Головной симпозиум

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Радость, Печаль, Страх, Брезгливость и Гнев

(link)

Вот так и протекает симпозиум!

Если в наплечном симпозиуме переговариваются «светлая» и «тёмная» стороны личности человека, обычно изображаемые в виде чёртика и ангелочка, то в этом аналогичном художественном приёме переговариваются разные черты характера или разные мысли, как правило, больше двух: ум, глупость, страх, храбрость, радость, гнев, печаль и другие.

Как наплечный симпозиум, головной симпозиум — это кино-приём, позволяющий воплотить внутренний мир героя на экране.

Связанный троп — раздвоение личности.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Легион» Брендона Сандерсона — педаль в магму: личностей внутри мозга Стивена Лидса не один десяток, и каждая является экспертом в той или иной области.
  • «Сага о Форкосиганах» — «Чёрная команда» Марка: Убийца, Обжора, Рёва, Пыхтун. Возникли при расщеплении психики во время физических и психологических пыток в плену у барона Риоваля, спасли Марка от окончательного безумия.
  • «Досье Дрездена» — Гарри Дрезден, его подсознание, его суперэго (принимающее образ его отца) и Лаш, «тень» падшего ангела Ласкиэли, живущая у него в мозгу и пытающаяся совратить его на Тёмную сторону. В итоге Гарри обращает Лаш на Светлую сторону, и она погибает, приняв на себя «психическую пулю». Позже это повторяется со слегка обновлённым составом: Гарри, подсознание и дух-интеллект — «дочь» Гарри и Лаш, занявшая место последней после её самопожертвования.
  • «Каюкер и Ухайдакер» — у главного героя Иннота в голове обитает больше десятка «персонажиков». Субверсия — поскольку тело протагониста обладает биологическим бессмертием, рано или поздно жизнь становится в тягость, так что каждый из «персонажиков» является предыдущим владельцем тела и полноценной личностью со своими знаниями, умениями и тараканами в голове. Более того, никто не мешает им давать полезные советы или по обоюдному согласию временно занять тело обратно. В книге Иннот заэксплуатировал своего «папу», пользуясь его умением управляться с воздушным кораблём, и на день выпустил наружу Сола Кумарозо, чтобы выиграть музыкальный конкурс. Тот, будучи легендарной звездой джанги, естественно, одержал блистательную победу... а потом устроил преофигительный загул по барам Бэбилона, да так, что наутро Иннот очнулся с чудовищным похмельем, которое, при его причудливой биохимии, вещь почти невероятная. Кто сказал «Cyberpunk 2077»?
  • «Хроники странного королевства» — Кантор и его внутренний голос. А потом и ещё один внутренний голос.
    • Вообще подобные симпозиумы свойственны мульти-классам, где каждый голос соответствует одной из классовых сторон
« Тень: Даже если это был он, за вторым миллионом он не явится.
Огонь: Уж признайся, ты бы и второй миллион отдал, лишь бы это был он!
»
— Симпозиум у господина Пуриша
  • «Артас: Возвышение Короля-Лича» (Warcraft) — субличности Артаса, шамана Нер’Зула и некоего мальчика, олицетворяющего светлые стороны принца, ведут беседу в огромном зале.
  • Генри Лайон Олди, «Ойкумена» — все невропасты имеют по два внутренних голоса (принадлежащих людям, которые повлияли на становление их личности — родителям, учителям и т. д.).
  • Роберт Шекли «Четыре стихии» — до реинтеграции именно под этот троп подпадают личности в голове героя.
  • Майкл Флинн, «Спиральный рукав» (пополам с раздвоение личности) — Фудир, он же Донован. Его разум добрые дяди-Названные расщепили аж на десяток с лишним кусков, которые не всегда друг с другом ладят. Напрямую играется в основном во второй книге цикла.
  • Иван Фолькерт, «Сказки тёмного леса» — зелёный змей, с которым главный герой знакомится в зимнем лагере, убеждает героя закрыть глаза на муки совести и увещевания вожатой. Позже он убеждает главного героя в том, что его друг не в себе из-за кислоты, и воспринимать его россказни всерьёз не стоит.
  • Фрэнк Герберт, «Дети Дюны» — в сознании предрождённых живут личности их предков, некоторые из которых стремятся захватить контроль над своим потомком.
  • Метавселенная Рудазова — в мистерийском институте Унионис на факультете родительства учат воплощать головные симпозиумы в виде эмоционалов — разновидности тульп. Какой-нибудь Гнев или Злоба будут свирепым чудовищем, Лень — неспешным, но крайне комфортным ездовым зверем, а Пунктуальность — чем-то типа Белого Кролика, истерично носящегося с воплями «Мы опаздываем!» Вынося ту или иную черту характера, знание или качество в эмоционала, сам маг его утрачивает.
    • Главный эмоциональщик современности Найм Сарразен носит прозвище «Ледяная Глыба» — он превратил в эмоционалов чуть ли не весь свой характер и теперь представляет собой эталонный бездушный разум. Хладнокровным мерзавцем не становится только потому, что какие-нибудь Совесть или Милосердие, тоже вынесенные в эмоционалов, тут же наставляют хозяина на путь истинный.

Фанфики[править]

  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления» — Гарри использует технику воображаемых субличностей. «Обычно я идентифицирую различные желания, даю им имена и рассматриваю, как отдельных индивидуумов, а потом позволяю им спорить у себя в голове. Чаще всего это мои пуффендуйская, когтевранская, гриффиндорская и слизеринская стороны, мой Внутренний критик и копии тебя (Гермионы), Невилла, Драко, профессора Макгонагалл, профессора Флитвика, профессора Квиррелла, папы, мамы, Ричарда Фейнмана и Дугласа Хофштадтера». На практике нам чаще всего показывают субличности принадлежности факультетов Хогвартса.

Кино[править]

Телесериалы[править]

  • «Голова Германа» — возможный кодификатор, где вокруг такого симпозиума крутится весь сюжет.
  • «Доктор Кто» — в 09:11 Двенадцатый реконструирует у себя в голове свою ТАРДИС с Кларой, проводит математические расчёты на консоли (проекция интеллекта) и спорит с Кларой, отвечающей ему записями на доске.

Мультфильмы[править]

  • «Головоломка» — такой симпозиум находится в центре внимания всю дорогу, а не только появляется на минутку в качестве художественного приёма (см. видео).
  • Короткометражка «Reason and Emotion», снятая студией Дисней почти за 70 лет до «Головоломки». Персонажей, правда, только два: Эмоция (грубоватый и вспыльчивый пещерный человек) и Разум (ухоженный и строгий джентльмен).

Мультсериалы[править]

  • В «Симпсонах» фигурировало неоднократно. Можно отметить либидо Лизы, сидящее в клетке до 14 лет, и «Гомера-умника», который был убит другой частью личности Гомера ещё в детстве.
  • Одна из серий «Чёрного плаща» именно об этом.

Аниме и манга[править]

  • Kami nomi zo Shiru Sekai — в одной из серий из-за простейшей просьбы посоветовать, какую игру лучше сделать, у героя в голове начинается симпозиум, потом митинги на несколько сотен человек, а под конец его субличности устроили настоящую гражданскую войну галактического масштаба.
  • Himouto! Umaru-chan — пару раз такие симпозиумы проводятся в голове Умару.
  • Корейская манхва «Клетки Юми» давит педаль в мантию, состоя из этого чуть менее чем полностью.
  • Beelzebub — у Оги Тацуми «симпозиум» проходит в форме судебного заседания, участниками которого являются его друзья и знакомые. В манге случалось дважды. Так, один раз суд постановил разжаловать налажавшего Огу из «Сильнейшего Огра» до «Чупакабры».
  • Kaguya-sama: Love is War — когда Кагуя не может решить, какой подарок подарить Сироганэ на день рождения, в голове разворачивается судилище, где за ее мнение спорят нарочито спокойная ледяная Кагуя и БаКагуя или глупышка Кагуя, являющая тайные подавленные желания любви и привязанности, а судит их лоли-Кагуя.
  • Kumo Desu ga, Nani ka? — в голове героини обычно происходят собрания 4 личностей (это реально такой скилл, который она взяла, чтобы быстрее просчитывать поведение в бою)…
    • Kumo Desu ga, Nani ka? Daily Life of the Four Spider Sisters — …а в спиноффе каждая личность обретает свое тело. Удобно для охоты и строительства, но за вкусняшки дерутся — дай боже.
  • Otome Game no Hametsu Flag shika Nai Akuyaku Reijou ni Tensei shiteshimatta — «совещания» в голове у Катарины, в которых участвуют её черты характера, поочередно предлагая пути решения образовавшейся проблемы. Итоги подводит обычно Мудрость, что смешно вдвойне, учитывая… скажем так, выдающиеся умственные способности главной героини.
    • Кстати, в ранобе-оригинале совет состоял всего из 3-ёх «личностей» — в аниме их стало 5.
  • Tokyo Ghoul — чем дальше Канэки едет крышей, тем больше голосов в его голове, будь то посторонние (образы Ризэ, Ямори, Хидэёши) либо свои же (личности самого Канэки на тот или иной период сюжета).

Видеоигры[править]

  • Disco Elysium: все 24 голоса в голове детектива являются фактически полноценными персонажами, регулярно участвующими в диалогах. А ещё двое появляются только в некоторые моменты отдельно от остальных.

Реальная жизнь[править]

  • Реальный случай в психиатрии:
«

У мальчика 10 лет временами «сами появляются плохие мысли», которые он иногда «видит» в голове «написанными белыми чернилами на красном фоне». У него «есть одна мысль с усами, которая заставляет сделать что–нибудь нехорошее, пойти на кладбище и вырыть покойника». По его словам, у него «в голове много также говорящих мыслей», иногда их смысл непонятен мальчику, например, «звучащая мысль Кинлосибол».

»
— В. В. Ковалев. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков