Отчаянное желание внимания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Attention Whore, Glory Seeker. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Не секрет, что человек — существо социальное. Поэтому всем, ну или большинству людей, хочется, чтобы на них хоть иногда обращали внимание. Вот только есть люди, которые без внимания не могут жить — они сделают всё, чего бы им это не стоило, лишь бы быть на слуху. Иногда даже не важно, хвалят их или ругают (или скрыто ругают под видом саркастической похвалы).

Причины такого явления? Ну, например, персонаж в детстве не получал родительского тепла. Проще говоря, его недолюбили. Поэтому теперь он так жаждет чужого одобрения. Возможно также, что у героя изначально раздутое эго, из-за чего он и считает, что быть в тени — это недостойно его персоны. И т.д.

Очень часто желание внимания встречается у детей. Это правило действует и в реальной жизни.

Родственный троп — Отчаянное желание привязанности; см. также Королева драмы. Нередко обе черты идут в комплекте с этой.

Примеры[править]

Комплексные франшизы[править]

  • «Песнь Льда и Пламени»/«Игра престолов»:
    • Теон Грейджой. Недолюбили его по весьма прозаической причине: он воспитывался в чужой семье как заложник. Поэтому Теон совершает глупости: «Робб король — и я тоже стану королём! Ну хотя бы принцем!»; «Смотрите все, я взял Винтерфелл! Плевать, что я не могу его удерживать — я же его взял, я герой!». И самое худшее: «Я убил своих названых братьев, сматрите фсе на мой суррровый нраф и баитесьНа самом деле названых братьев он не убил, а всего лишь инсценировал их убийство, прикончив для этого двух маленьких простолюдинов. Офигеть какая «принципиальная разница». Но для сословной морали уровня средневековья — оч-чень даже какая. Мало того что простолюдины, так еще и Старки для него едва ли не родня, а смердов кто считает.
    • Рамси Сноу ещё более омерзительными методами пытается выслужиться перед отцом, чтобы получить фамилию Болтон. Впрочем, он своего добивается, совершив подлый, но стратегически важный захват крепости.
    • «Пламя и кровь»/«Дом дракона» — Эйгон (будущий второй своего имени) и Эймонд Таргариены. Первый мечтает, чтобы отец, мать и дед увидели в нём ребёнка и личность, а не фигуру в фирменной игре сеттинга, второй насмотрелся на дядюшку Деймона (имя-анаграмма как бы намекает) и ломает из себя великолепного мерзавца.

Театр[править]

Литература[править]

  • «Маугли» — Бандар-логи! «Она нас заметила! Багира нас заметила! Все джунгли восхищаются нашей ловкостью и умом!!».
  • Старуха Шапокляк, в некотором роде. В аудиоспектакле 1975 г. это выражено намного ярче, чем в книгах и мультиках: в песне про себя и хотение так и поёт: «Ну разве это много,/ Хочу чтоб мой портрет/ Застенчиво и строго/ Смотрел со всех газет».
  • «Гарри Поттер»: гадкая разновидность тропа — Гилдерой Локхарт (он же Златопуст Локонс).
    • А если как следует присмотреться к Волдеморту, то получается, что именно троп был едва ли не ключевым фактором его поведения с самого детства.
  • «Тина Хэдис» Антона Орлова — Лиргисо. Даже когда разумно было бы уйти в тень, он старался быть на публике, шокировать и удивлять окружающих экстравагантными выходками. Отчасти это потому, что у расы энбоно, к которой он принадлежал при рождении, очень высоко ценится общественный статус, и даже после смены тела на человеческое система ценностей у него осталась прежней. Впрочем, в предыдущих и последующем (пока одном) человеческих рождениях он был весьма эпатажной и жадной до внимания персоной.

Кино[править]

  • «Король комедии» — протагонист Руперт Папкин.
  • «Джокер» с Хоакином Фениксом — протагонист Артур «Джокер» Флек.
  • «Ангелы Чарли 2» — Мэддисон Ли.
  • «Безумный Макс: Дорога ярости» — головорезы Несмертного Джо же. «ЗАПОМНИТЕ МЕНЯ!!!»

Мультфильмы[править]

  • «Великолепный Гоша»: Гоша в «Истории первой» (то есть 1-м выпуске цикла) тоже хочет попасть на страницы газет/журналов. Он попадает, только не совсем так, как ему хотелось. Судя по последующим выпускам мультфильма — славы ему хватило.
    • В 9-й «истории» Гоша не хочет встречать Новый год один. Роль официанта для четырех разновозрастных дам (которые пришли к нему в гости), похоже, устраивает его больше, чем перспектива встретить праздник в одиночку без елки, торта и проч.
  • «Возвращение блудного попугая» — Кеша.
  • «Бэтмен: Возвращение рыцарей в масках» (2016). Бэтмен после того, как у него окончательно испортился характер (не без участия Кошки и компании). На улицах полным полно его копий, а сам он ведет и выступает в самом популярном в городе телешоу. Потом Бэтса вылечили.
  • «Новеллы о космосе» новелла первая «Космонавт, который вылетел с опозданием или Земная девочка». Собственно, девочка с мячиком.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Тай Ли. Родилась в очень большой семье, поэтому всё делала, чтобы выделиться и стать непохожей на своих шесть сестёр (они близнецы, и имена у всех начинаются на «Тай»). В том числе убежала с цирком, потому что «не хотела становиться чашкой из сервиза». В конце присоединяется к ордену Воинов Киоши, которые красятся как «фарфоровые статуэтки»…
  • «Чёрный Плащ»: что бы там ни пелось в песне — а славы он жаждет. И очень обижается, когда его не восхваляют в прессе. А уж если честно заработанная им слава достаётся кому-то другому — вообще звереет.
  • «Футурама» в серии «A Pharaoh to Remember» (рус. «Незабываемый Фараон») все начинается с того, что Бендер решил прославиться, причем не важно как именно.

Телесериалы[править]

  • «Хэппи» — большая часть эксцентричного поведения Солнечного лучика обусловлена навязчивой потребностью оставаться знаменитым.

Телевидение[править]

Одна из серий «Ералаша». Мальчик ходит и наклеивает на все плакаты и афиши свои фото взамен первоначальных. Доигрался — налепил свою физиономию на «их разыскивает милиция» и был отведен в отделение под белы рученьки. Это не беспредел девяностых, так что, очевидно, его отпустят, но нервы помотают. А могут и на учет поставить, ибо его действия вполне тянут на хулиганство.

Комиксы[править]

Аниме и манга[править]

  • KonoSuba — Аква и Мегумин.
  • Last Exile — Дио.
  • Nanbaka — Мицуру Хитокоэ, диктор тюряги, определенно жаждет всеобщего внимания, что подтверждается его эксцентричными выходками и громкой, сравнительно развязной манерой речи а-ля диджей.
  • «Naruto» — сам Наруто просто воплощение тропа.
  • «Pokémon (аниме)» — Джесси мнит себя великой актрисой и хочет стать знаменитостью. Когда кто-то снимает НЕ её, воспринимает это чуть ли не как личное оскорбление. Пару раз даже забывала про планы команды, красуясь перед камерами.
    • У Мяута свои заморочки: он мечтает стать любимой женой любимым покемоном босса, заняв место Персиана.
    • «Кто лезет в кадр всегда и везде? О-ша-вот! Кто так же ловок, как рыба в воде? О-ша-вот!» Смех смехом, но Ошавот Эша со своей жаждой внимания давит педаль в земное ядро. Главный герой при первой встрече просто похвалил его — без всякой задней мысли — а калан на радостях покинул лабораторию и поскакал за ним следом. Момент, когда Ошавот забирается Эшу на плечо, бесцеремонно спихнув оттуда Пикачу, конечно, шуточный, но ярко характеризует характер покемона. Арка Юновы достаточно длинная, и Ошавот появляется практически в каждой (!) серии, благо умеет сам выходить из покебола (в лабораторию к Джунипер его почему-то ни разу не отправляли, хотя у Эша был переизбыток покемонов). Выскакивает обычно по трем причинам: а) добровольно поучаствовать в битве (но если противник чересчур страшный, мигом передумает и ненавязчиво подтолкнет вперед Пикачу); б) отчебучить что-нибудь забавное; в) просто так — в кадре покрасоваться, чтоб не забыли. Некоторых зрителей это не веселит, а здорово раздражает. К тому же Ошавот с таким-то количеством экранного времени и боев уже давно мог докачаться до Самурота, но так и не развился, оставшись комическим персонажем и посредственным бойцом.
    • Если брать других покемонов, то одеяло на себя активно тянут Пиплап Доун, Чеспин Клемонта, ну и Ротомдекс. Но куда им до Ошавота…

Видеоигры[править]

  • BlazBlue — Юки Теруми. Он жаждет не просто внимания, он хочет чтобы его проклинали и ненавидели! А всё потому что положение в этом мире у него шаткое, и только ненависть других к нему удерживает его от полного уничтожения.
  • Серия Borderlands: этим страдает Железяка. И его ненавидят или игнорируют все, кроме пары персонажей (да и те не всегда его терпят), конечно, есть, за что, но он не виноват, его таким создали.

Визуальные романы[править]

  • Little Busters! — Харука Сайгуса. Из-за того, что родичи всегда обращались с ней как с мусором.
  • Danganronpa V3: Killing Harmony — Миу Ирума. Только вот правильно пытаться получить внимание она не умеет.

Реальная жизнь[править]

  • Герострат, сжёгший храм Артемиды в 356 г. до н. э. — кодификатор.
  • Иллюзионист Валентино со своим «разоблачительным» телешоу «Breaking the Magician’s Code: Magic’s Biggest Secrets Finally Revealed» 1997 года (выходило в России под названиями «Тайны великих магов. По ту сторону фокусов», «Магия. Разоблачение» и «Практическая магия. Секреты раскрываются»). Там он раскрывал секреты различных фокусов, чем вызвал негодование множества других иллюзионистов. При этом местами в передаче он изображался чуть ли не борцом за правду, а остальные фокусники — этакими магократами. Впрочем, это зависело ещё и от локализации — как был сделан перевод.
    • Вдогонку, к теме «мага в маске». В 1998 г., по горячим следам, в телешоу «The World’s Greatest Magic 5» (в России этот выпуск не показывался, но на Рен-ТВ в 2004 г. были показаны другие передачи цикла) Гарри Андерсон в «интерактивном» фокусе для телезрителей (с треугольниками и нарисованными масками) «пропесочил» Валентино. И вынудил снять маску.
    • Кстати, мультсериал про принцессу Тенко (середина 1990-х гг.), где настоящая артистка время от времени учила детей фокусам, не вызвал ни у кого такого раздражения. Впрочем, там цель была иная — обучить детей паре-тройке фокусов, а не «борьба за правду».
    • Аналогично и рубрика в детских передачах канала ТВЦ «Школа волшебства Эмиля Кио» в начале «нулевых».
    • В отечественной передаче «Магик шоу» (1994—1995 гг.) аналогично вёл себя Мистер Икс. А. Карташкин в своих книгах приводил высказывания фокусников относительно Мистера Икса. Хотя если сравнить его с Валентино, то не так уж и много он причинил вреда.
    • Было ещё несколько разоблачительных телешоу.
    • Были ещё и «разоблачительные» сюжеты братьев Сафроновых. Но там всё было более-менее корректно: братья раскрыли секреты, которые уже раскрыл Валентино, либо секреты устаревших трюков, либо таких, которые мало кто будет показывать (дорого, неэффектно, существует менее проблемный другой вариант).
  • Другие «трюки» иллюзионистов. Байка про Касфикиса: http://www.fokusnik.ru/html/freim.htm. Аналогичные истории рассказывались и про других его коллег. Время дейсствия — более позднее.
  • «Панк-молебен» (21 февраля 2012 г.) и прочие перфомансы группы «Pussy Riot». Допрыгались до реальных сроков, но славу таки заработали, причём за счёт тех самых государства и церкви, которые обругали. Ай, молодца, Ваше Святейшество!
  • Большинство террористических актов имеют своей целью не причинение ущерба государству (по-настоящему значимый объект им подорвать не по силам), а привлечение внимания к себе и своей позиции. Отсюда же привычка террористических организаций брать на себя ответственность за теракты. Существует распространённое мнение, что лучшим средством борьбы с терроризмом был бы запрет на освещение терактов в СМИ. Хотя как знать…
  • Выходки различных блоггеров перед Вечным Огнем. Получают известность, а с ней в нагрузку еще и арест/штраф/судимость. Не говоря о том, что большинство вменяемых людей смотрит на них как минимум как на идиотов.
    • Автор правки, скорее всего, имел в виду Тео Блэйда.
  • Ситуации, когда кто-то из болельщиков выбегает на поле (не всегда футбольное) и убегает от охраны и/или полиции. Особенно когда соревнования идут в прямом эфире.
  • В какой-то степени и выходки звезд и иных известных личностей (в основном в прямом эфире), которые не просто не стесняются стать предметом обсуждения желтой прессы, но и сами стремятся, чтобы о них побольше говорили и писали (безразлично, что именно). Для кого-то любое упоминание в прессе, кроме некролога, на пользу.
  • Синдром Мюнхгаузена — клинический вариант сабжа, когда люди ради получения внимания симулируют болезни, а то и буквально калечат себя. Особенная жесть — делегированный синдром Мюнхгаузена, когда болезни вызывают не у себя, а у близкого человека (например, родители — у ребёнка).
  • И просто дети, которые истерят, ведут себя «назло» и прочее, или, наоборот, пытаются безупречно учиться, быть лучше всех, чтобы привлечь родительское внимание. В особо тяжелых случаях дети постоянно болеют.
  • Домашние животные. Начинают бузотерить, если хозяева мало с ними общаются. Хотя это уже субверсия: возможно, так выражается легкое нервное расстройство, возникшее от отсутствия общения.
  • Относительно безобидный вариант: Литовцы подменили все фотографии в магазине на свои.
  • Как вариант раскрутить свой блог https://zen.yandex.ru/media/studycat/rabota-uchitelem-sposob-haipanut-5dd7e0ed416f067d9b42f20c