Вор: различия между версиями

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (1 версия импортирована)
Строка 1: Строка 1:
{{video|4jAt9D5YbiA|[[Thief]]}}
{{video|4jAt9D5YbiA|[[Thief]]}}


'''Вор''' (thief) одна из самых частых специализаций уголовников-профессионалов и популярная затея у дилетантов. В обычном литературном русском языке воровством называют то же, что в УК определяется как '''кража''' — т. е. преступление против собственности, совершаемое путём тайного присвоения чужого имущества без применения обмана, насилия, угроз или злоупотребления служебным положением. Умелый вор принципиально не идёт на «мокрые дела» и относится к элите уголовного мира. Эх, эти бы таланты — да в мирных целях.
'''Вор''' (thief) — одна из самых частых специализаций уголовников-профессионалов и популярная затея у дилетантов. В обычном литературном русском языке воровством называют то же, что в УК определяется как '''кража''' — то есть преступление против собственности, совершаемое путём тайного присвоения чужого имущества без применения обмана, насилия, угроз или злоупотребления служебным положением. Умелый вор принципиально не идёт на «мокрые дела» и относится к элите уголовного мира. Эх, эти бы таланты — да в мирных целях.


В реальной жизни нормальные граждане не любят воров, но в вымышленных мирах они часто и необоснованно романтизируются. В приключенческих фильмах вор нередко является одним из главных героев. Однако это может быть и чисто заявленной способностью, не используемой в сюжете фильма практически никак, так как центральным сюжетом становится мошенничество (или шпионство), а не воровство. В других жанрах может являться антагонистом, которого ловит главный герой.
В реальной жизни нормальные граждане не любят воров, но в вымышленных мирах они часто и необоснованно романтизируются. В приключенческих фильмах вор нередко является одним из главных героев. Однако это может быть и чисто заявленной способностью, не используемой в сюжете фильма практически никак, так как центральным сюжетом становится мошенничество (или шпионство), а не воровство. В других жанрах может являться антагонистом, которого ловит главный герой.
: Nota bene: на [[ботать по фене|русском криминальном арго]] просто «вор», без уточнений — это указание не на криминальную специальность, а на статус блатного, уважаемого в преступном мире (высший ранг — [[вор в законе]]). Не всякий вор в обыденном смысле может иметь статус вора™: к примеру, квартирный вор, взломщик-медвежатник и даже очень крутой карманник на такой статус претендовать может, а тот, кто обносит продуктовые ларьки или [[Астрид Лингрен|тырит сохнущее бельё с верёвок]] — уже нет, труба низковата и дым незаборист.


В произведениях жанра фэнтези персонаж-вор действует там, где требуется «ловкость рук и никакого волшебства», особенно если на активное волшебство могут среагировать охранные заклинания.
В произведениях жанра фэнтези персонаж-вор действует там, где требуется «ловкость рук и никакого волшебства», особенно если на активное волшебство могут среагировать охранные заклинания.
Строка 10: Строка 12:


=== [[Театр]] ===
=== [[Театр]] ===
* М. Горький, «На дне» — Васька Пепел. [[Тюрьма — дом родной|Родился в тюрьме]].
* М. Горький, «На дне» — Васька Пепел. [[Тюрьма — дом родной|Родился в тюрьме]].


=== [[Литература]] ===
=== [[Литература]] ===


==== Русскоязычная ====
==== Русскоязычная ====
* Н. С. Лесков, «Левша» — [[казак|атаман Платов]] в гостях у англичан «взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил». А то и не рассмотрели бы дома чудесную блоху.
* Н. С. Лесков, «Левша» — [[казак|атаман Платов]] в гостях у англичан «взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил». А то и не рассмотрели бы дома чудесную блоху.
** Только сразу после этого по тексту: «он сюда же, говорит, принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли», так что неоднозначно, то ли он украл, то ли англичане пытались зажать часть необходимой комплектации.
** Только сразу после этого по тексту: «он сюда же, — говорит, — принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли», так что неоднозначно, то ли он украл, то ли англичане пытались зажать часть необходимой комплектации.
* [[Остап Бендер|«Золотой телёнок»]]:
* «[[Остап Бендер|Золотой телёнок]]»:
** Лжеслепой Паниковский до революции промышлял карманным кражами в Киеве. Жертва переводила «слепого» через дорогу, попутно лишаясь бумажника. С Корейко этот номер не сработал, и Паниковского побили.
** Лжеслепой Паниковский до революции промышлял карманным кражами в Киеве. Жертва переводила «слепого» через дорогу, попутно лишаясь бумажника. С Корейко этот номер не сработал, и Паниковского побили.
*** Паниковский убегал от преследователей с гусем! Тут внезапно кража переросла в грабёж (так нередко бывает), ну или это был грабёж изначально (если он открыто схватил чужого гуся и попытался убежать с ним).
*** Паниковский убегал от преследователей с гусем! Тут внезапно кража переросла в грабёж (так нередко бывает), ну или это был грабёж изначально (если он открыто схватил чужого гуся и попытался убежать с ним).
** В финале Шура Балаганов, получив от [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] пятьдесят тысяч рублей, машинально тырит кошелек у гражданки в трамвае и глупейшим образом попадается. Потому что [[такова моя натура|такова его натура]].
** В финале Шура Балаганов, получив от [[Остап Бендер|Остапа Бендера]] пятьдесят тысяч рублей, машинально тырит кошелек у гражданки в трамвае и глупейшим образом попадается. Потому что [[такова моя натура|такова его натура]].
* М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — Аннушка-«Чума» попыталась украсть золотую подковку с бриллиантами, которую Воланд подарил Маргарите на память.
* М. Булгаков, «[[Мастер и Маргарита]]» — Аннушка-«Чума» попыталась украсть золотую подковку с бриллиантами, которую Воланд подарил Маргарите на память.
* [[Владимир Высоцкий]], «Роман о девочках» — Колька «Коллега» Святенко.
* [[Владимир Высоцкий]], «Роман о девочках» — Колька «Коллега» Святенко.
* [[Чёрные клинки. Небесная сталь]] главная героиня, крадёт на заказ.
* [[Чёрные клинки. Небесная сталь]] — главная героиня, крадёт на заказ.
* «[[Хроники странного королевства]]» — в первую очередь [[Одноглазый крутой|Одноглазый Астуриас]]. Во вторую — целый [[Класс персонажа|класс]] воров, к которому, впрочем, относятся не только воры как таковые, но и торговцы, и политики, и даже полицейские. Собственно, тот же Астуриас «в кадре» не столько ворует, сколько занимается политикой (хотя в его случае разница не так уж велика).
* «[[Хроники странного королевства]]» — в первую очередь [[Одноглазый крутой|Одноглазый Астуриас]]. Во вторую — целый [[Класс персонажа|класс]] воров, к которому, впрочем, относятся не только воры как таковые, но и торговцы, и политики, и даже полицейские. Собственно, тот же Астуриас «в кадре» не столько ворует, сколько занимается политикой (хотя в его случае разница не так уж велика).
** Но в молодости Астуриас, похоже, именно что работал «по специальности», и до сих пор еще не все навыки растерял. Надо думать, влезать в окно охраняемого здания, уходить от погони и прятаться под виселицей он не в политике научился, хоть и там могут пригодиться такие умения. Да и глаза лишился, видимо, когда еще был настоящим вором.
** Но в молодости Астуриас, похоже, именно что работал «по специальности», и до сих пор еще не все навыки растерял. Надо думать, влезать в окно охраняемого здания, уходить от погони и прятаться под виселицей он не в политике научился, хоть и там могут пригодиться такие умения. Да и глаза лишился, видимо, когда еще был настоящим вором.
* Антон Орлов, «[[Сонхийский цикл]]» — Кемурт, молодой маг-амулетчик, который после гибели родителей по причине несовершеннолетия был вынужден скрываться от «Надзора за детским счастьем» (местная «ювенальная юстиция» с крайне странным пониманием оного «детского счастья»). Добывал себе пропитание мелким воровством, всячески избегая встреч с воровскими гильдиями. Затем его нашёл Тейзург и предложил «работу по специальности» — «позаимствовать» несколько древних вещей у некоторых солидных господ. После успешного выполнения этих заданий Кемрут стал полноправным членом команды Тейзурга. {{spoiler|Когда Дирвен получил всемогущество и узурпировал власть в стране, Богиня Вероятности дала Кемруту амулет, позволяющий без проблем использовать другие его амулеты. Благодаря этому Кемрут смог проникнуть в сокровищницу Дирвена и выкрасть артефакт, который вернул древней вампирше Лорме её истинный облик прямо во время свадебной церемонии.}}
* Антон Орлов, «[[Сонхийский цикл]]» — Кемурт, молодой маг-амулетчик, который после гибели родителей по причине несовершеннолетия был вынужден скрываться от «Надзора за детским счастьем» (местная «ювенальная юстиция» с крайне странным пониманием оного «детского счастья»). Добывал себе пропитание мелким воровством, всячески избегая встреч с воровскими гильдиями. Затем его нашёл Тейзург и предложил «работу по специальности» — «позаимствовать» несколько древних вещей у некоторых солидных господ. После успешного выполнения этих заданий Кемрут стал полноправным членом команды Тейзурга. {{spoiler|Когда Дирвен получил всемогущество и узурпировал власть в стране, Богиня Вероятности дала Кемруту амулет, позволяющий без проблем использовать другие его амулеты. Благодаря этому Кемрут смог проникнуть в сокровищницу Дирвена и выкрасть артефакт, который вернул древней вампирше Лорме её истинный облик прямо во время свадебной церемонии.}}
* [[Олди]], «Пасынки восьмой заповеди» — четверка воспитанников Самуила-бацы является ворами с крайне необычной специализацией. В их же компанию ненароком затесывается обычный вор, Джозеф Волож.
* [[Олди]], «Пасынки восьмой заповеди» — четверка воспитанников Самуила-бацы является ворами с крайне необычной специализацией. В их же компанию ненароком затесывается обычный вор, Джозеф Волож.
** Главные герои книги «Маг в законе» — конокрад Дуфуня Друц и воровка на доверии Рашель.
** Главные герои книги «Маг в законе» — конокрад Дуфуня Друц и воровка на доверии Рашель.
* [[Александр Рудазов]], «[[Криабал]]» — Плацента. В эпилоге «Апофеоза» [[повадился кувшин по воду ходить|таки доворовался]] {{spoiler|и был принят в сонм небожителей бога воров Фуракла.}}
* [[Александр Рудазов]], «[[Криабал]]» — Плацента. В эпилоге «Апофеоза» [[повадился кувшин по воду ходить|таки доворовался]] {{spoiler|и был принят в сонм небожителей бога воров Фуракла.}}


==== На других языках ====
==== На других языках ====
* Д. Дефо, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Главная героиня родилась в тюрьме и была профессиональной воровкой.
* Д. Дефо, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Главная героиня родилась в тюрьме и была профессиональной воровкой.
* Ч. Диккенс, « Оливер Твист». [[Фейгин]] в молодости и Джек Докинз.
* Ч. Диккенс, « Оливер Твист». [[Фейгин]] в молодости и Джек Докинз.
* [[Барраяр]] дворянская приставка звучит как vor. Хотя изначально Буджолд сконтаминировала её из немецкой дворянской приставки «фон» (von, «родом из имения такого-то») и английского слова war (ведь дело дворян — война!), но потом [[А что, пусть будет!|пополнила канон]] сведениями о том, что на исторической родине одной из протокультур Барраяра «вор» means thief, и это значение не забыто…
* [[Барраяр]] — дворянская приставка звучит как vor. Хотя изначально Буджолд сконтаминировала её из немецкой дворянской приставки «фон» (von, «родом из имения такого-то») и английского слова war (ведь дело дворян — война!), но потом [[А что, пусть будет!|пополнила канон]] сведениями о том, что на исторической родине одной из протокультур Барраяра «вор» means thief, и это значение не забыто…
** Русский — один из базовых этносов на Барраяре. Так что Форкосиган это запросто может быть и вор Косыгин, живите с этим :-)
** Русский — один из базовых этносов на Барраяре. Так что Форкосиган это запросто может быть и вор Косыгин, живите с этим :-)
** После [http://az.lib.ru/t/teffi/text_1920_que_fer.shtml рассказа Тэффи] и появления такой приставки в среде русских эмигрантов читается с улыбкой.
** После [http://az.lib.ru/t/teffi/text_1920_que_fer.shtml рассказа Тэффи] и появления такой приставки в среде русских эмигрантов читается с улыбкой.
* Вы будете смеяться, но архетипически-брутальный варвар [[Конан]] начинал свою жизнь в цивилизованном мире как профессиональный вор.
* Вы будете смеяться, но архетипически-брутальный варвар [[Конан]] начинал свою жизнь в цивилизованном мире как профессиональный вор.
* Предшественник всех «плутов в составе команды приключенцев» [[Хоббит|Бильбо Бэггинс]] с самого начала рекрутировался Торином и Гэндальфом в качестве «взломщика», чему вполне добропорядочный хоббит был немало возмущён. Поворовать ему за время приключения всё-таки пришлось — сперва кучу всяких мелочей во дворце Трандуила, потом драгоценности из сокровищницы Смауга.
* Предшественник всех «плутов в составе команды приключенцев» [[Хоббит|Бильбо Бэггинс]] с самого начала рекрутировался Торином и Гэндальфом в качестве «взломщика», чему вполне добропорядочный хоббит был немало возмущён. Поворовать ему за время приключения всё-таки пришлось — сперва кучу всяких мелочей во дворце Трандуила, потом драгоценности из сокровищницы Смауга.
** Извините, но «карьеру вора» он начал до дворца Трандуила — пытался спереть кошелёк у одного из тройки троллей, попался, потом и вся банда гномов вместе с хоббитом получила шанс стать жратвой для троллей. А доброму дедушке (в действительности хитрому интригану) Гэндальфу пришлось их всех спасать.
** Извините, но «карьеру вора» он начал до дворца Трандуила — пытался спереть кошелёк у одного из тройки троллей, попался, потом и вся банда гномов вместе с хоббитом получила шанс стать жратвой для троллей. А доброму дедушке (в действительности хитрому интригану) Гэндальфу пришлось их всех спасать.
* [[Artemis Fowl]] [[у нас странные гномики|гном]] Мульч Рытвинг, клинический клептоман и [[обаятельный мошенник]].
* [[Artemis Fowl]] — [[у нас странные гномики|гном]] Мульч Рытвинг, клинический клептоман и [[обаятельный мошенник]].
* Дженн Лайонс «Погибель королей» — те кого обокрал протагонист оказались… [[мраккультист]]ами
* Дженн Лайонс «Погибель королей» — те кого обокрал протагонист оказались… [[мраккультист]]ами


=== [[Кино]] ===
=== [[Кино]] ===
* «Приключения знаменитой авантюристки Софьи Блювштейн» — восьмисерийный немой фильм 1914 года, про легендарную Соньку Золотую Ручку. До наших дней от всего фильма дошли только фрагменты.
* «Приключения знаменитой авантюристки Софьи Блювштейн» — восьмисерийный немой фильм 1914 года, про легендарную Соньку Золотую Ручку. До наших дней от всего фильма дошли только фрагменты.
* «Багдадский вор» — фильм 1924 г. и его целых 5 римейков, и все [[Кастинг-агентство «WTF?»|не с арабскими, а европейскими рожами]] (кроме индийца Сабу Дастагира, снявшегося в британском фильме 1940 г., и собственно индийского фильма).
* «Багдадский вор» — фильм 1924 г. и его целых 5 римейков, и все [[Кастинг-агентство «WTF?»|не с арабскими, а европейскими рожами]] (кроме индийца Сабу Дастагира, снявшегося в британском фильме 1940 г., и собственно индийского фильма).
* «[[Фильмы Рязанова|Старики-разбойники]]» — кража картины из музея посреди бела дня.
* «[[Фильмы Рязанова|Старики-разбойники]]» — кража картины из музея посреди бела дня.
* «[[Джентльмены удачи]]». Цитата: «Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
* «[[Джентльмены удачи]]». Цитата: «Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
* [[How to Steal a Million|Как украсть миллион]] кража тщательно охраняемой статуи из музея.
* [[How to Steal a Million|Как украсть миллион]] — кража тщательно охраняемой статуи из музея.
** Инверсия: на самом деле главный герой оказался не солидным вором, промышляющим кражей произведений искусства из солидных домов, а известным экспертом-искусствоведом, который временами проверял подлинность произведений ''без ведома их владельцев''. И на кражу Венеры Челлини, принадлежавшей отцу главной героини, он пошёл только потому что успел по уши влюбиться в неё.
** Инверсия: на самом деле главный герой оказался не солидным вором, промышляющим кражей произведений искусства из солидных домов, а известным экспертом-искусствоведом, который временами проверял подлинность произведений ''без ведома их владельцев''. И на кражу Венеры Челлини, принадлежавшей отцу главной героини, он пошёл только потому что успел по уши влюбиться в неё.
* «Калина красная» — вор-рецидивист решил «завязать с прошлым» и уехал в деревню к молодой вдове, с которой познакомился по переписке. {{spoiler|«Завязать» ему удалось, однако «прошлое» само вернулось в лице бывших подельников, которые убили героя за отказ вернуться к «воровской жизни»}}
* «Калина красная» — вор-рецидивист решил «завязать с прошлым» и уехал в деревню к молодой вдове, с которой познакомился по переписке. {{spoiler|«Завязать» ему удалось, однако «прошлое» само вернулось в лице бывших подельников, которые убили героя за отказ вернуться к «воровской жизни»}}
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]» — Жорж Милославский.
* «[[Иван Васильевич меняет профессию]]» — Жорж Милославский.
* «[[Леди-ястреб]]» — юный вор с погонялом Мышонок решил завязать, подавшись в оруженосцы.
* «[[Леди-ястреб]]» — юный вор с погонялом Мышонок решил завязать, подавшись в оруженосцы.
* Экранизация [[Dungeons & Dragons]], прославившаяся афро-эльфами — главный герой и его друг.
* Экранизация [[Dungeons & Dragons]], прославившаяся афро-эльфами — главный герой и его друг.
* Цикл про друзей Оушена, разумеется!
* Цикл про друзей Оушена, разумеется!
* «[[Home Alone|Один дома]]» — антагонисты.
* «[[Home Alone|Один дома]]» — антагонисты.
* «[[Ёлки]] лохматые» — «[[Один дома]]» по русско-[[Собака — друг человека|собачьи]].
* «[[Ёлки]] лохматые» — «[[Один дома]]» по русско-[[Собака — друг человека|собачьи]].
* [[Вор (фильм)]] «папка» главного героя. Судя по показанному в фильме, специализируется на квартирных кражах, т.е. является "форточником" - низшей кастой, по сравнению с карманниками и прочими мастерами тайно присвоить чужое имущество. В поезде крадёт чемодан, для чего тоже большого ума и ловкости не требуется.
* [[Вор (фильм)]] — «папка» главного героя. Судя по показанному в фильме, специализируется на квартирных кражах, то есть является «форточником» — низшей кастой, по сравнению с карманниками и прочими мастерами тайно присвоить чужое имущество. В поезде крадёт чемодан, для чего тоже большого ума и ловкости не требуется.
* [[Gangs of New York|Банды Нью-Йорка]] подруга главного героя воровка. Занимается как карманными кражами, так и крадёт вещи в наглую из богатых домов по среди бела дня одевшись прислугой.
* [[Gangs of New York|Банды Нью-Йорка]] — подруга главного героя воровка. Занимается как карманными кражами, так и крадёт вещи в наглую из богатых домов по среди бела дня одевшись прислугой.
* [[Don't Breathe|Не дыши!]] главные герои являются домушниками, решившими обокрасть одинокого слепого старика, на их беду оказавшимся не просто [[крутой дедуля]], а ещё [[вигилант]]ом с замашками маньяка.
* [[Don't Breathe|Не дыши!]] — главные герои являются домушниками, решившими обокрасть одинокого слепого старика, на их беду оказавшимся не просто [[крутой дедуля]], а ещё [[вигилант]]ом с замашками маньяка.
* [[Bad Samaritan]] (дословно «Плохой самаритянин», в прокате «логово монстра») вор забравшийся в дом богача, обнаружил, что это настоящий маньяк, держащий взаперти свою жертву.
* [[Bad Samaritan]] (дословно «Плохой самаритянин», в прокате «логово монстра») — вор забравшийся в дом богача, обнаружил, что это настоящий маньяк, держащий взаперти свою жертву.
* «Ва-банк» и «Ва-банк 2». В первой части профессиональные воры крадут деньги и подставляют «беловоротничкового» банкира так, будто бы он сам украл деньги своего же банка. Во второй части они опять у него же крадут его же деньги, на сей раз сбережения с личного заграничного счёта, снова отправляя за решётку. Конфетки страдальцу в подарок. А вот не надо было друга Квинты подставлять.
* «Ва-банк» и «Ва-банк 2». В первой части профессиональные воры крадут деньги и подставляют «беловоротничкового» банкира так, будто бы он сам украл деньги своего же банка. Во второй части они опять у него же крадут его же деньги, на сей раз сбережения с личного заграничного счёта, снова отправляя за решётку. Конфетки страдальцу в подарок. А вот не надо было друга Квинты подставлять.
* Осёдлый, крещёный [[Развесёлые ромалэ|цыган]] Лимбэ из боевиков о комиссаре Микловане.
* Осёдлый, крещёный [[Развесёлые ромалэ|цыган]] Лимбэ из боевиков о комиссаре Микловане.
* «4x4» в прокате «Мышеловка» — протагонист по роду занятий <s>[[Grand Thied Auto]]</s> автомобильный вор,
* «4x4» в прокате «Мышеловка» — протагонист по роду занятий <s>[[Grand Thied Auto]]</s> автомобильный вор,
* «[[Аладдин (сказка)|Аладдин]]» 2019 года — до истории с лампой Аладдин был профессиональным карманником (как и в [[Аладдин|оригинальном диснеевском мультфильме]]). И, как выяснилось позже, у киношного Джафара тоже всё к рукам липнет: он пришёл к успеху, отталкиваясь от тех же исходных данных, что и Ал.
* «[[Аладдин (сказка)|Аладдин]]» 2019 года — до истории с лампой Аладдин был профессиональным карманником (как и в [[Аладдин|оригинальном диснеевском мультфильме]]). И, как выяснилось позже, у киношного Джафара тоже всё к рукам липнет: он пришёл к успеху, отталкиваясь от тех же исходных данных, что и Ал.
** Послужной список Джафара даже покруче будет - будущий Великий визирь отсидел десятку в тюрьме Шираббата, откуда то ли сбежал, то ли был отпущен, и при этом, вопреки тогдашним порядкам, ухитрился сохранить при себе обе кисти рук. Этот маленький штришок - протез вместо кисти, перекликающийся с перчаткой у колдуна Мозенрата - неплохо бы дополнил как образ честолюбивого мерзавца, пролезшего на должность второго человека государства Аграба, так и подчеркнул бы инфантильность султана-отца, берущего на государственную службу людей с подобным криминальным прошлым.  
** Послужной список Джафара даже покруче будет — будущий Великий визирь отсидел десятку в тюрьме Шираббата, откуда то ли сбежал, то ли был отпущен, и при этом, вопреки тогдашним порядкам, ухитрился сохранить при себе обе кисти рук. Этот маленький штришок — протез вместо кисти, перекликающийся с перчаткой у колдуна Мозенрата — неплохо бы дополнил как образ честолюбивого мерзавца, пролезшего на должность второго человека государства Аграба, так и подчеркнул бы инфантильность султана-отца, берущего на государственную службу людей с подобным криминальным прошлым.
* «Парижский вор» — французский фильм о ворах и немного о надвигающейся революции.
* «Парижский вор» — французский фильм о ворах и немного о надвигающейся революции.
* «Вор» (Le voleur, The Thief of [[Увидеть и умереть|Paris]], 1967, франко-итальянский, с Бельмондо). Жорж Рандаль, аристократ по происхождению, становится вором после того, как воспитывавший его дядя присвоил себе его наследство. Но даже встав из мести на путь воровства, он не утрачивает благородства, превратившись в [[Робин Гуд]]а своего времени… И немного о надвигающейся революции. Экранизация одноимённого романа Жоржа Дариена 1897 г. Номинирован на главную премию Московского международного кинофестиваля.
* «Вор» (Le voleur, The Thief of [[Увидеть и умереть|Paris]], 1967, франко-итальянский, с Бельмондо). Жорж Рандаль, аристократ по происхождению, становится вором после того, как воспитывавший его дядя присвоил себе его наследство. Но даже встав из мести на путь воровства, он не утрачивает благородства, превратившись в [[Робин Гуд]]а своего времени… И немного о надвигающейся революции. Экранизация одноимённого романа Жоржа Дариена 1897 г. Номинирован на главную премию Московского международного кинофестиваля.
* «Бродяга» — главный герой, карманник Радж с золотым сердцем. За первые полминуты песни «Awaara» облегчает брахмана на золотые часы, а старичка, глазевшего, как Радж любуется приобретением — на бумажник.
* «Бродяга» — главный герой, карманник Радж с золотым сердцем. За первые полминуты песни «Awaara» облегчает брахмана на золотые часы, а старичка, глазевшего, как Радж любуется приобретением — на бумажник.


=== [[Телесериалы]] ===
=== [[Телесериалы]] ===
* «Апостол» — специализация Петра.
* «Апостол» — специализация Петра.
* «[[Место встречи изменить нельзя]]» — со знаменитым ''«Вор должен сидеть в тюрьме!»''
* «[[Место встречи изменить нельзя]]» — со знаменитым ''«Вор должен сидеть в тюрьме!»''
* «[[Kommissar Rex|Комиссар Рекс]]» — в детстве Рихард Мозер был [[Беспризорник|безнадзорным пацаном]] и карманным воришкой, а [[Вырастут — поумнеют|потом]] стал [[Видок|отличным полицейским]].
* «[[Kommissar Rex|Комиссар Рекс]]» — в детстве Рихард Мозер был [[Беспризорник|безнадзорным пацаном]] и карманным воришкой, а [[Вырастут — поумнеют|потом]] стал [[Видок|отличным полицейским]].
* NEXT (все сезоны). «Пальчики-то помнят!..»
* NEXT (все сезоны). «Пальчики-то помнят!..»
* «Пепел» — собственно, Пепел.
* «Пепел» — собственно, Пепел.
* [[Сонька — Золотая ручка]] и [[Сонька. Продолжение легенды]] [[то, что написано на упаковке]]
* [[Сонька — Золотая ручка]] и [[Сонька. Продолжение легенды]] — [[то, что написано на упаковке]]
* «Учитель в законе» (все сезоны). Главный герой — «золотой щипач», то есть карманник наивысшей квалификации. Он завязал, но навыки остались.
* «Учитель в законе» (все сезоны). Главный герой — «золотой щипач», то есть карманник наивысшей квалификации. Он завязал, но навыки остались.
** Замки он тоже умеет отмыкать.
** Замки он тоже умеет отмыкать.
* «Флэш» и «Легенды завтрашнего дня» — Леонард Снарт aka Капитан Холод и его напарник Мик Рори aka Тепловая Волна.
* «Флэш» и «Легенды завтрашнего дня» — Леонард Снарт aka Капитан Холод и его напарник Мик Рори aka Тепловая Волна.
* [[Mortal Kombat]] Conquest — великолепная воровка Тажа. Был случай, когда всех спасли именно её воровские навыки.
* [[Mortal Kombat]] Conquest — великолепная воровка Тажа. Был случай, когда всех спасли именно её воровские навыки.
* «Зена» — Автолик, король воров.
* «Зена» — Автолик, король воров.


=== [[Мультфильмы]] ===
=== [[Мультфильмы]] ===
* «[[Жил-был пёс]]» — эпизодический персонаж в начале. Состарившийся Пёс его прозевал, и всё заверте…
* «[[Жил-был пёс]]» — эпизодический персонаж в начале. Состарившийся Пёс его прозевал, и всё заверте…
** Причём, судя по одежде и ярко блестящей в лунном свете серьге, ворюга таки ещё и [[развесёлые ромалэ|неполиткорректной национальности]].
** Причём, судя по одежде и ярко блестящей в лунном свете серьге, ворюга таки ещё и [[развесёлые ромалэ|неполиткорректной национальности]].


=== [[Мультсериалы]] ===
=== [[Мультсериалы]] ===
* Diabolic — история про превосходного вора, за которым охотится как Интерпол в лице инспектора Гинко, так и его бывшие коллеги из преступного «Братства».
* Diabolic — история про превосходного вора, за которым охотится как Интерпол в лице инспектора Гинко, так и его бывшие коллеги из преступного «Братства».
* «Самурай Джек» — в одной из серий Джеку противостоит такой товарищ.
* «Самурай Джек» — в одной из серий Джеку противостоит такой товарищ.


=== Комиксы ===
=== Комиксы ===
Строка 96: Строка 98:


=== [[Видеоигры]] ===
=== [[Видеоигры]] ===
* Старенькая забытая игра «Ва-банк» (The Sting!). Симулятор профессионального взломщика. Тихо грабить придется многое — от бензозаправки и кинотеатра до банков и электростанций. Примечательный момент: криминальная слава (есть тут такой параметр) растет после успешно выполненных ограблений, в которых героя так никто и не заметил, и, если показатель достигнет 100 %, то героя арестуют. Приходится периодически сбрасывать за взятки.
* Старенькая забытая игра «Ва-банк» (The Sting!). Симулятор профессионального взломщика. Тихо грабить придется многое — от бензозаправки и кинотеатра до банков и электростанций. Примечательный момент: криминальная слава (есть тут такой параметр) растет после успешно выполненных ограблений, в которых героя так никто и не заметил, и, если показатель достигнет 100 %, то героя арестуют. Приходится периодически сбрасывать за взятки.
* [[Thief]]. Серия игр про Гаррета, исключая еретическую игру 2014 года. Протагонист — профессиональный вор, бывший сирота и попрошайка, выросший на улице. Его подбирают и учат Хранители как шпиона, но он уходит от них, чтобы использовать навыки вроде скрытности и ловкости рук ради личной выгоды. Крадет чужое барахлишко, даже спасая свой собственный мир от очередного любителя убить всех по принципу «деньги лишними не бывают».
* [[Thief]]. Серия игр про Гаррета, исключая еретическую игру 2014 года. Протагонист — профессиональный вор, бывший сирота и попрошайка, выросший на улице. Его подбирают и учат Хранители как шпиона, но он уходит от них, чтобы использовать навыки вроде скрытности и ловкости рук ради личной выгоды. Крадет чужое барахлишко, даже спасая свой собственный мир от очередного любителя убить всех по принципу «деньги лишними не бывают».
* [[Stolen]] прославился буквальным пиратским переводом «Спиздили!» и гибкой форточницей в качестве главного персонажа
* [[Stolen]] прославился буквальным пиратским переводом «Спиздили!» и гибкой форточницей в качестве главного персонажа
* «Crystal Story 2» — Лина, хотя, как справедливо заметил D, её занятие правильнее было бы называть «искательницей сокровищ».
* «Crystal Story 2» — Лина, хотя, как справедливо заметил D, её занятие правильнее было бы называть «искательницей сокровищ».
* Серия TES не обходится без Гильдии Воров. И это вам не какая-то Гильдия Магов (где и колдовать необязательно!) воровать придётся много, по-крупному и всерьёз!
* Серия TES не обходится без Гильдии Воров. И это вам не какая-то Гильдия Магов (где и колдовать необязательно!) — воровать придётся много, по-крупному и всерьёз!
* Собственно, вся серия [[Grand Thief Auto]] плотно завязана на угон автомашин (''тут скорее вооруженный грабёж, чем воровство'')
* Собственно, вся серия [[Grand Thief Auto]] плотно завязана на угон автомашин (''тут скорее вооруженный грабёж, чем воровство'')
** А в GTA: San Andreas по сюжету происходит миссия с воровством (хотя красть никто не запрещает и до этого). Штука из разряда «[[уныло, но практично]]» — даёт бесконечный бег, да и деньги в начале игры будут отнюдь не лишними.
** А в GTA: San Andreas по сюжету происходит миссия с воровством (хотя красть никто не запрещает и до этого). Штука из разряда «[[уныло, но практично]]» — даёт бесконечный бег, да и деньги в начале игры будут отнюдь не лишними.
* Дилогия [[No One Lives Forever]] Кейт Арчер была воровкой и навыки скрытного проникновения ей очень пригодятся. А по ходу действия ещё приходится взламывать сейфы, резать замки, да избегать/заглушать камеры слежения.
* Дилогия [[No One Lives Forever]] — Кейт Арчер была воровкой и навыки скрытного проникновения ей очень пригодятся. А по ходу действия ещё приходится взламывать сейфы, резать замки, да избегать/заглушать камеры слежения.
* Red Alert — самый бесполезный юнит Союзников. В теории украсть деньги с очистительного завода — это круто. На практике вора все прекрасно видят и добраться до цели выйдет разве что в ситуации когда база врага и так уже почти разгромлена. Тот же шпион, которого видят только советские овчарки, не в пример полезнее.
* Red Alert — самый бесполезный юнит Союзников. В теории украсть деньги с очистительного завода — это круто. На практике вора все прекрасно видят и добраться до цели выйдет разве что в ситуации когда база врага и так уже почти разгромлена. Тот же шпион, которого видят только советские овчарки, не в пример полезнее.
* [[HoMM/Heroes of Might and Magic IV|Heroes of Might and Magic IV]] вор отличался от прочих героев тем, что умел проскальзывать мимо охранявших сокровища и артефакты монстров. И тем, что вор мог получать экспу за одного и того же монстра дважды, в первый раз проскользнув мимо без армии и получив экспу за воровство, и второй — атаковав с армией и получив экспу за битву.
* [[HoMM/Heroes of Might and Magic IV|Heroes of Might and Magic IV]] — вор отличался от прочих героев тем, что умел проскальзывать мимо охранявших сокровища и артефакты монстров. И тем, что вор мог получать экспу за одного и того же монстра дважды, в первый раз проскользнув мимо без армии и получив экспу за воровство, и второй — атаковав с армией и получив экспу за битву.
* [[Antihero]]
* [[Antihero]]
* [[Disciples]]. Во второй части игры все воры под начальством главы гильдии воров становятся невероятно крутыми ребятами. Да не в бою, в них они дохнут как мухи, а в спецоперациях вроде «отравить колодец», «украсть важный артефакт», «украсть важные сведения», «герой противника бежит пол-карты за гоблином нулевого уровня». Отвлекают, дезинформируют и вообще всячески ослабляют противника вплоть до полной недееспособности. К сожалению, некоторые фишки воров можно оценить только в игре по сети с другим живым игроком, запугивают эти ребята будь здоров.
* [[Disciples]]. Во второй части игры все воры под начальством главы гильдии воров становятся невероятно крутыми ребятами. Да не в бою, в них они дохнут как мухи, а в спецоперациях вроде «отравить колодец», «украсть важный артефакт», «украсть важные сведения», «герой противника бежит пол-карты за гоблином нулевого уровня». Отвлекают, дезинформируют и вообще всячески ослабляют противника вплоть до полной недееспособности. К сожалению, некоторые фишки воров можно оценить только в игре по сети с другим живым игроком, запугивают эти ребята будь здоров.
* [[Shadow Tactics: Blades of the Shogun]] Юки, беспризорница-подросток, с очень тёмным прошлым {{spoiler|ранее детство у неё прошло в настоящем замке, то ли дочь прислуги, то ли [[осколок аристократии]]}}, зарабатывала на жизнь воровством, затем примкнула к [[ниндзя]] став их ученицей. Единственная из команды, кто умеет ловко воровать.
* [[Shadow Tactics: Blades of the Shogun]] — Юки, беспризорница-подросток, с очень тёмным прошлым {{spoiler|ранее детство у неё прошло в настоящем замке, то ли дочь прислуги, то ли [[осколок аристократии]]}}, зарабатывала на жизнь воровством, затем примкнула к [[ниндзя]] став их ученицей. Единственная из команды, кто умеет ловко воровать.
* [[Neverwinter Nights 2]] тифлинг Нишка, молодая симпатичная девушка с хвостом и рожками (достались от деда). Герой встречает её возле форта Локе, где потерявшие совесть стражники хотели убить её ради награды «за демона». Не так давно изрядно отличилась в Невервинтере, но из-за разногласий по поводу раздела добычи была вынуждена покинуть это место. Даёт герою личный квест — точнее этот «квест» в лице пособников её бывшего подельника сам находит героя.
* [[Neverwinter Nights 2]] — тифлинг Нишка, молодая симпатичная девушка с хвостом и рожками (достались от деда). Герой встречает её возле форта Локе, где потерявшие совесть стражники хотели убить её ради награды «за демона». Не так давно изрядно отличилась в Невервинтере, но из-за разногласий по поводу раздела добычи была вынуждена покинуть это место. Даёт герою личный квест — точнее этот «квест» в лице пособников её бывшего подельника сам находит героя.
* DarkStone — ворьё здесь может «щипать» по карманам у неписей и монстров.
* DarkStone — ворьё здесь может «щипать» по карманам у неписей и монстров.
* [[Commandos]] появился во второй части. Специалист по скрытным проникновениям, в том числе по телеграфным столбам.
* [[Commandos]] — появился во второй части. Специалист по скрытным проникновениям, в том числе по телеграфным столбам.
* Ghost of a Tale — Гасто и [[Сэм — девушка|Фаталь]], мелкие воришки и, судя по внешней схожести, близнецы. В целом себе на уме, но относительно дружелюбны к Тило и обучают его полезным навыкам, а Фаталь явно ему симпатизирует; {{spoiler|судя по обмолвкам, дети бывшего баронского сборщика податей, повешенного, [[Сарказм|кто бы мог подумать]], за воровство.}} Плюс упоминаемые в диалогах и справочнике Гадд Кават и Долго, величайшие из воров, причём костюм последнего даже можно собрать.
* Ghost of a Tale — Гасто и [[Сэм — девушка|Фаталь]], мелкие воришки и, судя по внешней схожести, близнецы. В целом себе на уме, но относительно дружелюбны к Тило и обучают его полезным навыкам, а Фаталь явно ему симпатизирует; {{spoiler|судя по обмолвкам, дети бывшего баронского сборщика податей, повешенного, [[Сарказм|кто бы мог подумать]], за воровство.}} Плюс упоминаемые в диалогах и справочнике Гадд Кават и Долго, величайшие из воров, причём костюм последнего даже можно собрать.


=== Изобразительное искусство ===
=== Изобразительное искусство ===
* Микеланджело Меризи да Караваджо, «[[Гадалка]]» — про гадалку, во время гадания по ладони, снимающей кольцо с клиента.
* Микеланджело Меризи да Караваджо, «[[Гадалка]]» — про гадалку, во время гадания по ладони, снимающей кольцо с клиента.


=== [[Музыка]] ===
=== [[Музыка]] ===
Строка 121: Строка 123:


== Вор как [[Файтер, клирик, маг и вор|амплуа в ролевых играх]] (rogue) ==
== Вор как [[Файтер, клирик, маг и вор|амплуа в ролевых играх]] (rogue) ==
Несмотря на одинаковое название в русском языке, это разные сущности. В играх это персонаж, который действует скрытно. Да, он может воровать, но не только: специалист по У: Уболтать, Убить, Украсть. Политкорректное название — Плут. Часто является одним из основных базовых классов. В [[action-RPG]] вора нередко заменяет шпион, который обладает такими же навыками скрытности, как и вор. Ключевое отличие персонажа класса вор в видеограх от других классов в том, что он ориентирован на мирное прохождение, по крайней мере, на большую её часть, и при этом хотя бы иногда ворует. Если персонаж просто умеет хорошо маскироваться, но при этом много и часто убивает, то он — [[ассассин]] или [[следопыт]].
Несмотря на одинаковое название в русском языке, это разные сущности. В играх это персонаж, который действует скрытно. Да, он может воровать, но не только: специалист по У: Уболтать, Убить, Украсть. Политкорректное название — Плут. Часто является одним из основных базовых классов. В [[action-RPG]] вора нередко заменяет шпион, который обладает такими же навыками скрытности, как и вор. Ключевое отличие персонажа класса вор в видеограх от других классов в том, что он ориентирован на мирное прохождение, по крайней мере, на большую её часть, и при этом хотя бы иногда ворует. Если персонаж просто умеет хорошо маскироваться, но при этом много и часто убивает, то он — [[ассассин]] или [[следопыт]].


Типичные навыки персонажа класса «вор»:
Типичные навыки персонажа класса «вор»:
Строка 127: Строка 129:
* Умение производить быстрый, но очень внимательный обзор местности. Отсюда и умение обнаруживать ловушки и [[бегающий взгляд]].
* Умение производить быстрый, но очень внимательный обзор местности. Отсюда и умение обнаруживать ловушки и [[бегающий взгляд]].
* Умение вскрывать замки и обезвреживать ловушки. Опционально устанавливать ловушки.
* Умение вскрывать замки и обезвреживать ловушки. Опционально устанавливать ловушки.
* Умение прятать в одежде мелкие предметы, залезать руками в труднодоступные места — ловкость рук или фокусничество, престидижитаторство.
* Умение прятать в одежде мелкие предметы, залезать руками в труднодоступные места — ловкость рук или фокусничество, престидижитаторство.
* Актёрское мастерство: умение лгать и изворачиваться, выдавая себя за кого-то другого или делая невинную морду при виде стражников. А то и просто врать, не краснея.
* Актёрское мастерство: умение лгать и изворачиваться, выдавая себя за кого-то другого или делая невинную морду при виде стражников. А то и просто врать, не краснея.
* По понятным причинам вор присваивает чужую собственность. Сюда входит целая серия отдельных навыков, основанная на физической ловкости и быстрой реакции: карманное воровство, умение вырезать картину из рамы, срезать кошелёк<ref>отсюда и любовь к ножам, а ещё их легко прятать </ref>, сорвать сумку с чужого плеча и т. п. Обыкновенно этим навыкам невозможно или ''почти невозможно'' научится легальным путем, т. к. они прямо противоречат закону.
* По понятным причинам вор присваивает чужую собственность. Сюда входит целая серия отдельных навыков, основанная на физической ловкости и быстрой реакции: карманное воровство, умение вырезать картину из рамы, срезать кошелёк<ref>отсюда и любовь к ножам, а ещё их легко прятать </ref>, сорвать сумку с чужого плеча и т. п. Обыкновенно этим навыкам невозможно или ''почти невозможно'' научится легальным путем, так как они прямо противоречат закону.
* Если партия героев вступает в бой с противником, вор имеет дополнительные бонусы при ударе врага в спину.
* Если партия героев вступает в бой с противником, вор имеет дополнительные бонусы при ударе врага в спину.


Типичный воровской арсенал:
Типичный воровской арсенал:
* Ножи и кинжалы. Нет, не для убийства, воры «мокруху» не жалуют. Без ножика трудно проводить некоторые, кхм, ''операции''.
* Ножи и кинжалы. Нет, не для убийства, воры «мокруху» не жалуют. Без ножика трудно проводить некоторые, кхм, ''операции''.
** Тем не менее, если партия искателей приключений вступает в открытый бой с противником, то товарищи не поймут вора, если он будет прятаться за их спинами — тут уж гораздо лучше спрятаться за спиной у врага, чтобы ткнуть в эту спину чем-нибудь острым.
** Тем не менее, если партия искателей приключений вступает в открытый бой с противником, то товарищи не поймут вора, если он будет прятаться за их спинами — тут уж гораздо лучше спрятаться за спиной у врага, чтобы ткнуть в эту спину чем-нибудь острым.
* Мягкая дубинка для оглушения. Хотя она больше подходит грабителю.
* Мягкая дубинка для оглушения. Хотя она больше подходит грабителю.
* Световые гранаты, дымовые шашки, баллон с усыпляющим газом.
* Световые гранаты, дымовые шашки, баллон с усыпляющим газом.
Строка 140: Строка 142:


== Примечания ==
== Примечания ==
<references />
{{примечания}}


{{Nav/Стелс-экшен}}
{{Nav/Стелс-экшен}}
{{Nav/Настольные игры}}
{{Nav/Настольные игры}}
{{Nav/Криминал}}
{{Nav/Криминал}}

Версия 12:15, 30 января 2023

Вор (thief) — одна из самых частых специализаций уголовников-профессионалов и популярная затея у дилетантов. В обычном литературном русском языке воровством называют то же, что в УК определяется как кража — то есть преступление против собственности, совершаемое путём тайного присвоения чужого имущества без применения обмана, насилия, угроз или злоупотребления служебным положением. Умелый вор принципиально не идёт на «мокрые дела» и относится к элите уголовного мира. Эх, эти бы таланты — да в мирных целях.

В реальной жизни нормальные граждане не любят воров, но в вымышленных мирах они часто и необоснованно романтизируются. В приключенческих фильмах вор нередко является одним из главных героев. Однако это может быть и чисто заявленной способностью, не используемой в сюжете фильма практически никак, так как центральным сюжетом становится мошенничество (или шпионство), а не воровство. В других жанрах может являться антагонистом, которого ловит главный герой.

Nota bene: на русском криминальном арго просто «вор», без уточнений — это указание не на криминальную специальность, а на статус блатного, уважаемого в преступном мире (высший ранг — вор в законе). Не всякий вор в обыденном смысле может иметь статус вора™: к примеру, квартирный вор, взломщик-медвежатник и даже очень крутой карманник на такой статус претендовать может, а тот, кто обносит продуктовые ларьки или тырит сохнущее бельё с верёвок — уже нет, труба низковата и дым незаборист.

В произведениях жанра фэнтези персонаж-вор действует там, где требуется «ловкость рук и никакого волшебства», особенно если на активное волшебство могут среагировать охранные заклинания.

Примеры

Театр

Литература

Русскоязычная

  • Н. С. Лесков, «Левша» — атаман Платов в гостях у англичан «взял мелкоскоп да, ничего не говоря, себе в карман спустил». А то и не рассмотрели бы дома чудесную блоху.
    • Только сразу после этого по тексту: «он сюда же, — говорит, — принадлежит, а денег вы и без того у нас много взяли», так что неоднозначно, то ли он украл, то ли англичане пытались зажать часть необходимой комплектации.
  • «Золотой телёнок»:
    • Лжеслепой Паниковский до революции промышлял карманным кражами в Киеве. Жертва переводила «слепого» через дорогу, попутно лишаясь бумажника. С Корейко этот номер не сработал, и Паниковского побили.
      • Паниковский убегал от преследователей с гусем! Тут внезапно кража переросла в грабёж (так нередко бывает), ну или это был грабёж изначально (если он открыто схватил чужого гуся и попытался убежать с ним).
    • В финале Шура Балаганов, получив от Остапа Бендера пятьдесят тысяч рублей, машинально тырит кошелек у гражданки в трамвае и глупейшим образом попадается. Потому что такова его натура.
  • М. Булгаков, «Мастер и Маргарита» — Аннушка-«Чума» попыталась украсть золотую подковку с бриллиантами, которую Воланд подарил Маргарите на память.
  • Владимир Высоцкий, «Роман о девочках» — Колька «Коллега» Святенко.
  • Чёрные клинки. Небесная сталь — главная героиня, крадёт на заказ.
  • «Хроники странного королевства» — в первую очередь Одноглазый Астуриас. Во вторую — целый класс воров, к которому, впрочем, относятся не только воры как таковые, но и торговцы, и политики, и даже полицейские. Собственно, тот же Астуриас «в кадре» не столько ворует, сколько занимается политикой (хотя в его случае разница не так уж велика).
    • Но в молодости Астуриас, похоже, именно что работал «по специальности», и до сих пор еще не все навыки растерял. Надо думать, влезать в окно охраняемого здания, уходить от погони и прятаться под виселицей он не в политике научился, хоть и там могут пригодиться такие умения. Да и глаза лишился, видимо, когда еще был настоящим вором.
  • Антон Орлов, «Сонхийский цикл» — Кемурт, молодой маг-амулетчик, который после гибели родителей по причине несовершеннолетия был вынужден скрываться от «Надзора за детским счастьем» (местная «ювенальная юстиция» с крайне странным пониманием оного «детского счастья»). Добывал себе пропитание мелким воровством, всячески избегая встреч с воровскими гильдиями. Затем его нашёл Тейзург и предложил «работу по специальности» — «позаимствовать» несколько древних вещей у некоторых солидных господ. После успешного выполнения этих заданий Кемрут стал полноправным членом команды Тейзурга. Когда Дирвен получил всемогущество и узурпировал власть в стране, Богиня Вероятности дала Кемруту амулет, позволяющий без проблем использовать другие его амулеты. Благодаря этому Кемрут смог проникнуть в сокровищницу Дирвена и выкрасть артефакт, который вернул древней вампирше Лорме её истинный облик прямо во время свадебной церемонии.
  • Олди, «Пасынки восьмой заповеди» — четверка воспитанников Самуила-бацы является ворами с крайне необычной специализацией. В их же компанию ненароком затесывается обычный вор, Джозеф Волож.
    • Главные герои книги «Маг в законе» — конокрад Дуфуня Друц и воровка на доверии Рашель.
  • Александр Рудазов, «Криабал» — Плацента. В эпилоге «Апофеоза» таки доворовался и был принят в сонм небожителей бога воров Фуракла.

На других языках

  • Д. Дефо, «Радости и горести знаменитой Молль Флендерс». Главная героиня родилась в тюрьме и была профессиональной воровкой.
  • Ч. Диккенс, « Оливер Твист». Фейгин в молодости и Джек Докинз.
  • Барраяр — дворянская приставка звучит как vor. Хотя изначально Буджолд сконтаминировала её из немецкой дворянской приставки «фон» (von, «родом из имения такого-то») и английского слова war (ведь дело дворян — война!), но потом пополнила канон сведениями о том, что на исторической родине одной из протокультур Барраяра «вор» means thief, и это значение не забыто…
    • Русский — один из базовых этносов на Барраяре. Так что Форкосиган это запросто может быть и вор Косыгин, живите с этим :-)
    • После рассказа Тэффи и появления такой приставки в среде русских эмигрантов читается с улыбкой.
  • Вы будете смеяться, но архетипически-брутальный варвар Конан начинал свою жизнь в цивилизованном мире как профессиональный вор.
  • Предшественник всех «плутов в составе команды приключенцев» Бильбо Бэггинс с самого начала рекрутировался Торином и Гэндальфом в качестве «взломщика», чему вполне добропорядочный хоббит был немало возмущён. Поворовать ему за время приключения всё-таки пришлось — сперва кучу всяких мелочей во дворце Трандуила, потом драгоценности из сокровищницы Смауга.
    • Извините, но «карьеру вора» он начал до дворца Трандуила — пытался спереть кошелёк у одного из тройки троллей, попался, потом и вся банда гномов вместе с хоббитом получила шанс стать жратвой для троллей. А доброму дедушке (в действительности хитрому интригану) Гэндальфу пришлось их всех спасать.
  • Artemis Fowl — гном Мульч Рытвинг, клинический клептоман и обаятельный мошенник.
  • Дженн Лайонс «Погибель королей» — те кого обокрал протагонист оказались… мраккультистами

Кино

  • «Приключения знаменитой авантюристки Софьи Блювштейн» — восьмисерийный немой фильм 1914 года, про легендарную Соньку Золотую Ручку. До наших дней от всего фильма дошли только фрагменты.
  • «Багдадский вор» — фильм 1924 г. и его целых 5 римейков, и все не с арабскими, а европейскими рожами (кроме индийца Сабу Дастагира, снявшегося в британском фильме 1940 г., и собственно индийского фильма).
  • «Старики-разбойники» — кража картины из музея посреди бела дня.
  • «Джентльмены удачи». Цитата: «Украл, выпил — в тюрьму! Украл, выпил — в тюрьму! Романтика!»
  • Как украсть миллион — кража тщательно охраняемой статуи из музея.
    • Инверсия: на самом деле главный герой оказался не солидным вором, промышляющим кражей произведений искусства из солидных домов, а известным экспертом-искусствоведом, который временами проверял подлинность произведений без ведома их владельцев. И на кражу Венеры Челлини, принадлежавшей отцу главной героини, он пошёл только потому что успел по уши влюбиться в неё.
  • «Калина красная» — вор-рецидивист решил «завязать с прошлым» и уехал в деревню к молодой вдове, с которой познакомился по переписке. «Завязать» ему удалось, однако «прошлое» само вернулось в лице бывших подельников, которые убили героя за отказ вернуться к «воровской жизни»
  • «Иван Васильевич меняет профессию» — Жорж Милославский.
  • «Леди-ястреб» — юный вор с погонялом Мышонок решил завязать, подавшись в оруженосцы.
  • Экранизация Dungeons & Dragons, прославившаяся афро-эльфами — главный герой и его друг.
  • Цикл про друзей Оушена, разумеется!
  • «Один дома» — антагонисты.
  • «Ёлки лохматые» — «Один дома» по русско-собачьи.
  • Вор (фильм) — «папка» главного героя. Судя по показанному в фильме, специализируется на квартирных кражах, то есть является «форточником» — низшей кастой, по сравнению с карманниками и прочими мастерами тайно присвоить чужое имущество. В поезде крадёт чемодан, для чего тоже большого ума и ловкости не требуется.
  • Банды Нью-Йорка — подруга главного героя воровка. Занимается как карманными кражами, так и крадёт вещи в наглую из богатых домов по среди бела дня одевшись прислугой.
  • Не дыши! — главные герои являются домушниками, решившими обокрасть одинокого слепого старика, на их беду оказавшимся не просто крутой дедуля, а ещё вигилантом с замашками маньяка.
  • Bad Samaritan (дословно «Плохой самаритянин», в прокате «логово монстра») — вор забравшийся в дом богача, обнаружил, что это настоящий маньяк, держащий взаперти свою жертву.
  • «Ва-банк» и «Ва-банк 2». В первой части профессиональные воры крадут деньги и подставляют «беловоротничкового» банкира так, будто бы он сам украл деньги своего же банка. Во второй части они опять у него же крадут его же деньги, на сей раз сбережения с личного заграничного счёта, снова отправляя за решётку. Конфетки страдальцу в подарок. А вот не надо было друга Квинты подставлять.
  • Осёдлый, крещёный цыган Лимбэ из боевиков о комиссаре Микловане.
  • «4x4» в прокате «Мышеловка» — протагонист по роду занятий Grand Thied Auto автомобильный вор,
  • «Аладдин» 2019 года — до истории с лампой Аладдин был профессиональным карманником (как и в оригинальном диснеевском мультфильме). И, как выяснилось позже, у киношного Джафара тоже всё к рукам липнет: он пришёл к успеху, отталкиваясь от тех же исходных данных, что и Ал.
    • Послужной список Джафара даже покруче будет — будущий Великий визирь отсидел десятку в тюрьме Шираббата, откуда то ли сбежал, то ли был отпущен, и при этом, вопреки тогдашним порядкам, ухитрился сохранить при себе обе кисти рук. Этот маленький штришок — протез вместо кисти, перекликающийся с перчаткой у колдуна Мозенрата — неплохо бы дополнил как образ честолюбивого мерзавца, пролезшего на должность второго человека государства Аграба, так и подчеркнул бы инфантильность султана-отца, берущего на государственную службу людей с подобным криминальным прошлым.
  • «Парижский вор» — французский фильм о ворах и немного о надвигающейся революции.
  • «Вор» (Le voleur, The Thief of Paris, 1967, франко-итальянский, с Бельмондо). Жорж Рандаль, аристократ по происхождению, становится вором после того, как воспитывавший его дядя присвоил себе его наследство. Но даже встав из мести на путь воровства, он не утрачивает благородства, превратившись в Робин Гуда своего времени… И немного о надвигающейся революции. Экранизация одноимённого романа Жоржа Дариена 1897 г. Номинирован на главную премию Московского международного кинофестиваля.
  • «Бродяга» — главный герой, карманник Радж с золотым сердцем. За первые полминуты песни «Awaara» облегчает брахмана на золотые часы, а старичка, глазевшего, как Радж любуется приобретением — на бумажник.

Телесериалы

Мультфильмы

Мультсериалы

  • Diabolic — история про превосходного вора, за которым охотится как Интерпол в лице инспектора Гинко, так и его бывшие коллеги из преступного «Братства».
  • «Самурай Джек» — в одной из серий Джеку противостоит такой товарищ.

Комиксы

  • Вселенная DC: Женщина-кошка. В разных сериях варьируется от обаятельной мошенницы, которая пользуется своей повышенной сексуальной притягательностью, до натуральной воровки.
  • Marvel: Гамбит. Буквально король воров. Став героем от привычки похищать хорошо охраняемые ценности или просто таскать бумажники не избавился.

Видеоигры

  • Старенькая забытая игра «Ва-банк» (The Sting!). Симулятор профессионального взломщика. Тихо грабить придется многое — от бензозаправки и кинотеатра до банков и электростанций. Примечательный момент: криминальная слава (есть тут такой параметр) растет после успешно выполненных ограблений, в которых героя так никто и не заметил, и, если показатель достигнет 100 %, то героя арестуют. Приходится периодически сбрасывать за взятки.
  • Thief. Серия игр про Гаррета, исключая еретическую игру 2014 года. Протагонист — профессиональный вор, бывший сирота и попрошайка, выросший на улице. Его подбирают и учат Хранители как шпиона, но он уходит от них, чтобы использовать навыки вроде скрытности и ловкости рук ради личной выгоды. Крадет чужое барахлишко, даже спасая свой собственный мир от очередного любителя убить всех по принципу «деньги лишними не бывают».
  • Stolen прославился буквальным пиратским переводом «Спиздили!» и гибкой форточницей в качестве главного персонажа
  • «Crystal Story 2» — Лина, хотя, как справедливо заметил D, её занятие правильнее было бы называть «искательницей сокровищ».
  • Серия TES не обходится без Гильдии Воров. И это вам не какая-то Гильдия Магов (где и колдовать необязательно!) — воровать придётся много, по-крупному и всерьёз!
  • Собственно, вся серия Grand Thief Auto плотно завязана на угон автомашин (тут скорее вооруженный грабёж, чем воровство)
    • А в GTA: San Andreas по сюжету происходит миссия с воровством (хотя красть никто не запрещает и до этого). Штука из разряда «уныло, но практично» — даёт бесконечный бег, да и деньги в начале игры будут отнюдь не лишними.
  • Дилогия No One Lives Forever — Кейт Арчер была воровкой и навыки скрытного проникновения ей очень пригодятся. А по ходу действия ещё приходится взламывать сейфы, резать замки, да избегать/заглушать камеры слежения.
  • Red Alert — самый бесполезный юнит Союзников. В теории украсть деньги с очистительного завода — это круто. На практике вора все прекрасно видят и добраться до цели выйдет разве что в ситуации когда база врага и так уже почти разгромлена. Тот же шпион, которого видят только советские овчарки, не в пример полезнее.
  • Heroes of Might and Magic IV — вор отличался от прочих героев тем, что умел проскальзывать мимо охранявших сокровища и артефакты монстров. И тем, что вор мог получать экспу за одного и того же монстра дважды, в первый раз проскользнув мимо без армии и получив экспу за воровство, и второй — атаковав с армией и получив экспу за битву.
  • Antihero
  • Disciples. Во второй части игры все воры под начальством главы гильдии воров становятся невероятно крутыми ребятами. Да не в бою, в них они дохнут как мухи, а в спецоперациях вроде «отравить колодец», «украсть важный артефакт», «украсть важные сведения», «герой противника бежит пол-карты за гоблином нулевого уровня». Отвлекают, дезинформируют и вообще всячески ослабляют противника вплоть до полной недееспособности. К сожалению, некоторые фишки воров можно оценить только в игре по сети с другим живым игроком, запугивают эти ребята будь здоров.
  • Shadow Tactics: Blades of the Shogun — Юки, беспризорница-подросток, с очень тёмным прошлым ранее детство у неё прошло в настоящем замке, то ли дочь прислуги, то ли осколок аристократии, зарабатывала на жизнь воровством, затем примкнула к ниндзя став их ученицей. Единственная из команды, кто умеет ловко воровать.
  • Neverwinter Nights 2 — тифлинг Нишка, молодая симпатичная девушка с хвостом и рожками (достались от деда). Герой встречает её возле форта Локе, где потерявшие совесть стражники хотели убить её ради награды «за демона». Не так давно изрядно отличилась в Невервинтере, но из-за разногласий по поводу раздела добычи была вынуждена покинуть это место. Даёт герою личный квест — точнее этот «квест» в лице пособников её бывшего подельника сам находит героя.
  • DarkStone — ворьё здесь может «щипать» по карманам у неписей и монстров.
  • Commandos — появился во второй части. Специалист по скрытным проникновениям, в том числе по телеграфным столбам.
  • Ghost of a Tale — Гасто и Фаталь, мелкие воришки и, судя по внешней схожести, близнецы. В целом себе на уме, но относительно дружелюбны к Тило и обучают его полезным навыкам, а Фаталь явно ему симпатизирует; судя по обмолвкам, дети бывшего баронского сборщика податей, повешенного, кто бы мог подумать, за воровство. Плюс упоминаемые в диалогах и справочнике Гадд Кават и Долго, величайшие из воров, причём костюм последнего даже можно собрать.

Изобразительное искусство

  • Микеланджело Меризи да Караваджо, «Гадалка» — про гадалку, во время гадания по ладони, снимающей кольцо с клиента.

Музыка

Вор как амплуа в ролевых играх (rogue)

Несмотря на одинаковое название в русском языке, это разные сущности. В играх это персонаж, который действует скрытно. Да, он может воровать, но не только: специалист по У: Уболтать, Убить, Украсть. Политкорректное название — Плут. Часто является одним из основных базовых классов. В action-RPG вора нередко заменяет шпион, который обладает такими же навыками скрытности, как и вор. Ключевое отличие персонажа класса вор в видеограх от других классов в том, что он ориентирован на мирное прохождение, по крайней мере, на большую её часть, и при этом хотя бы иногда ворует. Если персонаж просто умеет хорошо маскироваться, но при этом много и часто убивает, то он — ассассин или следопыт.

Типичные навыки персонажа класса «вор»:

  • Скрытность, то есть умение исчезать из поля зрения. У магов может быть заменена невидимостью или хамелеоном, не суть важно. Опционально, может присутствовать умение лазить по крышам. Или очень быстро бегать.
  • Умение производить быстрый, но очень внимательный обзор местности. Отсюда и умение обнаруживать ловушки и бегающий взгляд.
  • Умение вскрывать замки и обезвреживать ловушки. Опционально устанавливать ловушки.
  • Умение прятать в одежде мелкие предметы, залезать руками в труднодоступные места — ловкость рук или фокусничество, престидижитаторство.
  • Актёрское мастерство: умение лгать и изворачиваться, выдавая себя за кого-то другого или делая невинную морду при виде стражников. А то и просто врать, не краснея.
  • По понятным причинам вор присваивает чужую собственность. Сюда входит целая серия отдельных навыков, основанная на физической ловкости и быстрой реакции: карманное воровство, умение вырезать картину из рамы, срезать кошелёк[1], сорвать сумку с чужого плеча и т. п. Обыкновенно этим навыкам невозможно или почти невозможно научится легальным путем, так как они прямо противоречат закону.
  • Если партия героев вступает в бой с противником, вор имеет дополнительные бонусы при ударе врага в спину.

Типичный воровской арсенал:

  • Ножи и кинжалы. Нет, не для убийства, воры «мокруху» не жалуют. Без ножика трудно проводить некоторые, кхм, операции.
    • Тем не менее, если партия искателей приключений вступает в открытый бой с противником, то товарищи не поймут вора, если он будет прятаться за их спинами — тут уж гораздо лучше спрятаться за спиной у врага, чтобы ткнуть в эту спину чем-нибудь острым.
  • Мягкая дубинка для оглушения. Хотя она больше подходит грабителю.
  • Световые гранаты, дымовые шашки, баллон с усыпляющим газом.
  • Инструменты под кодовым названием «воровской набор». В разных мирах в него входят разные вещи, но в основном в них отмычки и инструменты для обезвреживания ловушек. В реалистичных сеттингах в воровских инструментах могут быть неизвестные широкой публике вещи. Например, для снятия прямо с тела ювелирных украшений со сложными замками.

Примечания

  1. отсюда и любовь к ножам, а ещё их легко прятать