 | Короче, Склихосовский! Делайте, что угодно. Но +100 очков, если Вас не заметят. И +200 очков, если Вы никого не убьете. Или наоборот |
Итак, у нас есть игра в жанре action-adventure или RPG, допускающая прохождение игровых эпизодов любыми путями. Как громко, чтобы все взрывалось, подлетало и ухало за горизонтом, так и тихо, что даже главный злодей поймет всё лишь тогда, когда станет слишком поздно. Игрок, трезво оценив свои возможности, понимает, что ему ничего не мешает ворваться с пулеметом наперевес и даже выйти из передряги живым. Но геймдизайнер хочет видеть от него... нечто другое. И поэтому за стелс начинает отсыпать различные награды. Что угодно, будь то деньги, опыт, репутацию и карму или редкие предметы. В итоге игрок или быстро и весело пробегает эпизод, либо напрягает спинной мозг и получает гораздо большие поощрения.
Отчасти такой ход логичен и понятен. Геймдизайнер понимает все возможности игровой механики. И пойти на это он может по одной или ряду причин:
- хочет поставить перед игроками челлендж;
- считает, что ещё рано вводить особо сильных врагов, способных принудить игрока к стелсу;
- изначально задумывал чистый стелс-экшн, но затем прислушался к казуальщикам, пошёл на поводу у коммьюнити и подчинился моде. И, как следствие, был вынужден пойти на компромисс с изначальной задумкой.
Троп не относится к тем случаям, когда громкое прохождение сложнее стелса, или когда без стелса игру пройти невозможно. Так как это нехарактерные для жанра action-adventure черты. Троп затрагивает лишь те эпизоды, в которых за стелс даётся внутриигровая награда.
Примеры
- Alpha Protocol — встреча Альбатроса. Чтобы получить бонус к репутации, при проникновении в штаб ячейки G22 не следует убивать кого-либо. Миссия в отеле на Тайване — скорее зигзаг. Майна Тенг будет срезать по единичке репутации за каждое убийство, но в середине миссии Хекк попросит стереть его досье, что поднимет тревогу.
- Серия Batman: Arkham — присутствуют дополнительные очки за стелс, более того, за устрашение противника и капанье ему на нервы в процессе. Да, полностью выкачанный Бэтмен может даже кинуться на толпу стрелков и перебить их, но стелсом веселее!
- Deus Ex: Human Revolution — за нелетальность даёт больше экспы, а за стелс еще отдельно ее отсыпают.
- Dishonored — пройти игру можно любым путём, но стелс и минимум убийств приведут к гораздо лучшей концовке.
- Far Cry 3 и 4 — захваты аванпостов. Если сделать работу тихо, никому не попавшись на глаза, игра выдаст 1500 очков опыта. Обнаруженный игрок получит только 550 опыта, а поднявший тревогу — и вовсе 500.
- HoMM 4 — Навык скрытности, факультатив Разведки. Очень крут и даёт ряд преимуществ, особенно прокачанный на высший уровень — можно из под носа монстров и героев тырить ценный лут (только герой должен ходить в одиночку, без армии)! Вдобавок, за успешный проход мимо монстра дают немало опыта. Получилось настолько имбово, что в аддонах понерфили количество получаемого опыта.
- Hitman — прохождение миссий на наивысшие рейтинги открывают дополнительные бонусы. Правда, часто они откровенно издевательские, вроде мощнейших дробовиков или автоматов. Однако пройти по трупам игра не мешает.
- Исключение составляет самая первая часть — там чрезмерное количество убийств может привести к провалу миссии, даже если ее основная задача выполнена. Более точно: за каждое убийство копа или гражданского со счета снимают по 5 тысяч. Ушел в минус - получи провал. По этой причине всерьез влияет только на две миссии, где есть полиция.
- Metal Gear Solid — присутствуют ачивки в конце игры за стелс и отсутствие убийств рядовых врагов.
- Middle-Earth: Shadow Of Mordor — элементарно дополнительные 40 опыта за скрытные убийства. Для сравнения казни дают лишь 5 опыта, а казни на земле — только 25. При всём при том, что для Талиона перемолоть небольшой отряд уруков никакого труда не составляет даже при встрече в лоб;
- Серия PAYDAY. Есть задания, которые можно пройти только и исключительно стелсом (мало) и ещё есть такие, где стелс опционален (этих уже побольше). Стелс здесь относительно замороченный и сложный (не в последнюю очередь из-за корявого движка игры), из-за чего немало геймеров сожгли себе стулья. Но оно того стоит: это единственный вариант пройти миссию без необходимости постоянно отбиваться от бесконечных толп штурмующих игрока мобов, а во второй части за стелс-прохождение игрок получает дополнительный бонус к опыту на следующую миссию.
- The Elder Scrolls IV: Oblivion — линейка Темного Братства. У многих миссий есть дополнительные условия, за исполнение которых дают уникальные артефакты. И рассчитаны они именно на стелс (хотя альтернативные способы обычно есть: например, условие «не убивать стражников» будет выполнено, если бегать от них).
- Vampire: The Masquerade — Bloodlines — ряд квестов, например, «Трафик». Если добраться до заветного белого чемоданчика перебежками от одной вентиляционной шахты к другой, и не засветиться, начисляют дополнительный опыт.
- «Санитары подземелий» — грабежи vs медвежатничество. Сундуки в домах можно обчистить, или ограбив владельца и отняв ключ, или взломав дверь дома и сундук. Игрок, идущий по пути грабежа, упустит опыт за взломы.
- «Silent Storm: Часовые», миссия «Продажный чиновник» — субверсия. Проходить миссию требуется максимально скрытно, пользуясь бесшумным оружием и пряча тела убитых противников (высший класс — вообще никого не убить), и за «чистое» прохождение начисляется бонус. Оно того не стоит. Если забить на скрытность и вынести всех противников, можно разжиться кучей довольно дорогого оружия и, самое главное, разграбить заначку продажного чиновника — что гораздо выгоднее.
- Неожиданный пример из стратегий. В Dawn of War 2: Chaos Rising есть миссия в крепости Кровавых Воронов, и ее можно пройти как обычным катком, так и стелсом, что, если вы не играете хаоситское прохождение, предпочтительнее, так как убийство боевых братьев неминуемо накинет вашим бойцам очков порчи, а смерть капитана Диомеда заблокирует выход на лучшую концовку.
- Fallout — благодаря скрытности можно подслушать некоторые диалоги: например, разговор сектанта с лейтенантом супермутантов на базе Марипоза, за что даётся опыт, или послушать, как охранник опрашивает жителей убежища 101, не видели ли они протагониста. Один из квестов Old World Blues рассчитан на скрытное прохождение, и награда — приятные бонусы к способностям стелс-брони.
- Assasins Creed 4: если во время ограбления склада никто не успеет позвонить в колокол, то игрок получит 400, 750 или 1000 реалов в качеств бонуса.
- Warframe — оно есть, но какое-то бесполезное. Зачем идти в одиночку и стакать бонус опыта за убийства ничего не подозревающих врагов (скорее всего, единственным в силу механики экспы, недокачанным и потому не ваншотящим оружием), если можно компанией завалиться на миссию обороны, где качество легко заменяется количеством благодаря тупо целям миссии и наличию у многих варфраймов абилки вида «убить всё в радиусе -дцать метров»?
- Grand Theft Auto IV: The Ballad of Gay Tony — в первой миссии за Рея Булгарина не обязательно подрывать автомобиль исподтишка перед носом у спецслужб, можно и сразу их встретить громким обстрелом; но именно за такой взрыв врасплох дают отметку, необходимую для прохождения миссии на 100 %.
Видеоигры |
---|
Жанры |
Зелёным выделены те, для которых есть отдельные шаблоны
Ролевая компьютерная игра (С сражениями/Immersive sim • Dungeon Crawl • С сражениями холодным оружием • С японской спецификой • Многопользовательская • Privateer • Roguelike • Roguelite • Souls-like) • Тактическая • Survival Horror • 4X-стратегии • Абстрактная игра • Варгейм • Визуальные романы • Головоломки (Puzzle-platformer • головоломка от первого лица) • 'Инженерный конструктор (Cosmoteer) • Интерактивные мультфильмы • Интерактивные фильмы • Казуальные игры (Игровой автомат • Мобильный гейминг • Runner game • Tower Defence • Zuma и Luxor) • Квесты (Я ищу) • «Королевская битва» • Платформеры (Puzzle-platformer • метроидвания) • Пошаговые стратегии • Симуляторы (Экономические) • Shoot'em up (Шутеры (От первого лица • Про войну) • Стелс-экшен • Стратегии в реальном времени (MOBA • стратегия непрямого контроля • тактическая стратегия • экономическая стратегия) • Beat 'em up (Файтинги) • Экшн-триллеры • Idle game • Мешанина жанров • Инди-игры • Прочее (Covetous • osu!) |
---|
Геймплейные архетипы |
Все видеоигры — это 8-битки • Суповой набор от Bioware • Геймплей от X-COM • Лутоцентричная игра • Песочница |
---|
Амплуа |
Безликий протагонист (бесплотный генерал) • Безымянный герой • Бесполезный советчик • Боевой наркоман • Бывшие нейтралы • Виртуальная пассия (гей-вариант) • Герой в радужных доспехах • Гумба • Девушка-геймер • Единственный человек в цеху • Закадровый штурман • Манчкин/Пауэрплеер • Металлический слизень • Не героические тактические роли (Лицехват • Моб-вредитель • Моб-грабитель) • Никакой не приключенец • Скальный наездник (Рыба-кусака) • Неиграбельная вражеская фракция • Странствующий герой • Суперстража • Торговец не к месту • Уникальный головорез • Ходячий IDDQD • Этот гадкий hitscan-пулемётчик |
---|
Тактические роли |
Буквальный джаггернаут • Выходила на берег Катюша • Гарпунщик • Джаггернаут • Крепкий середнячок • Реактивный громила • Стеклянная пушка • Танк (автономный • консервная банка • мамонт-танк • недотанк) • Хлипкий маг • Хрупкий шустрик |
---|
Боссы |
Арена для босса vs Арена против босса • 3872 орка • Бонусный босс • Босс-антипод • Блуждающий босс • Босс-будильник • Босс-головоломка • Босс-головорез • Босс в головорезьей шкуре • Босс-дуэлянт • Босс за рулём • Босс, который ни при чём • Босс-ментор • Босс-недобиток • Босс не для битья (Босс-препятствие)• Босс — ранняя пташка • Босс-раш (Игра про боссов) • Босс со свитой (Босс не вмешивается) • Головорез в боссьей шкуре • Два босса (двойной босс • босс-сменщик) • Игра за босса • Истинный Финальный Босс • Марафонский босс (Босс — губка для пуль) • Минибосс • Многоглавый босс • Мясные ворота • Непобеждаемый босс • Неподвижный босс • Никакой не босс • Психоделичная босс-арена • Повторяющийся босс • Последний Босс Первого Диска • Секретный босс • Синдром босса SNK • Скальный босс • Теперь босс разозлился vs Однокрылый ангел не взлетел • Фальшивый босс • Финальный босс (в начале) • Этот гадкий босс |
---|
Персонажи |
Guest character • NPC (NPC не воруют • NPC не трусят!) • Автоматическая турель • Несколько игровых персонажей • Поиграй пока вот этим! (игра за злодея • игра за зверя • игровой антропоцентризм) • Редактор внешности персонажа |
---|
Уровни/архитектура |
Автоскроллинг-троллинг • Бесхозный станковый пулемёт • Благосклонная архитектура • Взрывающиеся бочки • Внутри меньше, чем снаружи • Волшебная лесопилка • Вышки в Open-world • Дай покататься! • Данж (гайгэксианское подземелье • желудочно-кишечный тракт • лабиринт • нубская пещера • освещённые подземелья • Очевидно Зловещий Последний Данж • уровень-утроба) • Злонамеренная архитектура • Карманный Сусанин • Карта локаций/Сеть телепортов • Корзина для мусора • Край уровня • Ключи и двери (взаимозаменяемые ключи из антивещества) • Летать через кольца • Лоскутная география • Лунный уровень • Невидимая стена vs Ложная стена • Нубская песочница • Новый старый уровень • Обвалившийся мост • Паркур • Плоская архитектура • Подводный уровень • Предупредительная архитектура • Проскочить в сейв-поинт • Прыжковая головоломка • Прыжок веры • Рушится царство кощеево • Секретка (секрет святого Рандомия) • Скелет в шкафу • Склад • Смертельная яма • Стражник сторожит стену • Совсем не уникальная задача • Сюжетный гранатомёт • Терминаторизатор • Точка невозврата • Туториал • Уровень-качалка • Уровень-передышка • Штаб-квартира игрока • Этот гадкий уровень/Эта гадкая карта |
---|
Графика |
HUD • Motion capture • Анимация простоя • Блики объектива • Вид (Вид от сапога • От первого лица/призрак от первого лица • От третьего лица) • Видеовставка • Всегда чистый • Двурукий спрайт • Дистанционный туман • Зловещая долина • Испаряющиеся трупы • Графон как в Крузисе vs Графон не нужен • Круг позора • Модели освещения • Мониторный угол зрения • Не хватает черт лица • Перескиновка • Получен предмет! • Проекции графики • Псевдотрёхмерность • Смена палитры • Спецдефекты • Стили графики • Тайлсет • Фальшивый камуфляж • Цел-шейдинг • Юниты не в масштабе • Экран загрузки |
---|
Физика |
Автопилот • Адамантовый блок • Бежать по диагонали • Бесконечный боезапас • Взрывающийся транспорт • Время не в масштабе • Воздух — это земля • Гравитационная пушка • Граната поражает вблизи • Гранату бросить нелегко • Двойной прыжок • Добежать до пулемётчика за ход • Забыли про гравитацию • Капюшон мгновенного облысения • Лезть через забор без рук • Небьющиеся лампочки • Неизменяемый ландшафт • Неприступный заборчик • Один хитбар на всё • Плавать в доспехе • Плавать в лаве • Подпрыгнув, присесть • Пуленепробиваемый картон • Ракета летит медленно • Распрыжка • Рокет-джамп • Рэгдолл • Снайперский пистолет • Стрельба из гранатомёта в комнате • Танк имеет много хитов • Физическая головоломка • Хлипкий всадник • Хитбокс |
---|
ИИ |
Автобой • Автодогон • Автоприцел • Идиотская дипломатия • ИИ ненавидит игрока • ИИ этим не пользуется • Искусственный идиот (Обезьяна с гранатой • Топографический кретинизм у ИИ) vs Искусственный гений • Лобовая атака • Полуслепые стражники • Универсальный скупщик • Читерский ИИ (Всевидящий ИИ) • Эскорт-миссия |
---|
Сетевая и онлайн |
Deathmatch • Free to Play/Free to Play • Full Invasion • PvE • PvP • Армия Избранных • Баг (багоюзерство) • Бот • Вредительство vs. Антивредительская фича • Ганк • Донат • Захват флага • Игра на победу • Кемпер • Киберспорт • Классификация MMO-игроков по Бартлу • Контра • Кооперативная игра • Нуб • Победа на старте • Сессионка • Твинк • Фраг • Читерство • Чиз |
---|
Движки |
Build • idtech (Doom • Wolfenstein 3D) • LithTech • NetImmerse • RPG Maker • Source • Unreal |
---|
Критика |
Angry Video Game Nerd • Игрожур |
---|
← |
Навигация |
---|
Видеоигровые термины |
---|
Игры и
приложения |
DLC • Hotseat • Shovelware • Аддон (Аддон-переворот) • Демка • Демо-версия • Игра поддержки • Инди-игры • Лицензированный треш • Миниигра • Мод (Антимоддерская фича)/Пиратские игры/Фанатские игры • Новая игра — новые правила • Система рейтингов • Шкала свободы действий • Эпизодная структура в шутерах |
---|
Баланс |
Асимметричный конфликт • Классификация фракций (Быстрый, сильный и хитрый) • Золотой снитч • Имба (Временная имба • Запоздалая имба • Намеренная имба (Гейм-эндер • Терминаторизатор) • Ненужная фича (Имба у врага — пустышка у игрока • Резиновый нож) vs Добровольно-принудительное умение (Запоздалое принуждение • Обыденная имба • Трудно, но не невозможно) • супероружие в RTS) • Камень-ножницы-бумага • Нубская труба vs. Нубская имба (Убийца ИИ) • Сверхбыстрое моральное устаревание • Святой Рандомий • Синдром орка • Синдром протосса • Сила Мэджикарпа vs Стартовый ускоритель • Эти гадкие… (Атака • Ачивка • Босс • Карта • Механика • Моб (hitscan-пулемётчик) • Уровень) |
---|
Геймплей |
Game over (Save scumming vs перманентная смерть • Множество способов умереть • Нестандартный геймовер • Плюнуть в могилу) • Limit Break • Rage-bar • Активная пауза • Альтернативный огонь • Буллет-тайм • Взаимоисключающие технологии • Внезапная смена геймплея • Геймплей вразрез с сюжетом (Ветеран-дилетант • дали только пистолет • и пусть весь мир подождёт (Ручная перемотка времени) • катсценная некомпетентность vs сила катсцен на максимум • катсценное умение) • Закон подозрительной щедрости в видеоиграх • Заявленное проклятие • Злой рандом • Игровые очки • Достижения (Глумливые ачивки • Неофициальная ачивка • Эта гадкая ачивка) • Инвентарь • Как научиться плавать • Красная сельдь (Склад красных сельдей) • Критический удар • Лимит содержания vs Очки командования/Очки командования • Нам не помешает лишний ствол (Гадские рельсы) • Лоскутная карта • Можно грабить корованы • Мультикилл • Нажми Старт, чтобы умереть vs Нажми X, чтобы не погибнуть vs Нажми X, чтобы умереть vs Нажми Х, чтобы победить • Невозможный выбор • Оверкилл • Очевидный выбор vs Кажущийся очевидным выбор • Постулат лорда Бритиша • Придумай глагол vs Универсальный глагол Use • Принудительный геймплей (Стелс vs Экшен, Миссия без базы) • Синдром Буриданова осла • Сломанный интерфейс • Случайные столкновения • Совсем не уникальная задача • Прокачка удачи • Проклятие — всегда проклятие • Поражение неприемлемо • Рандом • Стелс • Эволюция главного меню • Эта гадкая механика • Очки работы |
---|
Условности |
Армия Избранных • Видеоигровая биология (волшебные аптечки • затыкать насмерть • исцелися сам • Лечение через питание • синдром Росомахи) • Волшебное превращение ресурсов • Всегда знает свой результат • Легенда-новодел • Милорд на побегушках • Никому не нужные сокровища • Обоснуй фасттревела • Освещённые подземелья • Отличная связь • Псевдоодноместность • Фарм главгадов |
---|
Сложность |
Навязанный хардкор • Не играй на лёгком • Пианино • Пик сложности (Скальный наездник (Этот гадкий hitscan-пулемётчик) • Эта гадкая атака • Эта гадкая ачивка • Эта гадкая карта • Эта гадкая механика • Этот гадкий босс • Этот гадкий ивент • Этот гадкий ресурс • Этот гадкий сайдквест • Этот гадкий уровень) • Никаких тебе подсказок • Фальшивая сложность vs Хардкор |
---|
Реиграбельность |
Взаимоисключающий контент • Генератор квестов • Новая игра+ • Обоснуй перепрохождения • Постгеймоверная прокачка • Перенос прогресса |
---|
Баги, фичи и
читы |
Save scumming • Антивредительская фича • Антизастревательная фича •Антизастревательное маклаудство• Антипиратская фича • Античитерская фича vs Чит-код (Код Konami • чит за деньги) • Баги — это смешно vs Баги – это страшно • Багофича (Совершенно законный финт ушами vs эксплойт • Спидран) • Игра вне игры • Играть в экселе • Кривой монтаж • Легальный чит • Непроходимая забагованность (патч скачал? Проходи сначала!) • Несуществующий игровой секрет • Одноразовый инструмент • Пасхальное яйцо • Русефекация • Фичекат (Отключённая фича)
|
---|
Тактика и стратегия |
Десболл • Заказное строительство/Рабочая сила • Затыкать насмерть vs Тактика тотального ваншота • Зашивание • Кайт • Макроконтроль и микроконтроль • Разбаф • Раш • Спам • Станлок • первым бей медика/вторым бей магика • Тактическая смерть • Танк-приманка • Тактика булавочных уколов • Чиз |
---|
Игровая механика |
Внутриигровой конструктор • Квест (геймплей)(Генератор квестов • Классовый квест • Квестовая причина • Квестовое везение • Сайдквест (гадкий) • Секретный квест) • Крафт • Ролевая система (Мана • Опыт • Перк • Скилл • Стандартные атрибуты персонажа) • Боёвка/Система повреждений (Маленькие синие пульки • Один хитбар на всё • Один хитпойнт vs Очки жизни • Очки действия • Периодический урон • Резист • Стандартные эффекты состояния) |
---|
Разное |
Acknowledgement (Исследование завершено • Никто не смеет мне приказывать! • Нужно больше золота • нужно построить зиккурат • хватит в меня тыкать!) • • Алхимия — это просто • А оружие отнимем у противника vs Не будем брать оружие противника • Безнадёжный бой • Бунт населения • Бунт соратников • Взаимоисключающие напарники • Воины — по прямой, маги — по параболе vs Воины — по прямой, маги — в заднице • Гимп • Даунгрейд (Никакой не апгрейд vs Никакой не даунгрейд) • Жестокость в видеоиграх/Видеоигры поощряют доброту • Дымовых гранат не существует • Захват флага • Знать, где упадёшь • Игра по разным правилам • Каскадный резонанс • Книга заклинаний • Концовки (быстрая • досрочная • золотая • каноническая • модульная • откровенно халтурная • плохая-красочная • плохая-непонятная • плохая-трудная) • Первый напарник — воин • Пик сложности (Ад в начале игры • Кризис среднего уровня • Зубодробительный эндшпиль) • Кризис поздней игры • Крутой с 1000 хитов • Купи долбаный гайд! (Нубский мост) • Метагейминг • Металлолом и макулатура • Мыльное кинцо • На голову выше мира • Нам не помешает лишний ствол • Напасть со спины • Незаконные предметы • Необходимый напарник• Не смей играть так! • Нестандартная озвучка монстра • Обесценивающиеся ресурсы • Объекты коллекционирования из видеоигр • Одежда в качестве награды • Он просто слишком крут (Не действует на боссов) • Они повсюду • Офигенно находчивые разработчики • Офигенно предусмотрительные разработчики • Погибнуть в мелких взрывах • Поощрение за стелс • Последний пришелец • Прямая линия с врагом • Сделает напарник, а не я • Смехотворно высокая цена • Смехотворно низкая награда • Сон — лучшее лекарство • Сохранение • Специализированный контроллер • Способности фракции • Стандартные квестовые головоломки (Замок по Лойду) • Стелс бьёт экшн • Степени двойки • Унылое ожидание • Фарм в стратегиях • Фриплей • Публика — сволочь • Это плохо, понятно?
Городской портал |
---|
← |
Видеоигры |
---|
|