Тепличное создание

Материал из Posmotreli
Версия от 13:37, 5 марта 2023; Seen it all (обсуждение | вклад) (Дворяне не становятся "мужиками". Только мужчинами.)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Sheltered Aristocrat. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Да какое такси! Куда такси?! Я не знаю, где мы, мама! Тут какие-то заборы! Коровники! Мама, мы в аду! Мы в аду, мама! »
— Реакция типичной представительницы сабжа на знакомство с российской глубинкой, от smitrich (эх, где же мой 2007-й…)
Согласно русской поговорке, сабж уверен, что булки на деревьях растут

Этот персонаж невероятно наивен. Перед нами инженю? Нет. Инженю по определению, достаточно добры, а это разумное существо может быть с самым разным характером — может быть, даже с очень стервозным (а может, и с приемлемым). Инженю не гнушаются работать ручками и часто способны проявить настоящее мужество, а наш персонаж чужд и тому, и другому.

Перед нами такая девица/женщина…

…а бывает, что и парень/мужчина, но реже…

…которая (-ый) не знает реальной жизни и/или получает урон, реальный или же мнимый, от всяких пустяков, над которыми только посмеялся бы кто-то минимально закалённый. В отряде приключенцев — а иногда просто в походе, предпринятом для забавы — такое создание нередко выступает в роли балласта или даже камня на шее.

Обычный продукт воспитания идише мамэ. Смежные тропы — избалованный ребёнок, вечный ребёнок, реже Житель Страны Эльфов.

Примеры

Мифология и фольклор

  • Собственно, именно шок такого вот тепличного создания по имени Сиддхартха Гаутама от встречи со стариком, больным и покойником и породил религию буддизма.
  • Знаменитая сказка о Принцессе на горошине, известная нам в версии Г.-Х. Андерсена, — педаль в асфальтпародия на троп?!), явный гротеск. Король намерен найти в жёны сыну только «настоящую» принцессу, то есть такую, которая воплощала бы собою троп в самых крайних формах. С этой целью король испытывает принцессу, подложив к ней в постель… одну-единственную горошину. По мнению короля, «настоящая» принцесса, даже если на её ложе появится этакий пустяк, будет тяжко страдать, как будто она всю ночь на булыжниках проспала.
  • Обычно такова дочка злой мачехи, которую маменька растит белоручкой. «Золушка», «Морозко», «Двенадцать месяцев» — несть числа конкретным примерам.

Театр

  • У Островского эта тема несколько раз поднималась:
    • «Доходное место» — госпожа Кукушкина похваляется тем, что старалась вырастить сабж из двух своих дочерей. «Средства мои самые ничтожные, а все-таки они жили, как герцогини, в самом невинном состоянии; где ход в кухню, не знали; не знали, из чего щи варятся; только и занимались, как следует барышням, разговором об чувствах и предметах самых облагороженных».
    • «Бешеные деньги» — Лидия Чебоксарова, конечно, девушка с характером (аж в варианте «стерва»), но в реальной жизни разбирается слабее, чем надо бы (однако всё же лучше, чем многие другие тепличные создания). В одной сцене она даже произносит целую «программную речь», обращённую к собственной матери. И смысл речи сводится к тому, что «молодая дворянка, будь девицей или замужней, — она, мол, и не должна особенно разбираться в реальной жизни. Не её это забота. Это забота всех тех, чей долг — её, благородную и молодую, всесторонне обеспечивать, включая и выполнение капризов, а не только базовые потребности». Даже мать — хоть та ещё паразитка, — немного прифигела… И это не троллинг, не сарказм со стороны Лидии. В чём весь и ужас-то: Лидия Юрьевна лепит это на полном серьёзе, «от чистого сердца», и даже с пылом, с убеждённостью!! Прям целый манифест высокомерного аристократического эскапизма. Карикатура, но гораздо более опирающаяся на факты, чем нынешний человек, читающий пьесу, может подумать. Современный автору зрительный зал похохатывал…

Литература

  • Н. В. Гоголь, «Мёртвые души» — г-жа Манилова. «Конечно, в доме есть много других занятий, кроме продолжительных поцелуев и сюрпризов. Зачем глупо и бестолку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердым образом и повесничает всё остальное время? Но всё это предметы низкие, а Манилова воспитана хорошо. А хорошее воспитание получается в пансионах, где три главные предмета составляют основу человеческих добродетелей: французский язык, фортепьяно, вязание кошельков и других сюрпризов».
  • М. Е. Салтыков-Щедрин, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — такими изображены генералы. Они даже не знают, из чего делаются булки!
  • Николай Некрасов, «В дороге». Крепостная девушка Груша воспитывалась вместе с барышней, не зная крестьянского труда, но новый барин «Воротил он ее на село — / Знай-де место свое ты, мужичка!» и выдал за рассказчика. «Ни косить, ни ходить за коровой!.. / Грех сказать, чтоб ленива была, / Да, вишь, дело в руках не спорилось! / Как дрова или воду несла, / Как на барщину шла — становилось / Инда [даже] жалко подчас…» Впала в клиническую депрессию: «Слышь, как щепка худа и бледна, / Ходит, тоись, совсем через силу, / В день двух ложек не съест толокна — / Чай, свалим через месяц в могилу».
    • Л. Н. Толстой, «Воскресение» — примерно то же самое произошло с Катюшей Масловой, из которой одна барыня хотела сделать горничную, а другая — воспитанницу (её даже называли не Катька и не Катенька, а средне), и получилось ни то ни сё. Она не привыкла к тяжёлому физическому труду, зато привыкла к комфортной жизни, но не имеет возможности обеспечить её себе, и единственным вариантом стала проституция.
  • Ещё о проституции. А. И. Куприн, «Яма» — владелица борделя Анна Марковна держит дочь Берточку в городе, в почтенном семействе, сама при ней не смеет даже разговаривать, боится за свой лексикон бывшей проститутки и нежно заботится, чтобы дочь не узнала как-нибудь случайно о ее профессии.
  • «Трое в лодке, не считая собаки» — Джей (рассказчик) с сарказмом поведал о барышнях, которые настолько тепличны, что даже не годятся для участия в пикнике. «Их приглашали усесться на траву, но трава была для них слишком пыльная, а стволы деревьев, к которым им предлагали прислониться, видимо, уже давно никто не чистил щеткой. И они расстелили на земле свои носовые платочки и уселись на них так прямо, как будто проглотили аршин».
  • Аркадий Гайдар, «Школа». Учитель закона божия обращался к ученикам: «Вы растете, как нежные цветы в теплой оранжерее заботливого садовника, вы не знаете ни бурь, ни треволнений и спокойно расцветаете, радуя взоры учителей и наставников. А они… даже если перенесут все невзгоды, то без ухода вырастут буйными терниями, обвеянными ветрами и обсыпанными придорожной пылью». После урока протагонист Борис Гориков обсудил эту речь с приятелем, и Федька выразился: «Какой есть интерес расти, как цветок в оранжерее? На него плюнь, он и завянет. Тернию, тому хоть все нипочем — ни дождь, ни жара».
  • Сергей Михалков, стихотворение «Мимоза» — полностью о сабже. Тот редкий случай, когда предмет статьи мужского пола (мальчик по имени Витя).
  • Константин Сергиенко, «Самый счастливый день» — Леста, пополам с тропом Офелия. Даже смерть бабушки-опекунши не заставила девочку стать самостоятельнее. Была она психически нездорова или просто любила витать в облаках, осталось загадкой.
  • Тамара Крюкова, «Гений поневоле» — компьютерный гений Джон Рид. Стар и очень болен, поэтому вынужден жить в капсуле, а попав в тело русского подростка, говорить по-русски может, но в окружающей реальности ничего не понимает.
  • Татьяна Комылина, «Как Ванюша на царевне женился» — царевна Меланья. «Папенька, ты же говорил, что булки на деревьях растут? Так где же они?» «Мотыгой мне нельзя. Она же тяжёлая. Мне папенька не разрешает ничего тяжёлого поднимать».
  • Лавкрафт, «Тварь у порога» — Эдвард Дерби, аркхемский поэт и писатель-мистик.
« В чисто практических же делах и по части самостоятельности однако, молодой Дерби был совершенно беспомощен, вследствие своего домашнего заточения. Здоровье его улучшилось, но в нем глубоко прижилась с детских лет взлелеянная чересчур заботливыми родителями привычка находиться под чьим-то присмотром, так что он никогда не отправлялся в дорогу один, не принимал самостоятельных решений и не отваживался брать на себя какую-либо ответственность. »
« Благодаря своему изрядному росту и красивому лицу он вполне мог бы стать завидным женихом, кабы природная робость не приговорила его к вечному уединению за книгами. »
— и это еще не считая того, что у него было приличное наследство, а известным поэтом он стал уже в 25 лет.

Впервые он женился в 38 лет на какой-то неведомой гипнотизёрше, чей отец в конце концов захватил ее тело, а потом - и его собственное.

  • Карел Чапек, «Разбойничья сказка» — разбойник дал сыну благородное воспитание в монастыре с графами и князьями. В результате слишком учтивый и изяшный юноша оказался совершенно неприспособленным к ремеслу разбойника. Правда, потом заматерел.

Кино

  • Navigator (фильм 1924) — комедия от знаменитого Бастера Китона о том, как молодой джентльмен и молодая леди (оба — высшего класса) оказались вдвоём на круизном судне, без команды и других пассажиров, и пытаются управиться без прислуги.
  • «За двумя зайцами» — так воспитывают свою доню Проню Серки, отдавшие её в пансион, где учат, как надо здороваться с низшими и высшими. Но Проня — не совсем обычный отыгрыш тропа: она плохо разбирается в реальной жизни, но сама совершенно этого не замечает! И считает, что «всё знает лучше всех». Она полна апломба, обладает безудержным темпераментом и лёгкими тираническими наклонностями. Родители не помыкают ею — скорее она пытается это делать по отношению к ним (она вдобавок уверена, что они оба «тёмные и неотёсанные», а она — утончённо-культурна).
  • «Волшебная лампа Аладдина» — прекрасная царевна Будур, шестнадцатилетняя дочь султана, не знает, что такое коза.
  • «Про Красную Шапочку» — избалованный ребёнок. Красная Шапочка даже поёт ему песню про сабж, одновременно менторскую и тролльскую: «А вдруг ты завтра попадёшь на остров в океане?.. А как же ты там проживёшь без повара, без няни?» «Ты никогда и ничего не делал в жизни сам!». После такой проповеди малыш пытается самостоятельно мыть пол, что приводит прислугу в ужас.
    • Хотя вообще-то сколько там тому Ребенку - три-четыре года? Даже крестьянские дети в таком возрасте разве что гусей пасут. Другое дело, что "я не мальчик, я девочка" привыкла получать все желаемое по первому требованию. Но эти огрехи воспитания как раз еще очень легко поддаются корректировке.
  • «Босиком по мостовой» — Лайла. 19 лет (до смерти матери) не выходила из дома (мать и не выпускала). Сбежав из психбольницы, в реальности не научилась разбираться до самого конца фильма. В конце появляется надежда…
    • Такова же и Дэйзи из американского ремейка «Босиком по городу».

Мультфильмы

  • Сёстры Брумберг несколько раз обращались к тропу:
    • «Капризная принцесса» — заглавная героиня умудрилась запаниковать при виде обыкновенного зайчика (который её как раз не испугался, а скорее был полон любопытства). Такое чувство, что она вообще увидела зайца впервые в жизни. Это при том, что ей никак не меньше восемнадцати… даже если не больше. Вскоре та же барышня новобрачная ухитрилась испугаться лягушки (никак тоже отродясь не видывала!) и заорать как резаная. Предположение насчёт зайца (как и последующее, насчёт лягушки) не столь фантастично, как может показаться. Позже выяснилось: эта же самая принцесса уверена, что, дабы подоить корову, нужно подёргать таковую… за хвост.
    • «Про злую мачеху» — падчерица. В то время как родную дочь мачеха наоборот, растила в строгости — и та выросла вполне пригодной к жизни (фильм — пародийно-сатирический).
  • Tangled — субверсия: Матушка Готель явно хотела вырастить Рапунцель именно такой, чтобы девушка боялась окружающего мира и полностью от нее зависела (хотя сама же и дала ей очень много самостоятельности, потому что не хотела тратить свое время), но Рапунцель неожиданно для себя поняла, что она на самом деле гораздо смелее и сильнее, чем думала.
  • «Клаус» — протагонист Йеспер, изнеженный дворянчик, никоим образом своё будущее с почтой не связывает и в почтовой академии скорее нет, чем учится. Однако папа-почтмейстер по блату подписывает приказ о его производстве в почтальоны… и назначает в глубочайшие гребеня, дабы стал наконец-то мужчиной, блеять!

Мультсериалы

  • Avatar: The Last Airbender — Царь Земли никогда не покидал своего дворца и, благодаря хитрому советнику, не знает, что за стенами Ба-Синг-Се идёт война.

Аниме, манга и ранобэ

  • Isekai Maou to Shoukan Shoujo no Dorei Majutsu — эльфийка Шэра Гринвуд. Кажется тупой блондинкой, но на самом деле девушка умна, внимательна и отнюдь не «тормозит» в опасных ситуациях. Проблема в том, что её растили как выгодную партию (она родом из королевской семьи) и максимально ограничивали круг общения и контакты с внешним миром. В результате и вырос этот нежный и наивный тепличный цветочек, повергающий в шок окружающих своим нередко детским поведением.
  • Жена по контракту — сестра-близнец главной героини Гу Сиси Юнь Но была такой, впрочем этому есть нехилый обоснуй у неё от рождения было крайне слабое здоровье ( её матери даже пришлось вызывать преждевременные роды чтобы спасти её жизнь) и в силу этого она своё детство она провела чуть ли не в герметичной комнате, впрочем у неё было все в порядке с социализаций и отношениях с противоположным полом
    • с детьми протагонистов полная аверсия — их сознательно муштруют жесточайшим образом, чтобы в случае чего они могли защитить сами себя, даже присутствует подсветка со стороны автора что — «Наследник семьи Инь не может быть цветком выращенным в оранжерее»

Реальная жизнь

« Современные ровесники века и ровесники 90-х настолько нежны духовно, что психологическую травму им может нанести (и наносит) буквально все, а к возрасту полного совершеннолетия они добираются уже настолько побитыми судьбинушкой, что диву даёшься, как эти чудные фиалки выбрались из-под плинтуса и доползли до ноутбуков. Но самое интересное начинается тогда, когда эти страдальцы принимаются размножаться, а размножившись (или хотя бы самовоспроизведясь) принимаются воспитывать следующее поколение комнатно-тепличных. »
— Дзен (это ирония над моралистами, которые боятся, что «неправильный контент» травмирует их детей и вырастит из них маньяков)
  • Во времена оны аристократы даже гордились, что их дочки вырастают именно такими.
  • Пансионы — и элитный Институт благородных девиц — в XIX веке таких и штамповали. По этому прошёлся не один русский классик (см. хотя бы выше «Театр» и «Литература»).
    • Зигзаг: при этом дисциплина там была почти казарменная, и руками работать (шить, вышивать, вязать) учили.
  • Типичный маменькин сынок, как и его половая инверсия.
    • не обязательно сабж статьи. Автор правки в 24 года впервые выселился из отчего дома, и еще через полгода потерял невинность, но до данного момента были пройдены: буллинг в школе, несколько походов к психиатру, военная кафедра, три места работы с ночными сменами (последнее — с 12-часовыми через день и в режиме «за одну ошибку в нескольких сотнях, а то и тысяче, быстрых операций тебя могут с грязью смешать», ну и агрессивная алкоголичка вместе с инвалидом в плане мышления задачу не облегчали[1]. А, да, до ковида всё это совмещалось с спортзалом. Результат: — 10 кг за 4 месяца. Да и выселение произошло по причине призыва на службу после кафедры. Который начинался с трёхмесячных казарменных курсов переподготовки (как срочка, но никакой покраски травы/сидения в нарядах на Ктулху забытых КПП/et cetera — только 4-5 пар с ударной дозой практики 6 дней в неделю, только хардкор! Результат: прохождение обкатки танком раньше лишения статуса инцела. Вот такое бывает, если мамэ обладает здравым смыслом и не усердствует в идишности, а сыной-корзиной движет не одно мамино мнение, но и свои тараканы.
  • Папины сынки — субверсия. Не настолько суровы и хотят отдохнуть, кто бы что не говорил, но зато стоит поместить их на необитаемый остров, как через некоторое время начинают чувствовать себя желание жить. А желание жить не даёт быть разгильдяем, ибо «волка ноги кормят». В отличии от маменькиных сыночков имеют меньше шансов стать инфантилами, если конечно отец не был промахом.
  • Т. н. «снежинки» — некоторые дети обеспеченных или/и высокопоставленных родителей, родившиеся либо взрослевшие в начале XXI в. Название образное — уверены в своей исключительности (так же, как увидеть две одинаковые снежинки крайне маловероятно), но при этом уязвимы, «чуть что, и растают». Обычно при этом они ещё и политически активны, согласно своим совершенно тепличным представлениям о мире, что дало термину крайне негативную окраску. А в качестве образования они получают настолько бесполезные в реальном мире специальности, что это вполне катит на современную итерацию вышеупомянутых пансионов.
  • «Если в кочевой табор попадала невестка из города, её могли жалеть: „непросто садовому цветочку с полевыми цвести“.» (Невестка в традиционной кочевой цыганской семье).

Примечания

  1. Собственно, более-менее настоящий сабж в виде 19-летней девушки после нескольких смен ушла в слезах прямо со смены.