каждое её использование обязан платить индивидуальную плату, которая может быть как безобидной (делать оригами, раскладывать камни), так и не очень (ломать пальцы, пускать кровь, пить алкоголь, целовать мужчину (условие для лесбиянки)), или вовсе постепенно убивать владельца (стареть/молодеть, терять возможность двигаться).
* [[Darker than Black]] - любой контрактор становится обладателем какой-либо сверхчеловеческой способности, но за каждое её использование обязан платить индивидуальную плату, которая может быть как безобидной (делать оригами, раскладывать камни), так и не очень (ломать пальцы, пускать кровь, пить алкоголь, целовать мужчину (условие для лесбиянки)), или вовсе постепенно убивать владельца (стареть/молодеть, терять возможность двигаться).
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] - не все стенды одинаково полезны! Педаль в пол выжимает Cheap Trick — этот стенд умеет только действовать владельцу на нервы болтовнёй. А ещё носителю этого паразита нельзя показывать кому-либо свою спину, иначе — смерть.
* [[JoJo's Bizarre Adventure]] - не все стенды одинаково полезны! Педаль в пол выжимает Cheap Trick — этот стенд умеет только действовать владельцу на нервы болтовнёй. А ещё носителю этого паразита нельзя показывать кому-либо свою спину, иначе — смерть.
* SukaSuka - девушки-феи, одарённые способностью оперировать особенно большим количеством вененума (название магической энергии в данном сеттинге), способны буквально творить чудеса в бою. Но это чревато для них распадом личности ("''... если в бою они создают слишком много вененума, память их прошлой жизни вторгается в их разум, разрушая его... ''" ©) {{Spoiler|Свидетельство тому - трагичная судьба Ктолли Ноты Сеньорис}} или "открытием Врат Фей" - очень сильным самоубийственным магическим взрывом (феи умеют и сознательно вызывать этот взрыв, но в случае перенапряжения он произойдёт непроизвольно), этой участи едва избежала Нефрен Рук Инсания. А вот феи средних способностей, да ещё и не теряющие голову в бою, вполне могут жить нормальной жизнью, как минимум, до совершеннолетия и даже дольше. {{Spoiler|Спустя 5 лет, во время действия SukaMoka, ровесницы Ктолли старшие феи Айсея (хоть и в инвалидной коляске), Рантолк и Нофт всё ещё живы, бодры, и заняты работой.}}


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===

Версия 21:45, 18 мая 2022

TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Blessed With Suck. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ещё одна беда бессмертного — ему необходимы свежие слушатели, и менять их желательно почаще, иначе всё кончится полубезумным обитателем необитаемого острова, часами церемонно беседующим с попугаями и пальмами. Пожалуй, бессмертие и впрямь коварнейшая ловушка. Если настигает одиночку. »
— А. Бушков «Летающие острова»

(link)

Быть бессмертным не так уж круто

Это делает жизнь героя более чем нерадостной. Это — источник немыслимых неудобств и ограничений. Никто и никогда не пожелал бы этого себе. Тем не менее, по какой-то причине герой или его благодетель рассудили иначе — некто, добровольно или не очень, получил это в дар. Да, это именно дар, с этим согласен либо даритель, либо одарённый. Но… какой же это невероятно отстойный дар!

Невероятно отстойный дар предназначен для того, чтобы дать герою какие-либо преимущества над окружением, но минусы от него полностью компенсируют плюсы и перевешивают их в худшую сторону. Невероятно отстойный дар есть либо пример глупости героя, который пожелал, не подумав, либо результат неубедительно изображённой ситуации, в которой герой жертвует тем, что важно для других, ради чего-то большего (если ситуация изображена убедительно — это уже другой троп).

Самый древний и хрестоматийный случай невероятно отстойного дара явил истории фригийский царь Мидас, который однажды оказал услугу богу вина Дионису. Дионис в благодарность предложил ему самому выбрать себе награду, и Мидас не придумал ничего умней, чем попросить у бога: «Пусть всё, к чему я прикоснусь, обратится в золото».

Проницательный читатель уже понял, в чём тут засада?

Через сутки оголодавший и осиротевший (на радостях обнял дочку) Мидас обратился к Дионису с молитвой: боженька, спасай, погибаю! Дионис смилостивился и велел жадине омыть руки в ближайшей реке. Мидас избавился от невероятно отстойного дара, река сделалась золотоносной, а всё, чего царь касался, снова стало нормальным.

Разновидности и вариации на тему

Игры с тропом

Примеры

Фольклор

  • Монгольская сказка про появление Эрлик-хана. Очень праведный монах-чудотворец нашёл в степи человека, убитого разбойниками, и оживил. Но не нашёл отрубленной разбойниками головы, которую к тому времени съели волки, и приставил к трупу бычью, да ещё и синюю, божественного цвета. И три глаза. И досталось от быкоголового всем в радиусе досягаемости — волков он просто разорвал пополам, разбойников забил до смерти плетью и даже монаху прилетело по шее. Монах, впрочем, предложил несчастному, раз он такой бесстрашный, то пусть командует демонами-шулмусами, а то они совсем распоясались. Тот согласился.
  • Ирландские сказки о подарках эльфов. Наутро подарочек (обычно — золото) превращается… хорошо, если в листья.
  • Цветок папоротника. Если кто-то его находит, то счастья ему (ей) не будет.
  • Сюжеты о заклятых кладах. Клад обычно заклят на горе тому, кто найдёт. Более щадящий вариант — там угольки или черепки.
  • Злыдни из украинского фольклора попадают в дом именно в виде подарков.
  • Анекдот про мужчину с очень большим половым членом. «Когда он встаёт, я падаю».


Мифология

  • Античный сюжет о Кумской сивилле. Она попросила у богов долгую жизнь, но забыла о вечной молодости. Состарившись, мечтала умереть.
  • Отчасти Психея. Из-за своей красоты натерпелась горя от богини Венеры.
  • Кассандра, чьё имя стало нарицательным. Да, она предсказывала судьбу многим и многим, только ей никто не верил. Девушка даже свою гибель не предотвратила.

Литература

Русскоязычная

  • Александр Беляев любил этот троп:
    • «Когда погаснет свет» — Джон Паркер подвергся процедуре «потенцирования» для увеличения работоспособности, но есть побочный эффект: от радиации он начал светиться, распугав клиентов и невесту.
    • «Человек, потерявший лицо» — Тонио Престо, ставший из-за феноменального уродства успешным комиком, пошёл к врачу-эндокринологу, стремясь вылечиться и приобрести «красивую» мордашку, чтобы наладить личную жизнь. В результате его не пускают в собственный дом и даже обвиняют в краже со взломом, а продюсеры перестали его снимать как потерявшего индивидуальность.
  • Лазарь Лагин, «Эликсир дьявола» — карлик из мюзик-холла решил испробовать на себе очередное чудодейственное средство для увеличения роста. Стал обычным безработным, на которого к тому же не налезает его карличья одежда.
  • Братья Стругацкие, «Пять ложек эликсира». Протагонист Феликс Снегирёв считает таким даром бессмертие.
  • Олесь Бердник «Призрак идёт по земле» (1962): рассказчик встречает странного человека-призрака по имени Алессандро Лосс, истории которого посвящена книга. Алессандро рассказывает о том, как стал проницаемым, т. е. неуязвимым, неуловимым и проходящим сквозь стены. Казалось бы, всё круто. Но с другой стороны он, как Мидас, теряет возможность есть и пить, а также постепенно проваливается сквозь землю, от чего и мучительно погибает. В версии 1966 года всё заканчивается по-другому — хэппи-эндом в стиле соцреализм.
  • «Сварог»: автор недвусмысленно намекает (см. цитату), что таким даром для протагониста может стать ларское долголетие (живут они на порядок дольше людей). Бывший король Хелльстада Фаларен на почве бессмертия и вовсе поехал крышей — свежевание заживо очередной принцессы для него отнюдь не преувеличение. Как выяснилось позднее, Фаларен всерьёз планировал похитить императрицу Яну ради своих садистских развлечений. И что самое ужасное — у него для этого были все шансы!
  • «Хроники странного королевства»: у каждого шархи есть дар влияния и дар понимания, но дары эти бывают… очень разными. В частности, Дэну в качестве дара влияния досталась способность передавать своё тело под управление богов. Причём особенно охотно на «приглашение» откликается Эйдм, тёмный бог Мести, который каждый раз устраивает форменную резню.
    • Мафей считает невероятно отстойным свой пророческий дар. Прежде всего потому, что уверен, что судьбу можно изменить только в худшую сторону. Практика его теорию, правда, не подтверждает: он уверился в этом после того, как его кузен, которому он предсказал потерю любимой, пожертвовал собой ради её спасения, — но в итоге-то кузен выжил.
  • Повесть Леонида Каганова «Ухо»: жизнь главного героя рушится после того, как некие инопланетяне, стремясь компенсировать причинённый ему ущерб, заменяют его обычное зрение ультразвуковым.
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович «Ищейка» — протагонист обладает чрезвычайно тонким обонянием. Казалось бы, при его милицейском службе, да с таким-то талантом карьера обеспечена. И да, сперва благодаря нюху удаётся раскрыть несколько интересных дел. Позже, припугнув протагонистом-«нюхачом» кассиршу универмага, проходящую по делу о растрате, развели оную на чистосердечное признание, мол, с признанием, с раскаянием да с двумя детьми больше полугода условно не дадут. Но тут как раз выходит указ об усилении борьбы с растратчиками… И новый судья отправляет кассиршу на зону на четыре года. Протагонисту решпект и уважуха от коллег, но чуть ли не линчевание со стороны горожан, супруги и совести. Протагонист избавляется от невероятно отстойного дара, втянув в ноздри чуть не стакан уксуса… Когда протагонист пришёл в себя, оказалось, что теперь у него невероятно тонкий слух.
  • Андрей Белянин, цикл «Тайный сыск царя Гороха». Емеля, когда щука прибавила ему ума, понял, что в цари он не годится, а царевне не пара, задепрессовал и свалил доживать век обратно в деревню.
  • Михаил Успенский, «Приключения Жихаря»: заполучив от умирающего Святогора его богатырскую силу, Жихарь и Яр-Тур постоянно мучаются голодом из-за изменившегося обмена веществ.
    • Там же: семь Симеонов с суперспособностями одна другой отстойнее. Например, скороход Симеон Живая Нога действительно способен смотаться в соседнее царство и обратно за пять минут — но только потому, что для него при заданной скорости время замедляется. У заказчика же время идёт с обычной скоростью, и Симеона он может ждать вплоть до морковкина заговенья.
  • Сергей Лукьяненко, цикл рассказов «Прекрасное далёко». Главный герой в результате экспериментов приобрёл настолько продвинутое обоняние, что его мозг даже не способен обработать некоторые запахи и перерабатывает их в ОЧЕНЬ сильные болевые ощущения.
  • Сергей Павлов, «Волшебный локон Ампары» — чтобы была возможность уединиться, грагалы, потомки экзотов, вынуждены жить в очень разреженных колониях. Кроме того, их тянет на историческую родину — Землю, но их пребывание на Земле ограничено строгим регламентом, и каждый обязан при этом пройти «денатурацию», подавляющую их способности.
  • Олди, «Песни Петера Сьлядека». Сторцев не зря зовут «счастливыми людьми»: они приносят удачу сторицей всем, кто сделает им добро. И наоборот. Поэтому все их берегут и лелеют, а втайне ненавидят и боятся. К тому же Сторец погибнет, если выйдет за пределы своей местности.
    • И же «мифический» мультицикл — предостаточно примеров, большая часть взята из оригинальной мифологии. «Боги мстительны; подарки — одно из орудий их мести». Одну из самых отстойных способностей в бытность его полубогом получил Дионис — он мог свести с ума кого угодно, включая богов и бессмертных чудовищ, но не умел эту способность сдерживать.
  • Игорь Сахновский, «Человек, который знал всё». Таким даром внезапно оказалось всезнание Безукладникова: все его попытки кому-то помочь ни к чему хорошему не привели, а сам он превратился в ходячий макгаффин, за которым охотятся четыре разведки. Даже влюбиться в женщину ему теперь непросто: сложно красиво ухаживать за человеком, о котором ты точно знаешь, ЧТО он сейчас делает в туалете…
  • Ехо Макса Фрая — Вершители. Да, это огромный потенциал, способный менять реальность — но Вершителю надо в разы внимательнее следить за словами и мыслями, потому что «рано или поздно, так или иначе» исполняется все. А еще их очень любит смерть, и умирают они навсегда, безо всяких привычных для Ехо призраков. Опасно приближается к противоположному тропу.
  • Иар Эльтеррус — маги вероятности. Да, гнуть реальность движением брови - это круто. Но только, если у получившего этот дар вовремя найдется учитель, который научит и поможет взять дар под контроль. Если нет - способность быстро и окончательно выходит из-под контроля, постоянно устраивая носителю опасности и спасая от них. Учитывая постоянный рост силы дара - всё быстро заканчивается катастрофами вроде пандемий, падений метеоритов и просто концом света с единственным выжившим. Остановить это невозможно - способность защитит носителя даже от другого, обученного мага вероятности.

На других языках

  • Струльдбруги из историй о Гулливере — вечная жизнь, но стандартное человеческое старение. Со временем они превращаются в жалких существ, которые даже страдать толком не могут.
  • Генри Райдер Хаггард «Она».
    • С одной стороны, беду струльдбругов Аэша обошла: — Она победила время. — Наверное, она сморщенная старуха? — Ты не понял: она победила время, а не время победило её!
    • С другой стороны, она провела две (три?) тысячи лет в ожидании реинкарнации убитого ею любимого… А когда любимый всё же реинкарнировался и нашёл её, бессердечная карма настигает Аэшу: фонтан молодости обращает её в старуху, а затем в прах.
  • Люди в Средиземье Толкина. Все. Первыми Эру создал эльфов, наделив их силой, здоровьем, грацией, умом и твёрдостью духа. Пробудившимся в Средиземье Перворождённым Валар предложили покровительство и защиту от Мелькора (там же, в Средиземье, обосновавшегося), а тем, кто согласился, помогли переселиться в Аман и передали знания о ремесле, искусстве и науке. Люди были созданы вторыми и достоинств эльфов либо не получили совсем, либо получили в крайне урезанном виде, а Валар помощь им предлагать не пожелали. Подождите упрекать Эру в несправедливости — он наделил людей Даром, которого не досталось эльфам. Смертью. Да-да, те, кто всё-таки умудрялся выжить в не особо гостеприимном тогда Средиземье, по прошествии определённого времени благополучно умирали сами. Такой вот дар. Люди, правда, один раз попробовали не согласиться (в Нуменоре), но… А вот нефиг дары Бога отвергать!
    • Из черновика «Рассказ Аданэль» мы узнаём, что на самом деле невероятно отстойным даром является бессмертие эльфов: Мелькор/Моргот безнадёжно испортил мир, и он неизбежно погибнет. Эльфы погибнут вместе с ним — как тела, так и души (если Эру не придумает для них сюрприз), а вот люди точно спасутся, потому что души людей после смерти уходят из мира. Впрочем, в других черновиках Толкин писал для себя, что поскольку Эру объективно и бесспорно благ, то он и для эльфов придумает что-нибудь хорошее.
  • Джонни Смит в романе Стивена Кинга «Мёртвая зона» обладает настоящим пророческим даром. Круто? Хмм, давайте посмотрим. Случайно прикасаясь к людям, он узнаёт всю их подноготную, в том числе и такие вещи, которых не хотел бы знать. Это отнюдь не прибавляет ему друзей: кто хочет дружить с человеком, видящим тебя насквозь? Тысячи идиотов досаждают ему письмами, умоляя и требуя, чтобы он нашёл грабителя/сбежавшую жену/любимую собачку. После того, как жёлтая «газетка» объявила его шарлатаном, ему начали приходить письма с угрозами. Когда он разоблачил серийного убийцу, его уволили из школы, испугавшись скандала. Когда он всё-таки решился сделать пророчество, ему никто не поверил. Когда пророчество оправдалось, в случившемся несчастье обвинили его. В качестве бонуса — лютые головные боли каждый раз после использования дара, и наконец — опухоль мозга.
  • «Пересадка» Урсулы ле Гуин: люди, укушенные «мухой бессмертия», со временем деградируют ещё жёстче, до состояния маленьких комочков.
  • «Конец пути» Пола Андерсона — телепатия. Оказывается, знать всё (действительно всё) о том, что в голове у другого человека и что он думает, не слишком приятно. Особенно если собираешься связать с этим человеком свою жизнь.
  • Майкл Кэндэм «Обильная жабами» — отстойный дар — вовсе не способность выплёвывать живых жаб после каждого слова.
  • Вильгельм Гауф «Холодное сердце» — сначала Петер пожелал себе у Стеклянного Человечка один такой дар — «чтобы у него в кошельке было столько же денег, сколько у Иезекиила Толстого, когда тот садится за игорный стол» (и однажды у того не осталось ничего — все деньги он проиграл Петеру…), а потом Михель-Великан щедро наделил Петера (причём опять же по его просьбе) другим отстойным даром — собственно каменным сердцем, не способным ни к жалости, ни к состраданию, ни к радости.
    • Первый-то дар не отстойный, просто дураку достался. (Кстати, а не шла ли там в комплекте ещё и удача в азартных играх?)
    • Не шла, поначалу Петер часто проигрывал, и денег у него от этого только прибавлялось. А тот случай, когда Иезекиил Толстый проиграл Петеру всё, причём у Петера каждый раз выпадало ровно на два очка больше, чем у Иезекиила, скорее всего, подстроен присутствовавшим в трактире Михелем-Великаном. Как раз для того, чтобы у Петера появилась нужда в деньгах и он продал-таки своё живое сердце.
      • Казалось бы, можно делиться деньгами с Иезекиилом (еще лучше — давать в долг и «великодушно прощать») — и таким образом бесконечно удваивать их количество.
      • Даже это не нужно. Если денег «всегда как у Иезекиила», то при вынимании их из кошелька сумма внутри кошелька не меняется. Пока у Иезекиила есть хоть медный грош, деньги бесконечны. А на случай разорения Толстого достаточно было этот грош заранее в шляпу, ботинок или подкладку отложить.
    • Второй выпрошенный дар — уметь танцевать так, чтобы местный «король танцев» обзавидовался — расценивается просто как бесполезная прихоть, хотя если вдуматься, уж наверное смог бы Петер где-нибудь пристроиться учителем танцев или просто уличным артистом. Опять-таки, ключевые слова: «если вдуматься», — а вдумываться Петер категорически не хочет — ему подавай богатство быстро и без усилий. Собственно он и безусловно правильное желание (собственный стекольный завод) коту под хвост пускает.
  • Super Powereds — Элис умеет летать. После того, как она обретает способность управлять когда она взлетает, то кажется, что это — самая крутейшая способность в мире. Вот только для супергеройства она не годится. Да, летать она может, а драться? А переносить тяжести? Как остановить суперзлодея, если всё, что она может — это парить в воздухе (а злодей же может и просто из пистолета пальнуть)? Поэтому она и пытается брать курсы Тонкости, чтобы заниматься разведкой (благо голова у этой сногсшибательной блондинки с богатым папочкой на плечах всё же есть, и вполне недурная). Позже она узнаёт, что левитация — всего лишь простейшее проявление её истинной способности. Элис умеет управлять гравитацией. Причём запросто может подбросить врага вверх на десяток метров, а затем вниз с двадцатикратным ускорением. И всё на расстоянии. То же самое поначалу можно сказать и о Нике. Он умеет управлять удачей, что для парня из Лас-Вегаса — довольно неплохой способ подзаработать в казино. А вот супергерой из него никудышный, и он это знает (он ведь не такой глупец, которого играет на публику). Правда в первой книге он всё же демонстрирует свою силу на полной катушке — грузовик, мчащийся по шоссе, внезапно испытывает все мыслимые и немыслимые неполадки одновременно, и в течение нескольких секунд превращается в груду металлолома. А когда Глобус временно прокачивает его на максимум, то Ник начинает видеть и манипулировать линиями вероятности, всегда имея возможность создать для себя максимально выгодную ситуацию (например, враг может стрелять почти в упор и промажет всякий раз).
  • Ким Ньюман «Bloody Red Baron» — а ведь такой хорошей идеей казалось немцам совместить полиморфизм яванских вампиров с родными немецкими, линии Дракулы. Летать без самолета! При свете дня! Ригхтофен был очень рад. До опреденного момента.
    • Он же, «Anno Dracula» — вампиром быть круто? Если бы! Да, почти вечная жизнь, но и очень жесткие ограничения — потомки слабее основателя линии и полностью наследуют запреты: линия Дракулы не может войти в дом без приглашения, быть на солнце, ходить в церковь. И не может перекидываться в волка или летучую мышь. А им хочется. А попытки приводят к тяжелым травмам или смерти. И Дракула еще и очень щедр в этом плане — его потомков-вампиров очень много. А что говорить о мелких вампирах или экзотике типа яванских? Их потомкам еще хуже.
  • Айзек Азимов «Мёртвое прошлое» — тут дар не в смысле «персонаж одарён», тут персонаж одаривает человечество своим изобретение: машиной, позволяющей заглядывать в любое место в прошлом. А когда начинается прошлое? Год назад? Час? Микросекунду? В общем, частная жизнь, вероятно, закончилась навсегда.
    • Евгений Лукин «Клопики» — закончилась? Да и ладно, и не такое пережить доводилось.
  • Альфред Бестер «Тигр! Тигр!» — одна из персонажей способна только передавать мысли, но не принимать. По её мнению, её «дар» сочетает все недостатки телепатии с полным отсутствием её преимуществ. (Впрочем, в преподавательской профессии её дар не так уж отстоен, если тщательно следить за передаваемыми мыслями. Да и страдающего от синестезии протагониста удалось спасти только благодаря её способности «докричаться» прямо до мозга, а не до органов чувств.)
  • Станислав Лем, «Семь путешествий Трурля и Клапауция, путешествие шестое» — изобретатели, чтобы спастись от космического разбойника Мордона, создали для него «демона второго рода», умеющего добывать всю имеющуюся информацию из воздуха. В итоге Мордона завалило абсолютно ненужной для него информацией.
  • Дэн Симмонс «Дети ночи» — «болезнь чаши» дает неограниченную жизнь, если выживаешь во время приступов адской боли с дикой анемией в комплекте и учишься их снимать. Дракуле повезло, он в солидном десятилетнем возрасте, зная про такую семейную беду, смог сказать, почему ему так плохо. А другим носителям этой болезни? И Джошуа, который в силу того, что ему и года не было, не мог сказать, что с ним, выжил только благодаря тщательному медосмотру и экстренному переливанию крови.

Сетевая

  • «Туда и оттуда» — дар Королевы эльфов: «Твои песни хороши, и я дарую тебе волшебные струны. Всегда, на любой твоей гитаре струны под твоей рукой станут серебряными, и на каждое слово лжи они будут отзываться диссонансом. Так посоветовал мне мой менестрель, Том из Эрсилдуна».
    • Собственно, здесь использована старая легенда о Томасе Рифмаче, пересказанная многими авторами. У Роберта Бёрнса Томас даже пытается отказаться от дара, но с Королевой эльфов не поспоришь.
  • Рассказ «Смотри, как глубока кроличья нора» Александра Скотта — поначалу весь об этом, но далее следует зигзаг.
  • «Worm» — второе событие-триггер. Казалось бы, что может быть круче, чем получить апгрейд суперсил, переводящий их на новый уровень? Ан нет, если для первого триггера нужно попасть в действительно неприятную ситуацию (многие называют день, в который они получили сверхспособности, худшим в своей жизни), то для второго триггера — требуется достаточно близкое повторение первого триггера. Особо невезучие индивидуумы могут получить суперсилу, бесполезную в ситуации триггера — тогда второй триггер происходит сразу по окончанию первого. Впрочем, если человек не сошёл с ума и не совершил поворот налево после первого триггера — есть надежда, что переживёт и второй.

Кино

  • Все главные герои фильмов «Пункт назначения» имеют способность предвидеть будущее. Вот только много ли радости от этой способности? Давайте посмотрим: флэшфорварды выскакивают внезапно и порой в самый неподходящий момент, например, когда герои за рулём; видения будущего зачастую сопровождаются всеми жуткими подробностями смертей; и наконец, нередко на причину чьей-либо смерти указывает какой-то знак, который ещё нужно увидеть и понять. Чаще всего это происходит слишком поздно.
    • Более того — именно предвидение будущих событий частенько и приводит участников на свидание в Самарре.
  • «Муха»: в результате опыта по телепортации профессор Сет Брандл случайно соединяет себя с мухой. Поначалу изменения порадовали его — Сет приобрёл невероятную силу и ловкость, практически неиссякаемую сексуальную энергию, а позднее даже получил способность лазить по стенам, и изрыгать изо рта мощную кислоту. Но радость от новых способностей скоро сменилась ужасом и отчаянием — тело Сета стало чудовищно изменяться и деградировать; он стал терять разум, становясь холодным и бесчувственным; в довершение всего, он потерял способность принимать пищу обычным образом (отныне ему требовалось срыгнуть на пищу кислотой, а потом выпить полученную жижу). В последней стадии мутации Сет Брандл становится ужасной тварью, в которой не осталось почти ничего человеческого, и окончательно сходит с ума.
  • «Смерть ей к лицу»: главные героини Мадлин и Хелен приняли эликсир бессмертия… а вот с неуязвимостью вышла неувязочка. В итоге к концу фильма они уже были похожи на разваливающиеся манекены.
  • «Человек из стали»: рентгеновское видение и суперслух достали Кларка настолько, что он заперся в кладовке. Хотя привык он быстро, а когда появились другие криптонианцы, начал использовать это против них.
  • «Сказка странствий»: брат главной героини, мальчик Май, умеет находить золото. Но они живут в бедности. Сестра запрещает Маю искать золото даже ради его благополучия — слишком сильные боли он испытывает при контакте с ним. Ей попросту жаль брата. Но зато не жаль Мая двум бандитам, которые похищают его с целью обогащения. Под их руководством Май учится управлять своим даром, даже притягивать золото, со временем боли при контакте с золотом у него проходят. Но бандитское воспитание не проходит даром: некогда добрый мальчик вырастает в жестокого богатого отморозка, который может ради потехи натравить собак на женщину. А тут ещё выясняется, что женщина — его родная сестра… В общем, от волшебного таланта больше бед и смертей, чем пользы.
    • Самое отстойное тут — отношение сестры, неспособной признать за братом право использовать свой талант и воспринимающей его как беспомощного ягненка. Настолько, что ЛУЧШИМИ УЧИТЕЛЯМИ в использовании своего дара для него становятся бандиты.
  • «Трасса 60»: главный герой встречает в придорожной забегаловке очередную жертву приколов О. Ж. Гранта — мужика, который может есть что попало без ущерба для желудка. Одна беда — никогда не может насытиться.
  • «Заколдованная Элла» же! Будучи ещё младенцем, Элла получила в дар от феи невероятное послушание. Всё бы ничего, да вот только что бы ей ни сказали сделать, она тут же выполняет, независимо от собственной воли. Она не может ослушаться, когда ей приказывают убить её возлюбленного! Однако чары довольно просто снимаются — Элла приказывает себе никому не подчиняться.
  • «Маска» (1994): именно так начинает воспринимать магию маски Стэнли Ипкисс, когда ему садятся на хвост одновременно полиция и банда Дориана. К тому же в финале Стэнли выбросил артефакт обратно в залив, что как бы намекает…
  • ДМБ-003, история «Нострадамус». От удара по голове у Бомбы открывается дар предсказания будущего, осложнённый при этом полнейшей невозможностью соврать. Ушлый капитан Злодеев находит в этом великолепную возможность по борьбе с неуставщиной — после чего Бомбу невзлюбили сослуживцы (а ефрейтор Галагура трудами Злодеева даже отправился в дисбат за рукоприкладство), которым осведомлённый обо всех нарушениях капитан крепко так обломал маленькие радости жизни. Повторно прилетевший в голову сапог привёл Бомбу в норму — и вопрос генерала Талалаева «Будет ли война?» так и остался без ответа.
  • «Защитники» — Ксения. Вода делает её невидимой, но при этом (сценаристы, вы что употребляли?) проявляет контуры её тела, делая её видимой! Особая мякотка: даже когда суперспособность прокачали при помощи чудо-костюма, хоть сколько-нибудь осмысленно и эффективно героиня не использовала её ни разу[1]!

Телесериалы

  • «Плохие»: многие из суперспособностей, которые получили герои, оказались отстойными. Например, Алиша получила способность возбуждать мужчин одним прикосновением. И, хотя ей сначала нравилось заниматься сексом с разными парнями, влюбившись, она поняла, что не может притронуться к Кёртису, чтобы тот не набросился на неё. Келли получила телепатию и стала слышать всякие неприятные секреты окружающих. Руди получил способность растраиваться, но его двойники оказались довольно странными личностями (второй Руди был слабовольным и сентиментальным, а третий — сидевшим и злым). У прочих героев силы тоже бывали отстойными.
    • Субверсия: когда появляется Молочник, герои шутят по поводу невероятной отстойности его способностей: он всего лишь может взрывать на расстоянии пакетики с йогуртом. То ли дело исцелять людей прикосновением! Но время показало, что если бы не способность Кёртиса управлять временем — Молочник смеялся бы последним.
  • «Ангел»: Дойл в последнюю минуту передал Корделии дар видения настоящего и будущего, при помощи которого сотрудники «Ангел Инвестигейшнз» узнавали, где очередная беда. Вот только полудемон Дойл от этих видений страдал головными болями, а Корделию они убивают потихоньку. Спасибо, Дойл! Спасибо, Силы, Что Пребывают!
  • «Настоящая кровь»: главная героиня скорее страдает от своего дара телепатии, чем наслаждается им. Ее настолько заколебало слышать мысли всех жителей своего города, что, когда там появился товарищ, чьих мыслей она не могла почувствовать, радости её не было предела.
  • «Сверхъественное»: метка Каина. Да, с её помощью Дин может убивать кого угодно и обретает бессмертие, но дорогой ценой. Метка превращает его в демона, жаждущего постоянных убийств.
  • «Хэйвен» — почти все «проблемы» жителей этого городка делятся на бесполезные и опасные. А «проблемами» в этом телесериале по Кингу называют сверъестественные способности жителей маленького городка Хэйвен.
  • «Легенды завтрашнего дня»: с фитильком. Эобард Тоун может передвигаться со сверхсветовыми скоростями, мыслить быстрее любого человека, регенерировать в разы быстрее, но, в отличие от предыдущих его появлений, за ним гонится чудовище, которое должно устранить его как временной парадокс.
  • «Доктор Кто», эпизод «Возвращение Доктора Мистерио»: суперспособности — это круто. Вот только когда в школе у парня появляется рентгеновское зрение, и он начинает видеть всех подряд голыми, то ему остаётся лишь постоянно пялиться в пол. А если мимо проходит девушка, которая ему нравится, то он поднимается в воздух на полметра.
  • «Игра Престолов» — Жойен Рид в сериале не просто зеленовидец. Каждое видение он видит в нехилом таком эпилептическом припадке.
  • «Часовой» — сверхмощные органы чувств могут очень сильно помочь детективу полиции, однако он чуть было не попадает под машину в первой серии, когда зацикливается на летающем диске в парке через дорогу. А когда доктор ему ещё и уши прочищает, так он вообще чуть не глохнет от малейшего шороха в участке, пока Блер не даёт ему наушники с генератором белого шума. А от боли так он вообще агонизирует. Хорошо хоть солдатом был и терпеть умеет.
  • «Осторожно, модерн-2» — волшебные подарочки от самого настоящего Деда Мороза. Скатерть-самобранка (привет, ожирение), «неиссякная» бутылка водки, превратившая Степана в алкаша, хамское волшебное зеркало, плеер, после которого «никто не видел Бульдозера не танцующим (так продолжалось целый месяц)», яичко, которое превращает того, кто его съел, в джинна-буквалиста.
  • «Люди Альфа» — у всех главных персонажей со способностями есть недостатки. Гари может улавливать любые электромагнитные волны. Но теперь его мозг постоянно занимается обработкой этих сигналов, из-за чего он страдает аутизмом. Рэйчел обладает сверхчувствительностью (аналогично Джиму из сериала «Часовой», только помощнее) и способна даже разглядеть отдельные молекулы. Но если она сосредотачивается на одном чувстве, все остальные отпадают. А ещё она может видеть микробы, от чего одержима чистотой. Сексом она тоже заниматься не может — ощущения превосходят всякие пороги. Билл способен по-желанию вызывать инстинкт «сражайся или смывайся», обретая повышенную силу и скорость. Результат: хронические проблемы с сердцем.

Мультсериалы

  • «Приключения капитана Врунгеля» — сверхспособности агента 00X часто оборачиваются против него самого. Сначала гангстеры, сфотографировав агента, превращают его в снимок и сжигают; затем, воткнув пальцы в розетку, оборачивают его голову лампочкой и разбивают вдребезги.
    • Впрочем, в данном примере всё-таки дело именно в мозговыносящих законах физики и биологии самого сеттинга — тех самых, которые позволили этим же гангстерам идти по дну моря, играя на аккордеоне и качая воздух в скафандр, а команде яхты «..беда» выиграть финальный этап регаты весьма… кхм, нетрадиционным способом. С такой позиции дар бессмертия агента 00X очень даже полезен.
  • «Супермен» (мультсериал): Джон Корбен, став киборгом Металло, получил бессмертие, суперпрочное тело, устойчивое к повреждениям и неуязвимое для любых болезней, огромную физическую силу и источник питания, смертельно опасный для его заклятого врага. Неплохо, правда? Ну, это как сказать. Взамен он потерял обоняние, способность к тактильным ощущениям, а также способность чувствовать вкус — любая еда и питьё стали казаться ему безвкусными.
    • Автор правки понимает у холодильника, что и с личной жизнью у него должно быть всё грустно.
  • «Новые приключения Человека-Паука»: Макс Диллан/Электро считает свои способности к электрокинезу невероятно отстойными. Судите сами: ради безопасности окружающих Макс вынужден всё время носить защитный костюм; из-за того, что его тело постоянно находится под напряжением, Электро испытывает проблемы с поглощением пищи и неспособен пить; ну и в довершение всего, поблизости от Макса начинают барахлить электроприборы, и он не может даже посмотреть телевизор или, на худой конец, послушать радио. Со временем организм Макса адаптировался к мутации, и он избавился от части вышеперечисленных недостатков. Но он по прежнему хочет стать обычным человеком: из-за «наэлектризованности» он никогда не найдёт себе девушку.
  • «Черепашки-ниндзя» (мультсериал 2012 года):
    • Бандит Ксевер после контакта с мутагеном мутировал в рыболюда Саблезуба. В новой форме он получил острые как бритва когти, ядовитые челюсти, а его тело покрыто эластичной и прочной чешуёй. Но у нового тела есть два существенных недостатка: у Ксевера нет ног, и он не способен дышать атмосферным воздухом. Впрочем, после того как Бакстер Стокман сделал Саблезубу кибернетические ноги и дыхательный аппарат, мутант перестал быть обузой для Шреддера. Так что случай Ксевера — игра со штампом.
    • А вот подростку Тимоти (он же Пульверизатор), в отличие от Ксевера, повезло куда меньше. В результате воздействия мутагена он превратился в существо, отдалённо напоминающее амёбу. Всё его тело, за исключением глаз, рта, и внутренних органов превратилось в желеобразную массу. А какие у него суперспособности?, спросите вы. А никаких, за исключением того, что его тело выделяет кислоту, и, поедая мутаген, он становится сильнее. Неудивительно, что едва Тимоти увидел своё отражение, то сошёл с ума. Бедняга так хотел быть мутантом…
  • «Вуншпунш»: злые колдуны-недоучки Тирания и Бубоник наколдовали всем жителям города исполнения желаний. Так как жители просили, абсолютно не думая (ну откуда им знать, что желания вдруг исполнятся?), получался именно сабж. Например, один мальчонка пожелал летать — и полетел, но не знает, как приземлиться, да и голова кружится.
  • Wakfu: старейшины народа элиатропов получили от своей богини способность к реинкарнации — после смерти они (и их близнецы-драконы) рождаются снова из того же яйца. Что в этом может быть отстойного, спросите вы? Пока пятеро старейшин проживали жизнь за жизнью, забывая прежнюю и вырастая как в первый раз, шестой — Килби — не забывал ничего. Постепенно он обезумел от скуки и предал свой народ ради новых знаний.
  • Черный Плащ — в серии, где высмеиваются мутанты со сверхспособностями, целая компания обладателей таких. Чемпион — персонаж, который умеет превращаться в огромный антропоморфный банан. И все.
    • А другая может изображать все симптомы простуды. По мнению автора правки, это не такой уж отстойный дар (по крайней мере, она запросто сможет устроить себе липовый больничный, если захочет).
  • «Царевны» — Василиса, она же Царевна-Лягушка, стесняется своей сверхспособности и радостно хватается за возможность сменить её на любую другую.

Комиксы

  • DC Comics: рабочий Нейл Борман/Фоллаут в результате облучения превратился в ходячий источник радиации. Отныне он может направлять радиацию, чтобы убивать своих врагов, и наделён способностями к регенерации. Но он ненавидит свои способности. Во-первых, из-за того, что он постоянно испускает радиацию, Фоллаут не может нормально общаться с окружающими и вынужден постоянно носить защитный костюм. Во-вторых, он полный урод — у него светящиеся кожа и глаза, и отчётливо видна кровеносная система. Ну а в третьих — из-за своих способностей Фоллаут потерял семью.
  • Marvel — Шельма. Касаясь человека, она высасывает из него жизненную силу, умения и воспоминания. У мутантов ещё и временно крадет сверхспособности.
    • А Циклоп не может смотреть на мир иначе, как через специальные очки. Ну, то есть может, если проведёт пару недель под землёй…
    • Так же среди третьестепенных мутантов есть и с совсем отстойными способностями.

Веб-комиксы

  • «Гоблины: Жизнь их глазами» — юан-ти Кин из реальности 54 под действием волшебного поводка перебила своих друзей. Чтобы помочь ей справиться с горем, дворф-клирик Форгат нанёс ей волшебные татуировки состоящие из слов «забыть» и «мертвец». Это привело к тому, что героиня забывает всех убитых, и когда Форгат и Минимакс погибли в Лабиринте Многих, она забыла и их.
  • «Двор Ганнеркригг» — с чего бы начать?
    • Рейнар получил от Койота способность вселяться в чужие тела. Только вот без тела он жить не может, а при выселении убивает носителя. Позже выяснилось, что Рейнару подходит вообще любое «тело с глазами» и он остался в мягкой игрушке. С одной стороны его это даже устраивает, с другой — он не может простить себе то, что пытался вселиться в Антимони.
    • Сила Огня у Антимони конечно очень мощная и полезная вещь, только вот передаётся вместе с жизнью матери. После рождения дочери мать медлеееенно умирает… А ещё из-за этой особенности Анни попала в зависимость от Психопомпов и теперь вынуждена на них работать. Кроме того, что она медиум Леса. Совсем неудивительно, что она осталась на второй год.
    • Её лучшей подруге Кэт повезло больше — у неё просто талант к робототехнике. Только вот из-за этого она постоянно попадает в интриги группировок роботов (как левых, так и правых), её чуть ли ни насильно заставляют работать, а результаты проектов очень часто забираются…
    • Зимми и вовсе продавливает педаль в асфальт. Её способность к выворачиванию реальности не контролируется никак. Можно только заглушить (также эта способность отключается в дождь). Кроме того у Зимми очень зомби-подобная внешность
    • В качестве негатора с Зимми обычно ходит Гамма. Только вот говорить она умеет только по польски и может нормально общаться только с Зимми и Антимонни. Кроме того, когда она спит, негаторство не работает. Позже выяснилось, что Анни тоже может заглушать Зимми (хотя и в меньшей степени), но она и так уже на двух работах…
    • и многие другие…
  • «Заговор Единорогов» — оборотни. Способность оборачиваться волкоподобным животным передаётся не через укусы, а с какими-то рецессивными генами. При оборачивании резко увеличивается регенерация, но при этом практически пропадает сознательное поведение. В какой-то момент регенерация может и вовсе отказать, и тогда оборотень может погибнуть. Использовать в бою бесполезно — оборотень может напасть и на своих, кроме того, известен яд против оборотней. В довесок оборотни получают расшатанную психику и относительно короткий срок жизни.
  • «Дети Ишаар» — все местные эльфы — могущественные целители. Вот только их магическая сила заключена в волосах, которые отрастают один раз в жизни и ценятся людьми как фантастически дорогой ингредиент для зелий и ритуалов. В итоге за несчастными эльфами постоянно охотятся браконьеры, а остриженный эльф, даже если его оставили в живых, навсегда теряет статус и уважение в эльфийском обществе и, зачастую, вынужден покончить с собой.

Аниме и манга

  • Charlotte:
    • Дар разрушения у Аюми. Нет, дар мощный, вот только есть одно но — сила практически неуправляемая. Поэтому получается не смешно…
    • Способность Иори Секигучи передавать мысли одних людей другим людям. Таким образом она непреднамеренно вызывает ссоры окружающих, что проносит страдания и ей, и посторонним.
  • Inou Battle wa Nichijou-kei no Naka de — Андо Дзюрай может призывать тёмное пламя, которое внушительно выглядит — и всё, больше оно ничего не делает. А при переходе на новую ступень развития начинает быть смертельно опасным для своего владельца, сжигая того заживо. Что примечательно — Андо такой способностью всё равно восторгается.
  • Hatsukoi Zombie — способность видеть духов, воплощающих в себе воспоминания о первой любви человека (в режиме онлайн, дух появляются в момент, когда человек влюбляется). Учитывая, что люди склонны первую любовь идеализировать, это означает быть окруженным сплошными Мисс Фансервис (почему-то дар распространяется только на мужчин, почему — автор пока не раскрыл). Неплохо, если ты парень, а если ты молодая привлекательная девушка, от которой фанатеет половина одноклассников? Верно, это означает, что день за днём приходится видеть летающие вокруг всевозможные сексуальные фантазии о себе родимой.
  • Code Geass — Гиассы как таковые, особенно ярко продемонстрировано на Мао, Роллоне и, разумеется, Лелуше. Поначалу носитель активирует их усилием собственной воли и втихую достигает поставленной цели через особые свойства силы, как ни в чем не бывало. На первый взгляд эта способность кажется подарком судьбы, однако у всех Гиассов есть такая неприятная фича, как эволюция. В какой-то момент сила перестает проходить активацию волей и начинает действовать постоянно — по сути, носитель теряет над ней контроль, тем более что само это усиление может произойти в оч-чень неподходящий момент. После финальной стадии эволюции Гиассы становятся мощны, как никогда, а носитель часто превращается в помутневшую рассудком «платформу» для их использования. Так и произошло с вышеназванной троицей. Мао, став высшим телепатом, конкретно двинулся умом из-за бесчисленных «голосов в голове». Лелуш, беседуя с сестрой (добрейшей девушкой в его семье!), превратил ее в отмороженную машину смерти и ненароком спровоцировал резню на стадионе. Наконец, способность Роллона деактивировать всех, кто попадает в практически безграничное поле действия его Гиасса, останавливают его сердце, из-за чего он, кстати, и умирает.
  • Shingeki no kyojin: титаны-оборотни. Начать стоит с того факта, что их может быть только девять, не больше. Ибо чтобы стать оборотнем — титану нужно сожрать оборотня. И барабанная дробь: оборотни живут всего тринадцать лет — считая с момента становления оборотнем.
  • To Love-ru — способность Рито «случайно» упасть на девушку и столь же «случайно» моментально довести её до предоргазменного состояния. Почему же Рито хочет избавиться от этой своей силы? Да потому что сила неуправляемая и её даже нельзя заглушить, надев на Рито какой-нибудь инопланетный гаджет (случайно поломается).
    • Туда же суперспособность матери Лалы, способной влюбить в себя любую мужскую особь, увидевшую её лицо. Не работает только на Рито и короле галактики. На словах очень круто, но проблема всё та же — неуправляемость. А также очень широкие границы термина «мужская особь» и агрессивность попавших под действие способности. Не очень-то приятно, когда за тобой гонится влюблённый осьминог. Впрочем, у этой то мадам решение проблемы вполне есть — на мужа (короля галактики) абилка не действует, а от остальных можно спрятать лицо за вуалью.
  • One Piece — суперспособность короля Элизабелло Второго, «Королевский удар» — может одним ударом разнести целую крепость или сбить с ног Йонко (одного из Морских Императоров и сверхчеловека даже по меркам сеттинга), но для его подготовки королю нужно «боксировать с тенью» целый час (!). И не дай бог он кого заденет пальцем до момента удара по главной цели — всё придётся начинать сначала. Впрочем, на войне короля от случайных атакующих обычно защищали его воины, на арене — наёмники-гладиаторы. И потом, Элизабелло трёхметровый накачанный гигант, мастерски владеющий навыками кулачного боя… вы точно уверены, что ему нужны какие-то сверхспособности?
  • Dorohedoro: быть тутошним магом вообще не сильно радостно. Особенно если с магией не повезёт, а сделать с этим ничего нельзя. Но даже если этой проблемы нет, радоваться всё равно рано — ибо после смерти всех магов ждёт Адъ. Единственный выход — вознестись до дьявола, но тут шанс выбросить решку очень большой. У дьяволов тоже проблема — они не знают, куда девать свою суперсилу и маются от скуки.
  • Zero no Tsukaima — дар Лифдрасиля («сердца Бога»), одна из способностей фамильяров магов Пустоты. Позволяет подручному усиливать магию адепта Пустоты… за счёт своей собственной жизненной силы. Которая. Не. Восполняется. На фоне остальной линейки действительно крутых сверхспособностей фамильяров Пустоты (среди которых есть те, что позволяют управлять живыми неразумными созданиями силой мысли или дают возможность в совершенстве владеть любым оружием) дар Лифдрасиля — самый отстойный.
  • Kotoura-san — заглавная героиня именно так воспринимала поначалу свой дар телепатии. Когда для тебя нет секретов и ты всегда точно знаешь, что думают окружающие тебя, то это вовсе не круто — людям зачастую очень неприятно, когда их грязное белье выносят на всеобщее обозрение. Как итог — всеобщая ненависть, разрушенный брак родителей и одиночество.
  • Darker than Black - любой контрактор становится обладателем какой-либо сверхчеловеческой способности, но за каждое её использование обязан платить индивидуальную плату, которая может быть как безобидной (делать оригами, раскладывать камни), так и не очень (ломать пальцы, пускать кровь, пить алкоголь, целовать мужчину (условие для лесбиянки)), или вовсе постепенно убивать владельца (стареть/молодеть, терять возможность двигаться).
  • JoJo's Bizarre Adventure - не все стенды одинаково полезны! Педаль в пол выжимает Cheap Trick — этот стенд умеет только действовать владельцу на нервы болтовнёй. А ещё носителю этого паразита нельзя показывать кому-либо свою спину, иначе — смерть.
  • SukaSuka - девушки-феи, одарённые способностью оперировать особенно большим количеством вененума (название магической энергии в данном сеттинге), способны буквально творить чудеса в бою. Но это чревато для них распадом личности ("... если в бою они создают слишком много вененума, память их прошлой жизни вторгается в их разум, разрушая его... " ©) Свидетельство тому - трагичная судьба Ктолли Ноты Сеньорис или "открытием Врат Фей" - очень сильным самоубийственным магическим взрывом (феи умеют и сознательно вызывать этот взрыв, но в случае перенапряжения он произойдёт непроизвольно), этой участи едва избежала Нефрен Рук Инсания. А вот феи средних способностей, да ещё и не теряющие голову в бою, вполне могут жить нормальной жизнью, как минимум, до совершеннолетия и даже дольше. Спустя 5 лет, во время действия SukaMoka, ровесницы Ктолли старшие феи Айсея (хоть и в инвалидной коляске), Рантолк и Нофт всё ещё живы, бодры, и заняты работой.

Видеоигры

  • Resident Evil: редчайший, вероятно, уникальный иммунитет Лизы Тревор к прототипу T-вируса привёл лишь к кошмарным последствиям для неё и многих других людей. Корпорация Umbrella убила её родителей, а саму отправила в лабораторию, где в её теле десятки лет подряд синтезировали и испытывали новые, всё более опасные штаммы вируса, с жертвами которого игроки сражаются почти в каждой игре. Сама же Лиза от накопления внутри себя остатков отработанного мутагена и бесчисленного множества операций превратилась в гротескную пародию на человека, едва ли способную ощущать что-то, кроме ненависти ко всему живому и агонии бесконечно разлагающихся фрагментов тела.
  • Planescape: Torment: бессмертие ГГ.
  • Heroes of Might & Magic III: Любой не прокачанный на полную герой вполне можно получить в качестве дара от учёного или ведьмы такой «нужный» и «полезный» навык, как Зоркость, Грамотность или Медицина.
    • Тут вопрос спорный - совсем бесполезных навыков в игре нет. Другой вопрос, что не всегда полученный дар сочетается со стилем игры конкретного игрока... или с конкретным замком.
  • World of Warcraft — (с прикрученным фитильком) в игре есть ряд способностей, позволяющих ходить по воде («Хождение по воде» у шаманов или «Ледяной путь» у рыцарей смерти, например). Они действительно помогают сэкономить время, ведь даже обычная скорость бега трусцой существенно превышает скорость передвижения вплавь. Но боже вас упаси, имея на себе подобный бафф, бахнуться об воду с большой высоты…

Визуальные романы

  • Crimson Gray — один из главных героев, девушка по имени Лиззи Досс, обладает сверхсилой и молниеносными рефлексами. Плюс к этому, у неё обостренные органы чувств и повышенный болевой порог. Круто? Да. конечно… было бы, если бы эти способности не были следствием тяжелого химического дисбаланса головного мозга Лиззи, который с рождения превратил её в психопата с целым букетом психологических отклонений, маний и навязчивых состояний.

Настольные игры

  • Сеттинг Ravenloft: ВСЕ без исключения местные Тёмные дары являются жутким отстоем. Начиная с того, что Местные Тёмные силы используют бессмертие своих Тёмных лордов, чтобы их мучить надеждами, которым не суждено сбыться. И заканчивая явным или не очень внешним уродством персонажа, который в очередной раз провалил проверку Тёмных сил. Сами-то дары бесплатные за редким исключением, зато по сути серьёзно ограничивают своего обладателя. Даже дьяволы и демоны считают их крайне отстойными, а уж они знают толк в благословления и проклятиях.
Дары богов.png
  • WarHammer 40,000 — парии обладают антимагическими способностями, вплоть до того, что вокруг них создается своеобразная сфера небытия, в которой не действует никакая магия, псайкеры дохнут на раз, а демоны мгновенно и навсегда развоплощаются. Кстати, души тех несчастных, которым не повезло умереть возле подобных убер-парий, никуда не возносятся, а уничтожаются окончательно и бесповоротно. Однако, отличаются от обычных людей отсутствием эмоций и эмпатии: им крайне тяжело общаться с другими и они напрочь лишены интуиции, а окружающие подсознательно чувствуют неприязнь к «пустому» и сторонятся его.
    • В Dark Heresy существуют так называемые дискорданты, носители редкой (один человек на триллион) аномалии, проявляющейся после сильного стресса. Заключается аномалия в способности легко и надолго выводить из строя любую технику. Более того, чем совершенней техника, тем быстрей и процесс. Обычно после чтения этих строк возникает образ непобедимого убийцы киборгов, роботов и носителей разнообразных боевых костюмов, спокойно проникающего на самые охраняемые объекты. Однако минусы перевешивают. Во-первых, дискорданты сами очень ограничены в экипировке и часто вынуждены идти в бой в обычных бронежилетах, размахивая простейшим холодным и метательным оружием, так как силовые клинки, лазерные и плазменные пистолеты, скафандры и пр. портятся прямо на них. Во-вторых, аугуметика и медицинские когиаторы и комплексы не способны исследовать и лечить дискордантов. В-третьих, псионика и чудеса веры дискордантам не доступны. Так что если дискордант рождается в мире, не обременённом технологиями, то его дар абсолютно не заметен. А если мир технологически развит, то доставляет массу проблем, а уж на мирах-кузнях, мирах-ульях и космических кораблях быть дискордантом смертельно опасно даже при отсутствии преследования.
    • Дары богов Хаоса. Просто дары богов Хаоса, особенно Нургла. Переться с такого могут только вконец поехавшие мраккультисты, либо это ещё и само по себе крышу срывает.

Реальная жизнь

  • Полная нечувствительность к боли. Однако, скорее всего, это другой троп[2][3][4]
    • Есть ещё другая патология, когда человек чувствует боль, но без особых страданий — примерно как щекотку или зуд. Это уже определённо Не такой уж отстойный дар[5][6][7]
  • Клетки в организме того, кто сейчас читает эту страницу, делятся только ограниченное число раз (в общем-то, потому мы и стареем). Однако кое-какие клетки могут делиться бесконечно. Было бы здорово, если бы не было так грустно
    • Сама возможность этого довольно интересна. В теории, научившись ограничивать темп их роста, можно добиться нестарения как минимум (хотя это жуть как сложно, но чем-то абсолютно невозможным не является). Правда, остается проблемка со спонтанными мутациями в процессе деления.
  • Кора мозга больше на две трети чем обычно — казалось бы человек должен стать ещё умнее? Но на практике получается аутизм.
  • Синдром Саванта — пациент может извлекать быстрее компа корни из чисел, от которых калькуляторы наворачиваются, но… не может сам нормально надеть ботинки!
  • Высокая степень чувственного восприятия — с одной стороны, это полезно где-то в лесу и пр., но в городе или толпе такой поток информации от органов чувств вызывает… тяжёлую неврастению и психосоматические болячки всех степеней тяжести.
  • Пышный бюст. Допустим, оно красиво и сексуально, но обладательницы часто не знают, куда деваться от красоты такой. С такой грудью невозможно лежать на животе, от неё могут возникнуть боли в спине. Если грудь стала большой уже в подростковом возрасте, то о прямом позвоночнике можно благополучно забыть. С возрастом она быстро начинает отвисать, и тогда кожа под ней сильно потеет, воспаляется и портится. Большинство женщин может избавиться от избыточной массы тела, просто занимаясь физкультурой, а обладательницам большой груди часто приходится садится на жёсткую диету. Мало того, от упражнений, которые затрагивают мышцы груди, бюст может подрасти. А для спортсменок это вообще сущее наказание. И это если ещё не вспоминать про комплекс груди!
    • Гендерная инверсия — «солидного» размера мужское «достоинство». Круто, кто бы спорил, — вот только с большим членом и ходить как-то неудобно, и опять же лежать на животе трудно. Опять же, вспоминаем вышеупомянутый анекдот. Да и не факт, что такое хозяйство будет… эээ… работать как полагается. А если и будет работать, велика вероятность, что партнёр(ша) испытывает не оргазм, а боль.
  • Длинные и густые волосы. Невероятно красиво у обоих полов, только вот… Девичья коса толщиной в руку, натурально, оттягивает голову, вызывая мигрени. А кожа головы под буйными кудрями даже летом может преть, как в меховой шапке. Не говоря уже о мелочи типа сломанных расчесок и того, что вымыть-высушить эту неземную красоту — целое дело. В итоге обладатель(-ница) такой шевелюры нередко под причитания окружающих отхватывает все напрочь с воплем «задолбало!».

Примечания

  1. Идея перенести во время схватки свою невидимость на Лера была по определению тупой и неработоспособной, поскольку его хлыст остался вполне видимым
  2. https://www.general-anaesthesia.com
  3. https://www.reproductive-revolution.com/nicholas-agar.html
  4. https://www.reproductive-revolution.com/no-pain.pdf
  5. https://www.general-anaesthesia.com
  6. https://www.reproductive-revolution.com/nicholas-agar.html
  7. https://www.reproductive-revolution.com/no-pain.pdf