Запрет на ГМО

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« у нас с бананами 50 % общих генов, но это не делает их «людьми наполовину» »
— Стивена Джоунс

(link)

А как на самом деле?

Запрет на ГМО — частный случай тропа «Наука — это плохо». Основан на предубеждениях относительно генетически модифицированных организмов и генетики вообще. В фантастических произведениях это выражается в следующем:

  • Стоит съесть генетически модифицированную картошку — и буквально за пару дней ты превратишься в неведому зверушку со щупальцами. Особенно грешат этим комиксы и дурная фантастика. В реальности это невозможно в принципе, поскольку гены при переваривании разрушаются, а не встраиваются в геном питающегося (иначе любая животная или растительная пища превращала бы съевшего ее в то, что он съел). Кроме того, даже под воздействием реальных мутагенных факторов для изменения генотипа потребуется минимум одно поколение, и то не факт, что модифицированный ген вообще приживётся.
    • Подвид данного штампа — ГМ-организмы начинают неконтролируемо мутировать, потому что они ГМО. Создали гибрид таракана и богомола — конечно, оно вырастет в оножмутанта два метра ростом и способного выдавать себя за человека, по крайней мере издали. И вообще, ГМО порождает не новые организмы, оно порождает или неуязвимых желающих сожрать все и вся чудовищ, или одержимых собственным превосходством фашистов, если речь идет о людях.
    • Справедливости ради, некоторые организмы действительно способны ассимилировать ДНК тех, кого съели — более того, для них это является движущей силой эволюции. Но абсолютное большинство этих существ — одноклеточные (исключение составляют разве что коловратки — многоклеточные и даже сравнительно сложно устроенные, хотя и все равно микроскопические, существа, для которых ассимиляция посторонних генов заменяет половое размножение). К коим, надо полагать, и относят себя сторонники подобных позиций.
      • И небезосновательно, ввиду аналогичного с коловратками уровня интеллекта.
      • Может сторонники подобных позиций боятся, что от ГМО у них внезапно мутирует микрофлора кишечника? Ну так она и без ГМО прекрасно это делает.
  • В других произведениях генетически модифицированные организмы (в частности, бывшие люди) либо находятся на тёмной стороне, либо выступают в роли несчастных подопытных кроликов.
  • Использование ГМО обязательно приводит к какой-то катастрофе: либо эксперимент выходит из-под контроля с фатальными последствиями, либо мировое правительство создаёт биологическое оружие и суперсолдат, либо искусственно созданные и модифицированные существа сначала вытеснят другие виды, а потом примутся за создателей.
  • Часто в фантастическом будущем отсутствует даже намёк на ГМО. Как и на трансгуманизм. Или же немногочисленные экземпляры играют роль злодеев и монстров.
  • Особенностью жанра нанопанк является то, что запрета на собственно трансгуманизм нет, но ГМО при этом практически отсутствует как класс.
  • А вот к такому явлению, как пантропия, то есть выведение новых рас людей, которые могут жить на суровых и непохожих на Землю планетах, отношение, как правило, нормальное: если она во вселенной есть, она вполне положительное явление.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Джон Уиндем, «День триффидов» — создание академиком Лысенко триффидов (правда, пока без ГМО, а селективно; некоторые считают, что селекция и прямая генная модификация — это нечто принципиально разное) привело в конечном итоге к распространению их по всей Земле, а в дальнейшем — к постапокалипсису.
    • Строго говоря, в этом куда больше повинен перуанец, который украл у русских семена триффидов. В СССР эти растения просто в теплицах испытывали.
    • Да и апокалипсис был вызван отнюдь не триффидами, они просто оказались дополнительным фактором, осложняющим судьбу выживших.
  • «Алмазный Век» — классика нанопанка, изобилие нанотехнологий и трансгуманизм в порядке вещей, но ничего даже не слышно о ГМО.
  • Вселенная Хонор Харрингтон — после Последней войны, охватившей Землю где-то в 2700-х годах, которую развязали «славянские гегемонисты» силами созданных суперсолдат-«кощеев», генные модификации были запрещены во всей обитаемой вселенной. Однако на отдаленной планетке Меза обосновались ГМ-фашисты, продолжавшие играться с генетикой и, естественно, лелеющие планы по захвату галактики.
    • Также оные ГМ-фашисты производят специально выведенных рабов разного назначения, в том числе сексуального, что считается отвратительным преступлением, но, тем не менее, существует.
  • ЗигзагомСага о Форкосиганах. С одной стороны, прикладную генетику Буджолд уважает и любит. С другой — имеет место быть Цетагандийская империя с ее уберменьшами-аутами, вообще серьезным переплетением генетики и политики и внешней политикой в духе «чихать мы хотели на гайдзинов». С третьей — мир Буджолд серый, и добра и зла здесь нет в принципе — каждая цивилизация продукт собственной длинной истории со своими родовыми травмами и тараканами в голове, а истинной проблемой Цетаганды, хотела этого автор или просто так получилось, является то, что элита совершенно оторвалась от реальности со своими евгеническими проектами — «Империя перестала расширятся? — Надо ее развалить, потому что восемь отдельных планет захапают больше, чем единая восьмипланетная империя!». Да и просто, если вдуматься, Цетаганда во внешней политике способна только кричать «какие мы грозные», а по факту — не смогла как следует оккупировать даже едва выбравшийся из средневековья Барраяр. Который всего через восемьдесят лет приятно удивил Цетаганду, полноценно противостоя ей в космосе, будучи в четыре раза меньше, но имея технически превосходящий (!) флот.
    • Позже чуть ли не открытым текстом говорится, что всё, что нужно было аутам (не народу империи, не гем-лордам, а именно аутам, скорее даже Звёздным Яслям) от оккупации Барраяра, они получили. А потому и особых усилий по удержанию не прилагали. Империя — это лишь средства для генетического эксперимента под названием «раса аутов».
    • А еще есть Содружество Джексона, где «любой каприз за ваши деньги», включая незаконные генетические эксперименты — превращение политических оппонентов в секс-рабов и прочее, способное за соответствующую сумму душевно порадовать любого Менгеле. Но это как раз к тому, что не бывает хороших и плохих генных технологий, бывают хорошие и плохие люди.
  • «Лорд с планеты Земля» Лукьяненко. Космоопера без намёка на трансгуманизм, но с пантропией.
  • «Золотой миллиард» Геннадия Прашкевича: в не столь далеком будущем пресловутый золотой миллиард обитает в закрытом Экополисе, тогда как Территории заселены уродами-ГМОедами.
  • «Сами боги» Айзека Азимова: Земля запретила генную инженерию (да и вообще на научный прогресс после каких-то там кризисов смотрит косо). При этом главная героиня с полунезависимой лунной колонии заявляет, что на Луне эти исследавания всё равно идут, пусть и втихаря, а её саму подозревают в том, что она унаследовала свое интуицию от предков, участвовавших в старой программе.
  • Сердце меча — генными модификациями человека занимается только Вавилон — империя злобных уродов-рабовладельцев. Генномодифицированные люди — на положении бесправных рабов и армейского пушечного мяса. Нормальных трансгуманистов, просто пытающихся расширить с помощью генных модификаций способности человека, там нет. Очучеливание налицо.
  • Сергей Тармашев, «Наследие» в двух частях — главгад является главой корпорации «Монсанто», так что количество антигмошного бреда зашкаливает. Как, впрочем, и пропаганды иного рода.
  • Виталий Сертаков "Дети сумерек" - в один прекрасный день начинается лавинообразное озверение (перерастающее в мутацию) россиян: в основном детей, режущих и убивающих направо и налево, но и взрослые тоже не отстают. А причина...зловредные западные попкорн, чипсы и кока-кола с ГМО и трансгенами!

Кино[править]

  • W:eu:Jack and the Beanstalk: The Real Story — инверсия: сюжетно важным элементом является генно-модифицированные культуры, способные расти буквально где угодно (хоть в пустыне, хоть в мире без солнца), и идея их использования подается, как благо (другое дело, что всем пофиг; в финале главный герой спонсирует проект).
    • Опыт множества злостных интродуцентов показывает, что при отсутствии должных мер безопасности растение, которое может расти где угодно, будет расти где угодно, вполне возможно, с печальными последствиями. Впрочем, тут опять же все сводится к адекватному обращению с технологией, а не к технологии как таковой (всё-таки, ни борщевик, ни кролики в Австралии не были ГМО).

Телесериалы[править]

  • «Звездный путь». В 1990-х годах Землю охватили Евгенические войны — к власти пришли аугменты (ГМ-люди), одержимые идеей собственного превосходства. Тот же Хан Нуньен Сингх в своё время был правителем трети мира. И хотя проблема была в том, что их изначально сделали агрессивными и бесчеловечными подонками (впрочем, не без интеллекта и харизмы), слушать оптимистично настроенных сумрачных гениев вроде Арика Сунга никто, включая самих аугментов, не хотел. Как результат, исправить уже созданных эмбрионов не позволили, а аугментика была запрещена от слова «совсем», даже для лечения естественных генетических аномалий.
    • Несмотря на запрет генной модификации, генную терапию никто не запрещал и она активно использовалась в медицине. Лечили так повреждения генома (например, рак или случайное омолаживание), восстанавливали людей после переписывания ДНК (синдром Баркли, например) и всякой НЁХ (состаривание радиацией, воздействие Варп-10) и т.п. Граница применения здесь установлена скорее из прагматических соображений — при тяжёлых аномалиях проще сделать аборт, чем возиться с генетикой и следить за каждым вылеченным дауном до конца его жизни (150-200 лет). С учётом развития протезирования (Ла Форж, Пикар) и возможности создания искусственных органов (Ворф), в большинстве случаев это попросту не нужно.
    • В Следующем поколении есть серия об опытах с ГМ-детьми, которые освоили телекинез и развиваются в разы быстрее обычных. Их агрессивный иммунитет создал новый штамм вируса, который чуть не погубил обычных людей. А вы думали бред величия — единственная проблема?
    • В том же Следующем поколении есть серия, посвящённая основанной в 22 веке колонии с искусственной репродукцией. Они оказались заперты на своей планете из-за уязвимости к потере даже малой части генофонда и неспособности к адаптации в других условиях. Также затворническая жизнь в довольстве привела к их технологической отсталости от людей Федерации, хотя генетика должна была улучшить их продуктивность и интеллект.
    • С другой стороны, например, один из персонажей «Глубокого космоса-9» доктор Башир едва не попал в пожизненный изолятор из-за того, что в детстве родители обнаружили у него задержку умственного развития и подлечили на планете, где ГМО было разрешено. И которую, что характерно, не рвали на части разборки ГМ-фашистов.
      • После Евгенических войн это, вообще говоря, обоснованно. Никто толком не знает что там с ним могли сделать и какие тараканы могут быть у ГМ-гения. Если бы его подлечили физически, вопросов было бы гораздо меньше. В отличие от старых аугментов, доктор отрывается как обычный невыносимый гений без планов завоевывать, но разница здесь и в технологии (модификация живого человека, а не зародыш из пробирки), и в мотивации применения и, наконец, в количестве изменений. Так что говорить о правильном воспитании или корректировке настоящих аугментов не приходится.

Мультфильмы[править]

  • «Урок» Роберта Саакянца» (1987) — субверсия: высадившись на неисследованной планете люди начинают охотиться на местную живность — и обнаруживают, что на этой планете существо, убившее другое существо, превращается в убитое. Моментально. Мультфильм укурен примерно так же, как «Ветер» того же автора.
    • Герои даже не задумались, какие перспективы это открывает...
      • Почему же не задумались? Главная героиня, рассудив, что покинуть в одиночку планету не сможет, как раз и решила выбрать себе подходящую новую форму.
  • «Облачно, возможны осадки: Месть ГМО» — в наличии намёки на захват мира живыми продуктами.

Мультсериалы[править]

  • «Смешарики», а если быть точнее, её спин-офф «Пин-код». Вроде бы научно-популярная передача, так что вообще ёшкин стыд. Копатыч в одной из серий съел ГМО-морковку и… правильно, мутировал. В великана.
  • В сеттинге «Футурамы» многие опыты по созданию ГМО на Земле запрещены. Но вот в небе — запрещать некому. Собственно чем и занимается Мамочка в серии «Leela and the Genestalk» (Лила и зерно генетики), находясь в летающем замке-лаборатории (большая отсылка к сказке «Джек и бобовый стебель» вместе с кучей отсылок поменьше, например к многострадальным цветным лошадкам и Adventure Time).

Комиксы[править]

  • Wildfire — полностью об этом. Казалось бы, ну какой вред могут нанести обычные быстрорастущие одуванчики? Почти полное разрушение Лос-Анджелеса, вот какой. Справедливости ради, в приложениях представлены самые разные современные точки зрения на проблему ГМО.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Основной конфликт в Gundam Seed именно в этом: генмодифицированые «координаторы» против «натуралов» — причем плохие, скорее натуралы, которые пытаются уничтожить координаторов из зависти и ксенофобии. Впрочем, председатель Верховного Совета координаторов — сам тот еще нацист, уверенный в превосходстве координаторов над натуралами.
  • Основной конфликт в Seikai no Saga Хироюки Мориоки и ее амине-экранизациях (Star Crest, Star Banner) завязан на противостоянии империи Абов, цивилизации, одной из основ которой является генная инженерия, и Новосицилианского союза. У основного государства Новосицилианского союза, Объединенного человечества, любые генетические модификации находятся под строжайшим запретом.
    • Хотя тут скорее имеет место самая банальная политическая конфронтация под которую подвели ксенофобские страхи населения.
  • Зигзагом сыграно в «Гаргантия: на просторах зелёной планеты» (Suisei no Gargantia) . Там ГМО-люди стали альтернативной веткой человечества, и «плохие» они только с точки зрения пропаганды Галактического Альянса с запретом на ГМО.

Видеоигры[править]

См. также[править]