Не так страшен чёрт

Материал из Posmotrelisu
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Villainy-Free Villain. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« …как его малюют. »
— Пословица-тропнеймер

Герои думали, что Тёмный Властелин — воплощение всего мирового Зла, дьявол во плоти… а он оказывается пусть очень непростым, но пока ещё смертным. Чародеи полагали, что древнее зло — это хтоническое лавкрафтианское ОМАЙГААААА!..… а им навстречу выходит огромное, могучее, опасное, но всё же вполне материальное и постижимое чу-чу. Революционеры ожидали, что диктатор-угнетатель — циничная скотина, готовая на любые жертвы, чтобы удержаться у власти… а он проявляет себя как благонамеренный экстремист со своей правдой, с которым вполне себе можно договориться. Злодеи боялись, что по их душу явится свирепый храмовник, никому не дающий пощады — а припёрся чуткий и милосердный паладин, просто в ржавых доспехах, всегда готовый принять раскаяние пришедшего с повинной преступника.

«Не так страшен чёрт» — близкий родич тропов «Ложная тревога» и «А он вовсе не такой!», но назвать его тем же самым с прикрученным фитильком язык не поворачивается. Дело в том, что персонаж как раз именно такой: действительно злой, действительно чужеродный, действительно опасный, только… как бы это сказать… не в такой степени. Если он не так зол, как рассчитывалось, то с ним вполне можно договориться. Если он не так чужероден, то где-то поблизости троп «ложная мистика». Если же он не так могуч, как рассчитывалось, то безнадёжный бой превратится в трудный, но не невозможный, и может даже кончиться тропом «Видали мы вашего Х». Страхолюдности «чёрта» отлично служат устрашающее имечко и грозная репутация, от несоответствия которых действительности может приключиться бафос-нежданчик.

Надтроп — Полуправда. В производном творчестве аналогами служат тропы Из демона в клоуна, Ослабеть в адаптации, Отупеть в адаптации и Подобреть в адаптации. Если же чёрт вообще никак не страшен (и даже вообще не чёрт), то это либо Ветряная мельница, либо У страха глаза велики.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

« Не так страшен чолнт, как его намалевали в рецептах твоей мамэ. »
— Еврейская мудрость

Комплексные франшизы[править]

Литература[править]

Кино[править]

  • «Новые приключения неуловимых» — в самом начале фильма разрядка смехом. Над красным войском начинает кружить белый лётчик на самолёте — пусть и тогдашнем (самое начало 1920-х), несовершенном, но самолёт есть самолёт. Борцы за народное счастье начинают не шутя опасаться, как бы он не сбросил бомбу… Но отважные Неуловимые не утратили присутствия духа. Они накидывают на пилота лассо, выдёргивают его из кабины и берут в плен. И становится видно, что это до полусмерти перепуганный грузный дядька в летах, да еще и, как выяснилось, одетый в потешные брючки в мелкую клетку «а-ля английская мода»! Не иначе англоман — если только не буквально британец-интервент. А вылетел, скорее всего, просто на разведку.
  • «На златом крыльце сидели…» (1986) — опора на троп. В этом фильме, по-доброму пародирующем советские киносказки, Водяной Государь творит кое-что не очень хорошее, — держит в плену ни в чём не повинного короля-труженика, — и героям приходится ему противостоять… Но режиссёр намеренно поручил З. Гердту играть Водяного так, чтобы получался троп-сабж. Бафос: в одной сцене Водяной, как бы «устав играть роль», временно снимает устрашающий лохматый длинноволосый чёрный парик и начинает сбривать с подбородка щетину. Электробритвой, ага. Видимо, магия ему доступна лишь в очень ограниченных рамках. И отчётливо видно, что это усталый пожилой еврей, которого уже подзадолбало жить так, как он живёт.
  • Пародийные варианты киносказок иногда снимались в СССР и раньше, и там тоже применялся этот троп. Например, в «Иване да Марье» (1975) царь Евстигней XIII не шутя волнуется насчёт урона, который способен-де нанести державе Соловей-Разбойник. Царь воспринимает Соловья как серьёзную угрозу… Да вот только Соловей, конечно, хулиган, хвастун и ухарь, но не более того. Не отморозок, и вряд ли именно злыдень. И командует почти неопасной «нечистью», которая больше шутит, чем вредит. А если выдать за Соловья царевну Аграфену (у них взаимная любовь) — то ситуация и вовсе разрулится сама собою ко всеобщему удовольствию.
    • Многие из стихов и песен, написанных специально для этого фильма Владимиром Высоцким, не вошли в метраж (даже фрагментами) потому, что «банда» Соловья в них изображалась, вольно или невольно, как гораздо более серьёзная опасность, чем предполагалось по сценарию. Да и вообще Высоцкий в этих песнях местами показал довольно резкую драму (одна «Беда» от лица Марьи чего стоит!), которая не вписалась бы в шутейно-балаганный стиль этой сказки.
  • Традицию, начатую «Иваном да Марьей» и «На златом крыльце сидели…» (всё действие — как бы понарошке, а нечисть, включая её предводителей — скорее «по-своему несчастная голытьба», чем записные злодеи, несмотря даже на их грозную репутацию), попытался уже в постсоветское время развить фильм «Книга мастеров» (2009). Но вышло посредственно, без шарма, потому как со вкусом и у сценариста, и у режиссёра дело обстояло не очень, и в результате фильм пошловат, не сбалансирован, да еще и не попадает ни в один возрастной адрес. Это для детей? Грубо, скучновато и примитивно, с очень взрослыми шутками «ниже пояса». Для взрослых? Плоско, тривиально и… опять-таки примитивно.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» — изображаемые забавные животные разумны и цивилизованы, они по умолчанию друг друга отнюдь не едят; пожирание друг друга — это у них уголовное преступление, так что ни о каких «пищевых цепочках», ни о какой «естественности и допустимости» речь идти не может. Тут вам не джунгли. Волк, чёрт побери, действительно опасный маньяк, и из патологических мотивов (А. Курляндский пояснял, что во многом из шовинистических и завистнических) постоянно покушается на жизнь ребёнка-Зайца. Но Волк — трусоватый злодей-недотёпа, комически мнящий себя «ужасно крутым»… и действительно неслабый, но без царя в голове. Он так неуклюже и тупо атакует «кандидата в жертвы», что регулярно получает на свою же голову неприятности, а Заяц каждый раз спасается.
    • И к тому же (Курляндский подчёркивал и это) Волк подсознательно сам через раз сомневается, «стоит ли жрать» Зайца, а оттого он подозрительно часто начинает «больше забавляться, чем атаковать», или, как вариант, хочет «сначала потешиться, а потом уже грызануть»; и это-то и позволяет Зайцу снова и снова спастись.
    • С Зайцем у Волка своеобразная love-hate: Волчишка к косому за годы покушений не шутя привязался. При других обстоятельствах они могли бы быть побратимами, или даже Волк Зайцу — чем-то вроде приёмного отца.
    • И несколько раз имели место попытки помириться навсегда. Проваливались они только по иронии судьбы: Заяц-то неизменно настроен мирно, он никогда не звереет (лишь изредка понятным образом ехидничает), это вам не мыш Джерри.
  • «Как казаки на свадьбе гуляли» — литерал: изображение главчёрта на верстовом камне реально страшнее, нежели сам этот чёрт оказывается, когда сбрасывает невидимость.
    • Но там хотя бы главчёрт и его банда — достаточно опасные и скверные (как значительным антагонистам и положено), и когда казаки их всех утопили, заодно «очистив водою» проклятое место — это ощущается как вполне разумная мера.
    • …И это не отменяет того, что, при всей своей опасности для человечества, та бригада нечисти, которую нам показали — комические злодеи, а не «страх, ужас и в кишках холод». Скорее потешная мерзость, чем «мрачная угроза». Они ещё и трусливые вредители, знают силу страха — и их самих можно запугать, если умеючи.

Изобразительное искусство[править]

  • Пословица искусствоведов: «Не так чёрен квадрат, как его намалевал Малевич». Отсылка, в частности, к тому факту, что для изображения этого квадрата Малевич… не использовал чёрную краску.

Реальная жизнь[править]

  • Не так страшно Средневековье, как его малевали церквеборцы-просветители (а потом советские идейно крепкие речекряки, а потом деляги вроде Абсентиса, а потом… ну, кто следующий?) Были в нём и гигиена, и медицина, и права человека — просто другие, основанные на другой аксиоматике, нежели привычна нам. И естественнонаучные (точнее, протонаучные) знания были, а уж гуманитарные цвели и пахли так, как не цвели до самого XIX века.
  • Ковидная эпоха вся об этом. Болезнь — действительно заразная, действительно трудноизлечимая и иногда смертельная, но быстро мутировала в сторону повышения заразности и уменьшения летальности (ибо чем дольше живёт носитель, тем выгоднее это с точки зрения распространения вируса), покуда последняя не упала до среднебольничных значений. И получилось, что изрядное число, если не большинство жертв уханькала не сама «уханька», а коллапс системы здравоохранения, которая могла поддерживать или экстренные противоковидные меры, или нормальное функционирование — но не то и другое разом.

Примечания[править]

  1. Для родившихся уже при Путине нужно, наверное, пояснить: должность Генпрокурора с 1995 по 1999 занимал Юрий Скуратов.