Минувшие приключения

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Когда-то и меня вела дорога приключений… А потом мне прострелили колено »
— Стражник из Skyrim

Раньше они были настоящими героями. Об их приключениях слагали легенды, экипировке позавидовали бы лучшие мастера всего мира, да и противники были настоящими, эпичными. Но всё это давно прошло, и теперь остаётся только вспоминать былые деньки, сидя в гостях у боевых товарищей, да разглядывать пыльные трофеи на полках. Впрочем, прошлое им ещё напомнит о себе, заставив вновь взяться за старое — или начать готовить преемников.

Итак, этот сеттинг основан сразу на двух временах — героическом прошлом и усталом настоящем. Команда приключенцев давно отошла от дел, их костюмы висят в запертых шкафах, бэтмобили тихонечко ржавеют, да и сами тайные убежища ветшают. Великий город скатился в серость и дикость, хотя не настолько, чтобы память о нём стёрлась из истории. На смену яркой интересной молодости пришли рутина, серость и ностальгия. Однако давние приключения являются такой же важной частью сюжета, как и нынешние, или даже ещё более, и акцент обязательно делается на обеих эпохах. Если нам показывают старых героев, растерявших форму, но продолжающих в красках вспоминать свои похождения — значит, это не просто так, и им предстоит снова взяться за дело. Древняя цивилизация, чью историю нам красочно расписывали, получает шанс возродиться, или хотя бы поучаствовать в глобальных событиях на ведущих ролях.

К данному тропу с прикрученным фитильком относятся истории, в которых минувшие приключения не очень критичны для сюжета и служат просто декорациями. Если они лишь упоминаются, как, например, в «Защитниках», но не показываются — это вообще не сюда. Также фитилёк прикручивается, если герои всё ещё продолжают приключаться, но уже в меньшей степени, или плавно переходят от воспоминаний к возрождению своего героического образа жизни. А ещё важно, что минувшие приключения должны показываться только через флэшбеки и тому подобное, но не напрямую — даже если появится приквел, он не должен влиять на основное произведение.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Э. Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена» — состарившийся барон травит байки о своих подвигах в прошлом.
  • Джек Вэнс, «Умирающая Земля» — вариант с фитильком. Во многих историях упоминаются великие достижения былых времён, но основной акцент делается всё-таки на настоящем. Единственное, пожалуй, исключение — «Юлан Дор», где подробно излагается история сверхвысокотехнологичного города Ампридатвира, уже несколько тысяч лет живущего на грани между варварством и первобытностью, во дни его величия.
  • Уоррен Фейхи, «Пандемониум» — действие происходит в восстановленном подземном городе Сталина, и его мрачную, но могучую историю по ходу повествования вспоминают очень часто, в том числе подмечая разные детали обстановки.
  • В некотором роде под троп попадает линия Бильбо Бэггинса во «Властелине Колец» — события «Хоббита» для него именно что минувшие приключения, и он намеревается сойти со сцены, уступив место Фродо. Но все же старому хоббиту еще придется совершить путешествие…
  • Михаэль Энде, «Бесконечная история» — целый город бывших королей — тех самых, кому пришлось возрождать страну Фантазию.
  • Вернор Виндж, «Глубина в небе» — Фаму Нювену очень хотелось, чтобы его приключения проходили по разряду минувших. Не вышло — пришлось обзавестись новыми приключениями.
  • Ханну Райаниеми, «Квантовый вор» — да, у Жана ле Фламбера как раз начинается новый виток эпических приключений, но в первой книге он именно что вспоминает прежнюю жизнь, забытых друзей и свои великие свершения.

Кино[править]

  • «Робин и Мэриан» (США, 1976 год): Робин Гуд здесь предстает пожилым человеком, вдоволь навоевавшимся на Святой земле, и теперь мечтающим жить в Англии тихо и спокойно. Вот только старые недруги всё никак не хотят отвязаться.
  • «Крылья»: Надежда Петрухина — бывший ас-истребитель, после войны устроившаяся на должность директора ремесленного училища. И периодически, на контрасте с серым настоящим, она вспоминает о героическом прошлом.

Мультфильмы[править]

Аниме[править]

  • «GoShogun: Toki no Étranger» же! Весь сюжет, собственно, стоит на том, как в память о прошлом друзья Реми собрались, чтобы попытаться помочь ей.

Комиксы[править]

  • «Хранители» — эталонный пример.
  • «Чёрное лето» Уоррена Эллиса — примерно то же самое, но сильнее, ибо, хотя прогресс не стоял на месте, нам показывают только текущие события и флэшбеки из прошлого главных героев, которые давным-давно отошли от дел.
  • «Планетарий» его же — вариант с фитильком. Главный герой со стёртой памятью, вернувшись в команду, понемногу вспоминает, как оно было раньше, и восстанавливает навыки, причём намного быстрее, чем кажется со стороны — многие вещи он не торопится озвучивать, так что они становятся сюрпризом даже для его ближайших соратников. А в финале он прямым текстом говорит, что их приключения только начинаются.
  • Чёрный плащ — комикс начинается с того, что герои и злодеи ведут скучную жизнь, лишь иногда вспоминая былые подвиги. Однако потом все резко меняется.

Музыка[править]

«

Мы с тобой давно уже не те, Мы не живем делами грешными: Спим в тепле, не верим темноте, А шпаги на стену повешены.

»
— «Мы с тобой давно уже не те…», Георгий Аделунг


« А помнишь, были мы орлы

И пели, что твои «Битлы». И рюмки были нам малы, Ломались стулья и столы. И много пелось и пилось, И жизнь летела вкривь и вкось, И вверх, и вниз, и вбок, и вдаль, Как самогонная спираль.

»
— «Кефирный Рок-н-Ролл», Тимур Шаов

Видеоигры[править]

  • Minecraft: Story Mode — Season Two — Джек, в прошлом великий и заслуженный приключенец, сейчас скромный картограф, про которого непосвящённые (например Джесси) даже не слышали.

Реальная жизнь[править]

  • Да постоянно. Людей, чья жизнь подходит под троп, за всю историю человечества было очень и очень много.